Занятие "Введение в программу"
учебно-методический материал (5 класс) на тему

Никонова Нина Валериевна

Материал содержит конспект занятия, презентацию и буклет о шарпане - составном элементе традиционного женского горномарийского костюма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon zanyatie.zip1.84 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия «Введение в программу «Родник творчества и красоты»

Никонова Нина Валериевна, ninusha12@yandex.ru педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «Горномарийский ДДТ», учитель ИКН МБОУ «Пайгусовская СОШ» Горномарийского района

Технологическая карта занятия

Тип занятия

Введение в программу

Класс

5

Продолжительность занятия:

45 минут.

Дополнительная общеобразовательная программа, автор

«Родник творчества и красоты», Никонова Н.В.

Цель

формирование познавательного интереса у обучающихся  к программе детского творческого объединения.

Задачи:

образовательные: 

  • ознакомить детей с направлением деятельности детского творческого объединения и показать им перспективы получения знаний, умений и навыков в процессе занятий по программе;
  • применение полученных знаний в практическом изготовлении эскиза узора для вышивки.

развивающие: 

  • развитие положительной мотивации к народному искусству;
  • развитие художественно-творческих способностей, самостоятельности и способности решать творческие задачи;

воспитательные:

  • способствовать воспитанию эстетического вкуса, чувства прекрасного.

Группы формируемых компетенций

Личностные УУД:

  • организовывать свою деятельность: свое рабочее место, рационально размещать свои  материалы и инструменты, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда;
  • проявление активности в совместной деятельности;
  • стремление к получению новых знаний;
  • ориентация на понимание успеха в творческой деятельности.

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога;
  • планировать последовательность выполнения действий;

Познавательные УУД:

  • приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
  • исследовать особенности предлагаемых изделий;
  • развивать фантазию, воображение, художественный вкус.

Коммуникативные УУД:

  • уметь слушать и понимать других;
  • участвовать в совместной творческой деятельности в паре при выполнении работы;
  • доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;
  • формировать собственное мнение и позицию.

Используемые технологии

  • Технология личностно-ориентированного развивающего обучения
  • Технология исследовательского (проблемного) обучения
  • Технология сотрудничества
  • Здоровьесберегающая технология
  • Групповая технология

Методы

  • методы мотивации и стимулирования,
  • частично-поисковый,
  • словесные (беседа, рассказ педагога),
  • наглядный (электронная презентация, карточки со схемами),
  • практические (изготовление эскиза узора для вышивки)

Форма организации занятия

  • групповая, работа в парах, индивидуальная помощь

Словарная работа

Шарпан – составной элемент марийского женского костюма.

Оборудование

  • мультимедийный проектор,
  • колонки,
  • магнитная доска с магнитами,
  • компьютер с выходом в Интернет для учителя,
  • интерактивная доска,
  • линейка, простой карандаш, ластик, клей-карандаш, ножницы (у каждого обучающегося),
  • раздаточный материал: лист формата А4 (1 на двоих), карточки с мотивами орнаментов шарпана (1 набор на двоих).

Используемые авторские ЭОР

Характеристика воспитанников:

  • 1-ый год обучения;
  • возраст детей – 11-12 лет.

Ход занятия

Этапы занятия

Действия педагога

Действия обучающихся

I. Организационный момент – 5 минут.

Приветствие.

(Слайд 1)

Добрый день, дорогие ребята.

Сегодня очень рада

Войти в приветливый ваш класс

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Меня зовут Нина Валериевна Никонова, работаю педагогом дополнительного образования в Горномарийском Доме детского творчества, и сегодня с вами хочу провести занятие.

Знакомство детей с педагогом.

Знакомство с группой обучающихся.

Прошу всех встать в круг. Сегодня со мной на занятие пришла моя «подружка» – кукла Пампалче. Она хочет с вами познакомиться. У Пампалче любимое занятие – рукоделие.

Задача каждого из вас: назвать свое имя и увлечение.

Приятно, что каждый из вас имеет интерес, увлечение к кому-либо виду деятельности и это как раз нам пригодится на занятии.

Дети встают в круг.

Дети называют свое имя и свое увлечение.

Организация положительного настроя к учебной деятельности.

Давайте теперь улыбнемся друг другу, подарим улыбки нашим гостям. Уверена, что сегодняшний день принесет нам радость общения друг с другом, радость творчества. Успехов и удач!

Прошу занять свои места.

Приветствие гостей.

II. Основная часть. Введение в программу – 15 мин.

Определение темы занятия.

Обратите, пожалуйста, внимание на экран.

