Программа кружка "Юный исследователь"
рабочая программа на тему

Иванов Евгений Анатольевич

   Занятия в детских объединениях, имеющих  сельскохозяйственную направленность, востребованы у учащейся молодёжи села. Полученные знания ребята используют в своём сельском подворье, закладывают опытные делянки в огороде. На практике становится ясным – какое богатство у нас под ногами – Воронежские чернозёмы – ребята учатся их ценить и беречь, а так же правильно использовать.

Цель: допрофессиональная подготовка учащихся по  направлениям - агрохимия, агроэкология , почвоведение и другим сельскохозяйственным наукам ;

 - углубить их знания по биологии, химии, экологии;

Задачи:  - способствовать развитию инициативы; повышение интереса к исследовательской деятельности; воспитание у учащихся культуры труда на земле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yunyy_issledovatel_programma.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         

               

                   Программа

            « Юный исследователь »

        для учащихся 5-9 классов

                Срок реализации 2 года

                                                                       Автор-составитель: Педагог

                                                                           дополнительного образования

                                                                               Иванов Евгений Анатольевич

                                                                             

2014 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Занятия в детских объединениях, имеющих  сельскохозяйственную направленность, востребованы у учащейся молодёжи села. Полученные знания ребята используют в своём сельском подворье, закладывают опытные делянки в огороде. На практике становится ясным – какое богатство у нас под ногами – Воронежские чернозёмы – ребята учатся их ценить и беречь, а так же правильно использовать.

Цель: допрофессиональная подготовка учащихся по  направлениям - агрохимия, агроэкология , почвоведение и другим сельскохозяйственным наукам ;

 - углубить их знания по биологии, химии, экологии;

Задачи:  - способствовать развитию инициативы; повышение интереса к исследовательской деятельности; воспитание у учащихся культуры труда на земле.

          Программа  составлена по периодам в соответствии с сезонностью выполнения работы. В основу занятий кружка положены практические работы. Занятия кружка предусмотрены с начала учебного года.  Программа кружкового объединения «Юный исследователь» составлена комплексно, с использованием тематики как растениеводства , так агрохимии.

          Главное внимание в работе детского объединения «Юные исследователи» уделяется изучению охраны природы и опытничеству, направлено на решение задач, поставленных перед сельским хозяйством. При проведении каждого опыта необходимо обращать внимание на  соблюдение требований методики, чтобы получить достоверные данные. Обязательное условие - ведение дневника. Лучшие работы (результаты) опытнической работы, полученные на школьном учебно- опытном участке должны  шире  пропагандироваться среди заинтересованных организаций и учреждений.

          Работы, связанные с уходом за растениями, проводятся систематически, независимо от прохождения той или иной темы.

         Работа кружкового объединения проводится с сентября по июнь месяц, по 4 часа  в неделю, а летние месяцы: июнь, июль, август не попадают в часовые рамки тематического планирования, некоторые часы в зимние месяцы переносятся на летние, т.к. работы на учебно-опытном участке ведутся весь календарный год.

         В процессе занятий предусматриваются экскурсии в растениеводческие хозяйства, научно- исследовательские учреждения, широкое ознакомление учащихся с методами работы передовиков и достижениями науки. В работе детского объединения большое внимание уделяется изготовлению учебно-наглядных пособий.

          Работа учащихся по борьбе с вредителями и болезнями проводится только с использованием агротехнических, механических и биологических методов. Опрыскивание и опыливание растений ядохимикатами проводится специально подготовленными к этой работе взрослыми.

        В работе кружка предусматривается широкое участие его членов  в подготовке и проведении массовых юннатских мероприятий: Праздник урожая, Праздник цветов, месячник сада, День птиц, День леса, слёты, выставки, соревнования и т.д.

        Работа кружка рассчитана на несколько лет с долгосрочной перспективой, т.е. проведения более сложных опытов и наблюдений, тем самым, нацеливая учащихся на профориентацию будущей профессии.

 К концу первого года обучения учащиеся должны:

  • знать основные методы работы на земле;
  • знать основы организации сельского хозяйства;
  •  характеризовать почвы как природные системы;
  • распознавать сельскохозяйственные культуры.

