Обзор УМК по русскому языку под грифом ФГОС
статья на тему

Толстова Римма Флюровна

Обзор УМК по русскому языку под грифом ФГОС.

(Работа над развитием речи. Сравнительный анализ учебников Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой и В.В. Бабайцевой).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obzor_umk_po_russkomu_yazyku_pod_grifom_fgos.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Заверено руководителем ГМО

учителей русского языка и литературы

_____________ Марталер А.Ю.

Протокол №____от 5 ноября 2013 года

Тема: Обзор УМК по русскому языку под грифом ФГОС.

(Работа над развитием речи. Сравнительный анализ учебников Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой и В.В. Бабайцевой).

Выступила Толстова Р.Ф.

учитель русского

языка и литературы

МОБУ СОШ № 21 г. Белорецк

Тема: Обзор УМК по русскому языку под грифом ФГОС.

(Работа над развитием речи. Сравнительный анализ учебников Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой и В.В. Бабайцевой).

                                                                                                  Знание - столь драгоценная вещь,

                                                                                                           что его не зазорно добывать

                                                                                                                      из любого источника.

                                                                                                                               Абу-аль-Фарадж

Русский язык и литература - особая образовательная область, в процессе изучения которой выбор современного учебно-методического комплекта нередко имеет решающее значение не только для учителя, но и для учащихся.

Функционально грамотная личность – это личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни  знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений

  Среди широкого разнообразия современных УМК учителю порой трудно выбрать тот, который в полной мере позволит обеспечить достижение необходимого образовательного уровня общего развития учащихся по  предметам.

Идеальных учебников, наверное, нет. У каждого есть свои минусы и плюсы. Второй год преподаю русский язык по УМК Р.Н. Бунеева. Учебники  данного автора входят в  образовательную  систему «Школа 2100».

Данный УМК в полной мере реализует принципы деятельностного подхода. Цели обучения русскому языку по учебникам Р.Н. Бунева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной в основной школе - это овладение учащимися четырьмя компетенциями: лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой.

Задания учебников по русскому языку построены и сформулированы таким образом, что процесс обучения на уроке становится всегда обучением деятельности. Учебники учат ребенка сознательно ставить цель, формируют мотивацию к активной позиции на уроке, предоставляют возможность находить пути и средства к достижению поставленной цели, помогают ребенку формировать собственные умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

С помощью упражнений в учебнике, дидактическом материале, в тетрадях для проверочных и контрольных работ ребенок не только «тренируется» выполнять операции (приемы), т.е. учится предметно-практическим действиям, но и постигает способы и приемы учебной деятельности (техника разных видов разбора), деятельности познавательной (способы работы со словарем), учится самостоятельно выбирать наиболее подходящий прием решения задач (в том числе и орфографических), искать свои собственные, не встречавшиеся в его опыте приемы решения, выходящие за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений.

Таким образом, многие задания учебника творческого характера, что позволяет, опираясь на предшествующее (спонтанное развитие), самостоятельное «житейское» развитие, углубить и расширить потенциал ребенка. Используя материал учебника, учитель без труда может организовать на уроке совместную учебно-познавательную деятельность, где сам будет выступать в роли «дирижера». Через систему подобных упражнений в учебниках реализуются принципы управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации и управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, поэтому ученик сможет применять полученные на уроке знания, умения и навыки в жизни.

Рассмотрим, какая работа проводится по развитию речи в данном учебнике. Развитие речи учащихся – одна из важнейших задач учителя. Я стараюсь заниматься этим каждодневно. Для того, чтобы наглядно убедиться в том, что учебники данных авторов действительно  способствуют развивающему обучению, сравним календарно-тематическое планирование двух УМК (В.В.Бабайцевой и Р.Н.Бунеева) и посмотрим, сколько часов отводится на такие проверочные работы, как контрольный диктант, изложения, сочинения в 5 классе.

Учебник             Диктанты                 Излож.       Сочин.   Свобод. дик.  Твор.спис

В.В.Бабайцевой       9                              3                   3                 -                -

Р.Н.Бунеева             6                              3                   5                   8               2

Такое сравнение помогает понять, что учебник Р.Н.Бунеева носит более развивающий характер. Большее количество сочинений  - это не только сочинения-описания картин, но и такие работы, как сочинение-размышление, сочинение-повествование с использованием местоимений. Работы такого типа не только развивают речь, но и носят практический характер, прививают культуру разговорной  речи.

Если в учебнике В.В.Бабайцевой на развитие речи в 5 классе отводится более 20 часов, а остальное время идет на отработку орфограмм и пунктограмм, то в учебнике Р.Н.Бунеева практически каждый урок носит развивающий характер.

Сравним первый урок - урок-введение. Учебник В.В.Бабайцевой предлагает нам  обратиться к эпиграфам и подумать, что их объединяет (упр. 1), быстро и четко произнести скороговорки (упр.3), отгадать загадки (упр.4), записать пословицы и подумать, как передается потомкам народная мудрость (упр.5), прочитать выразительно и записать  высказывание И.С.Тургенева «Берегите наш язык…» (упр.10)

Учебник Р.Н.Бунеева после прочтения отрывка из книги Л.В.Успенского «Слово о словах» предоставляет учащимся продолжить мысль автора и предлагает сформулировать тему первого урока русского языка (упр.1), знакомит с основами сопоставительного анализа на примере трех произведений (И.С.Тургенев «Русский язык», стих. И.А.Бунина «Слово», стих. А.А.Ахматовой «Мужество». (Заметил ли ты, что все три произведения в чем-то созвучны друг другу? В чем именно? Попытайся объяснить. Прочитай определения, которые находят авторы к словам русский язык, русская речь, русское слово. Сравни их. Что ты заметил? (упр.4)

Сравнение двух первых уроков показывает, что материал в учебнике Р.Н.Бунеева имеет  более сложный,  развивающий характер.

Дальше задания к упражнениям  становятся глубже, сложнее, требуют больше осмысления, «говорения». Например, упр. 245, задание: напиши небольшой текст-повествование по данному началу, озаглавь текст, начни так: «Однажды днём я увидел ласточку…», подчеркни дополнения. Данное упражнение нацелено на повторение дополнения, а также на развитие речи учащихся.

        Хотелось бы отметить, что данная работа проводится на каждом уроке, что позволяет планомерно развивать речь учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. Русский язык. 5 класс . ФГОСы нового поколения

Представлена рабочая программа по УМК В.В. Бабайцевой для 5 класса в соответствии с новыми стандартами. Тематическое планирование в 8 разделах!!!...

Конспект урока по русскому языку в свете ФГОС по теме : "Чередующиеся гласные в корне слова".

Разработка конспекта  урока по русскому языку  в свете требований  ФГОС ....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс ФГОС

Рабочая программа по русскому языку для учащихся  5 класса  ФГОС...

Рабочая программа спецкурса по русскому языку «Трудные вопросы русского языка» 6 класс (ФГОС)

Рабочая программа  спецкурса «Трудные вопросы русского языка»  для 6 класса составлена на основе  ОП МБОУ «СОШ №7» с учетом  пособия по русскому языку Узорова О.В., Нефёдова Е.А.. ...

Рабочая программа по русскому языку 6 класс ФГОС к учебнику "Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях", Москва, "Просвещение", 2012, авторы:М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование  к учебнику  "Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях ФГОС", Москва, "Просвещение", 2012, авт...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» обязательной предметной области «Русский язык и литература» ФГОС ООО по курсу 5-9 класс

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» обязательной предметной области «Русский язык и литература» составлена в соответствии с ФГОС ООО, требованиями к результатам ...