Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ» ДЛЯ ДЕТЕЙ 7-10 ЛЕТ (художественно-эстетической направленности)
рабочая программа на тему

Фёдорова Ольга Михайловна

Статус программы, направленность;

«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ» разработана для обучения учащихся _1-4 классов МАОУ «Гимназия имени А.С.Пушкина» в соответствии с:

·         Федеральным компонентом государственного стандарта утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05марта 2004 г № 1089;

На основе:

·         Учебного плана  МАОУ «Гимназия им.А.С.Пушкина»;

С учетом: Требований, программ и методических разработок. («Студия декоративно-прикладного искусства «Программы. Организация работы.Рекомендации.авторы-составители л.В.Горнова,Т.Л.Бычкова,Т.В.Воробьёва).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biser_2015_dorabotannaya.docx158.42 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования  администрации МО ГО «Сыктывкар»

«Сыктывкар» кар кытшын  муниципальнöй юкöнлöн

Администрацияса йöзöс велöдöмöн веськöдланiн

МАОУ «Гимназия имени А.С.Пушкина»

А.С.Пушкин нима гимназия МАВУ

Рассмотрена и рекомендована                              Утверждена приказом

 Педагогическим советом                                   № __216/2__         от__09/09/2013_________

                                                                                    Директор              Л.И.Гладкова

Протокол №1  от «  28   » августа 2013г.

Протокол № 1  от « 28  » августа 2014г.                в редакции приказа №248/2 от 01.09.2014

.

07-08

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ»

ДЛЯ ДЕТЕЙ 7-10 ЛЕТ

(художественно-эстетической направленности)

____________два год_______________

(срок реализации программы)

ФЁДОРОВА Ольга Михайловна

(ФИО преподавателей, составивших программу)

г. Сыктывкар

2015 г.


                                             Содержание

  1. Пояснительная записка
  1. Статус программы, направленность;
  2. Общая характеристика предмета, целесообразность;
  3. Цели  и задачи  ДОП
  4. Формы, методы и технологии занятий
  5.  Возраст детей
  6. Сроки реализации ДОП
  7. Формы и режимы занятий
  8. Требования к уровню подготовки учащихся по годам обучения
  9. Ожидаемые результаты и способы их проверки
  10. Формы подведения итогов

2.Тематическое планирование

3. Поурочное планирование

4. Содержание учебного предмета

4.1 Учебно-методическое обеспечение;

4.2 Материально-техническое оснащение

5. Литература

Приложения№1

  • Рекомендации.
  •  Организация воспитательного процесса.
  • Этапы педагогического контроля.
  • Воспитательная работа с учащимися и родителями.

Приложение№2

  • Упражнения, снимающие утомление глаз.
  • Полезные советы для работы с бисером.

Приложени№3

  • Основные модули занятия и их содержание

Приложение№4

  • Диагностическая карта

определения уровня знаний, умений и навыков учащихся.

  • Критерии оценки уровня знаний, умений и навыков

учащихся в соответствии с содержанием ожидаемых результатов программы по годам обучения.

1.Пояснительная записка

1.1 Статус программы, направленность;

«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ» разработана для обучения учащихся _1-4 классов МАОУ «Гимназия имени А.С.Пушкина» в соответствии с:

  • Федеральным компонентом государственного стандарта утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05марта 2004 г № 1089;

На основе:

  • Учебного плана  МАОУ «Гимназия им.А.С.Пушкина»;

С учетом: Требований, программ и методических разработок. («Студия декоративно-прикладного искусства «Программы. Организация работы.Рекомендации.авторы-составители л.В.Горнова,Т.Л.Бычкова,Т.В.Воробьёва).

Направленность дополнительной образовательной программы « Бисероплетения» по содержанию является художественно-эстетической, по функциональному предназначению досуговой, по форме организации — кружковой, общедоступной по времени реализации — (двухгодичной подготовки). В данной программе, которая рассчитана на 2 года обучения (144 уч.ч.),  отводится обучению детей изготовлению поделок из бисера на проволоке; ведущая тема поделок - игрушка.  Выбор проволоки, как основного материала (для низания бисера), обусловлен психологическими особенностями детей младшего школьного возраста, а именно их мотивацией на результат, причём быстрый, а не на процесс. Работа с проволокой, в отличие от иголки с ниткой, позволяет за одно занятие выполнить работу от начала до конца. Интерес к данному виду творчества у детей не иссякает, т.к. по тематике, технике выполнения, назначению поделок проволока очень разнообразна

1.2        Общая характеристика предмета, целесообразность;

Новизна программы заключается в развитии у учащихся творческого, нестандартного подхода к выполнению заданий по выбору композиций, цветовой гаммы и необходимых материалов для изготовления сувениров, изделий для оформления интерьера и т.п.
Актуальность  программы в том, что ее освоение способствует формированию и развитию практических умений и навыков при работе с бисером, Кроме того, реализация программы способствует формированию эстетического вкуса ребенка, учит отличать истинно художественные произведения декоративно-прикладного искусства от предметов низкого художественного уровня.

 На современном этапе развития образования и воспитания очень важно, чтобы в стремительном потоке изменения нашего общества не потерять богатство и уникальность накопленного поколениями опыта, сформировавшего духовную культуру нации и всего человечества, т.е. актуальными и значимыми в процессе воспитания и образования остаются предметы художественно-эстетического цикла. К этому циклу относится бисероплетение, которое является древнейшим видом искусства, и в наше время востребованным и непрерывно развивающимся видом художественного творчества. Устойчивой популярностью у детей пользуются игрушки и украшения, т.к. через них они познают окружающий мир. Забавные герои сказок. Рыбки, животные, птицы, машины, яркие украшения - всё это можно сделать из бисера. Создание игрушки - это очень действенный мотив для ребенка младшего школьного возраста. Умение нанизывать бисер на проволоку очень кропотливый и в тоже время захватывающий процесс, который нравится детям.  Педагогическая целесообразность выбранного направления заключается в том, что, изготавливая игрушки, дети вовлекаются в трудовую и учебную деятельность, очень схожую с игровой, которая еще недавно была ведущим видом деятельности, и поэтому оказывает большое влияние на всестороннее развитие ребенка. Они становятся участниками увлекательного трудового обучения, по созданию полезных и красивых изделий. В активном творческом труде дети учатся создавать красоту своими руками. Для этого и существует кружок «Кладовая радости» бисероплетения. Знание основ бисероплетения осознаётся обществом как непременная составляющая духовности, самобытный фактор преемственности поколений, приобщение к национальной культуре. Играет большую роль в решении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей детей. Также можно рассматривать занятия бисероплетением по данной программе как путь преодоления стресса. На условиях строго регламентированного обучения при переходе с дошкольного воспитания на школьную ступень. Это подтверждает особо большой интерес к занятиям по данной программе детей именно 1 класса. Обучение бисероплетению развивает эстетическое восприятие, т.к. неразрывно связано с вопросами цветовосприятия, композиции и гармонии. Прикосновение к миру красоты создает у детей положительные эмоции, ощущение радости. Работа с бисером способствует развитию мелкой моторики, которое тесно связано с развитием речи и умственным развитием в целом. Создавая изделия из бисера, необходимо уметь понимать различные схемы, вести счет бисеринок, что, несомненно, развивает мышление. Бисероплетение способствует формированию нравственных качеств – трудолюбия, заботливого отношения к старшим и др. Бисероплетение учит ребенка создавать вещи материального мира своими руками, формирует трудовые навыки, дает первоначальную профессиональную информацию, что является весьма актуальной задачей. Поэтому и воспитание уважительного отношения к людям, которые могут своими руками изготовить уникальную вещь является важной и актуальной задачей при подготовке детей к взрослой жизни. Данная программа адекватна возрастным возможностям, она направлена на воспитание творческой личности, на её самоопределение, на формирование системы ценностей. Приобщает к старинному народному рукоделию, а так же обладает возможностями развивающего воздействия на нравственную сферу личности (воспитывает усидчивость, терпение, аккуратность, упорство, художественный вкус). На занятиях кружка дети приобретают необходимые трудовые умения и навыки, которые затем используются в жизни.

