Школьникам об исследовательской деятельности
статья (9 класс) на тему

Волкова Евгения Витальевна

Статья содержит самое первое и необходимое, что нужно знать школьнику об исследовательской деятельности, чтобы не путать её с чем-то другим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ob_id_sayt.doc15 КБ

Предварительный просмотр:

Что можно и нужно знать школьнику об исследовательской деятельности

Волкова Е.В.

Что такое исследовательская деятельность (ИД)? - поиск НОВОГО, еще не известного науке. (Не путать с открытиями «для себя».) Это может быть объект, новая информация, новый, меняющий прежние представления, взгляд на известное — та «ступенька», на которую смогут опереться следующие исследователи.

Самый доступный для школьников вид ИД — это поиск артефактов.

Главное значение ИД: она пронизывает любые области знания. Принципы, правила ИД применимы в любой области знаний, являются фундаментальными (да-да, от слова «фундамент», без которого надежного дома не построить! ).

Всякий ли может стать исследователем? - Всякий, обладающий определенным набором качеств (которые поддаются развитию при желании).

Качества, необходимые исследователю:

правильная мотивация: бескорыстная любознательность (а не погоня за местами, призами),
нестандартность, незашоренность мышления,
понимание имеющейся информации (умение видеть суть),
терпение: имеется изначальный страх неизвестного (разум восполняет белые пятна навешиванием ярлыков) – нужно иметь полочку в голове с «?»,
осведомленность в выбранной области (контакт со специалистами),
интуиция (основанная на некоторой базовой информации).


Исследовательский (научный) подход
:

принципы объективности, историзма, социального подхода, всесторонности изучения
принцип «бритвы Оккама»: не следует увеличивать число сущностей без необходимости (принцип необходимости и достаточности)
обращение к первоисточнику
принцип честности: не дурачить самих себя
«из общих соображений» - стремление найти суть явления
любое научное утверждение должно быть доказано
принцип логичности: любое научное утверждение должно дополняться соображениями о том, каким образом выполняется утверждение («Мифы минувшего века» Сергей Арктурович Язев, кандидат физико-математических наук -
http://elementy.ru/lib/430627)

Необходимые черты исследовательской работы:

поиск нового, еще не известного,
доступное для изучения,
узость (конкретность) темы. («К вопросу о...»)
правильное представление своей работы.

Ну, и уж если совсем серьезно этим заняться, то понадобятся и следующие технические подробности.

Оформление исследовательской работы
:

Титульный лист: название работы, данные автора, руководитель
Оглавление
Цель, задачи, методы
Предисловие (общее описание ситуации создания, находки)
Общее описание работы. Историография (кто работал в этой области, его результаты)
Подробное описание объекта
Итоги: выводы, аналогии
Список литературы
Список иллюстраций

Достойные — дерзайте!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Экологическое образование школьников через исследовательскую деятельность.

В статье рассмотрены основные принципы организации учебно-исследовательской деятельности в школе и мои размышления на эту тему....

Формирование экологической компетентности школьников через исследовательскую деятельность

Происходящие изменения в окружающем нас мире способствуют развитию  нового мышления, новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием лично...

Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника Презентация к выступлению "Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника"

Вступление и п резентация к выступлению на семинаре заместителей директоров по учебной работе и руководителей районных методических обединений, 2011 г....

Развитие индивидуальных познавательных способностей школьников в процессе проектно – исследовательской деятельности на уроках математики и во внеурочной деятельности

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в отборе и разработке методов и приемов проектно – исследовательской деятельности как средства развития индивидуальных познавательных способностей школьни...

Общественно-политический и научно-методический журнал "Образование в современной школе": статья "Саморазвитие личности школьника через исследовательскую деятельность" (№ 5, 2014)

В статье рассматривается исследовательская компетентность как важная составляющая учебной деятельности современного школьника. Это качество включает в себя такие компоненты, как опыт индивидуальной и ...

Представление опыта по теме "«Применение технологии проектно-исследовательской деятельности школьников в урочной и внеурочной деятельности»

Представлен опыт работы учителя по теме: «Применение технологии проектно-исследовательской деятельности школьников в урочной и внеурочной деятельности» на примере предмета "физик...

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельност

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую ...