ПРОГРАММА по учебному предмету «МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КУБАНИ»
рабочая программа по теме
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО», «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «НАРОДНЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»
Предметная область ПО.02. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ ПРОГРАММА по учебному предмету В.02.УП.05. «МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КУБАНИ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 155 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО», «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «НАРОДНЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»
Предметная область
ПО.02. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ
ПРОГРАММА
по учебному предмету
В.02.УП.05. «МУЗЫКЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КУБАНИ»
АРМАВИР 2013
Рассмотрено методическим объединением преподавателей теории музыки и хора МБОУДОД СМШ МО г. Армавир ________________________ (дата рассмотрения) | «Утверждаю» Директор Куценко Александра Кирилловна ______________ (подпись)
______________________________ (дата утверждения) |
Разработчик – Трушкина Е. А., преподаватель МО преподавателей теории музыки и хора
Рецензируемая программа по учебному предмету ПО.02.УП.01. «Сольфеджио» разработана на основе и с учетом Федеральных Государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Народные и ударные инструменты», «Хоровое пение».
Рецензент
________________ Петросян Д.А. заведующая МО преподавателей
(подпись) теории музыки и хора
Рецензент
_______________ Алишевич Т. А., методист, преподаватель
(подпись) высшей категории, заслуженный работник
культуры РФ
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
-Методы обучения;
II. Содержание учебного предмета
- Этапы обучения;
- Учебно-тематический план;
- Требования к уровню подготовки обучающихся
- Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
VI. Материально-технические условия реализации программы
VII. Списки рекомендуемой методической и учебной литературы
- Список рекомендуемой методической литературы
- Список рекомендуемой учебной литературы
- Дополнительные дидактические материалы
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Музыкальная культура Кубани» из вариативной части учебного плана составлена на основе примерной программы по учебному предмету «Народное музыкальное творчество», разработанной методическим кабинетом Института Развития Образования в сфере Культуры и Искусства в соответствии с Федеральными Государственными требованиями к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор».
Содержание предмета «Музыкальная культура Кубани» непосредственно связано с содержанием таких учебных предметов, как «Сольфеджио», «Музыкальная литература», «Специальность», что дает возможность обучающимся воспринимать явления традиционной музыкальной культуры в комплексе специальных знаний, умений и навыков, развивает их эмоционально-чувственную сферу, художественно-образное мышление, творческую фантазию.
Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлена на:
- воспитание чувства патриотизма и любви к своей малой Родине через изучение народного творчества; воспитание чувства уважения к старшему поколению и почитания народных традиций как источника красоты и жизненной силы;
- воспитание бережного отношения к фольклору как к источнику народной мудрости, исторической культурной ценности народа, осознание фольклора неотъемлемой частью общечеловеческой культуры;
- осознание уникальности народно-песенного фольклора Кубани, связанной с многонациональными традициями народов, населяющих Кубань;
- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов Кубани и России.
Программа реализуется в процессе обучения детей в Специализированной музыкальной школе, и помимо образовательных задач, решает задачи возрождения фольклорного творчества, как одной из важных составляющих национальной художественной культуры.
2. Срок реализации учебного предмета и возраст обучающихся:
Срок реализации учебного предмета «Музыкальная культура Кубани» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 4 года (4 – 7 классы), в возрасте с девяти лет – также 4 года (1 – 4 классы).
3. Объем учебного времени, предусмотренный вариативной частью учебного плана образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Музыкальная культура Кубани»:
Срок обучения | 4 года
|
Максимальная учебная нагрузка | 132 часа |
Количество часов на аудиторные занятия | 66 часов |
Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу | 66 часов |
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
Учебный предмет «Музыкальная культура Кубани» проводится в форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек.
Занятия по предмету «Музыкальная культура Кубани» предусмотрены один раз в неделю по 0,5 часа.
5. Цель и задачи учебного предмета:
Целью предмета является развитие музыкально-творческих способностей учащихся на основе формирования комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно воспринимать, осваивать и оценивать произведения народного музыкального творчества своего региона.
