Круг жизни
методическая разработка на тему

-Основная проблема – в том, что этнокультурное многообразие северных районов Омской области (в том числе «острова» поселений белорусов, латышей, эстонцев, немцев) и уникальный опыт земледельческого освоения таёжных земель не оценены в полной мере как культурное наследие региона и не используется как потенциал культурного и туристического развития.  Местные этнокультурные традиции, на которых может и должно строиться брендирование Омской области, не введены в социо-культурный оборот и, соответственно, не представлены в музейных экспозициях и музейных образовательных программах региона.

-С другой стороны, культурная память активно поддерживается самими местными сообществами. Несмотря на то, что многие таёжные поселения до сих пор находятся в отдалённых труднодоступных местах,  для них характерен высокий уровень хозяйственной и социо-культурной активности. В них ведётся работа по сохранению этнокультурных традиций (почти в каждом поселении есть музей, работают фольклорные ансамбли и ремесленные кружки),  но она в основном  ограничивается локальными рамками, не выходит в масштабы региона, не рассматривается как символический капитал Омской области, Западной Сибири, России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krug_zhizni_2.docx25.2 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс проектов

«Культурная мозаика малых городов и сёл»

  1. Представители организации

-Руководитель (ФИО, должность), телефон, факс, адрес электронной почты.

 Лопатина Вера Витальевна, директор, тел.: 8-38-169-2-22-75,  

 тел/факс: 8-38 -169-2-19-22,   bolmuz@yandex.ru

  1. Краткое описание организации
  • Цели и задачи организации

выявление, сохранение, изучение, популяризация и использование в музейных, научных, просветительских, образовательных и туристско-рекреационных целях недвижимых и движимых памятников археологии, истории, культуры и природного ландшафта; обеспечение целостности комплекса памятников, исторической среды и прилегающих ландшафтов.

  • Основные реализованные проекты (за 2013 год);

Основные реализованные проекты (за 2013 год) - «Европа-Сибирь. Дорогами переселенцев»

  • Количество сотрудников и/или добровольцев- 19чел. и 96 добровольцев
  • Собственные ресурсы (помещения, оборудование, финансы и пр.)

Учредители: Министерство культуры Омской области, Министерство имущественных отношений.

БУК  «Большереченский музей» расположен в  двух зданиях.  Основное здание  по адресу: 646670,  Омская область, р.п.Большеречье, ул.Красноармейская, д.9.  Здание двух этажное,  постройки 1968г. Общая экспозиционно-выставочная площадь музея составляет-  327,4 м2;  фондохранилище - 99,7м2. Площадь территории – S-0, 249га.

Отдел изобразительного искусства (картинная галерея), расположена в здании   постройки 1958г.,    общая площадь -258кв.м.

Фонды музея на 01.01.2014г. - 20309ед.хр.;     число персональных компьютеров -9ед., из них подключено к Интернет-4. Поступление финансовых средств за 2013г.  составило - 5365тыс.руб.,  от приносящей доход  деятельности 110тыс.руб.

Основные задачи на ближайшие 1-3 года

Перечисление основных задач, которые ставит перед собой организация на ближайшие 1-3 года. Ресурсы, необходимые для достижения этих задач. Имеющиеся источники.

Продолжить работу по Всероссийским проектам «Музей народной письменности Великой Отечественной войны»,  «Народный архив», «Этнокруг»  при поддержке Министерства культуры Омской области.

  1. Партнёры и доноры организации

Перечень партнёров и доноров с указанием их юридического статуса и поддерживаемых ими проектов.

- Ассоциация "Русская культура" (Санкт-Петербург),  реализация  проекта   «Разные языки-одна память» ( ХМАО, г.Сургут)

-ЗАО «Основа Холдинг» проект «Они должны жить», финансовая поддержка при оформлении зала  «Природа Большереченского района», пополнение  фондов  таксодермическими скульптурами-10ед.хр.

-БУ  "Дирекция НАПП "Батаково", г.Омск  - ежегодные совместные экспедиции.

