Компьютерные презентации в экологии
учебно-методический материал на тему

Карпова Марина Николаевна

Использование компьютера в учебной и внеурочной деятельности школьника является одним из способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. Обратиться к отработке навыков создания компьютерных презентаций на кружке экологического направления подтолкнуло все более широкое внедрение в нашу жизнь информационных технологий. Большинство экологических конкурсов, олимпиад, конференций предусматривает защиту исследовательского проекта. Защита экологического проекта с использованием компьютерной презентации с фотографиями, рисунками, схемами, таблицами воспринимается ярче, доказательнее, аргументированнее.

Т.о. на данный момент, создание компьютерных презентаций я считаю одной из эффективных форм экологического просвещения и воспитания учащихся на занятиях учреждений дополнительного образования. Эта форма позволяет учащимся повысить интерес, углубить знания о природе родного края, полнее реализовать свои потенциальные возможности,  отработать навыки работы с компьютером,  Интернет-ресурсами, получить навыки коллективной  творческой работы и мн. др.

 Изготовленные учащимися презентации широко используются на уроках биологии и экологии, природоведения, а так же во внеурочной деятельности. Каждый проект защищается автором на кружке, а затем и на общешкольной научно-практической конференции.

Широки перспективы компьютерных презентаций и в природоохранной, пропагандистской и агитационной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kompyuternye_prezentatsii_v_ekologii.doc290.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНАЯ СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ

МОУ Октябрьская средняя общеобразовательная школа

Радищевского района

                                                                   

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

«Компьютерные презентации в экологии».


Рецензенты:

Бучарова Татьяна Геннадьевна, Областная станция юных натуралистов, зам.директора по УВР, педагог дополнительного образования высшей категории;

Юдахина Татьяна Михайловна, зам.директора по ПИЭР, учитель информатики первой категории.

1 год – 144 часа (4 часа в неделю; 4 х 36 = 144)  11 -13 лет

2 год – 144 часа (4 часа в неделю; 4 х 36 = 144)  14 -16 лет

Программа рассмотрена и рекомендована

на методическом совете ГОУ ОСЮН,

протокол №                200   г.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3

Актуальность, новизна и дополнительность программы

4

Цель и задачи программы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4

Ключевые принципы построения программы

5

Краткое содержание программы по годам обучения. . . . . . . . . . . . . . . .

5

Организация занятий по программе

6

Методы и формы работы, реализуемые в программе

6

Диагностика освоения программы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..

8

Показатели результативности освоения программы . . . . . . . . . . . . . . . .

9

Условия реализации программы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

11

Учебный план программы…………………………….... . . . . . . . . . . . . .

13

Учебно-тематический план программы…………………………….... . .

13

Первый год обучения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

13

Второй год обучения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

15

Содержание программы…………………………….... . . . . . . . . . . . . . . .

17

Первый год обучения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

17

Второй год обучения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

18

Оборудование, необходимое для реализации программы. . . . . . . . . . . .

19

Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..

20

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Использование компьютера в учебной и внеурочной деятельности школьника является одним из способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. Обратиться к отработке навыков создания компьютерных презентаций на кружке экологического направления подтолкнуло все более широкое внедрение в нашу жизнь информационных технологий. Большинство экологических конкурсов, олимпиад, конференций предусматривает защиту исследовательского проекта. Защита экологического проекта с использованием компьютерной презентации с фотографиями, рисунками, схемами, таблицами воспринимается ярче, доказательнее, аргументированнее.

Т.о. на данный момент, создание компьютерных презентаций я считаю одной из эффективных форм экологического просвещения и воспитания учащихся на занятиях учреждений дополнительного образования. Эта форма позволяет учащимся повысить интерес, углубить знания о природе родного края, полнее реализовать свои потенциальные возможности,  отработать навыки работы с компьютером,  Интернет-ресурсами, получить навыки коллективной  творческой работы и мн. др.

 Изготовленные учащимися презентации широко используются на уроках биологии и экологии, природоведения, а так же во внеурочной деятельности. Каждый проект защищается автором на кружке, а затем и на общешкольной научно-практической конференции.

Широки перспективы компьютерных презентаций и в природоохранной, пропагандистской и агитационной работе.

Актуальность программы.

Программа данного курса актуальна, так как соответствует основным тенденциям развития современного общества.  Информатизация, использование компьютерных технологий быстрыми темпами входят во все сферы  общества в целом и образования, в частности, кроме того, в настоящее время в мировом сообществе все больше внимания уделяется проблемам экологии. Одновременному решению актуальных проблем современности: информатизации и экологизации посвящены занятия   экологического кружка по программе «Компьютерные презентации в экологии». 

