Справка об организации проверки ОУ по управлению качеством гуманитарного образования
материал по теме

Синицына Валентина Викторовна

Справка об организации проверки ОУ по управлению качеством гуманитарного образования в МБОУ СОШ Краснодонецкая составленная Синицыной В.В.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Справка об организации проверки ОУ по управлению качеством гуманитарного образования в МБОУ СОШ Краснодонецкая.

На основании приказа отдела образования  от 26.02.2014 № 106 в МБОУ СОШ Краснодонецкая осуществлялась организации проверки ОУ по управлению качеством гуманитарного образования.

В соответствии с планом  внутришкольного  инспектирования в течение января, февраля 2014 года администрацией школы проводилась проверка состояния преподавания по предметам гуманитарного цикла.

        Цель проверки: качество преподавания  по предметам гуманитарного цикла(немецкий язык).

        Объекты проверки:

1.Условия осуществления образовательного процесса, нормативно-правовое и методическое обеспечение преподавания предмета «немецкий язык»  (обеспеченность учебниками и методическими пособиями, оснащенность кабинетов, разработка разноуровневого содержания образовательного минимума, подготовительная работа к введению ФГОС);

         Содержание образовательного процесса, уровень преподавания      предмета «немецкий язык» (учебные планы, программы, календарно- тематическое планирование,  рабочие программы, внедрение современных  педагогических технологий в процессе преподавания),  

2.Система мониторинга результатов иноязычного образования                             как одно из условий совершенствования управления качеством образования,       система учета и контроля знаний по предмету    «немецкий язык» (журналы контроля, классные журналы, контрольно-измерительные материалы по отслеживанию уровня обученности учащихся по предметам гуманитарного цикла(немецкий язык))

3. Внеклассная работа по предметам.

4. Методическая работа.

5. Работа с одаренными детьми.

6. Кадровое обеспечение

Методы проверки:

  1. изучение документов  
  • нормативно-правовых (устав, лок. акты, годов. календ. график, уч. план, годовой план ОУ)
  • контрольно-распорядительных (протоколы заседаний п\с и м\с, ШМО).
  • учебно-методические программы, образовательные стандарты; учебники по предметам гуманитарного цикла;
  • документы по учету и отслеживанию уровня обученности учащихся и качества преподавания по предметам гуманитарного цикла (немецкий язык.)
  • индивидуальные учебные планы для одаренных, слабоуспевающих детей.
  1. Посещение, наблюдение и анализ уроков. Беседы с учителями  по результатам проверки.

Проверку осуществляла администрация школы в лице директора МБОУ СОШ Краснодонецкая Зинченко Н.В.., заместителей –Горшуновой С.Н., Лавской Т.В.

В ходе проверки установлено, что для обеспечения деятельности ОУ по организации управления качеством образования преподавание предмета «немецкий язык» в МБОУ СОШ Краснодонецкая ведется на основе нормативно-правовых документов федерального уровня:

- Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (ст. 7, ст. 32);

- Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;

- Приказ Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- Письмо Минобрнауки России от 01.04.2005 года № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений»;

- Приказ Минобрнауки России от 20 августа 2008 года № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- Типовое положение об общеобразовательном учреждении. Постановление правительства от 19.03.2001 года № 196;

- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Приказ Минобразования России от 18.02.2002 года № 2783;

- Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 04.03.2010 года № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 10 ноября 2011 г. N 2643 "О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089";

- Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

- Приказ Минобороны России и Минобрнауки России от 24.02.2010 № 96/134 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах»;

- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

- Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 № 373».;

- Приказ Министерства общего и профессионального образования РО от 03.06.2010 № 472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»;

- Приказ Минобрнауки России от 03.06. 2011 года № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312»;

- Письмо Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

- Федеральный закон от 01.12.2007 года № 309 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;

- Приказ Минобрнауки России от 22.09.2011 года № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 № 373»;

- Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

- Приказ Минобрнауки России от 27.12.2011 г. № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год»;

- Приказ Минобрнауки России от 31.01.2012 года № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»;

- Приказ Минобрнауки России от 01.02.2012 года № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»;

- Письмо Минобрнауки России от 09.02.2012 года № 102/03 «О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года»;

- Устав МБОУ Краснодонецкой СОШ.

