Рабочая программа кружка "Юный корреспондент"
рабочая программа (7 класс) по теме

Программа кружка "Юный корреспондент" знакомит учащихся с особенностями публицистического стиля, историей развития публицистики в России. Ребята учатся писать тексты разных жанров публицистического стиля. Юные журналисты работают над выпусками школьной газеты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc138.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования «Юный корреспондент».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Цели и задачи. Кружок имеет познавательно-практическую направленность. В связи с этим выделяются  практические и познавательные цели.

А) Познавательные цели: познакомить учащихся с основными журналистскими понятиями; дать понятия о жанре, типе речи, стиле речи, видов стилей и типов речи. Раскрыть суть журналистской деятельности; рассказать о типах газет, специфике российских газет, историю периодики России, её особенностей.

Б) Практические цели: научить работать с текстом. «Проба пера» - творческие работы учащихся на определённую тему. Писать в разных жанрах периодики.

В) Специфические цели: работать над выпуском школьной газеты, оформление школьного стенда «Пресс-центр», писать статьи и заметки в районные газеты.

Знания, умения, навыки.  Учащиеся должны знать основные понятия журналистики. Уметь работать над текстом и с текстом. Свободно говорить на заданные темы. Быть коммуникативными. Соблюдать речевой этикет.  Иметь навыки грамотной письменной речи. Уметь работать на компьютере. Уметь находить языковые и речевые ошибки. Исправлять ошибки в своём и  видеть их в чужом тексте. Знать основные понятия интервью. Уметь грамотно взять интервью. Ориентироваться в огромной  массе периодических изданий, отличать качественный журналистский текст от непрофессионального. Уметь оценивать актуальность темы, высказывать свою точку зрения и грамотно её защищать. Уметь анализировать  журналистские тексты. Уметь выполнять творческие работы разных жанров.

Содержание программы кружка «Юный корреспондент».

  Для того чтобы школьные издания выполняли свою воспитательную функцию, необходимо сделать их яркими по форме и интересными по содержанию, привлекательными для всех участников образовательного процесса. Эту задачу успешно можно решить, если в школе будет систематически работать кружок юных корреспондентов или юнкоровская группа. Кружок юнкоров объединяет учащихся  6 классов и ставит своей целью создание постоянно действующего актива юных корреспондентов.

  Программа содержит основные  журналистские понятия. Например, понятия о жанрах и видах  (интервью, заметка, статья, очерк, репортаж); специфика корреспондентской деятельности, тема газеты, разделы, подзаголовок. История периодики. Редактирование текста. Иллюстрации газет и журналов.

Грамотное размещение материала по страницам. Понятия языка: стили речи, типы речи. «Проба пера» - творческие занятия, направленные на закрепления основных понятий и работа над определённой темой. Работа над школьной газетой, встречи с известным журналистом.

  При организации кружка сначала целесообразно опираться на работу учащихся на уроках русского языка и литературы. На этих уроках школьники учатся писать сочинения, в которых рассуждают на различные темы (часто дискуссионного характера), опираясь на свой жизненный опыт и прочитанные произведения. Задача руководителя кружка заключается в том, чтобы написанные сочинения не оставались забытыми, выполняя роль тренировочных упражнений на определённом этапе обучения..

   Особенностью методики проведения занятий в кружке является объединение теоретической и практической частей. Порядок работы при этом может быть различным. На некоторых занятиях руководитель может избрать дедуктивно-индуктивный путь, когда учащиеся сначала прослушивают доклад-сообщение о каком-либо из газетных жанров, а затем анализируют работы кружковцев, связанные с изучаемой темой. Другие занятия, напротив, могут быть построены на основе индуктивно-дедуктивно.-го способа. В этом случае проводятся практические занятия: на которых анализируются соответствующие газетные публикации, а затем изучается теоретический материал.

Необходимо учитывать, что при организации работы учащихся над сочинениями в жанре газетных публикаций важную роль играет умение писать на заданную тему и подчинять свои высказывания определенной мысли, собирать и систематизировать материал, пользоваться черновиком, редактировать написанное и т.п.

  Достижению поставленных целей поможет составление рабочих материалов, использование записных книжек, блокнотов корреспондента. В рабочих материалах, помимо накопления необходимых фактов, следует записывать слова, фразеологические сочетания, которые могут понадобиться для раскрытия темы Можно предложить школьникам сделать синтаксические заготовки' словосочетания, помогающие наиболее точно и ярко выразить мысль автора; предложения, с помощью которых может быть сделан зачин, выражена основная мысль или подведены итоги высказывания. Особое внимание учащихся следует обратить на вопросы взаимосвязи жанра и стиля.

