Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 8 класса на 2014 – 2015 учебный год. Б.М. Неменский (М.: Просвещение, 2010).
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 8 класс) на тему

Самохина Светлана Васильевна

8 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа – нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.

    Рабочая программа составлена с учётом статуса учреждения, его целей, задач и направлений, а также контингента обучающихся.

Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством народного художника России, академика  РАО и РАХ Б. М. Неменского (М.: Просвещение, 2010), частично видоизменённой за счёт расширения отдельных тем и реализации регионального компонента из расчёта от 10 до 15 процентов от 34 часов, что составляет от 3 до 5 уроков за учебный год. Для работы по программе предполагается использование учебно-методического комплекта (далее УМК): учебник, методическое пособие для учителя, методическая и вспомогательная литература (пособия для учителя, видеофильмы, учебно-наглядные пособия).

Этот учебный год посвящён художественному миру конструктивных искусств – дизайну и архитектуре, их месту в семье изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Рассматриваются композиционные основы создания форм рукотворного мира.

Обучающиеся учатся понимать художественный язык и образность архитектуры и дизайна в истории и настоящем, соотносят мир искусства, массового производства и индивидуального проектирования.

В процессе изучения происходит понимание того, что дизайн и архитектура – это определённое миропонимание, отношение к миру, природе, вещам, самому себе – своему облику и образу жизни.

Изучение конструктивных искусств в 8 классе прочно опирается на большой материал предыдущих лето бучения архитектуре и дизайну.

    В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируются формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков.

В тематическом плане определены виды и приёмы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:

- изображение на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, по представлению);

- декоративная и конструктивная работа;

- восприятие явлений действительности и произведений искусства;

- обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и её общий результат) и индивидуальной работы на уроках;

- изучение художественного наследия;

- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

- создание мультимедийных презентаций с использованием Интернет-ресурсов;

- прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Темы и задания уроков предполагают умение организовывать уроки-диспуты, уроки-творческие отчёты, уроки-экскурсии. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.

Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребёнка.

Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа. Поурочное планирование используется в данной рабочей программе без изменений.

Логика изложения и содержание программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования. Поэтому в программу не внесено изменений.

Количество часов в год – 35.

Количество часов в неделю – 1.

Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплект:

- Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы / под рук. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2010.

- Питерских А.С. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 классы : учебник для общеобразовательных учреждений / А.С.Питерских, Г.Е.Гуров; под ред. Б.М.Неменского. – М. : Просвещение, 2010.

- Гуров Г.Е. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 классы : методическое пособие / А.С.Питерских, Г.Е.Гуров; под ред. Б.М.Неменского. – М. : Просвещение, 2010.

 

Целью рабочей программы является создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по изобразительному искусству в 8 классе и максимальная реализация культуры Курской области за счёт расширения и углубления некоторых тем, указанных в календарно-тематическом планировании.

Задачи программы:

- дать обучающимся представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении предмета «изобразительное искусство» в 8 классе;

- конкретно определить содержание, объём, порядок изучения предмета «изобразительное искусство» в 8 классе с учётом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса учреждения и контингента обучающихся.

Функции рабочей программы:

- нормативная, то есть рабочая программа является обязательным документом для выполнения в полном объёме;

- целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в образовательную область «искусство»;

- определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению обучающимися (требования к федеральному компоненту государственного стандарта среднего общего образования), а также степень их трудности;

- процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;

- оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности обучающихся.

Содержание тем учебного курса

отражено

в учебно-тематическом плане:

п/п

Тема раздела.

Содержание.

Количество часов.

Дата

1

2

3

4

 

1

Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры.

Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции.

1

 

Прямые линии и организация пространства.

1

 

Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна.

1

 

Буква – строка – текст. Искусство шрифта.

2

 

Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции.

1

 

Многообразие форм полиграфического дизайна.

Полиграфический дизайн на курских полиграфических предприятиях.

2

 

2

Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий.

Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету. Соразмерность и пропорциональность.

1

 

Архитектура – композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Архитектура города Курска.

1

 

Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмных форм. Понятие модуля.

1

 

Важнейшие архитектурные элементы здания.

1

 

Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объёмов и материальный образ времени.

2

 

Роль и значение материала в конструкции.

1

 

Цвет в архитектуре и дизайне. Архитектура и дизайн центра города Курска.

1

 

3

Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека.

Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого.

1

 

Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры.

1

 

Живое пространство города. Город, микрорайон. Улица. Курск – город, его микрорайоны и улицы.

2

 

Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды.

2

 

Интерьер и вещь в доме. Дизайн – средство создания пространственно-вещной среды интерьера.

1

 

Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.

2

 

Ты – архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление. Архитекторы города Курска и его районов.

2

 

4

Человек в зеркале дизайна и архитектуры.

Мой дом – мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома. Функционально-архитектурная планировка дворца - усадьбы "Марьино" в Курске.

1

 

Интерьер комнаты – портрет её хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища.

1

 

Дизайн и архитектура моего сада.

1

 

Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.

1

 

Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды.

1

 

Грим, визажистика и причёска в практике дизайна.

1

 

Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна. Моделируешь себя – моделируешь мир.

1

 

 

        

                                                                                                                          Итого......34 часа

 

 

Тематическое планирование. 

 

№ п/п

Тема урока

Ко-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Учебно-творческое задание

Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

Вид контроля

Элементы дополнительного (необязательного) содержания.

Домашнее задание

ИКТ (информационное обеспечение урока)

Дата

план

факт

 Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры (8 часов).

1

Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции.

1

Урок изучения новых знаний.

Объёмно-пространственная и плоскостная композиция. Основные типы композиций: симметричная и ассиметричная, фронтальная и глубинная. Гармония и контраст.

Задания:

1) расположить на формате один большой прямоугольник и, обрезая его, добиться баланса массы и поля;

2) уравновесить композицию с одним небольшим прямоугольником и двумя разновеликими.

Знать:

- определение композиции и её закономерности;

-типы композиций;

-центр внимания в композиции: доминанта.

Уметь:

организовывать пространство, создавая уравнове шенную композицию.

Устный опрос. Практическая работа.

Композиции художника Василия Кандинского и «Чёрный квадрат Казимира Малевича».

Учебник, с. 7-20.

Задание № 4 на с. 20.

Мультимедийная презентация «Авангард в живописи».

 

 

2

Прямые линии и организация пространства.

1

Комбинированный.

Ритм и движение, разреженность и сгущённость. Прямые линии: соединение элементов композиции членение плоскости.

