Создаем школьную службу примирения
материал на тему
Решать конфликты не кулаками, не оскорблениями, а мирным путем, путем переговоров надо учить с раннего детства. С этой целью во многих школах России уже организуются ШСП – или медиации. Мы предлагаем для работы с конфликтами использовать восстановительную медиацию. Медиация – это встреча людей за СТОЛОМ ПЕРЕГОВОРОВ.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Жизнь ребенка стремительна и разнообразна: в течение дня дети умудряются несколько раз обидеться, разозлиться, поссориться, подраться, помириться и забыть о былых обидах. Мириться легко и приятно – об этом помнят дети, но почему-то, взрослея, совершенно забывают взрослые.
Свидетелями конфликтов мы становимся ежедневно: на улице, в магазине, дома, на дороге, даже телеканалы пестрят «разборками» в эфире, депутаты завершают разговор кулачными боями. Дети постепенно привыкают к мысли о том, что потасовка – путь решения проблем.
Решать конфликты не кулаками, не оскорблениями, а мирным путем, путем переговоров надо учить с раннего детства. С этой целью во многих школах России уже организуются ШСП – или медиации.
В школе собраны дети из разных социальных слоев, разных национальностей, разных стилей воспитания и т.д., что создает потенциально конфликтную среду, в которой школьники обязаны находиться значительную часть своего времени.
Последствия конфликтов травмируют душу и психику как обидчика, так и жертвы. Никакой ребенок не будет думать об уроке, если у него конфликт, его после школы ждет «разборка» или он стал жертвой бойкота или насилия.
Для большинства детей, подростков в школе важнейшими вопросами являются их положение среди сверстников, общение, взрослея - также и взаимоотношения с противоположным полом, власть и влияние на других, принадлежность к группировке в классе, опробование разных ролей и т.д.
Помогает ли школа осваивать взаимоотношения в культурных и ненасильственных формах? Какими способами сама школа это делает?
Способы реагирования школы на конфликты
и мелкие криминальные ситуации:
- Административно-карательный (вызов к директору, вызов на педсовет, вызов родителей, обращение в КДНиЗП и т.п.
- Направление к психологу/соц. педагогу.
- «Стрелки» среди подростков.
- Передача в органы детского самоуправления.
- Замалчивание.
- Частый способ реагирования - поиск виноватого и наказание (или угроза наказанием).
Стрелки - попытки детей самим решить конфликты с использованием силы. Групповое давление, отвержение, бойкот, как следствие – замыкание в себе.
Органы школьного самоуправления. Часто повторяют педсовет или заседание КДН, поскольку другой модели подростки не видели. Причем порой они поступают более жестко и угрожают, поскольку не имеют взрослой разумности.
Что общего у этих способов? Решение о способе выхода из конфликта принимают не сами участники ситуации, а кто-то другой, используя при этом:
- власть (взрослые),
- физическую силу (дети на «стрелках»),
- психологическое давление
Решение конфликта заменяется «принуждением к миру» и угрозой наказания за невыполнение требований. Дети не учатся способам ответственного решения конфликтов, поскольку решение за них находят взрослые.
Мы предлагаем для работы с конфликтами использовать восстановительную медиацию.
Медиация – это встреча людей за СТОЛОМ ПЕРЕГОВОРОВ, где они смогут сами:
- Понять друг друга.
- Обсудить последствия конфликта и избавиться от негативных эмоций.
- Сами найти устраивающее всех решения.
- Обсудить, как избежать повторения конфликта в будущем.
- Принять ответственность за исправление причиненного вреда.
Но могут ли стороны, находящиеся в сильной стрессовой ситуации, испытывающие сильные эмоции страха, обиды, ненависти, предубеждения друг по отношению к другу и т.д. говорить конструктивно?
Вряд ли. Поэтому им нужен нейтральный посредник (медиатор), который организует процесс взаимопонимания, взаимного выслушивания, договоренности.
Ведущий примирительной встречи (медиатор):
- В равной степени поддерживает участников, организует конструктивный диалог
- Не судит, не защищает, не поучает, не жалеет и т.п.
- Способствует тому, чтобы обидчик возместил причиненный вред.
Ответственность в восстановительной медиации понимается не как наказание, а как понимание обидчиком чувств потерпевшего, последствий, к которым привело правонарушение, а затем заглаживание причиненного вреда самим обидчиком. Поэтому ведущий поддерживает ответственное поведение сторон конфликта.
Конфликт должен быть решен его непосредственными участниками, поскольку только они смогут найти лучшее решение. И если они приняли на себя ответственность за решение, то наверняка его выполнят и больше не попадут в подобную ситуацию.
Медиаторами в школах становятся не только взрослые, но и подростки, поскольку у них наиболее тесный контакт со сверстниками. Взрослым подростки часто не доверяют или боятся прослыть «стукачами».
Медиатор организует примирительную встречу только при добровольном участии обеих сторон и в интересах сторон. Для этого он предварительно встречается с каждым из участников отдельно.
В целом программа примирения состоит из нескольких этапов:
- Подготовительный (работа над запросом).
- Встреча со стороной.
- Встреча сторон (процедура медиации).
- Аналитическая беседа.
Чтобы процесс медиации был не случайным и ситуативным, важно вписать школьную медиацию в структуру школы. Для этого в школах создаются службы примирения.
Служба стремится, чтобы максимальное количество ситуаций решались на программах примирения. Чтобы сторонам конфликта в первую очередь была предложено самим найти решение ситуации
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создаем Школьную Службу примирения
Наконец и у нас в Саратовской области стали создавать службы примирения (медитации) Хотелось бы обсудить необходимость, возможности и типичные ошибки при создании....

Восстановительная медиация как технология школьных служб примирения.
Наиболее органичной для образовательной среды и отвечающей современным запросам формирования личности мы увидели организацию и деятельность Школьной Службы примирения, осуществляющей работу с конфликт...

Программа внеурочной деятельности для детской школьной службы примирения "Школа примирения"
Программа внеурочной деятельности для детской школьной службы примирения "Школа примирения" для детей 13-16 лет включает в себя пояснительную записку и тематическое планирование на 34 уч. ча...




