Программа моего объединения
рабочая программа

Козицина Ольга Леонидовна

Туристическая деятельность способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование его интеллектуального, физического развития, способствует изучению Родного края, приобретению навыков самостоятельной деятельности, переосмыслению взаимоотношений природы и человека и повышает экологическую культуру обучающегося.

Программа предусматривает приобретение основ знаний по технике и тактике туризма и ориентирования на местности. В процессе реализации программы, обучающиеся научатся совершать пешие переходы, оказывать помощь, ставить палатку, разводить костер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа "Компас"39.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Детский эколого-биологический центр г. Черемхово»

УТВЕРЖДАЮ    

Директор  МУДО ДЭБЦ

г. Черемхово  Матвеева В.В. ________

Приказ № ___ от _ сентября 201_ года

Дополнительная общеразвивающая программа                    «КОМПАС»

г. Черемхово, 2019

Содержание

1.Пояснительная записка………………………………………………….........3-4

2.Учебный план……………………………………………………………………5

3. Учебно–тематический план программы…….…...………...………….........6-8

4. Содержание программы ……………………….………………………….........9

5.Календарный учебный график ………………..……………………………....11

6.Оценочные материалы ………………………………….……………………..

7.Методические материалы ……………………………………………………

Пояснительная записка

Программа «Компас» ориентирована на обучающихся 4-7 классов, что соответствует возрасту 10-14 лет.

Программа направлена на получение обучающимися знаний и умений в области туризма.

Туристическая деятельность способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование его интеллектуального, физического развития, способствует изучению Родного края, приобретению навыков самостоятельной деятельности, переосмыслению взаимоотношений природы и человека и повышает экологическую культуру обучающегося.

Программа предусматривает приобретение основ знаний по технике и тактике туризма и ориентирования на местности. В процессе реализации программы, обучающиеся научатся совершать пешие переходы, оказывать помощь, ставить палатку, разводить костер.

Цель программы: развитие двигательной и познавательной активности обучающихся, укрепление их здоровья в процессе туристкой деятельности.

     Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

Образовательные:

  • формировать знания в области туризма; 
  • обучать технике преодоления препятствий, видам ориентирования, вязке туристических узлов, чтению и распознаванию топографических знаков и карт;
  • обучать навыкам туристического быта

Развивающие:

  • Развивать туристские умения и навыки через практикумы, соревнования;
  • Формировать физическую культуру в единстве с интеллектуальным и духовным развитием.

Воспитательные:

  • Прививать навыки рационального природопользования;
  • Воспитывать патриотизм;
  • Формировать духовно-нравственные качества личности (самообладание, взаимовыручку, доброжелательность);
  • Формировать коммуникативные навыки, трудолюбие.

Планируемые результаты

Основные требования к знаниям и умениям детей первого года обучения:

Должны знать:

  • Основные виды туризма и ориентирования;
  • Перечень группового и личного туристического снаряжения;
  • Нормы личной гигиены, способы профилактики заболеваний и основные приемы оказания доврачебной помощи;
  • Технику передвижения по маршруту, преодоления естественных препятствий;
  • Основные туристские узлы, их применение и назначение;
  • Виды рюкзаков, основные требования к ним; туристские палатки, устройство и назначение;

Должны уметь:

  • Выполнять обязанности организатора и участника похода и выполнять все операции туристического быта;
  • Составлять меню и раскладку продуктов для похода;
  • Ориентироваться на незнакомой местности при помощи карты, компаса и по местным признакам;
  • Оказывать доврачебную помощь;
  • Читать основные топографические знаки;
  • Применять технику преодоления препятствий.

Формы промежуточной аттестации:

  • Зачёт

Учебный план программы первого года обучения

№ раздела

Наименование разделов

теория

практика

итого

Форма промежуточной аттестации

1

Вводное занятие

1

3

4

-

2

Топография и ориентирование

9

35

44

-

3

Основы туризма

9

19

28

-

4

Безопасность в походе

8

6

14

-

5

Специальная туристическая подготовка

2

32

34

-

6

Походная деятельность

5

15

20

зачёт

Всего

34

110

144ч.

