Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по бисероплетению
рабочая программа

Левашова Ирина Николаевна

Программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biseropletenie_2022-2023.doc326.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Декоративно прикладное творчество – это чудесная страна. Помогая ребёнку войти в неё, мы делаем жизнь маленького человека интересней и насыщенной. Сочетание теоретических знаний, детальное изучение истории и традиции народных промыслов, овладение техническими приёмами позволит постигнуть тайны художественного мастерства бисероплетения.

           Бисерные работы - живое придание старины. Ведь бисер, как материал, более устойчив к влиянию времени, нежели шелк или шерсть, и поэтому, если изделие не имеет никаких механических повреждений, оно доходит до нас в той красочной гамме, которая создана в далеком прошлом.

           Бисер - один из самых удивительных материалов для рукоделия: загадочный блеск и неограниченные возможности для творческого поиска. Низание бисером - работа очень тонкая, кропотливая, требующая особого терпения, бесконечной любви к этому делу. Осваивая технику нанизывания бисера, дети познают еще одну грань красоты мира искусств, развивающую эстетический вкус и художественное восприятие мира. Поразительно, сколько разных вещей можно было изготовить из этого на первый взгляд не слишком изысканного материала.

            Мода на украшения из бисера стремительно растет, все чаще голливудские звезды и музыкальные дивы предпочитают надеть легкое бисерное колье. В связи с этим актуальным становится организация кружка бисероплетения в рамках дополнительного образования.

Занятия по данной программе помогают детям более полно познакомиться с народным творчеством, узнать историю возникновения бисероплетения и различных украшений в России, которая неразрывно связана с общей исторической культурой.

История плетения маленьких стеклянных бусинок неразрывно связана с большим пластом культуры человечества, изучение которого станет, несомненно, важным моментом для развития детей.

Бисероплетение - такой вид рукоделия, посредством которого легко заинтересовать детей прикладным творчеством, направлено на овладение учащимися основными приёмами бисероплетенич. Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребёнка, социально – культурного и профессиолального самоопределения, развития позновательной активности и творческой самореализации учащихся, учить создавать красивые изделия, воспитывать художественный вкус.

Занятия в кружке выявляют склонность детей к прикладным видам деятельности, развивают креативные способности, включают в атмосферу творчества, формируют привычку к труду.

        Актуальность программы предметом изучения в программе является работа с бисером, который в последнее годы вновь вошёл в моду и стал занимать важное место в ряду с другими видами декоративно-пркладного искусства. Программа отвечает выявленному спросу учащихся, их интересу к бисероплетению, как популярному в наше время занятию.

         Поскольку бисероплетение является областью искусства, то учащиеся знакомятся на занятиях с основами общей композиции, особенностями структуры узора, формы  и цвета, изобразительных мотивов  в орнаменте,

видами узоров, а также с историей бисера и его использования  в русской культуре.  По мере овладения знаниями и навыкав ходе освоения программы воспитанники могут самостоятельно создавать высокохудожественные работы.

         Педагогическая целесообразность программы  заключается в том, что она способствует развитию индивидуальных творческих способностей, эстетического вкуса, позволяет научиться видеть прекрасное в окружающем, ценить наследие народного творчества.

       Наряду с образовательными и воспитательными задачами важное место отводится здоровьесбережению детей, через каждые 45 минут занятий предусмотрен перерыв на 10 минут для  физической активности и разгрузки  глазных мышц.

            Данная программа является по виду - общеобразовательной (общеразвивающей), по содержанию - художественной направленности. Программа базового уровня сложности. В ней учтены знания и умения учащихся, которые они получают на уроках в школе и на которые необходимо опираться в процессе занятий бисероплетения.

Для работы по программе формируются постоянные группы численностью 10-15 человек в возрасте с 5 лет. Набор детей - свободный, без предъявления особых требованиям к знаниям и умениям детей в области бисероплетения. Ограничений по здоровью нет, но препятствием для занятий может быть плохое зрение. Группы могут формироваться по возрастному признаку.

Дети могут приниматься на второй год обучения на основании дополнительных вступительных испытаний в форме выявления практических навыков и умений в области бисероплетения.

Адресат программы.