-ОРДЮОО  «Экологический центр», г.Омск – совместные реализованные проекты в 2013г.:

«Экологическое просвещение  через проведение мероприятий  в ООПТ Омской области» (Проект работал на территории НАПП «Батаково», Любинская пойма, сад  «Комиссарова», при финансовой поддержке Министерства природных ресурсов и экологии Омской области), проект «Общественная инициатива молодежи»,  в рамках областной субсидии.

Проект «Голубое  золото Сибири», поддержан в рамках областной субсидии, 2014г.

-Колледж русской культуры  им. Знаменского,  ХМАО,  г.Сургут -  участие в  комплексных научно-исследовательских экспедициях «Славянский ход»  (2010-2013г.г.).

Банковские реквизиты:  (ИНН, расчётный счёт, банк, отделение банка, корр. счёт, БИК).

ИНН  5510007203, КПП  55100100,  БИК  045209001, расчётный  счёт 40601810300003000003

л.сч. 008.23.031.8 ГРКЦГУ  Банка России по Омской области г.Омск

  1. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА, НА КОТОРЫЙ ЗАПРАШИВАЕТСЯ ФИНАНСИРОВАНИЕ

2.1.Цель и задачи проекта

 Цель: создание интерактивного пространства,  модуля  «Круг жизни. Народный  календарь»,  открывающего широкой публике,  этнокультурное наследие народов Омской области. Совмещая функции игрового музея и открытого архива, данный модуль выполняет образовательную и просветительскую миссию и, одновременно, является местом самопрезентации местных этнических сообществ.  

Задачи:

1. Комплексное исследование (сочетающее экспедиционные и архивные формы работы) "островов" европейских этносов (белорусов, латышей, эстонцев, немцев) с целью выявления современного состояния этнических традиций и формирования банка данных для будущего модуля.

2. Разработка модуля   представляющего  этнокультурные традиции и историю переселенцев и основанного  на принципе активной включенности посетителя в процесс освоения материала.

3. Разработка пакета игровых программ для самой широкой, в первую очередь,  детской и семейной аудитории.

4. Включение местных сообществ в процесс создания и функционирования  модуля,      через со-участие в создании «народного  архива» и в организации выставок и этнокультурных фестивалей.

5. Внедрение новых форм партнерства: коммуникация "музей – местные сообщества"; межрайонное сотрудничество (в проекте участвуют 4 района Омской области: Большереченский, Тарский,  Муромцевский, Седельниковский).  

2.2.Описание проблемы, которую решает проект

-Основная проблема – в том, что этнокультурное многообразие северных районов Омской области (в том числе «острова» поселений белорусов, латышей, эстонцев, немцев) и уникальный опыт земледельческого освоения таёжных земель не оценены в полной мере как культурное наследие региона и не используется как потенциал культурного и туристического развития.  Местные этнокультурные традиции, на которых может и должно строиться брендирование Омской области, не введены в социо-культурный оборот и, соответственно, не представлены в музейных экспозициях и музейных образовательных программах региона.

-С другой стороны, культурная память активно поддерживается самими местными сообществами. Несмотря на то, что многие таёжные поселения до сих пор находятся в отдалённых труднодоступных местах,  для них характерен высокий уровень хозяйственной и социо-культурной активности. В них ведётся работа по сохранению этнокультурных традиций (почти в каждом поселении есть музей, работают фольклорные ансамбли и ремесленные кружки),  но она в основном  ограничивается локальными рамками, не выходит в масштабы региона, не рассматривается как символический капитал Омской области, Западной Сибири, России.

-В то же время именно Большеречье, где будет создан  модуль  «Круг жизни. Народный  календарь», является важнейшей точкой туристической Ойкумены Омской области (здесь находится единственный в регионе зоопарк); через Большеречье проходят все дороги, идущие из Омска в северные районы области. При достаточной обеспеченности туристическими объектами (зоопарк, ИКК «Старина Сибирская», музей, картинная галерея, НАПП «Батаково») в Большеречье до сих пор не было модуля, представляющего  этнокультурное многообразие региона.

