Программа по учебному предмету История хореографического искусства
рабочая программа на тему

Рак Юлия Сергеевна

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области хореографического искусства "Хореографическое творчество".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_khoreografii.doc489.33 КБ

Предварительный просмотр:

Автономное учреждение

«Образовательное учреждение дополнительного образования детей

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» муниципального образования

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Городской округ город Радужный

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ

ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА «ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО»

Предметная область

ПО.01. ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

                                         

Программа по учебному предмету

ПО.02.УП.03. ИСТОРИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО

 ИСКУССТВА

Радужный

2013

«Одобрено»

Методическим советом

АУ «ОУДОД «ДШИ»

«____»________________2013 г.  

Утверждаю:

Директор АУ «ОУДОД «ДШИ»

________________   А.Л.Мазуркевич

«____»________________2013 г.  

Разработчики:

 – Рак Юлия Сергеевна  преподаватель I категории  «АУ ОУ ДОД ДШИ» г. Радужный

 

Структура программы учебного предмета

  1. Пояснительная записка
  • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
  • Срок реализации учебного предмета;
  • Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
  • Форма проведения учебных аудиторных занятий;
  • Цель и задачи учебного предмета;
  • Обоснование структуры программы учебного предмета;
  • Методы обучения;
  • Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
  1. Содержание учебного предмета
  • Сведения о затратах учебного времени;
  • Годовые требования по классам;
  1. Требования к уровню подготовки обучающихся
  1. Формы и методы контроля, система оценок
  • Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
  • Критерии оценки;
  1. Методическое обеспечение учебного процесса
  • Методические рекомендации педагогическим работникам;
  • Рекомендации по использованию методов организации и реализации образовательного процесса, направленных на обеспечение теоретической и практической подготовки;
  • Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение
  • Список основной литературы;
  • Список дополнительной литературы;
  • Список рекомендуемых для просмотра балетов и хореографических номеров

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «История хореографического искусства» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество».

Учебный предмет "История хореографического искусства" направлен на:

  • создание условий для художественного образования, эстетического              воспитания, духовно-нравственного развития детей;
  • приобретение детьми опыта творческой деятельности;
  • овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
  • подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения,          реализующие профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства.

Обучение истории хореографического искусства включает в себя:

  • знания основ музыкальной грамоты;
  • знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных балетмейстеров;
  • формирование слуховых представлений программного минимума произведений симфонического, балетного и других жанров музыкального искусства;
  • знания в области строения классических музыкальных форм;
  • знания этапов становления и развития искусства балета;
  • знания отличительных особенностей хореографического искусства различных исторических эпох, стилей и направлений;
  • формирование навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды;
  • формирование навыков восприятия элементов музыкального языка, анализа музыкального произведения, а также необходимых навыков самостоятельной работы.

Освоение программы учебного предмета «История хореографического искусства» предполагает приобретение детьми опыта творческой деятельности, ознакомление с высшими достижениями мировой музыкальной культуры.

  1. Срок реализации учебного предмета

Срок освоения программы учебного предмета составляет 2 года по 5- летней и 8-летней образовательной программе в области «Хореографическое творчество». Для поступающих в образовательное учреждение, реализующее основные профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства, срок обучения может быть увеличен на 1 год (6-летняяя или 9-летняя образовательная программа).

  1. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «История хореографического искусства»:

Таблица 1

Содержание

7-8 (4-5) классы

9 (6) класс

Максимальная нагрузка (в часах), в том

132

82,5

числе:

Количество часов на аудиторные

66

49,5

занятия

Общее количество часов на аудиторные занятия

115,5

Количество часов на аудиторные

занятия (в неделю)

1

1,5

Общее количество часов на

66

33

внеаудиторные (самостоятельные занятия)

4.Форма проведения учебных аудиторных занятий:

мелкогрупповые (4-10 учеников), продолжительность урока - 40 минут.

Мелкогрупповая форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его возможности, трудоспособность, эмоционально- психологические особенности.