Возраст детей, участвующих в реализации программы 7 – 14 лет. В этом возрасте занятия творческой деятельностью способствуют развитию волевых качеств, благодаря чему в дальнейшем развивается мотивация достижения успеха и более сложные и тонкие волевые качества: концентрация внимания, сосредоточенность, работоспособность. Одними из главных мотивационных линий этого возрастного периода являются самовыражение и самоутверждение.

Для детей младшего школьного возраста характерна быстрая утомляемость, потеря интереса при неудаче, ориентация на «ближнюю» перспективу, несформированное произвольное внимание. Поэтому, выбирая изделия для практической деятельности, предпочтение отдается таким, которые могут быть выполнены за одно учебное занятие».

Детей среднего школьного возраста «отличает повышенный интерес к различным видам деятельности, стремление что-то делать своими руками, повышенная любознательность и первые мечты о будущей профессии. Детей данного возраста отличает повышенная познавательная и творческая активность, они всегда стремятся узнать что-то новое, чему-либо научиться, причем делать все по настоящему, профессионально, как взрослые».

Дети могут приниматься на второй  год обучения на основании дополнительных вступительных испытаний в форме выявления практических навыков и умений бисероплетении.

В основной состав группы могут включаться обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды. В этом случае образовательный процесс по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе организуется с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий обучающихся. Дети- инвалиды и ограниченными возможностями с плохим зрением не допускаются к занятиям бисероплетение.

Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него учащихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) детей-инвалидов.

Численность учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов  в учебной группе устанавливается до 10 человек.

          Программа кружка рассчитана на 2 года обучения. Первый и второй год обучения по 216 ч.Количество занятий: первый год (3 раза в неделю по 2 часа), второй – 216 ч. (3 раза по 2 часа).

Программа имеет индивидуальные особенности, поскольку создана на основе личного опыта педагога, а также методических рекомендаций и пособий по данному виду творчества. Новизна и отличие от аналогичных программ является исследовательская составляющая программы: умение анализировать полученные знания, применять их в создании авторских работ, находить в специальной литературе и Интернет-источниках новые сведения об истории данного вида искусства, новых тенденциях - все это обязательно для полного усвоения данной образовательной программы.

Программа первого года обучения направлена на изучение основных приемов бисероплетения и освоение практических навыков их использования при изготовлении из бисера плоских и объемных фигурок, цветов и миниатюрных деревьев. Второй год обучения предполагает обучение детей более сложных объёмных фигурок, составление композиций, изготовление подарков.

           Цель данной программы –  является создание условий для творческого развития личности,  индивидуальных способностей, формирование художественного вкуса, уважение и воспитания к народному творчеству, приобщение детей к ценностям прикладного творчества через освоение  бисерного искусства.

Задачи:

Обучающие:

- углубление и расширение знаний об истории и развитии бисероплетения;

- формирование знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения;

- обучение основным техникам бисероплетения;

- научить детей владеть различными приёмами работы с материалом, инструментами и приспособлениями;

- формировать навыки самостоятельной работы по схемам и образцам в процессе плетения бисерных изделий.

Развивающие:

- создавать условия для развития личности каждого ребёнка, раскрыть его способности к творчеству;

- развивать мелкую моторику рук;

- развитие образного мышления, память, воображение,  внимания, фантазии, творческих способностей;

- развивать волевые качества – аккуратность, усидчивость, терпение;

- формирование эстетического и художественного вкуса.

Воспитательные:

- привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, к декоративно-прикладному творчеству;

- воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам;

- прививать приоритет нравственных ценностей;

- привитие основ культуры труда.

В процессе реализации программы соблюдаются следующие педагогические принципы: принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения, принцип единства группового и индивидуального обучения, принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых, принцип сознательности и творческой активности обучаемых, принцип доступности обучения при достаточном уровне его трудности, принцип наглядности, принцип коллективности.

Занятия проводятся в групповой и индивидуальной форме. К обучающимся применяется личностный подход: к тем, кто выполняет работу быстрее и лучше, предъявляются повышенные требования, а тем детям, которые не справляются с работой, оказывается помощь.

Обучение в коллективе построено на сочетании теоретических и практических занятий, принцип построения занятий - от простого и доступного к более сложному и необычному.

Работа в кружке должна быть пронизана атмосферой творчества. Важно, чтобы учащиеся сами продумывали узор изделия. Роль педагога в данном случае – направлять советами и мотивировать детей на создание оригинальных вещей.