  Следует помнить, что существуют газетные жанры, с которыми дети знакомятся непосредственно в кружке юнкоров. Это жанры так называемой информационной группы: хроника, краткая расширенная информация, интервью, отчет, зарисовка, путевые заметки, репортаж. В методическом аспекте очень важно показать юнкорам возможность представления одного и того же материала в различных жанрах. В стенных газетах периодически должны помещаться рецензии на художественные произведения, спектакли и телепередачи. Опыт написания рецензий учащиеся приобретают на классных занятиях, а затем эти навыки закрепляются при работе в кружке.

   Большое значение для формирования самостоятельности школьников имеет приобщение их к работе со справочной литературой. Руководителю кружка необходимо вырабатывать у учащихся привычку обращаться к словарям и справочникам в трудных или сомнительных случаях написания слов, их произношения, ударения, образования формы, раскрытия значения.

Организационные моменты.

   Работой кружка юнкоров чаще всего руководит учитель русского языка и литературы. В ряде случаев для проведения занятий могут приглашаться работники средств массовой информации. Они знакомят школьников с основами редакторского и издательского дела, могут организовывать экскурсии в редакцию местной газеты или в типографию. Руководителю кружка следует помнить, что на страницах школьной печати должны выступать все юнкоры. Весьма желательно, чтобы кружковцы публиковались и в районных (городских) газетах. Помимо газет общего профиля, члены кружка должны выпускать стенные газеты специального назначения и издания, имеющие сменные полосы. Лингвистические стенные газеты имеют огромное значение в борьбе за точность, простоту, ясность и богатство языка. Важным звеном в деятельности кружка является также проведение различных праздников, конкурсов, бесед, часов общения и смотров.

Использованная литература при создании программы для кружка.

А.А.Тертычный «Жанры периодической печати», М., издательство «Аспект Пресс., 2006 год.

Г.Я. Солганик, Т.С.Дроняева «Стилистика современного русского языка и культура речи», 4-е издание, М., издательский цент «Академия», 2007 год.

В.В.Смирнов «Жанры журналистики», М., издательство « Филолог» 2002 год.

В.А.Ампилов «Современная газета», Минск, издательство «Дока», 2004 год.

А.А.Ивин «История журналистики России», том 1.: «Развитие детской журналистики», М., издательство «Пресса» , 2005 год.

Г.С. Мельник, А.Н.Тепляшина «Основы творческой деятельности журналиста»., Санкт-Петербург,2008 год. Издательство «Питер».

Л.И.Сухарева «Журналистика и русский язык», М., 2007 год, издательство «Айрис Пресс».

Н.И.Дереклеева, М.Ю.Савченко «Справочник классного руководителя, книга для 5-9 классов, 3-е издание, М., 2007 год, издательство «Вако».

Поурочное   планирование по программе дополнительного образования «Юный корреспондент».

Дата

Тема

1.

Вводное занятие. Журналистика как сфера человеческой деятельности. Значение журналистики в современной жизни. СМИ – это целый мир. Проблемы современной журналистики.

2.

Психология журналистского труда и творчества. Способы познания действительности. Журналист и аудитория.

3.

Из истории журналистики. Прошлое, настоящее, будущее.

4.

Интернет-издания

5.

Обобщение и систематизация сведений о стилях и типах речи.

6.

Публицистический стиль речи. Общая характеристика: сфера применения, жанры, стилевые особенности, языковые средства.

7.

Основные жанры публицистического стиля в устной и письменной форме речи.

8.

Сходство и различие художественного и публицистического стилей.

9.

Беседа «Моя любимая газета»

10.

Профессия – журналист. Профессия – репортёр.

11.

Газетная лексика.

12.

Виды газетных и журнальных  публикаций. Хроника.

13.

Организация работы корреспондентов-хроникёров

14.

Расширенная информация

15.

Практическая работа. Написание расширенной информации. Анализ работ.

16.

Заметка. Заметка информационного характера

17.

Заметка типа делового описания

18.

Заметка типа художественного описания с элементами повествования

19..

Информационная заметка с отрицательным содержанием

20.

Заметки на темы, связанные с оценкой поступков

21.

Заметка на дискуссионную тему.

22.

Заметка-благодарность

23.

Заметка-вопрос

24.

Заметка-просьба

25.

Практическая работа. Написание заметки с выводами и предложениями. Анализ работ

26.

Интервью. Анализ образцов интервью, взятых из различных газет и журналов

27.

Интервью-монолог

28.

Интервью- диалог

29.

Коллективное интервью

30.

Интервью- зарисовка

31.

Анкетирование

32.

Практическая работа. Подготовка интервью. Анализ работ

33.

Беседа  «Что мы знаем о создании газетного номера»

34.

Путевые заметки

35.

Конкурс творческих работ. Путевые заметки

36.

Отчёт. Отчёт общий (прямой)

37.

Отчёт тематический

38.

Отчёт с комментариями

39.

Практическая работа. Написание отчёта. Анализ работ

40.

Репортаж. Событийный репортаж

41.

Тематический репортаж

42.

Постановочный репортаж

43.