Задания:

1) введение в композицию от трёх до пяти прямых линий;

2) выполнение коллажно-графических работ с разными композициями.

Знать

образно-художественную осмысленность простейших плоскостных композиций.

Уметь

выполнять  коллаж на заданную тему.

Фронтальный опрос. Просмотр и обсуждение работ.

Работа на компьютере в программе Paint.

Учебник, с. 21-22.

Задание № 1-3 на с. 22.

Мультимедийная презентация «Авангард в живописи».

 

 

3

Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна.

1

Комбинированный.

Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Применение локального цвета. Сближенность цветов и контраст. Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта.

Создание композиции из произвольного количества простейших цветовых геометрических фигур в тёплой и холодной цветовых гаммах по принципу цветовой сближенности или контраста.

Знать функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах.

Уметь

– применять локальный цвет при создании композиции;

- определять средства художественной выразительности.

Просмотр и обсуждение работ. Беседа по теме урока.

Работа на компьютере в программе Paint.

Учебник, с. 23-27.

Задание № 1 на с. 27.

Мультимедийная презентация «Авангард в живописи».

 

 

4-5

Буква – строка – текст. Искусство шрифта.

2

Комбинированный.

Буква как изобразительно-смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта, «архитектура шрифта». Шрифтовые гарнитуры.

Создание эскиза эмблемы или торговой марки, состоящей из одной (максимум двух) букв и символического изображения.

Знать определение шрифта: буквы, объединённые одним стилем графического начертания.

Уметь использовать шрифты в композиции.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроках.

-

Учебник, с. 29-31.

Задание № 1, 3 (а) на с. 31.

Мультимедийная презентация «История шрифта».

 

 

6

Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции.

1

Комбинированный.

Синтез слова и изображения в искусстве плаката, монтажность их соединения, образно-информационная цельность. Стилистика изображения и способы их композиционного расположения в пространстве.

Задания:

1) прямоугольная форма: введение в композицию с буквой и строками фотоизображения в прямоугольнике;

2) изображение как фон композиции: упражнение, где фотография является фоном плаката.

Знать:

- искусство композиции лежит в основе графического дизайна;

- отличия изобразительного языка плаката от языка реалистической картины.

Уметь применять правила дизайнерской грамоты.

Анализ творческих работ, выполненных на уроках и дома.

-

Учебник, с. 33-39.

Задание № 3 на с. 39. Подобрать зрительный материал (журналы, открытки, книги).

Мультимедийная презентация «Язык плаката».

 

 

7-8

Многообразие форм полиграфического дизайна. Полиграфический дизайн на курских полиграфических предприятиях.

2

Урок формирования новых умений.

Многообразие форм полиграфического дизайна: от визитки до книги. Соединение текста и изображения.

Макет разворота (обложки) книги или разворот журнала (по выбору учащихся).

Знать:

- историю полиграфии;

- изобразительный стиль книги или журнала.

Уметь выполнять коллажную композицию.

Анализ творческих работ.

Работа на компьютере в программе Paint.

Учебник, с. 41-45.

Мультимедийная презентация «Полиграфический дизайн».

 

 

Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий  (8 часов).

9

Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету. Соразмерность и пропорциональность.

1

Урок изучения новых знаний.

Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. Композиция плоскостная и пространственная. Понятие чертежа как плоскостного изображения.

Задания:

1) прочтение плоскостных изобразительных композиций как чертежа-схемы;

2) баланс объёма и поля на макете;

3) баланс объёмов.

Знать исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств.

Уметь прочитать плоскостные композиции.

Анализ творческих работ, выполненных на уроке.

-

Учебник, с. 49-53.

Задание № 2 или 3 (по выбору).

Мультимедийная презентация «Конструктивные виды искусств».

 

 

10

Архитектура – композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Архитектура города Курска.

1

Комбинированный.

Прямые, кривые, ломаные линии. Понятие рельефа местности и способы его обозначения на макете. Дизайн проекта: введение монохромного цвета.

Задания:

1) прочтение линии как проекции объекта;

2) построение трёх уровней рельефа;

3) добавление архитектурного объекта.

Знать вспомогательные соединительные элементы в пространственной композиции.

Уметь подобрать материал, образно выражающий природную среду.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

-

Учебник, с. 54-57.

Задание на с. 57.

Мультимедийная презентация «Композиция в архитектуре».

 

 

11

Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмных форм. Понятие модуля.

1

Комбинированный.

Прослеживание структур зданий различных архитектурных стилей и эпох. Выявление простых объёмов, изображающих дом. Деталь и целое. Модуль.

Создание из бумаги макета дома, построенного из модульных объёмов (3-4 типа), одинаковых или подобных по пропорциям.

Знать способы достижения пластической выразительности здания (за счёт большого композиционного разнообразия и гармонии форм).

Уметь моделировать из бумаги.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

-

Учебник, с. 59-64.

Задание № 3 на с. 64.

-

 

 

12

Важнейшие архитектурные элементы здания.

1

Комбинированный.

Возникновение и историческое развитие главных архитектурных элементов здания.

Проектирование объёмно-пространственного объекта из важнейших элементов здания.

Знать главные архитектурные элементы здания.

Уметь

использовать элементы здания в макете проектируемого объекта.

Творческое обсуждение работ.

-

Учебник, с. 65-69.

Задание № 2 на с. 69.

Мультимедийная презентация «Ордерная система. Арки».

 

 

13-14

Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объёмов и материальный образ времени.

2

Урок формирования новых умений.

Многообразие мира вещей. Внешний облик вещи. Функция вещи и целесообразность сочетаний объёмов. Дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Сочетание образного и рационального.

Задания:

1) аналитическое упражнение – исследование формы вещей;

2) проектное упражнение на функциональное использование форм;

 3) создание тематической образно-вещной инсталляции на выбранную тему.

Знать:

- определение  красоты  как наиболее полного выявления функции вещи; - понятие инсталляция.

Уметь использовать принципы компоновки, ритмического расположения масс, общего цветового решения.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке и дома.

Китч. Основная стилевая идея китча – насмешка над историей и художественными традициями, вкусами, стилями.

Учебник, с. 71-75.

Задание № 2 на с. 75. Подобрать материал для инсталляции.

Мультимедийная презентация «Дизайн в современном мире».

 

 

15

Роль и значение материала в конструкции.

1

Комбинированный.

Взаимосвязь формы и материала. Роль материала в определении формы. Влияние функции вещи на материал, из которого она будет создаваться.

Проектное упражнение «Сочинение фантазийной вещи»: сапоги-скороходы, ковёр-самолёт, автомобиль и т. п. (полуфантастическое соединение функций).

