ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Умелые ручки» творческого объединения «Малышок»
рабочая программа на тему

Пигина Анна Алексеевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umelye_ruchki.docx47.51 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Петропавловского района Алтайского края

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Петропавловская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского союза Жукова Д.А.»

Структурное подразделение «Центр детского творчества»

РАССМОТРЕНО

на педагогическом совете

Протокол №___

От «__» ________    _______

УТВЕРЖДЕНО ПРИКАЗОМ

 МБОУ «Петропавловская СОШ»

 «___» _______ ______

Директор __________Т.Г.Захарова

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

«Умелые ручки»

творческого объединения «Малышок»

(срок реализации - 2  года,  возраст детей 5-7 лет)

Автор - составитель:

Пигина Анна Алексеевна,

педагог дополнительного образования

2016 год

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.

Художественное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведения в природе. Так художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности.

Художественное творчество является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. Благодаря этому появляется

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие. А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

          Программа  дополнительного образования «Умелые ручки» является программой художественно-эстетической направленности и продуктивной деятельности,  предполагает кружковой уровень усвоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации – долговременной (2 года ).

Новизна программы  состоит в том, что она спроектирована на основе интеграции эстетической, интеллектуальной, игровой деятельности детей и направлена на формирование экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней посредством изобразительной деятельности.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержание программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способах решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит художественному творчеству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по художественному творчеству.

Основные направления программы дополнительного образования «Умелые ручки»:

  • аппликация
  • лепка
  • художественный ручной труд

Цель программы: развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения в ходе формирования художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия окружающей действительности  природы.

Задачи программы:

  1. Формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к познанию природы в процессе художественного творчества.
  2. Побуждать детей создавать динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, самостоятельно выбирать материал, способы и приемы декорирования образа.
  3. Продолжать учить изображать объекты реального и фантастического мира с натуры или по представлению, передавать строение (форму), пропорции, взаимное размещение частей, существенные признаки, передавать сложные движения.
  4. Развивать умение самостоятельно сравнивать, анализировать собственную работу.
  5. Создавать условия для экспериментирования с художественными материалами, инструментами, изобразительными средствами.

Данная Программа  разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Конституция РФ, ст. 43, 72;
  • Федеральный закон от 29.12.2013г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Конвенция о правах ребенка (1989 г.);
  • Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Петропавловская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского союза Жукова Д.А.»

В основе образовательного процесса программы дополнительного образования «Умелые ручки» лежат следующие педагогические принципы:

  • принцип систематичности и последовательности (знания  преподносятся в системе, с опорой на ранее изученный материал);
  • принцип  наглядности (познание дошкольников нуждается в наглядном подтверждении);
  • принцип доступности (познание происходит от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному);
  • принцип личностно-ориентированного подхода (знания подаются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей);
  • принцип связи теории с практикой (знания полученные детьми из книг и бесед подтверждаются практикой, применяются в играх и повседневной жизни);
  • принцип сознательности и активности (максимально часто используется вопрос «Почему?», чтобы научить детей активно мыслить, устанавливать причинно-следственные связи).
  • принцип творчества и самостоятельности (не делать за них то, что они могут сделать  самостоятельно, не сдерживать инициативы детей).
  •  принцип вариативности (предполагает использование различных технологий экологического развития дошкольников в зависимости от задач образовательного процесса, предпочтений детей, особенностей развивающей среды, желания родителей и т. д.
  • принцип экологической воспитанности: выражается в гуманно-ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательность к живым существам, эмоциональная отзывчивость, интерес к природным объектам, стремление осуществлять с ними  позитивное взаимодействие, создавать необходимые для их жизни условия.

Формы организации НОД: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Методы и приемы используемые в ходе непосредственно образовательной деятельности:

  • наглядные;
  • словесные;
  • практические;
  • репродуктивный (воспроизводящий);
  • иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
  • проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
  • эвристический (проблема формируется детьми, ими и предлагается способ её решения).  