1.3        Цели  и задачи  ДОП.

 Цель программы – создание условий для творческого и нравственного развития детей, ориентирование детей в предметно – практической деятельности, через освоение ими техник художественных  ремёсел и включение их в сферу декоративно-прикладного искусства.

     Задачи курса

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

— формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

— воспитание целеустремленности и настойчивости;

— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Освоение трудовых умений и навыков, овладение материалами и инструментами, осмысление технологии процесса изготовления изделий из различных материалов в проектной деятельности.

5.Формирование умения решать творческие задачи.

6. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

     

Отличительные особенности данной программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию средствами труда, где ребенок выступает в роли художника, исполнителя своей работы; принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам ( уроки живописи, изобразительное искусство и технология);принцип креативности - предполагаем максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений.  В данной программе, которая рассчитана на 2 года обучения (144 уч.ч.), 144уч.ч . отводится обучению детей изготовлению поделок из бисера на проволоке; ведущая тема поделок - игрушка.  Выбор проволоки, как основного материала (для низания бисера), обусловлен психологическими особенностями детей младшего школьного возраста, а именно их мотивацией на результат, причём быстрый, а не на процесс. Работа с проволокой, в отличие от иголки с ниткой, позволяет за одно занятие выполнить работу от начала до конца. Интерес к данному виду творчества у детей не иссякает, т.к. по тематике, технике выполнения, назначению поделок проволока очень разнообразна.

1.4 Формы реализации программы:

     Методы работы:

  • Проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
  • Частично-поисковый (в форме игры, конкурса);
  • Исследовательский ( расширение и углубление знаний и умений);
  • Беседы, диалоги;
  • Эвристический (дети сами формируют проблему и ищут способы ее решения);
  • Репродуктивный (воспроизводящий);

Иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала). 

Контрольная диагностика.

Важнейшим звеном деятельности является учет, проверка знаний, умений и навыков учащихся.

На занятиях по бисероплетению используются разные виды контроля:

- Текущий - осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;

- Промежуточный - праздники в кружке, в школе,  (выставки);

- Итоговый - открытые и зачетные занятия, участие в городских и республиканских выставках.

Формы проведения занятий:

  • Коллективное творчество (парное, микрогрупповое, групповое, межгрупповое взаимодействие)
  • Индивидуальная работа;
  • Экскурсии;
  • Праздники.
  •  Беседы;
  • Занятия;
  •  Игра;
  • Оформление (выставки);

1.5 Механизм реализации программы.          Возраст детей. 

Программа адресована детям в возрасте от 7 до 10 лет.

Разработка программы осуществлялась в соответствии с возрастными и психологическими особенностями, которые имеют следующую характеристику:

Младший школьный возраст (7 - 10 лет):

  1. особенно важной и значимой является личность учителя (обучающего взрослого), особенно для налаживания межличностных отношений, которые зачастую строятся на эмоциональной основе;
  2. идет активное формирование навыков самоконтроля, вначале этот процесс «стихиен», осуществляется путем совершения бесчисленных проб и ошибок;
  3. формируется самооценка как ретроспективная (оценка достигнутых результатов своей деятельности «Хорошо или плохо я сделал?»), так и прогностическая (т.е. оценка собственных возможностей «Могу я справиться с задачей или нет?»).

1.6        Сроки реализации ДОП. Формы и режимы занятий

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы - 7-10 лет. Программа предусматривает обучение, как девочек, так и мальчиков. Курс обучения 2-х годичный. Данная программа рассчитана на два этапа обучения: I этап – 1-й год обучения, II этап – 2-й год обучения.

Режим работы :

1-й год обучения – два раз в неделю 2 часа с десятиминутным перерывом на динамическую паузу, за год – 144ч. 2-й год обучения- два раза в неделю -2ч, за год-144ч.

 Особенности программы. 

Группы комплектуются с учетом возраста, индивидуальных способностей и уровня подготовки. Количество учащихся в группах первого года обучения составляет 10-15человек, а для второго года обучения 8-10 в связи с тем, что обучающиеся должны находиться в поле зрения педагога, так как на занятиях используются колющие и режущие предметы и на II этапе усложняются изделия и доля индивидуального внимания учащимся увеличивается.

В начале и середине учебного года детей необходимо познакомить с правилами техники безопасности на занятиях, правилам обращения с инструментами. В виду большой сосредоточенности глаз при работе с бисером необходимы перерывы, во время которых рекомендуется выполнение комплекса упражнений для глаз. Обучение в основном проходит в групповой форме, которая используется при объяснении нового материала. В рамках одного учебного занятия также применяется организация работы по подгруппам и индивидуально. Это позволяет обучать детей более сложной технике и помогать в изготовлении творческих работ. В процессе обучения происходит выработка жизненно важных качеств: трудолюбие, аккуратность, целеустремленность, художественного вкуса. Отработка навыков бисероплетения производится на небольших плоских однослойных изделиях. Затем дети выполняют объемные фигурки. Основное внимание на занятиях обращается на совершенствование навыков техники бисероплетения и качество выполнения изделий. Также большое внимание уделяется вопросам цветоведения. Цвет изделия является основным элементом зрительного восприятия, поэтому учащимся необходимо показать многообразные варианты сочетаний цветов и оттенков, научить подбирать цвета в зависимости от характера и назначения изделия.

