Программа факультативного курсаТележурналистика
рабочая программа (10 класс) на тему

Талюка Ольга Владимировна

Программа факультативного курсаТележурналистика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_fakultativnogo_kursatelezhurnalistika.docx25.38 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный план

на факультативный курс «Тележурналистика»

Темы

Общее количество часов

В том числе

Теоретические часы

Практические часы

Раздел I. Основные принципы.

1

Профессия репортёр.

2

1

1

2

Роль журналиста.

1

1

3

Типы репортажа.

1

1

Раздел II. Подготовка репортажа.

4

Установление контакта.

4

1

3

5

Изучение материала.

4

1

3

6

Разработка плана.

4

1

3

7

Подготовка материала.

4

1

3

Раздел III. Сбор информации.

8

Источники.

2

1

1

9

Запись информации.

2

1

1

10

Интервью.

4

1

3

11

Документы.

2

1

1

Раздел IV. Работа с информацией.

12

Выбор угла освещения темы.

2

1

1

13

Написание сообщения. (Элементы сюжета)

2

1

1

14

Монтаж записи.

2

1

1

Раздел V. Заключение.

15

Правила оформления репортажа.

2

1

1

16

Подготовка телерепортажа.

34

4

30

Всего часов:

72

19

53

Содержание учебных тем.

Раздел I. Основные принципы.

  1. Профессия репортёр.

Теория: Развитие тележурналистики в России. Закон РФ «О средствах массовой информации». Профессия репортёра (корреспондента): разновидности и специализация.

Практика: Просмотр телерепортажей центральных телеканалов.

Контроль: -

Форма проведения. Беседа, просмотр, рассуждения, экскурсия на местный телеканал.

Словарь терминов. Репортёр, репортаж, журналист, телеканал.

  1. Роль журналиста.

Теория: Психологическая атмосфера подачи материала. Речевой имидж журналиста. Влияние личностного восприятия события на подачу материала. Речевые особенности журналиста в работе с респондентом: темповые, стилевые, психологические. Эстетические заповеди репортёра.

Практика: Разработка имиджа журналиста.

Контроль: Контрольный анализ пробных репортажей.

Форма проведения. Беседа, опыт, просмотр, рассуждения.

Словарь терминов. Имидж.

  1. Типы репортажа.

Теория: Репортаж в прямом эфире. Новостной репортаж. Тематический репортаж.

Практика: Пробные репортажи на выбор.

Контроль: Разбор репортажей.

Форма проведения. Беседа, опыт, просмотр.

Словарь терминов. Прямой эфир, новостной репортаж, тематический репортаж.

Раздел II. Подготовка репортажа.

  1. Установление контакта.

Теория: Знакомство с событием, установка контакта с участниками события, избегание преувеличений.

Практика: Разработка беседы для установления контакта.

Контроль: Проигрывание ситуации.

Форма проведения. Игра, рассказ.

Словарь терминов. -

  1. Изучение материала.

Теория: Изучение материалов связанных с событием; просмотр материала об участниках события; нахождение материалов, сопутствующих событию; контекст события; изучение печатной прессы, справочных материалов. Создание своей собственной документации.  

Практика: Сбор информации на заданную тему.

Контроль: Круглый стол «Подготовка репортажа».

Форма проведения. Беседа, опыт, круглый стол, рассуждения.

Словарь терминов. Контекст.

  1. Разработка плана.

Теория: Цель и значение предварительной разработки плана съёмки. Основные моменты плана: анализ место съёмки, освещения места съёмки, предварительный осмотр места съёмки, предварительная раскадровка материала съёмки, наметка последовательности сцен.

Практика: Разработка пробного плана съёмки мероприятия на заданную тему.

Контроль: Проверка планов.

Форма проведения. Беседа, обсуждения, практическая работа.

Словарь терминов. Раскадровка

  1. Подготовка материала.

Теория: подготовка журналистского материала, «шпаргалка» к репортажу, просчитывание ситуации, подготовка техники.  

Практика: Составление списка правил для начинающего журналиста.

Контроль: Конкурс на лучшие «Правила для начинающего журналиста».

Форма проведения. Круглый стол.

Словарь терминов. -

Раздел III. Сбор информации.

  1. Источники.

Теория: Источники информации: очевидцы, официальные лица, коллеги, «специалисты», «субъективные» источники. Особенности работы с различными источниками информации, надёжность, правила работы, право на своё мнение.

Практика: Сбор информации на заданную тему.

Контроль: Анализ дел.

Форма проведения. Работа в группах.

Словарь терминов. Субъективность, компетентность.

  1. Запись информации.

