Открытые уроки
план-конспект занятия на тему

Пчелина Анна Александровна

Разработки открытых уроков на занятиях по Хореографии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по ритмике для детей 6-7 лет

        Тема урока:

«Танцевальные элементы и игровые этюды»

        ЦЕЛЬ:

     Начальное музыкально-ритмическое развитие детей, выявление интереса и способности детей к танцу.

        Основные задачи:

  • Развитие естественных двигательных навыков
  • Развитие музыкального слуха, чувства ритма, памяти
  • Умение ориентироваться в пространстве
  • Научить красиво ходить, бегать, прыгать

Ход занятия:

     Организованный вход детей в класс. Построение по двум линиям и поклон. На урок пришла обезьянка Анфиска. Она хочет посмотреть на детей и научиться красиво танцевать.

  1. Разминка «Путешествие на Веселом поезде».

Задача разминки: разогрев опорно-двигательного аппарата в дальнейшем упражнении. Постановка корпуса.

Дети встают друг за другом, берутся руками за плечи (изображая паровоз). Назначается главный вагончик, он привозит всех на волшебную поляну (круг). Все ребята превращаются в «цветок». Образ цветка, как постановка корпуса (ноги – корешки, руки – лепестки, а голова – цветок, который тянется к солнышку). На «цветочек» села птичка. Птичка смотрит вниз, вверх (наклоны головы по одному такту, муз. р. 2/4).

На соседней ветке увидели дятла. Дети превратились в дятла, он стучит по дереву (наклоны корпуса по одному такту, муз. р. 2/4).

Поезд двигается дальше, он везет ребят, меняя рисунки (змейка, диагональ), попадает в волшебную страну гномов. Исполнение движений со словами, муз. р. 2/4.

                        Маленькие гномики, (plie по 6-ой позиции)

                        Большие великаны, (releve с поднятыми вверх руками)

                        Маленькие гномики (plie)

                        Прыг-скок, прыг-скок (прыжки)

                        Большие великаны, (releve)

                        Топ-топ, топ-топ. (топают ногами)

Упражнение повторяется

Поезд едет дальше и выстраивает детей в две линеечки, он завез на болото.

На болоте живут лягушки, веселые подружки. Небольшой этюд с применением хлопков и прыжков.

                                

Этюд «Лягушата»

Исходное положение: руки изображают «лапки лягушат», ноги вместе.

1 такт – прыжок в сторону, вправо

2 т. – прыжок влево

3 т. – 2 plie, одновременно «подмигнуть» ладошкой

4 т. – 2 plie

5 т. – ноги на ширине плеч, руки в исходном положении, прыжок вперед

6 т. – прыжок назад

7 т. – два хлопка перед собой

8 т. – прыжок в длину.

Этюд повторить.

На болоте живут еще и комары. Упражнение на ритм (муз р. 2/4, 4/4)

1 т. – 2 хлопка вправо

2 т. – 2 хлопка влево

3 т. – 1 хлопок перед грудью, руки вытянуты

4 т. – 2 хлопка перед грудью

5 т. – 2 притопа

6 т. – 2 притопа

7 т. – 1 хлопок с вытянутыми руками

8 т. – 2 хлопка

Упражнение на ритм меняю каждые 2 урока.

Паровоз прибывает на станцию «Куклы»

Этюд «Буратино»

        Раз, два голова (наклоны головы из стороны в сторону)

Три, четыре ручки были (plie и одновременно руки вперед ладонями вверх)

Пять, шесть ножки есть (топаем в такт музыки)

Буратино вышел весь (releve с поднятыми плечами)

Он устал и потянулся (releve с поднятыми руками)

Раз нагнулся, два нагнулся (наклоны корпуса)

А затем и так, и сяк (наклоны корпуса вперед)

А потом упал чудак.

Вправо, влево

Вправо, влево Буратино посмотрел (повороты из стороны в сторону)

Там увидел он качели и качаться захотел (встать в пары и покружиться)

        

Песенка-этюд «Дотянись до солнышка» (гимнастика для пальчиков)

Солнышко, солнышко (releve по 6-й позиции, руки вверх, пальцы сгибаются и разгибаются)

Поиграй на речке (изображаем волны руками)

Солнышко, солнышко (releve)

Разбросай колечки (plie, одновременно изобразить разбрасывание колечек из ладоней)

Мы колечки соберем (обратное движение кистями)

Поиграем, покатаем (трем ладонь об ладонь)

И тебе назад вернем (подпрыгиваем вверх с поднятыми руками)

Упражнение повторяется.

  1. Партерная гимнастика.

Задачи:

Развить физические, хореографические данные (выворотность, шаг, гибкость, подъем), исправить физические недостатки. Постановка корпуса.

Упражнение на полу  тоже выполняется через образное восприятие. Дети берут подготовленные коврики, и кладут их в виде «солнышка» (круг). Обезьянку Анфиску ставим в середине круга. Под музыку дети организованно заходят на коврики и садятся в ИП.

ИП – спина прямая, ноги вместе, носки натянуты, руки ставятся сзади.