Знать

- особенности влияния развития технологии на изменение формы вещи;

- взаимосвязь формы и материала.

Уметь

использовать разнообразные материалы.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

-

Учебник,

 с. 76-81.

Задание № 2 на с. 81.

Мультимедийная презентация «Дизайн в современном мире».

 

 

16

Цвет в архитектуре и дизайне.

Архитектура и дизайн центра города Курска.

1

Комбинированный.

Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета. Цвет и окраска.

Макетирование цветной коробки как подарочной упаковки для вещей различного назначения.

Знать

отличие роли цвета в живописи от его назначения в конструктивных видах искусства.

Уметь

работать по воображению.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

Психофизическое влияние цвета на состояние человека.

Учебник,

с. 82-87.

Задание № 2 на с. 87.

Мультимедийная презентация «Цвет в архитектуре и дизайне».

 

 

Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека (12 часов).

17

Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого.

1

Урок изучения новых знаний.

Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. Образ и стиль. Архитектура народного жилища, храма.

Графическая зарисовка или фотоколлаж исторического здания или уголка города определённого стиля и эпохи.

Знать

- основные стили в архитектуре: античный, готический, романский, ренессанс, барокко, классицизм;

- памятники архитектуры.

 

Анализ образцов архитектуры разных стилей.

-

Учебник,

с. 89-101.

Задания № 1-3 на с. 101 или мультимедийная презентация.

Мультимедийная презентация «Архитектура прошлого: народного жилища, храма».

 

 

18

Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры.

1

Урок изучения новых знаний.

Архитектурная и градостроительная революция 20 века. Проблема урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города.

Современные поиски новой эстетически архитектурного решения в градостроительстве. Фантазийная зарисовка на тему «Архитектура будущего».

Знать

- основные школы: Баухауз, ВХУТЕ-МАС;

- имена архитекторов 20 века.

Уметь

Создавать по воображению архитектурные образы графическими материалами.

Анализ образцов архитектуры разных стилей.

Создание Оскаром Нимейером оригинального архитектурного стиля.

Учебник,

с. 103-109.

Задания № 1-3 на с. 109 (по выбору).

Мультимедийная презентация «О. Нимейер».

 

 

19-20

Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. Курск  – город, его микрорайоны и улицы.

2

Комбинированный.

Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей. Схема-планировка и реальность. Цветовая среда.

Задания:

1) аналитическое прочтение схем городов;

2) макетно-рельефное моделирование фрагмента города.

Знать

- различные композиционные виды планировки города;

- роль цвета в формировании пространства.

Уметь создавать композиционный макет пространства.

Творческое обсуждение работ.

-

Учебник,

с. 111-115.

Задания № 1-3 (по выбору).

-

 

 

21-22

Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды.

2

Комбинированный.

Роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизациии индивидуализации городской среды. Связь между архитектурой и человеком.

Создание рисунка-проекта фрагмента пешеходной зоны с городской мебелью, информационным блоком, скульптурой и т.д..

Знать особенности роли малой архитектуры и архитектурного дизайна среды.

Уметь создавать архитектурные образы графическими материалами.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке и дома.

Реклама в нашем городе.

Учебник,

с. 117-119.

Задание № 1 или 2 на с. 119 (по выбору).

Мультимедийная презентация «Малые архитектурные формы».

 

 

23

Интерьер и вещь в доме. Дизайн – средство создания пространственно-вещной среды интерьера.

1

Комбинированный.

Архитектурный «остов» интерьера. Историчность и социальность интерьера. Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерьер. Мебель и архитектура: гармония и контраст.

Рисунок-проект одного из общественных мест с использованием дизайнерских деталей интерьера (можно фрагмент).

Знать особенности организации интерьеров общественных, жилых и производственных зданий.

Уметь создавать интерьер общественных мест по воображению.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке и дома.

Психофизическое влияние цвета на эмоциональное состояние человека.

Учебник,

с. 121-125.

Задание № 1 или 2 на с. 125 (по желанию).

Мультимедийная презентация «Психофизическое влияние цвета на человека».

 

 

24-25

Природа и архитектура.организация архитектурно-ландшафтного пространства.

2

Урок изучения новых знаний.

Город в единстве с ландшафтно-парковой средой. Развитие пространственно-конструктивного мышления. Технология макетирования.

Создание макета ландшафтно-городского фрагмента среды (детский парк, сквер с фонтаном и т. п.), использование имитирующих фактур.

Знать термин ландшафтная архитектура.

Уметь создавать архитектурные образы различными материалами.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке и дома.

-

Учебник,

с. 126-131.

Задания № 1 и 2 на с. 131.

Мультимедийная презентация «Ландшафтная архитектура».

 

 

26-27

Ты – архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление. Архитекторы города Курска и его районов.

2

Урок обобщения и систематизации изученного.

Единство эстетического и функционального в объёмно-пространственной организации среды жизнедеятельности людей.

Коллективная работа – создание сложной пространственно-макетной композиции с использованием различных фактур и материалов.

Уметь использовать разнообразные материалы при создании макетов архитектурных объектов на предметной плоскости и в пространстве.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке и дома.

-

Учебник,

с. 132-135.

Подобрать материал к теме «Мой дом – мой образ жизни».

-

 

 

Человек в зеркале дизайна и архитектуры (7 часов).

28

Мой дом – мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома.

. Функционально-архитектурная планировка дворца - усадьбы "Марьино" в Курске.

1

Урок изучения новых знаний.

Принципы организации членения пространства на различные функциональные зоны. Образно-личностное проектирование в дизайне.

Технический рисунок (эскиз) частного домав городе, пригороде, далеко в лесу, домика в деревне (по выбору) – основная конфигурация.

Знать

Принципы организации и членения пространства на различные функциональные зоны. Уметь работать графическими материалами при моделировании архитектурного объекта.

 

Творческое обсуждение работ.

Возможное выполнение задания на компьютере в программе 3D Architector Deluxe и др..

Учебник,

с. 139-142.

Подобрать иллюстративный материал по теме «Интерьер».

Мультимедийная презентация «Проекты частного домовладения».

 

 

29

Интерьер комнаты – портрет её хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища.

1

Комбинированный.

Дизайн интерьера. Роль материалов, фактур и цветовой гаммы. Стиль и эклектика. Функциональная красота или роскошь предметного наполнения интерьера.

Эскизный рисунок с использованием коллажа-проекта пространственного воплощения плана своей комнаты. Зонирование помещения.

Знать принципы организации пространства квартиры.

