Обработка графической информации. Инструменты графического редактора.
план-конспект на тему

Асмолова Татьяна Владимировна

План-конспект второго занятия по теме «Обработка графической информации. Инструменты графического редактора» дополнительной общеобразовательной программы "Компьютерная графика и анимация"

На занятии учащиеся знакомятся с инструментами рисования линий и фигур, расположенными в группах Инструменты и Фигуры вкладки Главная графического редактора Paint, объясняются основные приемы работы с инструментами, отработываются навыки работы с инструментами: «Карандаш», «Ластик», «Линия», «Кривая», «Овал» и др., выбора цвета и толщины контура в среде графического редактора (на примере создания изображения цветков и гусеницы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл paint_zanytie_instrumenti.docx521.13 КБ
Файл paint_instrumenty.pptx2.09 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей № 408 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Адрес: СПб, Пушкин, ул. Железнодорожная, д. 54, литера А

Автор разработки: Асмолова Татьяна Владимировна, педагог дополнительного образования

Контактные телефоны: школа 466-19-68, моб. 8(921)-874-71-93, дом. 466-32-98

Дополнительная общеобразовательная программа: Компьютерная графика и анимация

Тема занятия: Обработка графической информации. Инструменты графического редактора.

Тема: Обработка графической информации. Инструменты графического редактора.

Место и роль занятия в изучаемой теме: второе занятие по теме «Обработка графической информации. Инструменты графического редактора».

Тип занятия: изучение нового материала.

Возраст детей: 10-11 лет.

Место проведения: Компьютерный класс.

Дата  проведения:  14.01.2014

Цели:

  1. Образовательная: научить обучающихся выбирать и использовать инструменты графического редактора при создании изображений в растровом графическом редакторе Paint.
  2. Воспитательная: Сориентировать ребят на положительное эмоциональное отношение к занятиям, увеличить познавательную активность, наблюдательность. Вызвать интерес к работе по созданию графических изображений.
  3. Развивающая: обеспечить творческую самореализацию обучающихся.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с инструментами рисования линий и фигур, расположенными в группах Инструменты и Фигуры вкладки Главная графического редактора Paint.
  • Объяснить учащимся основные приемы работы с инструментами.
  • Отработать навыки работы с инструментами: «Карандаш», «Ластик», «Линия», «Кривая», «Овал» и др., выбора цвета и толщины контура в среде графического редактора (на примере создания изображения цветков и гусеницы).

Основной метод проведения занятия: игра и комбинированный метод, который объединяет в себе объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы с использованием электронных образовательных ресурсов. 

Дидактический материал для педагога

Дидактический материал для обучающихся:

  • Презентация «Инструменты графического редактора Paint (карандаш, ластик, линия, кривая, овал)» с разделами закрепления предыдущего материала (Игра: Элементы окна графического редактора), теоретическим материалом по теме (Рисование линий, Рисование различных фигур), закреплением пройденного материала (Кроссворд: Инструменты рисования линий и фигур).
  • Карточки с заданием на практическую работу по теме «Инструменты графического редактора» и инструкцией его поэтапного исполнения для каждого ученика (в бумажном варианте и электронном виде – формат PDF).

Материально-техническое оснащение занятия (Аппаратно-программное обеспечение):

  • компьютерный класс с установленной ОС Windows 7/8
  • графический редактор Paint,
  • программа создания и показа презентаций Power Point,
  • выделенное место на сетевом диске для хранения папки учебной группы,
  • мультимедийный проектор с экраном (интерактивная доска).

План занятия: (45 мин)

  1. Организационный момент (1 мин):
  1. «Настройка на занятие»;
  1. Актуализация ранее изученного (5 мин):
  1.  Вопрос-ответ;
  2. Игра;
  1. Теоретическая часть  (10 мин):
  1. Сообщение темы, целей занятия;
  2. Демонстрация педагогом инструментов графического редактора Paint, рассказ об их назначении, возможностях использования;
  1. Физкультминутка (1 мин);
  2. Практическая  часть  (20 мин):
  1. Индивидуальные задания для обучающихся;
  2. Рекомендации к самостоятельной практической работе обучающихся о применении инструментов графического редактора Paint для создания рисунка с помощью компьютера; (5 мин);
  3. Самостоятельная работа обучающихся за компьютером(15 мин);
  1. Подведение итогов занятия (8 мин).
  1. Кроссворд;

Характеристика этапов занятия

Этап урока

Время

Цель

Методы работы

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

I.  Организационный

1 мин.

Проверка готовности обучающихся, их настрой на работу

«Настройка на занятие» 

Отмечает присутствующих. Обеспечивает нормальную внешнюю обстановку для работы на занятии.