Практическая работа на занятиях не является жестко регламентированной, дети имеют возможность выбора и реализации своих творческих замыслов, что позволяет удержать интерес к бисероплетению. Практические результаты и темп освоения программы являются индивидуальными показателями.

Основной дидактический принцип - обучение в предметно-практической деятельности. В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практические работы репродуктивного и творческого характера. Методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно-поисковый, ситуационный, экскурсии.

С целью выявления уровней обученности предлагается следующая градация:

I уровень – репродуктивный с помощью педагога;
II уровень – репродуктивный без помощи педагога;
III уровень – продуктивный;
IV уровень – творческий.

Педагогический контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется в несколько этапов и предусматривает несколько уровней.

Промежуточный контроль.

  • Тестовый контроль, представляющий собой проверку репродуктивного уровня усвоения теоретических знаний с использованием карточек-заданий по темам изучаемого курса.
  • Фронтальная и индивидуальная  беседа.
  • Выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности.
  • Решение ситуационных задач направленное на проверку умений использовать приобретенные знания на практике.  
  • Игровые формы контроля.
  • Промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества разного уровня.

 Итоговый контроль

Итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время обучения в творческом объединении, а также предусматривает выполнение комплексной работы, включающей изготовление изделия по единой предложенной схеме и творческую работу по собственным эскизам с использованием различных материалов.

Конечным результатом выполнения программы предполагается выход учащихся на III – IV уровни обученности; участие в выставках, смотрах и конкурсах различных уровней.

1.8 Прогнозируемые результаты

К концу I этапа обучения:

учащиеся должны знать:

  • Различные виды материалов, инструментов.
  • Специальную терминологию, обозначающую материалы, инструменты,

 (бисер, бусина, рубка, стеклярус, проволока, иголка, нитки, фиксирование и др.)

  • Основные приемы низания: “параллельное плетение”, “бугорки”, “крестик”, “зигзаг”.
  • Основы цветоведения (цвета, удачно сочетаемые в изделиях из бисера); основы композиции (ритм, симметрия);
  • Некоторые сведения из истории развития бисероплетения;
  • Правила поведения, техники безопасности и гигиены труда на занятиях;

учащиеся должны уметь:

  • Подбирать цвет материалов с учетом законов цветоведения;
  • Самостоятельно изготавливать простые изделия: браслет, ожерелье, игрушку (по образцу или рисунку);
  • Применять технику низания на проволоку: “параллельное плетение”, “объёмное плетение” и др.;
  • Применять технику низания на иглу с ниткой: “бугорки”, “зигзаг”, “крестик” и др.;
  • подготовить рабочее место.

у детей должно быть воспитано:

  • Аккуратность, терпение; умение вести себя на занятии спокойно, выдержанно;
  • Желание делать подарки близким людям;
  • эмоциональную отзывчивость при восприятии красивых вещей;
  • Желание понимать правила и технику плетения.

К концу II этапа обучения учащиеся:

должны знать:

  • Основные положения теории цветоведения и композиции;
  • Основные материалы и инструменты, применяемые в искусстве бисероплетения (те, с которыми познакомились в течение первого года обучения, и новые – “станок”, “пяльца”);
  • Технологические этапы изготовления изделий из бисера.

должны уметь:

  • Изготавливать украшения, композиции цветов из бисера, проявляя свой художественный вкус;
  • Применять более сложные технические приёмы низания: “сеточка ромбом”, “мозаичное”, “кирпичный стежок”,  и др.;
  • Творчески применять приёмы, изученные ранее; применять приемы:“вышивка”,“ткачество”;
  • Самостоятельно составлять схемы низания изделий по готовому образцу и собственным замыслам;
  •  Составить рисунок и продумать композицию изделия.

должно быть воспитано:

  • Ответственное отношение к качественному выполнению изделий, доведению работы до конца;
  • Культура взаимоотношений с детьми и взрослыми;
  • Желание выполнять творческие задания;
  • Оказывать уважение к труду взрослых.

1.9 Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения курса учащиеся 

Учащиеся знают:

  • название и назначение материалов (бисер, стеклярус, нитки, проволока);
  • название и назначение ручных инструментов и приспособлений (иглы, ножницы);
  • правила безопасности труда при работе указанными инструментами.

учащиеся умеют:

  • организовать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы;
  • соблюдать правила безопасной работы инструментами;
  • под руководством учителя проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по образцу изделия, схеме, рисунку;
  • подбирать детали для работы.  

Воспитательные.

  • понимание роли и значения традиций в жизни своего народа;
  • бережное отношение к культурному наследию;
  • уважительное, толерантное отношение к мнению других людей в процессе коллективного взаимодействия.

Образовательные.

  • получение знаний об истории, традициях, и видах народного  художественного творчества;
  • овладение различными техниками изготовления изделий декоративного прикладного искусства.  

Развивающие.

  • развитие кругозора учащихся на основе полученных знаний, интереса к народному творчеству;
  • развитие творческих способностей учащихся, через различные виды  деятельности.  Личностные результаты:
  • формирование уважительного отношения к другому мнению, истории и культуре других народов через декоративно – прикладное  искусство;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Предметные результаты:

  • овладение практическими умениями и навыками в декоративно-прикладной деятельности;
  • сформированность основ художественной культуры на основе народной  культуры России, в том числе культуры своего края.

Метапредметные результаты:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • активное использование речевых средств информации и коммуникационных технологий для решения учебных и познавательных задач;
  • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; аргументировано излагать свою точку зрения.

  1. Тематическое планирование

1 год обучения

№ п/п

Наименование темы

Кол-во часов

практика

теория

1

Введение.Знакомство с искусством бисероплетения, понятием бисер, рубки, стеклярус. Ознакомление с правилами техники безопасности. Теория

2

1

1

2

Плетение на проволоке «Цветок»  «Бабочка» (петельное низание)

4

4

3

Плетение на проволоке «грибок» «пирамидка» (параллельное низание)

4

4

4

Плетение на проволоке игрушки рыбки "Радужная рыбка","Бычок".

4

4

5

Плетение на проволоке насекомых «Божья коровка". « Стрекоза» «Оса»

8

8

6

Плетение на проволоке «Корзина с цветами»

2

2

7

Плетение на проволоке «Букет цветов»

8

8

8

Плетение на проволоке « Обитатели морей» "Морской конек». Камбала".

