ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Бисероплетение» Творческого объединения «Чудесница»
рабочая программа
Декоративно прикладное творчество – волшебная страна. Помогая войти в неё ребёнку, мы делаем жизнь школьника интересней и насыщенней. Сочетание теоретических знаний, детальное изучение истории и традиций народных промыслов, овладение техническими приёмами позволит постигнуть тайну художественного мастерства бисероплетения.
Бисероплетение – живое придание старины. Ведь бисер, как материал, более устойчив к влиянию времени, нежели шерсть или шёлк, и поэтому, если изделие не имеет никаких механических повреждений, оно доходит до нас в той красочной гамме, которая создана в далёком прошлом.
Бисер – один из самых удивительных материалов для рукоделия: загадочный блеск и неограниченные возможности для творческого поиска. Низание бисером – очень тонкая, кропотливая работа, требующая особого терпения, любви к этому делу. Осваивая технику низания бисером, дети познают ещё одну грань красоты мира искусства, развивающую эстетический вкус и художественное восприятие мира.
Мода на изделия из бисера стремительно растёт. В связи с этим актуальным становится организация занятий по бисероплетению в рамках внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию Администрации Советского района
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеский центр» Советского района Алтайского края
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО ПРИКАЗОМ
На методическом МБУДО «ДЮЦ»
Совете, протокол от Советского района
Алтайского края
№____ от «___» _____2018г.
Директор ________________
Н.Ф. Голованова
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«Бисероплетение»
Творческого объединения «Чудесница»
(срок реализации – 1 год, возраст – 9 – 17 лет)
Автор – составитель:
Позднякова Наталья Николаевна,
педагог дополнительного
образования
с. Советское
2018 - 2019
Пояснительная записка
Декоративно прикладное творчество – волшебная страна. Помогая войти в неё ребёнку, мы делаем жизнь школьника интересней и насыщенней. Сочетание теоретических знаний, детальное изучение истории и традиций народных промыслов, овладение техническими приёмами позволит постигнуть тайну художественного мастерства бисероплетения.
Бисероплетение – живое придание старины. Ведь бисер, как материал, более устойчив к влиянию времени, нежели шерсть или шёлк, и поэтому, если изделие не имеет никаких механических повреждений, оно доходит до нас в той красочной гамме, которая создана в далёком прошлом.
Бисер – один из самых удивительных материалов для рукоделия: загадочный блеск и неограниченные возможности для творческого поиска. Низание бисером – очень тонкая, кропотливая работа, требующая особого терпения, любви к этому делу. Осваивая технику низания бисером, дети познают ещё одну грань красоты мира искусства, развивающую эстетический вкус и художественное восприятие мира.
Мода на изделия из бисера стремительно растёт. В связи с этим актуальным становится организация занятий по бисероплетению в рамках внеурочной деятельности.
Направленность дополнительной образовательной программы:
Программа относится к художественно-эстетической направленности и ориентирована на приобщение детей к бисероплетению – старинному виду рукоделия, имевшему прежде широкое распространение в России.
Содержание занятий поможет существенно приблизить детей к традиционной культуре своего народа, дать им представление о красоте и роли декоративно-прикладного творчества, о силе и значимости народной культуры в целом, даёт возможность проявить себя как личность и раскрыть свой внутренний мир. В зависимости от совершенствования умений и навыков, учащихся можно переводить к освоению более сложных технических приёмов бисероплетения, вышивки бисером.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность:
Особенность данной программы – подбор методики обучения с учётом возраста ребенка. Для результативности обучения задания подобраны так, чтобы процесс обучения осуществлялся непрерывно от простого к более сложному.
Новизна данной программы заключается в том, что в процессе реализации используются новые педагогические технологии индивидуализации обучения, которые способствуют созданию ситуации успеха, формируют у воспитанников положительную « я – концепцию».
Программа актуальна, поскольку дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно – прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.
Атмосфера неформального общения, царящая на занятиях, поощрение личной творческой активности влияет на формирование проявлений у детей творческой инициативы, нестандартности, гибкости мышления, способствует развитию личностных качеств ребёнка, его мотивации к познанию, творчеству посредством занятия бисероплетением.