(Идет показ видеоряда, педагог сопровождает текстом. Слайд 2):

Рассветов и закатов ярких краски

И разноцветье луга, пестрота лесов

Загадочною вышитою сказкой

Легли узорами на чистоту холстов.

Дети смотрят видеоряд (на слайде).

Диалог с обучающимися.

Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить? (О вышивке).

А кто думает по-другому?

Действительно, наше занятие сегодня посвящено вышивке. Как вы догадались? (Слайд 3)

Какие слова помогли вам определить тему занятия? (Слайд 4)

Рассветов и закатов ярких краски

И разноцветье луга, пестрота лесов        

Загадочною вышитою сказкой

Легли узорами на чистоту холстов.

Дети называют ключевые слова в тексте.

Беседа о вышивке

Молодцы. Спасибо. (Слайд 5)

Как взаимосвязаны природа и вышивка?

Где применяется вышивка?

С какой целью применяется вышивка на одежде? (в настоящее время – для украшения, раньше – как оберег). (Слайд 6)

А вы любите вышивать?

Дети отвечают на вопросы педагога.

Сравнение чехлов для телефона ручной работы и промышленного производства

Обратите внимание, у меня в руках два чехла для мобильного телефона. Один чехол я сделала сама, а другой приобрела в магазине. Скажите, в чем разница между чехлами ручной работы и из магазина.

А какой чехол из этих вы бы хотели приобрести себе?

Изделие, сделанное руками, выполнено с любовью. В неё вложена частичка своей души, такие вещи всегда ценились и будут цениться.

Выбирают понравившийся чехол, объясняют, почему выбрали именно этот.

Краткое ознакомление с деятельностью творческого объединения

В доме детского творчества являюсь руководителем детского объединения «Кечыял». Вышивка – мое любимое занятие. Программа, по которой мы занимаемся, называется «Родник творчества и красоты».

Цель программы не только овладеть техникой вышивки, но и научиться, самим создавать творческие изделия.

Почему программа называется так, я думаю, в конце занятия вы скажете.

Слушают педагога.

«Собери пазлы»

Сегодня мы с вами познакомимся с вышивкой шарпана.

Шарпан… Что же это такое, кто подскажет?

Я хотела вам показать рисунок шарпана, но он разбился на пазлы. Вы поможете мне его собрать?

(Электронный ресурс – Слайд 7).

Собирают рисунок шарпана из пазлов на интерактивной доске

Знакомство с шарпаном

Шарпан – это составная часть костюмного комплекса женщин Моркинской и Горномарийской группы. Его носили и наши соседи – чуваши. (Слайд 8).

В настоящее время шарпан является музейным экспонатом. В современном костюме его не носят.

Шарпан подчеркивал новое положение женщины в семье после замужества. Его одевали невесте после венчания в церкви.

Рассматривают на слайде фотографии, слушают рассказ педагога.

Исследование вышивки шарпана.

У моей бабушки в сундуке сохранился ее шарпан, она его передала своей дочери, т.е. моей матери. Это наша семейная реликвия.

Как вы думаете, из какого материала изготавливался шарпан? (из холста).

Давайте рассмотрим вышивку шарпана. Что вы можете сказать?

(Основной декор вышивки шарпана сосредоточен на двух концах, которые украшены рядами тонкого и сложного узора, образованного из нескольких орнаментных полос.

Вышивка двусторонняя, очень мелкая, нет ни одного узелка.

Длинные стороны шарпана украшались узкой полоской вышивки, вертикальные края оформлялись многими рядами петельного (краевого) шва.

Вышивка многоцветная, это связано с появлением анилиновых красителей и нитей мулине. Даже сам холст подкрашивался в желтый цвет с помощью яичного желтка, соломы и пива.

Орнаментация вышивки имеет замкнутую композицию, в построении узоров – ритмическое чередование или повторение отдельных орнаментальных групп и одиночных мотивов.

Орнаментальные полосы размещали ярусами, одна над другой и параллельно краю холста по всей ширине ткани в несколько рядов.

Каждая орнаментальная полоса состоит из равномерно повторяющихся или чередующихся в определенном порядке геометрических мотивов).

Марийские женщины бережно хранили приемы исполнения вышивки своей местности. В каждой семье, деревне существовали особые типы вышивок с определенными сочетаниями и узорами. Искусствовед В.Кудрявцев утверждает: «Шарпан, словно книга, повествовал о жизни и мечтах женщины, поэтому узоры-символы нужно было изобретать, и если они были заимствованы, то к ним пришивались шелковая ленточка или кисточка». Вот почему по цветовой гамме, орнаменту вышивки можно было определить место исполнения изделия. К сожалению, полную информацию, переданную в шарпане, не могут расшифровать ни старожилы, ни ученые.

