«Управление качеством дополнительного образования"
статья по теме

Лагутина Светлана Ивановна

В своем обращении к Федеральному собранию 04.12.14 г. , Президент России В.В. Путин отметил следующее:

"Каждый ребенок, подросток должен иметь возможность найти себе занятие по душе. В этой связи недопустимо свертывание системы внешкольного дополнительного образования. Центры художественного, технического, музыкального творчества – это огромный ресурс гармоничного развития личности.

 Талантливые дети – это достояние нации, и мы должны предусмотреть дополнительные возможности поддержки для тех, кто уже в школе проявил склонность к техническому и гуманитарному творчеству, к изобретательству, добился успеха в национальных и международных интеллектуальных и профессиональных состязаниях, имеет патенты и публикации в научных журналах, а у нас таких детей немало.

Прошу Правительство и регионы обратить внимание на эту проблему, предложить финансовые и организационные механизмы ее решения. Главное, у ребенка, у родителей должен быть выбор: получить дополнительное образование на базе школы или в муниципальном творческом центре, или в негосударственной образовательной организации, чтобы это было доступно и чтобы с детьми работали по-настоящему хорошо подготовленные специалисты".

Известно, что Закон РФ «Об образовании» не определяет дополнительное образование детей как действующее в рамках стандартов. Содержание дополнительного образования не стандартизируется – оно безбрежно: работая с ребенком в соответствии с его интересами, его выбором, педагогам можем идти и вширь, и ввысь, и вглубь. Но в законе есть статья, в которой формируются определенные государственные требования к содержанию образования. Эти требования приемлемы к любому  виду образования и к дополнительному , в частности. Выявляя особенность, специфику содержания дополнительного образования детей, необходимо также определить и оценки качества дополнительного образования детей,  некие правила, которыми бы руководствовались  работники дополнительного образования от педагога до руководителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

119296, г. Москва,

Университетский проспект, д. 5

тел.: (495) 137 05 15;  (495) 938 10 91

«Управление качеством

дополнительного образования»

С.И. Лагутина,

методист  ГБОУ «Воробьевы горы» СП  «Диалог наук»

Москва, 2014


«Образование – величайшее из земных благ,

 если оно наивысшего качества.

В противном случае оно совершенно бесполезно.»

Р.Киплинг

«Труд, окрыленный интересом к делу, легче, а не тяжелее труда, выполняемого по обязанности».

С.Я.Маршак

Идеи, ценности, миссия, цели для достижения качества дополнительных образовательных услуг.

Дополнительное образование детей — необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации. Дополнительное образование детей многообразно, разнонаправленное,  наиболее вариативно по сравнению с общим образованием.

Ценность дополнительного образования детей в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте.

Дополнительное образование детей создает юному человеку условия, чтобы полноценно прожить пору детства. Если ребенок полноценно живет, реализуя себя, решая задачи, социально значимые для него, выходит даже в профессиональное поле деятельности, то у него будет гораздо больше возможностей достичь в зрелом возрасте бОльших результатов, сделать безошибочный выбор профессиональной деятельности.

Основное содержание дополнительного образования детей — практико-ориентированная деятельность: здесь ребенок действует сам в ситуации поиска, получает знания из взаимодействия с объектами труда, природы, с культурными памятниками и т. д.; создаются ситуации, когда ребенку нужно самому извлечь знания из окружающего мира. Дополнительное образование детей — исключительно творческое, потому что побуждает ребенка находить свой собственный путь.

Дополнительное образование детей дорожит индивидуальным творчеством ребят: ведь все эти знания для школьников личностно значимы. Через это открытие они открывают мир и находят свое место в нем.

Дополнительное образование детей как педагогическое явление обладает целым рядом качеств, которых нет (или они слабо выражены) у основного:

  • личностная ориентация образования;
  • профильность;
  • практическая направленность;
  • мобильность;
  • многофункциональность;
  • разноуровневость;
  • разнообразие содержания, форм, методов образования как следствие свободы педагога, работающего в такой системе;
  • индивидуализация методик образования как необходимое условие спроса;
  • реализация воспитательной функции обучения через активизацию деятельности учащихся;
  • реализация ориентационной функции через содержание учебного материала. Дополнительное образование детей — составная часть образовательной системы Москвы, подчиняющаяся общим законам, закономерностям и государственным требованиям, одним из которых, как известно, является ответственность за качество образования детей.

