Программа кружка "Безопасное колесо"
методическая разработка на тему

Арефина Наталья Ильинична

В учебных планах и регионального, и федерального уровня отсутствуют часы на изучение правильного вождения велосипеда. А ведь каждый второй школьник имеет велосипед и после самостоятельного обучения ребенок, слабо владея навыками вождения на велосипеде и практически не зная правил дорожного движения, выезжает на проезжую часть, становясь потенциально опасным водителем или потенциальной жертвой. Данная программа подразумевает именно подготовку юных велосипедистов к безопасному движению на дороге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arefina_n.i._programma.docx44.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Антоновка

Завитинского района   Амурской области

 

Программа кружка

  «Безопасное колесо»

курс рассчитан для учащихся 3-4 классов

        Вид программы – модифицирована, составлена на основе:

  1. Авторской программы  «Программа для внеклассной и внешкольной работы. Правила дорожного движения», авторы В.Г.Рублях, Л.Н. Овчаренко; - М.: «Просвещение», 2007
  2. Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012»
  3. Положение о районном конкурсе – соревновании юных велосипедистов «Безопасное колесо», 2013 -2015

                                               Составитель: Н.И. Арефина

руководитель кружка

«Безопасное колесо»

2015 г.

Пояснительная записка

        Программа курса «Безопасное колесо» разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах».

Актуальность.
        Во - первых, среди всех опасностей природного и антропогенного характера особо выделяется проблема безопасности дорожного движения. В списке причин гибели людей от несчастных случаев первую строчку твердо занимает дорожно-транспортный травматизм. Каждый год свыше 20 тысяч детей в возрасте до 16 лет становятся участниками дорожно-транспортных происшествий. Количество погибших ежегодно увеличивается, свыше 80% из общего числа пострадавших детей становятся инвалидами. К сожалению, изучение Правил дорожного движения (ПДД) в курсе ОБЖ и во внеклассной работе классных руководителей в полной мере не дает положительного результата в
 безопасном поведении детей на дорогах. Анализ дорожно-транспортных происшествий за последние годы выявил низкий уровень подготовки участников дорожного движения, отсутствие системы непрерывной подготовки к безопасному поведению на дорогах. Программа дополнительного образования «Безопасное колесо» будет способствовать воспитанию полноценного участника дорожного движения, формированию транспортной культуры и выработку правильных навыков и привычек поведения на проезжей части.

        Во - вторых, обучение школьников культуре поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировки в пространстве.

        В - третьих, программа позволит воспитать в детях такие качества, как

дисциплинированность, внимание, собранность, ответственность, осторожность, уверенность. Ведь часто именно отсутствие их у человека становится причиной дорожных происшествий.

Новизна программы.

        В учебных планах и регионального, и федерального уровня отсутствуют часы на изучение правильного вождения велосипеда. А ведь каждый второй школьник имеет велосипед и после самостоятельного обучения ребенок, слабо владея навыками вождения на велосипеде и практически не зная правил дорожного движения, выезжает на проезжую часть, становясь потенциально опасным водителем или потенциальной жертвой. Данная программа подразумевает именно подготовку юных велосипедистов к безопасному движению на дороге.

Цель: создать условия для формирования личности безопасного типа.

Задачи:

  • научить правилам дорожного движения и особенностям восприятия дорожной обстановки;
  • обучить фигурному вождению велосипеда;
  • сформировать умение безопасного поведения в различных дорожно-транспортных ситуациях;
  • воспитать безопасную личность.

Принципы реализации:

  • Принцип программно-целевого подхода, направленный на практический результат
  • Принцип доступности знаний, их расшифровка и конкретизация с учетом особенностей познавательной деятельности
  • Принцип актуализации знаний и умений, мотивированность всех ситуаций с точки зрения реальных потребностей детей данного возраста
  • Принцип индивидуализации и дифференциации
  • Принцип здоровьясбережения
  • Принцип непрерывности

        Программа рассчитана на два года обучения. Состав занимающихся: 15 человек, в возрасте 9 -12 лет. Принимаются ребята, активно интересующиеся автомобилями, вождением велосипеда, изъявившие желание участвовать в работе по пропаганде ПДД и предупреждению дорожно-транспортного травматизма. Школьники не только обучаются сами, но и передают свои знания другим: участвуют в различных соревнованиях, в том числе «Безопасное колесо», работают с учащимися начальной школы, разрабатывают наглядные пособия, площадки для вождения велосипеда и т. п.

