Дополнительная общеразвивающая программа "Увлекательная информатика"
рабочая программа по теме
Целью введения компьютера в жизнь дошкольника является «...прежде всего, формирование у него психологической готовности к жизни в обществе, широко использующем информационные технологии».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programmauvlekatelnaya_informatika.docx | 29.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Ямало-Ненецкий автономный округ
Департамент образования Администрации Пуровского района
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Дом детского творчества» п. Ханымей
Обсуждена на заседании методического совета Протокол № ___ «____» ________ 20__г. | Утверждаю Директор МОУ ДОД «Дом детского творчества» ___________ М.Г. Крылосова «_____» ____________ 20___ г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Увлекательная информатика »
Срок реализации: 1 года
Возраст детей: 6-7 лет
Педагог дополнительного образования
Аржаникова Инна Владимировна
п. Ханымей
2014 год
Пояснительная записка
Наряду с традиционными учебными пособиями в настоящее время появилось большое количество образовательных электронных ресурсов. Компьютерное обучение - новый способ обучения, одним из его разновидностей можно считать использование обучающих игровых программ.
Целью введения компьютера в жизнь дошкольника является «...прежде всего, формирование у него психологической готовности к жизни в обществе, широко использующем информационные технологии».
В данную программу включены такие компьютерные игры, которые будут способствовать развитию познавательной активности ребенка и побуждать его к активному пополнению знаний об окружающем мире. Благодаря этому у детей развиваются психические процессы, необходимые для обучения в школе: мышление, память, восприятие, познавательная активность. В этих играх, как и во всякой творческой деятельности, ребенку потребуется активизировать свое мышление, сообразительность, находчивость, умение рассуждать.
Ребенок не всегда способен концентрировать свое внимание в течение всего занятия на его содержание. Внимание обладает рядом свойств: концентрация, устойчивость, переключаемость. Обучающие игровые программы позволяют ребенку развивать в игровой форме указанные свойства внимания, что позволит ему быть более усидчивым, сосредоточенным в процессе учебной деятельности. Кроме того, у ребенка задействованы все виды памяти: образная, эмоциональная, зрительная, слуховая, логическая. Одна из основных заповедей улучшения памяти, -повторение. Дети, как правило, с большим интересом играют в одну и ту же игру много раз, тем самым укрепляют свою память. От занятия к занятию перед ребенком ставятся различные дидактические задачи, которые требуют от него определенный объем знаний и умений. В процессе игры начинает формироваться интерес к учебной деятельности, а игровая мотивация ребенка постепенно смещается на учебную.
Занятия на компьютере имеют большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально при работе с дошкольниками. В процессе выполнения компьютерных заданий им необходимо в соответствии с поставленными задачами научиться нажимать пальцами на определенные клавиши, пользоваться манипулятором «мышь». Кроме того, важным моментом подготовки детей к овладению письмом, является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях с использованием компьютера.
Отличительные особенности программы от уже существующих заключается в систематизации полученных знаний в процессе перехода от одной ступени образования к другой.
Цель программы: развитие интеллектуальных способностей и познавательных процессов у дошкольников.
Задачи:
- развитие и формирование зрительно-пространственной ориентации;
- формирование и развитие произвольных психических функций (произвольное внимание, мышление, память и поведение);
- развитие абстрактного, наглядно-образного мышления;
- формирование и развитие логического мышления (классификация, сравнение, обобщение);
- закрепление навыков счёта и чтения;
- приобретение практических навыков при работе с ПК.
Особенности программы
Программа ориентирована на работу с учащимися 6-7 лет и рассчитана на один год обучения.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному учебному часу. Общее количество часов в год на одну группу составляет 36 часов.
Форма проведения занятий: индивидуальная, групповая.
Используемые методы:
-практические занятия;
-беседы;
-активные групповые методы обучения: игры, дискуссии, занятие-соревнование.
Педагогические технологии, применяемые в процессе реализации программы
При обучении по данной программы реализуются следующие педагогические технологии:
- технологии развивающего обучения;
- технологии продуктивного обучения;
- технологии игрового обучения;
- технологии коллективного взаимообучения;
- здоровьесберегающие технологии.
Характеристика ожидаемых результатов
В результате освоения программы «Увлекательная информатика» учащиеся получают целый комплекс знаний и приобретают определенные умения.
Учащиеся должны знать:
- назначение основных устройств, входящих в состав компьютера: системный блок, монитор, клавиатура, манипулятор «мышь»;
- правила безопасной работы с компьютером.
Уметь:
- пользоваться манипулятором «мышь»;
- различать на экране монитора указатель курсора и указатель мыши;
- выбирать объект на экране с помощью мыши (устанавливать указатель мыши и щелкать левой кнопкой мыши);
- рисовать рамку на экране с нажатой левой кнопкой мыши;
- перемещать объект с нажатой левой кнопкой мыши;
- пользоваться клавиатурой: вводить буквы и цифры, пользоваться клавишей «Еnter»;
- выбирать щелчком мыши нужную строку в поле запроса типа «список» (главное меню, меню уровней);
- нажимать щелчком мыши кнопки действий на экране;
- вводить строку символов в окно ввода, удалять символы с помощью клавиши «BackSpace».
В конце учебного года проводится диагностика уровня усвоения образовательной программы. Для анализа овладения используются имеющиеся развивающие и обучающие компьютерные игры.
Критериями оценки усвоения разделов образовательной программы служит самостоятельность ребенка, показанная в играх:
-ребенок практически не справляется с выполнением поставленной перед ним задачей даже с помощью взрослого - это говорит о низком уровне развития;
-на среднем уровне - справляется с помощью взрослого;
-на высоком - выполняет задание самостоятельно.
Результаты диагностики и анализ усвоения детьми образовательной программы используется для того, чтобы помочь ребенку преодолеть трудности в усвоении программы, обратить внимание специалистов на проблему и совместно решить её.
Принципы и средства обучения
Работа с детьми всегда требует от педагога массу усилий, тем более с детьми дошкольного возраста. Исходя из специфики этой возрастной категории, используются следующие принципы обучения при подаче изучаемого материала:
Доступнность
Тема занятия преподносится в простой, доступной для детей этого возраста форме, а также с использованием различного демонстрационного материала.
Доступность является также одним из основных критериев при отборе компьютерных программ для занятий. Они должны быть легкими в управлении и материал в них должен преподноситься в простой, удобной для восприятия форме.
Наглядность
Так как у детей дошкольного возраста в обучении все еще ведущую роль оказывает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, то важным моментом на занятии является наглядность материала. Это:
- специальная оснащенность кабинета: яркие коврики для мыши;
-принтер для распечатки картинок, букв, цифр и т.д.
- различный дидактический материал для занятия (картинки, фигурки из бумаги);
-подборка компьютерных программ для занятий (с использованием красочных, ярких картинок, анимации, звуковых эффектов).
Календарно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | ||
Общее | Теория | Практика | ||
1. | Вводное занятие. Знакомство с детьми. | 1 | 1 | - |
2. | Правила поведения в компьютерном классе. | 1 | 1 | - |
3. | Применение компьютера. | 1 | 1 | - |
4. | Знакомство с основными устройствами компьютера. | 2 | 2 | - |
5. | Знакомство с компьютерной мышью. | 3 | 1 | 2 |
6. | Раскрашивание компьютерных рисунков. | 3 | 1 | 2 |
7. | Логика. | 2 | 1 | 1 |
8. | Конструирование. | 3 | 1 | 2 |
9. | Графика. | 2 | 1 | 1 |
10. | Информация вокруг нас. | 2 | 1 | 1 |
11. | Множества. | 3 | 1 | 2 |
12. | Создание простейших компьютерных рисунков. | 5 | 2 | 3 |
13. | Знакомство с клавиатурой. | 2 | 1 | 1 |
14 | Подведение итогов. | 2 | 1 | 1 |
15. | Развивающие компьютерные игры. | 4 | - | 4 |
Всего: | 36 | 16 | 20 |
Содержание программы 1-го года обучения
Раздел 1. Вводное занятие. Знакомство с детьми.
Цель: познакомиться с воспитанниками.
Раздел 2. Правила поведения в компьютерном классе.
Цель: познакомить детей с правилами поведения в компьютерном классе.
Теория: должны знать правила поведения.
Практика: должны уметь вести себя в компьютерном классе.
Раздел 3. Применение компьютера.
Цель: познакомить детей с применениями компьютера.
Теория: должны знать сферы, где применяются компьютеры.
Раздел 4. Знакомство с основными устройствами компьютера.
Цель: познакомить детей с основными устройствами компьютера.
Теория: должны знать названия основных устройств.
Практика: должны уметь показывать основные устройства.
Раздел 5. Знакомство с компьютерной мышью.
Цель: познакомить детей с мышью.