Система дополнительного образования детей переживает период становления. Не имея государственных требований, обязательных для исполнения, она наделена правами самостоятельного определения смыслов и ценностей своей деятельности, исходя из интересов детей и с учетом специфики свободного времени. Современная система дополнительного образования состоит из трех областей:

  • территориальной сети учреждений дополнительного образования, которая состоит из специальным образом организованного набора учреждений, обеспечивающих материально-техническое, финансовое обеспечение и доступность дополнительного образования для различных категорий детей;
  • кадров, включающая как самих педагогов дополнительного образования, так и систему их подготовки и переподготовки;
  • содержания деятельности, состоящей из типовых и авторских программ отдельных педагогов и учреждений, призванных удовлетворять потребностям различных категорий детей на различных уровнях (город, округ, район, учреждение);

трех процессов и структур, их обеспечивающих:

  • социального мониторинга — выделение набора критериев и характеристик для определенных групп детей и систему мониторинга для отслеживания проблем этих групп и определения результативности предпринимаемых воздействий;
  • программно-методическая — прогноз развития системы и результатов проблем;
  • эксперимент — отработку конкретных технологий и программ как управленческого, так и педагогического уровня, в конкретных социальных условиях.

Данные три процесса являются необходимым условием для обеспечения целостного состояния всей системы, процесса управления ее функционированием и развитием.

Современным детям уже не требуется объяснять, что изменились представления о монополии школы на формирование личности ребенка; растет престиж учреждений дополнительного образования детей, расширяется их образовательный потенциал; появляются новые экологические ниши, в которых находят себя «неудобные» (нестандартные) дети.

Сами же дети все более настойчиво заявляют о своих правах, интересах, нуждах; и не только заявляют, но и находят пути их удовлетворения. Одновременно дети отмечают обострение противоречий между различными возрастными категориями, обращают внимание взрослых на то, что им плохо живется в ситуации общего цинизма, агрессии, жестокости.

Вполне благополучные, на первый взгляд, современные дети испытывают страх перед своим будущим, боятся стать взрослыми, болезненно переносят обман, предательство, одиночество, в основном надеются только на себя и частично на родителей; не доверяют политическим лидерам; имеют собственное мнение о переустройстве общества; хотят заработать деньги, дабы иметь при вхождении во взрослую жизнь «обеспеченный» тыл; отстаивают право на раннюю экономическую самостоятельность; изъявляют желание заниматься искусством, бизнесом; не считают нужным для себя служить в армии; осознают свое бесправное положение в обществе; признают драку вполне цивилизованным способом борьбы за свои права.

Ребенок в дополнительном образовании постигает самую главную в жизни вещь ищет смысл жизни и возможность быть. И, конечно, с открытием каждого нового образовательного учреждения дополнительного образования детей расширяется (увеличивается экологическое пространство жизнедеятельности детей) пространство детского благополучия.

И в этой связи возрастает роль дополнительного образования детей. Дополнительное образование формирует у ребенка самосознание, ощущение ценности собственной личности, здесь ребенок может избавиться от привычки действовать только по подсказке. Он удовлетворяет свои творческие потребности, развивает интересы, усваивает знания в том темпе и объеме, которые ему позволяют его индивидуальные способности.

В своем обращении к Федеральному собранию 04.12.14 г. , Президент России В.В. Путин отметил следующее:

"Каждый ребенок, подросток должен иметь возможность найти себе занятие по душе. В этой связи недопустимо свертывание системы внешкольного дополнительного образования. Центры художественного, технического, музыкального творчества – это огромный ресурс гармоничного развития личности.

 Талантливые дети – это достояние нации, и мы должны предусмотреть дополнительные возможности поддержки для тех, кто уже в школе проявил склонность к техническому и гуманитарному творчеству, к изобретательству, добился успеха в национальных и международных интеллектуальных и профессиональных состязаниях, имеет патенты и публикации в научных журналах, а у нас таких детей немало.