Учащиеся должны уметь:

  • наблюдать изменения в природе, изменения почв под влиянием деятельности человека;
  • оценивать влияние антропогенного фактора на почвы, экосистемы и принимать решения по их охране;
  • определять виды сорных растений;
  • применять знания в личном хозяйстве;
  • представлять результаты исследовательской и проектной деятельности.

К концу второго года обучения учащиеся должны:

  • знать причины многообразия почв;
  • знать основы севооборота;
  • знать основы  охраны и восстановления почв;
  • характеризовать структуру почвенного биоценоза;
  • понимать значение почв в природе и жизни человека;
  • обосновывать значение биологического разнообразия.

Учащиеся должны  уметь:

  • сравнивать различные типы почв;
  • обосновывать потребность в сельском хозяйстве;
  • применять знания для обоснования севооборота;
  • использовать знания по агрохимии, агрономии и почвоведению в решении конкретных экологических ситуаций;  
  • уметь составлять экологические карты;
  • осуществлять  природоохранные мероприятия.

   Данная программа рассчитана на два года обучения: первый год – 144 часа; второй год обучения – 144 часа по два занятия в неделю.

Учебно - тематический план

(первый год обучения)

                    Темы

                Кол-во часов

общее

теоретич.

практич.

1

2

3.

4.

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Вводное занятие

Основные отрасли с/х производства.

Важнейшие с/х культуры.

Осенняя обработка почвы.

Семена.

Почва и её плодородие.

Химическая защита.

Сорная растительность и меры борьбы с ней.

Вредители и болезни с/х культур, меры борьбы с ними.

Подготовка и проведение опытнической работы.

Подготовка и посев семян на рассаду (в грунт).  

Весенние работы на учебно-опытном участке.

 Посев и посадка с/х культур.

Уход и наблюдения за с/х культурами.

Уборка урожая полевых и овощных культур.

Изготовление учебно- наглядных пособий.

Подведение итогов.                                

2

10

20

6

10

6

10

6

4

8

6

18

20

14

2

2

1

2

2

2

4

2

4

3

2

2

2

2

4

2

1

2

1

8

18

4

6

4

6

3

2

6

4

16

16

12

1

Итого:

144

37

107

Учебно - тематический план

(второй год обучения)

№ №

п/п

Тема

               Количество часов

Всего

теорет.

практич.

1.

Введение

2

2

2.

Учение о почве

12

6  

6

3.

Химическая защита

12

4

8  

4.

 Сельскохозяйственная и сорная растительность Центрально-черноземного региона

18

6  

12  

5.

Почвенные биоценозы

12

4

8

6.

Подготовка и проведение опытнической работы.

24

10

14  

7.

Почвы на службе человека

6

2    

4

8.

Охрана и защита почв

8

4    

4  

9.

Весенние работы на учебно-опытном участке.

24

6

18

10.

Посев и посадка с/х культур.

Уход и наблюдения за с/х культурами.

12

2

10

11

Уборка урожая полевых и овощных культур.

12

2

10

12

Заключение

2

2

Всего

144

50

94

        

Содержание

(первый год обучения)

  1. Вводное занятие ( 2 ч) Ознакомление учащихся с работой юных опытников, с планом работы кружка, с массовыми мероприятиями, в которых будут участво-вать члены кружка.Экскурсия на пришкольный учебно-опытный участок.

Основные отрасли с/х производства ( Встреча со специалистами С\хозяйства).

Изготовление макетов, наглядных пособий, оформление альбома.

2.Важнейшие с/х культуры (10).Важнейшие полевые и овощные культуры, выращиваемые в районе. Особенности строения  изучаемых культур. Их характеристика. Картофель. Морковь. Томат. Столо-вая свёкла. Перец сладкий.Лук. Огурцы. Фасоль. Капуста б/к. Редис.

3. Осенняя обработка почвы ( 20ч).Значение и агротехнические требования к осенней обработке почвы. Внесение органических удобрений: дозы, способы, время. Внесения минеральных удобрений: дозы, способы, время. Изготовление наглядных пособий: гербария, коллекции почв (образцов).