8

8

9

Плетение на проволоке игрушки-сувенира «Снеговик»

2

2

10

Плетение на проволоке игрушки-сувенира «Снегурочка» «Ёлочки.»

4

4

11

Плетение на проволоке игрушки-сувенира «Дед Мороз» "Ангелочек".

4

4

12

Тематическая композиция «Край наш северный»

22

4

13

Плетение миниатюр к композиции (ель, человек)

8

14

Плетение на проволоке миниатюр к композиции (животные)

10

10

15

Бисерная азбука. Простые цепочки.(нить, игла)

14

1

1

16

Плетение «Цепочка с пупырышками»

4

17

Плетение цепочка «Цветы»

4

18

Плетение цепочка « Крестик»

4

19

Плетение на проволоке «подарок мамам»

4

4

20

Коллективная работа « Букет цветов»

8

2

21

Плетение цветов (ромашка, Василёк, мак)

2

22

Плетение на проволоке цветов

2

23

Плетение на проволоке цветов

2

24

Плетение на проволоке « В гостях у сказки»

20

1

1

25

Плетение на проволоке игрушки из сказки "Дюймовочка"

4

26

Плетение на проволоке игрушки из сказки «Волк и семеро козлят»

4

27

Плетение на проволоке игрушки из сказки

« Доктор Айболит»

4

28

Плетение на проволоке игрушки из сказки "Муха-Цокотуха"» « Кот е сапогах»

6

29

Плетение на проволоке. «Мы едим, едим, едим.»(машинка,)

6

6

30

Плетение на проволоке «На кухне» (посуда)

6

6

31

Плетение на леске изделий объёмной формы.

6

6

32

«Украшение и природа» Создание авторских работ

8

8

33

Итоговое занятие. Анализ работ. Награждение.

2

2

Итого:

144

139

5

Тематическое планирование

2 год обучения

№ п/п

Наименование темы

Кол-во часов

практика

теория

1

Вводное занятие. История бисера. Ознакомление с правилами по технике безопасности.

2

1

1

2

Плетение на проволоке изделий плоской формы. « Цветы, бабочки. Стрекоза. Оса»

4

3

1

3

Плетение на проволоке. Низание дугами. «Цветы»

2

2

4

Плетение на проволоке. Низание дугами. «Осенние листья»

4

4

5

Плетение на проволоке  « Цветы» «Цветочные фантазии»,

8

6

Плетение на проволоке «Цветочные фантазии»,

2

7

Плетение на проволоке

2

8

Плетение на проволоке

2

9

Оформление работы на тему « Цветы» «Цветочные фантазии»,

2

10

Тематическая композиция «Осень»

Плетение на проволоке

4

1

1

11

Плетение на проволоке  «Овощи и фрукты»

2

12

Плетение на проволоке «Птицы»

4

4

13

Плетение на проволоке «Ящерка» «Крокодил»

4

4

14

Плетение на проволоке « Рак, лягушка»

4

4

15

Плетение на проволоке «Обитатели морей»

4

2

17

Плетение на проволоке рыбка «Бычок»

2

 18

Плетение на проволоке веточка ели

 2

 2

19

Плетение на проволоке снежинки

 2

 2

 

20

Комбинированное плетение «Сувениры к Новому Году»

8

  8

 

21

 Плетение на проволоке «Заяц, лиса, медведь»

6

6

22

Плетение на леске. Объёмные фигурки.

 8

 1

1

23

 Плетение на леске. «Акула»

 

 2

24

 Плетение на леске

 

 4

25

 Составление простых схем.  Ткачество на станке.

 10

 2

 1

26

  Ткачество на станке.  

 

2

27

Ткачество на станке.

2

28

Ткачество на станке

2

29

Мини гобелен. (Имитация ткачества)

2

30

Плетение на станке. «Феничка с орнаментом»

4

4

31

Плетение на станке. «Закладка для книги»

4

4

32

Плетение  сувениров, (подвески,брелки)

6

2

1

33

Плетение сувениров.

3

34

Плетение объемных игрушек на проволоке « Зоопарк»

12

1

1

35

Плетение объемных игрушек на проволоке. « Необычная  игрушка»

2

36

Плетение объемных игрушек на проволоке

2

37

Плетение объемных игрушек на проволоке

2

38

Плетение объемных игрушек на проволоке "Собака»

2

39

Плетение объемных игрушек на проволоке

2

40

Плетение объемных игрушек на проволоке « Птицы»

12

41

Плетение объемных игрушек на проволоке "Попугай какаду".

4

42

Плетение объемных игрушек на проволоке "Колибри".

4

43

Плетение объемных игрушек на проволоке "Орел".

4

44

Плетение объемных игрушек на проволоке

2

45

Плетение объемных игрушек на леске «Животные»

12

4

46

Плетение объемных игрушек на леске

4

47

Плетение объемных игрушек на леске

4

48

Плетение объемных игрушек на леске « Насекомые»

6

2

49

Плетение объемных игрушек на леске

2

50

 Плетение объемных игрушек на леске

2

51

Коллективная работа «Весенняя капель»

6

1

1

52

Создание сувениров. Комплект украшений.

2

53

Создание сувениров

2

54

Коллективная работа « Здравствуй лето!»

6

3

1

55

Плетение  на проволоке

2

56

Итоговое занятие. Подведение итогов. Награждение.

2

57

Итого:

144

133

11

3.Содержание программы

I год обучения

1.Вводное занятие.   Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. История развития бисероплетения. Использование бисера в народном костюме Тверской губернии и Коми. Современные направления бисероплетения. Знакомство с искусством бисероплетения, понятием бисер, рубки, стеклярус. Ознакомление с правилами техники безопасности.  Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места.  

Теоретические сведения.

1.1 Рассказать о родословной бусинки, о видах бисера, его качестве, цвете, а также о восстановлении и окрашивании бисера. Беседа «Зачем людям украшения?». История бисероплетения Бисер в народном костюме. История русского народного костюма.

1. 2. Основы цветоведения. Понятия: «цветоведения».  Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Насыщенность цвета и его светлость. Цветовой контраст. Зрительный ряд: таблицы и наглядные пособия по цветоведению.

 Практическая работа.

2.Плетение на проволоке.

 Теоретические сведения. Основные приёмы низания. Низание на проволоку чаще всего используют для изготовления различных сувениров в виде растений, животных, насекомых и человечков. Проволока очень податливый материал, и изделиям из нее можно придать любую форму и изогнуть отдельные детали. Важно, чтобы фигурки хорошо сохраняли форму, не мялись. Существует несколько методов низания на проволоку, обеспечивающих достаточную жесткость изделий. Проволока для плетения из бисера в применении легка и удобна. Для работы рекомендуется специальная медная проволока различных цветов диаметром 0,28 – 0,34 мм.