Задачами предмета являются:
- освоение различных жанров народного устного и музыкального
творчества, формирование круга представлений о народных традициях и
устоях Кубани;
- обучение навыкам восприятия фольклорного материала;
- обучение разнообразным видам художественной деятельности как воплощению синкретичности фольклорного искусства: музыкальному, литературному, танцевальному, театральному;
- приобщение детей к совместным формам творческой деятельности;
6. Обоснование структуры учебного предмета «Народное
музыкальное творчество»
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
7. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального
материала);
- наглядный (показ, демонстрация музыкального материала);
- практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого);
- прослушивание записей выдающихся исполнителей, народных исполнителей и коллективов и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающихся;
- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Этапы обучения
Этапы обучения | Срок реализации | Задачи |
Подготовительный (1-й год обучения) | 1год | «Вхождение» в народное искусство. Знакомство с детским фольклором, народным календарём, календарными песнями и обрядами. |
Начальный (2-й год обучения) | 1год | Развитие полученных в 1-м классе умений, навыков и знаний. Интенсивное освоение фольклорных традиций. Знакомство с семейными обрядами, бытом и укладом казаков. |
Основной (3-й – 4-й года обучения) | 2 года | Формирование устойчивого интереса к народному творчеству. Комплексное освоение традиционной музыкальной культуры. Знакомство с календарными и семейно-бытовыми обрядами и приуроченными к ним песнями. Знакомство со всеми жанровыми группами песенного и инструментального фольклора. |
Учебно-тематический план
Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов. Максимальная учебная нагрузка представлена из расчета аудиторных занятий.
Первый год обучения
№п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | |
1. | Народный календарь. Осенние праздники и обряды. Приметные деньки народного календаря (новолетие, Семен-летопроводец, «журавлиное вече», равноденствие, рябинник, покров, ледостав и т.п.) | 1 | |
2. | Праздники «Матушки Осенины». Уборка урожая, «Дожинки». Музыкально-фольклорная композиция «Праздник последнего снопа» | 2 | |
3. | Воздвиженье. Третья встреча осени. Капустники. Обряд «Похороны мух». Музыкально-фольклорная игра «Капустник» | 1,5 | |
4. | Дети в традиционной культуре кубанских казаков. Первый этап жизни ребенка в казачьей семье. Отношение к рождению мальчика и девочки в семье и общине. Крещение и имянаречение. | 1 | |
5. | Детский фольклор. Колыбельные песни, образы колыбельных песен. | 1 | |
6. | Детские игры, игрушки и песни: считалки, дразнилки, заклички, потешки (чукыкалки). Музыкально-фольклорная игра. | 1,5 | |
7. | Народный календарь. Зимние праздники и обряды. Зимний солоноворот. Святки. Рождество Христово (христославия, колядки и щедровки). Коза и Мыланка. «Святые вечера» ( гадания, «подблюдные» песни). Фольклорная композиция «Пришла Коляда накануне Рождества». | 2 | |
8. | Масленица. Дни масленичной недели, блины, масленичные катания, гостевания. Фольклорная композиция «Масленица». | 1 | |
9. | Традиции Великого Поста. Постовые (говейные) хороводы. Приготовление к Пасхе. | 1 | |
9. | Весенне – летний цикл праздников и обрядов. Приметные деньки: равноденствие, Егорий – вешний, Герасим – грачевник, Сорок мучеников Севастийских, Средокрестье, Благовещение, Вербное Воскресение. Закликание весны в кубанских станицах, «Жаворонки». | 1 | |
10. | Пасха. Пасхальные песни и хороводы. | 0,5 | |
11. | Троицкая неделя. Праздник Ивана Купала. | 1 | |
12. | Лето и осень. Труд в поле и фольклор. | 1 | |
13. | Контрольные уроки. | 1 | |
Всего: | 16,5 |
Второй год обучения
№п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов |
1. | Быт и уклад. История заселения Кубани и её отражение в народном творчестве. Музыкальный фольклор казаков, населяющих Кубань. | 2,5 |
2. | Устройство казачьей станицы. | 1 |
3. | Жилище и утварь. Орудия труда. Народные промыслы. | 1 |
4. | Молодёжь в традиционной культуре кубанских казаков. Девушки и юноши (одежда, особенность поведения, занятия). | 0,5 |
