Мастер - класс по технике "Айрис - фолдинг"
консультация на тему

 

      Данный мастеркласс предназначен для педагогов дополнительного образования по начальному техническому моделированию и педагогам начальных классов.

    Цель и задачи: данного практикума - оказание методической и практической помощи педагогам при подготовке к занятиям.

     Предлагаемый педагогический опыт направлен на обновление и расширение содержания работы в объединении в области детского прикладного творчества. Я прекрасно понимаю, что не являюсь первооткрывателем в данной области, но мне захотелось внести свой вклад в решение этой актуальной, на мой взгляд, проблемы.

     Основная идея предлагаемого опыта не в том чтобы популяризовать предложенную нетрадиционную художественную технику (кстати, я в своей работе далеко не ограничиваюсь ей), а в том, чтобы привлечь внимание педагогов к пути поиска, который, возможно, приведет к апробированию инновационных техник или созданию собственных в тесном сотрудничестве и соавторстве с детьми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_po_tekhnike_22ayris-folding22.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию и делам молодежи администрации

г. Алейска Алтайского края

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества

«Изготовление аппликации в технике

айрис-фолдинг »

(мастер - класс)

                                                                                  Автор:

                                                                                   Шемелина Римма Александровна

                                                                                    педагог дополнительного образования

                                                             

                                                                         Барнаул

2014

Методическое пояснение.

        Данный мастер – класс предназначен для педагогов дополнительного образования по начальному техническому моделированию и педагогам начальных классов.        

         

Цель и задачи:

данного практикума - оказание методической и практической помощи педагогам при подготовке к занятиям.  

Место проведения:  КГБО ДОД КЦИТР семинар для педагогов по НТМ

                                     «Путь к мастерству»

Время проведения: 27 — 28 февраля 2014 г.

Материалы и инструменты:

ножницы, цветная бумага и картон, клей, простые карандаши, ластики, салфетки.

Наглядный материал:

- образцы готовых работ педагога и учащихся.

Подготовительная работа:

- разработать и изготовить шаблоны и  схемы.

        Предлагаемый педагогический опыт направлен на обновление и расширение содержания работы в объединении в области детского прикладного творчества. Я прекрасно понимаю, что не являюсь первооткрывателем в данной области, но мне захотелось внести свой вклад в решение этой актуальной, на мой взгляд, проблемы.

        Основная идея предлагаемого опыта не в том чтобы популяризовать предложенную нетрадиционную художественную технику (кстати, я в своей работе далеко не ограничиваюсь ей), а в том, чтобы привлечь внимание педагогов к пути поиска, который, возможно, приведет к апробированию инновационных техник или созданию собственных в тесном сотрудничестве и соавторстве с детьми.

        Айрис фолдинг – новая страница азбуки бумажного творчества.

Бумага - один из самых простых, доступных и универсальных материалов для детского творчества. Именно поэтому в детском художественном творчестве, особенно для начинающих, такому материалу как бумага заслуженно отводится особое место. Существует огромное количество апробированных вариантов обучения детей работе с бумагой. Каждый из них имеет свои возможности и средства. Однако система дополнительного образования не может развиваться без поиска нового содержания. Тем не менее,  многие как правило, используют только традиционное техники и, нередко, дублируют содержание школьного курса уроков ИЗО и трудового обучения. Сегодня, коллеги,  я хочу привлечь ваше внимание к интересной, но при этом редко используемой художественной технике - айрис-фолдинг.

Айрис-фолдинг – удивительная художественная техника, позволяющая создавать с помощью бумаги и клея необычайно яркие и веселые композиции с эффектом объемного изображения. Суть ее можно описать в двух словах. На листе картона или плотной бумаги рисуется контур какой-либо фигуры. По нарисованному контуру вырезается отверстие, которое с изнанки листа заполняется полосками сложенной вдвое цветной бумаги. Их укладывают в строго определенном порядке по заранее составленной схеме. При этом полоски слегка накладываются друг на друга и фиксируются любым клеящим материалом. Просто, но очень красиво. Эффектно. Обычно полоски бумаги накладываются под углом в виде закручивающейся спирали. Этим и объясняется странное на первый взгляд название художественной техники - работы зачастую похожи на диафрагму фотокамеры или радужную оболочку глаза. Дословно название техники Iris Folding можно перевести с английского, как «радужное складывание».Что такое Iris Folding? Iris Folding – дословно – радужная оболочка (Iris) + складывание/сворачивание (Folding).  Техника Iris Folding (Айрис Фолдинг)зародилась в Голландии (Нидерланды),  Техника айрис фолдинг зародилась в Голландии (Нидерланды), местные мастера выполняли свои работы из цветной бумаги. А оттуда распространилась в другие страны и сегодня активно используется любителями  бумажных поделок. В настоящее время для работы в данной технике используются не только различные виды цветной бумаги и картона, но и ленты.

