Управление качеством инновационного образования в школе
статья по теме

Воронина Лариса Африкановна

Качество инновационного образования - это и предмет споров, и цель развития образовательной системы любого уровня, и даже педагогическая мечта. Для того, чтобы управлять качеством образования необходимо знать составляющие этого процесса. Во - первых образовательная среда должна быть здоровая, безопасная, обеспечивающая защиту детей. Во - вторых содержание, которое отражено в соответствующих учебных программах и результаты, которые включают знания, умения и личную позицию ученика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc72 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_voroninoyla.ppt143 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд № 1.

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ИННОВАЦИОННОГО  ОБРАЗОВАНИЯ                                   В МКОУ СОШ с АДЖИМ.

«Качество образования», а уж тем более «качество инновационного образования» - это и предмет споров, и цель развития образовательной системы любого уровня, и даже педагогическая мечта.

Что мы понимаем под инновационным образованием? Его суть можно выразить фразой: «Не догонять прошлое, а создавать будущее»  (из материалов приоритетного нац. проекта «Образование») Что же такое качество образования – сбалансированное соответствие образования как результата, как процесса, как образовательной среды многообразным потребностям, целям, требованиям, нормам т.е. стандартам.

Несмотря на то, что категория «качество» используется уже не одну сотню лет, однозначного определения до сих пор не существует. Все многообразие существующих определений категории «качество» можно объединить по группам. Слайд № 2.

  1. Качество как абсолютная оценка

В этом случае качество является синонимом превосходства. Если ученик лучше других усвоил все знания, которые установлены программой, продемонстрировал их на экзамене, то его обучение считают качественным. Однако совершенство – категория абстрактная и субъективная его восприятие людьми может значительно различаться.

2. Качество как свойство предмета, объекта, явления.

В этом значении качество – это, производная от какого – либо измеряемого качественного параметра. Качество выше, если параметр больше. Считается, чем больше объем часов в образовательной программе, тем выше качество образования. С этим можно поспорить, потому что большой объем подготовки в области высшей математики, вряд ли пригодиться будущему повару.

3. Качество как соответствие назначению

Гениальная образовательная программа, обеспеченная классными преподавателями, может быть не востребована в регионе, где нет потребности в таких кадрах.

4. Качество как соответствие стандартам.

Здесь качество рассматривается как целевые и допустимые значения тех или иных параметров. ГОС высшего профессионального образования по определенной специальности содержит требования к подготовке соответствующего специалиста. Но если в течении учебы в ВУЗе студент не освоил навыки общения и работы в коллективе, не развил необходимые личностные качества, то его образование не может считаться качественным.

Таким образом,  понятия «качество» ограничивается субъектностью восприятия свойств и полезности предмета каждым отдельным человеком.

Говоря о качестве образования специалисты чаще всего используют только такие показатели, которые связаны с характеристикой потенциала ОУ ( квалификация педкадров, МТБ, укомплектованность УМК) и результатами образовательного процесса( успеваемость, кол-во медалистов, победителей олимпиад). Однако эта информация в рамках современной культуры качества может  использоваться только  для характеристики возможностей ОУ, но никак не для системной оценки качества образования.

Для того, что бы управлять качеством образования необходимо знать  какие составляющие входят в современное понимание данного феномена.

  1. Учащиеся, которые здоровы и получают хорошее питание.

Я считаю, что в нашем ОУ данная составляющая качества образования  выполняется в полном объеме, потому что:

  • У нас 100% охват детей горячим питанием.
  • Обеды в нашей столовой витаминизированы, это осуществляется за счёт выращивания овощей на УОУ и сбора ягод и плодов, продукция с участка влияет на удешевление школьных обедов.
  • Питание сбалансировано и по содержанию кол-ва Б, Ж, У соответствует норме. Кроме всего прочего калорийность пищевого рациона приблизительно равна энергозатратам.
  • Проведённые нами исследования показали, что желательно в рацион школьного питания добавить фрукты. В скором будущем мы сможем решить и эту задачу, в нашей школе разбит яблоневый сад. Слайд № 3.
  • Проанализировав состояние здоровья уч-ся школы, 56% опрошенных считают  здоровье и ЗОЖ наивысшей ценностью.

