Использование компьютера в исследовательской деятельности учащихся
презентация к уроку (9, 10, 11 класс) на тему

Волкова Евгения Витальевна

В презентации представлены компьютерные технологии, которые мы используем в своей исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon komp_vid2.doc26 КБ

Предварительный просмотр:

Использование компьютера

в исследовательской деятельности учащихся

(выступление на педсовете 2014г.)

(1) Наша цивилизация выбрала такой путь развития, что без компьютера — нравится это или нет — всё труднее представить любую из областей жизни. Компьютер уже стал одним из основных средств современного производства. И сейчас вопроса такого не стоит — надо осваивать компьютерные технологии или нет. Без него, например, в нашей исследовательской работе просто не обойтись. Даже нивелир, который вы видите на экране, со встроенным процессором. Получается, что комп. - это ещё один — сложный современный инструмент. Покажу это на примерах.

Специфика занятий ребят ИД, специфика исследовательского склада ума такова, что нам приходится максимально оптимизировать использование компьютера. Т.е., например, мы не можем позволить себе роскошь пользоваться такими распространеннейшими, но ОЧЕНЬ громоздким, неудобным и дорогим для нас пакетом, как Microsoft Office. Мы с легкостью заменяем его  LibreOffice (2)– бесплатным, удобным и простым в обращении. Поэтому мы предпочитаем пользоваться программами opensource, т. е. бесплатными, с открытым исходным кодом (продукт коллективного труда, и никакая монополия не может с ним соперничать по качеству).

Один из важных пунктов в ИР — работа с литературой, источниками информации. (3) В настоящее время редкую книгу, статью, работу нельзя найти в интернете. Легко представить, сколько времени, сил и средств помогает сэкономить интернет, избавляя от необходимости посещения многих библиотек! Конечно, здесь нужно отдельно оговорить умение искать в интернете. Т.е., поиск нужной информации в интернете становится отдельным объектом изучения. Наше предпочтение отдается   браузеру Firefox — он наиболее свободный, гибкий в настройках. Читать научные книги в электронном виде удобно в программах SumatraPDF, WinDjView.

Общаемся со специалистами мы в большинстве случаев также в электронном виде. Так, одна из моих воспитанниц узнавала на англоязычных форумах возможную датировку ключа, (4) отпечаток которого она обнаружила на одном дольмене.

На других форумах мы узнаём  информацию о возможном наличии дольменов в интересующих нас районах. Но здесь, скорее, ситуация обратная: чаще уже к нам обращаются за информацией по дольменам...

С большим трудом можно представить, как сегодня написать  ИР без компьютера.(5) Здесь он выступает не просто заменителем печатной машинки...  Да и просто работать с документами, верстку готовых работ гораздо удобнее делать в программе LibreOffice Writer. Более того: сложность верстки наших работ в Microsoft Word граничит с невозможностью.

 Для ИР ребята сканируют свои рисунки в программах Corel PhotoPaint, Gimp. (6) Эти же программы используются при обработке фотографий: они позволяют не только «вытянуть»  неудачные (темные) снимки, но и подчеркнуть интересующие, важные участки фотографий: (5) рельеф, освещенность, материал постройки. Чаще всего это касается обработки поверхностей, каких-то отдельных интересных элементов, фрагментов построек. Качество и возможности современных фотографий, обработанных с помощью комп. программ  настолько разительно отличаются от привычных археологам, что производят заметное впечатление даже на членов жюри — археологов со стажем — на российском конкурсе.

(5) Общие схемы объектов составляются с помощью  компьютерных программ CorelDraw, Inkscape).  

Сегодня уже можно составить не просто схематическое изображение, (7) а сделать достаточно точный чертеж с заданными конкретными размерами в прогр. LibreCad (вместо AutoCad). Вы видите...

Очень разнообразна наша работа с картами. (8) В программе Goldensoft Surfer (вместо очень сложной в освоении AutoCad) ребята составляют такую карту местности и наносят на нее нужные объекты.

Как вы уже могди заметить, часто один рисунок, чертеж мы делаем с помощью нескольких программ, в зависимости от задач. (9) При работе с картами мы также используем SASplanet, Google Earth. На слайде вы видите, как эти прогр. помогли нам установить ориентацию дольмена (рассказ...)

(10) Карты на этом слайде составлены с помощью двух программ: …

(11) Приходится в работах и составлять электронные таблицы, графики. Это делается в прогр. LibreOffice Calc, Goldensoft Grapher (вместо Microsoft Excel). (12)

Сравнительно недавно появились компьютерные технологии, дающие возможность создать трехмерную (объемную) модель объекта (13) (Luxology Modo (вместо 3D Studio Max). Так можно даже виртуально «восстановить» разрушенную постройку, досоздать замысел мастера в случае неоконченного объекта.

(14) В работе, которая была выдвинута в этом году на Всероссийский этап упомянутого конкурса, десятиклассница по своим данным, полученным в ходе экспедиции этого года сделала на комп. трехмерную модель ландшафта, (15) на котором находится найденная нами новая дольменная группа. Программа Goldensoft Surfer (вместо AutoCad).

(16) Картография вышла сейчас на новый уровень: благодаря новым программам, можно создать объемную карту ландшафтов, сделать сечения в любом месте.

Ну, а в необходимости умения создавать компьютерные презентации, думаю, никого убеждать сегодня не надо — настолько быстро и прочно они входят в нашу жизнь практически повсеместно.  Здесь тоже есть свои секреты, которые наши воспитанники постигают под руководством специалиста в этой области. (17) Раскрою некоторые из них: мы пользуемся LibreOffice Simpress (вместо Microsoft PowerPoint) -данная презентация также сделана в ней. Азы составления презентаций: на слайде должно быть минимум текста, картинок на одном слайде не больше 4-х и не увлекаться эффектами.

В заключение хочется еще раз напомнить, что компьютер - это лишь инструмент, а как его использовать — зависит от человека. Компьютер может быть добрым помощником, если обращаться к нему с умом, и может стать помощником в пустом убивании времени. Как говорили мудрые - всё в наших руках!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Гендерный подход, на наш взгляд, таит в себе широчайшие возможности для проведения оригинальных исследований в области литературы с целью выявления проблематики произведения и определения  авторс...

Исследовательская деятельность учащихся с использованием понятия Интегратор

Проект деятельности ШМО учителей естественных наук...

Мастер - класс ««Организация исследовательской деятельности учащихся по биологии через использование краеведческого материала».

Идея: организовать исследовательскую деятельность учащихся  по биологии через использование краеведческого материала....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

     При профильном обучении биологии большое значение приобретают практикумы как наиболее эффективная форма экспериментальной деятельности. Традиционно практикум определяется ка...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

     При профильном обучении биологии большое значение приобретают практикумы как наиболее эффективная форма экспериментальной деятельности. Традиционно практикум определяется ка...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

     При профильном обучении биологии большое значение приобретают практикумы как наиболее эффективная форма экспериментальной деятельности. Традиционно практикум определяется ка...