ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ»
рабочая программа на тему

 

Дополнительная образовательная программа “Бисероплетение”, являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами бисероплетения. Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_biseropleteniya.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр Киренского района «Гармония»»

Согласовано:                                                                           Утверждаю:

На методическом  совете МАОУ ДОД                                Директор МАОУ ДОД

 ДЮЦ «Гармония»»                                                                 ДЮЦ «Гармония»

Протокол № 8_ от «_27.05. » 2014 г.                                    __________ Кулебякина И.Ю.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА  «БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ»

Составитель:

Романькова Анна Владимировна,

педагог дополнительного образования

Направленность программы:

художественно-эстетическая

Уровень программы:

Основное  образование.

Срок реализации:

2года

Киренск

2014

ПРОГРАММА «БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ»

Пояснительная записка

Программа составлена на основе программы С.Ф.Стебуновой «Бисероплетение»  в соответствии с нормами, установленными следующей законодательной базой:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";

- «Положение о дополнительных общеразвивающих программах»   МАОУ ДОД ДЮЦ «Гармония».

Актуальность. Ее актуальность обусловлена тем, что в настоящее время отмечается  проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно-художественного постижения мира.

Дополнительная образовательная программа “Бисероплетение”, являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами бисероплетения. Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.

Программа модифицирована в структурно- содержательном аспекте и рассчитана на детей от 7-13 лет. На первом году обучения в связи с поставленными задачами увеличено количество практических занятий по разделу «Плетение на леске», а на втором году , в связи слабой материальной базой- уменьшены часы по разделу «Бонсай» и исключен раздел « Объемные миниатюрные композиции на проволоке».

Организационно-методические основы программы:

Цель настоящей программы:

  • способствовать развитию творческих способностей и художественного вкуса при обучении основам бисероплетения.

Задачи:

Образовательные

  • углубление и расширение знаний об истории и развитии бисероплетения;
  • формирование знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения;
  • освоение техники бисероплетения

Воспитательные

  • привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, эстетическое отношение к действительности;
  • воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело  до конца;
  • способствовать проявлению взаимопомощи, участия, чуткости, доброты.

Развивающие

  • формирование эстетического и художественного вкуса;
  • способствовать развитию моторики рук;
  • развить глазомер;
  • развить образное мышление, внимание, фантазию;
  • развить творческие способности;

Дополнительная образовательная программа разработана на основе типовых программ, с учётом учебных стандартов общеобразовательных школ России, программы образовательной области “Технология”, в которой совсем не уделяется внимания такому виду декоративно-прикладного искусства, как бисероплетение.

Настоящая программа не дублирует ни одну из вышеперечисленных программ и, являясь существенным дополнением в решении важнейших развивающих, воспитательных и образовательных задач педагогики, призвана научить детей не только репродуктивным путём осваивать сложные трудоёмкие приёмы и различные техники бисероплетения, но и побудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы.

В программе прослеживаются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая основы материаловедения учащиеся пользуются знаниями, полученными на уроках природоведения, естествознания, физики, химии. При выполнении схем бисероплетения, эскизов изделий, работе над композицией применяются знания из областей черчения, рисования, математики.

Возраст обучающихся: 7-13 лет.

Сроки реализации: программа рассчитана на 2 года обучения. Первый год обучения – 144 часа занятий (2 раза в неделю по 2 часа). Второй –144 часа (2 раза в неделю по 2 часа). В группы первого года обучения приходят дети, не имеющие специальных навыков. Уровень подготовки учащихся поступающих в группы 2-го года обучения определяется собеседованием.

Формы занятий:

  •  объяснительно-иллюстративный
  • рассказ, беседы
  • работа с книгой, демонстрация
  • упражнение
  • практические работы репродуктивного и творческого характера
  • познавательная игра
  • экскурсии, выставка

Ожидаемые результаты:

     У воспитанников развивается воображение, внимание, зрительная память, глазомер, моторные навыки, чувство восприятия пространственных представлений цвета и его преобразования. Воспитывается любовь к прекрасному, к точности, аккуратности.                            

Формируется терпение, усидчивость, стремление довести до конца начатое дело. Занятия в детском объединении в значительной степени способствуют развитию индивидуальных способностей воспитанников, вызывают у них стремление овладевать знаниями и умениями сверх обязательных программ

С целью выявления уровней обученности предлагается следующая градация:

I уровень – репродуктивный с помощью педагога;
II уровень – репродуктивный без помощи педагога;
III уровень – продуктивный;
IV уровень – творческий.