Новизна программы

заключается в  интеграции «компьютер+экология родного края».                                          Новизна программы состоит в углублении знаний о природе родного края, в результате совершенствования навыков владения компьютерными технологиями с целью  использования их в подготовке и обработке экологических исследований.

Дополнительность программы

заключается в том, что учащиеся 5-7 классов не изучают еще экологию и информатику как самостоятельные предметы, то есть получают дополнительное, не предусмотренное школьными программами образование

Кроме того, программа расширяет и углубляет содержание отдельных курсов естественнонаучных предметов средней общеобразовательной школы, позволяет вести исследовательскую и экспериментальную работу, которая невозможна при получении базового образования.

Цель программы- углубление знаний о природе родного края, совершенствование навыков владения компьютерными технологиями в ходе реализации экологических проектов.

Задачи программы 

Образовательные

  •  изучение  природы родного края;
  • формирование и развитие у учащихся навыков владения компьютерными технологиями; 
  • создание условий для овладения учащимися методами научного познания;

Воспитательные 

  • формирование чувства  патриотизма, любви и ответственности за судьбу родной природы
  • создание условий для воспитания чувства прекрасного;
  •  создание условий для развития интереса к познанию мира, сущности процессов и явлений; 
  • воспитание нравственных качеств личности в соответствии с общечеловеческими ценностями, чувства коллективизма, 

Развивающие

  • формирование навыков работы и делового общения в группе;
  • формирование навыки передачи и презентации полученных знаний и опыта;
  • создание условий для развития творческого потенциала личности каждого ребенка;
  • формирование умений и навыков исследовательской работы;
  • развитие эмоциональной сферы учащихся;
  • владение навыками самостоятельной исследовательской деятельности;
  •  выявление склонности учащихся к ведению научно- исследовательской деятельности;
  • формирование умений ориентироваться в информационном пространстве: находить источники информации; 

Принципы построения программы

  • принцип научности;
  • принцип комплексности;
  • принцип наглядности;
  • принцип системной рефлексии;
  • принцип доступности;
  • принцип дифференциации обучения;
  • принцип сочетания индивидуального и коллективного образования;
  • принцип активной деятельности учащихся;
  • принцип открытости границ познания;
  • принцип связи теории с практикой;               
  • гуманистической направленности;
  • принцип диалогичности;
  • принцип экологизации; 

Основные требования, выступающие в качестве ориентиров:

  • опора на собственный опыт ребенка,
  • обучение в действии,
  • побуждение к наблюдению и экспериментированию,
  • чередование индивидуальной и коллективной работы,
  • создание ситуации успеха каждому из участников процесса,
  • атмосфера коллективного размышления, дискуссий и совместных поисков вариантов решения проблемы;
  • диалоговое общение.

 

 

Краткое содержание программы по годам обучения

Программа рассчитана на 2 года обучения, и ориентирована на учащихся 11-16 лет.

Цель и задачи программы определяют содержание учебно-воспитательного процесса, который носит комплексный характер. Программа ориентирует на углубление и расширение знаний по биологии, экологии информатике. Основная идея содержания программы заключается в освоении информационных технологий в ходе  (и как средство) изучения природы родного края. Программа курса позволяет продемонстрировать преимущества использования компьютера, Интернет, в расширении и углублении знаний. Программа предусматривает ознакомление с основными представителями флоры и фауны родного края, особенностями природы в целом и ООПТ в первую очередь. Кроме того, создаются условия для самостоятельной творческой, индивидуальной и групповой работы, реализации практикоориентированных проектов.

Обучение ведется с использованием богатого краеведческого материала.

          Изучение курса первого года обучения начинается со знакомства с компьютером,(в первую очередь с  текстовым редактором Microsoft Word и с приложением Microsoft PowerPoint), в ходе реализации экологических проектов «Красная Книга Радищевского района», «Первоцвет» , «ООПТ Радищевского района». Учащиеся знакомятся с природой родного края, с методами исследований объектов природы, реализуют индивидуальные проекты.

 Второй год обучения по программе предполагает более совершенное владение компьютером, направленное на подготовку презентаций  личных, (а также коллективных) исследовательских проектов и их защиту на научно-практических конференциях, олимпиадах разного уровня.

Значительное количество времени отводится исследовательской деятельности в природе, поиску и систематизации информации в различных источниках.