Программа способствует развитию интереса к культуре своей Родины, истокам народного творчества, эстетического отношения к действительности, воспитанию мировоззрения, правильного представления о взаимосвязи "Природа - Человек - Предметная среда".
Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей. Работа с детьми строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка.
Программа построена так, чтобы дать школьнику представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. У школьников развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно – прикладном искусстве. Дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивают художественный вкус, формируют культуру творческой личности (развитие природных задатков, творческого потенциала). У школьников ещё недостаточно развита мускулатура рук, мелкая моторика рук, нет необходимой координации движений, слабо развит глазомер. Данные обстоятельства требуют от педагога индивидуального подхода к ребёнку. Программа построена таким образом, чтобы ребенок занял позицию «я хочу это сделать сам». Для заинтересованности школьников в работе используют разработку эскиза и схемы изделия самим ребенком.
Многообразие форм, расцветок и материалов, из которых изготовлен бисер, представляет массу идей для творчества. Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. Умение сделать изделие своими руками, позволяет ребенку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем его мире взрослых. А ведь вера в себя, уверенность в своих силах - необходимое условие для того, чтобы ребенок был по-настоящему счастлив.
Основная задача занятий заключается в формировании у детей практических трудовых навыков, творческой активности, в воспитании художественного вкуса. Занятия не только сочетают различные виды практической работы по изготовлению игрушек-сувениров, но и открывают детям прекрасный мир народного искусства, который несет в себе многовековые представления о красоте и гармонии.
Цель:
Создание условий для творческого и нравственного развития детей, ориентирование детей в предметно – практической деятельности, через освоение ими техник художественных ремёсел и включение их в сферу декоративно-прикладного искусства, создание оптимальных условий для развития личности ребенка на основе национальных ценностей и традиций.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить с одним из видов древнего рукоделия - плетение из бисера и вышивка бисером.
- Обучать различным видам и техникам плетения бисером.
- Формировать знания по основам композиции, цветоведения и освоения техники бисероплетения.
- Обучать навыкам и умению работать с различными материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми при работе с бисером, соблюдая правила техники безопасности.
- Учить работать на высоком художественном уровне, ориентироваться в задании на восприятие образа и творческого воображения.
- Обучать планировать свою деятельность, оформлять готовые изделия работать самостоятельно.
- Обучать умению самостоятельно составлять эскизы и схемы будущей работы.
- Углубить и расширить знания об истории бисероплетения.
Развивающие:
- Раскрытие творческого потенциала, творческой активности детей.
- Развитие образного и логического мышления, моторных навыков, внимания, фантазии.
- Формирование художественно-эстетического вкуса.
- Обучение детей работать самостоятельно и в коллективе.
- Развивать положительное эмоциональное отношение к работе и её результатам.
Воспитательные:
- Привитие интереса к работе с бисером и желание совершенствоваться в данном направлении декоративно – прикладного творчества.
- Привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества.
- Формирование художественной культуры школьников как части культуры духовной.
- Приобщение детей к общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого.
- Воспитание у детей эстетического вкуса, трудолюбия, аккуратности, усидчивости и терпения при работе с мелкими деталями, самостоятельности, организованности, умения довести начатое дело до конца, чувства гордости за выполненный труд, экономичного отношения к используемым материалам.
- Привитие основ культуры труда.
- Воспитание умения общаться со сверстниками, чувства коллективизма и взаимовыручки.
Для успешной реализации педагогических задач используются следующие принципы:
- систематичности;
- развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- доступность материала;
- наглядности;
- закрепления приобретенных умений;
- обеспечения эмоционального благополучия ребенка;
- интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
- творчества, свободы выбора (развитие фантазии, образного мышления, уверенности в своих силах);
- дифференциации и индивидуализации (учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка);
- культуросообразности (знакомство с историей бисера, с рукоделием разных народов);
- единство обучения и воспитания;
- сотрудничество и сотворчество педагога и воспитанников;
- успешность.
Отличительные особенности образовательной программы:
Формирование разносторонне развитой личности на основе изучения культуры русского народа, знакомства с художественными традициями.