5.Цель и задачи учебного предмета

 Цель:

художественно-эстетическое развитие личности учащихся на основе приобретенных ими знаний, умений, навыков в области истории хореографического искусства, а также выявление одаренных детей, подготовка их к поступлению в профессиональные учебные заведения.

Задачи:

  • формирование знаний в области хореографического искусства, анализа его содержания в процессе развития зарубежного, русского и советского балетного театра;
  • осознание значения хореографического искусства в целом для мировой музыкальной и художественной культуры;
  • ознакомление учеников с хореографией как видом искусства;
  • изучение истоков происхождения танцевального искусства и его эволюции;
  • анализ хореографического искусства в различных культурных эпохах;
  • знания этапов развития зарубежного, русского и советского балетного искусства;
  • знания образцов классического наследия балетного репертуара;
  • знание основных этапов становления и развития русского балета;
  • овладение знаниями об исполнительской деятельности ведущих артистов балета;
  • знания средств создания образа в хореографии;
  • систематизация информации о постановочной и педагогической деятельности балетмейстеров на разных этапах развития хореографического искусства;
  • знания принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств;
  • умение анализировать произведение хореографического искусства с учетом времени его создания, стилистических особенностей, содержания, взаимодействия различных видов искусств, художественных средств создания хореографических образов;
  • умение работать с учебным материалом;
  • формирование навыков диалогического мышления;
  • овладение навыками написания докладов, рефератов.
  1. Обоснование структуры программы учебного предмета

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все

аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение                             учебного предмета;
  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки обучающихся;
  • формы и методы контроля, система оценок;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы       "Содержание учебного предмета".

  1. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, беседа, рассказ);
  • интегрированный (сочетание форм работы и подачи материала нескольких предметных областей);
  • диалогический;
  • инструктивно-практический (работа с материалом);
  • аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
  • информационно-обобщающий (доклады, рефераты).

Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках.

8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «История хореографического искусства», оснащаются пианино/роялями, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.

Для работы со специализированными материалами аудитория оснащается современным мультимедийным оборудованием для просмотра видеоматериалов и прослушивания музыкальных произведений.

II. Содержание учебного предмета

Таблица 2

Распределение по

годам обучения

Класс

7 (4)

8 (5)

9 (6)

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

33

33

33

Количество часов на

1

1

1,5

аудиторные занятия (в неделю)

Общее количество часов

на аудиторные занятия

66

49,5

Количество часов на

1

1

1

самостоятельную работу

в неделю

Общее количество часов

33

33

33

на самостоятельную работу по годам

Общее количество часов

на внеаудиторную (самостоятельную работу)

66

33

Максимальное

2

2

2,5

количество часов

занятий в неделю

(аудиторные и самостоятельные)

Общее максимальное

количество часов на весь

период обучения (аудиторные и самостоятельные)

132

82,5

Объем времени на

4

4

2

консультации (по годам)

Общий объем времени

на консультации

8

2

1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «История хореографического искусства», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной программы в области хореографического искусства распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.

2. Требования по годам обучения

Предмет является основополагающим в формировании мировоззрения учащихся в области хореографического искусства, определяет знания основных этапов развития хореографического искусства, становления и развития искусства балета, основные отличительные особенности хореографического искусства различных исторических эпох, стилей и направлений, балетную терминологию, знакомит с творчеством выдающихся мастеров балета прошлого и настоящего.

Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи, объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.

Содержание учебного предмета «История хореографического искусства раскрывает следующие темы:

формирование, преемственность и закономерности развития основных этапов зарубежной и отечественной хореографии;

творческая деятельность великих балетмейстеров, композиторов, танцовщиков;

произведения классической, народной, бытовой и современной хореографии.

7 (4) класс (1 час в неделю)

  1. Хореография как вид искусства:

- Введение. Выразительный язык танца, его особенности.

- Музыкально-хореографический образ.

- Исполнительские средства выразительности.

- Виды и жанры хореографии.