Из всего сказанного можно сделать вывод: уч-ся школы готовы участвовать в образовательном процессе и учиться при поддержке школы, семьи и общества.

  1. Образовательная среда – она должна быть здоровая, безопасная, обеспечивающая защиту детей. Среда должна обеспечивать необходимыми ресурсами и благоприятными условиями.

В нашем ОУ специально оборудованные учебные кабинеты, компьютерный класс, учащиеся имеют выход в интернет, частично кабинеты снабжены  ТСО.

По данным плановой проверки управления федеральной службы по надзору прав потребителей и благополучия человека освещение, тепловой режим, запыленность, загазованность соответствуют норме. Смывы на кишечные инфекции в столовой школы не обнаружены. Состав и качество пресной воды соответствуют норме.

К сожалению, в нашей образовательной среде отсутствует спортивный зал, что приводит к снижению интереса детей к спорту и, конечно же, недостаточное обеспечение компьютерами.

3. Содержание, которое отражено в соответствующих учебных программах и материалах для овладения базовыми навыками и умениями. Использование таких подходов в обучении, при которых на первом месте стоят интересы ребенка, особенно в области грамотности, арифметики и навыков жизнеобеспечения.

  • Разработаны рабочие программы по предметам.
  • Проведение элективных курсов, предметных недель и олимпиад.
  • Участие в международных конкурсах «Кенгуру», «Медвежонок».
  • Работает кабинет ПДД, который способствует приобретению навыков жизнеобеспечения. Разработан проект, который участвует в конкурсе…

  1. Результаты, которые включают знания, умения и личную позицию и связаны с национальными задачами в области образования и позитивным участием в общественной жизни. Результативность вы видите на слайде № 4.

В Глоссарии гарантии качества и аккредитационных терминов, подготовленном ЮНЕСКО отмечается, что общим для всех подходов в определении «качества» является интеграция следующих элементов:

1. Гарантированная реализация минимальных стандартов образования.

2. Способность ставить цели в различных контекстах и достигать их.

3. Способность отвечать требованиям и ожиданиям основных и косвенных            потребителей и заинтересованных людей.

4. Стремление к совершенствованию.

Коллектив авторов под редакцией Егошина определяет качество образования как совокупность потребительских свойств образовательной услуги, обеспечивающей возможность удовлетворения комплекса потребностей по всестороннему развитию личности. И это только одно из определений.

Отношение к качеству в современном российском образовании особенное.

Во – первых, большая часть специалистов образования не расстались со стереотипом мирового превосходства российского образования.

Во – вторых, до последнего десятилетия ОУ не работали в условиях конкуренции, в условиях постоянного реагирования на изменения социального заказа.

В- третьих, для аргументации зачастую используются аргументы, основанные на примерах о достижении команд российских школьников на мировых олимпиадах.

В- четвертых, российские ОУ, обладая уникальными разработками педагогических технологий, не могут применить их для массового образования.

В- пятых, до сих пор в большинстве ОУ в понятие качества образования не включаются требования обучающихся, а также заказчиков, специалистов и работодателей. К сожалению, обучающимся  до сих пор отводится пассивная роль.

Т. о. сегодня преждевременно говорить о широком распространении современной культуры качества в образовании.

В современных условиях качество образования применительно к системе образования, отдельным ОУ, всем заинтересованным сторонам должно стать индикатором социальной стабильности общества и гарантией его динамичного развития.

В настоящее время в стране реализуется пакет инновационных программ в рамках приоритетного национального проекта «Образование», и многие ОУ начали активную работу по выстраиванию системы оценки качества образования. Наша школа не является исключением.

Причин,  побудивших педагогический  коллектив  включиться в инновационную  деятельность было две:

1.Неудовлетворенность ходом реформ в образовании (90-е гг.20 века).  С ними были связаны ожидания более эффективного, инновационного развития российского образования, обретение им нового качества. К сожалению, в этом процессе был упущен важный аспект: отсутствие необходимого опыта инновационной деятельности.