Учебный план школы представляет недельный вариант распределения учебных часов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Учебно-методические комплексы, обеспечивающие реализацию учебного плана, отражают  преемственность содержания начального, основного и среднего (полного) общего образования и входят в федеральный перечень учебников, утвержденный Приказом Минобрнауки России, зарегистрированном в Минюсте РФ 30 января 2013 г.

ФГОС начального общего образования был введен с 01.09.2011 года. В данном учебном году реализуется  ФГОС начального общего образования в 1-3х классах. Школа реализует основную образовательную программу начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС. Основная образовательная программа реализуется через учебный план и план внеурочной деятельности.

Учебный план для 1 - 4 классов школа разработала   в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В ходе формирования учебного плана руководствовались следующими нормативными актами:

- приказом Минобразования России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

- приказом Минобразования России от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;

- Примерной основной образовательной программой начального общего образования, рекомендованной Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС.

- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

- Письмом Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

- Приказ Минобрнауки России от 22.09.2011 года № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 № 373».

Анализ содержания иноязычного образования  МБОУ СОШ Краснодонецкая выявил, что образовательная область «Иностранный язык»» не выходит за пределы максимальной нагрузки учащихся.(2-4 классы-2 часа в неделю, 5-10классы-3 часа в неделю) 

    Программное обеспечение преподавания предметов гуманитарного цикла (немецкий язык) характеризуется наличием в школе типовых образовательных программ. Уровень образования регулируется образовательными стандартами, которые определяют обязательный минимум содержания осваиваемых образовательных программ, минимальный объем учебной  нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

         Анализируя учебно-методическое обеспечение школы по   предмету «немецкий язык», следует отметить, что  за последние 5 лет новыми наглядными пособиями (таблицы, карты) учебно-методическое обеспечение школы не пополнялось; методическое объединение учителей иностранного языка не получает подписные предметные приложения к газете «1 сентября», журнал «Иностранные языки в школе», что затрудняет на более высоком уровне осуществлять преподавание, но учителя немецкого языка Горшунова С.Н. и Чуговцева Г.Е. оформляют кабинеты в сотрудничестве с учащимися, их родителями, занимаются  самообразованием, используя интернет-ресурсы:  скачивают обучающие программы и игры, адаптируя их под собственные классы, привлекают уч-ся к поиску информации, созданию презентаций в интернете.

Учителя немецкого языка Горшунова С.И., Чуговцева Г.Е. работают по  УМК  авторов И.Л.Бим, Л.И. Рыжова (2-5классы), И.Л.Бим, Л.М. Санникова,Л.В. Садомовой, Л.А.Чернявского (6-9 классы), Воронина, Карелина (10 кл).

Все учащиеся обеспечены учебниками по предмету «немецкий язык». Обучение ведется по учебникам, рекомендованным МО РФ.

Справка по итогам проверки рабочих программ учителей  МБОУ Краснодонецкой СОШ на начало учебного года

Результаты проверки представлены в таблице.

учитель

предмет

класс

Наличие пояснительной записки

Наличие тематического плана

Календарно-тематическое планирование

Наличие КИМов

программа

учебник

УМК

нормативы

тема

Кол-во часов

Сроки изучения

дата

Кол-во часов

Тема урока

Дом. задание

повторение

к\р

л\р

пр\р

1

Горшунова С.Н.

Немецкий язык

3-10

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

8

Чуговцева Г.Е..

Немецкий язык

2,6-9

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

физика

7-10

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Исходя из анализа рабочих программ, учителя немецкого языка Горшунова С.Н. и Чуговцева Г.Е. строят свою работу согласно индивидуализации и дифференциации образовательного процесса; учителями немецкого языка Горшуновой С.Н. и Чугунцевой Г.Е. разработаны индивидуальные планы работы с одаренными детьми, где прослеживается организация индивидуальной работы, формы работы; а так же для устранения пробелов в знаниях обучаемых  намечен план работы с неуспевающими учащимися. Регионализация иноязычного образования показана мероприятиями «Мой донской край» (7 класс), «Знаменитые люди Ростовской области», «Праздники Германии и России», «Мой любимый город-Белая калитва» (5 класс).