Практическим заданиям предшествует изучение теоретических вопросов. Они освещаются в краткой, доступной форме с учетом возраста учащихся.

В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно-поисковый, ситуационный, метод расчлененного разучивания элемента.

Результаты реализации программы.

По окончании 1 года обучения учащиеся знают:

  • название и назначение материалов (бисер, стеклярус, нитки, проволока);
  • название и назначение ручных инструментов и приспособлений (иглы, ножницы);
  • правила безопасности труда при работе указанными инструментами.

По окончании 1 года обучения учащиеся умеют:

  • организовать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы;
  • соблюдать правила безопасной работы инструментами;
  • под руководством учителя проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по образцу изделия, схеме, рисунку;
  • подбирать детали для работы.

На первом году обучения обучаемые получают элементарные навыки работы с бисером, овладевают способами плетения (петельный, параллельный, игольчатый). Дети учатся низать бисер на проволоку, читать схемы, плести сказки.

Познакомив учащихся с увлекательным искусством бисероплетения, дав начальные знания предмета, педагог прививает интерес к дальнейшей работе с бисером, пробуждает желание совершенствоваться.

По окончании 2 года обучения учащиеся знают:

  • название материалов, ручных инструментов, предусмотренных программой;
  • правила безопасности труда при работе ручным инструментом;
  • правила планирования и организации труда.

По окончании 2 года обучения учащиеся умеют:

  • самостоятельно выполнять всю работу по составленному вместе с учителем плану с опорой на рисунок, схему, чертеж;
  • работать парами, осуществлять попеременно функции контролера и бригадира,
  • читать простейший чертеж.

На втором году обучения учащиеся закрепляют умения и навыки работы с проволокой полученные на первом году обучения; продолжают овладевать более сложными приемами бисероплетения. Знакомятся со способами совмещения цветовой гаммы в изделиях. Именно на этом этапе проявляется творческая активность обучаемых на занятиях, способность мыслить, сочинять, создавать необычные затейливые вещи на основе полученных ранее знаний.

Контроль за реализацией программы

Важным моментом работы по данной программе является отслеживание результатов. Контроль позволяет определять степень эффективности обучения, проанализировать результаты, внести коррективы в учебный процесс, позволяет детям, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда, создает благоприятный психологический климат в коллективе.

Контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется в несколько этапов и предусматривает несколько уровней.

I. Текущий контроль. Проводится по итогам обучения по разделу программы- итоговое занятие. На итоговом занятий проводится: тесты, просмотр изделий из бисера.

II. Промежуточный контроль проводится в конце 1-го и 2-го года обучения в форме выставки. Критерии оценок:

- Творческий подход к изготовлению поделки;

- Качество выполнения изделия;

- Удачное колористическое решение;

- Аккуратность при выполнении изделия.

В соответствии с критериями оценок выделяются 3 уровня усвоения программы: высокий, средний и низкий.

III. Итоговый контроль проводится в конце освоения программы с целью определения степени достижения результатов обучения, закрепления знаний (соответствие теоретических и практических знаний умений и навыков программным требованиям), эффективности образовательного процесса. Формой итогового контроля может быть выставка и защита творческих работ обучающихся.

Критерии оценок:

- Творческий подход к изготовлению поделки;

- Качество выполнения изделия;

- Удачное колористическое решение;

- Аккуратность при выполнении изделия.

- Оригинальность защиты творческой работы;

В соответствии с критериями оценок выделяются 3 уровня усвоения программы: высокий, средний и низкий.

Учебный план

Наименование учебных модулей

Всего

часов

Формы промежуточной аттестации

1

Учебный модуль первого года обучения

216

выставка

2

Учебный модуль второго года обучения

216

выставка

Итого

432

                                 


Рабочая программа учебного модуля первого года обучения

Учебно-тематический план

Содержание бучения

Всего

часов

Из них

теория

практика

1

Введение

6

6

0

-Инструменты и

материалы, необходимые для работы. Техника безопасности при работе.

- История развития бисероплетения.

- Основы цветоведения. Текущий контроль успеваемости.

2

2

2

2

2

2

0

0

0

2

Основные приемы плетения.

30

10

20

- Начало плетения. Закрепление первой бисерины. Наращивание проволоки.  

- Плетение петель.

- Игольчатое плетение, или низание столбика.

- Круговое, или французское, плетение.