Педагогический контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется в несколько этапов и предусматривает несколько уровней.

I. Промежуточный контроль. 

  • Тестовый контроль, представляющий собой проверку репродуктивного уровня усвоения теоретических знаний с использованием карточек-заданий по темам изучаемого курса.
  • Фронтальная и индивидуальная беседа.  
  • Выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности.
  • Решение ситуационных задач направленное на проверку умений использовать приобретенные знания на практике.
  • Игровые формы контроля.
  • Промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества разного уровня.

II. Итоговый контроль

Итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время обучения в творческом объединении, а также предусматривает выполнение комплексной работы, включающей изготовление изделия по единой предложенной схеме и творческую работу по собственным эскизам с использованием различных материалов.

Конечным результатом выполнения программы предполагается выход учащихся на III – IV уровни обученности; участие в выставках, смотрах и конкурсах различных уровней.

В конце изучения курса "Бисероплетение" обучающиеся должны

 знать:

  • правила техники безопасности;
  • основы композиции и цветоведения;
  • классификацию и свойства бисера;
  • основные приемы бисероплетения;
  • условные обозначения, последовательность изготовления изделий из бисера;

 уметь:

  • гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;
  • составлять композиции согласно правилам;
  • правильно пользоваться ножницами, иглами, булавками;
  • четко выполнять основные приёмы бисероплетения;
  •  свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов и альбомов по бисероплетению;
  • изготавливать украшения, плоские и объемные фигурки животных из бисера на основе изученных приемов;
  • выполнять отдельные элементы и сборку изделий;
  • рассчитывать плотность плетения.

Критерии оценки уровня сформированности УУД:

Виды УУД

УУД

Личностные УУД

чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

 нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания исходя из социальных и личностных ценностей.

Познавательные  УУД

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации;

применение методов информационного поиска, в т.ч. с помощью компьютерных средств;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме,

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности,

формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Регулятивные УУД

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

различать способ и результат действия;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового более совершенного результата;

Коммуникативные УУД

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

контролировать действия партнера;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

Учебно-тематический план первого года обучения

п/п

Тема

Всего

Теория

Практ.

1.

Вводное занятие.

2

2

2.  

2.1

2.2

2.3

Плетение на проволоке:

Цветы из бисера.

Игрушки из бисера.

Панно из бисера.

25

35

30

4

4

4

21

31

26

3.

3.1

3.2

Плетение на леске:

Основные приёмы бисероплетения.

Комплект украшений.

25

25

5

4

20

21

4.

Итоговое занятие.

2

2

-

144

25

119

.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I год обучения

1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. История развития бисероплетения. Использование бисера в народном костюме Воронежской губернии. Современные направления бисероплетения. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ.

2. ПЛЕТЕНИЕ НА ПРОВОЛОКЕ

2.1. ЦВЕТЫ ИЗ БИСЕРА

Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем.

Практическая работа. Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий: брошей, букета цветов. Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление цветами из бисера подарков и других предметов.

2.2. ИГРУШКИ ИЗ БИСЕРА

Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления игрушек параллельное, петельное и игольчатое плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Анализ моделей. Зарисовка схем.

Практическая работа. Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление.

2.3. ПАННО ИЗ БИСЕРА

Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок сказочных героев: параллельное, петельное, игольчатое плетение. Анализ моделей. Зарисовка схем.

Практическая работа. Выполнение отдельных элементов фигурок сказочных героев. Сборка изделий. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление панно.

3. ПЛЕТЕНИЕ НА ЛЕСКЕ

3.1. ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ 

Теоретические сведения. Эскизы. Рабочие рисунки. Традиционные виды бисероплетения. Низание из бисера “в одну нить”: простая цепочка, цепочка с бусинками, цепочка с бугорками, цепочка с петельками, цепочка “зигзаг”, цепочка “змейка”, цепочка цветком из шести лепестков, цепочка цветком из восьми лепестков, цепочки “мозаика”, “восьмёрки”, “соты”, ромбы, “фонарики”. Низание из бисера “в две нити”: цепочка “в крестик”, “колечки”. Различные способы плоского и объёмного соединения цепочек “в крестик”. Наплетения на цепочку “колечки”. Подвески: бахрома (простая, спиральная), “веточки”, “кораллы”. Плетение ажурного полотна (сетки) одной и двумя иглами. Полотно, «кирпичный стежок», полотно “в крестик”. Ажурный цветок. Назначение и последовательность выполнения. Условные обозначения. Анализ и зарисовка простейших схем.