Упражнение на стопы, м.р. 2/4 («клювики» и «утюжки»)

1 т. – «клювики» сильно натянуты.

2 т. – «утюжки», стопы сильно сократить

Повторить 4 раза.

Затем повторить поочередно по одной стопе, по четвертям; круговые вращения стопами.

«Складочка» - наклоны к ногам в закрытом и раскрытом положении.

«Бабочка», м.р. 3/4

ИП – ноги сложены впереди, стопы соединяются, спина прямая, колени в стороны, руки опущены.

На четыре такта руки поднимаются вверх через стороны («крылышки бабочки»).

На четыре такта руки опускаются впереди себя.

Повторить 4 раза.

Упражнение лежа на животе:

«Лягушка» - соединить носки согнутых ног с головой, руки вытянуты.

«Корзинка» - руками держаться за стопы ног, корпус вогнуть.

«Самолет» - поднятие корпуса вверх, руки в стороны, ноги лежат на полу.

Упражнение лежа на спине:

«Велосипед» - вращение согнутых ног (крутят педали велосипеда)

«Бревнышко» - руки вдоль тела, перекаты из стороны в сторону.

«Мостик» - подъем спины с опорой на руки и ноги.

  1. Заключительная часть.

Игра «Веселые фигуры» развивает коммуникативные навыки, координацию, память, умение ориентироваться в пространстве. Играет музыка, дети исполняют подскоки. Музыка останавливается, я называю одну из фигур (например, круг). За короткое время дети должны сориентировать и построить круг. Затем играют марш, т.е. дети должны услышать характер музыки и отобразить его в движении. Называю одну из фигур (например, колонна, два круга, линейка и т.д.). Дети выстраиваются.

Игра «Зверята» - развивает память, фантазию, творческие способности. Дети подразделяются на несколько групп «животных» и запоминают каждый свою музыку. Расходятся по своим домикам. Когда заиграет музыка каждой группы, дети должны выйти и изобразить данное животное. Каждый раз музыка меняется.

Танцевальные элементы.

Повторение и отработка таких элементов, как притопы, «ковырялочка», подскоки, галоп.

Все эти движения соединяются в танцевальный этюд, а затем и в постановку «Гномики-лесовички», «Огородные страсти», которые мы готовим для выступления.

Организация детей на поклон.

Обезьянке Анфиске очень понравились дети, и она пообещала, что придет еще раз к ним в гости.



Предварительный просмотр:

Открытый урок по ритмике для детей 5-6 лет

     Тема урока:

«Танец и игра»

ЦЕЛЬ:

     Начальное музыкально-ритмическое развитие детей, выявление интереса и способности детей к танцу.

        Основные задачи:

  • Развитие естественных двигательных навыков
  • Развитие музыкального слуха, чувства ритма, памяти
  • Умение ориентироваться в пространстве
  • Научить красиво ходить, бегать, прыгать

Ход занятия:

Организованный вход детей в класс. Построение по двум линиям и поклон.

   

Разминка «Веселый Буратино»

        

Музыкальный размер 2/4.

        Раз, два – голова (наклоны головы вправо, влево 4 раза) 1-2 такт.

        Три, четыре – ручки были (дети поочередно выводят руки вперед) 3-4 такт.

        Пять, шесть – ножки есть (приседание) 5-6 такт.

        Буратино ожил весь (поднятие на полупальцы) 7-8 такт.

        Он устал и потянулся (поднятие на полупальцы, руки через стороны вверх) 9-10 такт.

        Раз нагнулся, два нагнулся (наклоны вперед) 11-12 такт.

        И назад, и вбок и так (наклоны) 13-14 такт.

        А потом упал чудак (наклон вперед, ладоши на полу) 15-16 такт.

        Вправо, влево (наклоны в сторону) 1-4 такт.

        Вправо, влево (повороты вправо, влево) 5-6 такт.

        Буратино посмотрел (изображение слов) 7-8 такт.

        Там увидел он качели

        И качаться захотел (дети встают в пары) 9-12 такт.

        Дети изображают качели, приседая по очереди, а затем кружатся в паре 12-24 такт.  

Педагог:        А сейчас покажем, как Буратино умеет весело маршировать (марш по четырем точкам).

        А сейчас мы отправимся в Волшебную страну гномов.

        (Этюд Волшебных гномов)

Маленькие гномики, (plie по 6-ой позиции)

                        Большие великаны, (releve с поднятыми вверх руками)

                        Маленькие гномики (plie)

                        Прыг-скок, прыг-скок (прыжки)

                        Большие великаны, (releve)

                        Топ-топ, топ-топ. (топают ногами)

Педагог:        А сейчас споем песенку гномов.

Дети встают в пары.

        Мне – тебе, мне – тебе (хлопок перед собой, второй хлопок соседу)

        Покружились.

        Давай дружить (протягивать руки ладонями вверх соседу),

давай дружить (партнер хлопает ладонями сверху)

        Делают положение «лодочка»

        Гномики в домике (приседают, руки поднимаются вверх)

        (Далее по очереди пролазят между ног)

        А сейчас, ребята, покажите, как маршируют гномы-великаны на Большой поляне.

