Танцы, танцы, танцы...
план-конспект урока (музыка) по теме

Кожанова Оксана Владимировна

Показать ученикам 2 класса многообразие танцевального жанра на примере Вальса, Польки, Камаринской.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Музыка. 2 класс29 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока музыки во 2-ом классе

учителя музыки Кожановой Оксаны Владимировны

ГБОУ школа №120 Выборгского района С-Пб

 Тема урока: «День полный событий»

Места урока в системе уроков: текущий

Цели урока: 

Показать многообразие танцевального жанра на примере Вальса, Польки, Камаринской.

Задачи урока:

закрепить понятие жанра;

закрепить понятия лад, ритм, метр, доля, мелодия;

работать над чистотой интонирования;

развивать у детей умение чувствовать характер музыки,

развивать у учащихся чувство кантилены, округленности звука;

развивать чувство ритма;

развивать творческие способности учащихся: память, внимание, воображение, фантазию;

развивать музыкальный кругозор;

воспитывать любовь к родине, к красоте русской природы;

способствовать воспитанию любви к вокально-хоровому исполнительству, интереса к музыкальному инструменту: свирель;

воспитывать умение работать в коллективе и уважительное отношение ко всем участникам образовательного процесса

   Тип урока: комбинированный с элементами закрепления материала и систематизации  

                       знаний

   Методы урока: объяснительно-иллюстративный с элементами репродуктивного                                      

   Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, коллективная

   Возрастная категория: 2класс

   УМК:

  Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина: «Музыка 2 класс» - М.:Просвещение, 2010.

  Г.П Сергеева., Е.Д Критская., Музыка. Хрестоматия музыкального

           материала. – М.: Просвещение, 2005.

  Технические средства обучения

        Музыкальный материал:

«Детский альбом» П.И.Чайковский: Полька, Вальс, Камаринская;  

«Добрый день» музыка Я.Дубравина, слова В.Суслова;

«Русские ложки» автор музыки и слов неизвестен.

Попевки: «Ду-ду-ду», Часы», «Жучка».

          Оборудование: фортепиано, телевизор, DVD, компьютер, музыкальный центр, свирель,

                                     деревянные ложки.

 Технология:

                                  Проблемное обучение

    План урока:

1. Приветствие.

2. Слушание музыки.

3. Подготовка к песенной деятельности.

4. Песенная деятельность.

5. Музыкальный сюрприз.

6. Обобщение. Вывод.                                    

            Ход урока: 

Учитель: (музыкальное приветствие, приложение 1)    

          Здравствуйте ребята.

Учащиеся: Здравствуйте учитель.

Учитель: Присаживайтесь, пожалуйста. Наше музыкальное королевство, всегда радо вас видеть у себя в гостях. И сегодня королева Мелодия приглашает нас с вами на бал. Все жители королевства тоже будут там. Каких придворных, помощников Королевы Мелодии, вы знаете и можете мне назвать?

Учащиеся: Жанр, Регистр, Лад, Ритм.

Учитель: Хорошо, а какие жанры могут нас встретить на балу?

Учащиеся:  Песня, Марш, Танец.

Учитель: Как вы считаете, кто из этих жанров будет главным сегодня?

Учащиеся: Танец.

Учитель: Правильно, страничка 24, в нашей волшебной книге, нам поможет встретиться с жанром: танец, (открывают учебник  Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной «Музыка»).  Посмотрите на рисунки. Какие интересные и разные танцы мы видим. Рядом с каждым названием танца выстроились ритмики. Какой министр помогает нам понять эту запись?

Учащиеся: Ритм.

Учитель:  Ритм помогает нам понять и прочитать нотную запись, а что является сердцем музыки?

Учащиеся: Метр.

Учитель: Конечно, ведь удары сердца мы не слышим, но благодаря им мы живём. И музыка тоже.

Учитель:  Сегодня нас ждёт встреча с прекрасными танцами. И ни один бал не обходится без Польки. Кто из вас когда-нибудь танцевал польку?

Учащиеся: Я.

Учитель: Этот танец танцует пара мальчик с девочкой или мужчина с женщиной, поэтому он называется парный. Ребята, а давайте, прямо сейчас послушаем Польку.

Учащиеся: Да.

Учитель: Слушаем музыку.

               (при каждом прослушивании музыки у нас с ребятами есть

              одно условие: учащиеся руки кладут на парту, а голову на руки)         

                      Слушание музыки: П.И.Чайковский «Полька» из «Детского альбома»,

                     ( слушание музыки в записи: Михаил Плетнёв, фортепиано).

Учитель:  Какая была музыка, что мы в ней услышали?

Учащиеся: Весёлая, подпрыгивающая, красивая, заводная, быстрая, живая.

Учитель: Танец быстрый, подпрыгивающий. Посмотрите на наших ритмиков. Прочитайте запись. Какой метр в Польке?

Учащиеся:  Раз, два.

Учитель: Ребята, а что такое доля?

Учащиеся: Каждый шаг метра. Есть сильные и слабые доли…

Учитель: Да, есть сильные и слабые доли. Как мы прохлопаем сильную долю?