Практическая работа. Освоение приемов бисероплетения. Упражнения по выполнению различных подвесок и их подплетению к цепочкам. Изготовление браслета “ёлочка”. Выполнение украшений для кукол, брошей, кулонов и брелоков в технике «кирпичный стежок».

3.2. КОМПЛЕКТ УКРАШЕНИЙ 

Теоретические сведения. Анализ образцов украшений (колье, браслеты, кольца, серьги). Выбор бисера. Цветовое решение. Виды застёжек. Зарисовка схем для выполнения украшений.

Практическая работа. Плетение комплекта украшений “Розовая фантазия” на основе изученных приёмов. Оформление. Прикрепление застёжки.

4. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.

Учебно-тематический план второго года обучения

п/п

Тема

Всего

Теория

Практ.

1.

Вводное занятие.

2

2

-

2.  

2.1

2.2

2.3

Плетение на проволоке:

Плетение из пайеток.

Бонсай

Объемные игрушки из бисера и бусинок.

34

30

10

2

2

2

32

28

8

3.

Вышивка бисером.

26

4

22

4.

4.1

4.2

4.3

Плетение на леске:

Основные приёмы бисероплетения.

Пасхальное яйцо.

Салфетка из бисера.

14

16

10

2

2

2

12

14

8

5.

Итоговое занятие.

2

2

-

144

20

124

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

II год обучения

1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ.

2. ПЛЕТЕНИЕ НА ПРОВОЛОКЕ

2.1. ПЛЕТЕНИЕ ИЗ ПАЙЕТОК

Теоретические сведения. Основные приёмы плетения, используемые для изготовления изделий из пайеток: плоская полоса, выпуклая полоса. Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение. Зарисовка схем.

Практическая работа. Выполнение изделий. Составление композиции. Оформление. Применение.

2.2. БОНСАИ

Теоретические сведения. Понятие «бонсай». Исторический экскурс. Анализ образцов. Приёмы бисероплетения, используемые для изготовления бонсай: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения элементов бонсай. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.

Практическая работа. Выполнение отдельных элементов бонсай. Составление композиций. Сборка и закрепление бонсай в вазе. Использование бонсай для оформления интерьера.

2.3. ОБЪЁМНЫЕ ИГРУШКИ ИЗ БИСЕРА И БУСИНОК

Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления объемных игрушек из бисера и бусинок: петельное, игольчатое и параллельное плетение. Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение. Зарисовка схем.

Практическая работа. Выполнение игрушек. Составление композиции. Оформление. Применение.

3. ВЫШИВКА БИСЕРОМ

Теоретические сведения. Основные приемы  вышивания бисером: вышивка по канве (счетная вышивка), художественная вышивка и декоративная вышивка. Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение. Зарисовка схем.

Практическая работа. Вышивание картин.

4. ПЛЕТЕНИЯ НА ЛЕСКЕ

4.1. ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ

Теоретические сведения. Назначение и правила и правила выполнения косого плетения: уголок, острый угол, тупой угол. Многослойное плетение – вышивка по сетке крестиками, колечками, цветочками, бусинами, гладью. Объёмное плетение. Жгуты: жгут “мозаика”, “спираль”, шнур квадратного сечения, ажурный жгут. Украшение плотного жгута бисером, цветочками, бахромой, воланом. Объёмные цветочки: цветок с круглыми лепестками, цветок с острыми лепестками. Объёмные снежинки. Шарики на трёх, четырёх, пяти и шести бисеринах. Последовательность изготовления. Анализ схем.

Практическая работа. Освоение изученных приёмов бисероплетения. Упражнения по выполнению жгутов (жгут “мозаика”, “спираль”, шнур квадратного сечения, ажурный жгут). Украшение плотного жгута бисером, цветочками, бахромой, воланом. Изготовлнение объёмных цветочков (цветок с круглыми лепестками, цветок с острыми лепестками), объёмных снежинок, шариков на трёх, четырёх, пяти и шести бисеринах.

