статья «Из истории 328 средней школы Невского района. Агробаза РОНО»
статья на тему

статья по истории Невского района

Скачать:


Предварительный просмотр:

Безрукова Татьяна Петровна,  педагог дополнительного образования  

ГБОУ ДОД Дом детского творчества Невского района Санкт-Петербурга «Левобережный»  

                       

«Из истории 328 средней школы Невского района. Агробаза РОНО»

Наша школа расположена в Невском районе, на территории Куракиной дачи. Бело-розовые массы цветов, голубое прозрачное небо… Сад наполнен гулом пчел. А под деревьями – свежая зеленая трава, усыпанная легкой метелью нежно-розовых лепестков. Каждый раз, проходя по Куракиной даче, я думала: кто посадил эти яблоньки?Ответ на мой вопрос я нашла в  музее Российского государственного педагогического  университета имени А.И. Герцена.

        Огромную помощь в моём исследовании оказала мне выпускница нашей школы, старожил «Куракиной дачи», Нина Ивановна Каменкова -свидетель тех далеких событий.  Ее воспоминания об Агробиологической станции РОНО основаны на воспоминаниях ее мамы и бабушки.  Мама Нины Ивановны Каменковой – Людмила Васильевна   и ее бабушка - Варвара Андреевна  работали на Агробазе.  

         В ноябре 2014 года начался капитальный ремонт парка Куракина дача. Рабочие устанавливают новые ограждения, ремонтируют лестницы, ставят освещение. Территория дачи превратилась в большую стройку. В феврале 2015 года в одной из куч земли были обнаружены старые заржавевшие грабли и тяпка, которые относятся к истории Агробиологической базы.

В 1920 году на территории Куракиной дачи была организована 122-ая единая трудовая школа. Осенью 1925 года группа учителей   122 школы, во главе с вновь назначенным директором, заслуженным учителем РСФСР М.И. Морозовым выбирали место для создания учебного пришкольного участка. На краю большого парка, среди которого расположена школа, имелась площадка, которая была занята под склад дров и свалку мусора. Громадных размеров лебеда, чернобыльник, лопухи сплошь покрывали этот участок. Мальчишки прозвали это участок «джунглями» и любили устраивать среди них военные игры.

        Этот пустырь, имевший площадь 1 га, было решено превратить в учебно-опытный участок школы.

Под руководством учителей учащиеся всех классов с большим энтузиазмом принялись за работу. Под ударами топора падали толстые и крепкие стебли лопуха и чернобыльника. Этот бурьян сносили на край участка и складывали в большую компостную кучу. Убирались с площади камни, кирпичи, куски железа. Мальчишки старших классов корчевали пни, а учащиеся начальных классов старательно собирали в корзинки камешки, стекла, кирпичный щебень и пр. мусор.

Заброшенный участок начал превращаться в культурный участок.   Освоить в один год площадь в 1 га силами школьников было невозможно. Но даже в этот первый год существования Агробазы   растения были подобраны в сортовом разнообразии. Над ними были поставлены опыты: по влиянию пасынкования томатов, по удобрению капусты, по влиянию золы на урожай корнеплодов, по различным способам размножения картофеля и др. В первый же год своими руками были построены парники из 20 рам.

Огромными усилиями и ежедневным трудом учащихся и педагогов, в 1936году приусадебное хозяйство переросло в  «Агробиологическую станцию РОНО».

Площадь станции распределили следующим образом:

  1. Под цветники 0,1га. 

Помимо украшения самой станции, декоративные растения использовались для учебных целей, практических занятий юных цветоводов. Станции приходилось принимать активное участие в озеленение школ района. 

  1. Под коллекционными делянками - 0,25 га.

Выращивали полевые, кормовые, прядильные, масленичные, каучуконосы, эфироносы, овощные, медоносы, лекарственные, и другие растения.  Юннаты выращивали даже рожь и пшеницу.  Учитывая, что каждая делянка занимает 4 кв.м., проходы между ними сделаны в 1метр, а магистральные дорожки имеют 2метра ширины, что удобно для проведения экскурсий.

  1. Под парниками и теплицами 0,3-0,5га.

На станции были построены две теплицы, односкатная и двухскатная, парники на 250-300 рам. В парниках были широкие проходы.

Были сделаны участки для рассад и теплолюбивых культур грунтового сева (дыни, арбузы, томаты, перцы). .  Данное количество парников и теплиц было необходимо для практических работ учащихся (посевы, пикировка, выращивание растений в парниках и теплицах, занятия по вегетативной гибридизации), возможность постановки ряда опытов по прививкам тыквенных и др.

  1. Фруктовый сад 2-3га.

В саду были сосредоточены плодовые деревья и ягодные культуры различных видов и сортов (яблони, груши, вишни, сливы, смородина, малина, крыжовник, земляника и др.) Юннаты вели практические занятия по уходу за плодовыми деревьями.  Организовывалась «Неделя сада» для весенних и осенних работ в ягодном саду. Заготавливали черенки, отводки, производилась посадка саженцев. Учащиеся проводили экскурсии на тему «Украсим нашу Родину садами».