Организация занятий по программе

«Компьютерные презентации в экологии» - это авторская комплексная интегрированная дополнительная образовательная программа для учащихся 11 – 16 лет. Программа общим объемом 288 часов рассчитана на 2 года обучения:

1 год – 144 часа (2 раза в неделю по 2 часа), учащиеся 11-13 лет;

2 год –144 часа (2 раза в неделю по 2 часа), учащиеся 14-16 лет

Методы и формы работы, реализуемые в программе

Занятия по программе «Компьютерные презентации в экологии» включают теоретические, практические, экскурсионные и контрольные часы. Их количество и соотношение приведено в диаграмме 1.

Диаграмма 1    

Соотношение видов занятий в программе  

«Компьютерные презентации в экологии»

 

     

             

Количество теоретических часов колеблется от 24 % в первый год обучения до 19,4 % во второй год обучения. Раскрытие теоретических основ курса   осуществляется в форме лекций, видеолекций, бесед с учетом имеющихся базовых  школьных знаний.

Практическая часть программы  составляет от 49,3 % в первый год обучения до 59,7 во второй год обучения и предусматривает  как групповые формы работы, так и самостоятельные работы по индивидуальным заданиям в рамках времени, отведенного на группу. Наиболее важной формой практических работ являются экскурсии с элементами исследования в природе. Кроме того, используются такие формы как разработка и защита проекта,  круглый стол, конференция. 

Объем экскурсионных  часов составляет от 16,7% до 5,6 % от времени, отводимого на всю программу. В первый год обучения он составляет 9,8 %, а во второй он несколько снижается до 6,8%. Это уменьшение времени на такую важную форму работы связано с тем, что экскурсии совмещаются с практическими занятиями.  Такие занятия проводятся в природе и учитываются в практической части программы.    

Около 10 % программного времени отводится контрольным занятиям. Контроль знаний (от 16,7 % в 1 год обучения до 5,6 %  в 3 год обучения) – это сигнальная система  успешности освоения программы. Формы контроля программы далеки от школьных  и проводятся в виде защиты проектов, конкурсов, выставок, конференций. Реализация перечисленных форм обучения дает возможность детям максимально проявить свою активность, изобретательность, развивает их творческие способности и тем самым способствует более глубокому освоению материала.

         

Диагностика освоения программы

Для определения успешности освоения материала и качества учебного процесса программой предусмотрен регулярный контроль знаний, умений и навыков учащихся. Предполагаются следующие виды диагностических исследований: входящая, текущая и итоговая диагностика.

  • Входящая диагностика осуществляется при наборе группы. Может проводиться в виде тестовых заданий, анкетирования или беседы, где определяется компетентность учащихся в тех или иных вопросах естественнонаучных дисциплин и знания компьютера.
  • Текущая диагностика осуществляется как при помощи контроля на каждом занятии, так и  после каждой темы программы. Результативность программы «Компьютерные презентации в экологии», таким образом, диагностируется в разных формах контроля (см. выше), используемых на занятиях и служит мерой успешности освоения материала. Проводится в виде самостоятельной реализации проектов, их защиты, и участия в разработке групповых работ. По результатам контроля определяется индивидуальный темп и уровень сложности программы.  
  • Итоговая диагностика  проводится в конце каждого года на заключительном занятии, где учащиеся демонстрируют свои умения и навыки в форме защиты проекта. Выпускники представляют презентации созданные по собственным  исследовательским проектам в природе, отчитываются о результатах участия в творческих конкурсах, олимпиадах.

Критерии диагностики приводятся в таблице:

Диагностика

Низкий уровень

знаний

Средний уровень

Высокий уровень

Входящая

Учащиеся имеют слабое представление об экологии района.

Не имеют навыков работы с научно-популярной литературой, компьютером.

Учащиеся имеют элементарные знания,.

Имеют  элементарные навыки работы с научно-популярной литературой, компьютером.

Учащиеся имеют  достаточно глубокие знания о природе родного края, частично знакомы со специальной терминологией.

Имеют навыки работы с научно-популярной литературой, владеют основами компьютерных технологий.

Текущая

Учащиеся слабо разбираются в  содержании изученного материала. Не в полной мере овладели основами комп. технологий,

адаптированными методиками исследований.

Имеют навыки работы с научно-популярной литературой.

Учащиеся разбираются в содержании изученного материала. Владеют основными приемами и навыками работы на ПК, в полной мере овладели адаптированными методиками исследований.