4.Семена (6 ч.). Распространение, значение высококачественных семян для получения высоких урожаев.Распознавание семян, изучаемых культур по внешним признакам, их особенности.Подготовка и закладка семян, собранных со школьного участка, на хранение.Изготовление наглядных пособий: коллекции семян.

5.Почва и её плодородие (10ч).Понятие о почве и её плодородие, понятие об основных типах почв.Физические свойства почв. Пути сохранения и повышения плодородия почвы. Виды удобрений, их значение для повышения урожая с/х культур. Местные органические удобрения: их состав, действия на почву.

Способы заготовки, приготовления, транспортировка удобрений.

Минеральные удобрения: азотные, фосфорные, калийные. Названия, состав и химические формулы. Внешний вид, цвет, микроскопичность.

Влияние удобрений на рост, развитие с/х культур.

Микроудобрения: борные, медные, марганцевые, молибденовые, цинковые и другие: их значение.

Зелёные удобрения. Сидераты и сидерация. Клубеньковые бактерии бобовых культур и их значение в повышении плодородия почвы.

Рассмотрение гербария зелёных удобрений (растений).

6.Химическая защита (6ч.).Химическая защита растений. Вредители и болезни с/х растений. Инсентициды, зооциды, фунгециды и гербициды. Названия, состав, химические формулы.

7. Сорная растительность и меры борьбы с ней (10 ч.).Важнейшие группы сорняков, их биологические особенности. Вред, причиняемый сорняками, способы борьбы с сорняками в связи с особенностями развития. Ознакомления с сорными растениями по гербарным образцам. Работа с определителями и другой справочной литературой.

Работа со справочной литературой.                                                                                8  Вредители и болезни с/х культур, меры борьбы с ними (6 ч.). Наиболее распространённые вредители и болезни с/х культур. Ущерб, наносимый ими сельскому хозяйству. Меры борьбы с вредителями с учётом их биологических особенностей и болезней. Техника безопасности при работе с ядохимикатами.

Ознакомление с основными вредителями с/х полевых культур по коллекциям.

Ознакомление с общим устройством опрыскивателя.

9. Подготовка и проведение опытнической работы (4 ч.).Основные требования к проведению полевого опыта. Обсуждение и выбор тем опытов, рекомендуемых специалистами и учёными. Разработка планов проведения опытов. Оформление записей в дневнике. Проверка необходимого инвентаря, семян, удобрений и т.д. Мелкий ремонт инвентаря и оборудования

10. Подготовка и посев семян на рассаду (в грунт) (8ч.). Посевные качества семян и их значения; значение подготовки семян к посеву. Биологические основы разных способов подготовки семян. Норма высева и её определения.Определение чистоты, всхожести, абсолютного веса, хозяйственной годности семян, предназна-ченых к посеву на рассаду. Проведение работ по подготовке семян к посеву (намачивание, обработка минеральными и органическими веществами).

Наблюдения за прорастанием семян. Закладка опытов по выявлению влияния разных способов подготовки семян  на урожай. Закладка опытов

11. Весенние работы на учебно-опытном участке (6 ч.).  Обработка почвы. Способы обработки, значение своевременной обработки почвы и внесения удобрений для урожая с/х культур.Агротехнические требования, предъявляемые к качеству выполняемых работ.Рыхление почвы. Внесение и заделка удобрений.

Разбивка участка, разметка делянок.

12. Посев и посадка с/х культур (18 ч.).Условия, необходимые для прорастания семян и приживаемости рассады. Биологическое обоснование своевременного посева и посадки для получения высоких урожаев с/х культур. Сроки, способы, глубина посева и посадки с/х культур в связи с их биологическими особеннос-тями. Посев и посадка полевых и овощных культур.Закладка опытов по выявлению лучших способов и сроков посева и посадки, доз, сроков, способов внесения удобрений.Фенологические наблюдения за подопытными растениями. Наблюдения за погодой.

13. Уход и наблюдения за с/х культурами (20 ч.).Условия, необходимые для роста и развития растений. Способы, сроки, дозы полива в связи с фазами развития растений. Способы определения необходимости подкормки растений.