-Еще один аспект проблемы заключается в отсутствие на культурном рынке области предложений для семейной и детской аудитории. Создание в Большереченском музее специального интерактивного пространства как раз призвано восполнить этот пробел, вводя в оборот новые для региона принципы создания модуля «Круг жизни. Народный  календарь», и новые формы музейной работы с посетителем.  

2.3.Целевая аудитория проекта (количественные и качественные характеристики)

1. Население Большеречья, в первую очередь школьные группы, для которых будет разработана специальная годовая программа, а также семейная аудитория.

2. Местные сообщества - жители Большереченского,  Тарского, Седельниковского, Муромцевского  районов, заинтересованные в сохранении этнокультурных традиций и их передачи будущим поколениям.

3. Туристы,  в первую очередь  также школьные группы и семейные посетители. Большеречье традиционно является одним из важнейших центров туризма  в Омской области, так,  Зоопарк ежегодно посещают около 125 000 человек.

4. Педагогическое сообщество, нуждающееся в  новых методах повышения уровня этнографического знания и воспитания толерантности, получении новых образовательных программ, расширении сферы школьного познавательного туризма.

5. Творческие сообществ,    испытывающие потребность в современных формах освоения  этнокультурного наследия, открытии новых тем, сюжетов, культурных областей,   стимулах к включению в практики культурных индустрий.  

2.4.Продукт/услуга, которая будет предоставляться в рамках проекта

1. Музейное собрание материалов (продукт) - источниковая база по этнолокальным традициям севера Омской области, включающая в себя научные полевые наблюдения, фото, видео, аудио, этнографические предметы, памятники письменности и др.

2. Модуль «Круг жизни. Народный  календарь» (продукт), знакомящий широкую аудиторию с этнокультурными  традициями европейских переселенцев в Омской области.

3. Игровые программы для школьной и семейной аудитории (услуги).

4. Экспресс-выставки  (продукт), созданные в партнерстве с местными сообществами и представляющие современную жизнь (коллекции, творчество и др.) этнических поселений.

5. Площадка для самопрезентации этнических культур (услуга) как новая форма взаимодействия с местными сообществами.  

2.5.Механизм реализации проекта

Для выявления современного состояния этнических традиций организационной группой вместе с местным сообществом  проводится комплексное исследование (сочетающее экспедиционные и архивные формы работы) "островов" европейских этносов. В ходе экспедиции,  ведётся  опрос и анкетирование местных жителей согласно программе  и методике исследований. Параллельно идёт фото, видео съёмка, аудио запись.

В процессе  работы формируется  банк данных для будущего интерактивного пространства,  модуля.    Во время   создания и функционирования,  модуль  наполняется   через включение местных сообществ (белорусов, латышей, эстонцев, немцев).

 Пиар-компания проекта ведётся с первых дней с участием местных СМИ и в социальных сетях.

В процессе освоения материала идёт разработка пакета игровых программ для   детской и семейной аудитории,  подготовка текстов маршрутных листов, буклета  и других сопроводительных материалов, разработка дизайна печатной продукции. К работе планируется подключить художников: (Фякинская Евгения Владимировна, Гезенцвей Елизавета Александровна –  авторы многочисленных выставок и экспозиций, в том числе интерактивных детских выставок в рамках фестиваля «Детские дни в Петербурге», Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, выставок и проектов в Музее городской скульптуры, Музее театрального и музыкального искусства,  Детском центре исторического воспитания (проект «Страна Гайдарика»), экспозиции «По следам Сайруса Смита» (Детский эколого-биологический центр на Крестовском острове), а также соавторы художественного проекта фестиваля «Музейный гид-2012» (Москва, Винзвод) и др.   Апробация   модуля укажет организационной группе на недостатки.

После корректировки модуль будет успешно работать на площадях северных районов Омской области.

Источниковая база по этнолокальным традициям севера Омской области, включающая в себя научные полевые наблюдения, фото, видео, аудио, этнографические предметы, памятники письменности послужит основой для проведения фестивалей на местах после реализации проекта.

2.6.Этапы реализации проекта и план работы

Стартовый этап:

1. Июнь-2014 г. Начало работы организационной группы проекта, планирование и согласование работ по проекту. Подготовка комплексного экспедиционного исследования в деревнях  (этнолокальных «анклавах)  северных районов Омской области, включая программу и методику исследований.  

Основной этап:

2. Июль 2014 г. Проведение экспедиции в первой половине месяца (продолжительность – 13 дней). Основные населенные пункты – точки предполагаемого  маршрута: Тарский район –

д.Михайловка,  с.Литковка (немцы);   д.Бобровка, д.Егоровка (латыши);  Муромцевский район –

 д.Алексеевка, с.Поречье (белорусы);  Седельниковский район – д.Эстонка,  д.Лилейкюля (эстонцы).

 3. Июль-август 2014 г. Обработка и анализ собранных материалов. Подготовка модуля  «Круг жизни. Народный  календарь», (по результатам  экспедиции). Разработка дизайн-проекта модуля, разработка детальных эскизов всех экспозиционных составляющих модуля,   печать фотографий, монтаж, пиар-компания, работа с местными сообществами.     Работа над концепцией модуля.

Начало работы над  игровыми программами,  подготовка текстов маршрутных листов, буклета  и других сопроводительных материалов, разработка дизайна печатной продукции.

6. Сентябрь  2014 г. Монтаж модуля. Разработка и печать этикеток, экспликаций. Печать маршрутных листов, буклета  и других сопроводительных материалов. Организация пиар- компании проекта, разработка и печать афиш и пригласительных билетов. Разработка игровых программ.

Октябрь  2014 г. – работа  модуля «Круг жизни. Народный  календарь»,  запуск и корректировка игровых программ и сопроводительных текстов,

 Ноябрь   2014 г. – работа модуля в северных районах Омской области, подготовка отчета по проекту.

В течение всего срока реализации проекта организационная группа, совместно с партнёрами:

-  проводит поисковую и исследовательскую работу;

- реализует программу освещения проекта в СМИ и социальных сетях (включая создание серийных передач на местном телевидении и радио).

- проводит активную работу с местными сообществами.

2.7.Ожидаемые результаты проекта  (качественные и количественные).

        1.Количественные показатели:

- количество посетителей   экспресс -выставок  модуля «Круг жизни. Народный    календарь»;

        - количество публикаций и отзывов в СМИ (печатные, электронные, радио, телевидение);

        - показатели освещения проекта в социальных сетях  Интернета

          (количество посещений и комментариев);

        - количество экскурсий и игровых программ, проведенных в рамках проекта;

 - количество откликов местного сообщества.

2. Качественные показатели:

- отзывы, комментарии и мнения посетителей;

- оценки экспертов  и музейных профессионалов;

- содержание публикаций, комментариев,  отзывов,  в печатных и электронных СМИ

    и общественности;

-  мнения представителей местных сообществ о проекте;

- оценка результатов проекта представителями местных органов власти, общественных организаций, туристских фирм, организаций науки, культуры, образования.  

2.8.Состав команды, реализующей проект(с описанием функций каждого члена команды). Привлечённые эксперты (если планируются)

Лопатина Вера Витальевна, директор БУК "Большереченский  музей" -  руководитель проекта,  координация проекта, организатор и руководитель экспедиций, организация работ по созданию модуля, общее курирование информационного сопровождения (отвечает также за связи с СМИ Омской области), взаимодействие с международными и межрегиональными партнерами проекта, участие в полевых исследованиях.  

Погодин Леонид Иванович, директор НАПП "Батаково" -  куратор организационно-проектного направления, организация экспедиций, взаимодействие с партнёрами проекта (по траектории этно-маршрута).

Лопатин Роман Александрович -  формирование архива проекта, обработка материалов экспедиций, курирование работ по составлению итогового комплекта материалов по проекту, информационное обеспечение мероприятий, курирование работы модуля.  

Николаев Олег Рудольфович, к.ф.н.  -  куратор научно-исследовательского направления проекта, разработка комплексных методик полевых исследований, руководство полевыми и архивными исследованиями,  концептуальная разработка модели, разработка игровых программ,  участие в проектировании  экспресс-выставок.