Рассмотрим орнамент.

Назовите основные элементы: (Основными элементами вышивки горномарийского шарпана являются черточки, крестики, зигзаги, «крючки» и различные прямые и ломаные линии).

Каждая линия, каждый знак – символы, которыми наши предки выражали свое восприятие окружающего мира:

Как вы думаете, почему мотивы орнамента в основном геометрические? (Рисунок вышивки выполняется по счету нитей, без предварительного нанесения рисунка).

Узором «березы» обычно вышивался периметр холста. Далее на обоих концах шли узоры, изображающие, например, дорогу, яблоневый сад и т.д.

В вышивке шарпанов широкое распространение имел мотив «куста», который составляли из прямых и наклонных линий, розеток, ромбов и других геометрических элементов. Имеются и стилизованные изображения дерева, преимущественно хвойного.

Рассмотрев вышивку шарпана, мы можем сказать, что это предмет искусства?

Почему?

Исследуют вышивку на шарпане, определяют значение символических узоров.

Демонстрация работ обучающихся объединения

Используя узоры вышивки шарпана, дети в моем объединении изготавливают салфетки, закладки, чехол для телефона, сувениры в подарок родным, участвуют в выставках, Международном фестивале «Детство без границ». У туристов Козьмодемьянска большим спросом пользуются салфетки.

Знакомятся с работами обучающихся объединения.

III. Практическая часть. Составление эскиза узора для вышивки – 20 мин.

Объяснение задания

Сегодня мы с вами тоже попробуем составить эскиз узора для вышивки.

Я вам приготовила шаблоны с орнаментами и заготовки бумаги.

Ваша задача – составить эскиз узора для вышивки какого-нибудь изделия. Работать будем в парах. После окончания работы оформим выставку.

Давайте подумаем, для каких изделий можем сделать эскизы? (салфетка, …)

Определяют замысел изделия.

Повторение ТБ по обращению с ножницами

При работе вы будете пользоваться ножницами. Давайте повторим технику безопасности по обращению с ними.

Правила обращения с ножницами (Слайд 9).

Правило первое. Ножницы не следует подносить близко к глазам и лицу.

Правило второе. Ножницами нельзя размахивать во время работы, так как можно поранить себя или товарища.

Правило третье. Если необходимо передать ножницы товарищу, их нужно подавать только кольцами вперед и внимательно следить за тем, как он возьмет их в руки.

Называют правила обращения с ножницами.

Планирование работы

Теперь запланируем свою работу. (Слайд 10).

Что мы будем делать в первую очередь? И т.д. (Выбор изделия для вышивки, выбор композиции, выбор орнамента, вырезание шаблонов, выкладывание на заготовке, приклеивание).

Называют этапы своей работы.

Пальчиковая гимнастика

Прежде чем приступить к работе, давайте проведем пальчиковую гимнастику. (Слайд 11)

«Кольца». Поочередно соединять подушечку каждого пальца с большим пальцем, образуя колечко. Сначала на правой, затем на левой.

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем пальчики считать.

Стоя, выполняют упражнения.

Выполнение задания

Наши пальчики готовы. Приступаем к работе.

Самостоятельная работа детей в парах.

Выставка работ

Кто закончил, можете уже начать оформление выставки.

Кто хочет рассказать о своей работе? (узор для какого изделия и какие элементы использованы).

Спасибо за работу. У вас получились очень красивые изделия. В дальнейшем по ним можно будет выполнить вышивку.

Заканчивая работы, прикрепляют на магнитную доску.

1-2 пары защищают свои работы.

IV. Заключительная часть– 5 мин.

Подведение итогов. Рефлексия.

А сейчас было бы интересно узнать ваше мнение о занятии.

Что нового вы сегодня узнали?

Чему научились?

Хотели бы вы заниматься данным видом творчества?

Что может дать вышивка современному человеку?

Что для нас является родником творчества и красоты? (Слайд 13).

Дети отвечают на вопросы педагога.

Прощание с детьми, приглашение в объединение.

Молодцы, ребята! Мне и Пампалче было очень приятно с вами работать. Надеюсь, что сегодняшнее занятие будет началом ваших творческих начинаний.

А чтобы в вашей памяти осталась наша встреча, дарю вам сувенир. Этот вымпел вышит моими обучающимися. (Расшифровать узор вышивки)

Спасибо за внимание!

До свидания. Всего вам доброго!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...