Главные вкладки

    Рабочая программа студии "Юный корреспондент"
    рабочая программа на тему

    Мордань Наталья Юрьевна

    В материале представлена рабочая программа кружка "Юный корреспондент"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kruzhok_gazeta.doc103 КБ

    Предварительный просмотр:

    D:\Документы\печать для планирования 2014-2015.jpg

    Рабочая программа

    Государственного бюджетного общеобразовательного

     учреждения г. Москвы

    «Школы с углубленным изучением отдельных предметов  №879»

    на 2014-2015 учебный год

    студии

    «Юный корреспондент» 

    для обучающихся 5-11 класса

    Учителя  русского языка и литературы

    Мордань Натальи Юрьевны

    Пояснительная записка

    Обучение на современном этапе - это не процесс передачи и накопления знаний, а процесс развития учащихся. Основная цель, которую должна преследовать современная школа, - это развитие способности думать.

    Программа предлагает учителю использовать материалы качественной местной газеты как актуальный учебный материал в процессе обучения во время занятий кружка.  Использование газеты позволяет не только работать над основными учебными умениями и навыками: развитие речи и мышления, обогащение знаний по истории, географии, краеведению и т.п., но и знакомить с правами человека, важными событиями современной жизни.

    ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ - привлечь юных читателей к чтению, в том числе к чтению газет, научить анализировать информацию, делать выводы. Программа «Газета в образовании» призвана приобщить школьников к чтению качественных газет, научить их работать с информацией, осмысливать, переживать, анализировать и оценивать ее на уровне взрослого человека.

    Программа предусматривает активное участие в образовательном процессе детей, которые используют свой жизненный опыт для осознанного восприятия новой информации и принятия решений.

    Газета вызывает детей на диалог, поднимая значимые для них и для общества темы и проблемы.

    ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

    ■   Повышать уровень культуры чтения у учащихся;

    ■   Воспитывать у учащихся и преподавателей толерантность в среде этнического, языкового, культурного и социально-экономического разнообразия;

    ■   Способствовать формированию гражданской позиции в условиях глобализации.

    Работа осуществляется на основе общедидактических принципов:

    ■   Принцип воспитывающего обучения - воспитание активного гражданина.

    ■   Принцип активности и сознательности - активное и осознанное участие каждого на любом этапе работы.

    ■   Принцип связи теории с практикой - работа с газетой позволяет связать с повседневной жизнью ребенка знания, полученные не только в кружке «Газета в образовании», но и общеучебные и предметные знания, умения и навыки.

    ■   Принцип наглядности - газета содержит богатый иллюстративный материал, что значительно облегчает восприятие и усвоение информации.

    ■   Принцип доступности обучения - разнообразный материал помогает организовать обучение в группах любого уровня.

    ■   Принцип индивидуального подхода к учащимся в условиях коллективной учебной работы - учебный материал разнообразен на каждом занятии, что создает предпосылки для организации коллективной, групповой и индивидуальной работы.

    Содержание программы

    ■   Социальное, политическое, экономическое, культурное и спортивное наполнение газеты в сочетании с ее внешней привлекательностью является важным инструментом для значительного и всестороннего обучения в соответствии с разнообразием социальных, экономических, этнических и культурных реалий жизни каждого учащегося.

    ■   В газете находят свое отражение темы, связанные с учебными предметами естественно-научного и гуманитарного цикла. Данные публикации могут быть интегрированы в учебный материал и использоваться на уроках или в качестве материала для дополнительных занятий. Кроме того, использование газеты позволяет развивать такие умения, как умение работать с источниками информации (в частности, с текстом и иллюстрацией), навыки самостоятельной работы и работы в группе и т.д.

    ■   Использование газеты в школах помогает развивать критическое мышление и речь, так как материал становится более разнообразным, представленным с разных точек зрения, и программа предусматривает высказывание и доказательство каждым учащимся своей точки зрения.

    ■   В газете представлена информация о текущих событиях, которая может быть использована преподавателями.