Коростелева Мария Николаевна -  координация разработки концепции и художественного решения модуля, координация изготовления  модуля, участие в разработке игровых программ, маршрутных листов, проектировании экспресс-выставок.

2.9.Другие партнёры и доноры в этом проекте (если есть) и их роль

Администрации Большереченского, Тарского, Седельниковского, Муромцевского районов  (заинтересованы в создании модуля, представляющего этнокультурное многообразие региона, развитие музейного дела, туризма);

БУК  "ОГИК музей", г.Омск (обеспечение архивными материалами по переселенцам; является методическим центром музейного дела в Омской области и поддерживает появление и реализацию проектов в музеях,  расположенных в сельской местности);

ОРДЮОО  «Экологический центр», г.Омск (обеспечение  деятельности волонтёров, транспортное обеспечение; заинтересована в развитии молодёжного движения);

ОФИАЭТ  СО РАН, г.Омск (обеспечение архивных исследований, экспертное сопровождение;  поддерживает сохранение национальных языков и национальных культур);

БУ  "Дирекция НАПП"Батаково", г. Омск (транспортное и техническое обеспечение; имеет многолетний опыт сотрудничества с Большереченским музеем, заинтересовано в совместной реализации музейных проектов);

БУК "Историко-культурный комплекс  "Старина Сибирская", Большеречье (обеспечение музейными предметами и коллекциями,  выставочным оборудованием; поддерживает этнические культуры на региональном уровне);

БУК "Большереченский  государственный зоопарк", Большеречье (транспортное обеспечение; заинтересовано в реализации совместных музейных  проектов);

Комитет по молодёжной политике и спорту, Большеречье (транспортное обеспечение; поддерживает инициативу молодёжи);

Телеканал ТV-12, Большеречье (информационное  сопровождение; заинтересован в освещении новых культурных событий);

Музеи северных  районов Омской области - Седельниковский, Муромцевский, Тарский (обеспечение музейными предметами и коллекциями, обмен опытом, партнерство; заинтересованы в совместных  выставочных и др. проектах);

Местная немецкая национально-культурная автономия Большереченского района (целенаправленно поддерживает сохранение и развитие  языка и культуры немцев);

Объединение национальных культур, г.Тара (обмен опытом и партнерство; поддерживают этнические традиции).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образ круга и его роль в рассказе В.Набокова «Круг»

Анализ художественного текста «вслед за автором», работа в группах. Урок формирует навыки рефлексивного характера, развивает умение видеть особенности хуложественной манеры автора. Рекомендуется...

«Педагогическая разработка» В семейном кругу мы жизнь создаем?

Данный урок можно провести с учащимися 5 класса. Он рассчитан на 1 час.(Основы религиозной этики  и культуры) Цели:·         образовательная: зна...

«Педагогическая разработка» В семейном кругу мы жизнь создаем?

Данный урок можно провести с учащимися 5 класса. Он рассчитан на 1 час.(Основы религиозной этики) Цели:·         образовательная: знакомство с семьёй ...

В круге жизни.

Программа кружка «В круге жизни» для школы является актуальной, т.к. в школе имеется этнографический музей «Русская изба», который включён в реестр музеев Пермского края и пер...

"9 кругов ада по Данте" Путеводитель по кругам ада из «Божественной комедии» Данте Алигьери.

«Божественная комедия» (итал. La Commedia, позже La Divina Commedia) — поэма, написанная Данте Алигьери в период с 1307 по 1321 годы и дающая наиболее широкий синтез средневековой культ...

Конспект урока по теме"Круг. Площадь круга"

Данный урок является 2 уроком по данной теме и имеет ряд прикладных задач для закрепления материала....

"Круг жизни"- конспект вводного урока .

Рассмотреть сложнейшие мировозренческие  модели и традиционные представления о мироздании, месте и назначении в нём человека, помогают педагогу  доступные примеры – сказки, игры, песни, хоро...