ИГРУШКА - СУВЕНИР
методическая разработка на тему

Малеванная Татьяна Павловна

Дополнительная общеобразовательная программа начального образования для детей 8 - 11 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrushka_-_suvenir.doc199 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Шушенского района

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дом детского творчества «Юность»

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ДТ «Юность»

________Т.С. Лобанова

«___»___________2006г.

ИГРУШКА - СУВЕНИР

Дополнительная общеобразовательная программа

начального образования для детей 8 - 11 лет

Срок реализации – 2 года

                                                                             Автор - составитель:

                                                                      Поддубная Т. П.

                                                                                      педагог дополнительного

                                                                                        образования ДТ "Юность"

                                                                       

п. Шушенское 2006 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Традиции швейной игрушки в декоративном народном творчестве пришли к нам из глубины веков. Они были известны у многих народов в разных областях и районах нашей страны.

    Лучшие художественные традиции швейной игрушки из лоскутков ткани и меха живут и развиваются в современной промышленности и самодельной игрушке.

  Едва ребенок начинает познавать мир, игрушка становится его спутником, помощником и учителем. Игра и игрушка – не только забава и развлечение, это и способ творческого самовыражения ребенка, приобретение реальных жизненных навыков.

   Когда ребенок подрастает, мы часто начинаем разграничивать игру и труд, тем самым невольно утверждая в сознании ребенка, что игра – занятие приятное, интересное, легкое, но не важное, а труд – это что-то серьезное, нужное, но подчас скучное и тяжелое. Программа  «Игрушка – сувенир» является одним из способов сохранения единства труда и игры, труда и творчества. Создание игрушки – занятие творческое, способное развивать детскую фантазию. Вместе с тем, рукоделие – важный компонент трудового воспитания детей, занимаясь им, дети приобретают трудовые навыки.

Игрушка в современном мире завоевала симпатию не только у детей, но и у взрослых, она стала лучшим подарком на любые праздники. Украшая интерьер, игрушки выполняют декоративную либо декоративно-улитарную функцию. К последним можно отнести настенные игрушки, игрушки-панно, игрушки-сумки, игрушки-подушки.  В объединении «Мягкая игрушка» эти изделия можно сделать практически бесплатно, кроме того, можно продать  на ярмарках. Поэтому данная программа актуальна и является востребованной.

Дополнительная общеобразовательная программа «Игрушка-сувенир»  художественно-эстетического направления.

Данная программа разработана на основе многолетнего опыта работы с детьми с учетом их запросов и интересов. В основу положена типовая программа Молотобаровой О. С. «Игрушка – сувенир» и Снегиревой Г. А. «Мягкая игрушка».

Образовательная программа  «Игрушка – сувенир» дает уникальную возможность для формирования у детей основ бытовой культуры, прежде всего, через приобщение их к созданию эстетически значимой предметной среды, так называемого «Мира вещей». Большинство занятий посвящено изготовлению поделок, предназначенных для использования в быту. Именно это способствует целенаправленной системе работы, в процессе которой дети не только изучают технологию пошива тех или иных видов игрушек, но и осваивают принципы разработки гармоничных вещей.

Очень важно не только научить детей пошиву вещей, но и научить их создавать мир вещей, в котором мы живем со своими друзьями, близкими людьми, через которые мы выражаем себя. Таким образом, происходит формирование особого типа мышления, которое можно назвать «дизайнерским мышлением». Благодаря ему, человек может формировать в себе эстетическое творческое отношение к миру вещей. Именно это является главной идеей, на основе которой разработана данная программа.

Дополнительная общеобразовательная программа начального общего образования «Игрушка-сувенир» направлена на развитие учебно-познавательной мотивации, формирование умений учебного сотрудничества, основ общечеловеческой культуры, применение умений и способов интеллектуальной  и практической деятельности в такой области ДПИ как игрушка.

Занятия в мастерской способствуют развитию творческой активности, эстетическому и трудовому воспитанию. Занимаясь в мастерской, дети знакомятся с различными видами игрушки, получают практическое представление о различных видах ткани, о работе с различным оборудованием. Они приобретают навыки работы с различными инструментами и приспособлениями, предназначенными для данного вида рукоделия. Знакомят с историями народных игрушек. В программу включены выставки, что дает возможность познакомить учащихся с работами художников – прикладников, выполненными на основе изучения лучших художественных традиций народного искусства. После экскурсии учащиеся делятся впечатлениями, обобщают, анализируют и сравнивают.

Данная программа помогает развиваться творческой личности, знакомит учащихся с некоторыми профессиями, связанными с ДПИ.

  • Учитель технологии;
  • Закройщик;
  • Швея – мотористка;
  • Работник музея;
  • Педагог дополнительного образования;
  • Художник-декоратор;
  • Хорошая хозяйка в доме.

Не смотря на то, что программа рассчитана на детей 8 – 11 лет и в этом возрасте еще рано говорить о развитии компетентностей, опираясь на свой опыт работы, могу сказать, что в этом возрасте можно способствовать развитию элементов таких ключевых компетентностей как:

  • коммуникативная:

способствовать развитию  умения презентовать себя и свою деятельность. Этому способствуют уроки - ярмарки, выставки – продажи.

  • социокультурная:

создать условия  для овладения нормами поведения в окружающей среде.

  • организаторская:

способствовать развитию  умения оценивать и контролировать себя, работать в коллективе, команде.