  1. Народный танец:

- Тесная связь народного танца с музыкой, песней, бытом, обычаями,

культурой народа.

- Профессиональные ансамбли народного танца.

  1. Балет, как вид театрального искусства:

- Синтез искусств в балете. Создание балетного спектакля;

- Народные истоки сценической хореографии;

- Зарождение балетного театра. Оперы-балеты Ж.Б.Люлли, комедии- балеты   Ж.Б.Мольера;

- Реформатор балетного театра Ж.Ж.Новер;

- Романтический балет и его представители: М.Салле, М.Камарго, Ф.Эльслер, Ж.Перро и др. Балеты «Сильфида», «Жизель», «Эсмеральда».

В седьмом классе в конце каждого полугодия проводятся контрольные уроки с выставлением отметки.

8 (5) класс (1 час в неделю)

1.Русский балет:

  • Основные черты русского балета (краткий исторический обзор).
  • Романтизм в русском балете.
  • Симфонические балеты П.И.Чайковского «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица».
  • А.К.Глазунов «Раймонда».
  • Балетмейстеры отечественной балетной школы: М.Петипа, И.Вальберх, К.Дидло, А.Горский, М.Фокин, Л.Иванов и др.

2.Советский балет:

  • Основные черты советского балета. Краткий обзор.
  • Балеты С.С.Прокофьева «Ромео и Джульетта», «Золушка».
  • Советские балетмейстеры: Ф.В .Лопухов, Ю.Григорович, Л.Якобсон, К. Сергеев, И.Бельский, Р.Захаров, В.Чабукиани.
  • Выдающиеся исполнители: А.Павлова, Г.Уланова, М.Плисецкая, А.Мессерер, В.Васильев, К.М.Лиепа, М.Лавровский, Е.Максимова, Р.Стручкова и др.

3.Бальный танец:

  • Проникновение в Россию зарубежного бального танца.
  • Танцевальная культура XVIII-XIX веков: музыка, костюм, прическа, этикет.
  • Современный танец и его особенности.

В восьмом классе в конце первого полугодия проводится промежуточная аттестация в виде контрольного урока, по окончании обучения учащиеся сдают итоговый экзамен.

При 9-летнем или 6-летнем сроке обучения итоговая аттестация проводится в конце 9 (6) класса.

  1. (6) класс (1,5 часа в неделю)

1.Современный этап в жизни отечественной хореографии

  • Балетный театр России конца XX столетия.
  • Классическое наследие на современной сцене.
  • Творческая деятельность современных балетмейстеров.
  • Выдающиеся современные исполнители.
  • Роль фестивалей и конкурсов в развитии хореографического искусства.

2.Современные течения в зарубежном хореографическом искусстве

  • Западноевропейский балетный театр второй половины XX века.
  • Джордж Баланчин - хореограф ХХ века.
  • Развитие современного танца.
  • Мюзикл как форма синтеза искусств.

В девятом классе по окончании первого полугодия учащиеся сдают зачет, в конце года - итоговый экзамен.

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

В выпускном 8 (5) классе или 9 (6) классе учащиеся сдают итоговую аттестацию, которая проводится в форме выпускного (устного) экзамена или защиты рефератов по предмету (по усмотрению образовательного учреждения).

По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» (критерии оценивания ответов учащихся см. в таблице №4) .

Предполагаемые результаты освоения программы по окончании 7 (4) класса:

  • знание балетной терминологии;
  • знание средств создания образа в хореографии;
  • знание образцов классического наследия балетного репертуара;
  • знание основных этапов развития хореографического искусства;
  • знание основных отличительных особенностей хореографического искусства исторических эпох.

По окончании 8 (5) класса:

  • знание образцов классического наследия балетного репертуара;
  • знание основных этапов развития хореографического искусства;
  • знание основных отличительных особенностей хореографического искусства различных исторических эпох, стилей и направлений;
  • знание выдающихся представителей и творческое наследие хореографического искусства различных эпох (русского и советского балета);
  • знание основных этапов становления и развития русского балета.

