статья "Старинные танцы"
статья на тему

Пантелеева Надежда Евгеньевна

Цель данного ресурса расширить знания учащихся о танцах. Задачи: познакомить учащихся с историей танцев и их особенностями, воспитывать интерес и любовь к музыкальному искусству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл starinnye_tantsy.docx27.4 КБ

Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЙ    УЧИТЕЛЬСКИЙ   ПОРТАЛ     http://easyen.ru

Пояснительная записка

1.

Автор (ФИО, должность)

Пантелеева Надежда Евгеньевна, педагог дополнительного образования МОУ «Гимназия №58»

2.

Название ресурса

материал

3.

Вид ресурса

статья

4.

Предмет, УМК

музыка

5.

Цель и задачи ресурса

Цель: расширить знания учащихся о танцах.

Задачи:

-познакомить учащихся с историей танцев и их особенностями.

-воспитывать интерес и любовь к музыкальному искусству.

6.

Возраст учащихся, для которых предназначен ресурс

9 – 13 лет

7.

Программа, в которой создан ресурс

Microsoft Office Word/

История танцевальная музыка   насчитывает многие тысячи лет. Изначально танцевальная музыка    была вокальна, музыкальными инструментами были простейшие ударные инструменты.

Старинные танцы

                                                   

                                                                               

Пантелеева

Надежда Евгеньевна.

Педагог дополнительного образования МОУ «Гимназия №58»

                                 

                                    г.  Саратов

     Танцевальная музыка в широком смысле – музыка для сопровождения танца, а так же производная от неё категория музыкальных произведений, не предназначенных для танцев и имеющая самостоятельную художественную ценность. Специфические признаки танцевальной музыки  это доминирующее положение метра: типовые ритмические формулы, определённость каденций, господство инструментального жанра (хотя пение не исключается).

    История танцевальной музыки   насчитывает многие тысячи лет. Изначально танцевальная музыка    была вокальна, музыкальными инструментами были простейшие ударные инструменты.  Существуют типовые ритмы, внешние прообразы, например, подражание прыжкам кенгуру (аборигены Австралии). Упоминание о танцах содержится в Библии. В древней Греции танцевальная музыка становится народной. Появляется профессиональная танцевальная музыка: дворцовая, церемониальная, театрализованная, храмовая.

      Благоприятным временем для расцвета танцевальной музыки    была эпоха Возрождения. Первые сохранившиеся записи     танцевальной музыки относящиеся к 13-14 вв.:  эстампы, сальтарелло , как правило одноголосные . Многоголосная танцевальная музыка относится к 15-16 вв.

       В ходе исторического развития танцевальная музыка оказывала большое влияние на другие музыкальные жанры и в то же время обогащалась сама.

        Самостоятельной музыкальной ценностью обладает уже в 16 в. Сюита. Образное и языковое усложнение начинается с конца 17 начала 18 в. Танцевальность проникает в новые жанры: Трио-соната у Г.Ф. Генделя и И.С.Баха. Тональность – это жизненный нерв тематизма многих даже самых сложных жанров и форм. Огромную роль тональность играет в музыке венских классиков. Средоточие танцевальности – менуэт, иногда драматизированный  (симфония № 40 g-moll В.А.Моцарта.)

         В ХIХв. танцевальная музыка развивается под знаком романтизма, поэтизации. Символом лиричности стал вальс, который проник и в симфонию (Фантастическая симфония Берлиоза, «Серенада для струнных» и 5 симфония Чайковского).  Танцевальная музыка создаёт существенные условия для возникновения национального симфонизма («Камаринская» Глинки, «Славянские танцы» Дворжака). ХХ век использует танцевальность как средство отражения самых разных сторон действительности: глубокая человеческая трагедия (Симфонические танцы Рахманинова); зловещая карикатура (2, 3, 8  симфонии Шостаковича); идиллический мир детства (2, 3 симфонии Малера).

           Во второй половине ХХ века, с появлением средств массовой информации танцевальная музыка  стала наиболее распространённым  и популярным видом искусства. Её коммерческое направление составляет часть так называемой массовой культуры.

РАССКАЗЫ О ТАНЦАХ

МЕНУЭТ

«Танец королей» и «король танцев» — так шутили двести лет назад, потому что менуэт был столь же популярен в XVII и XVIII веках, как вальс — в XIX. Французское слово menu означает «маленький», «мелкий», то есть танец, основанный на маленьких шагах.                                            

Менуэт — старинный французский народный танец, он произошел от хороводов провинции Пуату. Как и многие народные танцы, менуэт прижился при дворе французских королей и при Людовике XIV, в середине XVII века, превратился в галантный аристократический танец, сдержанные движения которого основывались преимущественно на жеманных поклонах и реверансах. Размер менуэта всегда – 3/4.

Своими маленькими шажками менуэт быстро пересекал одну за другой границы европейских стран и уже в начале XVIII века был популярен от Англии — до России, от дворца короля — до домика простолюдина. Ритм и интонации менуэта пронизывают европейскую профессиональную и бытовую музыку всех жанров: от кантов — до симфонии и оперы. Он связал музыку элитарную и демократическую, инструментальную и вокальную. Слушая старинную музыку, обратите внимание на ее размер. Если услышите мягкое трехчетвертное движение — знайте, вам шлет привет старинный танец менуэт.

ГАВОТ

Изящный и спокойный, степенный и приветливо-грациозный, этот французский танец был популярен три столетия подряд: XVI, XVII и XVIII. А вышел из употребления уже около 1830 года, уступив место вальсу, польке, мазурке, полонезу. Как и многие танцы, он зародился в фольклоре — в хороводах, Но уже с XVII века гавот стал придворным танцем, что, конечно, несколько изменило его характер, сделало более утонченным. Затем гавот попал в балет, в инструментальную сюиту.                          