- Техника параллельного плетения (встречное плетение).

- Цепочка «Пупырышки».

- Цепочка «Змейка».

- Цепочка «Крест».

- Плетение сеткой.

- Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости.

1

1

2

4

4

4

4

4

4

2

1

0

1

1

1

1

1

1

1

2

2

0

1

1

3

3

3

3

3

3

0

3

Плоские фигурки из бисера на проволоке.

28

2

26

- Плетение рыбок:

- Плетение рыбки «Бычок».

- Плетение рыбки «Радужная».

- Плетение рыбки «Акула».

- Плетение  «Морской конёк».

- Плетение «Рыба пила».

- Плетение рыбки «Камбала».

- Плетение «Дельфина».

- Плетение «Кашалота».

- Плетение «Раковина жемчужная».

- Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости.

2

2

4

2

4

2

4

4

2

2

0

0

0

0

0

0

0

0

0

2

2

2

4

2

4

2

4

4

2

0

4

Игрушки по мотивам сказок

60

2

58

- Плетение фигурок из сказки «Волк и козлята».

 - Плетение фигурок из сказки «Кот в сапогах».

- Плетение фигурок из сказки «Доктор Айболит».

 - Оформление фигурок в рамки.

- Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости

16

16

16

10

2

0

0

0

0

2

16

16

16

10  

0

5

Плетение фигурок сувениров.

46

2

44

- Плетение «Деда Мороза».

- Плетение « Снегурочки».

 - Плетение  «Снеговика».

 - Плетение «Ангелочка».

 - Плетение «Ёлочки».

- Оформление игрушек бисером.

 - Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости

2

2

6

6

14

14

2

0

0

0

0

0

0

2

2

2

6

6

14

14

0

6

Цветы из бисера.

44

4

40

- Приемы, используемы при плетении различных составных частей цветка (тычинка, пестик, лепесток, чашелистик, листок).

- Способы крепления составных частей цветка. Оформление стебля.

- Плетение нарцисса.

- Плетение розы.

- Плетение тюльпана.

- Коллективная работа «Цветы».

- Оформление работ.

- Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости

1

1

10

10

10

6

4

2

1

1

0

0

0

0

0

2

0

0

10

10

10

6

4

0

7

Промежуточная аттестация

2

1

1

Итого

216

27

189


Рабочая программа учебного модуля второго года обучения

Учебно-тематический план

Содержание обучения

Всего

часов

Из них

теория

практика

1

Повторный курс

26

4

22

- Основные приемы плетения.

- Плоские фигурки из бисера.

- Объемные фигурки из бисера.

- Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости.

8

8

8

2

1

1

1

1

7

7

7

1

2

Цветы.Цветочная композиция.

44

14

30

- Колокольчик.

- Астра.

- Подснежник.

- Незабудка.

- Тюльпан.

- Василёк.

- Мак.

- Гербера.

- Роза.

- Лилия.

- Весенний ландыш.

- Папоротник.

- Камелия.

- Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости.

2

2

6

2

4

4

4

4

2

2

4

4

2

      2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

5

1

3

3

3

1

3

1

3

3

1

1

3

Деревья.

76

8

68

- Техника плетения плетение деревьев.

- Верба.

-Сирень.

- Цветущая вишня.

- Белая берёза.

- Осенний клён.

-  Ель.

- Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости.

2

12

12

12

12

12

12

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

11

11

11

11

11

11

1

4

Женское украшение.

68

7

61

- Техника плетения украшений.

- Комплект «Змей – искуситель».

- Комплект «Астры».

- Колье «Каприз принцессы»

- Серьги.

- Браслеты.

- Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости.

2

16

16

12

10

10

2

1

1

1

1

1

1

1

1

15

15

11

9

9

1

5

Промежуточная аттестация.

2

1

1

Итого:

216

32

182

Содержание программы

I год обучения

1 .Введение. (6 ч.)

Инструменты и материалы, необходимые для работы. Техника безопасности.( 2ч.) Цель, содержание и форма занятий кружка. Режим работы. План занятий. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности.

История развития бисероплетения (2 ч.)

Теоретический компонент. История бисера и его применение. Современные направления в бисероплетении. Знакомство с разными направлениями. Традиционные виды плетения.

Практический компонент. Демонстрация образцов и изделий. Викторина «Что я знаю о бисероплетении?».

