Создаем школьную службу примирения
материал на тему

Карлина Кристина Анатольевна

Решать конфликты не кулаками, не оскорблениями, а мирным путем, путем переговоров надо учить с раннего детства. С этой целью во многих школах России уже организуются ШСП – или медиации. Мы предлагаем для работы с конфликтами  использовать восстановительную медиацию. Медиация – это встреча людей за СТОЛОМ ПЕРЕГОВОРОВ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdaem_shkolnuyu_sluzhbu_primireniya.docx21.74 КБ

Предварительный просмотр:

Жизнь ребенка стремительна и разнообразна: в течение дня дети умудряются несколько раз обидеться, разозлиться, поссориться, подраться, помириться и забыть о былых обидах. Мириться легко и приятно – об этом помнят дети, но почему-то, взрослея, совершенно забывают взрослые.

Свидетелями конфликтов мы становимся ежедневно: на улице, в магазине, дома, на дороге, даже телеканалы пестрят «разборками» в эфире, депутаты завершают разговор кулачными боями. Дети постепенно привыкают к мысли о том, что потасовка – путь решения проблем.

Решать конфликты не кулаками, не оскорблениями, а мирным путем, путем переговоров надо учить с раннего детства. С этой целью во многих школах России уже организуются ШСП – или медиации.

В школе собраны дети из разных социальных слоев, разных национальностей, разных стилей воспитания и т.д., что создает потенциально конфликтную среду, в которой школьники обязаны находиться значительную часть своего времени.

Последствия конфликтов травмируют душу и психику как обидчика, так и жертвы. Никакой ребенок не будет думать об уроке, если у него конфликт, его после школы ждет «разборка» или он стал жертвой бойкота или насилия.

Для большинства детей, подростков в школе важнейшими вопросами являются их положение среди сверстников, общение, взрослея -  также и взаимоотношения с противоположным полом, власть и влияние на других, принадлежность к группировке в классе, опробование разных ролей и т.д.

Помогает ли школа осваивать взаимоотношения в культурных и  ненасильственных  формах?  Какими способами сама школа это делает?  

Способы реагирования  школы на конфликты
и мелкие криминальные ситуации:

  • Административно-карательный (вызов к директору, вызов на педсовет, вызов родителей, обращение в КДНиЗП и т.п.
  • Направление к психологу/соц. педагогу.
  • «Стрелки» среди подростков.
  • Передача в органы детского самоуправления.
  • Замалчивание.
  • Частый способ реагирования  - поиск виноватого и  наказание (или угроза наказанием).

Стрелки -  попытки детей самим решить конфликты с  использованием силы.   Групповое давление, отвержение, бойкот, как следствие – замыкание в себе.

Органы школьного самоуправления. Часто повторяют педсовет или заседание КДН, поскольку другой модели подростки не видели. Причем порой они поступают более жестко и угрожают, поскольку не имеют взрослой разумности.

Что общего у этих способов? Решение о способе выхода из конфликта принимают не сами участники ситуации, а кто-то другой,  используя при этом:

  • власть (взрослые),
  • физическую силу (дети на «стрелках»),
  • психологическое давление

Решение конфликта заменяется «принуждением к миру» и угрозой наказания за невыполнение требований.  Дети не учатся способам ответственного решения конфликтов, поскольку решение за них находят взрослые.

Мы предлагаем для работы с конфликтами  использовать восстановительную медиацию.

Медиация – это встреча людей за СТОЛОМ ПЕРЕГОВОРОВ, где они смогут сами:

  • Понять друг друга.
  • Обсудить последствия конфликта и избавиться от негативных эмоций.
  • Сами найти устраивающее всех решения.
  • Обсудить, как избежать повторения конфликта в будущем.
  • Принять ответственность за исправление причиненного вреда.

   Но могут ли стороны, находящиеся в сильной стрессовой ситуации,  испытывающие сильные эмоции страха, обиды, ненависти, предубеждения друг по отношению к другу  и т.д. говорить конструктивно?  

   Вряд ли.  Поэтому им нужен нейтральный посредник (медиатор), который организует процесс взаимопонимания, взаимного выслушивания, договоренности.

Ведущий примирительной встречи (медиатор):

  • В равной степени поддерживает участников, организует конструктивный диалог
  • Не  судит, не защищает, не поучает, не жалеет и т.п.
  • Способствует тому, чтобы обидчик возместил причиненный вред.

Ответственность в восстановительной медиации понимается не как наказание, а как понимание обидчиком чувств потерпевшего,  последствий, к которым привело правонарушение, а затем  заглаживание причиненного вреда самим обидчиком. Поэтому ведущий  поддерживает ответственное поведение сторон конфликта.

Конфликт должен быть решен его непосредственными участниками, поскольку только они смогут найти лучшее решение. И если они приняли на себя ответственность за решение, то наверняка его выполнят и больше не попадут в подобную ситуацию.

Медиаторами в школах становятся не только взрослые, но и  подростки, поскольку у них наиболее тесный контакт со сверстниками. Взрослым подростки часто не доверяют или боятся прослыть «стукачами».

Медиатор организует примирительную встречу только при добровольном участии обеих сторон  и в интересах сторон. Для этого он предварительно встречается с  каждым из участников отдельно.

В целом программа примирения состоит из нескольких этапов:

  • Подготовительный (работа над запросом).
  • Встреча со стороной.
  • Встреча сторон (процедура медиации).
  • Аналитическая беседа.

Чтобы процесс медиации был не случайным и ситуативным, важно вписать школьную медиацию в структуру школы. Для этого в школах создаются службы примирения.

Служба стремится, чтобы максимальное количество ситуаций решались на программах примирения. Чтобы сторонам конфликта в первую очередь была предложено самим найти решение ситуации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьная служба примирения

О роли школьной службы примирения...

Создаем Школьную Службу примирения

Наконец и у нас в Саратовской области стали создавать службы примирения (медитации) Хотелось бы обсудить необходимость, возможности  и типичные ошибки при создании....

Восстановительная медиация как технология школьных служб примирения.

Наиболее органичной для образовательной среды и отвечающей современным запросам формирования личности мы увидели организацию и деятельность Школьной Службы примирения, осуществляющей работу с конфликт...

Школьная служба примирения

Знакомство с медиаторами нашей школьной службы примирения!!!...

ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ

Документационное оснащение службы примирения...

Программа внеурочной деятельности для детской школьной службы примирения "Школа примирения"

Программа внеурочной деятельности для детской школьной службы примирения "Школа примирения" для детей 13-16 лет включает в себя пояснительную записку и тематическое планирование на 34 уч. ча...