5. | Молодёжные вечеринки. «Улицы». Игровые хороводы. | 1 |
6. | Обряды жизненного круга и обрядовый фольклор. Свадебный обряд. Свадебные песни и причитания. | 1,5 |
7. | Контрольный урок. | 0,5 |
8. | Особенность обрядового фольклора казаков. Проводы казака на службу. Песни при проводах. Встреча казака из похода. | 1,5 |
9. | Мужской мир кубанского казачества. Казак на воинской службе и в станице. | 1 |
10. | Военно-исторические песни как основа кубанского эпоса. Походно-строевые песни кубанских казаков. | 2,5 |
11. | Женщина в традиционной культуре. Женщина в семье, занятия, воспитание детей. | 1,5 |
12. | Зрелость и старость. Старики в казачьей станице. | 0,5 |
13. | Погребальный обряд. Причитания. | 0,5 |
14. | Контрольные уроки. | 1 |
Всего: | 16,5 |
Третий год обучения
№п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов |
1. | Жанровое многообразие песен черноморских и линейных казаков. Военно-исторические песни как основа кубанского эпоса. | 1 |
2. | Походно-строевые песни с исторической тематикой. | 0,5 |
3 | Лирические песни. | 0,5 |
4. | Плясовые, хороводные и игровые песни. Частушки. | 1 |
5. | Духовные стихи. Баллады. | 0,5 |
6. | Народные танцы Кубани. | 1 |
7. | Народные инструменты Кубани. История их возникновения, применение в быту, использование в народном творчестве. | 2 |
8. | Роль бандуры в фольклоре черноморских станиц. | 0,5 |
9. | Преобладание инструментов позднего происхождения. | 0,5 |
10. | Контрольный урок | 0,5 |
11. | Музыкальная жизнь дореволюционной Кубани. А.Головатый, Е.Концевич, А.Бигдай, А.Дроздов, А.Пивень. | 5 |
12. | Музыкальное образование на Кубани. Основание музыкального училища. Деятельность первых преподавателей. Известные музыканты края. | 2.5 |
12. | Контрольные уроки. | 1 |
Всего: | 16,5 |
Четвертый год обучения
№п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов |
1. | Кубанские композиторы: творческие портреты. Многожанровость и разнообразие стилевых течений в творчестве профессиональных композиторов Кубани. | 1 |
2. | Г. Плотниченко (1918-1975 гг.) – общественный деятель, педагог, композитор. | 1 |
3. | Г. Пономаренко (1918-1975 гг.) – общественный деятель, педагог, композитор. | 1,5 |
4. | В.Пономарёв (1922-2003 гг.) - военная тематика в творчестве. | 1 |
5. | Н.Хлопков (1908-1986 гг.) – тема Родины и Великой Отечественной войны в творчестве. | 1 |
6. | В.Захарченко (род. 1938 г.) – фольклорист, композитор, худ. Руководитель Кубанского казачьего хора. | 2 |
7. | Контрольный урок | 0,5 |
8. | Хоровое, симфоническое и кантатно-ораториальное творчество композиторов Кубани. В.Магдалиц. | 1,5 |
9. | Б.Целковников. | 1 |
10. | В.Малюченко. | 1 |
11. | Музыка народов Северного Кавказа. | 1,5 |
12. | Современная музыкальная жизнь Кубани. Деятельность творческих коллективов г. Краснодара и края. Многообразие творческих направлений. | 1,5 |
13. | Великая Отечественная война в творчестве кубанских композиторов | 1 |
14. | Итоговые контрольные уроки | 1 |
Всего: | 16,5 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
Результатом освоения программы « Музыкальная культура Кубани» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
- знание жанров кубанского устного и музыкального народного
творчества, обрядов и народных праздников;
- знание особенностей исполнения народных песен, танцев, наигрышей;
- знание специфики средств выразительности музыкального фольклора;
- знания музыкальной терминологии;
- умение анализировать устный, музыкальный и танцевальный фольклор;
- владение навыками записи музыкального фольклора;
- умение применять теоретические знания в исполнительской практике.
III. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание. Основными принципами проведения и организации всех видов контроля успеваемости является систематичность, учёт индивидуальных особенностей обучаемого и коллегиальность (для промежуточной аттестации).
В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться устные и письменные опросы, олимпиады, тематические праздники, классные вечера и др.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в целях определения достижений учащихся на определенном этапе обучения.