Основы цветоведения( 2 ч.)

Теоретический компонент. Понятие о сочетании цветов. Цветовой круг. Теплая и холодная гамма. Образцы узоров с разными композициями.

Практический компонент. Дидактическая игра «Сочетания цветов».

2.Основные приемы плетения (30 ч.)

Теоретический компонент. Начало плетения. Закрепление первой бисерины. Наращивание проволоки.  Основные приемы бисероплетения: плетение петель, игольчатое плетение, или низание столбика, круговое, или французское, плетение, техника параллельного плетения (встречное плетение). Изготовление схем. ( Работа со схемами проводится в начале каждой практической работы и предусматривает умение ребенка читать схему изделия и зарисовывать в тетради, а в дальнейшем самостоятельное выполнение схем).

Практический компонент. Плетение цепочек «Пупырышки», «Змейка», «Крест», плетение сеткой.

3. Плоские фигурки из бисера (28 ч.)

Теоретический компонент. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое плетение.

Практический компонент. Плетение рыбок. Зарисовка схем. Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Сборка изделий. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление изделий.

4. Игрушки по мотивам сказок. (60 ч.)

Теоретический компонент.  Основные приемы бисероплетиния, используемые для изготовления фигурок сказочных героев: параллельное, петельное, игольчатое плетении. Анализ моделей. Зарисовка схем. Практический компонент. Выполнение отдельных элементов фигурок сказочных героев. Сборка изделий. Подготовка основы декоротивного панно: обдягивание картона тканью. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление панно.

5. Плетение фигурок сувениров.(46 ч.)

Теоретический компонент. Основные приёмы бисероплетения:  параллельное плетение. Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение. Зарисовка схем.

Практический компонент.  Изготовление сувениров. Составление композиции. Оформление. Применение.

6.  Цветы из бисера . (44 ч.)

Теоретический компонент. Основные приемы бисероплетения, используемые для изготовления цветов из бисера: петельное, игольчатое и параллельное плетение. Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор материала. Цветовое и композиционное решение. Зарисовка схем.

Практический компонент.  Изготовление цветов.  Составление композиции. Оформление. Применение.  

7. Промежуточная аттестация.

Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.

Содержание программы

II год обучения

1. Повторный курс. (26 ч.)

Теоретический компонент. Повторение основных приемов плетения из бисера.

Практический компонент. Плетение плоских и объемных фигурок из бисера.

2. Цветы. Цветочная композиция. (44 ч.)

Теоретический компонент. Закрепление и расширение знаний о некоторых цветах: их строении, цветовом разнообразии, истории происхождения, легенды. Углубление знаний о принципах создания букета, закрепление знаний, техники параллельного и петельного плетения.

Практический компонент.  Изготовление цветов в предложенной техники, создание из них композиций, составление схем низания изготовляемых цветов. Организация выставки «Вальс цветов».

3. Деревья.  (76 ч.)

Теоретический компонент. Знакомство с техникой плетения и основными принципами плетения. Расширение знаний о деревьях, их строении, форм, истории, легенды их происхождения. Углубление знаний об окружающим мире.

Практический компонент. Плетение деревьев разными техниками, оформление деревьев.

4. Женское украшение. (68 ч.)

Теоретический компонент. Знакомство с  историей возникновения и развития женского украшения, принципами композиций построения некоторых женских украшений (колье, серьги, браслеты).

Практический компонент. Создание эскизов украшений, изготовление украшений в изучаемой технике (колье, серьги, браслеты).

5. Промежуточная аттестация (2 ч.)

Подведение итогов работы объединения за год. Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Год обучения

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

Всего недель/

часов

01.09.-04.09.

05.09.-11.09.

12.09.-18.09.

19.09.-25.10

26.09.-02.10.

03.10.-0910.

10.10.-16.10.

17.10.-23.10.

24.10.-30.10.

31.10.-06.11.

07.11.-13.11.

14.11.-20.11

21.11.-27.11.

28.11.-04.12.

05.12 .-11.12.

12.12.-18.12.

19.12.-25.12.

26.12.-0101.

02.01.-08.01.

09.01.-15.01.

16.01.-22.01.

23.01.-29.01.

30.01.-05.02.

06.02.-12.02.

13.02.-19.02

20.02.-26.02.

27.02.-05.03.

0603.-12.03.

13.03.-19.03.