2. 1. Низание петельками.

Теоретические сведения.

Низание петелькой используется для изготовления цветов, веточек и деревьев. Изделия из петелек просты в исполнении.

Практическая работа. «Цветок»  «Бабочка» (петельное низание)

2. 2. Параллельное низание.

Теоретические сведения.

        Методом параллельного низания, используя тонкую проволоку, делают цветы и листья самых разнообразных форм. Очертания, размеры лепестков и листьев определяются количеством рядов в схемах и их длиной. Несмотря на кажущуюся простоту, метод параллельного низания позволяет создавать плоские детали или фрагменты, а затем из них собирают объемные изделия, такие как цветы, ягоды, животные, насекомые и забавные игрушки. Цветы и листочки можно поместить в рамку, повесить на стену, а можно собрать букетик и поставить в вазочку.

Практическая работа.

 «грибок» «пирамидка» "Радужная рыбка","Бычок". «Божья коровка". « Стрекоза» «Оса»

 «Корзина с цветами» Букет цветов»"Морской конек». Камбала".«Снеговик»«Снегурочка» «Ёлочки.»«Дед Мороз» "Ангелочек".

2. 3. Низание дугами.

Теоретические сведения.

Этот метод лучше всего подходит для изготовления как цветков всевозможных форм и расцветок, так и для целых декоративных цветочных композиций, не затрачивая при этом особых усилий. Особенно этот метод низание дугами позволяет очень быстро изготовлять одноцветные листочки и лепестки.

Практическая работа. « Букет цветов»"

3.. Цветы из бисера

Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем.  

Практическая работа. Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий: брошей, букета цветов. Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление цветами из бисера подарков и других предметов.  

4. Плоские фигурки животных и птиц

Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок животных на плоской основе: параллельное, петельное плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Анализ моделей. Зарисовка схем.  

Практическая работа. Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Сборка. Подготовка основы для композиций. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление.  

5. Игрушки по мотивам сказок, сувениры  и украшения

Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок сказочных героев: параллельное, петельное, игольчатое плетение. Анализ моделей. Зарисовка схем.  

Практическая работа. Выполнение отдельных элементов фигурок сказочных героев. Сборка изделий. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление панно.  

6. Итоговое занятие 

Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.  

Результаты.

По окончании 1 года обучения

 учащиеся знают:

  • название и назначение материалов (бисер, стеклярус, нитки, проволока);
  • название и назначение ручных инструментов и приспособлений (иглы, ножницы);
  • правила безопасности труда при работе указанными инструментами.

учащиеся умеют:

  • организовать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы;
  • соблюдать правила безопасной работы инструментами;
  • под руководством учителя проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по образцу изделия, схеме, рисунку;
  • подбирать материал для работы.

На первом году обучения обучаемые получают элементарные навыки работы с бисером, овладевают способами плетения (петельный, параллельный, игольчатый). Дети учатся низать бисер на проволоку, читать схемы, плести по схемам. Познакомив учащихся с увлекательным искусством бисероплетения, дав начальные знания предмета, педагог прививает интерес к дальнейшей работе с бисером, пробуждает желание совершенствоваться.

II год обучения.

1.Вводное занятие.

 Теоретические сведения.Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ.  

2. Плетение на проволоке.

2. 1. Параллельное низание.

        Теоретические сведения. Методом параллельного низания, используя тонкую проволоку, делают цветы и листья самых разнообразных форм. Очертания, размеры лепестков и листьев определяются количеством рядов в схемах и их длиной. Несмотря на кажущуюся простоту, метод параллельного низания позволяет создавать плоские детали или фрагменты, а затем из них собирают объемные изделия, такие как цветы, ягоды, животные, насекомые и забавные игрушки. Цветы и листочки можно поместить в рамку, повесить на стену, а можно собрать букетик и поставить в вазочку.

Практическая работа.

2. 2. Низание дугами.

Теоретические сведения.

Этот метод лучше всего подходит для изготовления как цветков всевозможных форм и расцветок, так и для целых декоративных цветочных композиций, не затрачивая при этом особых усилий. Особенно этот метод низание дугами позволяет очень быстро изготовлять одноцветные листочки и лепестки.

Практическая работа.

 2.3. Плоские игрушки из бисера  

Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления плоских игрушек из бисера: параллельное плетение. Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.   Зарисовка схем.  

Практическая работа. Выполнение игрушек. Составление композиции. Оформление. Применение.  

2.4. Цветы из бисера  

Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов из бисера: петельное, игольчатое и параллельное плетение. Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.   Зарисовка схем.

Практическая работа. Изготовление цветов. Составление композиции. Оформление. Применение.

3. Плетение на леске.

 Теоретические сведения.

Практическая работа.

3.1 Объемные игрушки из бисера

Теоретические сведения. Различные техники плетения на леске. Изделия на основе плоского плетения, параллельного плетения, кирпичного стежка. Анализ модели. Выбор материалов. Цветовое решение. Последовательность выполнения, зарисовка схем.  

Практическая работа. Выполнение деталей игрушек на основе изученных приёмов. Сборка и оформление игрушек.

3.2. Украшения

Теоретические сведения. Различные техники объёмного плетения на леске. Объёмные изделия на основе плоского плетения, параллельного плетения, кирпичного стежка. Анализ модели. Выбор материалов. Цветовое решение. Последовательность выполнения, зарисовка схем.  

Практическая работа. Изготовление украшений (браслет, кольцо, серьги) на основе изученных приёмов. Сборка и оформление изделия.

3.3 Ткачество на станке

Теоретические сведения.

Эта техника требует усидчивости, внимательности, умения составлять схему в цвете, рассчитывать точный размер изделия, хотя сам процесс плетения на станке не такой уж сложный.

 Как и в технике ручного ткачества с помощью станка можно изготовить много разных изделий: гайтаны, кулоны, колье, галстуки, пояса, браслеты, различные футляры, очечники, обложки для книг, рамки для фотографий и многие другие украшения одежды и быта, но самое главное, что эта техника позволяет изготавливать миниатюры и небольшие гобелены. Практическая работа.

4. Итоговое занятие 

Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.  

Результаты.

По окончании 2 года обучения

учащиеся знают:

  • название материалов, ручных инструментов, предусмотренных программой;
  • правила безопасности труда при работе ручным инструментом;
  • правила планирования и организации труда.

учащиеся умеют:

  • самостоятельно выполнять всю работу по составленному вместе с учителем плану с опорой на рисунок, схему, чертеж;
  • работать парами, осуществлять попеременно функции контролера и бригадира,
  • читать простейший чертеж.