Умеют анализировать  научно-популярную литературу.

Учащиеся свободно ориентируются в содержании изученного материала, владеют специальной терминологией. В полной мере овладели компьютерными пролграммами, адаптированными методиками исследований и успешно применяют их на практике.

Самостоятельно работают с научно-популярной литературой.

Итоговая

Учащиеся слабо освоили содержание некоторых разделов изученного материала программы, владеют специальной терминологией.

В полной мере овладели адаптированными методиками проектных исследований. Могут оформить слайд, или презентацию по заданному  образцу.

Самостоятельно работают с научно-популярной литературой.

Учащиеся освоили содержание всех разделов программы, владеют специальной терминологией.

В полной мере овладели методиками  проектных исследований. Могут создать презентацию по собственному проекту. Умеют анализировать  научно-популярную литературу.

Учащиеся свободно ориентируются в содержании всех разделов программы, владеют специальной терминологией.

Способны самостоятельно осуществлять исследовательскую деятельность и пронализировать ее результаты, сделать выводы, оформить презентацию для защиты по собственному проекту.

Умеют анализировать научную и научно-популярную литературу


Показатели результативности освоения программы

Показателями результативности служат знания и умения, которыми должны обладать обучающиеся при переходе с одной ступени на другую; ниже они представлены  в виде перечня по годам обучения.

                 

Первый год обучения

Должен знать:

  • правила техники безопасности при работе с компьютером и др. техникой;
  • правила техники безопасности на экскурсии;
  • основные возможности и характеристики приложения Microsoft PowerPoint- программмы для создания мультимедийных презентаций;
  • поисковые каталоги;
  • язык запросов;
  • правила формирования запроса;
  • основные источники информации о природе района и области;
  • основные сведения о ООПТ Радищевского района;

Должен уметь:

- осуществлять безопасную работу с ПК; 

- работать с приложением Мастер презентаций:

- использовать шаблоны презентаций;

- осуществлять смену слайдов, разметку слайдов; вставку объектов;

- добавлять анимационные эффекты;

- сохранять презентации;

- демонстрировать презентации;

- работать в Internet Explorer , в поисковых системах;

- копировать и сохранять информацию;

- применять полученные навыки в ходе реализации проектов.

- самостоятельно разрабатывать и осуществлять проекты;

- оформлять листовки, агитационные листы природоохранного  содержания;

- подготовить  выступление на научно-практической конференции с    использованием презентации;

Второй год обучения

                Должен знать:

- назначение и правила работы с электронной таблицей Microsoft Excel;

- графические возможности Microsoft Excel;

- методики статистической и графической обработки данных полевых исследований;

- возможности графического редактора Paint;

- правила исполнения надписей, изменения размеров и сохранения рисунка, вставки графического объекта в текстовый документ и др;

- правила создания и сохранения звуковых файлов;

- программы обработки фотографий;

- историю празднования Всемирного Дня Земли;

- многообразие  и особенности первоцветов;

- методики полевых исследований по ботанике, зоологии, гидробиологии;

 и др.

Должен уметь:

-   владеть навыками адресации и форматирования;

- владеть методиками статистической и графической обработки данных полевых исследований;

-    владеть приемами работы в графическом редакторе Paint:

-    владеть инструментами рисования;

  • свободно рисовать;
  • создавать стандартные фигуры;
  • осуществлять заливку областей цветом;
  • исполнять надписи, изменять размеры и сохранять рисунки, вставлять графические объекты в текстовый документ и др;
  • создавать и сохранять звуковые файлы;

-    работать с программами обработки фотографий;

- применять методики полевых исследований по ботанике, зоологии, гидробиологии;

  • применять полученные навыки в ходе реализации индивидуальных проектов;
  • уметь достойно презентовать реализованные проекты.

Диагностика воспитанности учащихся.

Разнообразные способы определения результативности «вплетены» в образовательно-воспитательный процесс. Как правило, они выступают для учащихся в скрытой форме, предъявляются либо как игра, как состязание, как проверка собственных сил. Их проведение само по себе является воспитательным актом и составляет одно из слагаемых воспитательной работы. Педагогические методики содержательно инструментируются как часть организуемой деятельности, и педагог производит тщательный обсчет и анализ полученных результатов. В процессе реализации программы используются следующие методики по диагностике нравственного потенциала личности:

  • методика Д.Григорьева, И. Кулешовой, П. Степанова «Диагностика эффективности воспитания на основе динамики личностного роста ребенка».
  • методика «Размышляем о жизненном опыте», разработана кандидатом педагогических наук Н.Е.Щурковой

Условия реализации программы

1. Материальная база.

