«Основные материалы для изобразительной деятельности»
материал на тему

Методический материал

«Основные материалы для изобразительной деятельности»

подготовила

педагог дополнительного образования

ГБОУ г. Москвы ЦДТ «Царицыно»

Верстова  Иванна  Михайловна

 

 

Познакомить в доступной форме с теоретическими основами и техникой живописи и рисунка – это задача  моей образовательной программы. Во время обучения по программе  «Изобразительное искусство», мы знакомимся с разными материалами и техниками их использования, поэтому я решила дать краткий обзор самых необходимых из них, используя книгу, в которой я нашла наиболее полное их описание - "Рисунок и живопись. Полный курс. Материалы. Техника. Методы" Хейзла Гаррисона.

 

 

Бумага. Самая распространённая поверхность для рисования - это обыкновенная белая бумага. Некоторые художники предпочитают использовать бумагу с текстурой, или черную или цветную бумагу. Можно покрасить белую бумагу акварелью методом лёгкой размывки.

Карандаш, цветные карандаши - это самые основные и доступные из всех инструментов для рисования, их делают из графита, разновидности углерода, их производство началось в 18 веке, когда обнаружили залежи графита на севере Англии. Карандаши бывают различной мягкости: от 8М - очень мягких, до 4Т, которые слишком тверды для обычного рисования. Начинающему художнику следует запастись карандашами ТМ, 2М и 4М (В, 2В, 3В).

 

 Цветные карандаши производители изготавливают самых разнообразных оттенков и тонов, но иногда можно смешивать цвета, особенно для получения тёмных тонов, которые достигаются нанесением нескольких слоёв штриховки. Этот метод позволяет достичь мягких эффектов цветопередачи и значительной глубины цвета. Штриховка в одном направлении синим цветом по жёлтому, а затем штриховка тёмно-синим в противоположном направлении дадут красивые и разнообразные участки зелёного цвета. Можно смешивать цвета методом растушёвки: жёлтый по красному - оранжевый, а жёлтый по синему - зелёный и т.д.

 

Возможности смешивания цветов с использованием водорастворимых карандашей увеличиваются. Можно сделать размывку водой и чистой кистью, а сверху наложить другой слой цвета, смешать второй цвет с первым, добавив ещё воды, и так далее. Возможности карандаша очень разнообразны, и позволяют художнику выработать свой "почерк" или стиль.

Линия и Тон. Способ использования карандаша в первую очередь зависит от степени его твёрдости и от объекта, который вы хотите нарисовать. Карандаш ТМ даёт лёгкие, тонкие линии, поэтому он не подходит для размашистых широких мазков, в том числе для теней и метода растирания.

Он будет хорош для рисования таких объектов как цветы, где тонкие линии и области мягких тонов можно строить лёгкими тенями или штриховкой. Мягкие карандаши 6М и 8М могут создать густые тёмные области. Эти карандаши больше всего подходят для такой работы, где линии играют вспомогательную роль, они идеальны для передачи тональных эффектов, например света и тени в  пейзаже, или для моделировки форм, таких как лица или фигуры при ярком боковом освещении.

На пленере пригодится набор карандашей, точилка или нож для заточки карандашей и ластик, поскольку наши первоначальные впечатления от объекта зачастую определяет характер будущего рисунка.

Уголь - чудесный, гибкий материал. Уголь легко растирается, и рисунок легко подкорректировать, стирая линию. Для линейного рисования или для тонких, легких эффектов идеальна бумага для рисования.

 Закрепляют рисунки углём и сухой пастелью специальными фиксативами или хранят под калькой или под стеклом.

Пастель бывает мягкая и твёрдая, для линеарных эффектов хороши также пастельные карандаши,  а  используя боковую часть мелков можно покрывать широкими мазками цвета большие пространства бумаги.

 Масляная пастель имеет большое преимущество, поскольку не требует фиксации. Но стирать её сложно. Мы можем исполнить ею технику сграффито, в которой один слой соскребается, чтобы выявить под ним другой.

Акварель. Для начала нам потребуется маленькая коробочка красок, несколько мягких кистей разного размера, бумага, палитра, тряпочка или губка и банка с водой.

 Для длительной и точной работы необходим предварительный набросок простым карандашом.

Гуашь - это тоже водорастворимые краски, но ими уже можно работать густо, и кисти нужны для работы более жёсткие и упругие, например щетиновые и колонковые или синтетические. В гуашевых работах легче исправлять неудачные места, снимая с них  лишнюю краску и перекрашивая правильным цветом.

 

Смешанная техника. Одной из самых известных смешанных техник рисования является восковой рисунок, в основе которого несовместимость масла и воды.

 Рисунок выполняется восковыми карандашами, восковой масляной пастелью или обычной восковой свечой, затем сверху его покрывают краской на основе воды, воск отталкивает воду и создаёт разнообразные увлекательные эффекты.

 

Литература:

1. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся  5-8 классов: В 4 ч. Ч. 3. Основы композиции. Обнинск: Титул, 1996.- 80 е.: (цветные иллюстрации).

2. Сокольникова Н.М. "Изобразительное искусство. 3 класс". Астрель, 2012.

3. Гаррисон  Хейзл.  " Рисунок и живопись. Полный курс . Материалы. Техника. Методы".  "Эксмо",  Москва 2010 г.

 

Интернет-ресурс:

http://festival.1september.ru/articles/571767/

Урок с вопросами-парадоксами по ИЗО во 2-м классе по теме "Цвет как средство выражения"  Вильчинская Л. С. 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon konspekt_1.pdf1.11 МБ
PDF icon risunki_detey.pdf1.61 МБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллективная изобразительная деятельность и формы её организации на уроках изобразительного искусства

Мир, окружающий маленького человека, огромен и многообразен. Но порой мы, взрослые, недооцениваем того влияния, которое оказывают на формирование чувств ребенка повседневные жизненные ситуации, люди, ...

"Развитие изобразительных навыков у детей с ЗПР в процессе использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности"

Консультация для воспитателей и педагогов реабилитационного центра. Работая с детьми  с задержкой психического развития, я пришла к выводу, что развитие у них  изобразительных навыков...

Непосредственно-образовательная деятельность по изобразительной деятельности "Зимние узоры"

Развитие творческого воображения и фантазии у детей в процессе декоративно-прикладного творчества....

Основные требования к познавательной деятельности выпускников основной и средней школы по предмету «Мировая художественная культура» (базовый уровень)

В статье говорится о способах проверки уровня подготовленности учащихся по предмету МХК  и о том, какими знаниями и умениями базового уровня должны овладеть выпускники основной и средней школы по...

ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО (для 5–7 классов образовательных организаций)

Музыка  — универсальный антропологический феномен, неизменно присутствующий во всех культурах и цивилизациях на протяжении всей истории человечества. Используя интонационно-выразительные ср...

Примерная рабочая программа. Основного общего образования. "Изобразительное искусство" ( для 5-7 классов образовательных организаций)

Примерная  рабочая программа. Основного общего образования. "Изобразительное искусство" ( для 5-7 классов образовательных организаций)...

Материалы для родителей. «Как можно создать правильные и благоприятные условия для занятий по изобразительной деятельности дома»

Консультация для родителей: «Как можно создать правильные и благоприятные условия для занятий по изобразительной деятельности дома»...