Педагог:        А кто у нас еще в лесу живет?

        «Лисичка» - шаг с откидыванием ног назад

        «Мышки» - бег на полупальцах

        «Медведи» - идут на пятках

        «Журавль»:

Посмотрите, как журавль по болоту ходит (шаг с высоко поднятыми коленями)

Посмотрите как журавль лягушат находит (продолжают идти по кругу)

Тут и там, тут и там лягушат находит (стоят на месте, наклоны вперед и в

стороны)

Посмотрите, как журавль всех детишек водит

Он детишек-журавлят на прогулку водит.

Тут и там, тут и там на прогулку водит (дети останавливаются и стоят на одной ножке)

        

Этюд «Лягушата»

Исходное положение: руки изображают «лапки лягушат», ноги вместе.

1 такт – прыжок в сторону, вправо

2 т. – прыжок влево

3 т. – 2 plie, одновременно «подмигнуть» ладошкой

4 т. – 2 plie

5 т. – ноги на ширине плеч, руки в исходном положении, прыжок вперед

6 т. – прыжок назад

7 т. – два хлопка перед собой

8 т. – прыжок в длину.

Этюд повторить.

На болоте живут еще и комары. Упражнение на ритм (муз р. 2/4, 4/4)

1 т. – 2 хлопка вправо

2 т. – 2 хлопка влево

3 т. – 1 хлопок перед грудью, руки вытянуты

4 т. – 2 хлопка перед грудью

5 т. – 2 притопа

6 т. – 2 притопа

7 т. – 1 хлопок с вытянутыми руками

8 т. – 2 хлопка

Упражнение на ритм меняю каждые 2 урока.

Партерная гимнастика.

Задачи:

Развить физические, хореографические данные (выворотность, шаг, гибкость, подъем), исправить физические недостатки. Постановка корпуса.

Упражнение на полу  тоже выполняется через образное восприятие. Под музыку дети организованно садятся на коврики в ИП.

ИП – спина прямая, ноги вместе, носки натянуты, руки ставятся сзади.

Стишок про жирафа «складочка»:

Идет жираф на озеро (сидя поднимают по очереди прямые ноги)

И песенки поет.

Устал жираф, пришел жираф (наклоны вперед)

И пьет водицу, пьет.

Упражнение на стопы, м.р. 2/4 («клювики» и «утюжки»)

1 т. – «клювики» сильно натянуты.

2 т. – «утюжки», стопы сильно сократить

Повторить 4 раза.

Затем повторить поочередно по одной стопе, по четвертям; круговые вращения стопами.

 «Бабочка», м.р. 3/4

ИП – ноги сложены впереди, стопы соединяются, спина прямая, колени в стороны, руки опущены.

На четыре такта руки поднимаются вверх через стороны («крылышки бабочки»).

На четыре такта руки опускаются впереди себя.

Повторить 4 раза.

Упражнение лежа на животе:

«Лягушка» - соединить носки согнутых ног с головой, руки вытянуты.

«Корзинка» - руками держаться за стопы ног, корпус вогнуть.

«Самолет» - поднятие корпуса вверх, руки в стороны, ноги лежат на полу.

Упражнение лежа на спине:

«Велосипед» - вращение согнутых ног (крутят педали велосипеда)

«Бревнышко» - руки вдоль тела, перекаты из стороны в сторону.

«Мостик» - подъем спины с опорой на руки и ноги.

«Растяжка»:

        Сидели два медведя на тоненьком суку (ноги широко раскрыты, руки за головой)

        Один читал газету (наклон к ноге)

        Другой молол муку (также наклон к ноге).

        Раз ку-ку, два ку-ку,

        Оба грохнулись в муку (наклон вперед)

        Нос в муке (носом до пола)

        Хвост в муке (повилять хвостом)

        Уши в кислом молоке (задеть правым и левым ухом пол)

     Игра на импровизацию. Используются образы зверей.

Танцевальный этюд «Веснушки».

Организовано построение на линию, поклон.  

        

        



Предварительный просмотр:


ПЛАН-КОНСПЕКТ урока

«Классический танец»

1-я младшая группа II этап (I год обучения)

Цель: улучшение координации движений и эмоциональной выразительности учащихся путем повторение и отработки пройденных движений. Разучивание элементов классического танца.

Дать базовые знания: традиционные определения различных па, описания самих движений.

Тип: по закреплению знаний, выработки умений и навыков.

 Задачи: постановка корпуса, рук, головы в процессе освоения основных движений классического тренажа у станка и на середине, развитие элементарных навыков координации движений. Правильная постановка корпуса необходима для исполнения всех движений классического танца. Хорошо поставленный корпус вырабатывает красивую осанку, приучает к подтянутости и собранности мышц живота, спины, ягодиц.

I. Образовательные:

а) Совершенствование упражнений в Par terre (упражнения на улучшение выворотности ног, упражнения на напряжение и расслабление мышц, упражнения по исправлению недостатков  осанки).