Уметь отражать в проекте дизайна интерьера образно-архитектурный замысел и композиционно-стилевое начало помещения.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

Психофизическое влияние цвета на эмоциональное состояние человека.

Подобрать иллюстративный материал по теме урока.

Мультимедийная презентация «дизайн интерьера».

 

 

30

Дизайн и архитектура моего сада.

1

Урок обобщения и систематизации изученного.

Виды организации садов: английский,французский, восточный, русская усадьба. Планировка сада, огорода, зонирование территории.

Задание:

1) создание плана земельного участка;

2) макетирование фрагмента сада из природных материалов (по выбору учащихся).

Знать

- композиционные приёмы паркового дизайна разных стилей; - фитодизайн (икебана).

Уметь использовать разнообразные материалы в макетировании.

Творческое обсуждение работ.

-

Учебник,

с. 147-153.

Подобрать материал.

Мультимедийная презентация «Виды организации садов».

 

 

31

Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.

1

Урок изучения новых знаний.

Искусство дизайна одежды. Соответствие материала и формы одежды. Технология создания одежды. Целесообразность и мода. Фасон, линия, силуэт.

Создание своего собственного проекта вечернего платья – рисунок или рельефный коллаж.

Знать

- законы композиции в одежде;

- два композиционных принципа конструкции костюма.

Уметь работать над эскизом костюма.

Творческое обсуждение работ.

-

Учебник,

с. 155-161. задания № 1 и 2. подобрать зрительный материал.

Мультимедийная презентация «Мода на протяжении веков».

 

 

32

Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды.

1

Комбинированный.

О психологии индивидуального и массового.Мода – бизнес и манипулирование массовым сознанием. Стереотип и кич.

Проектный рисунок одного из комплектов костюма (для дома, улицы, работы и пр.), подбор цветовой гаммы.

Знать: - демократичность в моде;

- принцип функциональности.

Уметь трансформировать одежду.

 

Творческое обсуждение работ.

-

Учебник,

с. 162-168.

Задания 1 и 2.

Мультимедийная презентация «Современные дизайнеры одежды».

 

 

33

Грим, визажистика и причёска в практике дизайна.

1

Урок изучения новых знаний.

Искусство грима и причёски. Форма лица и причёска. Макияж. Грим бытовой и сценический. Лицо в жизни, на экране, на рисунке.

1)       Рисование причёски и макияжа на фотографии.

2) Упражнения в нанесении макияжа и создании причёски на «живой натуре» (попарно).

Знать:

 - каждая эпоха рождает свой стиль и моду;

- грим и причёска являются продолжением костюма;

- профессии стилиста и визажиста.

Творческое обсуждение работ.

Боди-арт татуаж как мода. Работа на компьютере в программе Adobe Photoshop/

Учебник,

с. 169-173.

Задания 1 и 2.

Мультимедийная презентация «Искусство грима и причёски».

 

 

34

Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна. Моделируешь себя – моделируешь мир.

1

Урок обобщения и систематизации изученного.

Человек как объект дизайна. Понятие имидж-дизайна как сферы деятельности. Человек – мера вещного мира. Создавая «оболочку» - имидж, создаёшь и «душу».

Коллективное задание: создание имиджмейкерского сценария –проекта с использованием различных визуальных элементов. Соревновательно-игровой показ проектов.

Понимать роль дизайна и архитектуры в современном обществе как важной формирующей его социокультурного облика, место этих искусств и их образного языка в ряду пластических искусств.

Эстетическая оценка результата работы.

-

-

Выставка лучших работ учащихся, выполненных в течение года.

 

 

                
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon r.p._8_klass.doc195.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №56» города Курска

Рассмотрена

на заседании МО учителей

_______________________

протокол № _______

от ___. ____. 201__г.

руководитель МО

____________Е.А.Холодняк

Согласована

на заседании школьного методического совета

протокол № _______

от ___. ____. 201__г.

руководитель ШМС

____________Г.Н.Лихонина

Утверждена

на заседании педагогического совета протокол № _______

от ___. ____. 201__г.

Введена в действие

приказом  № ______

от ___. ____. 201___г.

Директор МБОУ «СОШ № 56»

_____________   В.И.Панюков

Рабочая программа

по учебному предмету

«Изобразительное искусство»

для 8 класса

на 2014 – 2015 учебный год

Самохина Светлана Васильевна,

учитель изобразительного искусства

8 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа – нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.

        Рабочая программа составлена с учётом статуса учреждения, его целей, задач и направлений, а также контингента обучающихся.

Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством народного художника России, академика  РАО и РАХ Б. М. Неменского (М.: Просвещение, 2010), частично видоизменённой за счёт расширения отдельных тем и реализации регионального компонента из расчёта от 10 до 15 процентов от 34 часов, что составляет от 3 до 5 уроков за учебный год. Для работы по программе предполагается использование учебно-методического комплекта (далее УМК): учебник, методическое пособие для учителя, методическая и вспомогательная литература (пособия для учителя, видеофильмы, учебно-наглядные пособия).

Этот учебный год посвящён художественному миру конструктивных искусств – дизайну и архитектуре, их месту в семье изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Рассматриваются композиционные основы создания форм рукотворного мира.

Обучающиеся учатся понимать художественный язык и образность архитектуры и дизайна в истории и настоящем, соотносят мир искусства, массового производства и индивидуального проектирования.

В процессе изучения происходит понимание того, что дизайн и архитектура – это определённое миропонимание, отношение к миру, природе, вещам, самому себе – своему облику и образу жизни.

Изучение конструктивных искусств в 8 классе прочно опирается на большой материал предыдущих лето бучения архитектуре и дизайну.

        В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируются формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков.

В тематическом плане определены виды и приёмы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:

- изображение на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, по представлению);

- декоративная и конструктивная работа;

- восприятие явлений действительности и произведений искусства;

- обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и её общий результат) и индивидуальной работы на уроках;

- изучение художественного наследия;

- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

- создание мультимедийных презентаций с использованием Интернет-ресурсов;

- прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Темы и задания уроков предполагают умение организовывать уроки-диспуты, уроки-творческие отчёты, уроки-экскурсии. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.

Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребёнка.

Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа. Поурочное планирование используется в данной рабочей программе без изменений.

Логика изложения и содержание программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования. Поэтому в программу не внесено изменений.

Количество часов в год – 35.

Количество часов в неделю – 1.

Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплект:

- Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы / под рук. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2010.

- Питерских А.С. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 классы : учебник для общеобразовательных учреждений / А.С.Питерских, Г.Е.Гуров; под ред. Б.М.Неменского. – М. : Просвещение, 2010.