        Время обучения - 68 часа в год.

Особенности программы.

        Особенностью программы является то, что тесное взаимодействие всех участников с сотрудниками ГИБДД позволит создать условия для формирования безопасного образовательного пространства в школе и ее социальном окружении.

        В программе предусмотрено обучение детей не только правилам дорожного движения (далее - ПДД), но и основам: оказания первой медицинской помощи, владения навыками коммуникативной компетенции. Детей психологически и физически готовят к принятию адекватных решений в любых ситуациях.

        Кроме этого, программа представляет собой пропедевтический курс введения в автомобильное дело, которое учащиеся школы будут изучать в старших классах.

Программа имеет четкую практическую направленность.

На занятиях, общаясь друг с другом и с педагогом, обучающиеся:

  • овладевают знаниями по ПДД, этике поведения на дороге;
  • участвуют в повседневной жизни коллектива;
  •  получают знания, непосредственно относящиеся к охране жизни и здоровья;
  • привлекаются к участию в пропаганде ПДД среди детей и подростков.

       Работа проводится в форме теоретических и практических занятий.

         В теоретическую часть входит: изучение правил дорожного движения с применением проблемного раздаточного материала, макета проезжей части, а также с использованием образовательных программ в классе информационно-коммуникационных технологий.

        Практическая часть: вождение велосипеда, фигурное вождение велосипеда, преодоление на велосипеде различных препятствий, экскурсии к проезжей части, оказание доврачебной медицинской помощи.

        Учебно-тренировочное занятие строится с учетом психологических, физиологических особенностей детей: первая часть занятий включает изучение теоретического материала, вторая часть – двигательную нагрузку (вождение велосипеда).

        В учебно-тренировочном занятии учащиеся используют личные велосипеды.

        Содержание занятий, объем и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния здоровья обучающихся.

        На занятиях (тренировках) используются командный (групповой), индивидуальный (личный) и игровой (развлекательный) методы работы.

Занятия проводятся в соответствии с планом с использованием различных методов. К ним относятся:

  • Словесный метод (беседа, сообщение задач, описание упражнения, движения, объяснение, анализ ситуаций, словесные оценки).
  • Метод демонстрации (наглядные пособия – журналы, фото, таблицы, карточки, дорожные знаки, кассеты, а также личный пример).
  • Метод разучивания упражнений (по элементам, по частям, в целом виде).
  • Тестирование.
            Обучение на занятиях должно базироваться на взаимосвязанных дидактических принципах сознательности, активности, систематичности, постепенности, наглядности, доступности и индивидуализации.

Обязательно предусматривается медико - психологическое

сопровождение, предполагающее:

  • медицинский контроль школьных врачей (2 раза в год);
  • психолого-педагогическую диагностику.

Учебно-методическое обеспечение программы

  • Дидактические материалы и наглядные пособия.
  • Велосипеды (личные).
  • Аптечка.
  • Инвентарь по фигурному вождению велосипеда.
  • Знаки правил дорожного движения.
  • Макет проезжей части.
  • Экзаменационные билеты для приема теоретических экзаменов и комментарий к экзаменационным билетам “А”, “В”.
  • Компьютерная программа приема экзаменов по ПДД.
  • Фото и видео материалы.

Условия реализации программы

Для реализации данной программы необходимо:

  • Наличие спортивной площадки;
  • Компьютерный класс,
  • Класс для теоретических занятий.

Содержание теоретического блока

«Правила дорожного движения»

1.        Транспортные средства

  • Виды транспортных средств.

2.        Участники дорожного движения

  • Водитель. Обязанности водителя
  • Пешеход. Обязанности пешехода
  • Пассажиры. Обязанности пассажиров

3.        Дороги и их элементы, прилегающие территории, перекрестки, населенные пункты

  • Дороги и их элементы. Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса движения
  • Тротуар. Прилегающие территории. Перекрестки.
  • Границы перекрестков. Пересечение проезжих частей на перекрестках. Населенные пункты