б)   Методика обучения  экзерсис у палки:

  1. Постановка корпуса лицом к палке: позиции ног I, II, III, V и IV  выворотные  позиции.
  2. Позиции рук: подготовительное положение, I, II, III.
  3. Demi plie: I, II, V, позиции.
  4. Battements tendus
  1.   Понятие  направлений en dehors en dedans
  2.   Demi rond de jambe par terre en dehors en dedans
  3.   Rond de jambe par terre en dehors en dedans с остановкой по ¼ круга
  4.   Battements releves lents на 45 °в сторону, вперёд, назад как подготовка  к     battements   tendus jetes
  5. Положение ноги sur le cou – de – pied основное и  условное спереди и сзади
  6. Releves на п/п по I, II позициям с вытянутых ног и с demi   plie.

II. Воспитательные:

Воспитание трудолюбия, дисциплины, чувства коллективизма

III. Оздоровительная:

а) Совершенствование осанки

б) Профилактика плоскостопия

IV Развивающие:

  • развитие координации движений;
  • укрепление опорно – двигательного аппарата;
  • развитие выносливости и постановки дыхания;
  • психологическое раскрепощение учащихся.

 Основные методы работы:

  • наглядный –практический показ
  • словесный-объяснение,беседа.

Интеграция образовательных областей:

«Физическая культура» -  формирование правильной осанки.

«Социализация» - развитие нравственных качеств, выдержки и пр., побуждение детей к самооценке.

«Безопасность» - правила выполнения экзерсиса.

«Познание» - упражнения на ориентировку в пространстве.

«Коммуникация» - проговаривание действий и называние упражнений, поощрение речевой активности детей в процессе двигательной деятельности, обсуждение пользы ЗОЖ и занятий физической культурой.

«Музыка» - развивать музыкально – художественную деятельность, приобщение к музыкальному искусству (прослушивание  классических музыкальных произведений).

Средства обучения:

- музыкальный центр (ТСО);

 - фортепьяно (игра концертмейстера);

 - видеозаписи

- компьютер

Педагогические технологии:

  • здоровьесберегающая технология;
  • личностно – ориентировочная технология с дифференцированным подходом.


Часть урока

Муз.размер

Упражнение

Подготовительная часть

2/4

3/4

4/4

Построение (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

ПОКЛОН

Par terre

Основная

Часть

3/4

4/4

Экзерсис у палки (ПРИЛОЖЕНИЕ 2-3)

  1. Постановка корпуса лицом к палке: позиции ног I, II, V и IV  выворотные  позиции.
  2. Позиции рук: подготовительное положение, I, II, III.
  3. Demi plie: I, II, V, позиции.
  4. Battements tendus
  5.   Понятие  направлений en dehors en dedans
  6.   Demi rond de jambe par terre en dehors en dedans
  7.   Rond de jambe par terre en dehors en dedans с остановкой по ¼ круга
  8.   Battements releves lents на 45 °в сторону, вперёд, назад как подготовка  к battements   tendus jetes
  9. Положение ноги sur le cou – de – pied основное и  условное спереди и сзади
  10. Releves на п/п по I, II позициям с вытянутых ног и с demi   plie.

Заключительная  часть

4/4

ALLEGRO (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

Прыжки по   I, II и V позициям ног:

  1. temps leve sauté
  2. Раs есhарре
  3. Changement de pied

ПОКЛОН

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Дети под музыку заходят в зал, идут за педагогом по кругу, от стены делают построение  из колонны по одному в колонну по четыре.

1

2

3

ПОКЛОН


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПОЗИЦИИ НОГ

Пять выворотных позиций ног - основные положения при исполнении движений в классическом танце.

Первая позиция

(I –я позиция)

Пятки сомкнуты, носки наружу. Ноги расположены на одной линии с равномерным распределением центра тяжести по всей стопе.

http://www.horeograf.com/wp-content/uploads/2012/01/1.jpg

Вторая позиция

(II –я позиция)

Широкая стойка ноги врозь носки наружу. Ноги расположены друг от друга на одной линии на расстоянии одной стопы с равномерным распределением центра тяжести между стопами.

http://www.horeograf.com/wp-content/uploads/2012/01/2.jpg

Пятая позиция

(V-я позиция)

Ступни стоят выворотно, одна перед другой, и плотно примыкают друг к другу. Носок одной ноги должен находиться у пятки другой.

Шестая позиция

(VI-я позиция)

Сомкнутая стойка (пятки и носки сомкнуты). Шестая позиция для детей самая простая.

http://www.horeograf.com/wp-content/uploads/2012/01/6.jpg

Первоначальное изучение позиций ног происходит лицом к палке в течение примерно двух недель.