Участвуют в перекличке, проверяют свою собственную готовность к занятию (наличие на столах учебных принадлежностей).

II.  Актуализация ранее изученного

5 мин.

Проверить,

усвоен ли материал предыдущего занятия, подвести к новой теме

Фронтальный  опрос

Игра

Проводит устный опрос обучающихся.

Обучающиеся устно отвечают на вопросы.

Проводит игру «Элементы окна графического редактора».

Принимают участие в игре, называют элементы окна программы  Paint.

III.  Теоретическая часть

10 мин.

Познакомить обучающихся с названием и назначением инструментов графического редактора Paint;

Объяснить  приемы работы с инструментами

Информационно-рецептивный

Сообщает тему занятия.

Слушают, настраиваются на восприятие нового материала.

Поочередно демонстрирует слайды презентации с теоретическим материалом по теме и поясняет порядок работы с рассмотренным инструментам в области рисования программы Paint.

Смотрят на экран, запоминают новый материал.

IV.  Физкультминутка

1 мин.

Снятие напряжения с позвоночника

Компенсаторно-нейтрализующий

Показывает упражнения физкультминутки связанные с названием изучаемых инструментов

Повторяют названия инструмента и выполняют физические упражнения за педагогом.

V.  Практическая часть

Передача учебной информации педагогом, которая предполагает организацию усвоения знаний с использованием средств наглядности

Объяснительно – иллюстративный

Используя демонстрационный экран, педагог показывает приемы работы с инструментами Карандаш, Ластик, Линия, Кривая, Овал, в графическом редакторе при выполнении практической работы. При этом педагог сам работает за ПК педагога.

Обучающиеся наблюдают за действиями педагога.

Рекомендации педагога к самостоятельной практической работе обучающихся. Построение педагогом на экране элементов рисования графического изображения

5 мин.

Самостоятельная работа обучающихся

15 мин.

Закрепление знаний и формирование умений и навыков использования инструментов графического редактора по созданию рисунка  по образцу

Репродуктивный метод 

В ходе практикума педагог наблюдает за работой учащихся, оказывает им помощь. При необходимости приглашает всех обучающихся к обсуждению общих вопросов, обращая внимание на характерные ошибки.

Обучающиеся выполняют практическую работу, следуя инструкции по выполнению задания (задание в формате pdf) и учитывая правила рисования элементов из кривых, линий, геометрических фигур. Самостоятельно создают рисунок по образцу.

VI. Подведение итогов занятия

8 мин.

Проверка умений, навыков и творческой самостоятельности обучающихся

Игра (Кроссворд)

Метод устного контроля и самоконтроля.

Выводит на экран раздел презентации с кроссвордом «Инструменты рисования линий и фигур». Управляет работой обучающихся по разгадыванию кроссворда.

Педагог проверяет и оценивает выполненные работы обучающихся.

Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество своих товарищей.

Решают кроссворд и повторяют название изученных инструментов программы Paint.

Демонстрируют свою работу. Осуществляют самооценку. Формулируют конечный результат работы на уроке.


  1. Организационный момент (1 мин)

Здравствуйте, ребята!

Начинаем наш урок. Отметим присутствующих. Проверьте, чтобы у вас на столах лежали тетрадь, ручка, простой карандаш.

  1. Актуализация  ранее изученного (5 мин)

А начнем мы наше занятие с обсуждения следующих  вопросов:

  • На прошлом занятии мы говорили о компьютерной графике, давайте вспомним: Что же такое компьютерная графика? (разные виды графических изображений, создаваемых с помощью компьютера)
  • Приведите примеры компьютерных программ, которые позволяют создавать и редактировать графические изображения  (Paint, CorolDraw, GIMP,  PhotoShop)
  • На прошлом занятии мы познакомились с программой Paint, что вы можете о ней сказать: где находится? (Пуск-Программы-Стандартные-Paint)
  • Какие элементы окна программы вы можете перечислить?

Чтобы ответить на этот вопрос и заодно проверить ваши знания, предлагаю сыграть в игру

(ИГРА: Элементы окна графического редактора Paint)

 

 

Правильно!

1 - Вкладка, Кнопка Paint, Поле ввода

2 – Вкладка, Группа, Лента

3 – Лента, Палитра, Группа

4 – Списки, Фигуры, Группа

5 – Рабочая область, Область рисования, Поле ввода

6 – Меню, Панель инструментов, Панель быстрого доступа

7 - Строка состояния, Заголовок программы, Панель задач

  1. Теоретическая часть  (10 мин)

Сообщение темы, целей занятия

Вот так, играя, мы подошли с вами к нашей сегодняшней теме. Сегодня мы с вами рассмотрим тему «Инструменты графического редактора Paint».  