Форму, время и виды проведения промежуточной аттестации по предмету «Народное музыкальное творчество» образовательное учреждение устанавливает самостоятельно. Формой промежуточной аттестации может быть контрольный урок, зачёт, а также - участие в каких-либо других творческих мероприятиях. В случае, если по предмету «Народное музыкальное творчество» промежуточная аттестация проходит в форме творческого показа, его можно приравнивать к зачету или контрольному уроку. Видами промежуточной аттестации также являются: устный ответ, письменная работа, творческие просмотры.
График текущей и промежуточной аттестации: текущая аттестация проводится в форме контрольных уроков в 1, 3, 5 и 7 полугодии по учебному материалу согласно календарно-тематическому плану. Промежуточная аттестация проводится в форме зачётов во 2, 4, 6 и 8 полугодии согласно календарно-тематическому плану. Содержание аттестации
- приметы народного календаря,
-народные обычаи и обряды календарно-земледельческого цикла,
-семейно-бытовые обычаи и обряды,
-жанры устного и музыкально-поэтического творчества,
-классификация народных музыкальных инструментов,
-быт и уклад жизни русского народа.
2. Критерии оценки
- («удовлетворительно») - неполный и неточный ответ, допущено несколько ошибок. Ответ пассивный, не эмоциональный.
- («хорошо») - ответ полный, но допущены неточности. Ответ заинтересованный и эмоциональный.
- («отлично») - яркий, осмысленный и выразительный ответ, полно и точно поданный материал.
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
Основная форма учебной и воспитательной работы - урок в классе, обычно включающий в себя проверку выполненного задания, совместную работу педагога и учащихся по теме урока, рекомендации педагога относительно способов самостоятельной работы обучающихся.
Виды аудиторных учебных занятий по предмету «Народное музыкальное творчество»:
- рассказ/беседа на одну из тем (народный календарь, жанры русского фольклора, традиционный русский быт и уклад жизни);
- слушание и восприятие музыки, видео просмотр обрядовых действ;
- практическое освоение различных жанров устного, песенного,
инструментального и хореографического фольклора;
- постановка фольклорных композиций согласно тематическому плану; - музыкально-фольклорные игры;
- посещение специализированных музеев, выставок и экспозиций;
- посещение фольклорных праздников.
Аудиторные занятия по предмету «Народное музыкальное творчество» должны быть построены на сочетании различных видов деятельности, включающих практические и творческие задания (слушание, видео просмотр,
пение, игра на народных инструментах и др.). Частая смена видов деятельности позволит сохранить работоспособность обучающихся, остроту восприятия материала.
Важнейшие педагогические принципы постепенности и последовательности в изучении материала требуют от преподавателя применения различных подходов к учащимся, исходящих из оценки их интеллектуальных, физических, музыкальных и эмоциональных данных, уровня подготовки.
Особенности программы «Народное музыкальное творчество» связаны с цикличностью народного земледельческого календаря, с повторностью и периодичностью обрядов и приуроченных песен; с повторностью передаваемых из поколения в поколение семейно-бытовых обрядов и песен. Таким образом, на протяжении четырёх лет дети изучают одни и те же обряды, обычаи и соответствующий им устный и музыкальный материал, количество и уровень сложности которого увеличивается с каждым годом.
Методика работы, предложенная в программе, универсальна и может работать на любом локальном стиле традиционной культуры. Она включает в себя конкретные формы разнообразной практики, которые позволяют в полном объёме на протяжении нескольких лет комплексно изучить традиционную культуру любой этнографической местности, реализовать методику музыкально-эстетического воспитания детей посредством фольклора. Содержание уроков, основанное на изучении традиционного фольклора, позволяет учащимся не только освоить необходимый учебный материал, но и осознать себя наследниками национальных традиций.
VI. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Материально-технические условия реализации программы «Народное
музыкальное творчество» должны обеспечивать возможность достижения
обучающимися результатов, установленных федеральными
государственными требованиями.
Минимально необходимый для реализации программы учебного предмета «Народное творчество» перечень аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает:
учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых занятий с роялем/фортепиано;
учебные парты/столы;
звукотехническое оборудование (проигрыватель пластинок и компакт дисков, магнитофон, видеомагнитофон (DVD проигрыватель), персональный компьютер);
библиотеку, помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал/класс).