20.03.-26.03

27.03.-02.04.

03.04.-09.04.

10.04.-16.04.

17.04.-23.05

24.04.-30.04.

01.05.-07.05.

08.05.-14.05.

15.05.-21.05.

22.05.-28.05.

29.05.-04.06.

05.06.-11.06.

12.06.-18.06.

19.06.-25.06

26.06.-02.07.

03.07.-09.07.

10.07.-16.07.

17.07.-23.07

24.07.-30.07.

31.07.-06.08.

07.08.-13.08.

14.08.-20.08.

21.08.-27.08

1-й

2

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

0

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

2

4

4

4

4

4

4

4

4

4

36/216

2-й

2

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

0

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

2

4

4

4

4

4

4

4

4

4

36/216

                                                   Условные обозначения:

                               промежуточная  аттестация

                               ведение занятий по расписанию

                               каникулярный период

                              общая нагрузка часов в неделю

Условия реализации программы

Одним из важных факторов, напрямую влияющих на успешность и результативность осуществления образовательной программы, является условия реализации образовательной программы.

Работа ведется с учетом местных условий и учебно-воспитательного режима МБОУ ДО «Дом  творчества». Группы комплектуются с учетом возраста детей.

Для успешного функционирования кружка необходимо хорошее учебно-материальное обеспечение, которое включает:

- помещение для занятий, которое должно соответствовать всем санитарно-гигиеническим и психогигиеническим нормам;

- материалы и инструменты, которые приобретаются самими учениками и имеются у педагога (бисер, проволока, леска, нейлоновые нитки, бисерные иглы, ножницы);

- учебно-наглядные пособия: образцы плетения, готовые изделия, журналы и книги по бисероплетению.

С первых же дней занятий учащиеся должны быть ознакомлены с правилами техники безопасности.

Для того чтобы работа в кружке была эффективной необходимо уделять внимание воспитательной работе. Дети должны выполнять правила поведения, посещать занятия, поддерживать дружеские отношения друг с другом, выполнять все задания педагога.

Работу по программе организует педагог дополнительного образования с высшим педагогическим образованием, владеющей методикой преподавания в области декоративно-прикладного творчества.

        Методическое обеспечение программы

Наименование раздела (темы)

Формы занятий

Приёмы и методы

Дидактическое оснащение

Введение.

Беседа,инструктаж

Наглядные и словесные методы, объяснительно-иллюстративный

метод

Материалы и инструменты. Демонстрация изделий из бисера.

Различные виды бисера, ножницы, игла, бусины, проволока, леска

Основные приёмы плетения

Инструктаж, объяснение и демонстрация приёмов плетения

Наглядные и словесные методы, объяснительно-иллюстративный

метод

Различные виды бисера, ножницы, проволока, схемы

Плоские фигурки из бисера на проволоке

Объяснение, инструктаж, выполнение задания под контролем педагога

Наглядные и словесные методы, объяснительно-иллюстративный

метод

Различные виды бисера, ножницы, проволока, схемы плетения

Игрушки по мотивам сказок

Объяснение, инструктаж, выполнение задания под контролем педагога

Наглядные и словесные методы, объяснительно-иллюстративный

метод

Различные виды бисера, ножницы, проволока, схемы плетения

Плетение фигурок сувениров

Объяснение, инструктаж, выполнение задания под контролем педагога

Наглядные и словесные методы, объяснительно-иллюстративный

метод

Различные виды бисера, ножницы, проволока, схемы плетения

Цветы из бисера

Объяснение, инструктаж, выполнение задания под контролем педагога

Наглядные и словесные методы, объяснительно-иллюстративный

метод

Различные виды бисера, ножницы, проволока, схемы плетения

Повторный курс

Объяснение, инструктаж, выполнение задания под контролем педагога

Наглядные и словесные методы, объяснительно-иллюстративный

метод

Различные виды бисера, ножницы, проволока, схемы плетения

Цветы.

Цветочная композиция.

Объяснение, инструктаж, выполнение задания под контролем педагога

Наглядные и словесные методы, объяснительно-иллюстративный

метод

Различные виды бисера, ножницы, проволока, схемы плетения

Деревья.

Объяснение, инструктаж, выполнение задания под контролем педагога

Наглядные и словесные методы, объяснительно-иллюстративный

метод

Различные виды бисера, ножницы, проволока, нитка,  схемы плетения

Женское украшение.