4.        Средства организации и регулирования дорожного движения

  • Дорожные знаки. Предупреждающие знаки
  • Дорожные знаки. Знаки приоритета
  • Дорожные знаки. Предписывающие знаки
  • Дорожные знаки. Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации
  • Случаи, когда значения временных дорожных знаков противоречат указаниям стационарных знаков. Дорожная разметка и ее характеристики. Горизонтальная разметка
  • Случаи, когда значение временных дорожных знаков и линий временной разметки противоречат значениям линий постоянной разметки. Вертикальная разметка. Светофорное регулирование. Значение круглых сигналов светофора выполненных в виде стрелок. Пешеходные светофоры для велосипедистов. Светофоры для регулирования движения через железнодорожные переезды
  • Распределение приоритета между участниками дорожного движения. Главная и второстепенная дороги. «Правило правой руки»
  • Действие водителя при запрещающим сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика. Приоритет транспортных средств, подающих специальные сигналы. Транспортные средства, оборудованные маячками синего или синего и красного цвета и специальным звуковым сигналом. Транспортные средства, оборудованные маячками желтого или оранжевого цвета. Транспортные средства, оборудованные маячками бело- лунного цвета и специальным звуковым сигналом

5.        Применение аварийной сигнализации. Применение знака аварийной остановки

  • Применение аварийной сигнализации.
  • Применение знака аварийной остановки.

6.        Начало движение, маневрирование

  • Сигналы, подаваемые перед началом движения, остановкой и при маневрировании. Въезд на прилегающие территории и выезд с них. Перестроение транспортных средств
  • Повороты, развороты и движение задним ходом. Расположение на проезжей части перед поворотом или разворотом. Траектория движения при повороте на перекрестках. Поворот налево и разворот вне перекрестка
  • Место, где запрещен поворот. Место, где запрещен поворот. Движение задним ходом. Полоса торможения и разгона

7.        Расположение транспортных средств на проезжей части

  • Число полос движения. Двустороннее движение по дорогам с четырьмя и более полосами. Двустороннее движение по дорогам с тремя полосами движения. Дороги, на которых водители обязаны вести транспортные средства по возможности ближе к правому краю проезжей части
  • Дороги, на которых водители имеют право двигаться по наиболее удобной для них полосе. Расположение транспортных средств при интенсивном движении. Выезд на левую полосу с тремя и более полосами движения в данном направлении
  • Расположение на проезжей части тихоходных транспортных средств. Движение безрельсовых транспортных средств по трамвайным путям. Особенности движения транспортных средств по дорогам без разделительной полосы на дорогах с реверсивным движением
  • Движение транспортных средств по тротуарам, обочинам и пешеходным дорожкам. Интервал и дистанция

8.        Скорость движения

  • Общие правила выбора скорости движения.
  • Максимальная разрешенная скорость движения транспортных средств.

9.        Обгон и встречный разъезд

  • Обгон. Подготовка к обгону. Техника выполнения обгона. Участки дорог, на которых обгон запрещен
  • Встречный разъезд. Встречный разъезд на равнинных участках дорог. Встречный разъезд на уклонах обозначенных знаками 1.13 и 1.14

10.        Остановка, стоянка, вынужденная остановка

  • Виды прекращения движения. Преднамеренное прекращение движения. Технологическое (служебное) прекращение движения. Вынужденная остановка. Выбор места для преднамеренного прекращения движения
  • Подготовка к преднамеренному прекращения движения. Преднамеренное прекращение движения на левой стороне дороги. Преднамереннее прекращение движения на тротуаре
  • Места, где остановка запрещена. Места, в которых стоянка запрещена

11.        Проезд перекрестков

  • Определение регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Общие правила проезда перекрестков. Регулируемые перекрестки
  • Проезд перекрестков, движением на которых управляет регулировщик. Проезд перекрестков со светофорным регулированием
  • Преимущество трамваев на регулируемых перекрестках. Нерегулируемые перекрестки. Нерегулируемые перекрестки неравнозначных дорог. Нерегулируемые перекрестки равнозначных дорог

12.        Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств

  • Проезд пешеходных переходов. Проезд мест остановок маршрутных транспортных средств. Проезд мимо транспортных средств, предназначенного для перевозки детей
  • Движение через железнодорожные пути
  • Приближение к железнодорожному переезду. Места прекращения движения в случаях, когда движение через переезд запрещено. Вынужденная остановка на железнодорожном переезде

13.        Движение по автомагистралям

  • Въезд на автомагистрали и выезд с них. Особенности маневрирования на автомагистралях. Прекращение движения на автомагистрали