4.2 ПАСХАЛЬНОЕ ЯЙЦО

Теоретические сведения. Приемы, используемые для оплетения пасхальных яиц: по секторам, низками бисера, на основе ажурной сетки. Анализ модели. Выбор материалов. Цветовое решение. Последовательность выполнения, зарисовка схем.

Практическая работа. Выполнение оплетения пасхального яйца. Оформление.

4.3 САЛФЕТКА ИЗ БИСЕРА

Теоретические сведения. Приемы выполнения салфетки. Цветовое решение. Анализ образцов.

Практическая работа. Плетение салфетки на основе изученных приемов.

5.ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.

Условия реализации Программы

Для успешной реализации программы необходимо:

  • светлый, просторный кабинет,
  • столы, стулья, шкафы, полки
  • наличие инструментов:

             - салфетка;

             - ножницы;

             - иглы для бисера;

             - кусачки для проволоки;

             - стеклянные баночки для бисера

  • наличие материалов:

             -леска и нитки;

             - проволока

  • наглядно-иллюстративные и дидактические материалы:

             - схемы изделий;

             - образцы плетения;

             - изделия;

             - инструкционные карты;

             - дидактические карточки.

  • специальная литература.

Методы контроля эффективности педагогического процесса:

  • практические занятия;
  • просмотр и оценка своих работ;
  • выставки;
  • самостоятельная деятельность детей

Ресурсное обеспечение

Для педагога:

  1. Исакова Э. Ю., Стародуб К.И., Ткаченко Т. Б. Сказочный мир бисера. Плетение на леске. – Ростов-на- Дону 2004.
  2. Ткаченко Т. Б., Стародуб К.И. Сказочный мир бисера. Плетение на проволоке. – Ростов-на- Дону 2004
  3. Аполозова Л.М. Бисероплетение. – М., 1997. 
  4. Артамонова Е. Украшения и сувениры из бисера. – М., 1993.
  5. Гадаева Ю. Бисероплетение: цепочки и фенечки. – СПб., 2000.
  6. Зайцева Н.К. Украшения из бисера. – М., 2002.
  7. Берлина Н.А. Игрушечки. – М., 2000.
  8. Исакова Э. Ю., Стародуб К.И., Ткаченко Т. Б. Подарки из бисера. – Ростов-на- Дону 2004.
  9. И.Н.Наниашвили, А.Г.Соцкова Фантазии из бисера- Харьков: Книжный Клуб, 2008.

Для учащихся:

  1. Ликсо Н.Л. Бисер. Уроки, приемы, схемы. ООО»Харвест», 2006
  2. Журнал «Ксюша» для любителей рукоделия
  3. Гадаева Ю. Бисероплетение: цепочки и фенечки. – СПб., 2000.
  4. Берлина Н.А. Игрушечки. – М., 2000.
  5. Исакова Э. Ю., Стародуб К.И., Ткаченко Т. Б. Подарки из бисера. – Ростов-на- Дону 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ» ДЛЯ ДЕТЕЙ 7-10 ЛЕТ (художественно-эстетической направленности)

Статус программы, направленность;«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ» разработана для обучения учащихся _1-4 классов МАОУ «Гимназия имени А.С.Пушкина» в соотве...

Дополнительная образовательная программа «Бисероплетение»

   Бисер– один из самых удивительных материалов для рукоделия:  в нем и загадочный блеск, и сочность красок, и четкость линий, и неограниченные возможности для творческого поиска...

План-конспект занятия по дополнительной общеобразовательной программе "Бисероплетение", 1 год обучения на тему "Цепочка цветков из шести лепестков"

В ходе занятия по теме "Цепочка цветков из шести лепестков" обучающиеся отрабатывают навыки низание бисера в одну нить, приемы работы на леске, умения работать по схеме....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Бисероплетение»

Управление образования Администрации городского округа ЭлектростальМосковской области.Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей«Станция юных техников»...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Бисероплетение» Творческого объединения «Чудесница»

Декоративно прикладное творчество – волшебная страна. Помогая войти в неё ребёнку, мы делаем жизнь школьника интересней и насыщенней. Сочетание теоретических знаний, детальное изучение истории и...

Презентация общеобразовательной общеразвивающей программы "Бисероплетение"

Этот материал был представлен на  одном из эапов конкурса среди педагогов дополнительного образования"Сердце отдаю детям". Он позволяет раскрыть все методологичсеские особенности прогам...