Практическая работа. Написание репортажа. Анализ работ

44.

Зарисовка. Написание зарисовки. Анализ работ

45.

Экскурсия в районную газету «Чеховский вестник». Встреча с сотрудниками редакции.

46.

Корреспонденция

47.

Практическая работа. Написание корреспонденции. Анализ работ

48.

Статья. Передовая статья

49.

Статья, обобщающая опыт работы

50.

Проблемная статья

51.

Критическая статья

52.

Практическая работа. Написание статьи. Анализ работ

53.

Обзор печати. Тематический обзор

54.

Общий обзор

55.

Информационный обзор

56.

Практическая работа. Подготовка обзора. Анализ работ

57.

Рецензия. Рецензия на литературную тему.

58.

Рецензия на искусствоведческую тему

59.

Практическая работа. Написание рецензии на телепередачу. Анализ работ

60.

Очерк. Очерк портретного характера

61.

Проблемный очерк

62.

Событийный очерк

63.

Путевой очерк

64.

Анализ  очерков В. Пескова

65.

Практическая работа. Написание очерка. Анализ работ.

66.

Фельетон. Тематический фельетон

67.

Проблемный фельетон

68.

Практическая работа. Написание фельетона. Анализ работ

69.

Газетные иллюстрации. Виды иллюстраций (репортажный снимок, репортажный рисунок, портрет, пейзаж, фотоэтюд, натюрморт, интерьер, экстерьер, карикатура, дружеский шарж, юмористический рисунок, фотообвинение, плакат, монтаж, диаграммы, карты, заставки, орнаменты, виньетки,  репродукции)

70.

Обучение практике вёрстки номеров стенных газет.

71.

Литературное редактирование

72.

Практическая работа. Редактирование текста

73..

Теория и практика литературной правки

74.

Экскурсия на Чеховский полиграфический  комбинат.

75.

Беседа. «Какие материалы в газетах меня больше всего интересуют и почему?»

76.

Час общения «Если бы я был редактором…»

77.

Заголовок в современных газетных и журнальных текстах.

78.

Творческая работа. Написание текстов разных жанров.

79.

Творческая работа. Написание текстов разных жанров.

80.

Аннотация

81.

Журналистское расследование.

82.

Достоверность и лживость газетных фактов

83.

Газетная сатира

84.

Защита портфолио юного журналиста

85.

Защита портфолио юного журналиста.

Тематическое планирование программы дополнительного образования «Юный корреспондент».

Тема

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. Журналистика как сфера человеческой деятельности

1

2.

Особенности журналистского труда

2

3.

Интернет-издания

1

4.

Обобщение и систематизация сведений о стилях и типах речи

1

5.

Публицистический стиль

1

2

6.

Беседа «Моя любимая газета»

1

7.

Профессия – журналист. Профессия – репортёр

1

8.

Газетная лексика

1

9.

Виды газетных публикаций. Хроника

3

1

10.

Информационная заметка

9

1

11.

Интервью

6

1

12.

Беседа «Что мы знаем о создании газетного номера»

1

13.

Путевые заметки

1

1

14.

Отчёт

3

1

15.

Репортаж

3

1

16.

Зарисовка

1

17.

Экскурсия в районную газету

1

18.

Корреспонденция

1

1

19.

Статья

4

1

20.

Обзор печати

3

1

21.

Рецензия

2

1

22.

Очерк

4

2

23.

Фельетон

2

1

24.

Газетные иллюстрации

1

25.

Обучение практике вёрстке номеров стенных газет

1

26.

Литературное редактирование

2

1

27.

Экскурсия на Чеховский полиграфический комбинат

1

28.

Беседа «Какие материалы в газетах меня больше всего интересуют и почему?»

1

29.

Час общения «Если бы я был редактором…»

1

30.

Заголовок в газетных и журнальных текстах

1

31.

Творческие работы. Написание текстов разных жанров

2

32.

Аннотация

1

33.

Журналистское расследование

1

34.

Достоверность и лживость газетных фактов

1

35.

Газетная сатира

1

36.

Защита портфолио юного журналиста

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа студии "Юный корреспондент"

В материале представлена рабочая программа кружка "Юный корреспондент"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности детского объединения «Юный корреспондент»

Программа внеурочной деятельности детского объединения «Юный корреспондент» предназначена обеспечить активное участие школьников в жизни поселения, района, области и страны....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный корреспондент" .Возраст воспитанников:11-15 лет

Данная программа рассчитана на 3 года:1-й год:70 часов (2 часа в неделю)2-й год:70 часов (2 часа  в неделю)3-й год:70 часов (2 часа в неделю)Новизна данной программы состоит в том,что она дает во...

Рабочая программа кружка "Юные корреспонденты"

Результаты освоения, содержание, тематическое планирование...

Дополнительная общеобразовательная программа "Юный корреспондент"

Дополнительная общеобразовательная программа "Юный корреспондент"...