Мой выбор остановился на этой художественной технике потому, что она отвечала целому ряду требований. Во-первых, я всегда отдаю предпочтение нетрадиционным техниками и приёмам изобразительной деятельности, поскольку считаю, что в рамках системы дополнительного образования необходимо расширять диапазон представления ребенка о возможностях художественного творчества. Ни к чему дублировать школу. Вторая причина: исключительная простота техники. В моих объединениях нет отбора детей, принимаются все желающие независимо от природных задатков и приобретенных навыков. Естественно, нередко сравнивая собственные успехи с успехами других, ребенок разочаровывается. А поскольку для любого ребенка очень значимо быть признанным в обществе сверстников (порой признание одноклассников важнее, чем успешность в учебе), то таким детям необходимо было предложить вид художественной деятельности, в котором наличие фантазии, аккуратности и трудолюбия уже гарантирует результат. Я постоянно искала технику, в которой любой ребенок может быть успешен, независимо от наличия или отсутствия художественных способностей. Айрис-фолдинг отвечает этим требованиям. Задания понятны для восприятия, занимательны и имеют окончательный результат, как правило, уже на самом занятии. При желании работу можно усложнить, что мы и практикуем, но это уже с учетом индивидуальности ребенка. И еще один плюс в пользу айрис-фолдинг: она не требует никаких особых условий деятельности. Для работы в этой технике используется стандартная материальная база. Используемые материалы: цветная бумага, цветной картон, клей или скотч. Так же для поделок может быть использована ткань, упаковочная бумага, страницы старых глянцевых журналов и многое другое. Инструменты: ножницы, канцелярский нож, линейка.

Первоначально мы работали по готовым схемам. Работа по готовой схеме не представляет для детей сложности. На первых порах выбираются достаточно простые схемы. При выборе схем для ознакомительного занятия можно руководствоваться следующими критериями отбора:

- центральный элемент схемы должен иметь форму треугольника. В этом случае в работе используются только три цвета полосок, что облегчает ребенку понимание в процессе объяснения педагога;

- количество используемых при выполнении работы полосок должно быть минимальным, для того чтобы ребенок мог выполнить работу в течение одного занятия.

Во время выполнения работы дети придерживаются пошаговой инструкции:

Положить схему лицевой стороной вверх на обратную сторону картона, обвести.

Вырезать отверстие по обведенному контуру.

Согнуть каждую полоску вдоль, так чтобы лицевая (цветная) сторона была снаружи. Рассортировать полоски по цвету.

Положить картон обратной стороной вверх, подложить схему, лицевой стороной вверх,в вырезанное место на картонке. Рекомендуется картонку закрепить, то есть приклеить липкой, снимающейся лентой к рабочей поверхности.

Приклеить липкой лентой или двусторонним скотчем полоску, закрывающую сектор 1. При выборе цвета руководствоваться цветом приведенном в схеме-образце.

Последующие полоски приклеивать согласно схемы-образца строго придерживаясь указанной на ней последовательности. Липкая лента должна касаться только картона или других полосок. Она никогда не должна касаться схемы. Полоски сгибом должны всегда идти внутрь схемы.

После того, как будут наклеены все полоски, окошечко, оставшееся посередине, заклеить голографической или другой, подходящей по цвету бумагой.

Убрать схему. Перевернуть работу лицевой стороной вверх. При необходимости доработать композицию аппликативно.

        Данная техника создаёт эффект нескольких слоёв и дополнительного объёма. Но, в отличие от остальных техник, здесь нужно очень внимательно следить за ходом работы, чтобы не ошибиться. Иначе исправить свою оплошность будет сложно.

        Главная особенность исполнения поделки айрис-фолдинг в том, что схема располагается в зеркальном отражении и клеится всё с изнанки. Многим такой принцип даётся через силу – приходится либо постоянно переворачивать и проверять результат, либо иметь замечательную память на собственные действия.