14.        Движение в жилых зонах

15.        Приоритет маршрутных транспортных средств

16.        Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами

  • Пользование внешними световыми приборами. Внешние световые приборы транспортных средств. Темное время суток и условия недостаточной видимости. Правила пользования внешними световыми приборами. Пользование звуковыми сигналами

17.        Буксировка механических транспортных средств

  • Общие правила и способы буксировки. Случаи запрещение буксировки

18.        Дополнительные требования к движению велосипедов и мопедов

19.        Решение ситуационных билетов

20.        Решение экзаменационных билетов для приема теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами категорий «А» и «Б»

Содержание теоретического блока

«Основы доврачебной медицинской помощи»

  1. Понятие о травмах и объеме первой помощи.
  2. Раны и кровотечение.
  3. Травматический шок.
  4. Синдром длительного сдавливания.
  5. Правила наложения повязок.
  6. Закрытые травмы.
  7. Повреждение головы и лица.
  8. Повреждение груди.
  9. Повреждение органов брюшной полости.
  10. Повреждение позвоночника.
  11. Повреждение конечностей.
  12. Электротравма.
  13. Ожоги.
  14. Отморожение.
  15. Искусственное дыхание и наружный массаж сердца.

Содержание практического блока

  1. Общая физическая подготовка
  2. Вождение велотранспортных средств
  • Фигурное вождение велосипеда
  • Преодоление на велосипеде естественных препятствий
  • Преодоление на велосипеде искусственных препятствий
  1. Основы оказания первой доврачебной помощи
  2. Подготовка к соревнованиям, конкурсам, участию в акциях по пропаганде безопасного движения

        Закончив данный курс, дети уверенно будут чувствовать себя на проезжей части

Ожидаемые результаты


Стабильно получаемые результаты


Используемые способы диагностики

1. Общаясь друг с другом и с педагогом, обучающиеся овладевают специальной терминологией, познают текущую жизнь коллектива

1.Тестирование, работа с индивидуальными карточками по ПДД

2. Приобретение знаний по технике безопасности и жизненно важным гигиеническим навыкам

2. Анкетирование по теоретическим знаниям и правилам техники безопасности и личной гигиены

3. Усвоение правил: дорожного движения и оказания доврачебной медицинской помощи

3. Проведение конкурсов, викторин по ПДД, медицине

4. Формирование интереса к регулярным занятиям велоспортом, повышение спортивного мастерства

4. Оценка посещаемости занятий в велогородке, автогородке, "Школе ГИБДД"; участие в школьных и районных соревнованиях "Безопасное колесо"

5. Овладение двигательными умениями и навыками, улучшение физической подготовки, повышение культурного уровня

5. Проведение тестовых испытаний по возрастным оценочным нормативам и определение физического уровня развития

        

        Учащиеся должны овладеть: базовыми знаниями - виды транспортных средств, права и обязанности участников дорожного движения, элементы проезжей части, средства организации и регулирования дорожного движения, применение аварийной сигнализации, расположение транспортных средств на проезжей части, скорость движения, обгон и встречный разъезд, остановка и стоянка транспортных средств, проезд перекрестков, пешеходные переходы и места остановки транспортных средств, движение через железнодорожные пути, движение по автомагистралям, движение в жилых зонах, приоритет маршрутных средств, пользования внешними приборами и звуковыми сигналами, буксировка механических транспортных средств, требования к движению велосипедов и мопедов, как оказывать первую доврачебную помощь.

        Учащиеся должны уметь: фигурно водить велосипед, преодолевать на велосипеде естественные и искусственные препятствия, оказывать на первую доврачебную помощь.

        Полученные результаты позволяют оценивать состояние образовательного процесса, развитие воспитательного процесса, прогнозировать новые достижения.

        Процесс развития контролируется путем сравнения исходных, текущих и итоговых показателей физического развития обучающихся по годам обучения, согласно поставленным целям и задачам.

        Целесообразно после проведения занятий предоставить возможность ребятам самостоятельно оценить свою работу на уроке, проставив в клеточку экрана самоконтроля напротив своей фамилии значки красного, желтого или зеленого цветов, соответственно, для обозначения хороших, удовлетворительных и неудовлетворительных результатов.



Учебно-тематический план (1 год обучения)


Дата


Тема


Количество часов

Теория

Практика

1.

Транспортные средства

1 час

2.

Участники дорожного движения

1 час

3.

