курс " Петербурговедение" в старших классах средней школы
рабочая программа (9 класс) по теме

Андреева Татьяна Павловна

Авторская программа "Петербурговедение" на английском языке для старшеклассников относится к программам культурологической направленности. 

Носит общекультурный уровень освоения, предполагая развитие познавательных интересов учащихся, расширение кругозора, уровня информированности в определенной образовательной деятельности.

Новизна образовательной программы состоит в способе подведения итогов работы - созданию исследовательских проектов с последующей презентацией.

Актуальность программы заключается в том, что вместе с историко-культурными знаниями о Санкт-Петербурге учащиеся приобретают умения ориентироваться в родном городе, знакомясь с профессией гида-переводчика.

Педагогическая целесообразность образовательной программы объясняется использованием элементов интерактивной методики таких как ролевые игры, проектные работы, групповые задания.

Целью образовательной программы является формирование у школьников социокультурной и коммуникативной компетенции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fakultativ_7_kl.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

     

   

   Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету "Иностранный язык" (английский) по

 внеурочной деятельности "Петербурговедение"  составлена на основе

 образовательной программы ГБОУ школы №217 и является ее приложением

Образовательная программа «Петербурговедение на английском» по содержанию относится к программам культурологической направленности.

Носит общекультурный уровень освоения, предполагая развитие познавательных интересов детей, расширение кругозора, уровня информированности в определенной образовательной деятельности.

Новизна образовательной программы состоит в способе подведения итогов работы – созданию  исследовательских проектов с последующей их презентацией .

  Актуальность образовательной программы заключается в том, что вместе с историко-культурными знаниями о Санкт-Петербурге учащиеся приобретают умения ориентироваться в родном городе, знакомясь с профессией гида-переводчика .

Педагогическая  целесообразность образовательной программы объясняется использованием  элементов интерактивной методики таких как,  ролевые игры, проектные работы, групповые задания. Такое обучение через совместную творческую деятельность является наиболее эффективным и настраивает учащихся на сотрудничество и взаимоподдержку.

Целью образовательной программы является формирование у школьников социокультурной и коммуникативной компетенции. Общая цель курса складывается из набора связанных между собой целей-направлений:

  • повышение мотивации учащихся к овладению иноязычной лингвокультурой;
  • формирование предметных и межпредметных речевых умений и навыков;
  •  активизация использования страноведческих знаний в ситуациях реального общения;
  •  формирование информационной культуры школьников, обучение осуществлять поиск нужной информации, в том числе и в иноязычных источниках. Анализировать, систематизировать ее с целью расширения фоновых знаний;
  •  развитие навыков исследовательской и проектной работы, умения подготовить доклад, сообщение, презентацию;
  •  совершенствовать навыки  работы с современными информационными технологиями;
  •  развитие личностно-ориентированного подхода
  • обучение новой терминологией и лексикой в соответствии с тематикой курса;
  • обучение умения оперировать полученными знаниями в коммуникативных целях;

    Сформулированные выше цели-направления конкретизируют традиционно формируемые образовательные, развивающие и воспитательные задачи обучения предмету 

Обучающая

  • обогащение гуманитарных знаний учащихся, в частности знаниями об истории, культуре, образе жизни, традициях города;
  • формированию  лингвистической культурологической компетенции;
  • формированию лингвистической компетенции.

Развивающая 

  • развитие познавательных и языковых способностей;
  • формирование ценностного отношения к самостоятельно приобретаемым знаниям;
  •  гуманистическое развитие школьника, его творческих способностей.

Воспитательная

  • создание положительной мотивации обучения;
  • стимулирование самостоятельной познавательной активности в практическом использовании изучаемого языка;
  • воспитание культуры общения в диалоге и полилоге.

     В ходе освоения программы происходит совершенствование умений учащихся в четырех видах речевой деятельности:

Говорение.  При обучении говорению основной задачей является формирование навыков ведения экскурсии, общения с иностранным туристом, активного запаса фраз, сопутствующих такому общению, развитие и совершенствование умений, которые обеспечивают общение с одним собеседником и целой группой людей.  При этом речевая реакция должна носить характер диалогического и монологического высказывания.

Происходит обучение аргументировано выражать свое мнение, обсуждать задачи и формулировать решения,  предлагать свои  услуги  сфере туризма и  городских экскурсий.