Цель:

Развитие творческих и познавательных способностей детей, воспитание эстетического вкуса. Повышение уровня культурного развития, формирование представления о ДПИ, как основной части мирового искусства, приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям.

Задачи:

  • создать условия для овладения первоначальными навыками шитья;
  • дать сумму знаний, умений и навыков для того, что бы не только созерцать красоту окружающего мира, но и творить ее;
  • воспитывать любовь к творчеству;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • формировать теоретические знания, умения в данной области ДПИ;
  • привить интерес к изготовлению игрушки и побудить желание развиваться не только в данном виде ДПИ.

Характеристика контингента учащихся

И так, ребенок стал школьником. Основной его деятельностью становится учение – приобретение новых знаний, умений и навыков.

Хотя ведущая деятельность младших школьников – учение, игра занимает большое место в их жизни. Коллективные игры способствуют сплочению коллектива.

С середины 2-го класса наблюдается дифференциация учебных процессов. В связи с формированием интересов, склонностей начинают формироваться и способности школьников.

Как правило, в этом возрасте еще рано говорить о сложившихся способностях.

Основной путь развития способностей в младшем школьном возрасте – привлечение школьников в дополнительное образование. При выборе форм и методов обучения учтены психолого-возрастные особенностей детей данного возраста (8 – 11 лет).

Содержание программы носит обучающий и общеразвивающий характер, рассчитано на активную деятельность учащихся, их увлеченность и заинтересованность в достижении конечной цели.

Главным условием принятия в мастерскую – желание заниматься данным видом рукоделия, соответствующие возрасту 8 – 11 лет. Дети проходят тестирование и выполняют простейшие практические задания, что помогает определить уровень подготовки детей и распределить их по звеньям или группам.

           Местом реализации дополнительной образовательной программы может стать любое образовательное учреждение, где есть просторное светлое помещение отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям: сухое, с естественным доступом воздуха, легко проветриваемое, с достаточным дневным и вечерним освещением. Учебное оборудование включает: швейные машины, инструменты и приспособления, необходимые для организации занятия, мебель для хранения учебных пособий, фурнитуры и других необходимых материалов, стол стулья. Рабочее место руководителя оборудовано столом и стулом.

Программа «Игрушка-сувенир» двухгодичная. Каждый год рассчитан на 144 учебных часа с распределением учебной нагрузки 4 часа (по 2 часа 2 раза в неделю).

Реализации программы осуществляется как посредством традиционных, так  и специфических  форм  и  методов обучения.

Формы:

индивидуальная, групповая, звеньевая.

Для достижения более эффективного результата рекомендуются вводное, традиционное, практическое, интегрированное, ознакомительное  занятия; такие формы работы, как  повторение, беседа, опрос, самостоятельная работа, конкурсы, выставки,  проектная деятельность.

Методы:

Объяснительно – иллюстративный.

Репродуктивно – практический.

Объяснительно – побуждающий.

Проблемного изложения.

Инструктивно – практический.

Частично – поисковый.

Исследовательский.

«Непринужденное принуждение»,  «Свобода выбора».

Особенности содержания  образовательной программы:

Особенностью данной программы является изучение народных традиций использование их в дизайне современной жизни.

Дети знакомятся с понятием о полезности и значительности,  красоте и гармонии.

Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные условия  для развития творческой активизации способностей ребенка. Именно индивидуальный подход в обучении дает раскрыться и утвердиться ребенку.

Обучаемым всегда дается возможность выбора задания  на практике  с учетом индивидуальных способностей, используется помощь сверстников, что сплачивает коллектив.

Немаловажную роль играет совместная деятельность учеников и педагога. Перед воспитанниками ставят цель аккуратно и правильно выполнить задание, соблюдая последовательность выполнения всех операций.

Творческий рост обучаемых наблюдается постоянно, начиная с первых занятий, заканчивая творческой выпускной работой. Так как целью программы является творческое развитие личности воспитанника, особое внимание обращается на развитие воображения, фантазии. В каждом задании детям дается возможность для простора фантазии, поощряется отход от шаблона, при внесение в каждую работу собственных образов. Важно "расковать" детей, высвободить их творческую энергию. Работа на занятиях ведется от простого к сложному.

Сначала выявляются первоначальные навыки и умения в специальных упражнениях и заданиях, тестах, ведется наблюдение за детьми. Затем обучаемые осваивают азы различных видов рукоделия: воспитывается правильная координация мелких движений, усидчивость, аккуратность,                    появляется умение работать с инструментами и материалами.

Далее элементарные упражнения и задания перерастают в более сложные, идет пополнение багажа знаний и умений, все больше подключается  творчество детей, о своей деятельности ребята регулярно отчитываются на выставках по темам.

Учащиеся при изготовлении изделий приучаются к аккуратности, экономичному расходу материалов, качественной обработке изделий. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с инструментами, с техническими средствами.

Изложение учебного материала имеет ту эмоциональную последовательность, которая непременно приводит детей к высшей точке удивления и переживания.

Самоопределения и самоутверждение в коллективе и в жизни в целом. Общение в совместной деятельности сверстников, самоуважение и укрепление статуса обучаемого, популяризация даже не значительного успеха в  сфере обучения.

По окончанию курса детские работы представляются с детальным техническим описанием на итоговом занятии.

