Мне ничего не нужно, кроме своей судьбы
материал на тему

Авторский сценарий литературно-музыкальной композиции по творчеству М.И.Цветаевой. Опыт дидактического театра

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mne_nichego_ne_nuzhno.docx27.13 КБ

Предварительный просмотр:

Мне ничего не нужно, кроме своей судьбы…

Исполнители:

Чтецы:

Хурматуллина Аделина, 10Б

Ведечкина Диана,10Б

Романова Анна, 10Б

Матвеева Алена, 10Б

Тарасова Людмила, 10Б

Анохина Мария, 11А

Репина Анна, 7

Марина Цветаева – Регина Бакирова, 10Б

Сергей Эфрон – Андрей Сычев, 10Б

Действие: ТРЕК 1.шум волн, пять девушек в одинаковых хламидах с легкими шарфами цвета морской волны танцуют танец волн. Постепенно от них отделяется главная героиня – Цветаева.

                      Она меняет шарф цвета морской волны на длинный воздушный и «вырастает» из волн. Идет текст за кулисами:

                       Кто создан из камня, кто создан из глины,-

                       А я серебрюсь и сверкаю!

                       Мне дело – измена, мне имя – Марина,

                       Я – бренная пена морская.

                       Волны убегают. ТРЕК 2. Шум дождя. Голова и лицо Марины накрыты шарфом. Волосы забраны в высокий хвост.

МАРИНА: Красною кистью

                   Рябина зажглась.

                   Падали листья.

                   Я родилась.

                       

                   Спорили сотни

                   Колоколов.

                   День был субботний:

                   Иоанн Богослов.

                   Мне и доныне

                   Хочется грызть

                   Жаркой рябины

                   Горькую кисть.

ФОН: ТРЕК 3  Шопен «Осенний вальс».

Выходит 1 чтец: Так писала о дне своего рождения Марина Ивановна Цветаева - одна из неугасимых звезд на небосклоне русской поэзии. Пылающая и горькая, на излете осени, в преддверии зимы, рябина  стала символом судьбы, тоже переходной и горькой, пылающей творчеством и постоянно грозившей зимой забвения. Марина Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года в семье трудовой научно-художественной интеллигенции. Отец ее до 12 лет сапог в глаза не видел. Он был сыном бедного сельского попа. Трудом своим и талантом пробивал себе путь в жизни, стал известным филологом и искусствоведом. Профессором Московского университета, основателем музея изящных искусств (ныне музей имени Пушкина). Мать поэтессы – из обрусевшей польско-немецкой семьи, музыкантша.

                          (Садится в кресло)

Выходит 2 чтец: Детство и юность Марины прошли в Москве, в Подмосковье, а также в Италии, Швейцарии, Германии, Франции, потому что мать заболела чахоткой, и ей пришлось долго лечиться за границей.

                          (Садится на подлокотник кресла)

Выходит 3 чтец: Училась Цветаева много, но из-за вечных переездов бессистемно. Стихи начала писать в 6 лет на русском, французском, немецком языках, печататься с 16 лет, а в 18 лет тайком от семьи выпустила первый сборник стихов «Вечерний альбом» тиражом всего 500 экземпляров. Но сборник не затерялся. Его заметили Брюсов, Гумилев и другие критики. Стихи были еще незрелы, но подкупали своей талантливостью и непосредственностью. УБРАТЬ МУЗЫКУ.

                          (Садится на стул)

Выходит 4 чтец: - «Все перемелется, будет мукой!»

                                Люди утешены этой наукой.

                                Станет мукою, что было тоской?

                                Нет, лучше мукой!

                               Люди, поверьте: мы живы тоской!

                               Только в тоске мы победны над скукой.

                               Все перемелется? Будет мукой?

                               Нет, лучше мукой!

                               (Садится на стул)

2 чтец: Мы с тобою лишь два отголоска:

            Ты затихнул, и я замолчу.

            Мы когда-то с покорностью воска

            Отдались роковому лучу.

Это чувство сладчайшим недугом

Наши души терзало и жгло.