По окончании 9 (6) класса:

  • знание основных отличительных особенностей хореографического искусства различных исторических эпох, стилей и направлений;
  • знание основных этапов становления и развития русского балета;
  • развитие балетного искусства России конца XX столетия;
  • знание имен выдающихся представителей балета и творческого наследия хореографического искусства конца XX столетия;
  • представление о месте и роли фестивалей и конкурсов в развитии хореографического искусства.

• знание основных отличительных особенностей западноевропейского балетного театра второй половины XX века.

IV. Формы и методы контроля, системы оценок

                          Аттестация: цели, виды, форма, содержание.

Форму и график проведения промежуточной аттестации по предмету образовательное учреждение устанавливает самостоятельно (контрольные уроки, зачеты, проводимые в виде устных опросов, или написание рефератов).

График промежуточной и итоговой аттестации.

Таблица 3

Класс

Вид, форма и время проведения аттестации

Промежуточная

Полугодие

Итоговая

7 (4)

контрольный урок

13 (7)

-

8 (5)

контрольный урок

15 (9)

экзамен (при 8 или 5-летнем сроке обучения)

9 (6)

зачет

17 (11)

экзамен (при 9 или 6-летнем сроке обучения)

При 9-летнем или 6-летнем сроке обучения в 8 (5) классе в конце учебного года проводится зачет.

По завершении изучения учебного предмета обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.

Формы текущего контроля:

- контрольные работы,

-  устные  опросы,

-  письменные работы.

Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются ОУ на основании ФГТ.

Итоговая аттестация проводится в форме экзамена.

По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично»,

«хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Программа предусматривает проведение для обучающихся консультаций с целью их подготовки к контрольным урокам, зачетам, экзаменам.

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

Критерии оценки

На зачете или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Таблица 4

Оценка

Критерии оценивания ответов

5 («отлично»)

полный ответ, отвечающий всем требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)

отметка отражает ответ с небольшими недочетами

3 («удовлетворительно»)

ответ с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, не раскрыта тема, не сформировано умение свободно излагать свою мысль и т.д.

2

(«неудовлетворительно»)

целый комплекс недостатков, являющийся следствием отсутствия домашней подготовки, а также плохой посещаемости аудиторных занятий.

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и учащегося на данном этапе обучения

Согласно ФГТ, данная система оценки является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить ответ учащегося.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области хореографического искусства.

V. Методическое обеспечение учебного процесса

1. Методические рекомендации педагогическим работникам

Изучение предмета ведется в соответствии с учебным планом. Педагогу, ведущему предмет, предлагается самостоятельно, творчески подойти к изложению той или иной темы. При этом необходимо учитывать следующие обстоятельства: уровень общего и хореографического развития учащихся, количество учеников в группе, возрастные особенности учащихся.

При изучении предмета следует широко использовать знания учащихся по другим учебным предметам, поскольку правильное осуществление межпредметных связей способствует более активному и прочному усвоению учебного материала. Комплексная направленность требует от преподавателя предмета знания программ смежных предметов. В результате творческого контакта преподавателей удается избежать ненужного дублирования, добиться рационального использования учебного времени.

Желательно, чтобы учащиеся знакомились с новыми балетными спектаклями как классического, так и национального направления. Это позволит им наиболее гармонично соединить теоретические знания о балетном искусстве с существующей практикой создания балетных спектаклей. Следует регулярно знакомить учащихся с современной литературой о балете, журнальными и газетными статьями на тему о хореографическом искусстве, с рецензиями на балетные постановки.

Рекомендуется проводить встречи учащихся с режиссерами и актерами музыкальных и драматических театров, организовывать посещение музеев, выставок, просмотр фильмов-балетов.

Методика преподавания предмета должна ориентироваться на диалогический метод обучения. Необходимо создавать условия для активизации творческих возможностей учащихся: поручать им подготовку небольших сообщений на различные темы, организовывать дискуссии или обсуждения по поводу просмотренного балетного спектакля, выступления хореографического ансамбля, фильма-балета, прочитанной статьи или рецензии на балетный спектакль.