Прошу Правительство и регионы обратить внимание на эту проблему, предложить финансовые и организационные механизмы ее решения. Главное, у ребенка, у родителей должен быть выбор: получить дополнительное образование на базе школы или в муниципальном творческом центре, или в негосударственной образовательной организации, чтобы это было доступно и чтобы с детьми работали по-настоящему хорошо подготовленные специалисты".

Известно, что Закон РФ «Об образовании» не определяет дополнительное образование детей как действующее в рамках стандартов. Содержание дополнительного образования не стандартизируется – оно безбрежно: работая с ребенком в соответствии с его интересами, его выбором, педагогам можем идти и вширь, и ввысь, и вглубь. Но в законе есть статья, в которой формируются определенные государственные требования к содержанию образования. Эти требования приемлемы к любому  виду образования и к дополнительному, в частности. Выявляя особенность, специфику содержания дополнительного образования детей, необходимо также определить и оценки качества дополнительного образования детей,  некие правила, которыми бы руководствовались  работники дополнительного образования от педагога до руководителя.

В Словаре по образованию и педагогике качество образования определяется как  комплексная характеристика, отражающая диапазон и уровень образовательных услуг, представляемых населению (различного возраста, пола, физического и психологического состояния) системой начального, общего, профессионального образования в соответствии с интересами личности, общества и государства.

В последнее время специалистами в области оценки качества образования принято следующее определение: «Под качеством образования понимается характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям».

Поскольку корневое понятие «образование» распространяется и на «образование» как результат (образованность), и на «образование» как образовательный процесс, позволяющий получить необходимый результат, то и понятие «качество образования» относится и к результату, и к процессу.

Далее, оценка качества образования (система оценок) должна быть подразделена на оценки качества образования со стороны, условно скажем, внешней среды – т.е. оценки потребителей образовательных услуг и внутренние оценки качества в самой системе образования.

Для этого выделим пять элементов системы образования и четыре субъекта (заказчиков и потребителей образовательных услуг):

Элементы системы образования

  1. Органы управления образованием (ОУО);
  2. Образовательные учреждения (ОУ);
  3. Образовательные программы (ОП);
  4. Обучающие;
  5. Обучающиеся.

Субъекты системы образования

  1. личность;
  2. производство;
  3. общество, государство;
  4. система образования

Понятие «качество образования» хорошо иллюстрируется следующей схемой:

Понятие «управление качеством образования», можно проиллюстрировать схемой:

* ЗУН (компетентность)


*ЗУН (компетентность)


Идея качества образования должна быть основополагающей для организации деятельности образовательного учреждения  дополнительного образования детей.

Для самооценки качества образовательного процесса

мы предлагаем следующие критерии:

  1. Управление образовательным процессом:

1. Администрация, руководящий состав  учреждения  периодически обсуждают стратегию развития данной применяемой образовательной системы,  в том числе, и в связи с изменениями в социальной ситуации и  новейшими тенденциями развития дополнительного образования вообще.

2. К разработке стратегии привлекаются заместители директора, руководители структурных подразделений, педагоги-организаторы и педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи и методисты.

3. Стратегия развития учреждения  обнародуется  и открыто обсуждается на общем собрании коллектива учреждения.

4. Периодически проводится опрос обучающихся  на предмет оценки качества образовательного процесса и рейтинговой оценки деятельности преподавательского состава.

5. Периодически проводится опрос преподавателей на предмет оценки качества образовательного процесса и рейтинговой оценки деятельности обучающихся.

6. Преподаватели осваивают новые технологии и способы работы с обучающимися, позволяющие достигать новых или более эффективных, чем прежде, образовательных результатов.

8. Преподавательский состав и администрация представляют собой команду единомышленников.

9. Результаты самообследований становятся предметом специального обсуждения на педагогическом совете учреждения.

10. Принимаются решения об изменениях в организации учебного процесса, открытии новых курсов и повышении квалификации преподавательского состава.

II. Содержание образования:

1. Формулировка цели образования, указывающей на достижение определенных образовательных результатов.

2. Образовательные результаты сформулированы в терминах ЗУН (специальные и общие умения - компетентности).

3. Разработка модели выпускника (комплекса способностей, ценностей, качеств, умений, необходимых для реализации цели образования в учреждении).

4. Образовательные результаты (модель выпускника) соответствуют внутренней логике развития данной сферы деятельности, а также требованиям со стороны работодателей, обучающихся и преподавателей.