Объяснение, инструктаж, выполнение задания под контролем педагога

Наглядные и словесные методы, объяснительно-иллюстративный

Различные виды бисера, ножницы, нитка,  схемы плетения.

Использованная литература:

1. Григорьев, Е. И. «Современные технологии социально  -  культурной деятельности» / Е. И. Григорьев.,  Тамбов, 2004.

2. Иванченко В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Учебно – методическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов – организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, руководителей образовательных учреждений, учителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Из-во «Учитель», 2007. -288с.

3. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176с. – (Методика).

4. Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).

5. Блонский, П.П. Психология младшего школьника. / П. П. Блонский.,  Воронеж: НПО «Модек», 1997.

6. Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия / И. Н. Ерошенков - М.: НГИК, 1994.-32с.

7. Каргина, З. А. Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей / З. А. Каргина // Внешкольник. – 2006. - № 5. – С. 11-15.

8. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).]

9. Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 1975.  - 112с., ил.

10. Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач. классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985. – 112с.

11. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).

12. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 232 с. – (Стандарты второго поколения).

13. Сафонова Е. Ю.  Вместе с детьми -  по ступенькам творческого роста [Текст] / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С. 36-49.

14. Сборник авторских программ дополнительного обрю детей / Сост. А. Г. Лазарева. – М.: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2002. – 312с.

15. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: Учеб. пособие для студ. пед. вузов /Б. В. Куприянов, Е. А. салина, Н. Г. Крылова, О. В. Миновская; Под ред. А. В. Мудрика. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 240с.

                                 

     Литература для педагога:

1.Бобита М. Рукоделие. – Харьков, 2007.

2.Базулина Л.В., Новикова И.В. Бисер. – Ярославль, 2000.

3.Вильчевская Е.В. Пасхальные яйца из бисера. – М.,2006.

4.Гашицкая Р.П. Волшебный бисер. Вышивка бисером. – Ростов н/Д.,2001.

5.Куликова Л.Г., Короткова Л.Ю. Цветы из бисера: букеты, панно, бутоньерки. – М.,2009.

6.Крайнева И.Н. Мир бисера. – СПб.,2009.

7.Ладынина Ю.С. Бисер. Техника «кирпичный стежок». – М.,2001.

8.Ляукина М. Бисер. – М.,2003.

9.Ляукина М. И это всё из бисера. – М.,2009.

10. Мартынова Л. Фигурки из бисера.- М.: «Книжный клуб 36.6»,2009.

11.Сколотнева Е.И. Бисероплетение. – СПб.,2009.

12.Соколова Ю., Пырерка Н. Азбука бисера. – СПб.,2009.

13.Чиотти Д. Бисер. Украшения своими руками. – М.,2004.

14.Чекулаева Е. Хочу всё знать. Праздники. – М.,2001.

15. Шнуровозова Т. Цветы и фигурки из бисера.- Ростов н/Д:Владис,2012.-192с.


Оценочный материал

Тест 1

1. Что есть бисероплетение?
2.Что такое техника бисероплетения? 
3.Что из перечисленного является критерием "спиральности":
- форма тулова;
- сечение шнура;
- техника;
- способ ( технология плетения );
- конструктивные особенности.

Тест 2

1. Стеклянные бусинки очень маленького размера это...?

  • стеклярус; 
  • бисер;
  •  бусинка; 

2. К началу какого века в России начался настоящий бисерный бум?

  • 15;  
  • 17;
  • 19;  
  • 20;

3. России наибольшее развитие бисероплетение получило в...?

  • 18 веке;  
  • 13 веке; 
  • 14 веке; 
  • 16 веке;

4. Откуда привозили бисер в Россию?

  • из Ливии;  
  • из Египта;  
  • из Венеции и Богемии;  
  • из Англии; 

5. Производство бисера в нашей стране пытался осуществить...?

  • Ломоносов;  
  • Менделеев;  
  • Толстой;  
  • Мессинг; 

6. В каком году М.В.Ломоносов создал первую фабрику по производству стекляруса, бисера и мозаичного стекла?

  • в 1700;  
  • в 1674;  
  • в 1854;  
  • в 1754;

7. Стеклянные цилиндрики удлинённой формы с продольным отверстием для нити это...?