Ожидаемые результаты образовательной программы

 и способы их проверки:

  • Овладение знаниями и умениями в данной области ДПИ;
  • Ориентирование в области знаний по изготовлению игрушек;
  • Имение представления о профессиях ДПИ;
  • Овладение первоначальными навыками шитья;
  • Привитие интереса к изготовлению мягкой игрушки;
  • Побуждение желания развития в различных областях ДПИ;
  • Иметь представление об истории развития игрушки.

В ходе реализации программы  предполагается становление следующих ключевых компетентностей:

  • Овладение навыками самопрезентации и презентации своей деятельности;
  • Владение навыками контроля и оценки, своей деятельности и деятельности других;
  • Знание и соблюдение норм поведения в окружающей среде;
  • Владение способами совместной деятельности;

Продуктом данной деятельности будут являться различные виды игрушек.

Для проверки полученных результатов используются следующие формы:

  • контрольно-зачетное занятие;
  • урок-ярмарка;
  • урок-презентация творческой работы;
  • выставки, конкурсы

Первый год обучения

 Задачи:

  1. Познакомить детей с увлекательным искусством игрушки;
  2. Создать условия для приобретения знаний и умений по изготовлению игрушек, первоначальных навыков шитья;
  3. Познакомить с историей народной игрушки;
  4. Воспитать любовь и уважение к народному творчеству;
  5. Научить контролировать и оценивать свою деятельность;
  6. Развить умения сравнивать и анализировать;
  7. Познакомить с технологией изготовления различных игрушек;
  8. Научить работать на швейной машине
  9. Научить пользоваться инструментами и приспособлениями;
  10.  Развить творческие способности.

Учебно-тематический план

Наименование

общее количество часов

теория

практика

Вводное занятие

2

2

История народной игрушки

2

2

Ручные швы и строчки

4

1

3

Плоские игрушки, полуобъемные игрушки

16

1

15

Игрушки на основе круга

10

0,5

9,5

История сувенира и его название

2

2

Значение цвета в декоративном решении сувенира

2

1

1

Объемные цельнокроеные игрушки

20

1

19

Выставка, ярмарка-продажа

2

-

2

Изготовление объемных игрушек с пришивной головой

22

1

21

Швейная машина и машинные швы

2

0,5

1,5

Изготовление игрушек - подушек

14

1

13

Декоративная пауза

4

2

2

Объемные игрушки с использование меха

22

1

21

Оформление глаз, носа, ушей

2

1

1

Игрушки с бисером

12

1

11

Проведение экскурсии

2

2

Организация выставки

2

2

Контрольно-зачетное занятие

2

2

ИТОГО:

144

24

120

БАНК ДАННЫХ

Плоские игрушки: мышка, ежик, медведь, кот, хрюша, слон, собака.

Полуобъемные игрушки: лягушка, черепаха, ежик, медведь, котенок, слон, собачка.

Объемные игрушки: мышь, еж, клоун, козлята, колобок, Чебурашка, крокодил, обезьяна, собачки, коты, волк, слон, медведи, тигр, корова, домовенок, морские животные, зайцы, мыши, крысы и т.д.

Игрушки с использованием бисера: букашка, паук, корова, лошадка и т.д.

Игрушки-подушки: солнышко, медведь, кот, краб, черепаха и т. д.

Игрушки на основе круга: гриб, арбуз, тыква, заяц,  снеговик,  утенок, колобок и т. д.

Содержание программы:

  1. Вводное занятие. 

План и задачи. Правила поведения в мастерской. Просмотр игрушек. Организация рабочего места. Инструменты и материалы необходимые для работы. Правила безопасности труда.

Практическое занятие. Определение длинны рабочей нити. Заправление нитки в иголку.  Заправление нитки в начале и в конце шва.

  1. История народной игрушки.
  2. Ручные швы и строчки.

Шов «через край» и шов «вперед иголку». Применение швов. Техника выполнения швов. Образцы. Техника безопасности работы с иглой. Изготовление игольницы.

Шов «назад иголку». Образец. Техника выполнения. Применения шва. Петельный шов. Образцы. Техника безопасности работы с иглой.

  1. Плоские игрушки, полуобъемные игрушки.

Особенности выполнения плоских игрушек. Возможное применение игрушки в быту и в интерьере.

Практическое занятие. Выполнение плоских игрушек по выбору. Выбор ткани. Пошив и оформление игрушек.

Выполнение игрушек по технологической карте. Просмотр и оценка работы.

  1. Игрушки на основе круга.

Особенности выполнения. Применение игрушек. Подбор ткани. Последовательность изготовления.

Практическое занятие. Выполнение плоских игрушек по выбору. Выбор ткани. Пошив и оформление игрушек. Просмотр и оценка готовых работ.

  1. История сувенира и его назначение.

Урок беседа.

  1. Значение цвета в декоративном решении сувенира. Беседа.

Практическое занятие. Составление аппликации.

  1. Объемные цельнокроеные игрушки.

Особенности выполнения объемных цельнокроеных игрушек. Применение игрушки. Расположение выкройки  на ткани, раскрой.

Практическое задание. Пошив на основе изученных швов. Набивка игрушки. Оформление игрушки и просмотр.

Выполнение игрушки по выбору.

  1. Выставка, ярмарка-продажа.

Домашняя выставка.

  1.  Изготовление объемных игрушек с пришивной головой.

Техника выполнения. Отличительные особенности. Потайной шов. Техника выполнения шва и его применение.

