Проект ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ.
проект (8 класс) на тему

Шведова Галина Михайловна

Для  реализации проекта заложены следующие цели: формирование экологического сознания обучающихся на основе нравственно-

   эстетического развития личности;  создание условий для проявления самостоятельности и инициативы школьников; формирование экологической  культуры.

Результаты выполнения данных целей дали положительные результаты,  что наглядно показано в приложенной презентации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                      Проект

                                            ФОРМИРОВАНИЕ

  НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ.

Авторы:

                                   Учитель ИЗО   МОУ «СОШ№7»  Шведова Г.М.

                                   Педагог-психолог МОУ «СОШ№7» Пелагеина Г.И.

                                 Учитель географии МОУ «СОШ№7» Швачко Н.В.

                                           

                                              Саратов 2015

Целевая группа проекта: обучающиеся 8 «Б» класса МОУ «СОШ№7»

Цель проекта:

- формирование экологического сознания обучающихся на основе нравственно-

   эстетического развития личности;

-  создание условий для проявления самостоятельности и инициативы

    школьников;

-  формирование экологической  культуры;

-  передача опыта, знаний, умений и навыков.

Задачи проекта:

-  развитие творческих способностей обучающихся;

-  формирование нравственно-эстетического восприятия природы;

- привлечение  обучающихся к поиску механизмов решения актуальных проблем

  местного сообщества через разработку и реализацию социально значимых  

  проектов;

- развитие  инициативы и творчества школьников через организацию социально

  значимой  деятельности;

- информационно – просветительская работа  по пропаганде экологической

  культуры  обучающихся.

Ожидаемые результаты:

- решение задач государственной политики в области экологического,

  патриотического воспитания молодежи;

- повышение уровня заинтересованности в защите и сохранении природной

  среды;
- повышение мотивации в занятиях изобразительной деятельностью и

  фотографией;

-  развитие организаторских способностей обучающихся;

- повышение экологической культуры обучающихся;

- развитие эстетического восприятия природы;

- овладение художественными средствами выразительности (живопись,

  фотография);

- пропаганда экологической культуры учащихся, проведение выставки

 фотографий;

 - создание фотоальбома «Времена года на Кумысной поляне»

Сроки реализации проекта   -  01.09.2013 - 15.12.2014

Обоснование актуальности проекта

На основе разработки научных представлений и обобщения передового опыта сложилась характеристика нравственно-эстетического воспитания в современной общеобразовательной школе, как целенаправленного процесса формирования творчески активной личности ребенка, способного с позиции доступного ему понимания воспринимать и оценивать прекрасное, совершенное, гармоничное, другие эстетические явления в жизни, природе, искусстве, подготовленного к тому, чтобы жить и творить по законам красоты.

Такое определение достаточно полно отвечает и задачам формирования развитого нравственно-эстетического отношения к природе, как необходимого элемента общей нравственной, эстетической и экологической культуры человека. С раннего возраста необходимо развивать чувство прекрасного, формировать здоровые художественные вкусы, умение правильно понимать и ценить произведения искусства, богатство и красоту родной природы. Для осуществления этих целей лучше всего использовать возможности каждой учебной деятельности, особенно: изобразительного искусства, фотографии.

Изобразительное искусство.

Неповторима и незаменима способность искусства в раскрытии перед человеком эстетических свойств красоты природы. Искусство борется с утилитарным, упрощенным, обыденным пониманием явлений в сочетании с другими эстетически воздействующими объектами, например, природными. Искусство своим присутствием усиливает, углубляет понимание природных явлений и их воздействие на личность уже потому, что несет общественно-социальные образы, нормы, требует целостного отношения, активизирует ориентировочно – оценочные процессы личности.  В области занятий изобразительным искусством существует особенно значительные перспективы реализации отмеченной задачи, что чрезвычайно важно в связи с формированием зрительного восприятия природных образов. Уроки изобразительного искусства развивают умение понимать и ценить прекрасное в действительности, в том числе при освоении учебного материала по другим предметам, в поступках людей, принимать посильное участие в охране природы, в художественном обогащении окружающей человека среды.

Большое внимание необходимо уделять анализу эстетического в объектах природы, живым наблюдениям, творческому и техническому освоению, “проработке” объектов растительного и животного мира. Все это приводит к развитию чувствования, понимания, оценивания красоты и закономерности форм естественной природы, а также природных жанров искусства.

Значительное место  в проекте уделено творчеству саратовских  художников - мастеров природного пейзажа Фёдорова В.А. и Солдатенко А.П.

Эстетическая сущность фотографии.

      Важность фотографии в эстетическом воспитании  не  вызывает  сомнения, так как она  является  его  важным  элементом.  Особенность  фотографии  как средства восприятия  заключается  в  том,  что  в  фотографии "наглядно  сгущен,  сконцентрирован  творческий  опыт   человека,   духовное богатство". В фотографиях различных видов люди  выражают  свое  эстетическое отношение к бесконечно развивающемуся миру общественной жизни и природы.  "В фотографии  отражается  человеческий  духовный  мир,  его  чувства,   вкусы, идеалы". Фотография дает огромный материал для познания жизни. «В этом-то  и заключается основная задача  фотографии,  что  фотограф,  подмечая  основные тенденции развития жизни, быстро  воплощает  их  в  своих  работах.  Фотограф создает художественные  образы,  которые  с  огромной  эмоциональной  силой действуют на каждого человека, заставляя его постоянно  размышлять  о  своем месте и назначении в жизни».

      В процессе общения ребенка с явлениями фотографии, накапливается масса разнообразных, в том числе и эстетических, впечатлений.