На втором году обучения учащиеся закрепляют умения и навыки работы, с проволокой полученные на первом году обучения; продолжают овладевать более сложными приемами бисероплетения. Знакомятся со способами совмещения цветовой гаммы в изделиях. Именно на этом этапе проявляется творческая активность обучаемых на занятиях, способность мыслить, сочинять, создавать необычные затейливые вещи на основе полученных ранее знаний.

Условия реализации программы.

Учебный кабинет площадью и освещенностью в соответствии с нормами СанПиН (площадь кабинета не менее 2 кв.м. на чел., наименьшая освещенность должна быть не менее 20 Вт на кВ.м Помещение должно иметь естественное освещение, направленность светового потока от окна на рабочую поверхность должна быть левосторонней (детей леворуких усаживать особым образом). В учебном помещении должна применятся система общего освещения. Которое должно быть равномерным. Светильники должны располагаться в виде сплошных или прерывистых линий параллельно линии зрения работающих.).

Оснащение кабинета необходимым методическим материалом:

  • Тематические подборки схем низания демонстрационных и раздаточных;
  • Технологические карты демонстрационные, раздаточные;
  • Коллекция образцов;
  • Библиотека литературы по бисероплетению;

Технологическое оснащение кабинета:

  • Мебель по количеству и росту детей;
  • Учебная доска, мел;
  • Ножницы 5 шт., подставки для бисера 25 шт.
  • Шаблоны для составления схем низания.
  • Смешанный бисер
  • Проволка,леска.
  • Образцы работ
  • Станки
  • Коврики-15 шт.

Список литературы

  1. Аполозова Л.Г. Бисероплетение. – М.: Культура и традиции, 2000.
  2. Базулина Л.В., Новикова И.В. Бисер. – Ярославль: Академия развития, 2000.
  3. Белова В. “Игрушки и колье в технике “кирпичный стежок” журнал “Чудесные мгновения”, “Бисер”, №1, 2007.
  4. Ляукина М.В. Подарки из бисера: украшения, сувениры, фенечки. – М.: Издательский дом МСП, 2003.
  5. Чиотти Д. Бисер. – М.:Ниола-Пресс, 2008.
  6. Артамонова Е. Украшения из бисера. – М.:Изд-во Эксмо,2006.
  7. Найденова А. Бисер. – Ростов н / Д : Издательский Дом «Владис», 2007.
  8. Насырева Т.Г. Игрушки и украшения из бисера. - М.: «Издательство Астрель», 2002.
  9. Ляукина.М. В. « Подарки из бисера» украшения, сувениры, офисные фенечки. - М. Издательский дом. МСП. 2003г.

10. Лындина. Ю. с. Фигурки из бисера. - Культура и традиции. 2001г. 2003г.

Информационные источники  «Бисероплетение»:

1. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации. Сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176с. – (Методика).

2. Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).

3. Каргина, З. А. Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей / З. А. Каргина // Внешкольник. – 2006. - № 5. – С. 11-15.

4. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).]

5. Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 1975.  - 112с., ил.

6. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).

7. Сафонова Е. Ю.  Вместе с детьми -  по ступенькам творческого роста [Текст] / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С. 36-49.

8. Сборник авторских программ дополнительного образования детей / Сост. А. Г. Лазарева. – М.: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2002. – 312с.

9. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: Учеб. пособие для студ. пед. вузов /Б. В. Куприянов, Е. А. салина, Н. Г. Крылова, О. В. Миновская; Под ред. А. В. Мудрика. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 240с.

Электронные образовательные ресурсы   “Бисероплетение”

1.    Техника параллельного плетения бисером на проволоке

http://www.rukodelie.by/content/?id=2558

2.    Петельная техника плетения бисером

http://ourworldgame.ru/petelnaya-texnika-pleteniya-biserom/

3.    Игольчатая техника плетения бисером

http://rainbowbiser.ru/igolchataya-tehnika-pleteniya-iz-bisera

4.    Инструменты и материалы для бисероплетения.

http://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279

5.    Бисерная цепочка «пупырышки»

http://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279

6.    Цепочка «зигзаг»

http://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279

7.    Цепочка «змейка».

http://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279

8.    Цепочка с цветами из шести лепестков

http://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279

9.    Низание бисера «в крестик»

http://www.vilushka.ru/biser/krestik.html

10.   История бисера

http://rainbowbiser.ru/igolchataya-tehnika-pleteniya-iz-biserahttp://www.kalitva.ru/2007/06/08/istorija_bisera..html

11.    Развитие бисерного производства и рукоделия в России.

http://www.kalitva.ru/2007/06/08/razvitie_bisernogo_proizvodstva_i_rukodelija_v_rossii..html12.    Использование бисера в народном костюме

http://www.kalitva.ru/2007/06/08/ispolzovanie_bisera_v_narodnom_kostjume_v_rossii..html

13.    Материалы и инструменты для работы с бисером

http://www.kalitva.ru/2007/06/08/materialy_i_instrumenty_dlja_raboty_s_biserom..html

14.    Подготовка рабочего места для работы с бисером

http://www.kalitva.ru/2007/06/08/podgotovka_rabochego_mesta_dlja_raboty_s_biserom..html

15.    Полезные советы при работе с бисером

http://www.kalitva.ru/2007/06/08/poleznye_sovety_pri_rabote

Приложение№1

 Рекомендации.

Овладение искусством бисероплетения начинается с изготовления изделий по образцу путем прямого повторения за учителем. Схемы дети зарисовывают себе в тетрадь и дома самостоятельно закрепляют материал, плетением зарисованной темы.

Не перегружать детей и создавать условия для самовыражения и развития конструктивной деятельности.

Эффективность обучения повышается при введении элементов проблемности.

Постановка и решение проблемных задач развивает творческие способности, делает труд более осмысленным. Очень важно озадачить ученика поиском самостоятельного решения, а не сразу давать готовый ответ.

Для этого учащимся предлагаются сетки-схемы, с помощью которых они сами создают варианты изделий. Когда навыки будут сформированы, можно предложить детям создавать различные композиции из отдельных элементов. Таким образом, комплексное использование методов обучения повышает надежность условия информации, делает учебный процесс более эффективным.

