Рабочая программа студии "Юный корреспондент"
рабочая программа на тему

Мордань Наталья Юрьевна

В материале представлена рабочая программа кружка "Юный корреспондент"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_gazeta.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

D:\Документы\печать для планирования 2014-2015.jpg

Рабочая программа

Государственного бюджетного общеобразовательного

 учреждения г. Москвы

«Школы с углубленным изучением отдельных предметов  №879»

на 2014-2015 учебный год

студии

«Юный корреспондент» 

для обучающихся 5-11 класса

Учителя  русского языка и литературы

Мордань Натальи Юрьевны

Пояснительная записка

Обучение на современном этапе - это не процесс передачи и накопления знаний, а процесс развития учащихся. Основная цель, которую должна преследовать современная школа, - это развитие способности думать.

Программа предлагает учителю использовать материалы качественной местной газеты как актуальный учебный материал в процессе обучения во время занятий кружка.  Использование газеты позволяет не только работать над основными учебными умениями и навыками: развитие речи и мышления, обогащение знаний по истории, географии, краеведению и т.п., но и знакомить с правами человека, важными событиями современной жизни.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ - привлечь юных читателей к чтению, в том числе к чтению газет, научить анализировать информацию, делать выводы. Программа «Газета в образовании» призвана приобщить школьников к чтению качественных газет, научить их работать с информацией, осмысливать, переживать, анализировать и оценивать ее на уровне взрослого человека.

Программа предусматривает активное участие в образовательном процессе детей, которые используют свой жизненный опыт для осознанного восприятия новой информации и принятия решений.

Газета вызывает детей на диалог, поднимая значимые для них и для общества темы и проблемы.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

■   Повышать уровень культуры чтения у учащихся;

■   Воспитывать у учащихся и преподавателей толерантность в среде этнического, языкового, культурного и социально-экономического разнообразия;

■   Способствовать формированию гражданской позиции в условиях глобализации.

Работа осуществляется на основе общедидактических принципов:

■   Принцип воспитывающего обучения - воспитание активного гражданина.

■   Принцип активности и сознательности - активное и осознанное участие каждого на любом этапе работы.

■   Принцип связи теории с практикой - работа с газетой позволяет связать с повседневной жизнью ребенка знания, полученные не только в кружке «Газета в образовании», но и общеучебные и предметные знания, умения и навыки.

■   Принцип наглядности - газета содержит богатый иллюстративный материал, что значительно облегчает восприятие и усвоение информации.

■   Принцип доступности обучения - разнообразный материал помогает организовать обучение в группах любого уровня.

■   Принцип индивидуального подхода к учащимся в условиях коллективной учебной работы - учебный материал разнообразен на каждом занятии, что создает предпосылки для организации коллективной, групповой и индивидуальной работы.

Содержание программы

■   Социальное, политическое, экономическое, культурное и спортивное наполнение газеты в сочетании с ее внешней привлекательностью является важным инструментом для значительного и всестороннего обучения в соответствии с разнообразием социальных, экономических, этнических и культурных реалий жизни каждого учащегося.

■   В газете находят свое отражение темы, связанные с учебными предметами естественно-научного и гуманитарного цикла. Данные публикации могут быть интегрированы в учебный материал и использоваться на уроках или в качестве материала для дополнительных занятий. Кроме того, использование газеты позволяет развивать такие умения, как умение работать с источниками информации (в частности, с текстом и иллюстрацией), навыки самостоятельной работы и работы в группе и т.д.

■   Использование газеты в школах помогает развивать критическое мышление и речь, так как материал становится более разнообразным, представленным с разных точек зрения, и программа предусматривает высказывание и доказательство каждым учащимся своей точки зрения.

■   В газете представлена информация о текущих событиях, которая может быть использована преподавателями.

■   Газета освещает события, которые связаны с людьми, представляющими разные слои общества, с разными жизненными ценностями, что открывает школе постоянный доступ к информации о современной жизни общества в целом. Это позволяет разным учащимся увидеть свой собственный мир на страницах газеты.

■   Анализ информации в газете стимулирует критическое мышление, позволяя учащимся осознавать себя членами современного общества.

■   Работа с газетой повышает мотивацию учащихся к участию в дискуссиях, активизирует устную и письменную речь. Разнообразная информация, представленная в газете, способствует развитию новых интересов и стремлению продолжить изучение различных источников информации.

Чем программа интересна школьникам?

- Приобретение знаний о «взрослой» жизни новым интересным способом;

- Возможность самовыражения, общения и ведения дискуссии наравне со взрослыми;

- Возможность пообщаться с «мастерами пера» и попытаться создать свою школьную газету;

- Возможность расширить свой круг общения по интересам;

- Участие в интересных мероприятиях (конкурсы, экскурсии, акции и т.д.);

- Уважение взрослых и ровесников;

- Сотрудничество с газетой в качестве информационного агента, а для самых талантливых - в качестве внештатного корреспондента.

Учебно-тематический план

недели

Разделы, темы

Количество часов

В

Т

П

1-2

Знакомство с газетой. Краткая историческая справка.

Основные понятия (газета, полоса, статья и т.п.). Разнообразие газет в современном мире. Классификация

8

4

4

3-4

Стиль и тип читателя.

Различные способы восприятия информации

8

4

4

5-6

Разделы газеты.

Работа со структурой газеты. Различные разделы, их тематика и содержание

8

4

4

7-8

Первая полоса.

Значение первой полосы. Содержание. Оформление

8

4

4

9-10

Заголовок.

