Конспект открытого занятия по теме: "Работа над интонацией с учащимися старшего хора"
план-конспект по теме
Открытое занятие с учащимися старшего хора 2014-2015 уч.года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_2014-2015_uch.g.docx | 21 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока
Дата проведения урока, время, учащийся:
17.12.2014г., 16.15, старшая группа хора
Тема урока: Работа над интонацией в старшем хоре
Тип урока: урок применения знаний и умений
Форма урока: групповая, урок-практикум
Цель урока: развитие вокально-интонационных навыков и ладового чувства у учащихся старших классов в процессе освоения песенно-хорового материала.
Задачи урока:
Образовательные: обеспечить в ходе урока закрепление правил и законов певческой установки, вокального формирования звука, интонационно-ладового тяготения; продолжать учить детей применять полученные знания, умения и навыки в изучаемом песенно-хоровом материале.
Воспитательные: способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в коллективе; содействовать развитию эстетического вкуса, культуры пения.
Развивающие: развить навыки певческой установки, навыки формирования вокального звука, певческого унисона в партии; развить интонационные навыки, навыки ладового чувства и мышления; развитие музыкальной памяти, музыкального слуха, воображения.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Оборудование урока: фортепиано, хоровые партитуры, подставки для хорового пения.
Структура урока.
I. Начало урока.
Организационный этап.
1) приветствие;
2) сообщение темы, цели и хода работы на уроке.
II. Основная часть урока.
1. Теоретическая часть.
2. Выполнение практических заданий на развитие вокально-интонационных навыков и ладового чувства.
III. Заключительный этап.
1. Оценка.
2. Домашнее задание.
3. Конец урока.
Ход занятия
Интонация или интонирование в пении – это точное воспроизведение звуков по высоте, это чистое пение, без фальши, точное попадание в ноты. Некоторые люди от природы наделены чистой, почти инструментальной интонацией. Другие интонируют хорошо, с небольшими погрешностями, которые поддаются коррекции. Есть и те, кто испытывает большие трудности с интонированием и точным попаданием в ноты. Есть несколько факторов, которые влияют на чистоту интонирования. Психологи считают, что неточная интонация – это почти всегда неуверенность в себе и в том, что вы делаете. Действительно, для точного интонирования необходимо хорошо знать мелодию песни (быть в ней уверенным), текст, быть уверенным в своём голосе. Это – психологическая составляющая чистого интонирования. Образно выражаясь, можно сказать, что завышение нот – это осторожная, неуверенная ходьба на цыпочках. Занижение, наоборот, грузная небрежная поступь или даже топот. Есть и физиологические особенности, влияющие на чистоту интонации: возрастные изменения (например, период мутации), музыкальная память, музыкальный слух, чувство ритма, певческое дыхание (отсутствие поставленного певческого дыхания сказывается на чистоте интонации, особенно при исполнении длинных нот в конце фразы – они просто «плывут").
Основная часть урока
Преподаватель:
Начало каждого урока - распевание - разогрев голосового аппарата, начальный этап работы над интонацией.
Учащиеся под руководством преподавателя поют интонационные упражнения:
1) от ноты "ми" (1) пение закрытым ртом на одном звуке.
Задача: собираем звук в вокальную позицию, которая формируется с помощью действий: - вдох - сделать полузевок с помощью эмоции (радость, удивление), с представлением того, что понюхали аромат цветка;
- задержка вдоха (полученного результата), которая сохраняется на протяжении мелодического звена упражнения;
- пение с ощущением зевка, который тянется вверх.
2) от ноты "соль" (1) на одном звуке тянем гласную "у".
Задача: сохранить вокальную позицию 1ого упражнения, приоткрыв рот.
3) от ноты "ля" (1) до ноты "до" (2) на одном звуке поем слоги: ма-мэ-ми-мо-му.
Задача: выровнять сочетание гласных по единой вокальной позиции на одном звуке, следить за округлым, но светлым и благородным звуком, который тянется на зевке
4) гласные "у"-"о"-"а" на стаккато от ноты "ми" (1)
Задача: выровнять звучание двух соседних звуков в вокальной позиции.
5) от ноты "ля" (1) нисходящий гаммообразный ход в мажорном ладу на слоги "ми-я" на стаккато.
Задача: петь мажорную гамму вниз с внутренним ощущением противоположного хода.
6) пение мажорных гамм.
Задача: формировать светлые округлые звуки, интонировать натуральный мажор по закону тяготения ступеней лада.
Преподаватель: Мы настроились на работу над песней. Открыли, пожалуйста, р.н.п. "Пойду ль я, выйду ль я". Напоминаю, что эта песня поется без сопровождения - a cappella. Поэтому здесь необходимо строго держать интонационный строй. Повторим партию 2 голоса на сольфеджио с инструментом, а потом a cappella. Выстраиваем голоса в унисон.
Учащиеся: поют 1 куплет песни с инструментом и потом a cappella.
Преподаватель: корректирует исполнение в двух видах.
Предполагаемое пение учащихся: с учетом интонационной корректировки преподавателя.
Преподаватель: Попробуем пропеть 2 голос со словами. Обязательно нужна четкая дикция, которая является организацией певческой интонации.
Учащиеся: поют 1 куплет песни со словами с инструментом и потом a cappella.
Преподаватель: корректирует исполнение в двух видах.
Предполагаемое пение учащихся: с учетом интонационной корректировки преподавателя.
Преподаватель: дает оценку работе учащихся, и просит применить полученные навыки во 2 части песни.
Предполагаемое пение учащихся: без остановки на сольфеджио, с частичной поддержкой инструмента, интонационно верно. При благополучном выполнении задания учащиеся часть песни пробуют петь со словами
Преподаватель: дает оценку работе учащихся.
Заключительный этап
Учащиеся исполняют 2 куплет песни "Пойду ль я, выйду ль я" со словами a cappella с частичной поддержкой инструмента. Преподаватель подводит итог проделанной работе, поясняет, что удается с легкостью, а над чем в дальнейшем придется поработать, чему надо будет уделять особое внимание, и дает оценку учащимся за работу на уроке.
Домашнее задание: закрепить выученную партию с проигрыванием на инструменте и с частичной поддержкой инструмента.