Теория: должны знать основные приёмы работы с мышью.
Практика: должны применять основные приёмы с мышью в работе.
Раздел 6. Раскрашивание компьютерных рисунков.
Цель: научить детей раскрашивать компьютерные рисунки.
Практика: должны уметь раскрашивать компьютерные рисунки по образцу.
Раздел 7. Логика.
Цель: познакомить детей с понятием логика.
Теория: должны знать понятие логика.
Практика: должны уметь выполнять простейшие логические задания.
Раздел 8. Конструирование.
Цель: познакомить детей с понятием конструирование.
Теория: должны знать понятие конструирование.
Практика: должны уметь выполнять простейшие задания по конструированию.
Раздел 9. Графика.
Цель: познакомить с понятием графика.
Теория: должны знать понятие графика.
Практика: должны уметь собирать картинки.
Раздел 10. Информация вокруг нас.
Цель: познакомить воспитанников с понятием информация.
Теория: должны знать понятие информация.
Раздел 11. Множество.
Цель: познакомить с понятием множество.
Теория: должны знать понятие множество.
Практика: должны уметь выполнять простейшие задания по составлению множеств.
Раздел 12. Создание простейших компьютерных рисунков
Цель: научить детей создавать простейшие компьютерные рисунки.
Теория: должны знать некоторые инструменты.
Практика: должны уметь использовать в работе инструмент (баллончик, ластик), а также уметь пользоваться палитрой.
Раздел 13. Знакомство с клавиатурой.
Цель: познакомить детей с клавиатурой.
Теория: должны знать для чего применяется клавиатура.
Практика: должны уметь набирать отдельные слова, цифры.
Раздел 14. Подведение итогов.
Цель: повторить с детьми изученный материал за год.
Раздел 15. Развивающие компьютерные игры.
Цель: развитие творческих способностей детей.
Практика: должны уметь самостоятельно открывать компьютерные игры.
Занятия проводятся в Доме детского творчества в компьютерном классе на основании договора о сотрудничестве с дошкольными образовательными учреждениями.
На подготовительном этапе обучения занятия строятся по принципу «от простого к сложному». Занятия построены таким образом, что в большинстве своём носят ознакомительный характер: осваивают и запоминают основные устройства компьютера, как пользоваться мышкой для этого используется обучающая программа «Мир информатики». Также используются в работе графический редактор Paint и текстовый редактор Блокнот. С воспитанниками дошкольного возраста используется игровая программа «Земля до начала времён» где ребята вместе с динозаврами изучают буквы и цифры, учатся составлять слова и рисунки, разгадывать головоломки, выполняют задания на внимательность и память, на развитие логики.
Способы проверки ожидаемых результатов: наблюдение в процессе обучения.
Формы подведения итогов реализации программы: опрос.
Техническое обеспечение:
Компьютеры-7 шт.
Интерактивная доска
.
Информационно-методическое обеспечение
- Брыскина О. Информатика в начальных классах. - М.: Просвещение, 1986.
- Горячев А. В. Информатика в играх и задачах. - М.: Просвещение, 2003.
- Кёршан Б. Основы компьютерной грамотности. - М.: Наука, 1989.
- Леонова Л.А., Макарова Л.В. Как подготовить ребенка к общению с компьютером. (Ваш ребенок: азбука здоровья и развития от 4 до 6). - М.: Вента-Графт, 2004.
- Макарова Н. В. Информатика. - М.: Наука, 2001.
- Саватеева С.С. Как помочь ребенку сохранить хорошее зрение. (Ваш ребенок: азбука здоровья и развития от 6 до 10). - М.: Вента-Графт, 2004.
- Тур С. Н., Бокучава Т. П. Первые шаги в мире информатики. - М.: Айрис Пресс, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»
Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»
Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...
«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»
Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Шаг в мир информатики»
Срок реализации программы: 2года Возраст учащихся, на который рассчитана данная программа – 7-11 лет...
Дополнительная общеразвивающая программа по информатике «ИНФОЗНАЙКА»
Аннотация дополнительной общеразвивающей программы «ИНФОЗНАЙКА»Уровень освоения: ознакомительный.Направленность: техническая.Возраст учащихся: 9-10 лет.Срок реализации: 1 год.Форма занятий...
Дополнительная общеразвивающая программа «Математика в информатике»
Одним из приоритетов современного образования является установка на индивидуально-ориентированное развитие школьников, что подразумевает: принцип субъектности учащегося, инициирование самостоятельной ...