5. Цели образования разделяются управленцами и большинством преподавателей.

III. Состояние и компетентность преподавательского корпуса:

Администрация учреждения  создает условия для повышения компетентности преподавателя, его ответственности за результат и его  творческой свободы:

  • Преподаватели понимают и поддерживают миссию, цели и задачи образовательного учреждения;
  • Преподаватели осознанно реализуют единую образовательную стратегию;
  • В профессиональном общении внутри педагогического коллектива, между преподавателями и администрацией присутствует открытость и взаимная поддержка;
  • Преподаватели постоянно повышают свою педагогическую компетентность;
  • Преподаватели периодически посещают занятия своих коллег.
  • Существуют сформулированные критерии качества преподавания.
  • Критерии качества преподавания разделяются большинством преподавателей.

IV. Система оценивания образовательных результатов обучающихся:
1. В образовательном процессе реализуется общая, принятая всеми преподавателями, система оценивания.

2. Система оценивания адекватна образовательному процессу и его результатам. Процедуры оценивания позволяют определять наличие или отсутствие требуемых умений, а также их уровень.

3. Система оценивания повышает ответственность обучающихся за результаты своего обучения.

4. Критерии оценивания понятны обучающимся  и преподавателям.

V. Организация учебного процесса:

1. Большинство преподавателей реализуют общие цели и способы работы, позволяющие обучающимся нарабатывать те умения, которые были определены как необходимые для той или другой направленности.

2. Организация учебного процесса способствует развитию самостоятельности и повышению ответственности обучающихся  за результаты своего обучения.

3. Организация учебного процесса предполагает свободный доступ к информации, необходимой для обучения (доступ в Интернет, открытый библиотечный фонд).

4. Организация учебного процесса предполагает выбор обучающимся своей образовательной траектории, определяемой индивидуальным учебным планом.

5. Организация учебного процесса предполагает участие обучающихся  в реальных проектах различного типа (разработка и проведение тренингов, игр, олимпиад, конкурсов, консультирование и т.д.).

7. В организации учебного процесса реализуется дифференцированный подход к обучению разных категорий школьников.

VI. Профессиональная коммуникация:

1. Преподаватели периодически собираются и обсуждают цели и содержание образовательного процесса, способы работы, а также возникающие проблемы (внутренние семинары и конференции).

2. Преподаватели периодически обсуждают индивидуальное продвижение обучающихся в образовательном процессе, их затруднения и способы помощи им.

3. Преподаватели периодически посещают занятия своих коллег по своему желанию и их просьбе для осуществления супервизии (экспертизы) и освоения нового опыта.

4. Преподаватели разных направленностей  понимают что, зачем и как делают в образовательном процессе их коллеги.

5. Если они не понимают, что делают их коллеги из других подразделений, то они встречаются в рабочем порядке, обсуждают свои цели и способы работы, вырабатывают общую стратегию действий.

VII. Материально-техническое обеспечение учебного процесса:

1. Наличие учебных аудиторий, приспособленных к занятиям c чающимися в соответствии с целями и технологиями образовательного процесса.

2. Возможности множительной и иной техники полностью отвечают потребностям преподавателей и обучающихся.

3. Вся техника, используемая в образовательном процессе, предельно доступна обучающимся  и преподавателям.

4. Наличие компьютеров, Интернета, мультимедийной техники полностью перекрывают потребности их использования обучающимися  и преподавателями в образовательном процессе.

VIII. Внутренний уклад жизни обучающихся, преподавателей, администрации и обслуживающего персонала (качество корпоративной культуры):

1. Уважительное отношение к обучающимся со стороны преподавателей и администрации.

2. Уважительное отношение к преподавателям со стороны администрации.

3. Уважительное отношение администрации и преподавателей к техническому персоналу.

4. Доступность администрации для преподавателей и обучающихся , их  родителей (законных представителей).

5. Наличие досуговых форм, позволяющих общаться преподавателям между собой и обучающимся  между собой во внерабочее и внеучебное время.

6. Организация праздников и других мероприятий, поддерживающих традиции .

7. Возможность организации объединений и клубов по интересам совместно с обучающимися, родителями (законными представителями) и преподавателями.