Практическое занятие. Шитье шва на образцах. Изготовление игольницы-шляпки.

Изготовление игрушек. Анализ конструкции модели. Навыки выполнения игрушек с пришивной головой.

Подбор материала, раскрой, сшивание деталей, оформление игрушки, анализ готового изделия. Изготовление игрушек по желанию.

  1.  Швейная машина и машинные швы.

Знакомство с машиной. Техника безопасности.

Практическое задание. Заправка нити. Выполнение проборов.

  1.  Изготовление игрушек-подушек.

Особенности изготовления игрушек-подушек. Применение в быту. Последовательность изготовления.

Практическое задание. Выбор образца по желанию. Разработка лекал. Выбор материала. Изготовление и оформление. Анализ готовых работ.

  1.  Декоративная пауза.

Тема выбирается по желанию детей (бисероплетение, вышивка, лоскутная пластика и т. д.)

  1.  Объемные игрушки с использование меха.

Сравнительный анализ моделей (с мехом и без него). Разновидности меха. Правила раскроя меха.

Практическое задание. Выбор образца по желанию. Составление плана пошива. Сшивание деталей. Заполнение игрушки ватой. Оформление игрушки и просмотр.

  1.  Оформление глаза, носа, ушей игрушек.

Беседа о форме глаз, носа, ушей. Просмотр схем и игрушек.

Практическое занятие. Зарисовка глаз. Изготовление глаз из цветной бумаги. Составление коллекций форм глаз. Самостоятельная работа. Изготовление носиков. Зарисовка ушей. Сочетание цветов.

  1.  Игрушки с бисером.

Особенности изготовления игрушек с использованием бисера. Применение из в быту. Последовательность изготовления.

Практическое занятие. Выбор образца по желанию. Разработка лекал. Выбор материала. Изготовление и оформление. Анализ готовых работ.

  1.  Проведение экскурсии.
  2.  Организация выставки.
  3.  Контрольно-зачетное занятие.

Проверка полученных знаний и умений (игровая форма).

По окончанию первого года обучения предполагается:

  • Овладение знаниями и умениями по изготовлению мягкой игрушки;
  • Владение различными ручными стежками;
  • Умение пользоваться инструментами и материалами;
  • Умение работать на швейной машине;
  • Развитие творческих способностей;
  • Желание совершенствоваться в данном виде рукоделия;
  • Знание разновидностей игрушек и умение их различать;
  • Владение способами совместной деятельности;
  • Приобретение навыков контроля и оценки своей деятельности;
  • Умение сравнивать и анализировать различные виды игрушек.

Второй год обучения

Задачи:

  • Создать условия для углубления знаний и умений в изготовлении мягкой игрушки.
  • Отработать навыки.
  • Углубить знания об истории народной игрушки.
  • Познакомить с новыми видами игрушек.
  • Способствовать развитию знаний и соблюдение норм поведения в окружающей среде.
  • Создать условия для овладения способами совместной деятельности.
  • Развивать и использовать наблюдение.
  • Познакомить  с различными профессиями.

Учебно-тематический план

Наименование

Общее количест-во часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

2.

Повторение

2

2

3.

Изготовление плоских игрушек

8

0,5

7,5

4.

История народной игрушки

8

1

7

5.

Полезные игрушки

14

1

13

6.

Игрушки - карманы

10

0,5

9,5

7.

Декоративная пауза

4

1

3

8.

Игрушки – сумки

11

1

10

9.

Игрушки – кошельки

8

0,5

7,5

10.

Игрушка – брошь

6

0,5

5,5

11.

Веревочные игрушки

12

0,5

11,5

12.

Объемная игрушка

22

1

21

13.

Игрушка - брелок

8

0,5

7,5

14.

Творческие проекты

24

4

20

15.

Проведение экскурсий

4

4

16.

Оформление выставки

2

-

2

ИТОГО:

144

19

125

Содержание  программы:

  1. Вводное занятие.

План и задачи. Правила поведения в мастерской. Просмотр игрушек. Организация рабочего места. Инструкция и материалы необходимые для работы. Правила безопасности труда.

  1. Повторение.

Вспомнить все известные виды игрушек и последовательность их изготовления. План раскладки лекал на ткани. Декоративное оформление игрушек.

  1. Изготовление плоских игрушек.

Держатели карандашей. Применение декоративных игрушек в современном интерьере. Правила изготовления плоских игрушек. Определение деталей.

Практическое занятие. Выбор игрушки по желанию. Выполнение выкроек – лекал. Раскрой. Составление плана пошива. Пошив и оформление игрушки. Анализ и оценка работы.

  1. История народной игрушки.

Беседа о Городетской росписи. Анализ декоративного решения игрушек – сувениров. Определение деталей.

Практическое занятие. Зарисовка мотивов Городетской росписи. Самостоятельная зарисовка и роспись сувенира «лошадка». Выполнение выкроек – лекал. Раскрой ткани и узоров аппликации. Сшивание деталей. Оформление игрушки. Анализ и оценка работы.

  1. Полезные игрушки.

Футляры для очков. Закрепление навыков пошива плоской игрушки. Самостоятельное составление технологической карты. Определение деталей. Подбор ткани.

Практическое занятие. Выполнение выкроек – лекал, раскрой, сшивание деталей. Пошив и оценка работы.

Крючок для ключей. Беседа о пользе настенной игрушки. Определение деталей. Подбор ткани.