Теория: Способы записи информации. Запись информации – это мастерство. Особенности видеозаписи: информативность кадров, полезность кадров, синтаксис изображения (персонажа, обстановки, ракурса съёмки, перемещения камеры).

Практика: Пробная съёмка события, мероприятия.

Контроль: Просмотр и обсуждение пробной съёмки.

Форма проведения. Беседа, опыт, просмотр, рассуждения.

Словарь терминов. Аппаратная звукозаписи.

  1. Интервью.

Теория: Типы интервью: интервью - свидетельство, интервью - заявление, интервью - объяснение, интервью – документ. Значение места интервьюирования и шумов при интервьюировании. Правила интервью.

Практика: Интервьюирование на заданную тему.

Контроль: Просмотр отснятых интервью.

Форма проведения. Беседа, опыт, просмотр, обсуждения.

Словарь терминов. Интервью, аудитория, открытый, полузакрытый и закрытый вопрос, право повторного вопроса.

  1. Документы.

Теория: Дополнительная информация. «Теки» (библиотеки, сонотеки, фонотеки, фототеки, видеотеки, кинотеки), таблицы и графики. Их значение и способы использования.

Практика: Подбор документальной информации на заданную тему.

Контроль: Наблюдение за работой.

Форма проведения. Рассказ, беседа, опыт, наблюдение.

Словарь терминов. «теки», сонотеки, фонотеки, фототеки, видеотеки, кинотеки.

Раздел IV. Работа с информацией.

  1. Выбор угла освещения темы.

Теория: Как выбрать угол освещения темы. Один репортаж, много углов освещения. Расположение информации по важности.

Практика: Пассивная практика на местном телевидении.

Контроль: Творческий отчёт о работе местного телевидения.

Форма проведения. Практика, анализ.

Словарь терминов. Угол освещения темы, анонс.

  1. Написание сообщения.

Теория: Начало («атака»); стиль: короткие фразы; словарь точный, живой; концовка; текст со звуком; «оживление» материала; «стенд-ап»; синхрон; закадровый текст; лайф.

Практика: Просмотр новостных программ центральных телеканалов, с последующим анализом репортажей.

Контроль: Наблюдение за анализом репортажей.

Форма проведения. Беседа, просмотр, рассуждения, анализ.

Словарь терминов. Сообщение, начало («атака»), подоплека события, «стенд-ап», синхрон, закадровый текст, лайф.

  1. Монтаж записи.

Теория: Монтаж – «оформление» сведений, собранных с помощью аудио-видеотехники. Правила телемонтажа.

Практика: Составление памятки для телерепортёра.

Контроль: Конкурс памяток.

Форма проведения. Рассказ, просмотр, рассуждения.

Словарь терминов. Монтаж «встык», наплыв, предварительный просмотр.

Раздел V. Заключение.

  1. Правила оформления репортажа.

Теория: Правила оформления репортажа.

Практика: Просмотр новостных программ центральных телеканалов.

Контроль: -

Форма проведения. Рассказ, опыт, просмотр, рассуждения.

Словарь терминов. Титры, мастер, вставка.

  1. Подготовка телерепортажа.

Теория: Постановка задачи. Выбор темы.

Практика: Подготовка телерепортажей на свободную тему для детской телепередачи «Сто дорог»

Контроль: Проверка репортажей.

Форма проведения. Объяснение, практическая работа, просмотр.

Словарь терминов. «В эфир».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультативного курса «Музыки» «Жемчужины родного края» на основе национально-регионального компонента (для 6-ых классов общеобразовательной школы)

Пояснительная запискаПрограмма факультативного курса «Музыки» «Жемчужины родного края» на основе национально-регионального компонента  (для 6-ых классов общеобразовательных школ)  пред...

Программа факультативного курса "Bunte Schritten"

Факультативный курс «BunteSchritten» (Разноцветные ступеньки) рассчитан на учащихся 5 класса и призван помочь учащимся приобрести углублённые знания о стране изучаемого языка, использовать пол...

Рабочая программа факультативного курса "Экономический практикум" для 7-10 классов

Программа в 7-8 классах составлена на основе авторской программы И.М.Бгажноковой «Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью», МИПКРО, Москва, 2003г, в 9-10 классах - на основе...

Авторская адаптационная педагогическая программа «ХИМИЧЕСКАЯ МОЗАИКА» Программа факультативного курса

   Программа факультативного курса «Химическая мозаика» способствует усвоению определенного объема химических знаний, формированию в сознании научной картины мира, интеллектуальному р...

Рабочая программа факультативного курса «Комплексная программа физического воспитания учащихся»

Выявление одарённых детей и  создание условий для оптимального развития  детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также способных   детей,...