Демонстрация педагогом инструментов графического редактора Paint

Поочередно демонстрирую слайды презентации с теоретическим материалом по теме.

Сегодня мы с вами изучим инструменты рисования линий – Карандаш, Ластик, Линия, Кривая и одной из фигур – Овал.

Доступ к ним осуществляется через группы Инструменты и Фигуры.

Они нам потребуются для выполнения практического задания. Демонстрирую слайд с рисунком «Гусеница».

Давайте более подробно рассмотрим каждый из этих инструментов.

Гусеница_2

Инструмент «Карандаш» позволяет проводить тонкие  произвольные линии или кривые.

Инструмент Линия позволяет проводить прямую линию. Используя этот инструмент, можно выбрать толщину линии, а также ее вид.

Инструмент Кривая  позволяет проводить плавную кривую линию.

Программа Paint позволяет добавлять на изображение различные готовые фигуры.

Для выполнения задания будем использовать Овал.

Инструмент «Ластик» позволяет стирать области изображения.

  1. Физкультминутка (1 мин.)
  1. Круговые движения головой – инструмент Овал.
  2. Руки в стороны – Линия.
  3. Правая рука вверх, левая – вниз, рывки руками назад – Карандаш.
  4. Волнообразное движение руками слева на право и обратно – Кривая.
  5. Руки сцепили в замок, вытянули перед собой – Ластик, потянулись, закончили.

  1. Практическая  часть  (20 мин)

Сегодня мы попробуем создать при помощи программы Paint вот такой рисунок. Показываю рисунок гусеницы и цветов.

ВОПРОС: Какие инструменты графического редактора помогут нам создать такой же рисунок?

(Линия, Кривая, Овал, Карандаш, Ластик…)

Демонстрация педагогом применения инструментов графического редактора Paint, для создания такого изображения с помощью компьютера.

ДЕМОНСТРАЦИЯ применения инструментов: Посмотрите, как их можно использовать!

А еще помните и не забывайте использовать «горячие клавиши» Ctrl+Z – отмена.

В помощь на диске Т:\Задание для вас приготовлен файл Пр_раб_тема2_Гусеница.pdf с заданием на практическую работу и инструкцией по ее выполнению. Приступаем к работе.

Самостоятельная работа обучающихся за компьютером (15 мин)

ОБУЧАЮЩИЕСЯ ВЫПОЛНЯЮТ РАБОТУ ЗА КОМПЬЮТЕРОМ (педагог помогает, подсказывает, направляет…)

  1. Подведение итогов занятия. Рефлексия. (8 мин.)

Обучающиеся сохраняют результат работы. 

Игра «Кроссворд»

Для закрепления вновь изученных терминов вывожу на экран слайд презентации с кроссвордом «Инструменты рисования линий и фигур». Предлагаю ученикам разгадать кроссворд.

5

3

О

К

В

1

К

А

Р

А

Н

Д

А

Ш

И

4

Л

В

Л

2

Л

А

С

Т

И

К

Я

Н

И

Я

Задания кроссворда

По горизонтали

  1. Позволяет проводить тонкие произвольные линии или кривые (Карандаш)
  2. Позволяет стирать области изображения (Ластик)

По вертикали

  1. Позволяет проводить плавную кривую линию (Кривая)
  2. Позволяет проводить прямую линию. (Линия)
  3. Позволяет рисовать окружности (Овал)

После разгадывания кроссворда оцениваю работы детей, акцентируя внимание на удачные и неудачные работы, разбирая вопросы, в чем же возникла трудность выполнения задания. Дети проводят самооценку.

Подведем ИТОГИ ЗАНЯТИЯ:

  • Сегодня мы познакомились с инструментами графического редактора Paint, применяли некоторые из них в практической работе при создании графического изображения (Линия, Кривая, Овал, Карандаш, Ластик…)
  • Активно сегодня на уроке работали… (называю имена ребят)

Используемая литература

  1. Дуванов А.А. Азы информатики. Рисуем на компьютере. Книга для учителя. –БХВ-Петербург. 2005
  2. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: учебник для 5 класса/Л.Л. Босова. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. -199 с.
  3. Работа в графическом редакторе Paint. http://windows.microsoft.com/ru-ru/windows/using-paint#1TC=windows-7


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обработка графической информации Инструменты графического редактора paint (карандаш, ластик, линия, кривая, овал ) АСМОЛОВА Татьяна Владимировна педагог дополнительного образования

Слайд 2

Содержание Игра: Элементы окна графического редактора Рисование линий Инструмент «Карандаш» Инструмент «Линия» Инструмент «Кривая» Рисование различных фигур Практическая работа Кроссворд: Инструменты рисования линий и фигур Информационные источники

Слайд 3

Окно графического редактора PAINT Игра: Элементы окна графического редактора Paint Правила игры

Слайд 4

Правила игры Участники игры по очереди называют свой вариант названия элемента окна графического редактора. При затруднении с правильным ответом нажатием на номер элемента предлагается 3 варианта ответа, один из которых правильный. Для открытия правильного ответа, щелкаем левой клавишей мыши по списку вариантов ответов (свитку). Аналогично поступаем для всех элементов окна.