Практическое занятие. Выбор образца по желанию. Выполнение выкроек – лекал, раскрой, сшивание деталей. Пошив и оценка работы.

  1. Игрушки – карманы.

Беседа о пользе игрушки – карман. Определение деталей. Подбор ткани.

Практическое занятие. Выбор образца по желанию. Выполнение выкроек – лекал, раскрой, сшивание деталей. Пошив и оценка работы.

  1. Декоративная пауза.

Тема выбирается по желанию детей.

  1. Игрушки – сумки.

Беседа о пользе игрушки – сумки. Определение деталей. Подбор ткани. Зарисовка образа. Последовательность изготовления.

Практическое занятие. Выбор образца по желанию. Выполнение выкроек – лекал, раскрой, сшивание деталей. Пошив и оценка работы.

  1. Игрушки – кошельки.

Беседа о пользе игрушки – кошельки. Определение деталей. Подбор ткани. Самостоятельная работа.

Практическое занятие. Выбор образца по желанию. Выполнение выкроек – лекал, раскрой, сшивание деталей. Пошив и оценка работы.

  1.  Игрушка – брошь.

Беседа об украшениях. Определение деталей. Подбор ткани.

Практическое занятие. Выбор образца по желанию. Выполнение выкроек – лекал, раскрой, сшивание деталей. Пошив и оценка работы.

  1.  Веревочные игрушки.

Анализ конструкции модели. Веревочное крепление конечностей.

Практическое занятие. Выбор образца по желанию. Выполнение выкроек – лекал, раскрой, сшивание деталей. Вывертывание и набивка. Соединение верхних и нижних конечностей с туловищем. Оформление игрушки. Анализ готовой игрушки.

  1.  Объемная игрушка. Самостоятельная работа. Подбор образца. Составление технологической карты.

Практическое занятие. Выполнение игрушки в материале.

  1.  Игрушка – брелок.

Беседа о пользе игрушки – брелок. Определение деталей. Подбор ткани.

Практическое занятие. Выбор образца по желанию. Выполнение выкроек – лекал, раскрой, сшивание деталей. Пошив и оценка работы.

  1.  Творческий проект.
  • Ученики используют и анализируют подобные изделия.
  • Обсуждают достоинства и недостатки этих изделий.

Записывают краткую формулировку задачи для изготовления улучшенного варианта изделия. Выбирают лучше. Исследуют потребности в этом изделии.

Разрабатывают критерии которым должно отвечать изделие.

Выполняют упражнения для развития умений и навыков на основе полученного опыта выбирают лучшую идею изготовления изделия.

Планируют изготовление изделия.

Изготавливают изделие, отмечая возникающие трудности и определяя пути их преодоления.

Испытывают и оценивают свое изделие.

  1.  Проведение экскурсии.
  2.  Оформление выставки.

БАНК ДАННЫХ

Плоские игрушки: мышка, ежик, медведь, кот, Хрюша, слон, собака.

Полезные игрушки:

Футляр – пес, львенок, лисичка.

Крючок для ключей – слон, осьминог, бабочка.

Игрушка – карман - медведь, слон, собака.

Игрушки – сумки – заяц, медведь, телепузик и т. д.

Игрушки – кошельки – свинья, обезьяна и т. д.

Игрушка – брошь – цветок, лошадка, заяц и т. д.

Веревочные игрушки – обезьяна, овца, лягушка и т. д.

Объемные игрушки - мышь, еж, клоун, козлята, колобок, Чебурашка, крокодил, обезьяна, собачки, коты, волк, слон, медведи, тигр, корова, домовенок, морские животные, зайцы, мыши, крысы и т.д.

Игрушка – брелок – паучок, мышь, еж, колобок и т. д.

По окончанию второго года обучения предполагается:

  • Углубление знаний и умений  в изготовлении мягкой игрушки.
  • Знания истории народной игрушки.
  • Стремление развивать творческие способности.
  • Владения способами совместной деятельности.
  • Умение сравнивать и анализировать различные виды игрушек.
  • Умение использовать наблюдение.
  • Имение представления о профессии ДПИ.
  • Умение самостоятельно изготовить любую игрушку.

Условия реализации программы:

Кадровое обеспечение

Реализацию программы должен обеспечивать педагог со специальным высшим педагогическим образованием (учитель ДПИ, учитель технологии в совершенстве владеющий техниками изготовления игрушек).

Информационное обеспечение

Перечень учебно-методической литературы: 

  1. А. М. Сталерова. Культура и традиции «Игрушки – подушки» 2002г
  2.  Г. В. Кононова издательский дом «Кристал» 2000 г.
  3. Городкова Т.В., Нагибина М.И. "Мягкие игрушки, мультяшки и зверюшки". "Академия развития" Ярославль 1998 г.
  4. Ефимова А.В. Работа с мягкой игрушкой в начальных классах. М. "Просвещение" 1978 г.
  5.  З. Л. Неботова, Т. П. Кононович «Мягкая игрушка» М., издательство «Эксмо-пресс» 2001 г.
  6. И. А. Агапова, М. А. Довыдова «Мягкая игрушка» М., издательство «Айрис-пресс» 2004 г.
  7. Лебединский А. "Театр в чемодане"  М."Искусство" 1977 г. Молотобарова О.С. "Кружок изготовления игрушек-сувениров" М. "Просвещение" 1983 г.
  8. Метод проектов в технологическом образовании Школьников. Павлова М.Б., Гуревич М.И., Сасова И.А. "Вентана-Граф". Москва 2003.
  9.  Научно-методический журнал "Школа и производство". 2000-2004
  10. Ники Вилер «Мягке игрушки» М., издательство «Контент» 2004 г.
  11. Н. М. Войдинова «Мягкая игрушка» М., издательство «Эксмо» 2005 г.
  12. Приложение журнала "Валентина" "Игрушка" Москва 1996 г.
  13. С. В. Кочетова «Мягкая игрушка» М., издательство «Эксмо-пресс» 2002 г.
  14. Сборник проектов под редакцией Сасовой И.А. "Вентана-Граф". Москва 2003.
  15. Тарасенко С.Ф. "Вязаная игрушка" Минск "Молния" 1997 г.