Учащиеся: Громко.

Учитель: Покажи. А слабую?

Учащиеся: Тише.

Учитель: А какая доля в нашей польке сильная?

Учащиеся: Первая.

Учитель: Почему?

Учащиеся: В записи есть значок показывающий это. Клювик.

Учитель:  В учебнике обведите слово «полька».

Учащиеся: (учащиеся обводят слово «полька»  в учебнике «Музыка»).

Учитель:  Также ни один бал не обходится без Вальса. Это очень красивый танец, который танцует пара девочка и мальчик, мужчина и женщина. Как называются такие танцы?

Учащиеся: Парные.

Учитель: Найдите в учебнике слово «Вальс», какой у него метр?

Учащиеся: Раз, два, три.

Учитель: Метр Вальса  плавный, покачивающийся, как лодка на волнах.              

            (предлагаю пластическим движением руки показать движение

            под музыку)

           Слушание музыки: П.И.Чайковский «Вальс» из «Детского альбома»,

                    ( слушание музыки в записи: Михаил Плетнёв, фортепиано).

Учитель:  Какая была музыка, что мы в ней услышали?

Учащиеся: Это был вальс. Увидели балет. Музыка красивая, плавная, великолепная…

Учитель: Легкий, грациозный, плавный. Вращение по кругу, кружение. Одним словом прекрасный танец Вальс. В учебнике  найдите и обведите слово «вальс».

Учащиеся: (учащиеся обводят слово «вальс» в учебнике «Музыка»).

Учитель:  Скажите теперь, что общее в этих двух совершенно разных танцах?

Учащиеся: Парные, танцуют на балах.

Учитель: А отличие Вальса от Польки?  

Учащиеся: Полька подпрыгивает с ножки на ножку, её пульс два шага. Вальс плавный, закругленный его пульс три шага.

Учитель: Ребята, какой министр помог нам отличить один танец от другого?

Учащиеся: Ритм. 

Учитель:  (перед распевкой и  исполнением песен, мы обращаем

                   внимание на певческую посадку)

               В вальсе ножки раз, два, три.

               В польке ножки раз, два.

               Наши ножки - раз,

Ручки - два,

Спинка - три,

Головка - четыре,

Приготовились петь-

Учащиеся: Пять.

Учитель:  I - (дыхательные и мимические упражнения):

Дыхание. По жесту учителя дети носиком вдыхают,

   следят, чтобы воздух «посетил» диафрагму. Выдох – ртом, «выбрасываем воздушный

   мячик»;

Покусывание язычка;

Мячики. Толкаем язычком правую щёку- 5 раз, левую щёку - 5 раз. По очереди

право - лево. Затем верх-низ;

Колечки. По кругу язык вправо, влево;

Жвачка. «Пожевали» язык, щёчки. Рот закрыт;

Трубочка. Язычок закрутить трубочкой.              

II - ( распевка на попевочках):

 1) Ду-ду. (Приложение 2)

 (попевку исполняем с пластическим движением рук

                         D - dur – G dur, вверх и вниз);

 (прохлопываем ритмическую основу попевки, пропев про себя);

 ( играем на свирели: 0 - до, 1- си, 2 – ля. Но перед этим  обязательно

     напоминаю о посадке, руках, дыхании. Проверка дыхания: выдох на руку

     горячим воздухом);               

 ( играем на свирели: 1 (си)- 2(ля);

3) Часы. (Приложение 3)

 (попевку исполняем с пластическим движением рук  E - dur – G - dur, вверх и вниз);

(прохлопываем ритмическую основу попевки, пропев вслух);

4) Жучка. (Приложение 4)

 (попевку исполняем с пластическим движением рук  C - dur – D - dur, вверх).

Учитель:  Дождь, тучка, солнце… Подскажите пожалуйста, какой

министр, помощник королевы Мелодии - отвечает за погоду в музыкальном королевстве?

Учащиеся: Лад.

Учитель:  А какую музыкальную погоду вы знаете?

Учащиеся: Мажор. Минор.

Учитель:  В каком ладу звучала наша попевочка «Жучка»? (наигрываю попевку «Жучка»)

Учащиеся: Мажор.

Учитель:  Каждое утро друг другу мы говорим: «Доброе утро», а встретившись днём?

Учащиеся: Добрый день.

Учитель:  Да, именно это название нашей с вами песни, 1 куплет мы уже выучили, давайте вспомним.

     (обращаю внимание на певческую посадку: ручки, ножки, голова)

          Исполнение 1 куплета песни «Добрый день»  музыка Я.Дубравина, слова В.Суслова

                                                             (Приложение 5),

 кантилена;

 выдерживания пауз;

динамические оттенки.

Учитель: Послушайте 2 куплет песни. Как мы слушаем музыку?

            (при каждом прослушивании музыки у нас с ребятами есть

           одно условие: учащиеся руки кладут на парту, а голову на руки)

         Исполнение 2 куплета песни «Добрый день» учителем.

