Из опыта формирования воспитательного пространства средствами эстетического воспитания
учебно-методический материал на тему

Обобщен опыт формирования воспитательного пространства средствами эстетического воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_formirovaniya.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта формирования воспитательного пространства средствами эстетического воспитания

Автор – Аниськина Галина Евгеньевна, педагог ДО МБОУ СОШ №150

В эстетическом воспитании можно выделить непосредственную цель – формирование эстетических чувств, потребностей, интересов и идеалов, способности человека к художественному творчеству и эстетическому познанию окружающего мира. Цель и задачи эстетического воспитания осуществляются в различных сферах воспитания (детский сад, семья, школа и т.д.). Здесь же формируется воспитательное пространство – организованная воспитательная среда, в центре которой – личность ребенка.

 «Воспитательное пространство – динамическая сеть взаимосвязанных педагогических событий, создаваемых в среде пребывания взрослых и детей, способная выступать интегрированным условием личности развития ребенка» (Д.В. Григорьев).

Выбирая организационную форму воспитательной деятельности (словесную, практическую, наглядную), педагог дополнительного образования имеет возможность самореализации своих потенциальных желаний и возможностей; формируя доброжелательную воспитательную атмосферу, вовлекает детей в разнообразную художественно-творческую деятельность в сфере свободного времени.

Школа №150 – обычная общеобразовательная. У нас обычное общешкольное расписание без включения в него углублённого изучения предметов музыкально-эстетического цикла. Педагогам необходимо вести поиск новых форм и методов приобщения детей к искусству.

Говорят, все дети одарены от рождения. Хочется в каждом открыть заложенные природой возможности. А если встреча с педагогом не состоялась? Для детей с ярко выраженными способностями существуют “Хрустальные капели”, “Серебряные маски” и другие престижные конкурсы и фестивали. Что делать тем, кто не преуспел в рисовании, пении, хореографии, но обладает определёнными знаниями по искусству, умеет размышлять и выражать свои чувства, эмоционален и к музыке неравнодушен?

И те, и другие могут проявить себя на равных, участвуя  в мероприятиях ежегодно проводимой школьной Декады искусств

Комплекс мероприятий и дел ежегодной Декады Искусств в нашей школе свидетельствует о возрастающей активности в системе общего эстетического воспитания. Школьной Декаде Искусств – 12 лет! За это время в ее рамках сложились определенные традиции. Разработано положение, в котором определяются цели и задачи. Подготовка и проведение Декады осуществляется педагогами дополнительного образования, учителями эстетических дисциплин, школьной библиотекой с привлечением классных руководителей. План и мероприятия Декады обсуждаются и утверждаются на заседании методического объединения эстетического воспитания за месяц до ее проведения.

Торжественное открытие и презентация работ учащихся и педагогов творческого объединения по декоративно-прикладному и изобразительному искусству, Олимпиада по искусству и Стартинейджер, музыкальные праздники и День театра, Конкурс художественного чтения и Вечер отдыха для старшеклассников, Концерт студии спортивно-бальных танцев,  педагогов и учащихся музыкальной школы вовлекают детей в процесс восприятия эстетических явлений искусства и предлагают принять участие в организации художественного  творчества и художественно-практической деятельности.

Музыкальные праздники занимают значительное и значимое место в программе Декады.

Сам праздник, как и подготовка к нему, активизирует творческие способности детей, пробуждает интерес к искусству, культуре и, благодаря возможности перевоплощения участников праздника, перехода в другое ролевое состояние,  способствует самовыражению ребенка, его эмоциональной разрядке, реализации творческой энергии. С помощью праздника взрослый легко устанавливает с детьми эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него воспитательное воздействие.

Что поют наши дети? Сложилась тревожная ситуация, при которой определенная часть молодёжи не знает ни одной своей отечественной песни. Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. Чувство патриотизма переживается индивидуально и напрямую связано с духовностью человека. Не будучи патриотом, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине. Об этом должны, в первую очередь, задуматься те, кто сейчас работает с детьми и подростками.

В рамках Декады искусств для старшеклассников традиционно проводится Фестиваль патриотической песни. Песня живее всех других жанров откликается на требования времени. Все самые главные страницы нашей истории прослеживаются и отражаются в песенном творчестве. Предлагая детям такой репертуар, мы очень надеемся вызвать эффект сопереживания, сопричастности к истории Отечества, уважения к старшему поколению через песенно-музыкальное, театральное творчество. Фестиваль  несет в себе не только развивающую одну из сторон личности функцию, а является механизмом освоения определенных морально-нравственных концепций, которые входили в круг мировоззрения человека.