Приемы:  беседа, рассказ воспитателя, использование художественного слова, объяснение, игра, упражнения, наблюдение, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения, эксперименты, совместный анализ выполненной работы, похвала, одобрение, благодарность, поощрение,  конкурсы, выставки.

  Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет.

Срок реализации программы – 2 года.

В состав входят 31 ( 21- старшая и 10 младшая группы) воспитанника.

  Непосредственно образовательная деятельность проводится с каждой группой детей 2 раза в неделю, продолжительность которых составляет  25 – 30 минут.

        Ожидаемые результаты:

  1. Активность и самостоятельность детей в художественно-эстетической деятельности;
  2. Умения находить новые способы для художественного изображения самостоятельно выбирать художественный образ, сюжетную композицию, материалы, инструменты и способы реализации своих замыслов.
  3. Желание детей общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды  продуктивной деятельности.

Результаты творчества детей будут представлены систематическими выставками, оформлением  работами интерьера.

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:

1. «Развитие речи». В используется прием комментированной работы. В процессе обыгрывания сюжета и самой работы ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом рисования обсуждают свои  действия. Подразумевается использование художественного слова: потешек, загадок. Выполняя практические действия, воспитанники способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря детей, развитие коммуникативной функции речи, развитие связной речи.

2. «Ознакомление с окружающим». Для НОД по изодеятельности подбираются сюжеты близкие опыту ребенка, позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. Так дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, о жизни животных.

3. «Сенсорное воспитание». Непосредственно образовательная деятельность способствует усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.

4. «Музыкальное воспитание». Рисование по передаче восприятия музыкальных произведений. Использование работ детей в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.

5. «Физическая культура». Использование физминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.

Последовательность тем в учебно-тематическом плане выстроена с учетом возрастных особенностей детей. У детей дошкольного возраста практически отсутствует способность к длительной концентрации внимания на одном и том же материале. Поэтому содержание НОД предусматривает чередование различных видов деятельности, материалов.

В начале каждой НОД несколько минут отведено творческой беседе, рассматривание новых предметов, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются знания по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с детьми выполняет художественную работу, последовательно комментируя все стадии её выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путем обучения в любой области, а особенно в художественном творчестве.

Процесс обучения строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при котором в процессе усвоения знаний, законов и правил художественного творчества у дошкольников развиваются творческие начала.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

- система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать различными приемами художественного творчества;

- в каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;

- создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы НОД;

- создание ситуаций успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;

 объекты творчества воспитанников имеют значимость для них самих и для общества.

Итогом реализации программы является традиционная выставка работ детей.

Таким образом, организация дополнительного образования «Умелые ручки» позволяет осуществлять художественно-эстетическое развитие дошкольников  изобразительной деятельностью через приобщение их к природе.

 Учебно-тематический план 1 года обучения

№ п/п

             Наименование    

             раздела

Теория

Практика

Всего часов

1

Введение

1

1

2

2

Художественное конструирование

3

26

38

3

Техническое конструирование

3

26

20

4

Итоговое занятие

2

       2

4

Итого

9

55

64

Содержание программы  1 года обучения (64 часа)

Первый год обучения определяет содержание и характер совместной работы учителя и учащихся по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, название используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию.

1.Введение  (2 часа). 

Теория- 1 час

  • Введение в образовательную программу I года обучения.
  • Требования к поведению учащихся во время занятия.
  • Соблюдение порядка на рабочем месте.
  • Соблюдение правил по технике безопасности.
  • «Из истории происхождения  ножниц». Беседа.

Практика- 1 час

         Экскурсия в выставочный зал ЦДТ

2. Художественное конструирование (38 часов)

Работа с разнообразными видами художественного и природного материала. Выполнение композиционных конструкций, как в плоскостном так и в объемном варианте.