Процесс обучения построен на принципах: от простого к сложному, учёт возрастных особенностей детей, доступности материала, развивающего обучения. На первых занятиях используется метод репродуктивного обучения – это все виды объяснительно-иллюстративных методов (рассказ, художественное слово, объяснение, демонстрация наглядных пособий). На этом этапе дети выполняют поделки точно по образцу и объяснению. Затем, в течение дальнейшего курса обучения, постепенно усложняя технику бисероплетения, подключается методы продуктивного обучения, такие как, метод проблемного изложения, частично-поисковый метод. Широко применяются игровые приёмы – “обыгрываются” свои поделки, сочиняются сказки по поводу игрушек и т.п. Очень увлекают детей творческие задания, типа: “Цветочные фантазии”, “Придумай необычную игрушку”, “Нарисуй праздничный комплект украшений для принцессы” и т.д.

Все учебные задания кроме формирования навыков и знаний по бисероплетению направлены на общее развитие ребёнка. Расширяется кругозор ребенка о народных традициях и праздниках во время изготовления подарков, даётся возможность проявить творческие способности ученика, воспитывается “деятельная любовь ” к близким, а также чужим людям, которым требуется помощь, например, больным или людям с ограниченными возможностями. Всё обучение у детей формируется осознание необходимости думать и понимать, а не просто повторять определённые движения. И, конечно, весь учебный материал связан с воспитанием у детей художественного вкуса и чувств радости и удовольствия от красивого. Выполняя практические задания, дети развивают у себя произвольные движения, которые необходимы для успешного обучения в школе. Обучение детей практическим приёмам неразрывно связано с ознакомлением с теоретическими сведениями.

Организация воспитательного процесса.

Организация групповых занятий формирует у учащихся дружеские, доброжелательные отношения, учат сплочению детей, стимулируют взаимопомощь друг другу. Воспитательным моментом является ориентация детей на изготовление сувениров и подарков родным и близким. В воспитательной работе используются массовые формы работы. Участие в фестивалях, экскурсии в музеи и на выставки декоративно-прикладного искусства позволяют воспитывать в детях коммуникабельность, умение вести себя в общественных местах, презентовать себя.  В течение учебного года при необходимости проводятся коллективные и индивидуальные беседы, а также обращение к личному опыту. Важным является: постоянное усложнение педагогических задач; повышение требовательности к возможностям детей; педагогическая оценка прогресса деятельности ребёнка, а также ориентация ребёнка на социально значимый результат. В результате постепенно вырабатываются трудолюбие, терпение, аккуратность, адекватная самооценка деятельности.

 Для развития и воспитания эмоциональной сферы воспитывается желание детей изготовлять своими руками подарки близким и друзьям, доставлять им радость и удовольствие.

Подведение итогов.

Подведение итогов очень важный этап работы, поскольку он обеспечивает формирование у детей представление о результативности своей деятельности, развивает их самопознание. Важно, чтобы анализ деятельности детей, оставил у них только позитивные чувства и стремление к дальнейшей работе. Подведение итогов проводится в течение учебного года, по окончании больших тем, а также после участия в выставках и конкурсах. В конце каждого этапа проводится итоговое занятие, с обязательным применением игровых приёмов. Подведение итогов носит торжественный, доброжелательный характер.

Этапы педагогического контроля.

Оценка эффективности программы производится на основе анализа самостоятельной работы детей по следующим критериям:

- Правильность и оригинальность выбора материала для конкретно технической конструкции.

- Соответствие способа соединения выбранному материалу.

- Способность самостоятельно изменять конструкцию в зависимости от

имеющихся технических возможностей и материала.

- Соответствие конечного результата творчества поставленной задаче и выбранному художественному замыслу.  

Педагогический контроль 1 год обучения.

Сроки

проведения

Формы

проведения

Методы и

приёмы

Предполагаемый

результат

Ноябрь

Мини-конкурс

Практический метод, индивидуальная   работа.

Изготовление

простейших

миниатюр.

Декабрь

Соревнование с изготовлением миниатюр

Беседа, коллективная

работа, работа с книгой.

Изготовление

объёмных

миниатюр.

Январь-

февраль.

Конкурс.

Творческая

работа.

Умение выбора

материала.

Март - апрель.

Викторина с

Изготовлением миниатюр.

Практический метод, работа по группам.

Умение работать по

схемам.

Способность

самостоятельно

изменять

конструкцию.

Май

Выставка

Творческая

работа.

Соответствие

конечного

результата

творчества

поставленной задаче

и выбранному

художественному

замыслу.

Педагогический контроль 2 год обучения.

Сроки

проведения

Форма

проведения

Методы и

приёмы

Предполагаемый

результат

Ноябрь

Мини - конкурс.

Наглядный

метод.

Индивидуальная

работа с

раздаточным

материалом.

Умение применять

комбинированную

технику, а также

выбор материала.

Декабрь

Беседа.

Работа с книгой.

Практическое

упражнение.

Изготовление

карточек-заданий.

Январь-

Февраль

Соревнование.

Творческая

работа.

Изготовление

игрушки. Тематической

 композиции.

Март-Апрель

Викторина с

изготовлением

изделий.

Практический

метод.

Закладка для книги.

Май

Индивидуальный

просмотр работ.

Творческая

работа.

Умение составлять,

а так же оформлять

работу.

Воспитательная работа.

- --

Сроки

Содержание

Сентябрь -

« Умеешь ли ты дружить?»

мини-тест.

октябрь

Посвящение в кружковцы.

Ноябрь-

Калейдоскоп талантов.

декабрь

Конкурс «Украшение и фантазия».

Январь-

Посещение городских выставок.

февраль

Март-апрель

« Мир наших увлечений».

Радуга талантов.

Работа с родителями.

  1. Выход на родительские собрания в классы.

2. Приглашение родителей на выставку, а также тематические вечера.

 3.Индивидуальные беседы с родителями.

Приложение№2

Упражнения, снимающие утомление глаз.

Работать с бисером рекомендуется не более 4-5 часов в день, несколько раз прерывая работу для выполнения упражнений, снимающих утомление глаз.

Первый комплекс:

1. Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторить упражнение 5-6 раз с интервалом в 30 сек.

2. Посмотреть вверх, вниз, влево, вправо, не поворачивая головы.

3. Медленно вращать глазами: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.

Второе и третье упражнения рекомендуется делать не только с открытыми, но и с закрытыми глазами. Выполнять их надо сидя, с интервалом 1-2 минуты.

Второй комплекс:

Стоя, смотрите прямо, перед собой 2-3 сек. Затем поставьте палец на расстояние 25-30 см. от глаз, переведите взгляд на кончик пальца и смотрите на него 3-5 секунд. Опустите руку. Повторите 10-12 раз. Упражнение снимает утомление глаз, облегчает зрительную работу на близком расстоянии. Тем, кто пользуется очками надо выполнять, не снимая их. Сидя, тремя пальцами каждой руки легко нажмите на верхнее веко, спустя 1-2 секунды уберите пальцы.