  1. В саду размещался пчельник. 

Ульи были сделаны с одной стеклянной стенкой, что было удобно для наблюдения за пчелами.

  1. Резервный участок. 

Для выращивания раздаточного материала для уроков и репродукции.

  1. Метеорологическая станция, фонтан, на окраинах альпийская горка и муравейник и устроен водоем.

          За всеми успехами юннатской станции незримо наблюдал и руководил их учитель и энтузиаст Матисен Василий Александрович.  

Всю работу он описал в брошюре «Опыт работы станции юных натуралистов».

Матисен Василий Александрович  ученый-естествоиспытатель.  Своей необычной жизнью заслуживший того, чтобы его биография была вызвана из небытия и стала доступной как можно большему количеству наших сограждан. В музее Российского Государственного университета имени А.Н Герцена Василия Александровича. 

Родился Василий Александрович в Петербурге 20 марта 1895 г. в семье служащего. Окончив в 1914 г. Петербургскую 7-ю гимназию поступил в Санкт-Петербургский Императорский Университет на разряд естественных наук физмата. Но Первая мировая война прервала его обучение. Осенью 1916 г. он был призван в армию и по окончании 4-х месячной школы прапорщиков был направлен на фронт в Румынию в 493-й полк. Там Василий Александрович встретил Великую Октябрьскую Социалистическую революцию. В полку был избран председателем полкового комитета.

         После окончания войны с 1 сентября 1918 г. работал учителем естественных наук в Ивановской средней школе в Белевском уезде Тульской губернии. Навыки работы с детьми очень пригодились ему впоследствии при организации хозяйства на Куракиной Даче.

         В марте 1919 г. поступил в ряды Красной Армии, где в должности начальника связи 432-го полка активно участвовал в боях.

В июле 1921 г. был демобилизован как учитель и направлен в распоряжение Белевского отдела народного образования и был назначен учителем естествознания, сельского хозяйства и химии в Стрыкинскую школу I и II ступени в Белевском уезде. В этой школе Василий Александрович проработал два года. Кроме уроков заведовал пришкольным участком и садом.

         В 1923 г. в сентябре вернулся в Петроград, вновь поступил в Университет и окончил его как ботаник в 1930 г.

         Будучи студентом, педагогической работы, не прерывал и с сентября 1923 г. по сентябрь 1941 года работал учителем по биологии, сельского хозяйства и химии, а также заведовал учебно-опытным хозяйством в 122-й (потом в 347-й) школе Невского района Ленинграда, находящейся на территории Куракиной Дачи. Пришкольное учебное хозяйство переросло в районную станцию юных натуралистов, которой Василий Александрович заведовал 35 лет. В 1937/38 учебном году Матисен был приглашен на работу в Педагогический институт им. Герцена, на факультет естествознания.

С началом Великой Отечественной войны Василий Александрович был призван в Красную Армию и назначен райвоенкоматом начальником управления и связи в 24-й батальон местной противовоздушной обороны. 15 марта 1942 года его отозвали из части и назначили на пост главного агронома по Володарскому (ныне Невскому) району. На этом посту Матисен проработал да 1945 года, т.е. до возвращения института из эвакуации. В институте работал ассистентом, потом преподавателем, доцентом.

Свою большую любовь к природе Василий Александрович стремился передать студентам, преподавателям биологии и школьникам. Он много работал над методикой проведения занятий по полевой практике, большое внимание уделял методикам проведения экскурсий в природу, которые ежегодно организовывал – на луг, в лес, пахотное поле, на огород, в ягодный и плодовый сад, на пришкольный участок агробиологической станции.

В своих беседах со студентами на занятиях и экскурсиях он очень интересно излагал любой материал, часто приводя разнообразные пословицы, поговорки, народные приметы. Василий Александрович любил писать стихи, называл себя «скромным поэтом», воспевающим природу. Стихи он любил читать во время экскурсий, рассказывая своим слушателям о разных явлениях природы и о растениях.

Вот некоторые из его поэтических высказываний:

«Купальницы, как розы золотистые,

Цветут весной средь зелени лугов.

Их скромные цветы, столь нежные, душистые

Всегда порой весенней нам волнуют кровь»

«Ромашка-цветок у народа любимый,

Ромашкой не раз вдохновлялся поэт.

И каждый, бывало, любовью томимый,

Гадал на ромашке - «иль любит», «иль нет»…

Сложилась в народе такая примета:

Ромашка всю правду расскажет всегда.

Она расцветает средь знойного лета.

Пожалуй, и я погадаю тогда…»

«Пусть осень подошла, умчалось лето,

Все ж в цветнике левкои расцвели.