Стремясь повысить качество образования, мы руководствуемся несколькими основными принципами:

  1. Улучшение качества образования становится возможным только тогда, когда обучающийся  делается полноправным партнером преподавателя и администрации учреждения  в деле получения дополнительного образования.
  2. Улучшение качества образования связано в большей мере с созданием условий для развития, а не контролем.
  3. Улучшение качества образования, в первую очередь, связано с управлением изменениями, а не с достижением стандарта.
  4. Улучшение качества образования связано с постоянным учетом требований к выпускнику со стороны общества и изменением целевых ориентиров, а не с достижением постоянно заданного результата.
  5. Улучшение качества образования связано не с увеличением количества учебных курсов, а с использованием новых педагогических подходов и технологий, способных обеспечить овладение обучающимися умений (компетенций) необходимых в дальнейшей в социуме, в профессиональной деятельности и общественной жизни.
  6. Из содержания основных понятий и принципов логически вытекает миссия деятельности учреждения. Ее можно сформулировать следующим образом:

Ближайшие цели:

  • Разработать организационную схему  и собрать нормативную базу осуществления оценки деятельности преподавателей по пяти основным критериям:
  • преподавательская деятельность
  •  учебно-методическая работа
  •  исследовательская деятельность
  •  общественная деятельность в учреждении
  •  общественная деятельность вне учреждения
  • Разработать  систему самообследования образовательного процесса в учреждении  реализовать ее в образовательном процессе и осуществить анализ полученных данных;
  • Организовать постоянно действующий семинар-мастерскую по новым образовательным технологиям, позволяющий преподавателям овладевать современными педагогическими технологиями в дополнительном образовании.


Список литературы:

  1. Дополнительное образование детей: нормативно-правовые акты. Вопросы и ответы. /Библиотечка журнала «Вестник образования России» (Управление образованием. Проблемы, поиски, решения) / №6, 2008
  2. Евладова Е., Логинова Л., Михайлова Н. Дополнительное образование детей. Москва, 2002
  3. Логинова Л.Г. Аттестация и аккредитация учреждений дополнительного образования детей. Москва, 1999
  4. Логинова Л. Г. Качество дополнительного образования детей. Менеджмент. Москва, 2008
  5. Лицензирование образовательной деятельности /под ред. Л.Е. Курнешовой/. Москва 2005
  6. Словарь по образованию и педагогике – Полонский В.М., Высшая школа,2004г.
  7. http://www.kidsworld.ru/work/library Справочно-информационный портал дополнительного образования детей. Энциклопедия образования  
  8. www.mgppu.ru/stracture_mgppu/otdeli/kontrl_kach/koncepciya.php сайт МГППУ
  9. http://bank.orenipk.ru/Text/t43_11.htm#2 Управление качеством дополнительного образования , Железнова Л.Б., зав. УМК дополнительного образования г. Оренбурга
  10. http://festival.1september.ru/articles/511997/ Оценка качества дополнительного образования в учреждении дополнительного образования детей: основные задачи и пути реализации, Пластун Оксана Николаевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управление качеством инновационного образования в школе

Качество инновационного образования - это и предмет споров, и цель развития образовательной системы любого уровня, и даже педагогическая мечта. Для того, чтобы управлять качеством образования необходи...

Справка об организации проверки ОУ по управлению качеством гуманитарного образования

Справка об организации проверки ОУ по управлению качеством гуманитарного образования в МБОУ СОШ Краснодонецкая составленная Синицыной В.В....

Социологическое исследование «Удовлетворенность качеством дополнительного образования, социальный заказ на дополнительное образование»

В конце учебного года проводили анкетирование среди обучающихся на удовлетворенность качеством предоставляемых услуг.Предоставляю результат исследования в виде диаграммы....

Методические рекомендации «Педагогический мониторинг – механизм управления качеством дополнительного образования»

В российском образовании сегодня провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам выбирать и конструировать педагогический процесс. В этом направлении и идет пр...

Сведения о качестве дополнительного образования в наглядных формах представления результативности реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Декоративно-прикладное творчество"

         Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки учащегося является не стол...

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В настоящей статье рассматриваются аспекты управления качеством дополнительного профессионального педагогического образования. Раскрывается сущность понятия качества образования. Выявляются особенност...