  • бусины;  
  • бисер;  
  • стеклярус; 

8. Бисер впервые в современном его виде стали изготовлять в Венеции в стекольных мастерских на острове Мурано в середине...?

  • 15 века;  
  • 16 века;  
  • 17 века;  
  • 18 века;

9. Самый необходимый материал для плетения бисером...?

  • игла;  
  • схема;  
  • нить;  
  • бисер; 


Литература для детей и родителей:

  1. Артамонова Е.В.. Бисер.-М.:Изд-во Эксмо,2004г.
  2. Божко Л.А. « Бисер.Уроки мастерства».-М.,2002г.
  3. Виноградова Е.. Бисер для детей: Игрушки и украшения.- М.:Изд-воЭксмо; СПб,2003г.
  4. Гашицкая Р.П. Цветы из пайеток. - М.: «Мартин», 2007.
  5. Журналы «Бисер» за 2012-2013 гг.
  6. Журналы «Ксюша. Умелые руки» за 2012-2013гг.
  7. Журналы «Модное рукоделие» за 2012-2013 гг.
  8. Котова И.Н. Дотова А.С. Бисер. Гармония цветов. Начальный курс: Учебное пособие.-СПб.: «МиМ», 2008 г.
  9. Ликсо Н.Л. . Бисер. - Минск: Харвест,2008.
  10. Мартынова Л. Фигурки из бисера.- М.: «Книжный клуб 36.6»,2009.
  11. Стольная Е.А. . Цветы и деревья из бисера._. М.: «Мартин»,2006.
  12. Фадеева Е. Простые поделки из бисера.2-е изд.-М.:Айрис-пресс,2009.-144с.
  13. Шнуровозова Т. Цветы и фигурки из бисера.- Ростов н/Д:Владис,2012.-192с.

Электронные образовательные ресурсы   “Бисероплетение”

1.    Техника параллельного плетения бисером на проволоке

http://www.rukodelie.by/content/?id=2558

2.    Петельная техника плетения бисером

http://ourworldgame.ru/petelnaya-texnika-pleteniya-biserom/

3.    Игольчатая техника плетения бисером

http://rainbowbiser.ru/igolchataya-tehnika-pleteniya-iz-bisera

4.    Инструменты и материалы для бисероплетения

http://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279

5.    Бисерная цепочка «пупырышки»

http://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279

6.    Цепочка «зигзаг»

http://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279

7.    Цепочка «змейка».

http://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279

8.    Цепочка с цветами из шести лепестков

http://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279

9.    Низание бисера «в крестик»

http://www.vilushka.ru/biser/krestik.html

10.   История бисера

http://rainbowbiser.ru/igolchataya-tehnika-pleteniya-iz-biserahttp://www.kalitva.ru/2007/06/08/istorija_bisera..html

11.    Развитие бисерного производства и рукоделия в России.

http://www.kalitva.ru/2007/06/08/razvitie_bisernogo_proizvodstva_i_rukodelija_v_rossii..html

12.    Использование бисера в народном костюме

http://www.kalitva.ru/2007/06/08/ispolzovanie_bisera_v_narodnom_kostjume_v_rossii..html

13.    Материалы и инструменты для работы с бисером

http://www.kalitva.ru/2007/06/08/materialy_i_instrumenty_dlja_raboty_s_biserom..html

14.    Подготовка рабочего места для работы с бисером

http://www.kalitva.ru/2007/06/08/podgotovka_rabochego_mesta_dlja_raboty_s_biserom..html

15.    Полезные советы при работе с бисером

http://www.kalitva.ru/2007/06/08/poleznye_sovety_pri_rabote_s_biserom..html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет

В основу данной  методической разработки положен собственный  практический  опыт  применения  различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ» ДЛЯ ДЕТЕЙ 7-10 ЛЕТ (художественно-эстетической направленности)

Статус программы, направленность;«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ» разработана для обучения учащихся _1-4 классов МАОУ «Гимназия имени А.С.Пушкина» в соотве...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Бисероплетение»

Управление образования Администрации городского округа ЭлектростальМосковской области.Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей«Станция юных техников»...

Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»

Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Бисероплетение» Творческого объединения «Чудесница»

Декоративно прикладное творчество – волшебная страна. Помогая войти в неё ребёнку, мы делаем жизнь школьника интересней и насыщенней. Сочетание теоретических знаний, детальное изучение истории и...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...