Оттого тебя чувствовать другом

Мне порою до слез тяжело.

           Станет горечь улыбкою скоро,

           И усталостью станет печаль.

           Жаль не слова, поверь, и не взора,-

           Только тайны утраченной жаль!

От тебя, утомленный анатом,

Я познала сладчайшее зло.

Оттого тебя чувствовать братом

Мне порою до слез тяжело.

ФОН: ТРЕК 4. Звездный мальчик.

Выходит 5 чтец: За первым сборником вышли еще два: «Волшебный фонарь» и «Из двух книг», помог в их издательстве Сергей Эфрон, с которым она познакомилась Летом 1911 года  в Коктебеле.  Замуж она вышла в январе 1912 года. Первые 5-6 лет были, вероятно, самыми счастливыми годами ее жизни. У нее прекрасная семья, любимый муж, прелестная дочь Ариадна, множество встреч, в творчестве – духовный подъем, очень много друзей. ФОН УБРАТЬ!

Выходит Цветаева (Шарф накинут на плечи):

                         Я с вызовом ношу его кольцо!

  • Да, в Вечности – жена, не на бумаге.-

Его чрезмерно узкое лицо

Подобно шпаге.

Безмолвен рот его, углами вниз,

 Мучительно-великолепны брови.

В его лице трагически слились

Две древних крови.

Он тонок первой тонкостью ветвей.

Его глаза – прекрасно-бесполезны!-

Под крыльями раскинутых бровей –

Две бездны.                        

                    В его лице я рыцарству верна,

- Всем вам, кто жил и умирал без страху!-

Такие – в роковые времена –

Слагают стансы – и идут на плаху.

(ФОН: ТРЕК 5 Вокализ.)

        (Танец останавливается. Марина читает стихи Эфрону):

Писала я на аспидной доске,

И на листочках вееров поблеклых,

И на речном, и на морском песке,

Коньками по льду и кольцом на стеклах, -

И на стволах, которым сотни зим...

И, наконец, чтоб было всем известно! -

Что ты любим! Любим! Любим! Любим! -

Расписывалась радугой небесной.

(Конец танца: Марина с шарфом в руке уходит от Сергея)

ТРЕК 6 Звездный мальчик.

ЧТЕЦ 4: Это была любовь с первого взгляда. Она была юная, стройная, кудри лежали кольцами,  милая открытая улыбка. Но больше всего поражали глаза – широкие, цвета моря, бездонные! Они уводили за собой,  будто на дно морское. Особенно, когда Марина читала свои стихи. Ее духовный мир был также безбрежен, как и бескрайний океан. Она много писала, вдохновленная Эфроном. Если сказать, что Марина любила мужа, значит, ничего не сказать: она его боготворила.

                        Выходит 6 чтец: Счастливая жизнь… Но все же…В стихах у нее и чувство  одиночества, и тревожное ожидание чего-то неизбежного,          

                      чего-то неведомого, трагического. ФОН УБРАТЬ.

                                                    (Садится на стул)

                      Выходит 7 чтец:  «Тает царевна, как свечка,

                                                    Руки сложила крестом,

                                                    На золотое колечко

                                                    Грустно глядит.» - «А потом?»

                     «Вдруг за оградою – трубы!

                     Рыцарь летит со щитом.

                     Расцеловал ее в губы.

                     К сердцу прижал.» - «А потом?»

                           «Свадьбу сыграли на диво

                            В замке ее золотом.

                            Время проводят счастливо,

                            Деток растят.» - «А потом?»

(Садится на стул) ФОН: ТРЕК 7. Свой среди чужих.

1 чтец: А потом завертелось трагическое колесо истории. Цветаева была далека от политики, ее не интересовали ни империалистическая война, ни февральская революция. Она жила своей духовной жизнью, но Время и История ворвались в ее жизнь.

2 чтец: В апреле у поэтессы родилась вторая дочь Ирина. Марина Цветаева думала о своих стихах, а к тому, где жить, как жить, проявляла полное безразличие. «Все устроится,» - пишет она в письмах. Но ни-че-го не устроилось».