- Гуров Г.Е. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 классы : методическое пособие / А.С.Питерских, Г.Е.Гуров; под ред. Б.М.Неменского. – М. : Просвещение, 2010.

Целью рабочей программы является создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по изобразительному искусству в 8 классе и максимальная реализация культуры Курской области за счёт расширения и углубления некоторых тем, указанных в календарно-тематическом планировании.

Задачи программы:

- дать обучающимся представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении предмета «изобразительное искусство» в 8 классе;

- конкретно определить содержание, объём, порядок изучения предмета «изобразительное искусство» в 8 классе с учётом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса учреждения и контингента обучающихся.

Функции рабочей программы:

- нормативная, то есть рабочая программа является обязательным документом для выполнения в полном объёме;

- целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в образовательную область «искусство»;

- определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению обучающимися (требования к федеральному компоненту государственного стандарта среднего общего образования), а также степень их трудности;

- процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;

- оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности обучающихся.

Содержание тем учебного курса

отражено

в учебно-тематическом плане:

п/п

Тема раздела.

Содержание.

Количество часов.

Дата

1

2

3

4

1

Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры.

Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции.

1

Прямые линии и организация пространства.

1

Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна.

1

Буква – строка – текст. Искусство шрифта.

2

Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции.

1

Многообразие форм полиграфического дизайна.

Полиграфический дизайн на курских полиграфических предприятиях.

2

2

Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий.

Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету. Соразмерность и пропорциональность.

1

Архитектура – композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Архитектура города Курска.

1

Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмных форм. Понятие модуля.

1

Важнейшие архитектурные элементы здания.

1

Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объёмов и материальный образ времени.

2

Роль и значение материала в конструкции.

1

Цвет в архитектуре и дизайне. Архитектура и дизайн центра города Курска.

1

3

Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека.

Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого.

1

Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры.

1

Живое пространство города. Город, микрорайон. Улица. Курск – город, его микрорайоны и улицы.

2

Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды.

2

Интерьер и вещь в доме. Дизайн – средство создания пространственно-вещной среды интерьера.

1

Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.

2

Ты – архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление. Архитекторы города Курска и его районов.

2

4

Человек в зеркале дизайна и архитектуры.

Мой дом – мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома. Функционально-архитектурная планировка дворца - усадьбы "Марьино" в Курске.

1

Интерьер комнаты – портрет её хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища.

1

Дизайн и архитектура моего сада.

1

Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.

1

Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды.

1

Грим, визажистика и причёска в практике дизайна.

1

Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна. Моделируешь себя – моделируешь мир.

1

                                                                                                                          Итого......34 часа

Тематическое планирование. 

№ п/п

Тема урока

Ко-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Учебно-творческое задание

Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

Вид контроля

Элементы дополнительного (необязательного) содержания.

Домашнее задание

ИКТ (информационное обеспечение урока)

Дата

план

факт

 Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры (8 часов).

1

Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции.

1

Урок изучения новых знаний.

Объёмно-пространственная и плоскостная композиция. Основные типы композиций: симметричная и ассиметричная, фронтальная и глубинная. Гармония и контраст.

Задания:

1) расположить на формате один большой прямоугольник и, обрезая его, добиться баланса массы и поля;

2) уравновесить композицию с одним небольшим прямоугольником и двумя разновеликими.

Знать:

- определение композиции и её закономерности;

-типы композиций;

-центр внимания в композиции: доминанта.

Уметь:

организовывать пространство, создавая уравнове шенную композицию.

Устный опрос. Практическая работа.

Композиции художника Василия Кандинского и «Чёрный квадрат Казимира Малевича».

Учебник, с. 7-20.

Задание № 4 на с. 20.

Мультимедийная презентация «Авангард в живописи».

2

Прямые линии и организация пространства.

1

Комбинированный.

Ритм и движение, разреженность и сгущённость. Прямые линии: соединение элементов композиции членение плоскости.

Задания:

1) введение в композицию от трёх до пяти прямых линий;

2) выполнение коллажно-графических работ с разными композициями.

Знать

образно-художественную осмысленность простейших плоскостных композиций.

Уметь 

выполнять  коллаж на заданную тему.

Фронтальный опрос. Просмотр и обсуждение работ.

Работа на компьютере в программе Paint.

Учебник, с. 21-22.

Задание № 1-3 на с. 22.

Мультимедийная презентация «Авангард в живописи».

3

Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна.

1

Комбинированный.

Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Применение локального цвета. Сближенность цветов и контраст. Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта.

Создание композиции из произвольного количества простейших цветовых геометрических фигур в тёплой и холодной цветовых гаммах по принципу цветовой сближенности или контраста.

Знать функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах.

Уметь 

– применять локальный цвет при создании композиции;

- определять средства художественной выразительности.

Просмотр и обсуждение работ. Беседа по теме урока.

Работа на компьютере в программе Paint.

Учебник, с. 23-27.

Задание № 1 на с. 27.

Мультимедийная презентация «Авангард в живописи».

4-5

Буква – строка – текст. Искусство шрифта.

2

Комбинированный.

Буква как изобразительно-смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта, «архитектура шрифта». Шрифтовые гарнитуры.

Создание эскиза эмблемы или торговой марки, состоящей из одной (максимум двух) букв и символического изображения.

Знать определение шрифта: буквы, объединённые одним стилем графического начертания.

Уметь использовать шрифты в композиции.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроках.

-

Учебник, с. 29-31.

Задание № 1, 3 (а) на с. 31.

Мультимедийная презентация «История шрифта».

6

Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции.

1

Комбинированный.

Синтез слова и изображения в искусстве плаката, монтажность их соединения, образно-информационная цельность. Стилистика изображения и способы их композиционного расположения в пространстве.

Задания:

1) прямоугольная форма: введение в композицию с буквой и строками фотоизображения в прямоугольнике;

2) изображение как фон композиции: упражнение, где фотография является фоном плаката.

Знать:

- искусство композиции лежит в основе графического дизайна;

- отличия изобразительного языка плаката от языка реалистической картины.

Уметь применять правила дизайнерской грамоты.

Анализ творческих работ, выполненных на уроках и дома.

-

Учебник, с. 33-39.

Задание № 3 на с. 39. Подобрать зрительный материал (журналы, открытки, книги).

Мультимедийная презентация «Язык плаката».

7-8

Многообразие форм полиграфического дизайна. Полиграфический дизайн на курских полиграфических предприятиях.

2

Урок формирования новых умений.

Многообразие форм полиграфического дизайна: от визитки до книги. Соединение текста и изображения.