    ■   Газета освещает события, которые связаны с людьми, представляющими разные слои общества, с разными жизненными ценностями, что открывает школе постоянный доступ к информации о современной жизни общества в целом. Это позволяет разным учащимся увидеть свой собственный мир на страницах газеты.

    ■   Анализ информации в газете стимулирует критическое мышление, позволяя учащимся осознавать себя членами современного общества.

    ■   Работа с газетой повышает мотивацию учащихся к участию в дискуссиях, активизирует устную и письменную речь. Разнообразная информация, представленная в газете, способствует развитию новых интересов и стремлению продолжить изучение различных источников информации.

    Чем программа интересна школьникам?

    - Приобретение знаний о «взрослой» жизни новым интересным способом;

    - Возможность самовыражения, общения и ведения дискуссии наравне со взрослыми;

    - Возможность пообщаться с «мастерами пера» и попытаться создать свою школьную газету;

    - Возможность расширить свой круг общения по интересам;

    - Участие в интересных мероприятиях (конкурсы, экскурсии, акции и т.д.);

    - Уважение взрослых и ровесников;

    - Сотрудничество с газетой в качестве информационного агента, а для самых талантливых - в качестве внештатного корреспондента.

    Учебно-тематический план

    недели

    Разделы, темы

    Количество часов

    В

    Т

    П

    1-2

    Знакомство с газетой. Краткая историческая справка.

    Основные понятия (газета, полоса, статья и т.п.). Разнообразие газет в современном мире. Классификация

    8

    4

    4

    3-4

    Стиль и тип читателя.

    Различные способы восприятия информации

    8

    4

    4

    5-6

    Разделы газеты.

    Работа со структурой газеты. Различные разделы, их тематика и содержание

    8

    4

    4

    7-8

    Первая полоса.

    Значение первой полосы. Содержание. Оформление

    8

    4

    4

    9-10

    Заголовок.

    Виды заголовков, соответствие заголовков тексту.

    8

    4

    4

    11-14

    Новости.

    а) Новость. Ценность новостей. Варианты оформления

    б) Требования к новостным статьям, стилистические особенности.

    16

    4

    4

    4

    4

    15-16

    Мнения и комментарии.

    а) Отличие мнений и комментариев от новостей.

    Б) Правила корректного высказывания мнения.

    8

    4

    4

    17-18

    Новости, мнения и комментарии.

    Повторение и обобщение

    8

    4

    4

    19-21

    Иллюстративный материал.

    А) Фоторепортаж, фотография репортажная и постановочная. Фотоштампы. Соответствие фотографии и подписи/статьи.

    Б) Логотип, рисунок, карикатура, инфографика, таблица, врезка.

    В) Практическая работа – подготовка своего иллюстративного материала.

    12

    4

    4

    4

    22-23

    Реклама и объявления.

    Причины появления и развития рекламы. Функции рекламы. Потребности населения. Целевая аудитория. Виды рекламных объявлений. Способы оформления.

    8

    4

    4

    24-25

    Практическое применение информации.

    Использование информации в газете в практических целях (анонсы, афиши, объявления и т.п.)

    8

    4

    4

    26

    Работа с текстом.

    Содержание и структура текста, словарно-лексическая работа.

    4

    2

    2

    27

    Статья.

    А) Заголовок, вид.

    Б) Композиция. Заключение

    4

    2

    2

    28-29

    Интервью.

    А) Структура, тематика, виды вопросов. Подготовка вопросов.

    Б) Практическая работа – проведение интервью.

    8

    4

    4

    30

    Конфликтные ситуации.

    Корректное освещение ситуации. Дебаты и ролевые игры на основе конфликтных ситуаций.

    4

    2

    2

    31

    Письмо читателя в газету.

    Написание письма читателя в газету.

    4

    2

    2

    32

    Чувство сопричастности.

    Связь между событиями, освещаемыми в прессе, и жизнью читателя.