3 чтец: В сентябре Цветаева едет в Крым, муж остается в Москве, он – прапорщик пехотного полка. В октябре она едет в Москву, затем с мужем уезжает в Крым, оставив детей в Москве. Когда вновь вернулась за детьми – дороги назад уже не было. Началась долгая разлука с мужем, продлившаяся 4 года. Он в армии Корнилова – белый офицер. Цветаева называет его белым лебедем, прекрасным и обреченным. ФОН УБРАТЬ!

5 чтец:           Ох, грибок ты мой, грибочек, белый груздь!

                       То, шатаясь, причитает в поле – Русь:

                        Помогите – на ногах не тверда!

                        Затуманила меня кровь-руда!

                        Все рядком лежат –

                        Не развесть межой.

                        Поглядеть: солдат.

                        Где свой, где чужой?

                        Белый был – красным стал:

                        Кровь обагрила.

                        Красным был – белый стал:

                        Смерть побелила.

  • Кто ты? – Белый? – не пойму! – привстань!

Аль у красных пропадал? – Ря-я-зань.

И справа и слева –

И сзади и прямо,

И красный и белый:

  • Мама!

Без воли – без гнева –

Протяжно-упрямо –

До самого неба:

  • Мама!

4 чтец: Разлуку с мужем перенесла стоически, а голод и разруха замучили    ее. Осенью 1919 года  Марина Цветаева отдает дочек в приют, где старшая Ариадна тяжело заболела. Затем забирает ее и   выхаживает, а за это время 2 марта 1920 года младшая Ирина  умирает от тоски и голода.

(ФОН: ТРЕК 8. Майкл Джексон «Песня Земли» (минус).  Марина с распущенными волосами, шарф обвязан вокруг талии. Либретто: героиня обращается к небесам, слушает биение сердца, затем из шарфа выкладывает младенца, с которым танцует. Выходит Смерть и забирает ребенка. Героиня падает на пол.) ФОН УБРАТЬ!

6 чтец: Две руки, легко опущенные

            На младенческую голову!

            Были – по одной на каждую –

            Две головки мне дарованы.

Но обеими – зажатыми –

Яростными – как могла! –

Старшую из тьмы выхватывая –

Младшей не уберегла.

            Две руки – ласкать-разглаживать

            Нежные головки пышные.

            Две руки – и вот одна из них

            За ночь оказалась лишняя.

Светлая – на шейке тоненькой –

Одуванчик на стебле!

Мной еще совсем не понято,

Что дитя мое в земле.

ТРЕК 9. МОнолог

(На последних строках Цветаева медленно поднимается с пола исполняет   романс «Монолог» («Уж сколько их упало в эту бездну…»)

7 чтец: До 1921 года М.Цветаева ничего не знала о муже, а потом пришло  письмо: он в Праге, студент университета. Она сразу же  

решает ехать к мужу. Начались скитания по заграницам: Германия, Чехия, Франция. Но Марина Цветаева не теряет связи с оставшимися на Родине поэтами: с Маяковским, Пастернаком, Рильке.

1 чтец: Во Франции ждет Цветаеву успех. Но заграница – это еще и грызня за власть, и борьба всевозможных партий, эмигрировавших из России. Цветаеву каждый хочет вовлечь в свою организацию. Но Марина Цветаева оставалась вдали от политики и за рубежом. Поэтому внимание к ней остывает. Если в 1922 – 23 годах она издала 5 книг, то в 1924 – одну.

2 чтец: В 1925 году у нее родился долгожданный сын Георгий.

3 чтец:               Закачай меня, звездный челн!

                           Голова устала от волн!            

                           Слишком долго причалить тщусь,

                           Голова устала от чувств:

                           Гимнов – лавров – героев - гидр, -

                           Голова устала от игр!

                           Положите меж трав и хвой, -

                           Голова устала от войн…  

4 чтец:  Цветаева на родину возвращаться боится, но она ее всегда тянет.

