ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ВВЕДЕНИЕ В ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЕ. Часть 1"
рабочая программа на тему

Шаркова Ольга Александровна

Программа рассчитана на детей от 3-х до 4-х  лет.

Срок реализации программы -  один год.

Главной целью данной программы выступает воспитание у учащихся желания узнать самые важные страницы истории города Санкт-Петербурга, 

воспитание стремления  уметь видеть неповторимую красоту архитектурного образа города.

Данная программа дает возможность подготовки детей от 3-х до 4-х лет к восприятию основного курса   «Введение в Петербурговедение», рассчитанного на три года

(возрастная категория детей от 4-х до 7-ми лет; срок реализации программы - три года; программа составлена по принципу постепенного возрастания сложности).

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 27

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ЛИТЕРАТУРЫ, ИСТОРИИ

 И ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

ВАСИЛЕОСТРОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ИМЕНИ И.А.БУНИНА

Отделение дошкольного образования детей

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДАЮ        

Протокол педагогического совета

ГБОУ школы №27

Санкт-Петербурга

№ __ от __.__.2014

Директор ГБОУ школы №27

Санкт-Петербурга

___________ С.А. Филиппова

__.__.2014

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

 «ВВЕДЕНИЕ В ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЕ. ЧАСТЬ I»

Возраст учащихся: от 3 до 4 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Шаркова Ольга Александровна,

педагог дополнительного образования,

музейный педагог ГБОУ СОШ №27

с углубленным изучением литературы, истории

 и иностранных языков

Василеостровского района Санкт-Петербурга

имени И.А.Бунина

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2014

Пояснительная записка

Программа рассчитана на детей от 3-х до 4-х  лет. Срок реализации программы -  один год (35 занятий в год; одно занятие в неделю; длительность одного занятия - 15 минут). Главной целью данной программы выступает воспитание у учащихся желания узнать самые важные страницы истории города Санкт-Петербурга,  воспитание стремления  уметь видеть неповторимую красоту архитектурного образа города.

Данная программа дает возможность подготовки детей от 3-х до 4-х лет к восприятию основного курса   «Введение в Петербурговедение», рассчитанного на три года (возрастная категория детей от 4-х до 7-ми лет; срок реализации программы - три года; программа составлена по принципу постепенного возрастания сложности).

Данная программа разработана с учетом возрастных особенностей детей  от 3-х до 4-х лет и временной краткости отдельного занятия. Отличительной особенностью данной программы становится стремление педагога заинтересовать детей событийной стороной истории Санкт-Петербурга, вызвать их сопереживание; не менее важно пробудить образное мышление детей при восприятии архитектурных доминант города, поэтому выбор архитектурных доминант, о которых идет речь в ходе занятий, далеко не случаен.

Пропедевтический характер программы предполагает преобладание наглядного метода во время учебного процесса; предполагает преобладание занятий в жанре «заочная экскурсия» и «образовательное путешествие». Педагог строит свой диалог с детьми, строит свой рассказ, учитывая образное и зрительное впечатление от компьютерной презентации по теме занятия.

Особенно важное значение приобретает работа с родителями: экскурсионные прогулки и рекомендации педагога подготавливают детей к восприятию информации по истории Санкт-Петербурга, ориентируют детей в ближайшем городском окружении. Процесс приобщения детей к историко-культурному пространству города может рассматриваться, как возможность создания целостного образа Санкт-Петербурга, необходимого для  более углубленного восприятия информации  о городе, заложенной в структуре курса «Введение в Петербурговедение».

        Программа составлена педагогом дополнительного образования ГБОУ  СОШ № 27 имени И,А,Бунина, заведующей музеем образовательного учреждения «Иван Бунин: города, события, встречи» Шарковой Ольгой Александровной в 2014 году. В настоящее время программа адаптирована под потребности отделения дошкольного образования детей «Волшебный замок» ГБОУ  СОШ № 27.