Чтение.  При обучении чтению ставится задача овладения туристической и  историко-культурной тематикой и общеупотребительной лексикой, обучения практической грамматики  английского языка.  Для этого могут быть использованы все виды чтения: ознакомительное (чтение текста для ознакомления с его основным содержанием), изучающее (чтение с максимально полным и точным пониманием содержания текста), просмотровое (чтение текста для получения общего представления о его содержании).

Аудирование. При обучении аудированию необходимо закрепить навыки восприятия на слух английской звуковой речи, совершенствовать  умение слушать аутентичные тексты историко-культурной тематики с  полным пониманием общей идеи, и с извлечением информации и с детальным пониманием.

Письмо.  При обучении письму учащиеся знакомятся с  особенностями написания сочинения-рассуждения, эссе на заданные темы. Пытаются проанализировать лексические и грамматические трудности, возникающие при написании текстов.

Место учебного курса в учебном плане

Факультативный курс изучается  в 7 классах в течение года.  На изучение данного курса

 отводится 68 часов в год, 2 часа в неделю.

Количество часов в первой четверти -16

                 Количество часов во второй четверти -16

                Количество часов в третьей четверти - 20

                 Количество часов в четвертой четверти-16

 При проведении занятий используются индивидуальная, парная и групповая формы работы, игры, конкурсы,  устный опрос.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

При изучении иностранного языка в школе стимулируется общее речевое развитие  школьников; развивается их коммуникативная культура; формируются ценностные ориентиры и закладываются основы нравственного поведения в процессе общения на уроке, чтения и обсуждения текстов соответствующего содержания,  вырабатывается дружелюбное отношение и толерантность к представителям других стран и их культуре.

Личностные, предметные, метапредметные результаты освоения

английского языка

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) среднего  общего образования целью и основным результатом образования  на данном этапе развития страны является «развитие личности обучающегося на основе усвоения  универсальных учебных действий, познания  и освоения мира». Иностранный язык (ИЯ) вносит посильный вклад в достижение этой цели.

           Цели обучения предмету « Иностранный язык» исходят из ожидаемых результатов. ФГОС начального общего образования устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу среднего общего образования на трех уровнях – личностном, метапредметном и предметном.

К личностным результатам школьников относится общее представление о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе; осознании языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми; знакомство с миром зарубежных сверстников с использованием средств изучаемого иностранного языка.

           К метапредметным результатам обучающихся относятся «освоенные учащимися универсальные учебные действия а) познавательные, б) регулятивные и в) коммуникативные)».

            Метапредметными результатами изучения иностранного языка в 7 классах являются:

Познавательные:

  - расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника;

 - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

 - развитие познавательной, эмоциональной, и волевой сфер младшего школьника;

- умение  создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать.

Регулятивные:

-овладение умением координированной работы с разными дополнительными материалами;

- овладение учащимися навыками поисковой деятельности;

- целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно;

- использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов, например в процессе грамматического моделирования.

Коммуникативные:

 - развитие умения взаимодействия с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых потребностей и возможностей среднего школьника;

- развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;

 - постановка вопросов,  инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

             К предметным результатам относятся: «освоенный обучающимися в ходе изучения ИЯ опыт специфической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира».

             Предметными результатами  изучения иностранного языка в 7 классах являются: овладение представлениями о нормах иностранного языка (фонетических, лексических, грамматических).

 В коммуникативной сфере:

 - языковые представления и навыки (фонетические, орфографические, лексические и грамматические);

  • говорение ( диалог этикетного характера, диалог в доступных обучающемуся типичных ситуациях, диалог с вопросами и побуждением к действию, монологические высказывания );
  • аудирование (понимание на слух речи учителя и других учащихся, восприятие основного содержания несложных аудиотекстов и видеофрагментов на знакомом учащимся языковом материале);
  • чтение (восприятие текстов с разной глубиной понимания ограниченного объёма, соответствующих изученному тематическому материалу и интересам учащихся с соблюдением правил чтения и осмысленного интонирования);

-письмо (техника написания букв и соблюдение орфографических правил, опора на образец, письменное заполнение пропусков и форм, подписи под предметами и явлениями, поздравительные открытки,);

-социокультурная осведомлённость (англоговорящие страны, литературные персонажи

 песни, нормы поведения, правила вежливости и речевой этикет).