Подача материала осуществляется в процессе практических занятий, во время экскурсий в краеведческие музеи, во время познавательно-досуговой деятельности, дети знакомятся с материалом в игровой форме.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы:
Программа рассчитана на детей в возрасте от 9 до 17 лет.
Сроки реализации программы:
Обучение рассчитано на 1 год. Обучение начинается с изготовления простейших изделий. Техника бисероплетения постепенно усложняется, расширяются теоретические знания детей в области рукоделия, формируются умения плести изделия различными способами и методами.
При возникновении стойкого интереса к бисероплетению возможно продление образовательной программы по индивидуальному маршруту.
Формы и режим занятий:
Занятия проводятся в классе, 3 раза в неделю по 2 часа.
В среду с 18.00 – 20.00 ч, в четверг с 18.00 – 20.00 ч, в пятницу 16.00 – 18.00 ч. Программа рассчитана на 186 ч.
Объединение посещают 12 детей. Состав детей комплектую на основе диагностики восприятия, памяти, внимания, творческого мышления, мелкой моторики
Необходимость в проведении индивидуальной работы с каждым обучающимся по выполнению различных методов выполнения плетения. Пополнение багажа теоретических знаний в рукоделии. Обучение и совершенствование навыков плетения.
Занятия проводятся в форме игры, вначале занятия – теоретическая часть, затем – практическая работа. В конце занятия подводится итог, оформляется выставка готовых работ, дети заполняют «тетрадь по плетению», в которой записывают новые термины, зарисовывают схемы выполнения различных способов плетения.
В зависимости от способностей и достижений детей планируется индивидуальная работа.
Ожидаемые результаты и способы проверки:
В конце каждого года обучения проводятся занятия на выявление теоретических знаний по плетению, а также занятия, предполагающие самостоятельное выполнение работы по предложенной схеме.
Выпускники принимает участие в выставках, конкурсах. В конце обучения выполняет творческую итоговую работу.
Способы проверки знаний:
-самоанализ достижений: чему новому научились, способы плетения, какие работы были на выставке, конкурсе;
-игры-викторины на выявление теоретических знаний по программе;
-ведение журнала успехов каждого учащегося – ведёт педагог;
-контрольные занятия.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
Выставки работ в школе и на районных и краевых мероприятиях. Участие в конкурсах «ДЮЦ» («Рождественская звезда», «Ростки талантов», «Сибириада»).
Учебно–тематический план
«Таблица 1»
№ | Тема занятий | всего часов | теория | практика |
1 | Введение в промысел 1.1.Вводное занятие: диагностика базовых знаний, умений и навыков детей. Беседа об истории возникновения и использования бисера и стекляруса. 1.2.Бисер в народном творчестве. Цветоведение. | 2 | 2 | 0 |
2 | Низание в одну и в две нити 2.1.Ознакомление с технологической картой-схемой. 2.2.Ознакомление с видами плетения. 2.3.Плетение простых цепочек. 2.4.Ознакомление с принципом плетения в 2 нити. 2.5.Плетение учебных образцов. 2.6.Игольчатое плетение. | 2 2 6 2 6 6 | 1 2 0 0 0 0 | 1 0 6 2 6 6 |
3 | Техника плетения дугами 3.1.Плетение букета «Ромашки, Розы, астры» –коллективная работа. | 36 | 2 | 34 |
4 | Французская техника плетения 4.1.Плетение фиалки. | 24 | 2 | 22 |
5 | Деревья из бисера 5.1.Техника плетения деревьев из бисера на проволочной основе . | 48 | 2 | 46 |
6 | Плоское параллельное плетение на проволоке 6.1.Бабочка, гусеница, рыбка. | 12 | 2 | 10 |
7 | Объёмное параллельное плетение на проволоке 7.1. «Букет роз» - коллективная работа. | 36 | 2 | 34 |
8 | Краеведческая работа: Экскурсии в краеведческий музей, художественную школу. Посещение выставок декоративно-прикладного искусства. | 2 | 2 | 0 |
9 | Итоговая выставка работ к концу учебного года | 2 | 0 | 2 |
Итого: | 186 | 17 | 169 |
Содержание программы
- Введение в промысел
- Низание в одну и в две нити
- Техника плетения дугами
- Французская техника плетения бисером
- Деревья из бисера
- Плоское параллельное плетение на проволоке
- Объёмное параллельное плетение на проволоке
- Краеведческая работа
1 РАЗДЕЛ – введение в промысел
Вводное занятие: диагностика базовых умений и навыков детей. Знакомство с особенностями материала: бисер, стеклярус, бусы, пайетки, стразы и их отличительные особенности. Знакомство с инструментами и правилами техники безопасности.
Беседа об истории возникновения и использования бисера и стекляруса. История возникновения стеклоделия. Распространение бисера по миру. Образование бисерного производства в России. Особенности узорных разновидностей.
Бисер в народном творчестве. Значение цветов в костюме, орнамент в декоративной обработке, особенности народных украшений разных народов мира.
Цветовой спектр. Цвета ахроматические и хроматические, холодные и теплые, их сочетание. Цветовой контраст. Гармония цветов. Цвет в орнаменте.
2 РАЗДЕЛ – плетение в одну и две нити, мозаичная техника
Ознакомление с технологической картой-схемой. Основы составления схемы. Правила чтения карты-схемы. Наложение узора на сетку плетения.
В ходе занятия детям даются основные технологические понятия, используемые в дальнейшей работе. Ознакомление с видами плетения. Обзор видов плетения в одну нить. Отличительные особенности одних видов от других. Направления движения плетения в разных видах.
Плетение простых цепочек. Переход от теоретического анализа карт-схем к их практическому выполнению. Практическая работа: изготовление образцов цепочек: «снизка» и варианты «снизки», «капелька», «ягодки», «зигзаг».
Ознакомление с принципом плетения в две нити. Характеристика видов плетения в две нити. Анализ карт-схем плетений.
Плетение учебных образцов. Использование ранее полученных навыков. Практическая работа: выполнения изделий цепочки «Крестик» (1 и 2 способы), «Колечки», «жучок», «колечки», «лодочки», «ромашки».
3 РАЗДЕЛ - Техника плетения дугами
Теоретические сведения. Техника выполнения изделий. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение. Зарисовка схем.
Практическая работа. Коллективная работа плетение букета «Ромашки, розы, астры» Оформление. Применение.
4 РАЗДЕЛ – Французская техника плетения бисером
Теоретические сведения. Техника выполнения изделий. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение. Зарисовка схем.
Практическая работа. «Фиалки». Оформление. Применение.
5 РАЗДЕЛ – Деревья из бисера
Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления деревьев из бисера. Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение. Зарисовка схем.
Практическая работа. Изготовление деревьев. Составление композиции. Оформление. Применение.
6 РАЗДЕЛ – Плоское параллельное плетение на проволоке
Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Анализ моделей. Зарисовка схем.
Практическая работа. Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Гусеница. «Порхающие цветы» - бабочка. Рыбка.
7 РАЗДЕЛ - Объемное параллельное плетение на проволоке
Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления объемных изделий из бисера: петельное, игольчатое и параллельное плетение. Техника выполнения изделий способом параллельного плетения. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение. Зарисовка схем.
Практическая работа. Ящерица. Коллективная работа «Букет роз». Оформление. Применение.
8 РАЗДЕЛ – Краеведческая работа
Экскурсии в краеведческий музей, художественную школу. Посещение выставок декоративно-прикладного искусства.
Итоговое занятие. Контрольная диагностика приобретенных знаний, умений и навыков детей. Выставка работ. Анализ работ. Награждение победителей.
Для качественного усвоения программы с каждым учащимся ведется индивидуальная работа по отработке техники выполнения различных приемов плетения и закрепления концов проволоки и лески. Каждая созданная работа наглядно показывает возможности учащегося. С каждым ребенком отрабатываются наиболее сложные элементы. Выбирается дифференцированный подход к учащемуся, все удачи поощряются, все недочеты тактично и мягко исправляются. Также проходит посещение выставок, экскурсии, участие в игровых программах.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Занятие проводится согласно темы, в форме игры. Игра, беседа, викторина – могут быть частью занятия, остальное время занимает теоретическая и практическая части. Планируются развлекательные мероприятия: календарные праздники, экскурсии, конкурсы, Дни именинника.