Учебно-тематический план

Возрастная категория 3-4 года; продолжительность занятия –  15 минут

п/п

Темы

занятий

Всего

Теоретические

занятий

Практические

занятия

1

Дата основания Санкт-Петербурга. Герб и флаг Санкт-Петербурга.

1

1

2

Река Нева – главная водная магистраль: географическая справка, историческая справка (страницы истории основания города).

2

1

1

3

Санкт-Петербург – город на островах: мосты через Большую Неву

1

1

4

Заочная экскурсия «Достопримечательно-сти    ближайшего городского окружения: здание, в котором находится детский сад, его особенности (набережная лейтенанта Шмидта, дом 15, Литер А); происхождение названия набережной; история возведения Благовещенского моста; памятник адмиралу И.Ф.Крузенштерну).

2

2

5

Страницы истории Васильевского острова: архитектурные достопримечательности;  традиции и праздники горожан.

1

1

6

Архитектурный ансамбль Стрелки Васильевского острова (устройство порта; скульптурное убранство Фондовой биржи; легенды скульптур Ростральных колонн).

2

2

7

Адмиралтейство, как архитектурный ансамбль. Здание главной башни Адмиралтейства; особенности скульптурного убранства колоннады; триумфальные ворота. Адмиралтейство – место строительства первых российских кораблей.

2

1

1

8

Архитектурный ансамбль Петропавловской крепости: Петровские ворота – триумфальные ворота города; история Ботного домика и царского ботика; колокольня Петропавловского собора. История возведения Петропавловского собора. Традиция полуденного выстрела пушки Петропавловской крепости.

2

2

9

Зимний дворец – главный дворец Санкт-Петербурга. Декоративное и скульптурное убранство Зимнего дворца. Расположение Зимнего дворца: его связь с Невой, Адмиралтейством и Дворцовой площадью.

1

1

10

Здание Главного штаба. Форма здания. Триумфальная арка здания Главного штаба. Памятники воинской славы здания Главного штаба, их символическое значение. Колесница арки Главного штаба.

1

1

11

Дворцовая площадь, как архитектурный ансамбль Санкт-Петербурга. Традиции Дворцовой площади: проведение военных парадов и праздников.

1

1

13

Рождественские и новогодние традиции Санкт-Петербурга. Старинные рождественские и новогодние открытки и их истории. Празднование Рождества и Нового года на Васильевском острове.

1

1

14

Невский проспект – главный проспект Санкт-Петербурга: Невский проспект на карте города; архитектурные достопримечательности Невского проспекта; Невский проспект на старинных открытках 1890-1910 годов.

3

2

1

15

День полного освобождения Ленинграда от блокады -27 января 1944 года. Исторические адреса на карте Васильевского острова и Невского проспекта, связанные с этой датой.

1

1

16

Исаакиевский собор – архитектурная доминанта Санкт-Петербурга: история возведения собора; особенности декоративного  и скульптурного убранства;  необычность и красота архитектурного облика собора.

2

1

1

17

Казанский  собор – архитектурная доминанта Санкт-Петербурга: история возведения собора; особенности декоративного  и скульптурного убранства.  Казанский собор – памятник историческим событиям 1812 года.

1

1

18

Летний сад – первый регулярный сад Санкт-Петербурга; история возникновения и значение в жизни города.

1

1

19

Заочная экскурсия «Скульптурное убранство Летнего сада».

1

1

20

Скульптурные памятники основателю города – императору Петру I: «Медный всадник», история возведения; особенности художественного облика памятника; роль памятника в архитектурном городском пространстве.

1

1

21

Скульптурные памятники основателю города – императору Петру I: «Царь-плотник» история возведения; особенности художественного облика памятника; роль памятника в архитектурном городском пространстве.

1

1

22

Обитатели водной стихии в убранстве Санкт-Петербурге.

1

1

23

Реки каналы Санкт-Петербурга: значение в жизни города; особенности архитектурного и скульптурного убранства набережных.