  • учебный класс;
  • компьютерный класс;
  • мультимедиотека (зрительный ряд: презентации, видеофильмы, фотоальбомы, репродукции, журналы, буклеты);
  • наличие цифровой видео- фотоаппаратуры;
  • телевизор, видеомагнитофон, мультимедиапроектор, музыкальный центр;
  •  библиотека учебно-методической и научной литературы;

2. Кадровое обеспечение.

        Педагог дополнительного образования, реализующий данную программу.

3. Учащиеся.

Дети в возрасте 11-16 лет, заинтересованные в изучении природы родного края через освоение компьютерных технологий.

Результаты участия членов объединения

Дата

Мероприятие

Фамилия, имя участников

 мероприятий

Класс

Место

2006-07

сентябрь

Научно-практическая конференция «Эко-2007»

Парфенова Наталья
Филянина Екатерина

11

9

1

2

октябрь

Натуралистический конкурс «Удивительное рядом»

Группа уч-ся

6-7

ноябрь

Конкурс «Экофото»

Карпова Мария

6

диплом 2 степени

Декабрь

Областная природоохранная акция «Живая ель»

Группа уч-ся

6-9

Декабрь

Участие во всероссийском конкурсе экологических проектов «Человек на Земле»

Парфенова Наталья

Желтова Татьяна

10

8

Диплом 5 степени

январь

УГСХА (лицей)

Конкурс исследов. проектов

Сабаева Виктория

Шувалова Юлия

11

11

2

2

март

Областная заочная олимпиада «Созвездие»

Юдахина Анастасия

Карпова Мария

         7

6

   диплом 1степени

диплом 1степени

апрель

Всероссийский тур предметной олимпиады по экологии

Мальгина Дарья

9

апрель

Обл. эколого-биологическая Олимпиада

Слет юных исследователей природы

Парфенова Наталья

Лабутина Наталья

Юдахина Анастасия

Карпова Мария

11

10

7

6

2

2

3

4

май

Областная экологическая акция «Зеленая миля»

Лабутина Анна

10

июль

Смена экологического палаточного лагеря (ОСЮН)

12 учащихся 7-11 класс

2007-08 уч.год

Областная школа исследователей природы

Карпова Мария

Юдахина Анастасия

Мальгина Дарья

Желтова Татьяна

Филянина Екатерина

Протопопов Евгений

7

8

10

9

10

9

январь

Предметная олимпиада региональный тур

Желтова Татьяна

Мальгина Дарья

Лабутина Анна

9

10

11

3место

(луч. рез)

2 место (луч.рез.)

4 место

в областных и всероссийских мероприятиях

  • выбор дальнейшего обучения учащихся, связанного с  профилем программы: Архипова Юлия – студентка естественно-географического факультета УГПУ;
  • Лабутина Анна –студентка экологического факультета УлГУ

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ    (1 год обучения)

 заня-тия

 разде-ла

Наименование раздела,

 блока

Всего

(часов)

Теор.

занятия

Практ.

занятия

экскурсии

Контр.

занятия

1-4

I

Знакомьтесь - презентации!

8

4

4

-

-

5-18

II

Знакомство и работа с приложением Microsoft PowerPoint.

28

12

12

-

4

19-25

III

Internet Explorer. Работа в поисковых системах.

14

5

5

-

4

26-63

IV

Применение полученных навыков в ходе реализации проектов.

76

10

44

14

8

64-72

V

Защита проектов.

Подведение итогов.

18

4

6

-

8

144

35

71

14

24

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год обучения

№ блока

занятий

Тема

Всего

Теорет.

Практ.

Экск.

Контр.

I

1-4

Знакомьтесь - презентации!

8

4

4

Введение в программу.

2

1

1

Просмотр различных вариантов экологических презентаций

6

2

4

II

5-18

Знакомство и работа с приложением Microsoft PowerPoint- программмой для создания мультиме-дийных презентаций 

28

12

12

4

- мастер создания презентаций

4

2

2

- шаблоны презентаций

4

2

2

- смена слайдов

2

1

1

- разметка слайдов

2

1

1

- вставка объектов

4

2

2

- анимационные эффекты

4

2

2

- демонстрация презентации

2

1

1

- сохранение презентации

2

1

1

Контрольное занятие

4

4

III

19-25

Internet Explorer. Работа в поисковых системах.