             Там ее читатель. Там ее судьба.

(Цветаева проходит через сцену, останавливается посередине перед сидящими чтецами. Шарф свободно спадает с головы на плечи.)

Марина:             Устав от вас, враги, от вас, друзья,

                            И от уступчивости речи русской, -

                            Надену крест серебряный на грудь,

                            Перекрещусь – и тихо тронусь в путь.

(Крестится, проходит по сцене дальше) ФОН:

5 чтец: В 1937 году сначала дочь, затем муж уезжают в СССР. В июле 1939 года, через 17 лет Цветаева вернулась на родину.

Семья воссоединилась, но…ненадолго: в августе арестовали дочь, в октябре – мужа, заболел сын. И словно все вернулось на 20 лет назад: нищета, неустроенность, одиночество. Россия была нужна  Цветаевой, но Цветаева не нужна России.  

(ТРЕК 10. Цветаева исполняет романс «Мне нравится, что  вы больны не мной…»)

7 чтец: В 1940 году разрешили напечатать небольшой сборник стихов Цветаевой. Она тщательно отбирала стихи, но сборник был отвергнут. Последнее напечатанное на Родине при жизни стихотворение относится к 1920 году.

6 чтец:                  Вчера еще в глаза глядел,

                              А нынче – все косится в сторону!

                              Вчера еще до птиц сидел, -

                              Все жаворонки нынче – вороны!

Я глупая, а ты умен,

Живой, а я остолбенелая.

О вопль женщин всех времен:

«Мой милый, что тебе я сделала?»

                                И слезы ей – вода, и кровь –

                                Вода, - в крови, в слезах умылася!

                                Не мать, а мачеха – Любовь:

                                Не ждите ни суда, ни милости.

Увозят милых корабли,

Уводит их дорога белая…

И стон стоит вдоль всей земли:

«Мой милый, что тебе я сделала?!»

                                Вчера еще – в ногах лежал!

                                Равнял с Китайскою державою!

                                Враз обе рученьки разжал, -

                                Жизнь выпала - копейкой ржавою!

Детоубийцей на суду

Стою – немилая, несмелая.

Я и в аду тебе скажу:

«Мой милый, что тебе я сделала?!»

                                Спрошу я стул, спрошу кровать:

                                «За что, за что терплю и бедствую?»

                                «Отцеловал – колесовать:

                                Другую целовать,» - ответствуют.

Жить приучил в самом огне,

Сам бросил – в степь заледенелую!

Вот что ТЫ, милый, сделал – мне.

Мой милый, что тебе – Я сделала?

                                  Все ведаю – не прекословь!

                                  Вновь зрячая – уж не любовница!

                                  Где отступается Любовь,

                                  Там подступает Смерть-садовница.

Само – что дерево трясти! –

В срок яблоко спадает спелое…

- За все, за все меня прости,

Мой милый, что тебе я сделала!

ФОН: ТРЕК 11. «Профессионал»

1 чтец: В 1941 году наконец-то М.Цветаеву принимают в профком литераторов, но тут началась война. В августе Цветаева с сыном едет в эвакуацию в Елабугу, где ее никто не знает, она никого не знает, попытка устроиться на работу не дала результата. И тут силы оставили ее, она пишет, что попала в тупик.

2 чтец: Из разговора с Лидией Чуковской за два дня до самоубийства:

(3 чтец и Марина Цветаева двигаются по сцене)

3 чтец: Одному я рада. Ахматова сейчас не в Чистополе. Надеюсь, ей выпала другая карта. Здесь она непременно погибла бы.

Цветаева: По-че-му?

3 чтец: Потому что не справиться бы ей со здешним бытом. Она ведь ничего не умеет, ровно ничего не может. Даже и в городском быту, даже и в мирное время.

Цветаева: А вы думаете, я – могу? Ахматова не может, а я, по-вашему, могу?