 В познавательной сфере:

- формирование элементарных системных языковых представлений об изучаемом языке (звуко-буквенный состав, слова и словосочетания, утвердительные, вопросительные и отрицательные предложения, порядок слов, служебные слова и грамматические словоформы);

•                            умение выполнять задания по усвоенному образцу, включая составление собственных диалогических и монологических высказываний по изученной тематике;

•                            перенос умений работы с русскоязычным текстом на задания с текстом на английском языке, предполагающие прогнозирование содержания текста по заголовку и изображениям, выражение своего отношения к прочитанному, дополнение содержания текста собственными идеями в элементарных предложениях;

  • умение использовать учебно-справочный материал в виде словарей, таблиц и схем для выполнения заданий разного типа;
  • осуществлять самооценку выполненных учебных заданий и подводить итоги усвоенным знаниям на основе заданий для самоконтроля.

В ценностно-ориентационной сфере:

  • восприятие языка как общечеловеческой ценности, обеспечивающей познание, передачу информации, выражение эмоций, отношений и взаимодействия с другими людьми;
  • ознакомление с доступными возрасту культурными ценностями других народов и своей страны, известными героями, важными событиями, популярными произведениями, а также нормами жизни;
  • перспектива использования изучаемого языка для контактов с представителями иной культуры, возможность рассказать друзьям о новых знаниях, полученных с помощью иностранного языка, вероятность применения начальных знаний иностранного языка в зарубежных турах с родными.

В эстетической сфере:

  • формирование эстетического вкуса в восприятии фрагментов родной и зарубежной детской литературы, стихов, песен и иллюстраций.

 В трудовой сфере

  • умение сохранять цели познавательной деятельности и следовать её задачам при усвоении программного учебного материала и в самостоятельном учении;
  • готовность пользоваться доступными возрасту современными учебными технологиями для повышения эффективности своего учебного труда;
  •  опыт использования вспомогательной и справочной литературы для самостоятельного поиска недостающей информации, ответа на вопросы и выполнения учебных заданий.

Формы организации деятельности обучающихся на занятии коллективные, групповые и индивидуальные. В процессе обучения по образовательной программе будут использованы такие формы организации, как практические занятия, видео, информационно-коммуникационные технологии и такие приемы организации речевой деятельности, как знакомство с новой лексикой, выполнение тренировочных упражнений, аудирование и обсуждение прослушанного, чтение и обсуждение прочитанного, комментирование понятий, драматизация разговорных  ситуаций и работа с электронными источниками информации.

По окончанию курса учащиеся познакомятся:

  • с лексикой историко-культурного характера;
  • с грамматическими конструкциями и структурами в устной и письменной речи по изученным темам;
  • с тем как презентовать свои знания о туристической индустрии Санкт-Петербурга, об основных туристических памятниках Санкт-Петербурга  и как составлять собственные туристические маршруты;
  • с тем как осуществлять поиск необходимой информации, используя различные источники информации, в том числе Интернет;
  • с тем как создавать проектные работы в виде презентаций или рефератов;
  • с тем как вести небольшую исследовательскую работу по конкретной теме;
  • с тем как продемонстрировать умения публичного выступления и этики поведения в публичных местах;
  • с тем как вести монолог, диалог, полилог, дискуссию по изучаемым темам;
  • с тем как проводить экскурсии по достопримечательностям Санкт-Петербурга;
  • с тем как обмениваться информацией, работать в группах и индивидуально.

Контроль результатов производится при выполнении учащимися финальных репродуктивных и продуктивных коммуникативных заданий, творческих, проектных работ  каждого тематического раздела с помощью:

    -  вопросно-ответные упражнения в устной и письменной форме;

    -  проектные задания, выполняемые  индивидуально, в паре, в группе

     - сообщения-исследования, выполняемые индивидуально, в паре, в группе;

     - групповые ролевые игры (диалоги, полилоги), круглые столы;

     - викторины;

- экскурсии.

Аттестация обучающихся проводится  в  три этапа:

- входной контроль (конец сентября) – определение исходного уровня подготовленности детей к овладению данной программой;

-  промежуточный контроль (декабрь) -  динамика продвижения  по программе (проводится в форме индивидуальной или групповой проектной работы, мини-исследования,сочинения, круглого стола, викторины, экскурсии);

-  итоговый контроль (апрель)  - подведение итогов года (проводится в форме защиты проекта: в процессе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла и его воплощения автором; конце года готовится выставка творческих работ).