Виды, способы, сроки и дозы подкормок. Рыхление, прополка, полив и подкормка растений, прореживание всходов. Окучивание растений. Борьба с вредителями и болезнями. Определение видов на урожай. Агротехнические анализы.

Наблюдения за исследуемыми растениями.

14. Уборка урожая полевых и овощных культур (14 ч.).Значение своевременной уборки урожая с/х культур. Понятие о биологической спелости. Агротехнические требования к способам и срокам уборки различных культур, требования к отбору растений для семенных целей. Уборка и учёт урожая. Агротехнические анализы урожая. Отбор сортов полевых и овощных культур.

15.Изготовление учебно- наглядных пособий.(2ч.) Сбор материала и изготовление наглядных пособий

16.Подведение итогов (2ч.). Учёт результатов опытов, оформлений записей в дневнике, изучение наглядных пособий и т.д

 Содержание

(второй год обучения)

1.Введение( 2ч. )

2. Учение о почве(12ч.) Почвоведение. Классификация почв. Докучаев – история создания защитного лесоразведения в Воронежской области. Лесополосы , их типы. Определение насыщенности чернозёма.

3. Химическая защита(12 ч.) Вредители и болезни с/х растений. Методы борьбы. Инсентициды, зооциды, фунгециды и гербициды. Названия, состав, химические формулы. Методика приготовления и внесения препаратов.

4. Сельскохозяйственная и сорная растительность Центрально-черноземного региона (18 ч.) Основные полевые культуры. Злаки как основная полеводческая  культура. Корнеплоды. Сорная растительность. Карантинные сорняки и методы борьбы с ними.

5. Почвенные биоценозы(12 ч.) Исследование почвенных биоценозов.

Искусственные сельскохозяйственные агроценозы. Степень их устойчивости. Антропогенное влияние на биоценозы  почвы.

6. Подготовка и проведение опытнической работы.(24 ч.) Выбор темы полевого опыта. Разработка планов проведения опытов. Закладка опытов. Опытные и контрольные делянки. Оформление записей в дневнике. Проверка необходимого инвентаря, семян, удобрений и т.д. Мелкий ремонт инвентаря и оборудования.

7. Почвы на службе человека(6 ч.) Значение почв в жизни человека. Развитие сельского хозяйства. Способы обработки почв.

8. Охрана и защита почв(8 ч.) Основные методы определения истощения почвенного слоя. Мелиорационные работы по защите чернозёмов. Укрепление овражно-балочной сети.

9. Весенние работы на учебно-опытном участке (24 ч.) Обработка почвы. Способы обработки, значение своевременной обработки почвы и внесения удобрений для урожая с/х культур. Агротехнические требования, предъявляемые к качеству выполняемых работ. Рыхление почвы. Внесение и заделка удобрений.

Разбивка участка, разметка делянок.

10. Посев и посадка с/х культур. Уход и наблюдения за с/х культурами.(12ч.) Условия прорастания семян и приживаемости рассады. Биологическое обоснование своевременного посева и посадки для получения высоких урожаев с/х культур. Сроки, способы, глубина посева и посадки с/х культур в связи с их биологическими особенностями. Посев и посадка полевых и овощных культур. Закладка опытов по выявлению лучших способов и сроков посева и посадки, доз, сроков, способов внесения удобрений. Фенологические наблюдения за подопытными растениями. Наблюдения за погодой.

11. Уборка урожая полевых и овощных культур (12 ч.). Значение своевременной уборки урожая с/х культур. Понятие о биологической спелости. Агротехнические требования к способам и срокам уборки различных культур, требования к отбору растений для семенных целей. Уборка и учёт урожая. Агротехнические анализы урожая. Отбор сортов полевых и овощных культур.