Встать к палке лицом, поставить ноги пятками вместе, носки слегка развернуть (не выворотно). Мышцы ног напряжены, колени вытянуты, кисти рук находятся на поверхности палки, напротив плеч, и не обхватывают палку, а свободно лежат на ней (большой палец, присоединенный к остальным, также лежит на поверхности палки). Пальцы соприкасаются между собой. Локти свободно опущены и находятся несколько впереди корпуса против кистей рук. Голова держится прямо. Взгляд направлен вперед. Корпус поставлен вертикально, желудок подтянут, ягодичные мышцы подобраны и напряжены, плечи опущены, грудная клетка раскрыта. Лопатки не сжимаются, а находятся в спокойном состоянии.

Стихотворение:

Мы проверили осанку,

Мы свели свои лопатки,

Стали, как принцессы мы

И красивы и стройны.

                                                                                                 (для осанки)

Жили два брата Федорка с Егоркой (VI поз)

Поссорились братья Федорка с Егоркой (I поз)

Разъехались по разным городам Федорка с Егоркой (II поз)

Но скучно им было порознь играть (1 поз)

Федорка с Егоркой вместе опять. (6 поз)                                                                                  

(для позиции ног)

Подготовив правильное положение всей фигуры, встать в I позицию. Для этого, не сдвигая пятку и не отделяя ее от пола, отвести назад до выворотного положения ступню правой ноги.

Вслед за этим развернуть и левую ступню так, чтобы обе ступни образовали прямую линию. Центр тяжести корпуса распределяется равномерно на обеих ногах.

Переходя из I позиции на II, правую, работающую, 1 ногу с вытянутым подъемом и пальцами отвести в сторону по прямой линии, одновременно передав центр тяжести корпуса на левую опорную ногу, которая в момент движения остается неподвижной и выворотной. При опускании пятки работающей ноги на пол на II позицию центр тяжести корпуса распределяется равномерно на обе ноги. Руки легко скользят по палке и перемещаются, положение кистей против плеч сохраняется.

Для перехода из II позиции в V передать центр тяжести корпуса на левую опорную ногу, отвести работающую правую с вытянутыми подъемом и пальцами в сторону так, чтобы носок работающей ноги пришелся против пятки опорной. Затем работающая нога возвращается к опорной и ставится в V позицию. Тяжесть корпуса распределяется равномерно на обе ноги.

Повторить все  с левой ноги.

Ознакомив учащихся с позициями и с переменой ног в позициях, следует ввести в упражнение музыкальное сопровождение. Темп медленный.

 В каждой позиции стоят четыре такта по 4/4 или восемь тактов по 2/4. Перемена ноги на следующую позицию происходит на вступительный такт 4/4.

На первую четверть нога с вытянутым подъемом и пальцами отводится в нужном направлении; на вторую четверть выдерживается в вытянутом положении; на третью четверть ставится в позицию; на четвертую положение сохраняется.

В дальнейшем, на приседаниях, перемена ноги в позициях делается слитно. Отведение работающей ноги в сторону и возвращение в исходную позицию происходит на последнюю восьмую такта 4/4. Таким образом, сохраняется целостность музыкально-хореографической фразы.

Позиции рук

В классическом танце огромная роль принадлежит постановке рук.

Руки являются одним из основных выразительных средств танцора. Они придают законченный рисунок различным позам. Кроме того, руки должны помогать при выполнении танцевальных движений, особенно вращательных, на полу и в воздухе, а также в трудных прыжках, где они оказывают активную помощь корпусу и ногам.

Постановка рук - это манера держать их в определенной форме, на определенной высоте, в позициях и в других положениях, принятых в классическом танце.

Постановка рук начинается с подготовительного положения и позиций.

Подготовительное положение в учебной работе является обязательным, из него руки начинают движение в позиции и в различные положения.

Руки опущены вниз перед корпусом и на всем протяжении не соприкасаются с ним. Локти направлены в стороны, несколько согнуты, образуют овал. Кисти рук и пальцы также закруглены, ладони направлены вверх. Кисти почти соприкасаются: расстояние между ними равно примерно двум пальцам. Пальцы сгруппированы; большой палец направлен к выдвинутому вперед среднему, но не соприкасается с ним. Плечи в подготовительном положении и во всех позициях должны быть опущены вниз, нельзя выдвигать их, отводить назад или поднимать вверх.

Первая позиция: руки подняты перед корпусом на уровне диафрагмы, немного согнуты в локтях и запястьях, образуя овал, как и в подготовительном положении. Ладони обращены к себе. Локти и пальцы на одном уровне. Плечи опущены (следить, чтобы они не поднимались и не выдвигались вперед). Кисти приближены друг к другу. Расстояние между пальцами и их положение такое же, как и в подготовительном положении.

Принятая для I позиции высота рук на уровне диафрагмы совсем не случайна. На такой высоте руки могут хорошо поддерживать корпус за счет напряжения мышц верхней части руки (от плеча до локтя), что важно для pirouettes, tours в воздухе, tours chaines и многих других движений, где руки фиксируют I позицию во время вращения. В больших прыжках I позиция является своего рода трамплином перед раскрытием рук в какое-либо положение и помогает подтягивать корпус в момент взлета. Если руки подняты выше принятого уровня, они не могут помочь корпусу, и теряют активность. Незначительное отклонение от уровня рук в I позиции допускается только в сторону понижения, но не повышения.