Учебно-тематический план программы первого года обучения

№ п/п

Наименование разделов, тем

Форма промежуточной аттестации

теория

часы

практика

часы

Сентябрь

1.Вводное занятие – 4ч. (1-3)

1

Туризм. Виды туризма

1

Соревнование

«Полоса препятствий»

1

2

Соревнование «Компас»

2

2. Топография и ориентирование 44ч. (9-35)

3-7

Способы ориентирования на местности

2

Практикум

«Способы ориентирования на местности»

8

Октябрь

8

Виды карт и основные сведения о них.

2

9-11

Топографические знаки

2

Практикум «Топографическая прогулка»

4

12

Легенды

1

Практикум

«Чтение легенд»

1

13-23

Виды соревнований по ориентированию

2

Практикум

«Техника ориентирования на различных видах соревнований»

20

ноябрь

24

Мероприятие «Посвящение в туристы»

2

3.Основы туризма 26ч. (9-19)

Декабрь

25

Туристское снаряжение.

Виды туристического снаряжения

1

Эстафета

«Соберись турист в поход»

1

26-27

Типы палаток

1

Практикум

«Установка и снятие палатки»

3

28-29

Правила укладки рюкзака

1

Практикум

«Укладка рюкзака»

3

30-31

Ремонтный набор

1

Практикум

«Сбор и ремонт снаряжения»

3

32

Организация туристического быта

2

январь

33

Костры. Типы костров.

1

Упражнение

«Разожги костер»

1

34

Питьевой режим туриста

1

Практикум «Обеззараживание воды в походе»

1

35

Питание в туристическом походе

1

Практикум

«Меню для похода»

1

36

Практикум

«Фасовка и упаковка продуктов питания»

2

37-38

Практикум

«Полевая кухня»

4

Февраль

4.Безопасность в походе 14ч. (8-6)

39

Личная гигиена туриста

Гигиена обуви и одежды

2

40

Укусы насекомых

2

41

Походная медицинская аптечка

1

Практикум

«Упаковка маркировка аптечки»

1

42

Травмы во время похода

1

Практикум

«Оказание первой помощи при травме, ожоге»

1

43

Приемы транспортировки пострадавшего

1

Изготовление волокум

1

44

Ядовитые и лекарственные растения

1

Памятка

«Лекарственные и ядовитые растения, их целебные свойства и способы применения»

1

45

Сюжетно – ролевая игра «Походная медицина»

2

5. Специальная туристическая подготовка 34ч. (2-32)

46-50

Узлы

1

Практикум

«Вязка простейших узлов»

9

март

51

Практикум

Создание стенда «Основные туристические узлы»

2

52

Соревнование

«Узлы»

2

53-61

Техника преодоления препятствий

1

Практикум

«Отработка техники преодолении препятствий»

17

62

Соревнование

«Тропа испытаний»

2

6.Походная деятельность 20ч. (5-15)

63

Поход.

Виды походов

2

64

Пеший поход

2

Май

65-69

План мероприятий похода

1

Практикум

«Подготовка к походу»

9

70-71

Поход

4

72

Творческий отчет

«Наш поход»

2

Зачет

ВСЕГО: 144ч.

34

110

Содержание программы первого года обучения

  1. Вводное занятие 4ч. (1-3)

1. Туризм. Виды туризма.

Классификация основных видов туризма. Просмотр фильма «Что такое туризм?», «Виды туризма». Игра «Виды туризма»

Практика: Соревнование «Полоса препятствий».

2. Практика: Соревнование «Компас»

  1. Топография и ориентирование 44ч. (9-35)

3-7.Способы ориентирования на местности.

10 способов ориентирования на местности. Знакомство с компасом

Практика: Работа с компасом. Ориентирование по компасу. Определение сторон горизонта. Ориентирование в солнечную погоду по часам.

8. Виды карт и основные сведения о них.

Основные разновидности карт (топографические и спортивные). Масштаб карт.

Практика: Определить масштаб карты (два вида спортивная, топографическая карта). Обозначить отличия топографической карты от спортивной. Собрать карту на правильность (пазлы).

  1. Топографические знаки.

Знакомство с топографическим знаками, их применение.

Практика: «Топографическая прогулка», Игра «Топографический диктант»

  1. Легенды

Практика: «Чтение легенды»

13-23 Виды соревнования по ориентированию.