Учитель: О чём говорится во 2 куплете песни?

Учащиеся: Просыпается природа: озёра, горы,  и в наше окошко стучится ветер на рассвете.

Учитель:  учим 2 куплет по фразам:

                -  учитель исполнил фразу;

                - учитель на инструменте играет мелодию, дети поют про

                  себя;

                - учащиеся вслух под аккомпанемент фортепиано исполняют

                 фразу;

               - соединяем 2 куплет;

               - исполнение 1 и 2 куплета. 

Учитель:  Сегодня для всех сюрприз: ребята из вокального ансамбля «Карамелька» споют русскую плясовую песню «Русские ложки».

         ( часть учащихся из этого класса занимаются у меня в театре

         песни «Каприччио», и в их репертуаре эта русская плясовая песня).

           Исполнение песни:  «Русские ложки»,  (приложение 6) автор музыки и слов неизвестен.

                           Ребята исполняют песню с ритмическим рисунком  деревянных ложек.

Учитель: Русская народная музыка богата своими плясовыми, шуточными песнями и танцами. Один из них Камаринская. Великий композитор Петр Ильич Чайковский взял за основу своей пьесы эту плясовую. Посмотрим и послушаем.

          Слушание музыки: П.И.Чайковский «Камаринская» из «Детского альбома»,

                                           фрагмент рисованного мультфильма «Детский альбом»,

                                           автор сценария и режиссер  И.Ковалевская.

Учитель: Какая музыка?

Учащиеся: Весёлая. Интересная. Красочная. Быстрая…

Учитель:  Обратимся к нашим учебникам и найдём и отметим слово «Камаринская».

Учащиеся: (учащиеся обводят слово «Камаринская» в учебнике «Музыка»).

Учитель: Ребята, у какого жанра мы были в гостях?

Учащиеся: У танца.

Учитель: А с какими танцами мы познакомились?

Учащиеся: Вальс. Полька. Камаринская.

Учитель: Эти танцы такие разные. Что их отличает друг от друга?

Учащиеся: Ритм. Мелодия. Настроение.

Учитель: Мне бы хотелось, чтобы к следующему уроку вы послушали..,

услышали, если вдруг встретится, или у кого есть возможность, нашли с помощью старших помощников: мам, пап, братьев, сестёр  в интернете различные танцы. Можно те, которые мы сегодня слушали, а можно даже совсем другие…

Наше сегодняшнее путешествие подошло к концу. Прощаемся.

                         (после этого слово, учащиеся встают, музыкальное

                         прощание, приложение 7)

                    До свиданья!

Учащиеся: До свиданья!

                                        Литература:

1. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., Уроки музыки. -  М.:

    Просвещение, 2010.

2. Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Музыка. Хрестоматия музыкального

     материала. – М.: Просвещение, 2005.

3. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., Музыка. - М.:

    Просвещение, 2010.

4. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка/ Авт.- сост.

    А.С.Кленов; Под общ. Ред. О.Г.Хинн. – М., 1998.

        

                                             Интернет ресурсы:

1.  cor.academic.ru

    Малый академический словарь «Академик»  

2.  http://video.mail.ru

     You Tube

  Классическая музыка в мультиках. «Детский альбом» П.И.Чайковский,

   Союзмультфильм, автор сценария и режиссёр И.Ковалевская

3. http://deti.dworik.com

    Дети на дворике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по музыке "Танцы, танцы, танцы"

Разработка открытого урока во 2 классе: "Танцы, танцы, танцы"...

Урок музыки 2 класса. Тема урока: "Танцы, танцы, танцы..." Программа Г.П. Сергеева, ЕД. Критская. Разработка раздела программы 2 класса "День, полный событий. Программа Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.

Урок музыки для 2 класса . Тема урока: "Танцы, танцы, танцы..." Программа Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская.Разработка раздела программы 2 класс "День, полный событий" Программа Г.П.Сергеева,Е.Д.Критская....

урок музыки во 2 классе "Танцы, танцы, танцы…"

Урок  музыки во 2 классе по программе Е.Д.Критской. Цель - закрепить представления о танцевальных жанрах музыки и тех жизненных ситуациях, в которых люди разных времен и народов танцуют....

2 класс. Танцы, танцы, танцы

"Презентация к уроку музыки во 2 классе на тему "Танцы, танцы, танцы". Раздел в учебнике "День, полный событий"П.И. Чайковский "Полька, Камаринская, Вальс", "Песенка-чудесенка"...

Презентация к уроку "Не смолкнет сердце чуткое Шопена. Танцы, танцы, танцы".

В презентации представлены определения танцев - мазурка, полонез, вальс. Каждый танец дополнен аудиозаписью и рисунком. Основные даты из жизни Шопена, фотографии рассказывают нам о творчестве великого...

Презентация "Танцы, танцы, танцы" (2 класс)

Презентация "Танцы, танцы, танцы..."...

Урок музыки для 2 класса "Танцы, танцы, танцы..."

Урок по программе "Искусство. Музыка" Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой для 2-го класса из раздела "День, полный событий" (урок №6)....