Создаем Школьную Службу примирения
статья по теме

Половинко Владимир Викторович

Наконец и у нас в Саратовской области стали создавать службы примирения (медитации) Хотелось бы обсудить необходимость, возможности  и типичные ошибки при создании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kodeks_povedeniya_mediatorov.doc33.5 КБ
Microsoft Office document icon informatsiya_na_sayt1.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

                                                        КОДЕКС ПОВЕДЕНИЯ МЕДИАТОРОВ

Настоящий Кодекс устанавливает ряд принципов, по которым должен работать каждый медиатор.. Кодекс предназначен для применения во всех видах медиации.

В соответствии с кодексом медиация - это любой процесс, где две или более сторон соглашаются на привлечение третьей стороны - в дальнейшем "медиатора"(посредника) - чтобы помочь сторонам решить спор посредством  примирительного соглашения.

Приверженность кодексу не должна вступать в противоречие с законодательством или Уставом школы.

                                1. КОМПЕТЕНТНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ МЕДИАТОРОВ

                                                           1.1 Компетентность медиатора

Медиаторы должны быть компетентны и хорошо осведомлены в процедурах медиации. Это подразумевает надлежащее обучение, непрерывное обновление знаний и практики медиации в соответствии со стандартами и принципами их деятельности.

                                                           1.2 Назначение медиатора

Медиатор согласовывает со сторонами подходящее время для проведения медиации. Прежде, чем назначить встречу медиатор обязан убедиться в собственной компетентности для проведения данной медиации.

                                                            1.3 Реклама услуг медиации

Медиаторы вправе рекламировать и продвигать свои услуги профессиональным, правдивым и достойным образом, через выступления в школе, стенную печать и др.

                                     2. НЕЗАВИСИМОСТЬ И БЕСПРИСТРАСТНОСТЬ

                                         2.1 Независимость и нейтралитет медиатора

Медиатор не должен действовать, или, начав работу, должен приостановить деятельность, при обнаружении обстоятельств, которые могут повлиять на его независимость или вызвать конфликт интересов. Обязанность выявления таких обстоятельств является непременной обязанностью медиатора в течение всего процесса медиации.

К таким обстоятельствам относятся:

- наличие факта личного близкого знакомства или родственных отношений медиатора с одной из

  сторон конфликта;

- наличия заинтересованности в разрешнии конфликта в пользу одного из участников конфликта;

В этих обстоятельствах, медиатор может начать или продолжить медиацию  только по согласию  всех сторон.

                                                    2.2 Беспристрастность медиатора

Медиатор всегда должен действовать беспристрастно, ставя перед собой в качестве приоритетной задачи оказывать равные услуги обеим сторонам во имя осуществления самой медиации.

3. СОГЛАШЕНИЕ О МЕДИАЦИИ, ПРОЦЕСС И УРЕГУЛИРОВАНИЕ

                                                     3.1 Процедура медиации

Медиатор должен убедиться, что стороны понимают особенности процесса медиации, а также роль медиатора и самих сторон в этом процессе.

Медиатор должен принять все необходимые меры, чтобы еще до начала медиации стороны поняли все положения и условия соглашения о медиации, включая в особенности какие бы то ни было дополнительные условия в отношении обязательств медиатора и сторон касательно конфиденциальности.

Соглашение о медиации, при необходимости, по договоренности сторон, может быть составлено в письменной форме.

Медиатор должен надлежащим образом проводить процедуру медиации, принимая во внимание различные обстоятельства дела, включая возможный дисбаланс сил, а также брать в расчет любые пожелания сторон и необходимость быстрого урегулирования спора.

Медиатор, если сочтет это необходимым, может выслушивать стороны по отдельности.

                                                      3.2 Справедливость процесса медиации

Медиатор является гарантом того, что стороны, вовлеченные в процесс, имеют равные возможности.

Медиатор может прекратить медиацию и сообщить сторонам, если сочтет это уместным, в случае, если:

- если медиатор сочтет, что продолжение медиации вряд ли приведет к урегулированию;

- если медиатору станет известны, факты совершения преступления в отношении одной из сторон, третьими лицами не участвующими в конфликте.

                                                         3.3 Завершение процесса медиации

Медиатор должен принимать все необходимые меры, чтобы гарантировать возникновение согласия сторон на основе полноценной и достоверной информации, и понимания условий соглашения.

Стороны могут отказаться от медиации в любое время, без объяснения причин.

Медиатор может, по согласию сторон, в рамках своей компетентности, информировать стороны относительно того, как они могут оформить соглашение и сделать его выполнимым.

                                        4. КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ

Медиатор должен соблюдать конфиденциальность в отношении всей информации, полученной в процессе медиации, включая и сам факт того, что медиация имела место или будет происходить. Исключениями считаются случаи, затрагивающие основы государственных интересов и требования законодательства. Любая информация, полученная медиатором от одной из сторон в рамках конфиденциальности, не будет раскрыта им другой стороне без разрешения первой, за исключением тех случаев, когда этого требует законодательство.



Предварительный просмотр:

                             Создаем в школе службу примирения

В последнее время в школе участились конфликты между детьми, учителями и учениками,  родителями и учениками. В нашем Комитете по образованию это поняли, и решили создать в этом учебном году школьную службу примирения.

Школа – частица общества. Каково общество – такова и школа. Не случайно одним из способов разрешения школьных конфликтов являются «стрелки».

«Стрелки» в подростковой среде выступают  как  форма преимущественно насильственного разрешения конфликтов между подростками, перераспределения и завоевания власти и статуса, борьбы за влияние и возможность безнаказанно осуществлять криминальные действия, а также  как  форма самоутверждения.