Материально-техническое обеспечение:

Данная программа может быть реализована на базе любого образовательного учреждения (в т.ч. учреждения ДО), имеющего лицензию на право реализации данной ОП. Для проведения занятий необходимо помещение, соответствующее Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.2.21251-03 в части определения рекомендуемого режима работы.

Учебное оборудование включает: швейные машины, инструменты и приспособления, необходимые для организации занятия: электрический  утюг, гладильная доска, ножницы, иглы  разной  величины, картон, поролон, клей, нитки, тесьма, цветные ленты, различные ткани, мебель для хранения учебных пособий, фурнитуры и других необходимых материалов. Плакаты: «Правила техники безопасности со швейными машинами, инструментами, утюгом». Дидактические карточки. Образцы игрушек.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение №1

Тема: История народной игрушки. Занятие №1

Тема рассчитана на 8 часов.

Цель: Познакомить детей с историей народной игрушки.

Оборудование и материалы. Репродукции городецких игрушек и изделий, таблица графического изображения сувенира «Лошадка», комплект выкроек-лекал, нитки катушечные, ножницы, наперстки, карандаши, краски, ткани, поролон, иголки, клей, выкроенные детали аппликации, тесьма.

План занятия:

  1. Беседа о городецкой росписи.
  2. Анализ декоративного решения игрушек – сувениров.
  3. Практическая работа: зарисовка мотивов городецкой росписи в альбом, самостоятельная зарисовка и роспись сувенира  «Лошадка», заготовка выкроек-лекал, раскрой ткани и узоров аппликации, заготовка каркаса, сметывание деталей.

Ход занятия.

Проводится беседа о городецкой росписи. Одним из старейших районов по изготовлению расписных деревянных изделий были села Горьковской области. Здесь в XIX в. помимо традиционных прялок, дуг, коробов детали расписную деревянную игрушку – коней, каталки, куклы. Материалом для изготовления служили сосна и осина, а инструментом – нож и топор.

Среди различных видов деревянной расписной игрушки особенно выразительны городецкие кони – праздничные выезды, упряжки, тройки. Их могучие тела стоят, крепко упираясь в землю короткими ногами. Гибкие шеи согнуты почти до земли. Маленькие головки с торчащими ушами, продолговатые глаза, раздутые ноздри напоминают сказочные существа.

Городецкая игрушка отличается высокой художественностью. С помощью элементарных средств декоративного решения – силуэта, цвета, узоров, достигается эстетическая значимость изделия.

Мастера вырезали форму без лишней детализации, фигуры коней, составлявших упряжки, устанавливали на дощечках-подставках с тем расчетом, что бы одна не заслоняла другую. Игрушки окрашивали в красный, малиновый, лиловый, черные цвета. Коней зарисовывали цветными дугами и полосками, среди которых сажали ряды черных и белых пятен. Игрушки получались веселыми, радостными.

Городецкие изделия и игрушки советского времени сохраняют основные стилистические особенности народных произведений, но их пропорции становятся более легкими, формы упрощаются. Ассортимент изделий значительно изменился и расширился. Современные художественные изделия – игрушки, детскую мебель, декоративные тарелки, доски и другие, выпускает фабрика «Городецкая роспись» (г. Городец, Горьковская область). Роспись выполняется масляными красками по некрашеному дереву или цветному фону. В сюжетах городецкой росписи часто встречаются изображение птиц, коней, жанровые стенки. Среди пышных цветочных узоров часто повторяются мотивы розанов, пышных листьев.

Показывая детям образцы сувениров и продукции городецких игрушек, педагог обращает внимание кружковцев на художественный образ, силуэт игрушки, ее декоративное решение, предлагает детям найти общие черты в оформлении игрушки, различая в средствах декоративной выразительности; роспись – у городецких игрушек, аппликация – у игрушек из ткани.

Кружковцы должны понимать, что художник, создавая игрушку, не ставит задачи перенести приемы обработки одного материала на другой, он стремиться выявить красоту самого материала  и его  средствами добиться художественной выразительности образа.

Практическая работа  «Зарисовка мотивов городецкой росписи.»

Выполнение кружковцами зарисовок городецкой игрушки и элементов городецкой росписи – декоративных цветов, листьев, кореньев, птиц.

Изображения элементов росписи выполняют  крупно.  Руководитель ставит задачу – передать основные формы, построение орнаментальных мотивов, цветовых сочетаний карандашом или красками.

Зарисовка и роспись игрушки – лошадки. Демонстрируя образцы сувениров, педагог обращает внимание кружковцев на общий силуэт игрушки, ее основные пропорции, движение головы, орнаментальную разработку.