Принятая высота уровня рук дает возможность не закрывать область груди, что важно с эстетической точки зрения.

Вторая позиция: руки раскрыты в стороны на высоте плеч. Плечи, локти и кисти находятся на одном уровне. Локти обращены назад, линия рук дугообразная, ладони повернуты к зрителю. Положение пальцев то же, что в подготовительном положении и в I позиции. Необходимо следить за тем, чтобы руки не заходили назад, а были немного впереди плеч.

Во время упражнений нужно тщательно соблюдать правильность положения рук, уровень которых поддерживается мышцами плеча и предплечья. Плечи не должны подниматься.

Руки, поднятые на уровень плеч, сохраняют правильное горизонтальное положение. Если их поднять выше этого уровня, неизбежно поднимутся плечи. Если же плечи удерживать на месте, а руки поднимать выше уровня плеч, невозможно сохранить правильную линию: обязательно будут опускаться локти.

Руки, опущенные несколько ниже уровня плеч, могут и не нарушать правильной линии, но они будут казаться пассивными.

Третья позиция: руки подняты вверх и образуют овал над головой. Кисти сближены, как в подготовительном положении и в I позиции. Ладони обращены вниз. Положение пальцев прежнее. Преподавателю нужно следить за тем, чтобы локти не шли вперед, а кисти рук не опускались.

Руки не должны быть над головой, тем более недопустимо, чтобы руки заходили за голову. Они должны быть слегка впереди головы, что является обязательным (особенно для мужчин), так как при отведении рук назад развитые плечевые мышцы поднимаются, и создается впечатление поднятых плеч, а в профильном положении фигуры лицо закрывается руками.

Правильность положения рук в III позиции можно проверить. Для этого, не поднимая головы, нужно посмотреть наверх; если при этом видны мизинцы, значит, III позиция установлена правильно; если же видны все пальцы, руки следует отвести немного назад, чтобы были видны только мизинцы. Если мизинцев не видно, значит, руки зашли назад слишком далеко и их следует подвинуть вперед. Такую проверку надо проводить до тех пор, пока ученики не овладеют навыком правильно определять положение рук в III позиции по зеркалу и по ощущению.

Стихотворение:

Шарики

Мы надули красный шар (подг. позиция)
А потом зеленый (I пoзиция рук)
И конечно, синий шар (III позиция рук)
Вот, такой, огромный! (II позиция рук)

(для позиции рук)


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Demi plie (по I-й позиции ног лицом к станку):

Музыкальный размер 4/4.

Методика исполнения этого упражнения заключается в плавном сгибании коленей и голеностопов с равномерным упором на обе ступни, при этом достигается предельное сгибание коленей и голеностопов, но пятки от пола не отрываются. Выпрямляемся плавно, двигаясь вверх до полного выпрямления коленей. Упражнение выполняется выворотно, без завала на большой палец ступни, колени раскрываются в стороны, движение выполняется свободно и эластично, сильно опущенные плечи давят на пятки параллельно полу.

Главное – не отрывать пятки от пола.

Ошибки:

  1. недопустимо отводить ягодичные мышцы назад, они стремятся к пяткам;
  2. нельзя отрывать пятки от пола;
  3. нельзя переносить тяжесть тела на одну ногу.

Стихотворение:

На plie спина прямая,

Подбородок поднимаю,

Развожу колени шире,

Раз, два, три, четыре…


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Вattement tendu (вперёд и в сторону по I и VI позиции лицом к станку):

Вattement tendu – вытянутый. 

Музыкальный размер 4/4.

Сгибание и разгибание стопы скольжением по полу до положения ноги на носок. Выполняется по трем направлениям: вперед, в сторону, назад, и в выворотном скользящем возвращении ноги в исходную позицию. Движение выполняется строго по прямой линии, идущей от пятки опорной ноги к носку рабочей ноги и обратно. Ни какие отклонения не допустимы. При отведении ноги важно добиваться отчетливой, интенсивной и взаимосвязанной работы подъема и пальцев с хорошо вытянутым коленом.

Скольжение ноги начинается всей ступней с постепенным отделением пятки от пола и доведение ступни легко, без упора на носок в конечной точке. Возвращается нога в позицию с вытянутым коленом, с постепенным сокращением ступни, легко скользя по полу. Пальцы и подъем предельно вытянуты. Для сохранения выворотности стопы необходима правильная работа ступни:

  1. Направление вперед - выводит пятка, заводит носок;
  2. Направление в сторону – выводит носок, заводит пятка;
  3. Направление назад - выводит носок, заводит пятка.

При выполнении упражнения обе ноги вытянуты в колене, сохраняют выворотность. Центр тяжести корпуса находится на опорной ноге.

Ошибки:

  1. недопустимо сгибать колени;
  2. недопустимо переносить тяжесть корпуса на рабочую ногу
  3. недопустимо отрывать стопу от пола.