14

5

5

4

Знакомство с Internet Explorer.

2

1

1

Поисковые каталоги.

2

1

1

Язык запросов. Как сформировать запрос.

2

1

1

Копирование и сохранение информации:

-сохранение вебстраницы;

-сохранение картинки;

-сохранение текста.

4

2

2

Контрольное занятие

4

IV

26-63

Применение полученных навыков в ходе реализации проектов.

76

10

44

14

8

Работа над слайдами в рамках коллективного проекта «Растения Красной Книги России в конспекте флоры Радищевского района».

10

2

4

2

2

Работа над проектом «Насекомые Красной Книги в Радищевском районе» по темам «Бабочки», «Перепончатокрылые», «Жуки», и т.д.

36

5

25

4

Выпуск листовок «Помоги птицам зимой»

8

1

5

2

Выпуск листовок к международному Дню Земли.

6

1

3

2

Работа над проектом «Первоцветы Ульяновской области»

16

1

5

8

2

V

64-72

Защита проектов.

Подведение итогов.

18

4

6

-

8

Конкурс листовок.

4

1

1

2

Защита презентаций.

8

2

2

2

Подготовка и выступление на научно-практической конференции.

8

1

3

4

144

35

71

14

24

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ    (2 год обучения)

раздела

занятия

Наименование раздела,

 блока

Всего

(часов)

Теор.

занятия

Практ.

занятия

экскурсии

Контр.

занятия

I

1-2

Введение в программу.

2

2

II

3-14

Знакомство с электронной таблицей Microsoft Excel.

12

4

6

2

III

15-22

Статистическая и графическая обработка данных полевых исследований.

8

8

IV

23-36

Знакомство с графическим редактором Paint.

14

6

6

2

V

37-42

Создание и сохранение звуковых файлов.

6

2

4

VI

43-46

Программы обработки фотографий.

4

4

VII

47-98

Применение полученных навыков в ходе реализации индивидуальных проектов.

52

6

46

VIII

99-118

Знакомство с методиками полевых исследований.

20

8

12

(12)

IX

119-128

Полевые исследования раннецветущих растений в урочище «Лазоревые холмы»

10

(10)

10

X

129-136

Подготовка к летним полевым исследованиям.

8

Резерв.

8

144

28

86

22

4

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2 год обучения

№ блока

занятий

Тема

Всего

Теорет.

Практ.

Экск.

Контр.

I

Введение в программу.

2

2

II

Знакомство с электронной таблицей Microsoft Excel.

12

4

6

2

назначение, типы данных

2

1

1

адресация и форматирование

2

1

1

графические возможности

6

2

4

Контрольное занятие

2

2

III

Статистическая и графическая обработка данных полевых исследований.

8

8

IV

Знакомство с графическим редактором Paint.

14

6

6

2

Инструменты рисования.

  • свободное рисование
  • создание стандартных фигур

заливка областей

4

2

2

Исполнение надписей.

2

1

1

Изменение размера рисунка

2

1

1

Сохранение рисунка

2

1

1

Вставка графического объекта в текстовый документ

2

1

1

Контрольное занятие

2

2

V

Создание и сохранение звуковых файлов.

6

2

4

VI

Программы обработки фотографий.

4

4

VII

Применение полученных навыков в ходе реализации индивидуальных проектов.

52

6

46

(2)

Оформление отчета.

10

10

Работа над презентацией.

10

10

Подготовка к защите проекта.

2

2

Участие в заочных конкурсах и викторинах.

10

4

6

Выпуск листовок к Всемирному Дню Земли.

4

4

Участие в акции «Первоцвет».

6

6

Конкурс проектов природоохранных транспарантов.

6

6

Защита проектов.

4

2

2

(2)

VIII

Знакомство с методиками полевых исследований.

20

8

12

(12)

Методики геоботанических исследований.

6

2

4

(4)

Методики зоологических исследований.

6

2

4

(4)

Методики гидрологических исследований.

8

4

4

(4)

IX

Полевые исследования раннецветущих растений в урочище «Лазоревые холмы»

10

(10)

10

X

Подготовка к летним полевым исследованиям.

8

Резерв.

8

144

28

86

22

4

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

«Компьютерные презентации в экологии»

Первый год обучения

Знакомьтесь, презентация! - 8 часов

Введение в программу – 2 ч.