Планируется ведение индивидуальной работы соответственной способностям и достижениям обучающегося, т. к. данная программа требует индивидуальной работы с каждым ребёнком: показ техники выполнения бисероплетения различными способами, оформление выполненной работы и т. д.
Занятия проводятся в хорошо освещённом помещении за удобными столами. Во время проведения практической работы целесообразно использование музыкального фона (спокойная классическая музыка, музыка с шумами природы: шум ветра, листвы деревьев, льющейся воды, пением птиц).
Для проведения занятий для каждого года обучения собрана необходимая обучающая литература.
Подготовлены образцы схем выполнения различных поделок.
Подготовлены образцы изделий с различными видами бисероплетения.
Имеются в наличии образцы изделий с различными способами бисероплетения.
Собраны образцы изделий различного направления.
Подобрана литература по технике выполнения различных методов бисероплетения.
Разработана инструкция по технике безопасности работы.
Формы подведения итогов по каждой теме: выполнение работы на закрепление способа бисероплетения. Анализ выполнения качества работы с оценкой себестоимости работы.
Организация выставок творческих работ.
Набор детей на кружок «Чудесница» производится ежегодно с 1 по 14 сентября по желанию детей. Занятия проводятся в классе по 10-12 человек.
На первом году обучения используется в основном групповая форма занятий, на втором и третьем – индивидуальные занятия с детьми, имеющими определённые результаты и успехи в работе. Программа предусматривает возрастные и психологические особенности детей.
Основные принципы программы:
- Использование наглядных пособий, методической литературы, технических средств обучения для эффективности подачи нового материала.
- Учет возрастных и психологических особенностей детей для правильного подбора работ.
- Изложение нового материала в доступной для детей форме.
- Выработка умений и навыков на основе полученных знаний.
- Постепенное усложнение при подаче нового материала.
- Учёт региональных особенностей культуры, рыночных и общественных отношений.
Список литературы
Для педагога
- Алексеева Н.В. Плетение из бисера. – Н.Новгород, 1998
- Ануфриева М.Я. Искусство бисероплетения. Современная школа. – М., 1999.
- Аппозолова Л. М. Бисероплетение. – М.: Культура и традиция, 1997 г.
- Базулина Л.В., Новикова И.В. Бисер. – Ярославль, 2000.
- Баскова Т.Н. Бисер. Уроки труда в начальной школе, методическое пособие – СПб: «Паритет», 2003 .
- Бисер. Кружево. Вязание крючком. Сост. М. Ивахнова. М. Олимп. Смоленск : Русич, 2000.
- Бобита М. Рукоделие. – Харьков, 1997.
- Божко Л. А. Бисер. – М.:Мартин, 2000 г.
- Виноградова Е.Г. Бисер для детей. Игрушки и украшения.
- Виноградова Е. Большая книга бисера. – Спб., 1999.
- Вильчевская Е.В. Пасхальные яйца из бисера. – М.,2006.
- Гадаева Ю.В. Бисероплетение. Флора и фауна.
- Гусева Н.А. «365 фенечек из бисера»
- Гашицкая Р.П. Волшебный бисер. Вышивка бисером. – Ростов н/Д.,2001.
- Гашицкая Р., Левина О. Вышивка бисером, 2001.
- Жукова О.Г. Бисерное рукоделие. – М., 1998.
- Куликова Л.Г., Короткова Л.Ю. Цветы из бисера: букеты, панно, бутоньерки. – М.,1999.
- Крайнева И.Н. Мир бисера. – СПб.,1999.
- Котова И.Н. Серия Бисер. 6 книг. – Спб., 1998.
- Ладынина Ю.С. Бисер. Техника «кирпичный стежок». – М.,2001.
- Литвинец Э. Н.Забытое искусство. – М.: Знание,1992 г. (Новое в жизни, науке, технике, сер. «Сделай сам» №2)
- Лындина Ю.С. Бисер. Техника «кирпичный стежок». – 2001.
- Ляукина М. В. Бисер. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1998 г.