Примите же от скромного поэта

Букет из них, как щедрый дар земли…»

Одно из стихотворений Василия Александровича можно считать напутствием биологу, педагогу, ученому:

«Поверь мне: счастье в жизни лишь в горенье.

А потому, чтоб ярче жить, гори!

Гори, как факел, вдохновенно на работе

Как педагог, как воспитатель масс.

Гори всегда, везде, во всем в заботе,

Чтоб лучше выполнять заданье каждый раз:

Гори и как ученый, как искатель,

Одолевающий все трудности в борьбе.

Гори как истинный естествоиспытатель,

Природу покоряющий себе…»

Василий Александрович Матисен дослужился до должности и.о.профессора, награжден медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» и «За оборону Ленинграда».

 За свой вклад в преподавательскую и практическую работу в создании школы юных натуралистов был награжден тремя медалями Выставки народного хозяйства (ВДНХ), имел более 40 печатных трудов, посвященных вопросам преподавания биологии и основ сельского хозяйства, как в школе, так и в педагогическом институте.

Стаж педагогической работы Матисена В.А. составляет больше 50 лет. Он участвовал в семинарах, проводившихся во Дворце пионеров им. Жданова, много лет был лектором городского бюро.

На счету Матисена В.А. 40 печатных работ, посвященных опыту выращивания сельскохозяйственных культур на базе пришкольного участка Куракиной Дачи.  В 1945 г. вышла книга под авторством Матисена В.А «Как мы выращиваем томаты», где на опыте станции натуралистов подробно разбираются вопросы разведения томатов на Ленинградской земле, методы обработки почвы, даются советы по подбору подходящих удобрений, по выращиванию рассады. Приводятся подробные таблицы о влиянии площадей посева на урожайность томатов, даются рекомендации по уходу и уборке продукции, по мульчированию почвы. Даются советы по отбору плодов для семян.

         В 1951 г. вышла книга Матисена В.А. «Опыт работы станции юных натуралистов Невского района города Ленинграда».

На фотографиях в книге  представлен весь цикл работ – от расчистки участка, посадки семян до сбора урожая.

К сожалению, после ухода из жизни Матисена В.А. земельный участок юннатской станции опустел – только одичавшие со временем старые яблони одиноко стоят около школы, напоминая новым поколениям школьников о бурной сельскохозяйственной жизни, кипевшей здесь 50 лет тому назад.

Роль Матисена В.А. не только в том, что он обучал детей азам сельского хозяйства, но в том, что он привлек к работе детей школы, детей, чьи родители участвовали в Гражданской войне, детей, переживших разруху и голод первых послереволюционных лет, детей, у которых еще оставалась генетическая память и уважение к простому крестьянскому труду. Найдется ли новый Матисен, который бы опять вдохнул жизнь в эти пустующие земли?

Мы знаем, что семья Матисен жила в «красном» доме (здание бывшего Преподавательского корпуса) , располагавшемся рядом с зданием школы.

У Василия Александровича была жена – Лидия Николаевна и дети: мальчик и девочка. Судьба их нам пока не известна.

В настоящее время будет продолжен  поиск  родственников Матисена В.А.

Использованные источники и литература:

  1. Автобиография В.А. Матисена.  Справка из архива музея Российского государственного педагогического университета им. А. И.  Герцена.
  2. Воспоминания Нины Ивановны Каменковой из фондов Музейной экспозиции «История школы на Куракиной даче» ГБОУ СОШ №328 Невского района.
  3. Материалы из фотоархива семьи Каменковых.
  4.       Матисен В.А. Как бороться с насекомыми-вредителями огородов. (Осенний период) М. : Детгиз, 1947.
  5. Матисен В.А.  Станция юных натуралистов-помощников подсобных хозяйств. Сборник: В осажденном Ленинграде. Л.:Лениздат, 1983.
  6. Опыт работы станции юных натуралистов Невского района города Ленинграда. Л.: УчПедГиз, 1951.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика работы с текстовой информацией на уроках истории.Веревкина Елена Вениаминовна, учитель истории и обществознания МБОУ « Михайловская средняя ( полная) общеобразовательная школа» Бурлинского района Алтайского края

Одним из способов построения урокаистории, который стимулировал бысамостоятельную деятельностьучащихся, формировал потребность взнаниях, интерес к истории являетсяиспользование историческихисточ...

Математические диктанты по курсу Алгебра 7 класс (под редакцией Теляковского С. А.) из опыта работы Поляковой Л. Е., учителя математики Алтайской средней школы Калманского района Алтайского края

В данной работе рассматриваются типы математических диктантов, методика их применения на уроках математики. Приведена разработка урока по теме "Построение графика квадратичной функции. Алгебра 9 класс...

Статья "Социальное партнёрство ГБОУ школы №334 Невского района Санкт-Петербурга"

Социальное партнёрство в образовании – это такая совместно распределенная деятельность социальных элементов – представителей различных социальных групп, результатом которой являются п...