2. связана с тем, что традиционная парадигма образования безнадежно устарела, т. к. была нацелена на освоение молодым поколением накопленных человечеством фактических знаний о мире. Парадокс в том, что знания чрезвычайно быстро меняются, и по этой причине накопить какие-либо знания на всю жизнь вперед невозможно, не нужно и просто бессмысленно. Поэтому требуется переход от знаниевого подхода к деятельностному.

А наша реальность такова – знания добытые вчера, преподаём сегодня для того, чтобы использовать их завтра. Работая в системе развития, школа должна определить видение ближайшего будущего. Слайд № 5.

Видение определило миссию школы. На её основе определилась система ценностей, которая вместе с миссией вырабатывается школьным коллективом и родительской общественностью. Миссия положила начало выстраиванию системной управленческой цепочки. Согласно этому маршруту, следующим шагом, является определение цели и задач. При этом нельзя забывать и о том, что  внедряя что-то новое, нужно обязательно понимать, как это будет воспринято сотрудниками, каким образом это повлияет на традиции школы, как к этому отнесутся социальные партнёры и заказчики образовательных услуг, хватит ли ресурсов для реализации задуманного.

Далее планируется и реализуется деятельность по освоению инновационных предложений. Эффективнее это, получается,  через проекты и целевые программы.

На протяжении всего периода необходим мониторинг успешности, который предполагает соотнесение получаемых результатов с  уровнем удовлетворённости заказчиков образовательных услуг.  Слайд №6

Затем обязательно фиксируются педагогические продукты, проще говоря, выявляются  « точки роста » образовательной системы школы. Для того, чтобы вычленить инновационные продукты, разработанные коллективом школы и нормировать инновационную деятельность учителей проводится анализ динамики развития школы.   Слайд №7

Диагностическая карта учёта продуктов  инновационной деятельности

в образовательном учреждении.

Критерии

Индикаторы

Количество баллов

Основание для премирования

Инновационная

деятельность ОУ

Достижения обучающимися более высоких показателей успеваемости и качества знаний по результатам

  • Четверти
  • Триместра
  • Года

( в сравнении с предыдущим периодом)

Положительная динамика качества и успеваемости






          5б

По данным ОУ и по данным специалиста управления образования

Разработка инновационных продуктов

  • Программ развития
  • Школьной системы оценки качества образования
  • Проектов
  • Образовательных программ
  • Инновационных программ по отдельным предметам учебного плана
  • Программ элективных профильных курсов
  • Программ дополнительного образования
  • Уроков и общешкольных мероприятий с использованием инновационных технологий
  • Педагогических советов с использованием инновационных технологий
  • Общешкольных родительских собраний в инновационном формате

Инновационные продукты деятельности учреждения в соответствии с критериальным перечнем






















Наличие копий разработанных на бумажном и электронном носителе


Диссеминация инновационного опыта

  • Организация и проведение конференций, выставок на уровнях:

Федерации

Региона

На муниципальном уровне

  • Организация и проведение совещаний и круглых столов на уровнях:

Федерации

Региона

На муниципальном уровне

  • Организация и проведение семинаров на уровнях

Федерации

Региона

На муниципальном уровне

  • Проведение методических объединений учителей на базе учреждения
  • Проведение творческих конкурсов учителей и учащихся
  • Проведение олимпиад различных уровней на базе учреждения
  • Проведение открытых уроков, дней открытых дверей
  • Издательская деятельность:

Статьи в предметных журналах

Методические рекомендации

Сборники

Очерки и статьи в СМИ:

Федеральный уровень

Региональный уровень

Муниципальный уровень


Инновационные продукты деятельности учреждения в соответствии с критериальным перечнем









































Копии программ семинаров, конференций, круглых столов, совещаний


























Копии продуктов издательской деятельности


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Качество образования – сбалансированное соответствие образования ( как результата, как процесса, как образовательной среды ) многообразным потребностям, целям, требованиям, нормам ( стандартам ). Управление качеством инновационного образования в МКОУ СОШ с. Аджим

Слайд 2

Группы определений категории «качество» Качество как абсолютная оценка. Качество как свойство предмета, объекта, явления. Качество как соответствие назначению. Качество как соответствие стандартам.