Теория. Что такое презентация. Назначение презентаций. Роль компьютерной презентации в представлении экологического проекта. Техника безопасности в кабинете информатики, при работе с компьютерной техникой, на экскурсии. Зрительная гимнастика. Релаксация при работе с компьютером.

Демонстрации. Просмотр имеющихся в медиатеке экологических презентаций, выполненных старшеклассниками.

Контроль. Входящая диагностика – тестовый контроль.

Знакомство и работа с приложением Microsoft PowerPoint- программмой для создания мультиме-дийных презентаций – 28ч.

Теория. Приложение Microsoft PowerPoint- программа для создания мультимедийных презентаций

Практика. Мастер создания презентаций: шаблоны презентаций, смена слайдов, разметка слайдов, вставка объектов, анимационные эффекты. Демонстрация презентации. Сохранение презентации.

Контроль. Выполнение контрольного задания, тестовый контроль.

Internet Explorer. Работа в поисковых системах – 14 ч.

Теория Знакомство с Internet Explorer как средством получения информации. Знакомство с поисковыми каталогами. Язык запросов - способ быстрого поиска информации.

       Практика. Практические занятия: «Как сформировать запрос?».Копирование и сохранение информации: сохранение вебстраницы; сохранение картинки, сохранение текста.

Контроль. Поиск  и сохранение информации по заданной теме.

Применение полученных навыков в ходе реализации проектов 76 ч.

Теория. Знакомство с представителями Красной Книги Ульяновской области - обитателями Радищевского района. Требования к оформлению научной презентации. Дизайн слайдов.

Практика. Работа над слайдами в рамках коллективного проекта «Растения Красной Книги России в конспекте флоры Радищевского района». Работа над проектом «Насекомые Красной Книги в Радищевском районе» по темам «Бабочки», «Перепончатокрылые», «Жуки», и т.д. Выпуск листовок Помоги птицам зимой». Выпуск листовок к международному Дню Земли. Работа над проектом «Первоцветы Ульяновской области»

Экскурсии. Первоцветы Ульяновской области.

Демонстрации. Знакомство с работами, представленными на всероссийские конкурсы, имеющимися в Интернет-ресурсах.

Контроль. Конкурс листовок. Защита проектов.

Второй год обучения

Введение в программу -2ч.

Знакомство со структурой программы. Техника безопасности в кабинете информатики, на экскурсии, при обращении с техникой. Зрительная гимнастика. Релаксация при работе с компьютером.

Знакомство с электронной таблицей Microsoft Excel -12 ч.

Теория. Знакомство с электронной таблицей Microsoft Excel как средством статистической и графической обработки экологических проектов. Назначение, типы данных. Адресация и форматирование. Графические возможности.

 Практика. Отработка навыков работы в электронных таблицах.

Контроль. Выполнениеконтрольного  задания.

Статистическая и графическая обработка данных полевых исследований – 8ч.

Практика. Обработка  материалов летних полевых исследований с помощью полученных навыков обработки.

Демонстрации. Знакомство с проектамиучащихся старших классов.

Знакомство с графическим редактором Paint -14 ч.

 Теория. Знакомство с графическим редактором Paint как средством создания рисованных объектов, необходимых для оформления отчетов полевых исследований (карты, схемы, рисунки). Инструменты рисования. Свободное рисование, Создание стандартных фигур. Заливка областей. Исполнение надписей. Изменение размера рисунка. Сохранение рисунка. Вставка графического объекта в текстовый документ.

Практика. Отработка навыков работы с графическим редактором Paint.  Свободное рисование, Создание стандартных фигур. Заливка областей. Исполнение надписей. Изменение размера рисунка. Сохранение рисунка. Вставка графического объекта в текстовый документ.

Контроль.  Выполнение контрольного задания.

Создание и сохранение звуковых файлов -6ч.

Теория.   Правила создания и сохранения звуковых файлов как средства  звуковых иллюстраций экологических презентаций.

Демонстрации. Просмотр презентации, иллюстрированных звуковыми файлами.

Практика. Создание, охранение, вставка звуковых файлов в презентации.

Программы обработки фотографий -4 ч.

Практика. Ознакомление с основными приемами обработки фотографий. Вставка фотографий в презентации.

Применение полученных навыков в ходе реализации индивидуальных проектов- 52ч.

Практика. Оформление отчета. Работа над презентацией. Подготовка к защите проекта. Участие в заочных конкурсах и викторинах. Выпуск листовок к Всемирному Дню Земли.

Демонстрации. Знакомство с работами прошлых лет с помощью Интернет-ресурсов.