Хорошая фотография вызывает наше ответное  чувство.  "И  хотя  сам  по  себе творческий процесс создания  фото-произведения  как  будто  уже  совершился, каждый человек вслед за фотографом погружается  в  него  всякий  раз,  когда воспринимает фотографическую картину. Он вновь и вновь в меру  своих  личных способностей становится творцом,  "фотографом-художником", переживая  жизнь как бы "душой автора" того или иного произведения, радуясь  или  восхищаясь, удивляясь или испытывая гнев, досаду, отвращение".

     Встреча с явлением фотографии не делает человека сразу духовно богатым или эстетически развитым, но опыт эстетического переживания помнится  долго, и человеку всегда хочется  вновь  ощутить  знакомые  эмоции,  испытанные  от встречи с прекрасным.

Проект интересен своим выходом в широкий мир и окружающую природу, а также элементами, нацеленными на формирование в единстве нравственно-эстетического отношения к природе. Постижение красоты деталей природных объектов, умение видеть в малом большое – основа патриотических чувств, любви к малой Родине.

Лесопарк «Кумысная поляна» - это уголок природы, который мы любим и хотим видеть его красивым, чистым, радующим нас прекрасными пейзажами, звенящими ручьями и чистым воздухом. Сохранение, бережливое отношение к этому уголку родной природы – дело каждого саратовца.

Проект поможет детям проявить себя в пропаганде экологической культуры, занять  активную жизненную позицию в интересах родного края, развить эстетическое восприятие природы, научиться художественным средствам выразительности – пейзажу, фотографии, привлечь общественность в сохранении и сбережении лесопарка «Кумысная поляна»

         Экологическое образование на современном этапе развития человеческой цивилизации является приоритетным направлением развития всей системы обучения и воспитания, систематизирующим фактором образования, поэтому, на наш взгляд, наступил тот период в организации экологического образования, когда повышение его эффективности может быть достигнуто только комплексным, системным подходом - экологизацией всех составляющих учебно-воспитательного процесса в школе.

    План основных мероприятий проекта.

I этап – подготовительный:

1. Определение цели и задач проекта.

2. Организация творческих групп, работающих по теме проекта.

2 этап – информационно-просветительский:

1. Распространение в школьных СМИ информации о деятельности учащихся по

   реализации проекта.  

3 этап - реализация проекта:

1. Изобразительная деятельность – пейзажи лесопарка «Кумысная поляна»:

 -  создание презентации о  творчестве саратовских художниках – пейзажистах;

 -  творческие работы обучающихся  «Пейзажи лесопарка «Кумысная поляна».

2. Беседы «Психология восприятия»:

  - что такое восприятие, виды, значение;

  - развитие восприятия;

  - восприятие природы.

3. Беседы и творческие работы «Фотография»:

 - фотография как средство выразительности;

 - цвет, свет в фотографии;

 - анализ, обсуждение фоторабот;

 - составление альбома «Календарь  с пейзажами лесопарка «Кумысная поляна».

                                   Заключение.      

Формирование нравственно-эстетического отношения к природе  действительно  занимает  важное  место  во всей системе учебно-воспитательного  процесса,  так  как  за  ним  стоит  не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности  в  целом: ее сущностных сил, духовных потребностей,  нравственных  идеалов,  личных  и общественных представлений, мировоззрения.

      Анализируя выполненную работу, мы сделали вывод, что фотография и изобразительная деятельность являются очень важными  средствами,   способствующими   развитию   эстетического   восприятия. Исследование показало, что материал по фотографии природы и её изображению обладают  большим эмоциональным потенциалом. Именно сила эмоционального  воздействия  является путем  проникновения  в детское сознание и средством формирования эстетических качеств личности, экологического сознания.

 Средства фотографии,  используемые  в  учебно - воспитательном   процессе,   являются   эффективным    средством    развития эстетического восприятия  школьников.  

Реализуя  полноценное  экологическое  воспитание  ребенка  нравственно-эстетическими средствами,  мы обеспечиваем в будущем становление такой личности, которая будет сочетать  в себе  духовное  богатство,  истинные  эстетические  качества,   нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Нравственно-эстетическое воспитание учащихся на занятиях по внеклассному чтению"

Доклад на тему "Нравственно-эстетическое воспитание на занятиях по внеклассному чтению"....

Нравственно-эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья

Опыт работы по нравственно-эстетическому воспитанию детей. В основе - использование песенного богатства русского народа с целью формирования у воспитанников уважения к истории, народному творчеству, с...

Нравственно- эстетическое воспитание

Изменившиеся условия жиз­ни общества требуют и новых подходов к организации, психологическому обоснова­нию и обеспечению нравственного воспи­тания учащихся. Формирование у детей отношение к своему пов...

Воспитание нравственно-эстетического отношения у детей к окружающему миру средствами музыки

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3616333","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]]...

МБОУ СОШ №5 г. Дубны, М. О. Представление педагогического опыта по теме "Формирование УУД в художественном образовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и нравственно-эстетической направленности"

Содержание:формирование личностных УУД;формирование познавательных УУД;исследовательские проектные действияРезультат образования имеет три составляющих:предметные результаты;метапредметные результаты ...

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬОБУЧАЮЩИХСЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ РОДНОГО КРАЯ

В статье анализируется проблема формирования нравственно-эстетического мировоззрения обучающихся посредством художественной деятельности....

Воспитательные практики нравственно-эстетической направленности "В гармонии с природой" для учащихся с ОВЗ.

Данная статья была разработана мною, Котивец Светланой Витальевна, для публикации в сборнике "Воспитательные практики для детей-школьников с НОДА из опыта педагогов" под общ.ред.М.С.Якушкиной; А.И. См...