Стихотворение:

Глажу ножкою паркет,

Пятка вверх, колена нет,

Ровно в линию веду,

Называется tendu


ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Понятие направлений en dehors и en dedans

  • En dehors (наружу) — направление вращения в пируэтах, турах и движениях, исполняющихся En tournant по направлению от опорной ноги.

Понятием en dehors определяются вращательные движения, направляющиеся «наружу». Поворот будет от ноги, на которой стоишь, т.е. если стоишь на левой ноге, то вертишься вправо, и наоборот.

  • En dedans (вовнутрь) — направление вращения в пируэтах, турах и движениях, исполняющихся En tournant по направлению к опорной ноге

Обратное понятие en dedans – вращение внутрь. Поворот будет к ноге, на которой стоишь, т.е. если стоишь на левой ноге, то поворот налево, а если на правой, то направо.

Demi rond de jambe par terre en dehors en dedans

Rond de jambe par terre – круг ногой по полу.

Когда усвоилась натянутость ног, начинают изучать упражнения, которые развивают подвижность тазобедренного сустава и выворотность.

Одним из самых первых упражнений данного типа является demi rond de jambe par terre.

Музыкальный размер 4/4, исполняется на 2 такта.

И.п. – I- я позиция ног, лицом к станку.

На счет «раз и» нога, работающая вытягивается вперед, по правилам battement tendu.

На счет «два и» рабочая нога, сохраняя выворотность, легко и равномерно скользит по полу носком, до позиции номер II, так чтобы пяточка работающей ноги находилась напротив пяточки ноги опорной.

На счет «три и» нога, работающая по правилам battement tendu заканчивает упражнение demi rond de jambe par terre в I-ю позицию.

На счет «четыре и» позиция номер I сохраняется.

На счет «раз и» нога, работающая вытягивается в сторону на позицию номер II, по правилам battement tendu.

На счет «два и» рабочая нога, сохраняя выворотность, легко и равномерно скользит по полу носком нога назад, так чтобы пяточка работающей ноги находилась напротив пяточки ноги опорной. Бедра и плечи всегда остаются очень ровными.

На счет «три и» нога, работающая по правилам battement tendu заканчивает упражнение demi rond de jambe par terre в I-ю позицию.

На счет «четыре и» позиция номер I сохраняется.

Упражнение demi rond de jambe par terre также необходимо изучать и в обратном направлении.

Главное – выворотно разворачивать бедро и всю ногу в целом.

Ошибки:

  1. Недопустимо сгибать колени.
  2. Недопустимо разворачивать корпус.

Стихотворение:

Вот пяткою вперед,

А пальцами назад,

Я выворотно rond

Стараюсь показать.(En dehors)

Вот пальцами назад,

А пяткою вперед,

Стараюсь показать

Я выворотно rond.(En dedans)

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Battements releves lents (медленно поднимать)

Данное упражнение является производным от  battement tendu, где нога продолжает свое движение в воздух на высоту 45°.

Упражнение развивает величину и точность шага. Оно заключается в плавном поднимании вытянутой ноги в воздух во всех направлениях. На максимальной высоте нога фиксируется в вытянутом состоянии. Опускание ноги производится плавно и равномерно, не задерживая ее на точке пола. Корпус подтянут в бедре, и не разворачивается за ногой, плечи сильно опущены вниз и не перекрещиваются. При отведении ноги назад, корпус слегка подается вперед, прогибаясь в пояснице. При возвращении ноги в исходную позицию, корпус принимает исходное положение. Тяжесть корпуса находится на опорной ноге. Обе ноги выворотны.

Главное – удержать выворотно рабочую ногу на большой высоте.

Ошибки:

  1. Недопустимо сгибать колени.
  2. Недопустимо задерживать вытянутую ногу на точке пола.
  3. Недопустимы перекосы корпуса и бедер.

Стихотворение:

Вот нога наверх с носка

Поднимается, легка.

Как назвать такой Battements?

Releves lents.

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Положение ноги sur le cou – de – pied основное и  условное спереди и сзади

Sur le cou – de – pied (на щиколотке), положение вытянутой ступни работающей ноги на щиколотке опорной ноги (спереди или сзади).

Нога из пятой позиции фиксируется над щиколоткой другой ноги и снова опускается в пятую позицию. Это упражнение рекомендуется разучивать лицом к станку. Необходимо следить за максимальной «выворотностью» ноги в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах, сохраняя правильную осанку и центр тяжести туловища на опорной ноге. 

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Pas releve (поднимать)

В данном упражнении правильность исполнения заключается в подтягивании корпуса на высокие полупальцы, стоя на двух ногах в какой- либо позиции и последующем опускании корпуса с них на всю стопу.

Это упражнение развивает эластичность мышц всей ноги, гибкость пальцев, упругость голеностопа, который в дальнейшем, должен выдерживать трудные технические темпы и сложные вращения. Правильное исполнение данного упражнения, придает всей фигуре пластическую приподнятость и легкость. Способствует развитию выворотности стопы.

Данное упражнение следует исполнять плавно, сильно, но при этом эластично.