        Начинать всегда стоит с выбора рисунка, который вы хотите воплотить в жизнь. Вообще, можно выбрать абсолютно любое изображение. Правильно рассчитывайте свои силы. Лучше всего брать уже готовые схемы. Там не только удачно распределяют уровень будущей работы (для новичков или опытных), но и детально расписывают последовательность вместе с нумерацией. А выбирая тематику самостоятельно, вам придётся планировать и распределять слоя одному.

        Обязательно помните, что айрис-фолдинг подразумевает творение задом наперёд. Когда рассчитываете место и последовательность наложения слоёв, не забывайте, что нужно идти в обратном порядке: что хотите выставить вперёд – клеите поначалу, что сзади – в конце. Играйте с направлением. Попробуйте поворачивать полоски полукругом и делать пересечения (но не оставлять свободного места!). Если тема рисунка позволяет, можно даже добавить небольшие элементы на саму поделку – глаза, нос, пуговицы и т.д. Проявите фантазию, подбирая цвета, а в финале украсьте переднюю часть картона блестящей присыпкой или декоративными лентами.

Успешно справляясь с работой по готовым схемам, мои воспитанники все чаще стали проявлять инициативу по переработке предложенной схемы, как правило, усложняя ее, а впоследствии занялись разработкой собственных схем.          В связи с тем, что айрис-фолдинг, как и любая другая художественная техника, имеет в силу своих особенностей ограничения в применении, особое место в программе уделяется ее сочетанию с другими художественными техниками (аппликация, художественное вырезание из бумаги, мозаика из бумаги, квиллинг и др.). Система учебно-творческих заданий выстроена таким образом, что дети постоянно широко используют те знания и навыки, которые они получили в школе на уроках ИЗО и трудового обучения. При выполнении практических заданий, наряду с художественной техникой айрис-фолдинг, воспитанники активно используют все художественные техники, при создании неординарных авторских работ.

 Углубленный подход к изучению техники айрис-фолдинг на практике подтвердил широкие возможности ее творческого освоения. Практическая работа показала: создание собственных схем - занятие вполне доступное детям. Необходимость самостоятельной разработки айрис-шаблонов была, кроме того, продиктована ограниченным количеством готовых схем и высокой стоимостью интернет-рассылки. Хочется также отметить, что при реализации данного курса была расширена традиционная сфера применения техники. Обычно данная художественная техника используется при изготовлении открыток ручной работы, как элемент дизайна подарочной упаковки, а также в скрапбукинге, как декоративный элемент при оформлении фотоальбомов, блокнотов. Опыт работы показал: техника успешно может использоваться при изготовлении декоративных панно, в том числе и крупноформатных, в сочетании с другими художественными техниками (аппликация, квиллинг, оригами, художественное вырезание из бумаги). 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по айрис-фолдингу

Данная презентация дает пошаговые инструкции по созданию работы в технике айрис-фолдинг....

Мастер - класс "Открытка в технике Айрис-фолдинг"

МК, посвященный  знакомству с интересной техникой Айрис - Фолдинг (Iris Folding).  Работу, которую я предлагаю Вам сделать – это небольшая открытка....

Мастер-класс "Айрис фолдинг"

Мастер-класс "Айрис-фолдинг". Материал представлен ввиде красочной презентации....

Конспект к презентации: Мастер класс в технике "Айрис Фолдинг"

Конспект к презентации "Айрис Фолдинг".Тема: Знакомство с техникой  бумагопластики  айрис фолдинг   Аппликация «Тюльпан»Цель: выполнение аппликации в технике айрис фолдинг.Задачи.Л...

Мастер-класс «Ваза с цветами. Техника Айрис - фолдинг»

Основная идея мастер-класса не в том, чтобы популяризовать предложенную нетрадиционную художественную технику, а в том, чтобы привлечь внимание педагогов к пути поиска, который, возможно, приведет к и...

Мастер-класс Айрис фолдинг.

Мастер-класс по работе с бумагой в технике айрис фолдинг. Техника складывания полос цветной бумаги под углом в виде закручивающейся спирали. Работы, выполненные с применением данно...

мастер класс Открытка в технике айрис фолдинг

Материал  может быть полезен на уроках технологии и во внеурочной деятельности...