2. Рекомендации по применению методов организации образовательного процесса, направленных на обеспечение качественной теоретической и практической подготовки

Урок. Основная форма учебного процесса в освоении основных образовательных программ. Урок характеризуется единством дидактической цели и задач. Как часть учебного процесса урок может содержать: организационную часть, восприятие нового материала, осознание и закрепление в памяти информации; овладение навыками (на основе усвоенной информации) и опытом творческой деятельности; усвоение норм и опыта эмоционального отношения к миру и деятельности в нем; формы контроля и самоконтроля. При этом на каждом уроке целенаправленно решаются и воспитательные задачи.

Реферат. Форма работы, позволяющая самостоятельно освоить один из разделов программы учебного предмета.

Рекомендуемый план реферата:

  1. тема, цель работы;
  2. изложение содержания, которое раскрывает тему;
  3. результаты работы;
  4. выводы;
  5. использованная литература и другие источники.

Написание реферата можно использовать как один из видов итоговой аттестации по теоретическим предметам.

Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, олимпиадам. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей.

3. Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся

Цель: формирование у учащегося способностей к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, формирование умения использовать справочную и специальную литературу.

Как форма учебной работы, самостоятельная работа призвана выполнять несколько функций:

  • образовательную (систематизация и закрепление знаний учащихся);
  • развивающую (развитие познавательных возможностей учащихся - их внимания, памяти, мышления, речи, формирование умения самостоятельно добывать знания из различных источников);
  • воспитательную (воспитание устойчивых мотивов учебной деятельности, навыков культуры умственного труда, самоорганизации и самоконтроля, целого ряда ведущих качеств личности - честности, трудолюбия, требовательности к себе, самостоятельности и др.).

Систематическая самостоятельная работа:

  • способствует лучшему усвоению полученных знаний;
  • формирует потребность в самообразовании, максимально развивает познавательные и творческие способности личности;
  • формирует навыки планирования и организации учебного времени, расширяет кругозор.

Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального и основного общего образования. Объем времени на самостоятельную работу может определяться с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.

Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематиче скими.

Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.

Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими изданиями, конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по предмету. Виды внеаудиторной работы:

  • выполнение домашнего задания;
  • подготовка докладов, рефератов;
  • посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.).

VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 Основная литература:

  • Балет. Танец. Хореография. Краткий словарь танцевальных терминов и понятий / сост. Н. Александрова. - СПб: Лань, 2011
  • Блок Л.Д. Классический танец. История и современность. - М.: Искусство, 1987
  • Ванслов В.В. В мире искусств / В.В.Ванслов. - М.: Знание, 2003
  • Вашкевич Н.П. История хореографии всех веков и народов. СПб: Лань. Планета Музыки. 2009
  • Деген А. Балет 120 либретто. Композитор. СПб, 2008
  • Деген А. Мастера танца. Музыка. М., 1994
  • Дубкова С.А. Жар-птица. Балетные сказки и легенды / С.А. Дубкова. - М.: Белый город, 2009
  • Жемчугова П.П. Балеты. СПб: «Литера», 2010
  • Иванов В.Г. Русские танцовщики XX века / - Пермь, 1994
  • Красовская В.М. Балет сквозь литературу. - Спб: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой, 2005
  • Красовская        В.М. История русского балета: учебное пособие / СПб: Лань, 2008
  • Коптелова Е. Д. Игорь Моисеев. Академик и философ танца. СПб: Лань, Планета Музыки, 2012
  • Никульский        А. Балерины. Издательское содружество. М., 2008
  • Пасютинская        В. М. Волшебный мир танца: Кн. Для учащихся. - М.: Просвещение, 1985
  • Слонимский Ю. Советский балет. Материалы к истории советского балетного театра. М.-Л.: «Искусство», 1950
  • Худяков С.Н. Всемирная история танца. Эксмо. М., 2009

Дополнительная литература:

  • Богданов-Березовский В. Г.С.Уланова. - М.: Искусство, 1961
  • Брун В. История костюма от древности до нового времени. М., 1999
  • Гольцман А.М. Советские балеты. Советский композитор. М., 1985
  • Дешкова И.П. Иллюстрированная энциклопедия балета в рассказах и исторических анекдотах для детей и родителей. - М.: «Конец века», 1995
  • Лопухов Ф.В. Вглубь хореографии / Ф.В. Лопухов. - М.: Фолиум, 2003
  • Львов-Анохин Б.А. Балетные спектакли последних лет. «Знание». М., 1972
  • Надеждина Е.Н., Эльяш Н.И. «Большой балет» (Основные этапы развития советского балета). Изд. «Знание». М., 1964
  • Журнал «Балет» («Советский балет») с 1980 г. по 2011 г.
  • Плисецкая М.Я. Читая жизнь свою. М.: АСТ, 2010
  • Тимофеева Н.П. Мир балета. История. Творчество. Воспоминания. - М.: Просвещение, 1996
  • Русский балет: энциклопедия / под ред. А.П. Горкина. - М.: Согласие, 1997
  • Энциклопедия «Балет». CD, 2003

 Список рекомендуемых для просмотра балетов и хореографических номеров

  • «Тщетная        предосторожность»
  • «Сильфида»
  • «Жизель»
  • «Эсмеральда»

Видеозаписи концертных номеров: Государственного ансамбля народного танца им. И.А.Моисеева; Государственного академического хореографического ансамбля танца «Березка»; Государственного хора имени М.Пятницкого; Дважды Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии им. А.В.Александрова, Театра танца «Гжель» и др.

-Видеозаписи балетов (фрагментов) в различных редакциях:

  • «Спящая красавица»
  • «Лебединое озеро»
  • «Щелкунчик»
  • «Петрушка»
  • «Жар-птица»
  • Сен-Санс «Умирающий лебедь»
  • «Красный мак» (фрагменты)
  • «Пламя Парижа» (фрагменты)
  • «Бахчисарайский фонтан» (фрагменты)
  • «Ромео и Джульетта»
  • «Золушка»
  • «Каменный цветок» (фрагменты)
  • телевизионный балет «Анюта»
  • из серии выпусков «Мастера русского балета»

-Видеозаписи балетов в постановке балетмейстеров: О.Виноградовой, Н.Боярчикова, И.Чернышова, В.Елизарьева,

Д.Брянцева, М.Бежара, Б.Эйфмана, Дж.Баланчина, и др.

-Видеозаписи балетов с участием выдающихся современных исполнителей.

-Видеозаписи балетов из репертуара театров: «Русский балет», «Кремлевский балет», «Имперский балет», «Пермский театр» и др.

-Видеозаписи        конкурсов и фестивалей различных направлений: мюзиклов, оперетт, опер и др. (фрагменты).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по учебному предмету «изобразительное искусство» для обучающихся 5 классов

Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» для 5 класса  составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденного при...

Рабочая учебная программа по учебному предмету «изобразительное искусство» для обучающихся 6 классов

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд». И на основе федерального компонента государственного образовательного станд...

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса на 2014 – 2015 учебный год. Б.М. Неменский (М.: Просвещение, 2010).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа – нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.Рабочая программа по курсу «Изобразительное искус...

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 6 класса на 2014 – 2015 учебный год. Б.М. Неменский (М.: Просвещение, 2010).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа – нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.Рабочая программа по курсу «Изобразительное искус...

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 7 класса на 2014 – 2015 учебный год. Б.М. Неменский (М.: Просвещение, 2010).

7 КЛАССРАБОЧАЯ ПРОГРАММАПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа – нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.    Рабоча...

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 8 класса на 2014 – 2015 учебный год. Б.М. Неменский (М.: Просвещение, 2010).

8 КЛАССРАБОЧАЯ ПРОГРАММАПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа – нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.    Рабоча...

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5-7 классов срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7-х классов составлена в соответствии с нормативными документами. Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 5-7-х классов, 1 час ...