В ходе проверки выявлено, что элективных курсов, дополнительных курсов факультативов, кружков по предмету «Немецкий язык» в МБОУ СОШ Краснодонецкая не ведется; предмет «иностранный язык» в качестве экзамена на государственной аттестации в течение 3-х лет не выбирался.

    Анализируя содержание образования в ходе посещения уроков, следует отметить, что преподавание ведется с использованием современных педагогических технологий.

Преподавание иностранного языка осуществляется учителями с высшим образованием.

Чуговцева Г.Е.–учитель физики (ШТИБО-1989г.), стаж 20 лет, по совместительству 3 года преподает немецкий язык  в 6-10 классах, в 2013 году подтвердила соответствие занимаемой должности, курсы повышения квалификации не проходила по предмету «немецкий язык», заявка на прохождение курсов подана; Г.Е. проводит уроки немецкого языка согласно тематическому планированию на основании рабочих учебных программ по предмету. использует фронтальные и индивидуальные формы работы с учащимися, применяет разноуровневую дифференциацию при выполнении домашних заданий, самостоятельных, контрольных работ, уделяет внимание работе с детьми, обладающими способностями к языку. Галина Евгеньевна использует для сохранения здоровья учащихся смену видов деятельности, физкультминутки, благотворно влияющие на восстановление умственной работоспособности детей. Постоянно развивает и углубляет свои знания, профессиональные умения: выполняет задания олимпиад муниципального уровня, приобретает новинки методической литературы, пособия по немецкому языку, что помогает работе в качестве учителя иностранного языка.

Результаты вводного контроля по немецкому языку

итоги 2012-2013 года

вводный

УО,%

КО,%

УО,%

КО,%

6

100

60

100

60

7

100

60

87

33

8

100

38

100

36

9

100

60

78

56

10

100

71

80

80

Наиболее низкие показатели уровня обученности по немецкому языку отмечаются в 9 классе (78%), а качество обученности в 7 классе (33%). Недостаточное повторение лексико-грамматического материала, недобросовестное отношение к выполнению домашних заданий учащимися стало причиной столь низких показателей.

Результаты массовых обследований по предмету «немецкий язык» (февраль 2014) показал стабильность КО-57%  и понижение УО на 29% в сравнении с итогами II четверти и 2012-2013 года, но повышение КО на 16% в сравнении со входной к/р.

Исходя из справки внутришкольного инспектирования об использовании ИКТ на уроках гуманитарного цикла, учитель Чуговцева Г.Е недостаточно внедряет в практику преподавания использование ИКТ.

 Следует так же отметить, что учитель вел урок в 9 классе по теме «Выбор профессии» на русском языке, т.к. не имеет квалификации «учитель немецкого языка»; структурные элементы уроков взаимосвязаны, но не всегда прослеживается логический переход от одного этапа к другому.  

Горшунова Светлана Николаевна –завуч МБОУСОШ, учитель немецкого языка, стаж 14 лет, преподает немецкий язык  в 3-5,10 классах,( 2006, МГОПУ имени М.А. Шолохова, в настоящее время ТГПИ  имени А.П. Чехова ФПК и ППРО «немецкий язык»; в 2013 году проходила курсы повышения квалификации «Конструирование урока на основе ЦОР и ЭОР нового поколения», в 2012году «Управленческие и организационно-педагогические  механизмы введения ФГОС на всех ступенях»; личностная и профессиональная компетенция позволяет Светлане Николаевне реализовывать на достаточном и оптимальном уровне образовательные задачи в рамках преподавания немецкого языка в школе, Светлана Николаевна использует инновационные технологии, уроки проводит  в форме уроков-презентаций, активно использует индивидуальные и групповые формы работы, метод проектов, творческие задания; учителем накоплен банк электронных приложений к урокам (презентации, ролики), ведется работа по созданию базы электронных тестов, учитывая, что учитель прошел курсы по данной проблеме, имеются наборы дидактических игр для закрепления изученного материала; учителем в социальной сети работников образования создан собственный минисайт, где размещен методический материал к проведению внеклассного мероприятия для уч-ся 2-4 классов «Рождество в Германии» с электронным приложением.