Слайд 5

Окно графического редактора PAINT Группа Лента Вкладка Кнопка Paint Панель быстрого доступа Заголовок программы Область рисования 7 Строка состояния Заголовок программы Панель задач 6 Меню Панель инструментов Панель быстрого доступа 5 Рабочая область Область рисования Поле ввода 1 2 3 4 5 6 7 4 Списки Фигуры Группа 3 Лента Палитра Группа 2 Вкладка Группа Лента 1 Вкладка Кнопка Paint Поле ввода

Слайд 6

2 Я Л А С Я И Н Т И Л В Кроссворд Инструменты рисования линий и фигур И Л К А Р А Н Д А Ш К 3 В О 5 К 4 1 1. Позволяет проводить тонкие произвольные линии или кривые 2. Позволяет стирать области изображения 3. Позволяет проводить плавную кривую линию 4. Позволяет проводить прямую линию 5. Позволяет рисовать окружности

Слайд 7

Рисование линий Для рисования в Paint можно использовать различные инструменты. Вид линий на рисунке определяется выбранным инструментом и параметрами.

Слайд 8

Инструмент «Карандаш» Инструмент «Карандаш» позволяет проводить тонкие произвольные линии или кривые. На вкладке Главная в группе Инструменты щелкните инструмент Карандаш . В группе Цвета нажмите Цвет 1 , выберите цвет и с помощью указателя мыши проведите линию. Чтобы рисовать цветом 2 (цветом фона), нажмите правую кнопку мыши и удерживайте ее во время перемещения указателя.

Слайд 9

Инструмент «Линия» Инструмент Линия позволяет проводить прямую линию. Используя этот инструмент, можно выбрать толщину линии, а также ее вид. На вкладке Главная в группе Фигуры щелкните инструмент Линия . Выберите толщину линии. В группе Цвета нажмите Цвет 1 , выберите цвет и с помощью указателя мыши проведите линию. Чтобы нарисовать линию цветом 2 (цветом фона), нажмите правую кнопку мыши и удерживайте ее при перемещении указателя. Чтобы изменить стиль линии, в группе Фигуры щелкните Контур , а затем выберите стиль линии. Совет Чтобы изобразить горизонтальную линию, нажмите и удерживайте клавишу SHIFT, проводя линию от одной стороны до другой. Чтобы изобразить вертикальную линию, нажмите и удерживайте клавишу SHIFT, проводя линию вверх или вниз.

Слайд 10

Инструмент «Кривая» Инструмент Кривая позволяет проводить плавную кривую линию. На вкладке Главная в группе Фигуры щелкните инструмент Кривая . Щелкните Толщина , а затем выберите размер линии, определяющий ее толщину. В группе Цвета нажмите Цвет 1 , выберите цвет и с помощью указателя мыши проведите линию. Чтобы нарисовать линию цветом 2 (цветом фона), нажмите правую кнопку мыши и удерживайте ее при перемещении указателя. Когда линия проведена, щелкните область изображения, где требуется разместить изгиб, и протащите указатель для придания дуге нужного изгиба.

Слайд 11

Рисование различных фигур Программа Paint позволяет добавлять на изображение различные фигуры. К готовым фигурам относятся как стандартные фигуры (прямоугольники, эллипсы, треугольники, стрелки), так и необычные (среди них - сердце, молния, выноски). Если требуется создать собственную фигуру, можно воспользоваться инструментом «Многоугольник» .

Слайд 12

Инструмент «Ластик» Инструмент «Ластик» позволяет стирать области изображения. На вкладке Главная в группе Инструменты щелкните инструмент Ластик . Выберите в группе Толщина размер ластика и перемещайте ластик по области изображения, которую необходимо стереть. Стираемые области будут заполняться цветом фона (цветом 2).

Слайд 13

Практическая работа

Слайд 14

Информационные источники Графический редактор Paint http://windows.microsoft.com/ru-ru/windows/using-paint#1TC=windows-7 Создание анимированного кроссворда с использованием автофигур http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=236875&lib_no=352766&tmpl=lib Окно http://i014.radikal.ru/0803/f1/03fe8f2b2f17.jpg Палитра http://lenagold.narod.ru/fon/clipart/k/kras/kras90.png