Дороги и их элементы, прилегающие территории, перекрестки, населенные пункты

1 час

4-5

Средства организации и регулирования дорожного движения

2 часа

6

Применение аварийной сигнализации. Применение знака аварийной остановки

1 час


7-8

Начало движение, маневрирование

2 часа

9-10

Расположение транспортных средств на проезжей части

2 часа

11

Скорость движения

1 час

12

Обгон и встречный разъезд (2 часа).

1 час

13

Остановка, стоянка, вынужденная остановка

1 час

14-16

Проезд перекрестков

3 часа

17

Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств.

1 час


18

Движение через железнодорожные пути

1 час

19

Движение по автомагистралям

1 час

20

Движение в жилых зонах

0,5 часа

Приоритет маршрутных транспортных средств

0,5 часа


21

Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами

1 час


22

Буксировка механических транспортных средств

0,5 часа


Дополнительные требования к движению велосипедов и мопедов

0,5 часа


23-26

Решение ситуационных билетов

- билеты по ПДД

-билеты по страхованию

- билеты по транспортному средству

- компьютерные билеты

4 часа


27-36

Основы доврачебной медицинской помощи

  1. -Понятие о травмах и объеме первой помощи.
  2. - Раны и кровотечение.
  3. - Травматический шок.
  4. - Синдром длительного сдавливания.
  5. - Правила наложения повязок.
  6. - Закрытые травмы.
  7. - Повреждение головы и лица, повреждение груди.  
  8. - Повреждение органов брюшной полости. Повреждение позвоночника. Повреждение конечностей.
  9.  - Электротравма. Ожоги.

 - Отморожение. Искусственное дыхание и наружный массаж сердца

4 часа

6 часов

37-46

Фигурное вождение велосипеда

- Выполнение упражнений: круг, восьмерка, слалом,  качели, езда по квадрату, желоб, S-образная дорога.

- Выполнение упражнений: прицельное торможение, качели, прямая дорожка, проезд  под перекладиной, езда по квадрату, S-образная дорога, желоб.

Вождение велосипеда в «Автогородке»


10 часов

47-56

Преодоление на велосипеде естественных препятствий


10 часов

57-61

Преодоление на велосипеде искусственных препятствий


5 часов

62-65

Общая физическая подготовка

4 часа

66-68

Участие в акциях по пропаганде безопасного движения


3 часа

Итого: 68 часов

30 часов

38 часов

Учебно-тематический план (2 год обучения)



 

Дата


Тема


Количество часов


Теория


Практика

  1. 1-9

Повторение изученного за 1 год обучения

 - Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств.

- Движение через железнодорожные пути

- Движение по автомагистралям

- Движение в жилых зонах

- Приоритет маршрутных транспортных средств

 -Понятие о травмах и объеме первой помощи.

 - Раны и кровотечение.

 - Травматический шок.

 - Синдром длительного сдавливания.

 - Правила наложения повязок.

10 часов


  1. 10-23

Решение экзаменационных билетов по «Правилам дорожного движения»

- билеты по ПДД

-билеты по страхованию

- билеты по транспортному средству

- компьютерные билеты


14 часов


  1. 24-33

Основы доврачебной медицинской помощи

-Понятие о травмах и объеме первой помощи.

- Раны и кровотечение.

- Травматический шок.

- Синдром длительного сдавливания.

- Правила наложения повязок.

- Закрытые травмы.

- Повреждение головы и лица, повреждение груди.  

- Повреждение органов брюшной полости. Повреждение позвоночника. Повреждение конечностей.

- Электротравма. Ожоги.

 - Отморожение. Искусственное дыхание и наружный массаж сердца


6 часов


4 часа

  1. 34-43

Фигурное вождение велосипеда

-Выполнение упражнений: круг, восьмерка, слалом,  качели, езда по квадрату, желоб, S-образная дорога.

-Выполнение упражнений: прицельное торможение, качели, прямая дорожка, проезд  под перекладиной, езда по квадрату, S-образная дорога, желоб.