Внеклассная работа по немецкому языку осуществляется с помощью проведения предметных недель, внутришкольных олимпиад. В школьной олимпиаде по немецкому языку (учитель Чуговцева Г.Е.) принимали участие учащиеся 9-11 классов. Им было необходимо прочитать текст и выполнить задания к прочитанному. Вторая часть задания – вопросы по страноведению.         Учителя используют различные формы проведения предметных недель: КВН, «Поле чудес», викторина «Что? Где? Почему?», «Биржа знаний», «Звездный час», «Урок-викторина», «Урок-сорквнование», «Урок-путешествие», «Урок-конференция», выпуск стенгазет.

Исходя из вышеизложенного          учителям-предметникам

ГоршуновойС.Н., Чуговцевой Г.Е.. рекомендовано: необходимо усилить работу с одаренными учащимися на уроках и во внеурочной деятельности, побудить уч-ся принимать участие в городских олимпиадах и конкурсах.

   С целью отслеживания уровня освоения образовательных минимумов по немецкому языку учителями немецкого языка используются банки контрольно-измерительных материалов, на заседаниях М/с, ШМО обсуждается  система мер, направленных на коррекцию содержания и уровня преподавания предмета «немецкий язык», учителя Чуговцева Г.Е., Горшунова С.Н.  на педагогических советах делают сообщения по темам:

"Роль немецкого языка в современном обществе" (протокол №2 от 06.11.2012), "Информационно-коммуникационные технологии в обучении немецкому языку" (протокол №11 от 11.01.2014г.); "Игровые технологии на уроках немецкого языка в начальной школе " (протокол №2 от 06.11.2012),

 "Цифровые образовательные ресурсы  в обучении немецкому языку" (протокол №11 от 11.01.2014).

        Изучение и  анализ  документов ОУ по управлению качеством образования позволяют сделать вывод о том, что в основном  созданы необходимые организационные условия  для получения объективной информации о качестве преподавания иноязычного образования. В школе сложилась определенная система внутришкольного контроля.

        Проверка  классных журналов администрацией МБОУ СОШ осуществляется систематически и целенаправленно, где отмечены разновидность учета и контроля за уровнем знаний. по немецкому языку выявлена высокая накопляемость оценок и их объективность.

Руководствуясь справкой внутришкольного инспектирования о прохождении программного материала по предметам учебного плана по итогам первого полугодия 2013-2014 учебного года установлено, что учителями немецкого языка программный материал пройден в соответствии с календарно-тематическим планированием.

                 На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

в школе обеспечивается реализация государственных образовательных стандартов (минимумов содержания) в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими освоение образовательных программ по гуманитарному циклу (немецкий язык).

Выводы и рекомендации:

  1. Отметить положительную работу учителей немецкого языка Горшуновой С.Н., Чуговцевой Г.Е.. по развитию иноязычного образования в в МБОУ СОШ Краснодонецкая.
  2. Побудить учащихся с высоким уровнем обученности по предмету принимать  участие в городских конкурсах и олимпиадах, проводить с ними работу по подготовке к мероприятиям.
  3. Учителю Чуговцевой Г.Е.. продолжить работу по самообразованию, пройти курсы повышения квалификации по предмету «немецкий язык»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация деятельности педагогического коллектива по управлению качеством образования в общеобразовательной школе

Разработка программы эффективной деятельности педагогического коллектива общеобразовательной школы  может стать для образовательного учреждения  мощным стимулом  активизации его деятель...

Управление качеством инновационного образования в школе

Качество инновационного образования - это и предмет споров, и цель развития образовательной системы любого уровня, и даже педагогическая мечта. Для того, чтобы управлять качеством образования необходи...

Мастер-класс «Мониторинг как инструмент управления качеством образования. Организация внутришкольного мониторинга в процессе внедрения ФГОС ООО"

Представлен опыт по организации  системного внутришкольного мониторинга предметных и метапредметных достижений обучающихся....

«Управление качеством дополнительного образования"

В своем обращении к Федеральному собранию 04.12.14 г. , Президент России В.В. Путин отметил следующее: "Каждый ребенок, подросток должен иметь возможность найти себе занятие по душе. В этой связ...

Методические рекомендации «Педагогический мониторинг – механизм управления качеством дополнительного образования»

В российском образовании сегодня провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам выбирать и конструировать педагогический процесс. В этом направлении и идет пр...