Практика: Соревнование «Лабиринт», Ориентирование по легенде. Соревнование «Спринт», «Классика», «Кросс».

  1. Практика: Мероприятие «Посвящение в туристы».
  1. Основы туризма 28ч. (9-19)

25. Туристическое снаряжение. Виды туристического снаряжения.

Беседа "Что мы берем в поход?", игра «Распределить снаряжение на 2 группы», игра «Кто быстрей»

Практика: Эстафета «Соберись турист в поход»

26-27. Типы палаток.

Палатки: разновидности, выбор и использование.

Практика: Установка палатки и размещение в ней вещей. Снятие палатки.

28-29.Правила укладки рюкзака.

Практика: игра «Собери рюкзак в дорогу»; эстафета «Ловкий турист»:

30-31. Ремонтный набор. Просмотр фильма «Туристическое снаряжение»

Практика: Сбор и ремонт снаряжения

32. Организация туристического быта.

33. Костры. Типы костров.

«Шалаш», «Колодец», «Таежный», «Нодья», «Звездный», «Пирамида», «Охотничий».

Практика: «Разожги костер»

34.Питьевой режим туриста.

Практика: «Обеззараживание воды в походе»

35.Питание в туристическом походе.

Практика: «Меню для похода», «Фасовка и упаковка продуктов питания», «Полевая кухня».

4. Безопасность в походе 14ч. (8-6)

39. Личная гигиена туриста. Гигиена обуви и одежды.

Практика: Игра «Гигиенично-не гигиенично»

40. Укусы насекомых.

Кровососущие насекомые комары, клещи, слепни, мухи, гнус (мошкара), блохи. 

Практика: «Оказание первой помощи кровососущих насекомых»

41. Походная медицинская аптечка.

Практика: «Упаковка маркировка аптечки»

42.Травмы во время похода (травмы и ожоги).

Практика: Оказание доврачебной помощи при травме, ожоге.

43. Приемы транспортировки пострадавшего.

Практика: Изготовление волокум

44. Ядовитые и лекарственные растения.

Практика: Памятка «Лекарственные и ядовитые растения, их целебные свойства и способы применения».

  1. Сюжетно- ролевая игра «Походная медицина».

5. Специальная туристическая подготовка 34ч. (2-32)

46-50. Узлы. Значение и виды узлов.

Практика: Вязание узлов: прямой, восьмёрка - проводник, булинь, встречный, шкотовый, австрийский, штык, проводник, двойной проводник, встречная восьмёрка. «Крепкий узел», «Вязка простейших узлов»,

51.Создание стенда «Основные туристические узлы».

52. Соревнование «Узлы»

53-61.Техника преодоления препятствий.

Практика: «Обработка техники движения группы по болотистой местности», «Отработка техники преодоления болота по жердям», «Техника преодоления мышеловки», «Техника преодоления бабочка», «Техника преодоления паутина».

62. Соревнование «Тропа испытаний».

  1. Походная деятельность 20ч. (5-15)

63.  Поход. Виды походов.

64. Пеший поход.

Практика: «Выбор маршрута»

  1. План мероприятий похода.

Практика: Подготовка к походу.

70-71.  Практика: Поход

72.   Творческий отчет «Наш поход»

Календарный учебный график

Год реализации программы

Кол-во часов в неделю

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Всего часов

1 год

4

12

20

20

18

14

20

18

12

10

144


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа моего кружка

Программа занятий кружка «За страницами учебника» по английскому языку в 5-8 классовПоясПояснительная запискаДанная программа ориентирована на учащихся 5 -8 классов, как общеобразовательных...

Праздничная программа «МОЕМУ УЧИТЕЛЮ ПОСВЯЩАЕТСЯ…»

Праздничная программа для учителей...

Образовательная программа детского объединения «Современное вязание» Адресат программы: дети 9 – 14 лет. Срок реализации: 1год Углублённый уровень

Пояснительная записка.   В достоинствах трикотажных изделий, связанных вручную или на вязальной машине, все давно убедились – тёплая, добротная одежда из трикотажа незаменима в любой сезон г...

Рабочая программа творческого объединения «Феникс» на 2021-2022 учебный год К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»

Рабочая программатворческого объединения «Феникс»на 2021-2022 учебный годК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ  «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»...