- Вождение велосипеда в «Автогородке»



10 часов

  1. 44-47

Преодоление на велосипеде естественных препятствий



4 часа

  1. 48-52

Преодоление на велосипеде искусственных препятствий



5 часов

  1. 53 -57

Общая физическая подготовка

5 часов

  1. 58-59

Участие в акциях по пропаганде безопасного движения



2 часа

  1. 60-68

Подготовка к соревнованиям и конкурсам

9 часов



  Итого: 68 часов


30 часов


38часов

Литература для учителя и детей

Для учителя

Для детей

Правила дорожного движения. Общероссийский проект «Безопасность дорожного движения». А.П.Алексеев, Москва, 2009

Правила дорожного движения. А.П.Алексеев, Москва, 2009

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Методическое пособие, Третий Рим, Москва, 2007

Основы безопасности жизни деятельности. 5-6 классы. А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Просвещение, Москва, 2008

Основы безопасности жизни деятельности. 5-6 классы. А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Просвещение, Москва, 2008

Дорожная безопасность. Рабочие тетради. В рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», Третий Рим, Москва, 2007

Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. Третий Рим, Москва, 2007

Азбука спасения при дорожно-транспортных происшествиях. Москва, 2005

Читаем, учимся, играем. Журнал-сборник сценариев для библиотек и школ. 2007-2008 года.

Словарь дорожных знаков. С.Эйгель, Москва, 2002

Газета «Педсовет», № 4, 2008

Приложение к газете № 12, 2007, № 2, 2009

Личная безопасность. Энциклопедия для детей. Аванта +, Москва, 2002

Безопасность дорожного движения. 5-9 классы. Учебно-наглядное пособие для учащихся. Рыбин А.Л., Хренников Б.О., Маслов М.В., Просвещение, Москва, 2008

Правила и безопасность дорожного движения. Н.Я.Жульнев, Дрофа, 2014

Содержание деятельности образовательных учреждений по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Сборник методических рекомендаций, Москва, 2006 год

Экзаменационные билеты для водителей категории «А», «В», 2013 год

Список  используемой литературы.

  1. Джихан О.Н, Петров С.В, Старых И.Л.Безопасность на дорогах и в общественном транспорте. Министерство образования и науки РФ, Федеральное агентство по образованию. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2009.
  2. Коваленко В.И. Игровой модульный курс по ПДД, или школьник вышел на улицу.- М.:ВАКО, 2008.
  3. Крюкова М.А, Никитина Т.И, Сергеева Ю.С. Экстренная психологическая помощь: практ. пособие. – М.: ЭНАС, 2009.
  4. Кузьмина Т.А,  Шумилова В.В, Таркова Е.Ф. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе. - М.: Просвещение, 2008.
  5. Лобашкина В.А, Яковлев Д.Е, Хренников Б.О, Маслов М.В. Безопасность дорожного движения: программы для системы дополнительного образования детей. – М.: Просвещение, 2009.
  6. Материалы газеты «Добрая Дорога Детства».
  7. Петров С.В, Бубнов В.Г. Первая помощь в экстремальных ситуациях: практ. пособие. – М.: ЭНАС, 2008.
  8. Правила дорожного движения Российской Федерации с комментариями и иллюстрациями. – М.: Атберг 98, 2009.
  9. Разинина И.Ф. Безопасность детей на дороге - забота каждого: методические рекомендации по организации в образовательных учреждениях работы с родителями по профилактике дорожно-транспортного травматизма. – Тамбов: ТОИПКРО, 2009.
  10. Разинина И.Ф, Рыбкина Н.В. Организация работы по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма в образовательном учреждении. – Тамбов, 2007.

Информационная карта

  1. Название программы дополнительного образования: «Безопасное колесо»
  2. Ф.И.О. составителя: Арефина Наталья Ильинична
  3. Образование: высшее
  4. Квалификационная категория: I категория
  5. Педагогический стаж: 25 лет
  6. Награды: Почетные грамоты, благодарности, дипломы.
  7. Вид программы дополнительного образования: Модифицированная
  8. Цель программы: создать условия для формирования личности безопасного типа.
  9. Направленность: социально - педагогическое направление
  10.  Уровень освоения: средний уровень
  11.  Функциональное назначение: формирование культуры участника дорожного движения, развитие самостоятельности и умения рационально организовывать свою деятельность в процессе дорожного движения, расширение общего кругозора по проблеме безопасного поведения на улицах и дорогах, снижение детского дорожно-транспортного травматизма, повышение правовой культуры участников дорожного движения.
  12. Форма реализации: внеклассная работа
  13. Масштаб реализации: МБОУ СОШ с. Антоновка
  14. Продолжительность реализации: 2 года
  15. Возрастной диапазон: 9-12 лет