- Ляукина М.В. «Подарки из бисера»
- Ляукина М. И это всѐ из бисера. – М.,1999.
- Ляукина М.В. Бисер. Основы художественного ремесла. – М., 1998.
- Носырева Т.Г. Игрушки и украшения из бисера. Пасхальные композиции. – М.: Культура и традиции, 2000 г.
- Ручная вышивка. Сост. М. Ивахнова – М.: Олимп, Смоленск, Русич, 1999.
- Сафонова Н.С., Молотобарова О.С., Кружки художественной вышивки, М., Просвещение, 1983 г.
- Сколотнева Е.И. Бисероплетение. – СПб.,1999.
- Соколова Ю., Пырерка Н. Азбука бисера. – СПб.,1999.
- Тейлор К. Бисер: 55 современных оригинальных идей. – М., 2000.
- Федотова М., Валюх Г.М. Бисер. Цветы и букеты. – М., 1999.
- Фигурки из бисера / ред. Л. Мартынова. – М., 2001.
- Фигурки из бисера. /Сост. Лындина, 2001.
- Чиотти Д. Бисер. Украшения своими руками. – М.,2004.
- Чекулаева Е. Хочу всѐ знать. Праздники. – М.,2001.
- Шорис М. Техники плетения из бисера. – М., 1998.
Для детей
1. Азбука бисероплетения. – Спб., 1998.
2. Базулина Л.В., Новикова И.В. Бисер - Ярославль: «Академия развития», 2006 .
3. Берлина Н.А. Игрушечки. Бисер, 2003.
4. Белякова. Бисер. Модные украшения, фенечки и фигурки. Ростов н/Д: Издат. Дом «Рипол Классик», 2007 .
5. Бисер – ленд: сборники. – Спб., 1998. - № 1 – 3.
7. Бисер. Практическое пособие. – СПБ.: КОРОНА принт, 1999 г.
8. Васильева. И.И. Бисероплетение. Шкатулки, сумочки. Практическое пособие. – СПБ.: КОРОНА принт, 2000 г.
9. Виноградова Е. Г. Макраме: украшение и сувениры. – СПБ.: Политехника, 1998 г.
10. Гадаева Ю.В. Азбука бисероплетения (часть 1). – СПб.,1998.
11. Гадаева Ю.В. Азбука бисероплетения. М., 2000.
12. Гадаева Ю.В. Бисер Цветочки и фенечки. М., 2001.
13. Зайцева Н. Бисер, украшения, М., Аст – Пресс, 2000 .Калмыков С. Азбука бисероплетения (часть 2). – СПб.,1998.
14. Котова И.Н., Котова А.С. Волшебная игла. – СПб.,1998.
15. Котова И.Н., Котова А.С. жгуты и шнуры. – СПб.,1998.
Электронные образовательные ресурсы:
1. www.biser.info
2. biCer.ru
3. www.biserland.ru
4. biseropletenie.com
5. www.magic-beads.ru
6. ru.wikipedia.org/wiki/
7. onlybiser.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вокально – инструментальный ансамбль» объединение «Искорка»
Программа модифицированная, разработана на основе: Образовательной программы ВИА педагога дополнительного образования Микрюкова С.А. г. Санкт-Петербург, Образовательной п...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/27/picture-177811-1390773818.jpg)
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фольклор в школе» объединения Фольклорный ансамбль «Коляда» и «Девичье поле»
Программа «Фольклор в школе», является модифицированной общеразвивающей программой, которая составлена на основе типовых программ дополнительного образования детей по фольклору: «Народное пение» Науме...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/16/picture-1137210-1555396816.jpg)
Модульная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности творческого объединения «Радуга»
Модульная программа дополнительного образования детей направлена на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого обучающегося в сфере и...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/24/picture-1283413-1648112894.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности творческого объединения «Радуга творчества»
Программа творческого объединения художественной направленности "Радуга творчества"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/08/picture-1304626-1612797857.jpg)
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности художественного объединения «Волшебная кисточка»
Данная образовательная программа создает благоприятные условия для интеллектуального и эстетического воспитания личности ребенка, направлена на развитие познавательной активности, творческой самореали...