Повторите 3-4 раза.

Очень полезно на несколько секунд взглядом окинуть горизонт, посмотреть вдаль.

Полезные советы:

1.        Можно надеть бусинки на нитку без иглы или использовать нить, кончик которой необходимо предварительно обработать клеем или лаком для ногтей.

2.        Кончик нити следует опустить в лак на 5 - 6 см., вынуть и подкрутить по направлению закрутки нити, снимаю излишний лак. Так повторить 2 - 3 раза.

3.        В процессе работы кончик нити размочаливается, поэтому операцию приходится периодически повторять, предварительно обрезав испорченный конец.

4.        Хранить бисер лучше в пузырьках и баночках с плотной крышкой.

5.        Не следует смешивать бисер разного цвета и вида.

6.        В процессе работы удобно насыпать немного бисера на ворсистую ткань, однотонную фланель, драп, сукно. С такой ткани легко поддевать бусинку иглой, бисеринки не будут раскатываться и подпрыгнуть.

7.        Нельзя использовать бракованные бисерины, лучше их сразу выбрасывать. В некоторых случаях бисер нужно тщательно калибровать.

8.        При работе бисер следует набирать иглой. В руки его берут в исключительных случаях. В рот бисер брать нельзя.

9.        У стекляруса очень острые края, которыми он может легко перерезать нить. Поэтому с двух сторон от трубочки стекляруса набирают по бисерине.

10.        Нить (Нити) во время работы необходимо все время подтягивать так, чтобы бисерины плотно прилегали друг к другу.

11.        Проходя иглой с нитью через бисеринку с уже ранее пропущенной через нее нитью, нужно стараться не проколоть эту нить.

12.        Чтобы нить была более прочной, перед началом работы ее следует обработать свечкой. Для этого нить протягивают через размягченный кусочек свечки. Ее излишки снимают, пропустив нить через ушко большой иглы.

13.        При работе с леской необходимо пользоваться иглой. Только в исключительных случаях иглу снимают и проходят в отверстие концом лески.

14.        Чтобы бисерины не соскальзывали с нити, перед началом работы их нужны закрепить. Для этого достаточно набрать 6 - 7 бисерин, потом через все, кроме последней из набранных, пройти иглой с нитью в обратном направлении. При этом необходимо оставить конец нити длинной 12 - 15 см. После окончания работы временной закрепление можно снять и нить закрепить окончательно.

15.        Для того чтобы закрепить нить в конце работы, нужно пройти назад в соответствии со схемой сначала 6 - 7 бисерин, завязать узелок, затем еще 6 - 7 бисерин, завязать узелок и еще несколько бисерин. Отрезать нить, оставить конец длинной 3 - 4 мм быстро его оплавить. Леску закрепляют так же, как нить, но ее конец оплавляют.

16.        Изделия, сплетенные на леске, после окончания работы кладут под груз. В качестве груза можно использовать книги.


Приложени№3

Основные модули занятия и их содержание

№ п/п

Название модуля

Содержание модуля

Аудиовизуальный

Просмотр и прослушивание учебного материала, развитие внимания, зрительной памяти

Информационный

Объяснение нового материала, характеристика узоров, понятий, запись схем и др.

Аналитический

Анализ усвоенного материала, характеристика качества приобретенных знаний, умений и навыков в соответствии с критериями образовательной программы

Практический

Изучение и исполнение приемов бисероплетения, формированием умений и навыков выполнения и оформления изделий.

Рефлексия

Оценка деятельности учащихся на занятии, определение степени эффективности их работы

Приложение№4

Диагностическая карта

определения уровня знаний, умений и навыков учащихся

№ п/п

Фамилия, имя

Владение

техникой бисероплетения

Работа со схемами

Качество выполнения изделия

 - высокий уровень

                       чел.

                       %

- средний уровень

                       чел.

                       %

- низкий уровень

                       чел.

                       %

Диаграмма уровня ЗУН учащихся

                  100

                      90

                     80

                     70

                     60

                     50

                     40

 

                     30

                     20

                     10

                       0                      

                           высокий            средний           низкий

                         Уровни

Вывод:______________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Критерии оценки уровня знаний, умений и навыков

учащихся в соответствии с содержанием ожидаемых результатов программы по годам обучения

Владение техникой бисероплетения

  • Высокий уровень (ЗУН) – учащийся владеет изучаемыми приемами бисероплетения. Безошибочно и аккуратно выполняет задание.
  • Средний уровень (ЗУН) – учащийся владеет изучаемыми приемами бисероплетения. Выполняет все элементы плетения с помощью педагога.
  • Низкий – уровень (ЗУН) – учащийся частично владеет изучаемыми приемами бисероплетения. Затрудняется в выполнении элементов плетения.

Работа со схемами

  • Высокий уровень (ЗУН) – учащийся грамотно читает схемы, безошибочно выполняет образец.
  • Средний уровень (ЗУН) – учащийся грамотно читает схемы, но при выполнении образца допускает незначительные ошибки.
  • Низкий уровень (ЗУН) – учащийся с трудом читает схемы и некачественно выполняет изделия.

Качество выполнения изделия

  • Высокий уровень (ЗУН) – учащийся выполняет изделия с большой аккуратностью, четко соблюдая схему.
  • Средний уровень (ЗУН) – учащийся аккуратно изготавливает изделия, соблюдает схему, но допускает неточности.
  • Низкий уровень (ЗУН) – учащийся допускает ошибки в изготовлении изделия, которые влияют на его качество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический конструктор проектирования дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья

Данные методические рекомендации разработаны в помощь педагогическим работникам, реализующим дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы адаптированные для детей имеющих статус «...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Вокал»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программаХудожественно-эстетической  направленности «Вокал»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Бисероплетение»

Управление образования Администрации городского округа ЭлектростальМосковской области.Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей«Станция юных техников»...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Бисероплетение» Творческого объединения «Чудесница»

Декоративно прикладное творчество – волшебная страна. Помогая войти в неё ребёнку, мы делаем жизнь школьника интересней и насыщенней. Сочетание теоретических знаний, детальное изучение истории и...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа студии экологического воспитания и развития «Зеленая тропинка» естественнонаучной направленности для обучающихся 6-7 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа студии экологического воспитания и развития «Зеленая тропинка» естественнонаучной направленности для обучающихся 6-7 лет...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Начальное обучение детей плаванию»

Основными показателями успешной реализации программы является:устойчивое позитивно-эмоциональное отношение ребенка к воде;адекватная (критичная) самооценка плавательных возможностей;общее позитивное с...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Английский для детей»

Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Английский для детей» дает возможность развивать культуру межличностного общения на осн...