Размер этого танца обязательно четный: 4/4 или 2/2. Ритм гавота с большим затактом легко узнается и ассоциируется со старинной музыкой. Современные композиторы используют его для стилизации. Первым это сделал Сергей Прокофьев в своей Классической симфонии (1917), вставив гавот в симфонию в качестве самостоятельной части. Это получилось у него с таким блеском, изяществом и юмором, что симфония стала классической в полном смысле слова, хотя Прокофьев подразумевал подражание венским классикам.

КОНТРДАНС

Этот танец был основой европейской танцевальной музыки XVI—XIX веков. Его французское название — вариант английского country-dance, что буквально означает «деревенский танец».

Несложный, удобный, разнообразный,  демократичный (в нем может участвовать неограниченное количество танцующих), он был чрезвычайно популярен в Англии, Франции, Германии, в североевропейских странах. У контрданса было множество разновидностей и названий: кадриль, гросфатер, экосез, англез, котильон и др. При этом в каждой стране он был любим именно как иностранный танец. Так, во Франции его называли английским контрдансом, в Германии — французским контрдансом, в других странах — экосезом. В России он был популярен как французская кадриль.

Музыкальный размер контрданса обычно четный: 2/4 или 6/8. Его ритм часто встречается в классической инструментальной музыке, особенно у Моцарта и Бетховена.                        

КАДРИЛЬ

Этот интересный, увлекательный и красивый танец еще недавно был чрезвычайно распространен во всей Европе. Основное время его бытования приходится на XVIII и XIX века.        

Многие танцы возникли как народные и лишь потом попали на светские балы. А с кадрилью наоборот. Долгое время популярная в салонах, она постепенно демократизировалась и стала любимым народным танцем.                            

Особенность кадрилей, несмотря на большое количество разновидностей, сложившихся в разных странах и городах (известны испанская, итальянская, русская, украинская, белорусская, литовская, латышская, эстонская, ярославская, уральская, волжская, московская и др.), — это четное количество участников, делящихся на пары. По правилам четыре пары выстраиваются по четырем углам квадрата (потому танец и называется от французского quadrille или испанского cuadrilla — то есть группа из  четырех человек, или четырехугольник) и поочередно исполняют те или иные танцевальные фразы, после чего фигура заканчивается общим движением.

ЭКОСЕЗ

Французское слово ecossais означает «шотландский». Именно из Шотландии происходит этот веселый народный танец с энергичным двудольным ритмом, первая доля которого раздроблена на две восьмых. В Европе с конца XVII века он был известен как «англез», и в России его называли английским танцем.

Экосезом его назвали во Франции в 1726 году. В начале XIX века к нему часто обращались профессиональные музыканты. Экосезы есть у Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шопена.

ЛЕНДЛЕР

Народный парный круговой танец, распространённый в Австрии и Германии. Размер 3/4 (трёхдольный). Большую популярность приобрёл во второй половине ХVIII века когда начал использоваться  Венскими композиторами.

 Важную роль в раскрытие характера танца (движение с прыжками) играет ритмическая упругость с опорой на сильную долю такта, чёткое исполнение штрихов и динамики, гибкость.


12-14вв..

15в.

16в.

17в.

18в.

19в.

1900г.

1914г.

после 1945г

Бранль

Павана

Ригодон

Мазурка

Канкан

Регтайм

Блюз

Ча-ча-ча

Эстампи

Бас-данс

Тордьон

Менует

Полонез

Галоп

Кех-уок

Фокстрот

Твист

              Гальярд

Гавот

Лендлер

Лансье

Танго

Румба

Конга

Сальтаремо

Пассамеццо

Англез

Вальс

Пасодобль

Чарльстон

Халли-галли

Хофтанц

Экосез

Полька

Самба

Липси

Вольта

Контрданс

Краковяк

Чанстен

Мамбо

Пассакалия

              Кадриль

Тустеп

Рок-н-ролл

Чакона

Бурре

Котильон

Шейк

              Алеманда

Сиртаки

Куранта

Канари

     Жига

Паспье

Сарабанда



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Танцы, танцы, танцы...

Показать ученикам 2 класса многообразие танцевального жанра на примере Вальса, Польки, Камаринской....

Открытый урок по музыке "Танцы, танцы, танцы"

Разработка открытого урока во 2 классе: "Танцы, танцы, танцы"...

Урок музыки 2 класса. Тема урока: "Танцы, танцы, танцы..." Программа Г.П. Сергеева, ЕД. Критская. Разработка раздела программы 2 класса "День, полный событий. Программа Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.

Урок музыки для 2 класса . Тема урока: "Танцы, танцы, танцы..." Программа Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская.Разработка раздела программы 2 класс "День, полный событий" Программа Г.П.Сергеева,Е.Д.Критская....

урок музыки во 2 классе "Танцы, танцы, танцы…"

Урок  музыки во 2 классе по программе Е.Д.Критской. Цель - закрепить представления о танцевальных жанрах музыки и тех жизненных ситуациях, в которых люди разных времен и народов танцуют....

2 класс. Танцы, танцы, танцы

"Презентация к уроку музыки во 2 классе на тему "Танцы, танцы, танцы". Раздел в учебнике "День, полный событий"П.И. Чайковский "Полька, Камаринская, Вальс", "Песенка-чудесенка"...

Презентация к уроку "Не смолкнет сердце чуткое Шопена. Танцы, танцы, танцы".

В презентации представлены определения танцев - мазурка, полонез, вальс. Каждый танец дополнен аудиозаписью и рисунком. Основные даты из жизни Шопена, фотографии рассказывают нам о творчестве великого...

Презентация "Танцы, танцы, танцы" (2 класс)

Презентация "Танцы, танцы, танцы..."...