Теория. (3 ч)

  1. Виды бумаги и картона.
  2. Заочное путешествие на бумажную фабрику (с использованием мультимедийных продуктов)
  3. Техника безопасности

Практика

Темы:

  1. Волшебные листочки (2ч)
  2. В лесу (1ч)
  3. Зайчата (1ч)
  4. Одуванчик (1ч)
  5. Собаки на площадке (1ч)
  6. Гуси-лебеди (1ч)
  7. Шарики-кружочки (2ч)
  8. Превращение гусеницы (1ч)
  9. рыбки (1 ч)
  10. Птичий двор (1 ч)
  11. Кораблик (1 ч)
  12. Автомобиль (1ч)
  13. Заснувшая природа (2ч)
  14. Цыплята (1ч)
  15. Ежики на полянке (1ч)
  16. Черепахи (1ч)
  17.  Море и его обитатели (1 ч)
  18.  Волшебный луг (1 ч)
  19. Готовимся к празднику («День учителя», «День матери» «Новый год.», «Рождество» , «23 февраля», «8 марта», «9 мая») (14 ч)
  1. Техническое конструирование (20 часов)

Работа со строительным, бросовым (коробки, пенопласт и т.д.) материалами, а так же с природным материалом.

Теория. (3 ч)

  1. Беседа «Будь природе другом»
  2. Мусор, вторая жизнь
  3. Техника безопасности

Практика

Темы:

  1. Конструирование игрушек из прямоугольных коробок («Автомобиль», «Робот» и т.д.) (4ч)
  2. Поделки из бутылок, банок (4ч)
  3. Работа с конструктором «Лего» (2 ч)
  4. Работа с природными материалами  (шишки, камни и т.д., ) (3ч)
  5. Работа с бросовым материалом (упаковки от яиц, коктейльный трубочки и т.д.) (4ч)

4. Итоговое занятие (2 часа)

Теория – 2 часа (рефлексия, анкетирование)

Практика – 2 часа (выставка творческих работ)

Учебно-тематический план 2 года обучения

№ п/п

             Наименование    

             раздела

Теория

Практика

Всего часов

1

Введение

1

1

2

2

Художественное конструирование

3

26

38

3

Техническое конструирование

4

25

20

4

Итоговое занятие

2

       2

4

Итого

10

54

64

Содержание  программы  2 года обучения  (64 часа)

На втором году обучения классе руководств педагога распространяется уже на обучение распознаванию способов соединения деталей и их размеров, и оперируют учащиеся не только материальными предметами, но и их графическими  изображениями: дети учатся читать простейшие эскизы прямоугольной и круглой заготовки.

Дети второго года обучения уже имеющие существенный опыт выполнения операций, самостоятельно составляют технологическую цепочку из карточек по выполнению работы.

1.Введение (2 часа).

Теория – 1 час

  • Введение в образовательную программу II года обучения.
  • Требования к поведению учащихся во время занятия.
  • Соблюдение порядка на рабочем месте.
  • Соблюдение правил по технике безопасности.

Практика – 1 час

  • Экскурсия в музей

  1. Художественное конструирование (30 часов)

Теория – 3 часа

  1. Рассказ «Из истории бумаги», «Оригами». (1 ч)
  2. Беседа «История создания ножниц» (1 ч)
  3. Техника безопасности (1 ч)

Практика

Темы:

  1. Цветущий летний лужок (1 ч)
  2. Оригами (Рыбка, бабочка, дикие, домашние животные, коробочка, шляпа) (6 ч)
  3. Водоем и его обитатели (1 ч)
  4. Подвески (Шар, цветок) (2 ч)
  5. Красивый букет (1 ч)
  6. Ваза с цветами (1 ч)
  7. Волшебство из лоскутков (2 ч)
  8. Соберем из частей (2ч)
  9. Весна цветущая
  10. Готовимся к празднику («День учителя», «День матери» «Новый год.», «Рождество» , «23 февраля», «8 марта», «9 мая» «Масленица», «Пасха») (12 ч)
  1. Техническое конструирование (28 часов)

Теория – 4 часа

  1. Ткани, производство свойства (1 ч)
  2. Рассказ о глине и пластилине, соленом тесте. (2 ч)
  3. Техника безопасности (1 ч)

Практика

Темы:

  • Лоскутные куклы-обереги (Жаворонки, Покосница, Масленица и т.д.) (6 ч)
  • Работа с соленым тестом (посуда, птицы, животные) (6ч)
  • Работа с нитками и пряжей (куклы-мартинички) (4 ч)
  • Лепка из пластилина по замыслу детей (8 часов)

7. Итоговое занятие (2 часа).