Экскурсии. Полевые исследования раннецветущих растений.

Контроль. Конкурс проектов природоохранных транспарантов. Защита проектов.

Знакомство с методиками полевых исследований -20ч

Теория. Методики геоботанических исследований. Методики зоологических исследований. Методики гидрологических исследований.

Практика. Отработка навыков проведения полевых исследований.

Экскурсии. Отработка навыков проведения полевых исследований в природе.

Полевые исследования раннецветущих растений в урочище «Лазоревые холмы» -10 ч.

Работа в полевых условиях.

Подготовка к летним полевым исследованиям - 8ч.

Оборудование, необходимое для реализации программы

компьютерная техника (компьютерный класс); оборудование, необходимое

для проведения полевых исследований; фотоаппарат; диск «Красная Книга Ульяновской области, мультимедиатека, библиотека научной, учебно-методической литературы.

ЛИТЕРАТУРА: 

  1. Алексеев Н.Г., Гущина М.В. «Развитие исследовательской деятельности учащихся» - Москва, «Народное образование», 2001.
  2. Благовещенский В.В., Раков Н.С.. «Конспект флоры высших сосудистых растений Ульяновской области». Ульяновск: Филиал МГУ, 1994. – 116с
  3. Благовещенский В.В., Пчёлкин Ю.А., Раков Н.С.. Определитель растений Среднего Поволжья. – Л.: Наука, 1984. – 392 с.
  4. Губанов И.А. и др. Определитель высших растений средней полосы европейской части СССР: Пособие для учителей/- М.: Просвещение, 1981.
  5. Дунаев Е. А. Методы эколого-энтомологических исследований. Мосгор СЮН. М.: 1997
  6. Коляда М.Г. Окно в удивительный мир информатики. Д.: Сталке, 1997-448 с.
  7. Методы геоботанических исследований: Методическое пособие  (сост. Боголюбов А.С.) М:, Экосистема,1996, 21с.
  8. Нидон К.,  д-р Петерман И., Шеффель П., Шайба Б.. Растения и животные: Руководство для натуралиста. – М.: Мир, 1991. – 263с.
  9. Простейшие методы статистической обработки результатов экологических исследований, Методическое пособие. Серия: методические пособия по полевой экологии для педагогов дополнительного образования и учителей М.: «Экосистема»,1998.-17с.
  10. Симонович С., Евсеев Г., Алексеев А. Общая информатика. Компьютер. Информатика. Интернет. Учебное пособие для средней школы.М.: АСТ-Пресс,Инфорком-Пресс.2001.-592с.
  11. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. М.:АРКТИ, 2006.-80с.
  12. Угринович Н. Информатика. Учебник для 7 класса М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2005 -173с.
  13. Хрибар С.Ф. Пробуем изучать живое. Общие принципы исследовательской работы в области экологии и биологии для юных экологов и их руководителей. М:,ЦСЮНиЭ,1999,17с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Компьютерные презентации. Анимация"

Урок "Компьютерные презентации. Анимация" для 5 класса.Второй урок по теме "Компьютерные презентации."...

Компьютерная презентация с мультимедтехнологиями. Создание мультимедийных презентаций

Конспект урока на тему "Компьютерная презентация с мультимедтехнологиями. Создание мультимедийных презентаций"...

Памятка по правилам оформления компьютерных презентаций. Педагогический дизайн компьютерных презентаций.

Компьютерная презентация может не только показать вашу блистательную компьютерную грамотность, педагогический опыт, но и «коварно» продемонстрировать методическую беспомощность, отсутствие художествен...

Тема: Создание компьютерных презентаций, обработка объектов презентаций.

Цели:обучающие:-помочь учащимся получить представление о способах создания компьютерных презентаций и  их объектах;-сформировать навыки работы с компьютерными презентациями и их объектами...

Презентация по экологии 8 класс. Тема: "ЧТО ИЗУЧАЕТ ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА. ЗДОРОВЬЕ И ОБРАЗ ЖИЗНИ".

Экология человека – это научное направление, изучающее взаимодействие людей с окружающей их средой.Экологические факторы – это экологические факторы воздействующие на организмы....

Презентация по экологии 5 класс. Тема: "ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИИ".

Цель: Формирование представление об экологии как науке о взаимодействии живых организмов с окружающей средой.Задачи: Познакомить учащихся с задачами экологии, показать её место в системе других биолог...

Презентация "Неделя экологии", посвящённая году Экологии

Здесь представлен отчёт о проделанной работе...