4 чтец: Она не смогла. Огонь ее души погас окончательно. Никто не сумел (да и не захотел) поддержать его. Погас огонь любви – перестали писаться стихи – ослабела воля к жизни. УБРАТЬ МУЗЫКУ

                    …И тогда стихия Смерти увлекла ее за собой.

                    (ТРЕК 12. Звучит «Лунная» соната Л.Бетховена. Выходит Цветаева. Волосы собраны в пучок. Шарф завязан сзади, как веревка, на шее. Гаснет свет. В луче пушки Цветаева спускается со сцены к зрителям, затем в процессе чтения стихотворения возвращается назад)

                    Цветаева:      Идешь на меня похожий,

                                           Глаза устремляя вниз-.

                                           Я их опускала – тоже!

                                           Прохожий, остановись!

                     Прочти – слепоты куриной

                     И маков набрав букет,

                     Что звали меня Мариной

                     И сколько мне было лет.

                                           Не думай, что здесь могила,

                                           Что я появлюсь, грозя…

                                            Я слишком сама любила

                                            Смеяться, когда нельзя!

                    И кровь приливала к коже,

                    И кудри мои вились…

                    Я тоже БЫЛА, прохожий!

                    Прохожий, остановись!  

                        Сорви себе стебель дикий

                        И ягоду ему вслед, -

                        Кладбищенской земляники

                        Крупнее и слаще нет.

Но только не стой угрюмо,

Главу опустив на грудь,

Легко обо мне подумай,

Легко обо мне забудь.

                        Как луч тебя освещает!

                        Ты весь в золотой пыли…

                        И пусть тебя не смущает

                        Мой голос из-под земли.

(Цветаева поднимается на стул спиной к зрителям. Полностью гаснет свет.

Обрывается музыка. В тишине и темноте раздается звук падающего стула).  Полный свет. За кулисами голос Марины:

                                    «Я не хочу умереть. Я хочу не быть».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по литературе"У каждой собаки своя судьба"

в основе мероприятия - произведения  Л.Андреева "Кусака" и Г.Троепольского"Белый Бим Черное ухо"....

Презентация "Проект актуализации нравственных поступков и индивидуального развития «Я - творец своей судьбы» "

Презентация "Проект актуализации нравственных поступков и индивидуального развития «Я - творец своей судьбы»"студентки БОУ СПО «Тюкалинский индустриально -педагогический колледж»Сейдер Елены Валерьевн...

Классный час, посвященный Всемирному дню борьбы со СПИДом "Не сломай свою судьбу"

Цель занятия:  повысить уровень информированности учащихся о распространении эпидемии ВИЧ/СПИДа в Казахстане, способствовать выработке у них мотивации овладения профилактическими знаниями и навык...

Урок литературы в 6 классе по теме "М.Ю.Лермонтов. Стихотворение "Тучи". Раздумья поэта-изгнанника о своей судьбе".

Данный урок является программным в курсе изучения литературы в 6 классе. На нем предлагается использовать интернет-ресурсы сайтов "Единая коллекция ЦОР" и "ФЦИОР"....

Вредным привычкам - НЕТ !!! Не ломай свою судьбу Почему это опасно? ПОДРОСТКУ О НАРКОТИКАХ

Разработка классного часа для подростков. Ребята в их возрасте очень часто бывают уязвимы и попадают под влияние не порядочных людей. в своей разработке я хотела бы внести хотябы маленькую долю для со...

Вредным привычкам - НЕТ !!! Не ломай свою судьбу Почему это опасно? ПОДРОСТКУ О НАРКОТИКАХ

Разработка классного часа для подростков. Ребята в их возрасте очень часто бывают уязвимы и попадают под влияние не порядочных людей. в своей разработке я хотела бы внести хотябы маленькую долю для со...

Вредным привычкам - НЕТ !!! Не ломай свою судьбу Почему это опасно? ПОДРОСТКУ О НАРКОТИКАХ

Разработка классного часа для подростков. Ребята в их возрасте очень часто бывают уязвимы и попадают под влияние не порядочных людей. в своей разработке я хотела бы внести хотябы маленькую долю для со...