12. Заключение (2 ч.) Учёт результатов опытов, оформлений записей в дневнике, изучение наглядных пособий и т.д

                                         Список литературы

  1. Трудовое обучение « Сельскохозяйственные работы» Пробное учебное пособие для 5-7 классов. Под редакцией Д.И. Тройтана.
  2. Энциклопедия « 100 великих людей».
  3. Справочник «Овощеводу» 100+1 совет/лет- сост. Н.А. Баранова.- Мн.: Современный литератор, 2001
  4. Программирование урожая овощных культур. Р.В.Алексеев, - Воронеж, СХИ.
  5. Химия: учебник Габриэлян. 8-9 классы.
  6.  Исследователи природы «Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ»
  7. Сокровище под ногами. Экологическая библиотечка школьника под редакцией Т. Минина, Ю. Иванова.
  8. В.В. Пасечник «Биология. Бактерии. Грибы. Растения». 6 класс
  9. Регулирование плодородия чернозёмов в условиях лесостепи ЦЧЗ. Сборник научных трудов. Воронеж- 1989
  10. Натуралистическая, опытническая работа с учащимися школьного возраста. Воронежская областная станция юных натуралистов и опытников с/х.

     11. П.Г. Адерихин, Почвы Воронежской области», Воронеж, Из-во ВГУ,1963 г.

     12. Н.А. Качинский, «Почва, её состав и жизнь», М., «Наука», 1975 г.

     13.Т.В.Афанасьева, В.И. Василенко и др., «Почвы СССР», М., «Мысль», 1979г.

     14. В.Х. Тутаюк, «Анатомия и морфология растений», М., «Высшая школа», 1972 г.

ПЕРЕЧЕНЬ

оборудования, необходимого для реализации

программы «Юные исследователи»

Гербарии раздаточные

Гербарий «Дикие и культурные злаки»

Гербарий «Сорная растительность»

Гербарий «Карантинные сорняки»

Коллекции раздаточные

Коллекция семян и плодов сельскохозяйственных кулдьтур

Коллекция вредителей полей

Диски с презентациями

Охрана агроценозов

Защитное лесоразведение. Опыт Каменной степи.

Видеофильмы

Биология птиц полей

Сообщества растений и животных полей

Экологические группы почвенных микроорганизмов

Приборы

Лупа (7-10*)                                                                10 шт.

Микроскоп БИОЛАМ (Р-11)                                                  1 шт.        

Бинокуляр                                                                                    1 шт.

Секундомер                                                                1 шт.

Часы песочные                                                                5 шт.

Термометры бытовые                                                        2 шт.

Термометры лабораторные                                                2 шт.

Термометр метеорологический (почвенно-глубинный)        1 шт.

Барометр                                                                        1 шт.

Весы лабораторные (равноплечные, 2 класс, ВЛР –200)        6 шт.

Весы электронные                                                                       1 шт.

Компас                                                                        7 шт.

Влагомер        1 шт.

Фотоаппарат        1 шт.

Оборудование и инвентарь

Набор посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ НПП                                                                                  12 шт.

Лоток для раздаточного материала                                        12 шт.

Рулетка (10 м)                                                                2 шт.

Гербарные папки                                3 шт.

Грабли        5 шт

Лопата        10 шт

Лейка         5 шт

Рыхлители        10 шт

Ведра        10 шт

Шланг поливной        100 м.

Ящики для рассады        10 шт

Семенной материал ( согласно списка опытов),  минеральные удобрения , стимуляторы роста, гербициды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа « Школьник – исследователь»

Предлагаемая авторская программа нацелена на выявление и развитие исследовательских умений и навыков , грамотное и целесообразное сочетание их с общеучебными , сосредоточение их в процессе обучения по...

Программа кружка "Исследователи природы"

Кружок рассчитан для детей 11-15 лет...

Технологическая карта внеклассного занятия по программе "Я-исследователь"

Данная технологическая карта включает организационную структуру занятия "Исследование условий, необходимых для прорастания семян"....

Рабочая программа клуба "Исследователь" для 5 класса

Курс построен в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы, указанными в федеральном государственном образовательном стандарте, и направлен на решение следую...

Программа "Я-исследователь" (5-6 кл.)

Программа дополнительного образования для учащихся 5-6 классов первого года обучения.В основу положены материалы Савенкова для основной школы....

Рабочая программа "Я-исследователь 8 класс 2015-2016

Рабочая программа рассчитана на 34 часа, для 8 классов. В программе отражены практические и проектные работы...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Юный исследователь

Дополнительная общеразвивающая программа...