Одной из попыток разрешить сложившуюся ситуацию стало создание школьной  службы примирения (далее — ШСП). Идея создания ШСП заимствована из-за рубежа. Такие службы есть в Северной Америке, Новой Зеландии, Австралии, практически во всех городах Европы.

           Первые ШСП в России были созданы при содействии центра «Судебно-правовая реформа» более 10 лет назад.

Служба примирения — это новая технология решения конфликтных ситуаций в школе с привлечением детей, модераторов. Когда взрослый человек начинает разрешать школьные конфликты, он прибегает к манипуляции, клеймению, формальному разрешению и угрозе наказанием. Формальное разрешение конфликтов («оба виноваты — и поэтому надо мириться»), срабатывающее в  младшем школьном возрасте, в средней и старшей школе не даёт эффективного результата. Конфликт не завершается.  

ШСП  же обеспечивает возможность не карательного, а конструктивного разрешения конфликтов.

ШСП — это форма социально-психологической помощи всем участникам образовательного процесса в конфликтах, тяжелых жизненных ситуациях, случаях правонарушений обучающихся.

               Школьная служба примирения – это волонтерское движение.

Задачи:

  • проводить примирительные программы по возникающим конфликтам в школе;
  • научить детей общаться друг с другом и окружающими, привлечь к работе новых ребят;
  • популяризировать деятельность ШСП среди педагогов и родителей.

Принципы:

  1. добровольность (добровольное участие школьников в организации, обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт);
  2. конфиденциальность;
  3. нейтральность.

                                   Основные формы работы

1.Программа примирения (медиация) между участниками конфликтных ситуаций.

Реализуется на встрече сторон. Часто находящиеся в конфликте стороны не могут поговорить самостоятельно, потому что они охвачены эмоциями и недоверием друг к другу. Поэтому нужен нейтральный посредник — медиатор, который будет равно поддерживать обе стороны и контролировать безопасность ситуации и соблюдение правил встречи. Согласно правилам встречи ничего из произошедшего на встрече не разглашается, вследствие чего участники чувствуют себя достаточно безопасно. Участники конфликта приходят на встречу добровольно.

                                  Результативность:

 Подросток, совершивший проступок, может осознать причины своего поведения и его последствия, принести извинения, загладить причиненный вред, вернуть себе уважение и восстановить отношения. Пострадавший избавляется от негатива и желания мести. Родители и учителя помогают ребенку в трудной ситуации, развивают у него чувство ответственности.

                              Преимущества ШСП:

  • элемент новизны: новое время диктует новые технологии;
  • педагоги меняют методы разрешения конфликтов на интерактивные и восстановительные;
  • увеличивается число детей, вовлеченных в социальную практику, растет их нравственное развитие, подростки получают новые гражданские знания и навыки по праву, демократии и культуре мира, видят возможность разрешения конфликтов путем диалога, сочувствия, сострадания.

                                  Правовые основы:

В своей деятельности ШСП руководствуется федеральными законами: «Об образовании в Российской Федерации», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушениях»; локальными актами школы: устав, положение о службе примирения, положение о школьном совете профилактики, положение о школьном ученическом самоуправлении и др.

                        Структура и организация деятельности:

Служба примирения состоит из одного или нескольких кураторов  и нескольких старшеклассников. Все они проходят подготовку в обязательном порядке в качестве медиаторов.

По мнению экспертов школьная служба примирения – это путь, который учит обучающихся уважать себя и других,  брать ответственность за свои поступки и за их последствия, путь, который не все взрослые готовы пройти без сомнений и колебаний.

                                    Отбор в ШСП.

Мы столкнувшись с проблемой отбора, мы пошли двумя путями:

Первое – обратились к классным руководителям 7-11 классов, с просьбой дать кандидатуру наиболее, по их мнению достойных, для работы в ШСП. Конечно классные руководители отнеслись к этому как всегда- в списке оказались только учащиеся которые активны в любой школьной и вне школьной деятельности. Эти ребята не всегда являются, лидерами в школьном обществе, но при наличии  желания с их стороны могут работать. Однако большая загруженность в различных мероприятиях и школьная нагрузка не всегда позитивно влияют на желание этих ребят работать в ШСП.

Второе- провели анонимное анкетирование в этой же группе классов с просьбой назвать фамилии тех кому ребята доверяют и кто пользуется действительным авторитетом в классе. Данные систематизировали и сравнили со списком классного руководителя. Так, в пересечении двух обществ,  организовался костяк будущей ШСП.  И конечно нельзя сбрасывать  со счетов фактор - «Я хочу попробовать». Так было отобрано 9 учащихся, с которыми необходимо организовать работу. Надеюсь, что у нас все получится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьная служба примирения

О роли школьной службы примирения...

Восстановительная медиация как технология школьных служб примирения.

Наиболее органичной для образовательной среды и отвечающей современным запросам формирования личности мы увидели организацию и деятельность Школьной Службы примирения, осуществляющей работу с конфликт...

Школьная служба примирения

Знакомство с медиаторами нашей школьной службы примирения!!!...

ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ

Документационное оснащение службы примирения...

Создаем школьную службу примирения

Решать конфликты не кулаками, не оскорблениями, а мирным путем, путем переговоров надо учить с раннего детства. С этой целью во многих школах России уже организуются ШСП – или медиации. Мы предлагаем ...

Программа внеурочной деятельности для детской школьной службы примирения "Школа примирения"

Программа внеурочной деятельности для детской школьной службы примирения "Школа примирения" для детей 13-16 лет включает в себя пояснительную записку и тематическое планирование на 34 уч. ча...