Дети зарисовывают сувенир в альбом. При росписи рисунка сувенира кружковцы могут пользоваться различными красками по своему усмотрению, но внимание их следует обратить на то, что цветовая гамма ограничивается 3-4 основными цветами.

В декоративной обработке орнаментных узоров кружковцы могут проявить фантазию, используя зарисовки элементов городецкой росписи. При выполнении эскиза в цвете лучше пользоваться гуашью, так как при наложении слоя краски один на другой полностью закрывается нижний слой.

Нанесение узоров кистью требует от детей большого внимания, размышления, сравнений. Вначале необходимо хорошо продумать характер, масштаб и пропорции узоров, которые должны соответствовать размерам игрушки, красиво располагаться на ее плоскости.

 Заготовка выкроек-лекал, раскрой ткани. После повторения правил заготовки выкроек-лекал детям дается задание самостоятельно выполнить выкройки, а затем контрольные чертежи их в альбоме.

Преподаватель называет детали, количество частей, кружковцы записывают.

Из ткани черного цвета выкраивают части туловища лошадки; из ткани красного цвета – хвост, гриву; из цветных лоскутков – украшения, копыта, уздечку.

Заготовка каркаса, сметывание деталей. Основу игрушки – каркас вырезают из поролона. Детали соединяют с помощью тесьмы. Ширина тесьмы должна соответствовать толщине поролона: при тонком поролоне тесьма не будет плотно стягивать стороны деталей, если же поролон будет слишком толстый, то игрушка некрасиво раздуется.

Для того чтобы во время занятий все были заняты работой, большие куски поролона следует заранее разрезать так, чтобы на них полностью помещалась нужная деталь.

Раскроенные детали из ткани и каркас, вырезанный из поролона, сметывают вместе редкими сметочными стежками по контуру детали.

Подведение итогов.

Оценка работ (дети оценивают друг друга).

Приложение № 2

Тема: Игрушка на основе круга.

Цели:

Образовательная: познакомить детей с игрушкой на основе круга, с последова-тельностью изготовления, правильной раскладке лекал. Начать изготовление игрушки.

Воспитательная: внимательность, усидчивость, терпение, прививать навыки культуры труда и аккуратности.

Развивающая: мышление, координацию движений рук.

  1. Организационный  момент.

     Проверка учащихся к уроку.

  1. Повторение. Мы с вами закончили изготовление полуобъемных игрушек:
  • Расскажите последовательность изготовления полуобъемных игрушек.
  • Какие стежки использовали при выполнении (потайной)?.
  • Что мы еще научились делать выполняя цельнокроенные полуобъемные игрушки?

Новая тема.

  1. Мы узнаем, чем они отличаются от других игрушек.
  2. Познакомимся с последовательностью изготовления игрушек на основе круга.
  3. И начнем ее изготовление.
  4. Итак, игрушка на основе круга –
  • главная отличительная особенность состоит в том, что основная часть игрушки изготавливается из детали в форме круга. А при помощи допол-нительных деталей создается образ, т. е. будет. Давайте посмотрим, какие же образы можно изготовить на основе круга.

                             

                                    Загадки:

Хвост короче уха,

Быстрые повадки,

Мчусь я что есть духу,

Мчусь я без оглядки.

Кто я, угадайка!

Ну конечно зайка!

            * * *

У него усатая,

Морда полосатая,

Спинка словно мастик

За мостиком хвостик.

            * * *

Зимой в берлоге видит сон,

Лохматый косолапый слон.

            * * *

Красные лапки,

Щиплет за пятки,

Беги без оглядки.

Маленький рост,

Длинный хвост,

Серая шубка,

Острые зубки.

        * * *

На сене лежит,

Сама не ест,

И другим не дает.

        * * *

Явился в желтой шубке,

Прощайте две скорлупки.

        * * *

Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка,

Попадут в ловушку,

И комар, и мушка.

         * * *

Вместо хвостика – крючок,

Вместо носа – пяточек,

Пяточек дырявый,

А крючок вертлявый.

  • Вот видите, какое большое  количество  образцов  можно  выполнить. А как вы думаете кроме животных, что еще можно сделать (овощи, фрукты).
  • Ну а теперь давайте посмотрим что нам нужно сделать, что бы изготовить игрушку на основе круга (т. е. последовательность изготовления).
  1. Практическая работа. «Изготовление игрушки на основе круга»

Выбираем образ.

Техника безопасности:

  • Иголки и булавки в игольнице;
  • Запрещается брать в рот, вкалывать в одежду;
  • Ножницы;
  • Не передвигаться с острыми предметами по кабинету.

Целевой обход: смотреть за правильностью выполнения, аккуратность, точности обведения лекал.

  1. Итоги занятия:

Проверить работу учащихся (самоконтроль).


Приложение № 3

Тема: Швейная машина

Цели: ознакомить учащихся с причинами возникновения дефектов машинной строчки: научить учащихся устранять дефекты плохой строчки, научиться правильному подбору иглы для шитья и правильности установки ее в машину; воспитывать эстетический вкус, внимательность; прививать навыки аккуратности; развивать координацию движений рук, исполнительские умения.

Оборудование: швейная машина, учебник, набор ручных инструментов, кусочки различной ткани, плакаты, образцы плохих строчек.

Ход урока:

  1. Организация урока.

Проверка готовности учащихся к уроку.