Учебные аудитории должны быть оформлены наглядными пособиями.
В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.
VII. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ И УЧЕБНОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
Список рекомендуемой методической литературы
Андреева М., Шукшина 3. Первые шаги в музыке. - М.,1993 Аникин В., Гусев В., Толстой Н. Жизнь человека в русском фольклоре.
Вып. 1-10. -М., 1991-1994
Васильев Ю., Широков А. Рассказы о русских народных инструментах.
-М., 1986
Величкина О., Иванова А., Краснопевцева Е. Мир детства в народной культуре. -М., 1992
Картавцева М. Школа русского фольклора. - М., 1994
Куприянова Л.Л. Русский фольклор, учебник (1-4 классы). «Мнемозина», 2002
Куприянова Л.Л. Русский фольклор, рекомендации к учебнику. «Мнемозина», 2002
Некрылова А. Круглый год. - М., 1991
Фольклор-музыка-театр. Под ред. Мерзляковой С. М., Владос, 1999 Список рекомендуемой учебной литературы
Алексеев А. Русский календарно-обрядовый фольклор Сибири и Дальнего Востока. Сибирское предприятие РАН. Серия книг «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока». Новосибирск, «Наука», 2005
Ананичева Т. Песенные традиции Поволжья. М.: «Музыка», 1991
Анисимова А.П. Песни и сказки Пензенской области. Пенза, 1953
Богданов Г. Несколько шагов к фольклорному танцу. - М., 1996
Гилярова Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству. - М., 1996
Гилярова Н. Музыкальный фольклор Рязанской области. - М., 1987
Гилярова Н. Новогодние поздравительные песни Рязанской области. -М., 1985
Григорьева Н. Народные песни, игры, загадки. Для детских фольклорных ансамблей. - СПб, 1996
Костюмы Курской губернии. Курск, 2008
Науменко Г. Фольклорная азбука. - М., 1996
Новицкая М.Ю. От осени до осени. Хрестоматия. Издание центра Планетариум. М., 1994
Пушкина С. Мы играем и поём. Инсценировки русских народных игр, песен и праздников. - М., Школьная Пресса, 2001
Шамина Л. Музыкальный фольклор и дети. - М., 1992
Дополнительные дидактические материалы Видео- и аудиоматериалы:
- аудио записи этнографических исполнителей и коллективов;
- телевизионные передачи из цикла «Мировая деревня»;
- телевизионные передачи из цикла «Странствия музыканта»;
- экспедиционные аудио и видеозаписи этнографических коллективов и исполнителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/04/picture-486192-1412419866.jpg)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА ПРОГРАММА по учебному предмету МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДЕТСКОГО ОРКЕСТРА
Срок освоения учебного предмета составляет 3 года. Возраст для начала освоения программы – от 7 лет....
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/10/picture-984159-1512879303.jpg)
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» для обучающихся 4 классов (базовый уровень) на 2017 –2018 учебный год
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для обучающихся 4-х классов разработана в соответствии с основными положениями Федерального Государственного Обра...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/15/picture-607454-1497529572.jpg)
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» (10-11 классы) на 2018 учебный год.
Объем рабочей программы по учебному предмету «Физическая культура» составляет 207 часов (105 часов в 10 классе и 102 часа в 11 классе) и реализуется в течение 2-х лет, из расче...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/07/picture-765197-1457323091.jpg)
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» (Адаптивная физическая культура) для дополнительного первого класса (I1) –IV классов
Программа по физической культуре...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/19/picture-1164866-1568870462.jpg)
Программа по учебному предмету «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ» Музыкальное исполнительство (ФЛЕЙТА) (7 лет)
Программа по учебному предмету «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ»Музыкальное исполнительство(ФЛЕЙТА)(7 лет)...
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/19/picture-1402465-1650391010.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ» (аккордеон) для дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности в области музыкального искусства «Основы музыкального исполнительства»
Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (аккордеон)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общераз...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/18/picture-1377617-1642520638.jpg)
Рабочая программа По учебному предмету «Физическая культура» Предметной области «Физическая культура» 2 класс
рабочая программа по физической культуре 2 класс...