Виды заголовков, соответствие заголовков тексту.

8

4

4

11-14

Новости.

а) Новость. Ценность новостей. Варианты оформления

б) Требования к новостным статьям, стилистические особенности.

16

4

4

4

4

15-16

Мнения и комментарии.

а) Отличие мнений и комментариев от новостей.

Б) Правила корректного высказывания мнения.

8

4

4

17-18

Новости, мнения и комментарии.

Повторение и обобщение

8

4

4

19-21

Иллюстративный материал.

А) Фоторепортаж, фотография репортажная и постановочная. Фотоштампы. Соответствие фотографии и подписи/статьи.

Б) Логотип, рисунок, карикатура, инфографика, таблица, врезка.

В) Практическая работа – подготовка своего иллюстративного материала.

12

4

4

4

22-23

Реклама и объявления.

Причины появления и развития рекламы. Функции рекламы. Потребности населения. Целевая аудитория. Виды рекламных объявлений. Способы оформления.

8

4

4

24-25

Практическое применение информации.

Использование информации в газете в практических целях (анонсы, афиши, объявления и т.п.)

8

4

4

26

Работа с текстом.

Содержание и структура текста, словарно-лексическая работа.

4

2

2

27

Статья.

А) Заголовок, вид.

Б) Композиция. Заключение

4

2

2

28-29

Интервью.

А) Структура, тематика, виды вопросов. Подготовка вопросов.

Б) Практическая работа – проведение интервью.

8

4

4

30

Конфликтные ситуации.

Корректное освещение ситуации. Дебаты и ролевые игры на основе конфликтных ситуаций.

4

2

2

31

Письмо читателя в газету.

Написание письма читателя в газету.

4

2

2

32

Чувство сопричастности.

Связь между событиями, освещаемыми в прессе, и жизнью читателя.

4

2

2

33

Гражданская ответственность и гражданские права.

Роль СМИ в защите гражданских прав.

4

2

2

34

Значение СМИ в современном мире.

Роль и значение СМИ в современном мире.

4

4

35-36

Структура и содержание газеты.

А) Составление газеты на основе своих материалов. Выбор тем, подготовка материала.

Б) Обзор материала, компоновка, оформление.

8

4

4

37-38

Итоговые занятия.

Праздничное мероприятие.

8

8

Всего:

152

76

76

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

        Формы  и виды работы на занятиях, планируемых по каждому разделу,  различны: 

- Беседа;

- Дискуссия;

- Ролевая игра;

- Доклады по проблематике материалов газеты;

- Подготовка общего «ответного» взгляда на проблему с точки зрения молодежи;

- Интервью с родственниками, друзьями и знакомыми;

- Выборочное чтение;

- Работа над изобразительными средствами языка;

- Постановка вопросов учащимися;

- Словесное иллюстрирование;

- Прием возврата - возвращение к ранее изученному материалу;

- Привлечение школьников к внештатному сотрудничеству;

- Мастер-классы;

- Экскурсии по редакции, типографии;

- Выездные мероприятия;

- Социально значимые акции с участием школьников.

        Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса разнообразны и  зависят от целей и задач каждого занятия, в основу которых положены принципы свободы выбора, открытости и деятельности.

        Техническое оснащение – видеодвойка, магнитофон.

        Формы подведения итогов – выпуск газет, творческий отчёт.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

        На протяжении всех занятий главным критерием достижения результата является подготовленный к публикации материал. Основной результат – создание школьного периодического издания с его возможным использованием в учебно-воспитательном процессе. Кроме того, учащиеся должны освоить как теоретические, так и практические знания, умения и навыки журналистской деятельности.

К концу года учащиеся должны получить представление о журналистской профессии, освоить основы профессиональной культуры журналиста, уметь создавать журналистские тексты в жанрах, которые будут изучены, освоить навыки поиска информации в различных источниках и уметь работать в текстовых редакторах.

Список литературы

  1. Беневоленская Т. А. О языке и стиле газетного очерка. – М., 1973
  2. Вовк Е. Т. Школьная стенгазета и издательские технологии в школе // Информатика: прил. к журн. «Первое сентября». – М., 2004
  3. Грабельников А. А. Русская журналистика на рубеже тысячелетия. М., 2000
  4. Справочник журналиста. – Л., 1971
  5. С. И. Стефанов. Реклама и полиграфия: опыт словаря-справочника. – М.: Гелла-принт, 2004
  6. Уралова Л. С. Твоя стенгазета. – М., 1986
  7. Шостак М. И. Журналист и его произведение. – М., 1998

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Юный корреспондент"

Программа кружка "Юный корреспондент" знакомит учащихся с особенностями публицистического стиля, историей развития публицистики в России. Ребята учатся писать тексты разных жанров публицистического ст...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности детского объединения «Юный корреспондент»

Программа внеурочной деятельности детского объединения «Юный корреспондент» предназначена обеспечить активное участие школьников в жизни поселения, района, области и страны....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный корреспондент" .Возраст воспитанников:11-15 лет

Данная программа рассчитана на 3 года:1-й год:70 часов (2 часа в неделю)2-й год:70 часов (2 часа  в неделю)3-й год:70 часов (2 часа в неделю)Новизна данной программы состоит в том,что она дает во...

Рабочая программа кружка "Юные корреспонденты"

Результаты освоения, содержание, тематическое планирование...

Дополнительная общеобразовательная программа "Юный корреспондент"

Дополнительная общеобразовательная программа "Юный корреспондент"...