    4

    2

    2

    33

    Гражданская ответственность и гражданские права.

    Роль СМИ в защите гражданских прав.

    4

    2

    2

    34

    Значение СМИ в современном мире.

    Роль и значение СМИ в современном мире.

    4

    4

    35-36

    Структура и содержание газеты.

    А) Составление газеты на основе своих материалов. Выбор тем, подготовка материала.

    Б) Обзор материала, компоновка, оформление.

    8

    4

    4

    37-38

    Итоговые занятия.

    Праздничное мероприятие.

    8

    8

    Всего:

    152

    76

    76

    МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

            Формы  и виды работы на занятиях, планируемых по каждому разделу,  различны: 

    - Беседа;

    - Дискуссия;

    - Ролевая игра;

    - Доклады по проблематике материалов газеты;

    - Подготовка общего «ответного» взгляда на проблему с точки зрения молодежи;

    - Интервью с родственниками, друзьями и знакомыми;

    - Выборочное чтение;

    - Работа над изобразительными средствами языка;

    - Постановка вопросов учащимися;

    - Словесное иллюстрирование;

    - Прием возврата - возвращение к ранее изученному материалу;

    - Привлечение школьников к внештатному сотрудничеству;

    - Мастер-классы;

    - Экскурсии по редакции, типографии;

    - Выездные мероприятия;

    - Социально значимые акции с участием школьников.

            Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса разнообразны и  зависят от целей и задач каждого занятия, в основу которых положены принципы свободы выбора, открытости и деятельности.

            Техническое оснащение – видеодвойка, магнитофон.

            Формы подведения итогов – выпуск газет, творческий отчёт.

    ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

            На протяжении всех занятий главным критерием достижения результата является подготовленный к публикации материал. Основной результат – создание школьного периодического издания с его возможным использованием в учебно-воспитательном процессе. Кроме того, учащиеся должны освоить как теоретические, так и практические знания, умения и навыки журналистской деятельности.

    К концу года учащиеся должны получить представление о журналистской профессии, освоить основы профессиональной культуры журналиста, уметь создавать журналистские тексты в жанрах, которые будут изучены, освоить навыки поиска информации в различных источниках и уметь работать в текстовых редакторах.

    Список литературы

    1. Беневоленская Т. А. О языке и стиле газетного очерка. – М., 1973
    2. Вовк Е. Т. Школьная стенгазета и издательские технологии в школе // Информатика: прил. к журн. «Первое сентября». – М., 2004
    3. Грабельников А. А. Русская журналистика на рубеже тысячелетия. М., 2000
    4. Справочник журналиста. – Л., 1971
    5. С. И. Стефанов. Реклама и полиграфия: опыт словаря-справочника. – М.: Гелла-принт, 2004
    6. Уралова Л. С. Твоя стенгазета. – М., 1986
    7. Шостак М. И. Журналист и его произведение. – М., 1998

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    рабочая программа творческого объединения "Юный корреспондент"

    Настоящая программа предназначена для организации и обучения школьников работе со средствами массовой информации. Программа направлена на формирование у воспитанников жизненной позиции, развитие...

    Рабочая программа кружка "Юный корреспондент"

    Программа кружка "Юный корреспондент" знакомит учащихся с особенностями публицистического стиля, историей развития публицистики в России. Ребята учатся писать тексты разных жанров публицистического ст...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности детского объединения «Юный корреспондент»

    Программа внеурочной деятельности детского объединения «Юный корреспондент» предназначена обеспечить активное участие школьников в жизни поселения, района, области и страны....

    Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный корреспондент" .Возраст воспитанников:11-15 лет

    Данная программа рассчитана на 3 года:1-й год:70 часов (2 часа в неделю)2-й год:70 часов (2 часа  в неделю)3-й год:70 часов (2 часа в неделю)Новизна данной программы состоит в том,что она дает во...

    Рабочая программа кружка "Юные корреспонденты"

    Результаты освоения, содержание, тематическое планирование...