Конспект открытого занятия по теме: "Работа над интонацией с учащимися старшего хора"
план-конспект по теме

Савина Алина Анатольевна

Открытое занятие с учащимися старшего хора 2014-2015 уч.года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_2014-2015_uch.g.docx21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

Дата проведения урока, время, учащийся:

17.12.2014г., 16.15, старшая группа хора

Тема урока: Работа над интонацией в старшем хоре

Тип урока: урок применения знаний и умений

Форма урока: групповая, урок-практикум

Цель урока: развитие вокально-интонационных навыков и ладового чувства у учащихся старших классов в процессе освоения песенно-хорового материала.

Задачи урока: 

Образовательные: обеспечить в ходе урока закрепление правил и законов певческой установки, вокального формирования звука, интонационно-ладового тяготения; продолжать учить детей применять полученные знания, умения и навыки в изучаемом песенно-хоровом материале.

Воспитательные: способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в коллективе; содействовать развитию эстетического вкуса, культуры пения.

Развивающие:  развить навыки певческой установки, навыки формирования вокального звука, певческого унисона в партии; развить интонационные навыки, навыки ладового чувства и мышления; развитие музыкальной памяти, музыкального слуха, воображения.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Оборудование урока: фортепиано, хоровые партитуры, подставки для хорового пения.

Структура урока.

I. Начало урока.

Организационный этап.

1) приветствие;

2) сообщение  темы, цели и хода работы на уроке.

II. Основная часть урока.

1.                  Теоретическая часть.

2.                  Выполнение практических заданий на развитие вокально-интонационных навыков и ладового чувства.

III. Заключительный этап.

1.                  Оценка.

2.                  Домашнее задание.

3.                  Конец урока.

Ход занятия

Интонация или интонирование в пении – это точное воспроизведение звуков по высоте, это чистое пение, без фальши, точное попадание в ноты. Некоторые люди от природы наделены чистой, почти инструментальной интонацией. Другие интонируют  хорошо, с небольшими погрешностями, которые поддаются коррекции. Есть и те, кто испытывает большие трудности с интонированием и точным попаданием в ноты. Есть несколько факторов, которые влияют на чистоту интонирования. Психологи считают, что неточная интонация – это почти всегда неуверенность в себе и в том, что вы делаете. Действительно, для точного интонирования необходимо хорошо знать мелодию песни (быть в ней уверенным), текст, быть уверенным в своём голосе. Это – психологическая составляющая чистого  интонирования. Образно выражаясь, можно сказать, что завышение нот – это осторожная, неуверенная ходьба на цыпочках.  Занижение, наоборот,  грузная небрежная поступь или даже топот. Есть и физиологические особенности, влияющие на чистоту интонации: возрастные изменения (например, период мутации), музыкальная память, музыкальный слух, чувство ритма, певческое дыхание (отсутствие поставленного певческого дыхания сказывается на чистоте интонации, особенно при исполнении длинных нот в конце фразы – они просто «плывут").

Основная часть урока

Преподаватель:

Начало каждого урока - распевание - разогрев голосового аппарата, начальный этап работы над интонацией.

Учащиеся под руководством преподавателя поют интонационные упражнения:

1) от ноты "ми" (1) пение закрытым ртом на одном звуке.

Задача: собираем звук в вокальную позицию, которая формируется с помощью действий: - вдох - сделать полузевок с помощью эмоции (радость, удивление), с представлением того, что понюхали аромат цветка;

- задержка вдоха (полученного результата), которая сохраняется на протяжении мелодического звена упражнения;

- пение с ощущением зевка, который тянется вверх.

2) от ноты "соль" (1) на одном звуке тянем гласную "у".

Задача: сохранить вокальную позицию 1ого упражнения, приоткрыв рот.

3) от ноты "ля" (1) до ноты "до" (2) на одном звуке поем слоги: ма-мэ-ми-мо-му.

Задача: выровнять сочетание гласных по единой вокальной позиции на одном звуке, следить за округлым, но светлым и благородным звуком, который тянется на зевке

4) гласные "у"-"о"-"а" на стаккато от ноты "ми" (1)

Задача: выровнять звучание двух соседних звуков в вокальной позиции.

5) от ноты "ля" (1) нисходящий гаммообразный ход в мажорном ладу на слоги "ми-я" на стаккато.

Задача: петь мажорную гамму вниз с внутренним ощущением противоположного хода.

6) пение мажорных гамм.

Задача: формировать светлые округлые звуки, интонировать натуральный мажор по закону тяготения ступеней лада.

Преподаватель: Мы настроились на работу над песней. Открыли, пожалуйста, р.н.п. "Пойду ль я, выйду ль я". Напоминаю, что эта песня поется без сопровождения - a cappella. Поэтому здесь необходимо строго держать интонационный строй. Повторим партию 2 голоса на сольфеджио с инструментом, а потом a cappella. Выстраиваем голоса в унисон.

Учащиеся: поют 1 куплет песни с инструментом и потом a cappella.

Преподаватель: корректирует исполнение в двух видах.

Предполагаемое пение учащихся: с учетом интонационной корректировки преподавателя.

Преподаватель: Попробуем пропеть 2 голос со словами. Обязательно нужна четкая дикция, которая является организацией певческой интонации.

Учащиеся: поют 1 куплет песни со словами с инструментом и потом a cappella.

Преподаватель: корректирует исполнение в двух видах.

Предполагаемое пение учащихся: с учетом интонационной корректировки преподавателя.

Преподаватель: дает оценку работе учащихся, и просит применить полученные навыки во 2 части песни.

Предполагаемое пение учащихся: без остановки на сольфеджио, с частичной поддержкой инструмента, интонационно верно. При благополучном выполнении задания учащиеся часть песни пробуют петь со словами

Преподаватель: дает оценку работе учащихся.

Заключительный этап

Учащиеся исполняют 2 куплет песни "Пойду ль я, выйду ль я" со словами a cappella с частичной поддержкой инструмента. Преподаватель подводит итог проделанной работе, поясняет, что удается с легкостью, а над чем в дальнейшем придется поработать, чему надо будет уделять особое внимание, и дает оценку учащимся за работу на уроке.

Домашнее задание: закрепить выученную партию с проигрыванием на инструменте и с частичной поддержкой инструмента.