Макет разворота (обложки) книги или разворот журнала (по выбору учащихся).

Знать:

- историю полиграфии;

- изобразительный стиль книги или журнала.

Уметь выполнять коллажную композицию.

Анализ творческих работ.

Работа на компьютере в программе Paint.

Учебник, с. 41-45.

Мультимедийная презентация «Полиграфический дизайн».

Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий  (8 часов).

9

Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету. Соразмерность и пропорциональность.

1

Урок изучения новых знаний.

Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. Композиция плоскостная и пространственная. Понятие чертежа как плоскостного изображения.

Задания:

1) прочтение плоскостных изобразительных композиций как чертежа-схемы;

2) баланс объёма и поля на макете;

3) баланс объёмов.

Знать исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств.

Уметь прочитать плоскостные композиции.

Анализ творческих работ, выполненных на уроке.

-

Учебник, с. 49-53.

Задание № 2 или 3 (по выбору).

Мультимедийная презентация «Конструктивные виды искусств».

10

Архитектура – композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Архитектура города Курска.

1

Комбинированный.

Прямые, кривые, ломаные линии. Понятие рельефа местности и способы его обозначения на макете. Дизайн проекта: введение монохромного цвета.

Задания:

1) прочтение линии как проекции объекта;

2) построение трёх уровней рельефа;

3) добавление архитектурного объекта.

Знать вспомогательные соединительные элементы в пространственной композиции.

Уметь подобрать материал, образно выражающий природную среду.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

-

Учебник, с. 54-57.

Задание на с. 57.

Мультимедийная презентация «Композиция в архитектуре».

11

Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмных форм. Понятие модуля.

1

Комбинированный.

Прослеживание структур зданий различных архитектурных стилей и эпох. Выявление простых объёмов, изображающих дом. Деталь и целое. Модуль.

Создание из бумаги макета дома, построенного из модульных объёмов (3-4 типа), одинаковых или подобных по пропорциям.

Знать способы достижения пластической выразительности здания (за счёт большого композиционного разнообразия и гармонии форм).

Уметь моделировать из бумаги.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

-

Учебник, с. 59-64.

Задание № 3 на с. 64.

-

12

Важнейшие архитектурные элементы здания.

1

Комбинированный.

Возникновение и историческое развитие главных архитектурных элементов здания.

Проектирование объёмно-пространственного объекта из важнейших элементов здания.

Знать главные архитектурные элементы здания.

Уметь

использовать элементы здания в макете проектируемого объекта.

Творческое обсуждение работ.

-

Учебник, с. 65-69.

Задание № 2 на с. 69.

Мультимедийная презентация «Ордерная система. Арки».

13-14

Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объёмов и материальный образ времени.

2

Урок формирования новых умений.

Многообразие мира вещей. Внешний облик вещи. Функция вещи и целесообразность сочетаний объёмов. Дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Сочетание образного и рационального.

Задания:

1) аналитическое упражнение – исследование формы вещей;

2) проектное упражнение на функциональное использование форм;

 3) создание тематической образно-вещной инсталляции на выбранную тему.

Знать:

- определение  красоты  как наиболее полного выявления функции вещи; - понятие инсталляция.

Уметь использовать принципы компоновки, ритмического расположения масс, общего цветового решения.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке и дома.

Китч. Основная стилевая идея китча – насмешка над историей и художественными традициями, вкусами, стилями.

Учебник, с. 71-75.

Задание № 2 на с. 75. Подобрать материал для инсталляции.

Мультимедийная презентация «Дизайн в современном мире».

15

Роль и значение материала в конструкции.

1

Комбинированный.

Взаимосвязь формы и материала. Роль материала в определении формы. Влияние функции вещи на материал, из которого она будет создаваться.

Проектное упражнение «Сочинение фантазийной вещи»: сапоги-скороходы, ковёр-самолёт, автомобиль и т. п. (полуфантастическое соединение функций).

Знать 

- особенности влияния развития технологии на изменение формы вещи;

- взаимосвязь формы и материала.

Уметь

использовать разнообразные материалы.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

-

Учебник,

 с. 76-81.

Задание № 2 на с. 81.

Мультимедийная презентация «Дизайн в современном мире».

16

Цвет в архитектуре и дизайне.

Архитектура и дизайн центра города Курска.

1

Комбинированный.

Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета. Цвет и окраска.

Макетирование цветной коробки как подарочной упаковки для вещей различного назначения.

Знать

отличие роли цвета в живописи от его назначения в конструктивных видах искусства.

Уметь

работать по воображению.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

Психофизическое влияние цвета на состояние человека.

Учебник,

с. 82-87.

Задание № 2 на с. 87.

Мультимедийная презентация «Цвет в архитектуре и дизайне».

Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека (12 часов).

17

Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого.

1

Урок изучения новых знаний.

Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. Образ и стиль. Архитектура народного жилища, храма.

Графическая зарисовка или фотоколлаж исторического здания или уголка города определённого стиля и эпохи.

Знать 

- основные стили в архитектуре: античный, готический, романский, ренессанс, барокко, классицизм;

- памятники архитектуры.

Анализ образцов архитектуры разных стилей.

-

Учебник,

с. 89-101.

Задания № 1-3 на с. 101 или мультимедийная презентация.

Мультимедийная презентация «Архитектура прошлого: народного жилища, храма».

18

Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры.

1

Урок изучения новых знаний.

Архитектурная и градостроительная революция 20 века. Проблема урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города.

Современные поиски новой эстетически архитектурного решения в градостроительстве. Фантазийная зарисовка на тему «Архитектура будущего».

Знать 

- основные школы: Баухауз, ВХУТЕ-МАС;

- имена архитекторов 20 века.

Уметь

Создавать по воображению архитектурные образы графическими материалами.

Анализ образцов архитектуры разных стилей.

Создание Оскаром Нимейером оригинального архитектурного стиля.

Учебник,

с. 103-109.

Задания № 1-3 на с. 109 (по выбору).

Мультимедийная презентация «О. Нимейер».

19-20

Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. Курск  – город, его микрорайоны и улицы.

2

Комбинированный.

Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей. Схема-планировка и реальность. Цветовая среда.

Задания:

1) аналитическое прочтение схем городов;

2) макетно-рельефное моделирование фрагмента города.

Знать 

- различные композиционные виды планировки города;

- роль цвета в формировании пространства.

Уметь создавать композиционный макет пространства.

Творческое обсуждение работ.

-

Учебник,

с. 111-115.

Задания № 1-3 (по выбору).

-

21-22

Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды.

2

Комбинированный.

Роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизациии индивидуализации городской среды. Связь между архитектурой и человеком.

Создание рисунка-проекта фрагмента пешеходной зоны с городской мебелью, информационным блоком, скульптурой и т.д..

Знать особенности роли малой архитектуры и архитектурного дизайна среды.

Уметь создавать архитектурные образы графическими материалами.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке и дома.

Реклама в нашем городе.

Учебник,

с. 117-119.

Задание № 1 или 2 на с. 119 (по выбору).

Мультимедийная презентация «Малые архитектурные формы».

23

Интерьер и вещь в доме. Дизайн – средство создания пространственно-вещной среды интерьера.

1

Комбинированный.

Архитектурный «остов» интерьера. Историчность и социальность интерьера. Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерьер. Мебель и архитектура: гармония и контраст.

Рисунок-проект одного из общественных мест с использованием дизайнерских деталей интерьера (можно фрагмент).

Знать особенности организации интерьеров общественных, жилых и производственных зданий.

Уметь создавать интерьер общественных мест по воображению.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке и дома.

Психофизическое влияние цвета на эмоциональное состояние человека.

Учебник,

с. 121-125.

Задание № 1 или 2 на с. 125 (по желанию).

Мультимедийная презентация «Психофизическое влияние цвета на человека».

24-25

Природа и архитектура.организация архитектурно-ландшафтного пространства.

2

Урок изучения новых знаний.

Город в единстве с ландшафтно-парковой средой. Развитие пространственно-конструктивного мышления. Технология макетирования.

Создание макета ландшафтно-городского фрагмента среды (детский парк, сквер с фонтаном и т. п.), использование имитирующих фактур.

Знать термин ландшафтная архитектура.

Уметь создавать архитектурные образы различными материалами.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке и дома.

-

Учебник,

с. 126-131.

Задания № 1 и 2 на с. 131.

Мультимедийная презентация «Ландшафтная архитектура».

26-27

Ты – архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление. Архитекторы города Курска и его районов.

2

Урок обобщения и систематизации изученного.

Единство эстетического и функционального в объёмно-пространственной организации среды жизнедеятельности людей.

Коллективная работа – создание сложной пространственно-макетной композиции с использованием различных фактур и материалов.

Уметь использовать разнообразные материалы при создании макетов архитектурных объектов на предметной плоскости и в пространстве.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке и дома.

-

Учебник,

с. 132-135.

Подобрать материал к теме «Мой дом – мой образ жизни».

-

Человек в зеркале дизайна и архитектуры (7 часов).

28

Мой дом – мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома.

. Функционально-архитектурная планировка дворца - усадьбы "Марьино" в Курске.

1

Урок изучения новых знаний.

Принципы организации членения пространства на различные функциональные зоны. Образно-личностное проектирование в дизайне.

Технический рисунок (эскиз) частного домав городе, пригороде, далеко в лесу, домика в деревне (по выбору) – основная конфигурация.

Знать 

Принципы организации и членения пространства на различные функциональные зоны. Уметь работать графическими материалами при моделировании архитектурного объекта.

Творческое обсуждение работ.

Возможное выполнение задания на компьютере в программе 3D Architector Deluxe и др..

Учебник,

с. 139-142.

Подобрать иллюстративный материал по теме «Интерьер».

Мультимедийная презентация «Проекты частного домовладения».

29

Интерьер комнаты – портрет её хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища.

1

Комбинированный.

Дизайн интерьера. Роль материалов, фактур и цветовой гаммы. Стиль и эклектика. Функциональная красота или роскошь предметного наполнения интерьера.

Эскизный рисунок с использованием коллажа-проекта пространственного воплощения плана своей комнаты. Зонирование помещения.

Знать принципы организации пространства квартиры.

Уметь отражать в проекте дизайна интерьера образно-архитектурный замысел и композиционно-стилевое начало помещения.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

Психофизическое влияние цвета на эмоциональное состояние человека.

Подобрать иллюстративный материал по теме урока.

Мультимедийная презентация «дизайн интерьера».

30

Дизайн и архитектура моего сада.

1

Урок обобщения и систематизации изученного.

Виды организации садов: английский,французский, восточный, русская усадьба. Планировка сада, огорода, зонирование территории.

Задание:

1) создание плана земельного участка;

2) макетирование фрагмента сада из природных материалов (по выбору учащихся).

Знать

- композиционные приёмы паркового дизайна разных стилей; - фитодизайн (икебана).

Уметь использовать разнообразные материалы в макетировании.

Творческое обсуждение работ.

-

Учебник,

с. 147-153.

Подобрать материал.

Мультимедийная презентация «Виды организации садов».

31

Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.

1

Урок изучения новых знаний.

Искусство дизайна одежды. Соответствие материала и формы одежды. Технология создания одежды. Целесообразность и мода. Фасон, линия, силуэт.

Создание своего собственного проекта вечернего платья – рисунок или рельефный коллаж.

Знать

- законы композиции в одежде;

- два композиционных принципа конструкции костюма.

Уметь работать над эскизом костюма.

Творческое обсуждение работ.

-

Учебник,

с. 155-161. задания № 1 и 2. подобрать зрительный материал.

Мультимедийная презентация «Мода на протяжении веков».

32

Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды.

1

Комбинированный.

О психологии индивидуального и массового.Мода – бизнес и манипулирование массовым сознанием. Стереотип и кич.

Проектный рисунок одного из комплектов костюма (для дома, улицы, работы и пр.), подбор цветовой гаммы.

Знать: - демократичность в моде;

- принцип функциональности.

Уметь трансформировать одежду.

Творческое обсуждение работ.

-

Учебник,

с. 162-168.

Задания 1 и 2.

Мультимедийная презентация «Современные дизайнеры одежды».

33

Грим, визажистика и причёска в практике дизайна.

1

Урок изучения новых знаний.

Искусство грима и причёски. Форма лица и причёска. Макияж. Грим бытовой и сценический. Лицо в жизни, на экране, на рисунке.

  1. Рисование причёски и макияжа на фотографии.

2) Упражнения в нанесении макияжа и создании причёски на «живой натуре» (попарно).

Знать:

 - каждая эпоха рождает свой стиль и моду;

- грим и причёска являются продолжением костюма;

- профессии стилиста и визажиста.

Творческое обсуждение работ.

Боди-арт татуаж как мода. Работа на компьютере в программе Adobe Photoshop/

Учебник,

с. 169-173.

Задания 1 и 2.

Мультимедийная презентация «Искусство грима и причёски».

34

Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна. Моделируешь себя – моделируешь мир.