Каждый класс представляет своих представителей: солиста, ансамбль, может быть представлен целый класс. Песни могут чередоваться  с познавательным материалом. Жюри оценивает качество выбранной песни, вокальные данные, исполнительскую манеру и аккомпанемент, если исполнители сами себе аккомпанируют. Оценивается поведение на сцене, внешний вид участников, их костюмы. Перечень полюбившихся детьми  песен можно продолжать долго: “Гренада”, “Песня неуловимых мстителей”, “За того парня”, “Главное, ребята, сердцем не стареть”, “Пусть всегда будет солнце”, “Комсомольцы-добровольцы”, “Звезда по имени Солнце”, “С чего начинается Родина”, “На безымянной высоте”, “Едут новосёлы”, “Песня о тревожной молодости”, и т.д.

Настроение праздничности не мешает приобщению к атмосфере другой эпохи, а присутствие приглашенных – ветеранов войны и труда, блокадников Ленинграда значительно повышает воспитательный потенциал данного мероприятия.

Еще один музыкально-песенный праздник, ставший традиционным «Вместе весело шагать» («Мы играем и поем»). Он для младших школьников – учеников 3-их классов. Детям в этом возрасте  очень нравится выступать на сцене. Своим энтузиазмом артистичностью они могут компенсировать отсутствие музыкальной подготовки. Сначала мы пошли по пути, когда репертуар выбирали сами дети с помощью своего классного учителя. Это были самые популярные детские песни, в основном, из мультфильмов. Но скоро мы поняли, что топчемся на месте. Любимые песни начали повторяться. Сейчас мы предлагаем и помогаем разучить более сложный песенный репертуар, значительно расширяющий музыкальный кругозор. В этих песнях преобладает эстрадность, то есть яркость, эффектность, приковывающая к себе внимание. Она должна ощущаться в мелодии, гармонии и особенно в ритмической пульсации аккомпанемента. Песня инсценируется, превращаясь в маленький спектакль. Для инсценировки могут быть использованы танец, спортивная композиция, пантомима и т.д. Дети немного робеют, но полны решимости показать все, на что способны. «Подделок под взрослых» нет. Детский песенный репертуар открывает для них простые и устойчивые истины – доброта, дружба, любовь к Родине, людям, природе и животным.

Использование игровых приемов и конкурсов помогает войти в творческий процесс. Приобщаясь к свободе самовыражения через пластические и сценические импровизации, ребята проявляют свои  природные актерские, режиссерские способности в конкурсе видеокляпов (видеоклипы). Это ещё одно домашнее задание к празднику. Дети с удовольствием принимают несерьезное дурашливое отношение к сюжету песни, исполненной звездами современной эстрады (Земфира “Музыканты-мальчики”, Фабрика звёзд “Круто, ты попал”, ВИА ГРА “Я не поняла”, “Песня любопытных мартышек”, “Весёлые гуси”, и т.д.).

Детский музыкальный праздник создает возможность не только  эмоционального развития, но и формирования основной музыкальной культуры в единстве всех ее возможных компонентов, доступных детям школьного возраста.

Использование разных форм проведения праздников способствует совершенствованию навыков детей в разных видах слушательской, исполнительской, музыкально-познавательной и творческой деятельности.

В связи с этим к педагогам, осуществляющим подготовку детского праздника, его проведение и закрепление детских впечатлений, предъявляются достаточно высокие профессиональные требования: владение традиционной методикой музыкального воспитания, техникой игры на музыкальных инструментах, способность к творческому поиску, изучение интересов детей с целью помочь их дальнейшему самовыражению. Принимать деятельное участие в таких праздниках могут не только педагоги-музыканты, но и хореографы и педагоги изобразительного и прикладного искусства.

Родственную связь всех видов искусства удалось проследить в празднике для второклассников «Чайковского повсюду знают!»

С чем можно связать звучащую музыку? Насколько богат и разнообразен духовный мир ребенка, чтобы возникали эти ассоциативные связи?

Танцевальные импровизации на фоне «Вальса цветов» из балета «Щелкунчик», картина, создаваемая художником на глазах у детей на фоне «вживую» звучащей музыки («Октябрь» из цикла «Времена года»), рождение силами зрителей хоровода «Во поле береза стояла» (народные посиделки) и пляски «Камаринская» с импровизацией на шумовых музыкальных инструментах (дети используют свистульки, изготовленные ими на уроках труда), чтение стихов на фоне фрагмента из 1-го концерта учат детей «чувствовать» настроение, т.е. находить визуальный и словесный образ, адекватный образу музыкальному.