Слайд 3

Значимость отношения к здоровью в жизни учащихся

Слайд 4

Результативность участия учеников в олимпиадах, конкурсах, фестивалях за 2007, 2008, 2009 гг.

Слайд 5

Алгоритм разработки программы развития в ОУ Видение ближайшего будущего школы. Перспективы развития. Определение миссии школы. Выработка системы ценностей в совместной деятельности коллектива и родителей. Определение целей и задач. Планирование и реализация деятельности по освоению инновационных предложений. Фиксация педагогических продуктов.

Слайд 6

Мониторинг успешности выпускников в процентном соотношении

Слайд 7

Диагностическая карта учёта продуктов инновационной деятельности в МОУ СОШ с. Аджим Разработка инновационных продуктов 2007 2008 2009 Программ развития На 2009-2012 гг. Проектов 1.Предпрофильная подготовка 2.Организация работы с одарёнными детьми 3. Школьный образовательный центр 4. «Откроем свою малую родину миру» 1.Российский флаг в цветах 2. Известные люди сельского поселения 3. «Во саду ли в огороде» 1.Красивая школа 2. Работа с родителями 3. Зажигай на льду 4. Система упражнений для развития вокальных способностей 5.Сетевой проект «Современная сельская школа»

Слайд 8

Образователь ных программ + + + Инновацион ных программ по отдельным предметам Модифицированная образовательная программа по краеведению «Край родной» Программа поддержки развития немецкого языка Программ элективных профильных курсов ЭССЕ как жанр литературного произведения и вид творческой деятельности 1.« Работа с текстом» 2. Разговорный немецкий. 3. Анализ текста. Теория и практика. 1. «Анализ текста. Теория и практика» 2. Примеры с параметрами и их решение 3. Материальные основы наследственности Программ дополнительного образования Модифицированная ОП художественно-эстетической направленности по вокалу (эстрад. пение)

Слайд 9

Уроков и общешколь ных мероприятий 1. Мастер- класс «Создание условий для развития вокальных способностей учащихся» 1. Урок чтения по теме «Ёлка» Зощенко (техн ГСО) 2. Урок музыки « Диалог метра и ритма» техн КМД 3. Мастер-класс «Формирование навыков чтения-один из путей развития личности школьника 1. Литературно – музыкальная композиция «Колокола памяти» 2.Устный журнал « Путешествие по азбуке пешехода» Организация и проведение семинаров Толерантность – как ценностный ориентир воспитательной системы школы (региональный уровень) День открытых дверей «Встреча на родной земле» (федеральный уровень) Издательская деятельность Статья «Формирование толерантного сознания учащихся через изучение истории родного края» в сборнике КИПК и ПРО Инновационная практика. Толерантность как ценностный ориентир воспитательной системы школы с полиэтническим составом обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справка об организации проверки ОУ по управлению качеством гуманитарного образования

Справка об организации проверки ОУ по управлению качеством гуманитарного образования в МБОУ СОШ Краснодонецкая составленная Синицыной В.В....

«Управление качеством дополнительного образования"

В своем обращении к Федеральному собранию 04.12.14 г. , Президент России В.В. Путин отметил следующее: "Каждый ребенок, подросток должен иметь возможность найти себе занятие по душе. В этой связ...

Система оценки качества математического образования в школе

Оценка результатов математического образования в сельской малокомплектной школе...

Методические рекомендации «Педагогический мониторинг – механизм управления качеством дополнительного образования»

В российском образовании сегодня провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам выбирать и конструировать педагогический процесс. В этом направлении и идет пр...

Управление качеством образования в условиях реализации ФГОС: инновационные системы оценки качества знаний обучающихся

Современный мир характеризуется множеством альтернатив, обилием разнообразной и противоречивой информации. В этих условиях каждому человеку важно владеть умениями и инструментарием оценочной деятельно...

Реализация инновационного проекта (программы) «Программа управления качеством метапредметных результатов учащихся 5-9 классов в контексте формирования муниципальной системы оценки качества образования» за 2016 – 2017 учебный год

реализация инновационного проекта (программы) «Программа управления качеством метапредметных результатов учащихся 5-9 классов в контексте формирования муниципальной системы оценки качества ...