1

Урок обобщения и систематизации изученного.

Человек как объект дизайна. Понятие имидж-дизайна как сферы деятельности. Человек – мера вещного мира. Создавая «оболочку» - имидж, создаёшь и «душу».

Коллективное задание: создание имиджмейкерского сценария –проекта с использованием различных визуальных элементов. Соревновательно-игровой показ проектов.

Понимать роль дизайна и архитектуры в современном обществе как важной формирующей его социокультурного облика, место этих искусств и их образного языка в ряду пластических искусств.

Эстетическая оценка результата работы.

-

-

Выставка лучших работ учащихся, выполненных в течение года.

Основные требования к знаниям, умения и навыкам обучающихся к концу 8 класса в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и с учётом примерной программы.

Обучающиеся должны знать:

- как анализировать произведения архитектуры и дизайна;

- место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;

-  особенности образного языка конструктивных видов искусства;

-  единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль; 

- основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна;

- тенденции современного конструктивного искусства.

Учащиеся должны уметь:

- конструировать объёмно-пространственные композиции;

- моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объёме);

- моделировать в своём творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;

- работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;

- конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию;

- использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур;

- владеть навыками формообразования, использования объёмов на предметной плоскости и в пространстве;

- создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и другими средствами изобразительного искусства;

- работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);

- использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;

- использовать разнообразные материалы: белая бумага и тонированная, картон, цветные плёнки, краски (гуашь, акварель), графические материалы (уголь, тушь, карандаш, мелки), материалы для работы в объёме (картон, бумага, пластилин, пенопласт, деревянные и другие заготовки).

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов.

  1. Активность участия.
  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
  4. Самостоятельность.
  5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы.

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, портрета, пейзажа, натюрморта (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Формы контроля уровня обученности.

  1. Викторины.
  2. Кроссворды.
  3. Отчётные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ.
  4. Тестирование.

Перечень учебно-методического обеспечения

(УМК – учебно-методический комплект).

Основная литература.

Класс.

Программа.

Кол-во часов.

Пособия для учащихся.

Методические пособия для учителя.

8

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы».

М 2010 г.

(разработана под руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б.М.Неменского, утверждена Министерством образования и науки РФ).

34

«Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека». Учебник для 7-8 класса общеобразовательных учреждений. / Под ред. Б.М. Неменского. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с.

- «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека». Учебник для 7-8 класса общеобразовательных учреждений. / Под ред. Б.М. Неменского. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с.

- Изобразительное искусство. 5-8 классы : рабочие программы по учебникам под редакцией Б.М.Неменского / авт.-сост. Л.В.Шампарова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 55 с..

- Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/ (Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). – М.: Просвещение, 2011. – 129 с..

Список литературы.

Основная литература:

- Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы». М 2010 г. (разработана под руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б.М.Неменского, утверждена Министерством образования и науки РФ);

- «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека». Учебник для 7-8 класса общеобразовательных учреждений. / Под ред. Б.М. Неменского. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 175 с.

- Изобразительное искусство. 5-8 классы: рабочие программы по учебникам под редакцией Б.М.неменского / авт.-сост. Л.В.Шампарова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 55 с..

- Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/ (Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). – М.: Просвещение, 2011. – 129 с..

Дополнительная литература.

- а) дополнительная литература для учителя:

Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 98 с.

Комарова Т. С.  Народное искусство в воспитании детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 112 с.

Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.

Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. – СПб.: Акцидент, 1997. – 63 с.

Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. – СПб.: Акцидент, 1998. – 72 с.

      Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 – 234 с.

      Лялина Л. А. Дизайн и дети: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.

Основы рисунка. - М.: АСТ, 2004.- 43 с.

Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 68 с.

      Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и     контрольные тесты. – Волгоград: Учитель, 2008. – 93 с.

      Трофимова М. В., Тарабарина Т. И. И учеба, и игра: изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.- 192 с.

      Шпикалова Т. Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 кл.)

      Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 1998.

      Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Бабушкины уроки: Народное искусство Русского Севера: занятия с младшими шк-ми: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

      Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

      Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие / В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

      Шпикалова Т. Я. Метод. пособие к учебнику изобразительное искусство 1 кл. – М.: Просвещение, 2000.

- Искусство. Изобразительное искусство. 5-9 кл. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений/ С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, М.В. Карамзина и др. – М.: Дрофа, 2012. – 77, (3) с..

- Изобразительное искусство. 1-4 кл. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений/ С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, Н.В. Долгоаршинных и др. – 5-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2012. – 46, (2) с..

-б) дополнительная литература для учащихся:

Вильчинский В. М. Учитесь рисовать: Альбом для 3 класса. – Киев: Радянська школа, 1983 – 72 с.

Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005.- 123 с.

Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 124 с.

Порте П. Учимся рисовать диких животных / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 122 с.

Порте П. Учимся рисовать от А до Я / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 123 с.

Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004. – 37 с.

Приложение № 1.

                                                                                                                                        

Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов, рефератов и мультимедийных презентаций:

- http://ru.wikipedia.org/wiki

- http://www.artsait.ru

- www.eremont.ru/design/art

- http://www.alta-d.ru/encyclopedia/design/f5-04-00078.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 6 КЛАССА НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

Рабочая программа составлена  на основе:1. Федерального государственного образовательного стандарта ООО;   2. Программа курса английского языка к УМК Английский с удовольствием / Enjoy ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ 2 КЛАССА НА 2014 /2015 УЧЕБНЫЙ ГОД для обучающихся школы-интерната VIII вида

Настоящая программа разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для подготовительного, 1-4 классов,  (допущенной Министерством образовани...

Рабочие программы по информатике для 5-9 классов на 2014-2015 учебный год

Рабочие программы по информатике для 5-9 классов на 2014-2015 учебный год по УМК Л.Л.Босова...

Рабочая программа учебного предмета Обществознание в 6 классе на 2014-2015 учебный год

Рабочая программа по обществознанию разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по о...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса « История » в 6 классе на 2014-2015 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса « История »  в 6 классе на 2014-2015 учебный год...

Рабочая программа Основы проектирования для учащихся 11 класса на 2014/2015 учебный год

Программа спецкурса «Учебное исследование»Пояснительная запискаПрограмма спецкурса «Учебное исследование» разработана с учетом из­менений, происходящих в общеобразовательной школе, и направлена на вне...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ___6____КЛАССА НА 2014/2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

Рабочая программа по литературе для 6 класса. Структура школьного курса литературы  в 6 классе.  Цели и задачи, реализуемые рабочей программой. Требования к уровню подготовки учащи...