2

2

24

Санкт-Петербург – город музеев. Первые музеи Санкт-Петербурга: месторасположение на карте города, особенности и традиции посещения первых музеев. Музеи Васильевского острова.

2

2

25

Итоговое занятие. День рождения города Санкт-Петербурга. История возникновения праздника, традиции празднования.

2

1

1

 


Работа с родителями (возрастная категория учащихся 3-4 года)

п/п

Время проведения

тематической

консультации

Тема консультации

1

Сентябрь

Собеседование в начале учебного года (цели и задачи занятий, особенности организации учебного процесса,  библиография)

2

Октябрь

Рекомендации  по проведению экскурсионной  прогулки «Достопримечательности ближайшего городского окружения: здание, в котором находится детский сад; набережная лейтенанта Шмидта; Благовещенский мост; памятник адмиралу И.Ф.Крузенштерну.

3

Декабрь

Рекомендации по проведению экскурсионной прогулки «Дворцовая площадь, как архитектурный ансамбль Санкт-Петербурга. Традиции Дворцовой площади: проведение военных парадов и праздников.

4

Апрель

Рекомендации по проведению экскурсионной прогулки по рекам и каналам Санкт-Петербурга. Возможные варианты: пешеходная прогулка по набережным, экскурсия на речном трамвае.

5

Май

Собеседование в конце учебного года: формы проведения итогового занятия.


Материалы и оборудование, необходимые для освоения программы

        - набор мультимедийного оборудования на основе персонального  

  компьютера и видеопроектора;

- презентация, подготовленная преподавателем в программе power Point;

- комплект учебной мебели: рабочий стол для преподавателя, стулья для  детей.

Работа с родителями

- собеседование с родителями в начале учебного года (цели и задачи занятий, особенности организации учебного процесса);

- приглашение родителей на тематические и итоговые занятия (по желанию родителей).


Информационное обеспечение

1. Алифанова Г.Т. Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет. Пособие для воспитателей и родителей. СПб.: Паритет. 2008.

2. Бабушкина Т.В. Что хранится в карманах детства. СПб.: Речь. 2011.

3. Горбачевич К.С., Хабло Е.П. Почему так названы? Ленинград.: Лениздат. 1967.

4. Солнцева О.В., Коренева-Леонтьева Е.В. Город-сказка, город-быль. Знакомим дошкольников с Санкт-Петербургом. Учебно-методическое пособие. СПб.: Речь. 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЕ НА АНГЛИЙСКОМ»

Программа «Петербурговедение на английском» является общеобразовательным компонентом изучения иностранного языка; она профильно-ориентирована, строится на комплексе требований к содержанию обучения ин...

программа по "Петербурговедению"

Программа содержит пояснительную записку и расчитана на младший, средний и старший возраст....

Петербурговедение на уроках литературы

Обобщение опыта проведения бинарных уроков по истории Санкт-Петербурга и литературы....

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ВВЕДЕНИЕ В ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЕ. Часть 2".

Основная идея программы – формирование у учащихся (возрастная категория  от 4-х до 7-ми лет) эмоционально-ценностного отношения к Санкт-Петербургу, включение учащихся в диалог с историко-культурн...

курс " Петербурговедение" в старших классах средней школы

Авторская программа "Петербурговедение" на английском языке для старшеклассников относится к программам культурологической направленности. Носит общекультурный уровень освоения, предпол...

"Формула длины окружности. Урок-практикум." (часть 1, часть 2, часть 3)

Презентация разбита на три части из-за невозможности сжать её до необходимого размера....

Работа состоит из 3-х частей. Часть А – задания с выбором 1 ответа, каждый ответ оценивается в 1 балл. Часть В - задания на установления соответствия оценивается в 2 балла. Часть С – задания с развернутым ответом, оценивается в 3 балла. Максимальное кол

Работа состоит из 3-х частей. Часть А – задания с выбором 1 ответа, каждый ответ оценивается в 1 балл. Часть  В - задания на установления соответствия оценивается в 2 балла. Часть С ...