В целом releve на полупальцы следует выполнять легко и свободно, без лишних усилий. Изучается данное упражнение лицом к станку, на котором руки должны лежать свободно. Каждое releve исполняется на два музыкальных такта в 4|4: поднимание на полупальцы- 2|4, фиксация высоких полупальцев- 4|4, опускание с полупальцев - 2|4.

Главное – удержать пятки выворотно.

Ошибки:

  1. Недопустим завал на большой палец стопы.
  2. Недопустимо сгибать колени.

Стихотворение:

Под короной паричок

У меня на голове.

Я высокий каблучок, называю

Releve.

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

Temps leve sauté (прыжок с обеих ног на обе)

С данного прыжка начинают отрабатывать, оттачивать исполнение прыжков, а именно эластичность demi plie, упругий толчок, легкий взлет и мягкое приземление. Прыжок исполняется по всем позициям.  

При выполнении необходимо соблюдать мягкость начального и конечного demi plie, выворотность ног, которые в воздухе вытянуты в подъеме, колене, пальцах. Заданная позиция обязательно сохраняется в воздухе.  Взлет выполняется перпендикулярно полу со стремлением далеко вверх. Максимально вытянуть корпус в воздухе, плечи стремятся вниз, руки сохраняют заданную позицию. При выполнении прыжка из V-й позиции, на взлете заводим вытянутые ноги друг за друга, при этом сохраняем выворотную позицию. Приземляемся последовательно : пальцы ,полупальцы, колени ,углубленное demi plie.

Музыкальный размер: 4/4, 2/4.

Изучается на один такт 4/4, позднее – на один такт 2/4 (движение начинается на «затакт»).

И. п. – I (II, V) позиция, en face, руки в подготовительном положении.

Раз – эластичное demi-plié на обеих ногах, пятки не отрываются от пола (не делать двойное plié).

И – сильно оттолкнувшись от пола, сделать прыжок, ноги остаются выворотными, вытянутыми в колене, подъеме, пальцах, корпус прямой, подтянут (как на plié, так и в прыжке), поясница не прогибается.

Два-и – с пальцев перейти на всю стопу в мягкое demi-plié.

Три-и – ноги медленно вытянуть.

Четыре-и – положение сохранить.

Во время прыжка в V позиции ноги сохраняют хорошую «плотную» V позицию.

В конце года выполняют два прыжка подряд:

Раз – demi-plié.

И – прыжок.

Два – demi-plié.

И – прыжок.

Три – приземление.

И-четыре-и – вытянуть ноги.

Главное - сохранить заданную позицию.

Ошибки:

  1. Недопустимо при приземлении отрывать пятки от пола.
  2. Недопустимо сгибать колени и сокращать стопы в воздухе.
  3. Недопустима невыворотность коленей и позиции.

Стихотворение:

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем мы скакать.

Скачем прямо, скачем боком,

С поворотом и подскоком.

Утром, вечером и днем,

Мы скакать не устаем.


ПРИЛОЖЕНИЕ 10

Pas echappe (прыжок с просветом) 

Demi plie в V позиции, оттолкнуться пятками и сразу же с вытянутыми пальцами и коленями прыжком перейти на II позицию на demi plie.

Затем возвратиться обратно таким же прыжком, с вытянутыми пальцами и коленями, закончить в V позиции.

Echappe можно делать, заканчивая его на одну ногу. Pas исполняется так же, только ноги возвращаются не на V позицию, а одна из них идет sur le cou-de-pied.

http://www.dbalet.ru/images/stories/uchebka/klassich_ekz/155-2.jpg

ПРИЛОЖЕНИЕ 11

Changement de pied (перемена ног в воздухе)

Данный прыжок происходит с двух ног на две ноги.

И.п.  - V-я позиция. Выполняем demi plie в V-й позиции и, отталкиваемся двумя ногами, осуществляем взлет. На высшей точке взлета сохраняем выворотную V-ю позицию, затем меняем местами ноги,  которые проходят рядом друг с другом. Приземление осуществляем последовательно, завершая его эластичным demi plie в V-й позиции.

Главное -  сохранить V-ю позицию в воздухе и на полу.

Ошибки:

  1. Недопустимо при приземлении отрывать пятки от пола.
  2. Недопустимо сгибать колени и сокращать стопы в воздухе.
  3. Недопустимо разводить ноги в стороны на взлете.

http://www.dbalet.ru/images/stories/uchebka/klassich_ekz/155-1.jpg

Список используемой литературы

  1. Громов Ю.И., Основы подготовки специалистов – хореографов. Хореографическая подготовка. Санкт-Петербург, 2012г
  2. Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца.- Л.: Искусство, 1983.
  3. Ваганова А. Основы классического танца.- Л.: Искусство, 1960.
  4. Давыдов В. Проблемы развивающего обучения.- М., 2004.
  5. Костровицкая В. 100 уроков классического танца.- Л.: Искусство, 1981.
  6.  Прибылов Г. Методические рекомендации и программа по классическому танцу для самодеятельных коллективов.- М., 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...