Мониторинговые исследования воспитательной деятельности.
методическая разработка (5 класс) на тему

Левданская Елена Валерьевна

Внеурочная деятельность в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon monitoringovye_issledovaniya_vospitatelnoy_deyatelnosti.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

              Мониторинговые исследования воспитательной деятельности

МБОУ Березовская СОШ

Создание условий для внеурочной деятельности обучающихся  организации дополнительного образования

В процессе формирования личности воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.

Воспитательная парадигма школы требует от  педагогического коллектива максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ребёнка, способности к творческой мысли, стремящемуся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки.

Организация внеурочной деятельности обучающихся в МБОУ Ьерезовская СОШ осуществляется с учетом задач программы развития школы, включающей раздел «развитие воспитательной системы в школе». Данный документ отражает главную суть воспитательной работы в школе, направленную, в том числе, и на создание условий для внеурочной деятельности обучающихся,  и организации дополнительного образования:

Цель: развитие личности широко образованного, высоконравственного, глубоко мыслящего человека, с независимым, самостоятельным мышлением, новым сознанием, ориентированным в современных условиях жизни, способного к сотрудничеству и прогнозированию своих поступков, конкурентоспособной на рынке труда.

Содержание воспитательной деятельности.

Образовательным учреждением гарантируется использование воспитательного потенциала основных и дополнительных образовательных программ и включение обучающихся в разнообразную, соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям деятельность, направленную на формирование у детей:

  • гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека;
  • социальной активности;
  • представлений о нравственности и опыте взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • приобщение к системе культурных ценностей;
  • трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к профессионализму, конкурентоспособности;
  • экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью;
  • эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
  • организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности;
  • навыков здорового образа жизни.

Задачи:

  1. Качественное преобразование школьной системы воспитательных мероприятий через переход от «датной педагогики» к программно-целевому построению воспитательного процесса и общешкольным «ключевым» делам;
  2. Реализация целевой программы «8 Д»;
  3. Реализация целевой программы «Здоровье»;
  4. Стимулирование процессов коллективообразования классов и объединений через развитие классного самоуправления и соуправления детей, родителей и педагогов.
  5. Усиление работы по профилактике преступлений и правонарушений обучающихся.
  6. Создание системы мониторинга  эффективности воспитательной работы в школе.

Ожидаемые результаты реализации задач воспитательной работы:

  • Формирование модели выпускника МБОУ Березовской средней общеобразовательной школы
  • Формирование индивидуального привлекательного имиджа школы через поддержку старых и выработку новых традиций;
  • Вовлечение в реализацию КТД и воспитательных мероприятий до 100% обучающихся и классных руководителей;
  • Создание  целостной единой структуры ученического самоуправления; общешкольного коллектива (организации);
  • Положительная динамика в снижении количества подростков, совершающих преступления и правонарушения;
  • Уменьшение количества детей «вне образования».

В МБОУ  Березовская СОШ  в целях расширения воспитательного пространства создана и стабильно действует модель, основанная на интеграции  среднего и дополнительного образования нескольких учреждений, находящихся в едином образовательном пространстве:

Система дополнительного образования обучающихся школы осуществляется на бесплатной основе, посредством использования собственных ресурсов и ресурсов социальных партнёров.

Такая интеграция  позволяет:

  • повысить качество предоставляемых услуг;
  • расширить спектр предоставляемых услуг;
  • рационально использовать как собственные  площади, так и площади социальных партнёров;
  • привлекать к работе  квалифицированные кадры: педагогов школы, педагогов и специалистов социальных партнеров;
  • расширить границы доступности дополнительных образовательных услуг для обучающихся школы всех возрастов.

Принципы сотрудничества.

  1. Добровольность.
  2. Единство образовательного пространства.
  3. Организационно-правовая самостоятельность учреждений.
  4. Координация деятельности.
  5. Экономическая эффективность.

Формы сотрудничества.

  1. Договор о совместной деятельности.
  2. Совместное планирование воспитательной работы.
  3. Проведение массовых мероприятий для параллелей, школы.
  4. Занятия по выбору учащихся в секциях, студиях, кружках.
  5. Участие в муниципальных, областных, региональных программах.
  6. Реализация социально-значимых проектов.

Образовательные эффекты.

  1. Формирование единого воспитательного пространства.
  2. Социализация личности.
  3. Формирование духовно-нравственных качеств у школьников.
  4. Развитие творческих способностей обучающихся.
  5. Обеспечение занятости обучающихся во внеурочное время.
  6. Формирование положительного имиджа школы.

В результате взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования, находящихся в едином образовательном и территориальном пространстве,  сложились и развиваются культурные традиции поселка, реализуемые силами обучающихся и педагогов  в   традиционных   мероприятиях .

     Данные мероприятия всегда имеют положительный резонанс, формируют позитивное общественное мнение о школе. Сложившаяся система работы происходит в тесном сотрудничестве  с социальными партнёрами ОУ

Мониторинг эффективности внеурочной деятельности и дополнительного образования ведется:

  1. через оценку востребованности форм и мероприятий внеклассной работы;
  2. через сохранность контингента всех направлений внеклассной работы;
  3. через анкетирование школьников и родителей по итогам года с целью выявления удовлетворённости воспитательными мероприятиями;
  4. через анкетирование школьников и родителей в рамках внутришкольного контроля (ВШК) .