  1. Изучение нового материала.
  1. Ознакомить учащихся с техникой безопасности и санитарно-гигиеническими требованиями при работе на швейной машине.
  2. Ознакомить учащихся с историей развития швейной промышленности. Можно заранее учащимся дать задание – подготовить краткие сообщения о истории возникновения швейных машин (слушаем сообщение 3 – 7 мин.).
  3. Объяснения учителя по теме «Регуляторы швейной машины»:
  • Ознакомить учащихся с регуляторами длинны стежка, регулятором натяжения верхней нити, регулятором натяжения нижней нити.
  • Охарактеризовать правильную, качественную машинную строчку.
  • Показать учащимся образцы плохой строчки. Слабая строчка, тугая строчка, строчка петляет снизу, строчка петляет сверху. Ознакомить с причинами возникновения дефектов строчек и объяснить пути устранения дефектов.
  1. Практическая работа  «Регулировка качества машинной строки».

Изученный материал закрепляется практической работой.

  1. Изучение устройства и установки машинной иглы.
  1. Ознакомить учащихся с видами машинных игл, их назначением, изучать строение машинной иглы, правила подбора номеров игл и ниток в зависимости от ткани и выполняемых работ, правила установки иглы в машину, показать основные неполадки, возникающие из-за дефектов иглы и не правильной ее установки.

Практическая часть. Совместно с учащимися учитель рассказывает и показывает правила подбора номера иглы и ниток в зависимости от свойства ткани (толщины, плотности, отделки) и характера выполняемых работ (сколько деталей сразу соединяют).

Затем учитель объясняет и показывает, как правильно установить и иглу, рассказывает о назначении желобков, а также об образовании стежка, взаимодействии иглы и челнока и как происходит переплетение верхней и нижней нитей.

Важным моментом при объяснении материала является  разбор с учащимися  неполадок в работе швейной машины из-за неправильной установке иглы и ее неисправностей.

Рассказать, что, если игла тупая, она может прорубить ткань, выдергивать нити из ткани и по этой же причине может быть пропуск стежков. Если игла погнута, то она может сломаться или произойдет обрыв нити, пропуск стежков. Если игла имеет зазубрины, заусенцы, тоже может произойти обрыв нити.

  1. Объяснить и показать правильные приемы установки иглы в игло-держатель:
  • поворотом мохового колеса поднять игловодитель в крайнее верхнее положение;
  • снять ногу с педали;
  • ослабить винт иглодержателя;
  • установить иглу в иглодержатель до упора, соблюдая правильность установки и направления короткого и длинного желобов иглы, закрепить винт с помощью отвертки. (Можно сделать опорные карточки с разъяснением такой последовательности и раздать их учащимся для выполнения практических работ.)
  1. Практическая работа  «Подбор и установка машинной  иглы».
  1. Подобрать номера игл и ниток для соответствующих образцов ткани.
  2. Рассмотреть иглу, зарисовать ее и  записать названия ее частей.
  3. Установить иглу в иглодержатель.
  4. Сложить две детали вместе и выполнить пробную машинную строчку.
  5. рассмотреть полученную строчку и сделать выводы: правильно подобранны машинная игла и нитки для данной ткани.
  6. Прикрепить образец в рабочей тетради, записать свои выводы.
  1. Закрепление изученного материала.

Фронтальный опрос.

Вопросы для закрепления:

  1. Какая строчка считается качественной?
  2. Как отрегулировать строчку, если строчка петляет сверху?
  3. Как отрегулировать строчку, если строчка петляет снизу?
  4. Из каких частей состоит машинная игла?
  5. От чего зависит выбор номера иглы и ниток?
  6. Какие неполадки в работе швейной машины вызывают плохое качество иглы и неправильная ее установка?
  7. Со стороны какого желобка заправляется верхняя нить? Почему?
  8. Как устанавливается игла в иглодержатель?
  1. Анализ и оценка урока.

Проанализировать урок, сделать необходимые замечания, проверенную работу, выставить оценки.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская презентация по теме : "Игрушки - сувениры". "Лошадка"

Даную презентацию я использую для того , чтобы разнообразить   наглядность в процессе объяснения нового материала , можно использовать,  как технологическую карту с пошаговым изготовлением м...

Конспект занятия проводимого с использованием ЦОР. Игрушки- сувениры "Кот в мешке"

Занятие «Игрушка – сувенир  « Кот в мешке»» входит в дополнительную образовательную программу  «Мягкая игрушка», группа первого года обучения.  Вид занятия: урок-конкурс. Данное з...

«игрушка-сувенир».

Стартовая диагностика по программе «игрушка-сувенир»....

Разработка уроков на тему "Лепка игрушки-сувенира "Чувашка"

Реализация национально-регионального компонента на уроках ИЗО, на кружках лепки из глины через ознакомление детей с чувашским национальным женским костюмом, орнаментом и изготовление...

Презентации к циклу уроков "Лепка игрушки-сувенира "Чувашка"

На  тему «Лепка игрушки-сувенира «Чувашка»  отводится 5 уроков по 45 минут.    Первый урок – ознакомительный «Красота чувашского национального  костю...

Комплект технологических карт по изготовлению мягких игрушек по разделу "Игрушки - сувениры"

технологические карты , с пошаговым пояснением пошива игрушки, используются на занятиях по образовательной программе  "Мягкая игрушка"1. Игрушка "Дельфин"2.Игрушка "Снеговик"3. Игрушка "Цыплёнок"...