Музыкальный праздник – добрый ключик к сердцам детей. А если сюжет сказочный? Если героями театрального действа являются необычные фантастические персонажи, способные показать дорогу в мир музыкально-художественных образов? Такая форма наиболее доступна и привлекательна для детей.

Сценарные разработки праздников «Музыкальные забавы Мажора и Минора», «Встреча музыкальных инструментов» условно можно назвать музыкальными фантазиями, где можно быть и зрителем и исполнителем. С помощью героев очаровательной Мелодии, весельчака Мажора и вечно печального Минора, Скрипки, Рояля, Гитары, Скоморохов и т.д. (роли исполняют сами дети) создаются элементарные представления о языке музыкального искусства, проявляется первый интерес к музыкальному звуку, музицированию, возникает желание рассуждать о средствах музыкальной выразительности, употреблять некоторые музыкальные и эстетические термины. Вовлеченные в действие дети поют, отгадывают музыкальные загадки, играют на «настоящих» и воображаемых музыкальных инструментах и слушают живую музыку (озвучивают инструменты, то есть исполняют концертные номера, тоже сами дети).

Такие специально организованные игровые  моменты позволяют испытать участникам радость  творчества, значительно расширяют музыкальный кругозор ребенка. Одной из самых любимых музыкальных импровизаций на праздниках для младших школьников является участие в импровизированном оркестре.

Игра на музыкальных инструментах должна быть важной составляющей всех ныне действующих программ по музыке. Способность участвовать в выразительном исполнении музыкального произведения способствует активизации интереса к музыкальным занятиям. Не во всякой школе есть такая возможность.

К праздникам для малышей специально придумываются «звучащие» инструменты: пластиковые бутылки, банки, яйца киндер-сюрприз, заполненные крупой, крышки от кастрюль, стиральная доска, столовые приборы и т.д. Интерес к игре на этих инструментах сохраняется недолго, слишком ограниченны их выразительные возможности. А на празднике почти всем хочется вместе с музыкантом исполнить яркую танцевальную народную мелодию.

Развитие пластики, освоение динамической красоты движений, ощущение пространства составляет важный аспект эстетического воспитания. Через упражнение «Музыкальные руки» мы предлагаем детям создавать руками образ, эмоционально и ритмически соответствующий звучащей музыке. Конкретность образа не обязательна.  Важно, чтобы ребенок ощутил через движение ритмическое и мелодическое своеобразие мелодии (Свиридов “Романс”, на празднике “Встреча музыкальных инструментов”).  

Что звучит вокруг, какой слуховой опыт приобретают дети – во многих случаях именно это оказывается решающим в формировании их вкуса, их эстетических взглядов.

Эстетическое воспитание в школе – благодатная почва для формирования воспитательного пространства. Накоплен практический опыт по созданию новых нетрадиционных форм эстетического воспитания, позволяющий воспринимать жизнь на новом эмоционально-психологическом уровне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция как средство эстетического воспитания учащихся

Использование литературно-художественной композиции на уроках литературы является условием для непосредственного общения учащихся с истинными шедеврами мирового искусства и реализацией главной задачи ...

Статья "Литературная гостиная - средство эстетического воспитания учащихся МБОУ "Благовещенская СОШ №2""

В представленной статье описан опыт проведения литературной гостиной...

Формирование навыков социально-трудовой адаптации средствами эстетического воспитания на основе различных видов художественно-творческой деятельности детей с проблемами в воспитании и обучении.

Эстетическое воспитание аномальных детей, их развитие через различные виды творческой деятельности воспитывает положительные качества личности, формирует учебные и трудо...

Методическая разработка "Интеграция искусств как средство эстетического воспитания учащихся 1-4 классов"

Интегрированный подхлд к обучению в образовательной области "Искусство" является важным фактором эстетического воспитания и формирования эстетических потребностей школьников. В основе разработки- мате...

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В последние годы музыкальная педагогика рассматривает старший дошкольный  возраст,  когда дети особенно чувствительны к музыке, как наиболее благоприятный, сенситивный период в развити...

Занятия физической культурой и спортом как средство эстетического воспитания

Статья.Материал может быть полезен молодым учителям физической культуры, а также при подготовке выступления на заседании МО, педсовете.....