Мониторинг вовлечённости обучающихся

во внеурочную  деятельность

( ТАБЛИца!!!!!!!!!!!!!!!!!1)

Динамика занятости обучающихся  в работе объединений дополнительного образования (кружках)

Количество часов на внеурочную деятельность, реализованных школой и дополнительным образованием в 2013-2014 учебном году можно проследить по следующей таблице.

Направления развития личности

Наименование рабочей программы

Количество часов в неделю

Всего

5 а

Спортивно-оздоровительное

Школа безопасности (юный инспектор дорожного движения)

1,5

1,5

Игры без границ

1,5

1,5

Духовно-нравственное

Юный березянин

1

1

«Берегиня» для девочек

0,5

0,5

Березяне на войне

1

1

Социальное

Полезные привычки

1

1

Юный путешественник

0,5

0,5

Общеинтеллектуальное

Основы проектной деятельности

4

4

Шахматная студия

1

1

Математическая мастерская

2

2

Общекультурное

Конструирование – моделирование для девочек

1,5

1,5

Музей и история семьи

0,5

0,5

Вокальная студия

1

1

ИЗО студия

1

1

Школа танца

1

1

Школьный театр

0,5

0,5

Фото-клуб

0,5

0,5

ИТОГО

20

20

Анализ занятости обучающихся внеурочной деятельностью.

класс

занятость

5А класс

21 ч (100%)

5Б класс

21 ч. (100%)

5В класс

25 ч. (100%)

5 Г класс

20 ч. (100%)

Мониторинг охвата обучающихся группы риска;

обучающихся,  состоящих на  учёте

Реализуя задачи  создания условий для выявления потенциальных возможностей и интересов, оказания помощи в самореализации, профессиональном самоопределении, гражданском становлении   личности, профилактики и коррекции отклоняющегося поведения , в ОУ проводится большая работа по вовлечению обучающихся группы социального риска, школьников, состоящих на различных видах учёта, в работу объединений дополнительного образования на базе школы.

 Важным показателем эффективности системы массового вовлечения учащихся во внеурочную деятельность считаем высокий процент занятости детей “группы риска”. В начале года ребятам предлагают широкий спектр бесплатных услуг школьного и дополнительного образования. Положительная динамика достигнута за счет профилактической работы службы психолого-педагогического и медицинского сопровождения ребенка, одной задач которой является массовое вовлечение детей “группы риска” в активную деятельность

Проблемы в организации  и проведении внеурочной деятельности:

1. Мониторинг отслеживания результатов по трем уровням. Мониторинг достижений обучающихся во внеурочной деятельности должен быть основан на исследовании ценностей. Как таковых диагностик еще нет Отсутствие критериев эффективности внеурочной деятельности.

2. Недостаточная компетентность в разработке программ внеурочной деятельности.

3. Дефицит учебно-методических пособий.

4. Отсутствие муниципального банка методических идей по организации внеурочной деятельности.

5. Перегрузка учащихся.

Предложения:

1. Предложить вести работу по внеурочной деятельности в 5-6-х классах большему числу учителей-предметников.

2. Запланировать каждому классному руководителю 5-6 классов проведение экскурсий, диспутов, круглых столов, соревнований, общественно полезных практик и другое в свободное от учебы время, во второй половине дня.

3. Вести более четкий контроль посещения учащимися занятий по внеурочной деятельности. В дневниках школьника записывать расписание занятий по внеурочной деятельности.

   4. Ввести в практику работы маршрутные листы, рекомендованные на педагогическом совете  школы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа мониторингового исследования качества предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе

Отслеживание хода и промежуточных результатов управляемого процесса профилизации образования; определение уровня соответствия параметров функционирования и развития школы требованиям федерального и ре...

Мониторинговое исследование экологического состояния школьных помещений

Название: Мониторинговое исследование экологического состояния школьных помещений. Объектом данного исследования стала школьная среда «Средней общеобразовательной школы № 108». Предмет исследования:...

Статья "Роль мониторинговых исследований в обучении русскому языку".

Данная статья была представлена для сборника "Августовские педчтения 2010 год"...

Деятельность учителя математики на основе результатов мониторинговых исследований

laquo;Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способнымразвиваться дальше без помощи учителя». Элберт Хаббарт.  Необходимость введения нового ФГОС ООО вытекает из ...

Особенности психолого-педагогических мониторинговых исследований образовательно- воспитательной деятельности на примере работы творческого объединения «Инфогалактика» в ГБУ ДО «Региональный центр допризывной подготовки молодежи»

Краткая аннотация: В статье представлен обобщенный опыт работы специалистов   ГБУ ДО «Региональный центр допризывной подготовки молодежи» по реализации  дополнительных образ...

Блокнот мониторинговых исследований воспитательного процесса классного руководителя 10-11 классов

В Блокноте классного руководителя собраны диагностики и мониторинги для анализа воспитательного процесса в классном коллективе...

«Учёт результатов мониторинговых исследований и оценки качества подготовки обучающихся в педагогической деятельности (для учителей литературы)» (удостоверение).

laquo;Учёт результатов мониторинговых исследований и оценки качества подготовки обучающихся в педагогической деятельности (для учителей литературы)» (удостоверение)....