Теория – 2 час

Рефлексия, анкетирование.

Практика – 2 час

 Выставка творческих работ

Методическое  обеспечение  

Оценка ожижаемых результатов

Содержание мониторинга тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей. При этом используются только те методы, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки. Оценка сформированного уровня художественно – эстетического развития детей проводится 3 раза в год (1-2 недели сентября, середина января , 1-2 недели мая). Такой подход позволяет обеспечить возможность оценки динамики достижений детей.

Дети к концу года могут:

Аппликция

  • Разрезать бумагу на короткие и длинные полоски, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие
  • Вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной гармошкой, использовать прием обрывания
  • Создавать предметные  и сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображение

Лепка

  • Лепить с натуры, по представлению пластическим, конструктивным и комбинированным способами, используя стеку
  • Лепить птиц, животных, людей, по типу народных игрушек, украшать узорами, налепами и углубленным рельефом
  • Сглаживать неровности вылепленного изображения, обмакивая пальцы в воду, когда это необходимо для передачи образа
  • Использовать разнообразные и дополнительные материалы (косточки, зернышки, бусинки)

Художественный ручной труд

  • Работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять; помогать друг другу при необходимости
  • Самостоятельно подбирать необходимый природный материал
  • Осознанно правильно относиться  к объектам и явлениям природы
  • Иметь первоначальные умений и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения

Оценка знаний:

Результаты мониторинга отражаются в диагностике. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов и позволяет осуществить оценку динамики достижений детей.

Список литературы:

  1. Федосова Н.А. Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет/Н.А.Федосова и др. – М.: Просвещение, 2016.
  2. Методические рекомендации к программе  «Преемственность»: пособие для педагогов/ [Н. А. Федосова, Т. В. Белова, В. А. Солнцева и др.; науч. рук. Н. А. Федосова]. — 2-е изд., перераб.— М.: Просвещение, 2015
  3. Лутцева Е.Н. Секреты художественного мастерства: пособие для детей 5-7 лет/ Е.А.Лутцева. – М.: Просвещение,2016
  4. Волшебный мир народного творчества: пособие для детей 5-7 лет [Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова, Н.Р.Макарова, А.Н.Щирова; под ред. Т.Я.Шпикаловой], - 6-е изд., перераб. – М.:Просвещение, 2017
  5. Грибовская А.А, Халезова-Зацеппина М.Б. Лепка в детском саду. Конспекты занятий для детей 2-7 лет – 2-е изд. испр. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа « Умелые руки» 17-18 уч.год

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа« Умелые руки»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Умелые ручки"

Приобщение ребенка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и активном его познании, преобразовани...

Индивидуальный учебный план по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Умелые ручки»

Направленность индивидуального учебного плана – художественная. Занятия по данному индивидуальному учебному плану  необходимы для того, чтобы ребенок смог раскрыть в них свои творческие спо...

Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Умелые руки» (работа с бумагой, тканью, мехом, вязание на спицах и крючком) педагог Гренкова Ольга Петровна

Мониторингрезультатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе«Умелые руки» (работа с бумагой, тканью, мехом, вязание на спицах и крючком)педагог Гр...

Презентация "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Умелые руки" (работа с бумагой, тканью, мехом, вязание на спицах и крючком)

Презентация "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Умелые руки" (работа с бумагой, тканью, мехом, вязание на спицах и крючком)...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»

Программа для кружка "Умелые ручки" для детей 10-12 лет...