 Учебно-тематический план

№ п/п

 Тема занятия

Количество часов

Форма организации

Дата план

Дата факт

Вводное занятие

2

групповая

История Санкт-Петербурга

2

групповая

Коттедж Петра 1

2

групповая

Петропавловская крепость

2

групповая

Петропавловский собор

2

групповая

Площадь декабристов

2

групповая

Дворцовая площадь

2

групповая

Летний сад. Летний дворец Петра 1

2

групповая

Исаакиевский собор

2

групповая

Памятник Петру 1

2

групповая

Эрмитаж

2

групповая

Михайловский замок

2

групповая

Казанский собор

2

групповая

Стрелка Васильевского острова

2

групповая

 Кунсткамера

2

групповая

Здание 12 коллегий

2

групповая

Дворец Меньшикова

2

групповая

Академия Искусств

2

групповая

Адмиралтейство

2

групповая

Мариинский дворец. Памятник Николаю 1

2

групповая

Мраморный дворец

2

групповая

Сфинксы

2

групповая

Театральная площадь

2

групповая

Манеж

2

групповая

Марсово поле

2

групповая

Михайловский дворец. Русский музей

2

групповая

Строгановский дворец

2

групповая

Александринский театр. Памятник Екатерине 2

2

групповая

Аничков мост

2

групповая

Шереметьевский дворец

2

групповая

Подведение итогов. Викторина

2

игра

Выбор и обсуждение тем для круглого стола

2

групповая

Представление работ. Круглый стол, обсуждение

2

проект

Итоговое занятие

2

групповая

Программа предусматривает изменение и перестановку тем

Список литературы

  1. Гацкевич  М.А. Санкт-Петербург. - Тексты и упражнения: СПб, 2004.
  2. Государственный Эрмитаж (пособие к экскурсиям) СПб, 1998
  3. Пукинский Б.К. Санкт-Петербург. 1000 вопросов и ответов. – СПб, 1997.
  4. Чеснокова А. Н. "Британцы в Петербурге" СПб., 2002; Cross A. G. By the Banks of the Neva. Cambridge, 1997. А. Ю. Чистяков.
  5. Шапиро Ю. Эрмитаж для гидов: М., 1976.
  6. www.saint-petersburg.com
  7. www.st-petersburg.ru
  8. www.walk.spb.ru
  9. http://www.kunstkamera.ru/
  10. http://www.spb-guide.ru/page_501.htm

Приложения

  1. Аудиоприложение к учебному пособию

Ларионова И.В., Ильина М.А., Короткова Е.Е. Санкт-Петербург.  Учебное пособие для 10-11 классов.- Спб: Титул, 2010.

  1. Комплект кассет к пособию

Гацкевич  М.А. Санкт-Петербург. Тексты и упражнения.- СПб, 2004

  1. DVD  St-Petersburg (3 hours)
  2. DVD  Экскурсии по санкт-Петербургу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Лингвострановедение в преподавании иностранных языков в старших классах средней школы для развития социокультурной компетенции (на материале английского языка)».

Одной из актуальных проблем в преподавании иностранного языка в средней школе сегодня является необходимость более глубокого изучения мира носителей языка. Без понимания социально-экономических ...

РАБОТА С ГАЗЕТОЙ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Цель работы с газетным материалом: научить школьников читать, извлекать из текста информацию, вести беседу, делать сообщения по газетному материалу. При этом работа с газетой – это вид учебной д...

Использование метода проектов на уроках английского языка в старших классах средней школы (из опыта работы)

Использование метода проектов на уроках английского языка в старших классах средней школы (из опыта работы)И...

Сценарий вечера отдыха в старших классах средней школы.

Сценарий вечера отдыха в старших классах средней школы. Тема:  Именинники   зимы....

Учебная программа по русскому языку специального курса для 11 класса средней школы. Подготовка к ЕГЭ Учебная программа по русскому языку специального курса для 11 класса средней школы

Настоящая программа специального курса по русскому языку для  XI классов создана на основе примерной базовой программы  государственного стандарта среднего общего образования.  Пр...

Особенности обучения чтению с применением ИКТ в старших классах средней школы

Информатизация образования значительным образом способствовала повышению компьютерной грамотности всех участников учебного процесса. Современный урок английского языка трудно представить без использов...