Внеклассное мероприятие "Подружимся за чашечкой чая"
методическая разработка на тему

Сидякова Татьяна Ильдусовна

Цель данного материала возродить интерес к чайным традициям. Познакомить с многовековой историей чая с начала его распространения до поры, когда он стал любимым напитком населения большинства стран мира и чайными традициями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chaepitie.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КОЗЛОВСКОГО РАЙОНА  ЧУВАШСКОЙ  РЕСПУБЛИКИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

КОЗЛОВСКОГО РАЙОНА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Внеклассное мероприятие

 

в кружковом объединении «Золотые руки»

 

Автор: Сидякова Татьяна Ильдусовна, педагог дополнительного образования

Козловка

ТЕМА МЕРОПРИЯТИЯ: «Подружимся за чашечкой чая»

ЦЕЛЬ:

  • Возродить интерес к чайным традициям. Познакомить с многовековой историей чая с начала его распространения до поры, когда он стал любимым напитком населения большинства стран мира и чайными традициями.
  • Развивать у учащихся познавательный интерес, навыков устной речи, логического мышления, художественных способностей, фантазии.
  • Воспитывать любовь к традициям своего народа, стремление к творчеству и новаторству, формировать ценностное отношение знаниям.

ВОЗРАСТ УЧАСТНИКОВ: дети 7-9 лет.

МЕТОДЫ:  беседа, демонстрация.

ОБОРУДОВОНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: доска, карта мира, скотч, самовары, вышитые скатерти, тазики, листы ватмана, фломастеры, стенгазета, пословицы о гостеприимстве.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: учебный класс образовательного учреждения.

Чаепитие – одна из традиций русского гостеприимства. А откуда чай попал в Россию? Как его раньше приготавливали? Как правильно заварить этот бодрящий напиток?

За неделю детям дается задание: найти пословицы о чае, о гостеприимстве, рецепты чая, описание чайной церемонии в других странах, частушки.

ХОД ПРАЗДНИКА

I. Организационный момент

II. Объявление темы праздника

Учитель: Раз прислал мне барин чаю
И велел его сварить,
А я отроду не знаю,
Как же этот чай варить.
Взял тогда, налил водички,
Всыпал чай я весь в горшок
И приправил луку, перцу
Да петрушки корешок,
Разлил варево по плошкам,
Хорошенько размешал,
Остудил его немножко,
На господский стол подал.
Гости с барином плевались,
Сам он сильно озверел
И, отправив на конюшню,
Меня выпороть велел.
Долго думал, удивлялся,
Чем же мог не угодить?
А потом-то догадался,
Что забыл я посолить.

Я думаю, что с вами такого не случится, потому что вы знаете, как надо заваривать чай. Но об этом мы поговорим позже. Что такое чай?

Дети. Напиток.

У. Вот о чем мы сегодня будем говорить на нашем празднике.

III. Знакомство с традициями чаепития

У. Чаепитие уже очень давно стало традицией русского гостеприимства. Изменялись формы гостевания, посуда, блюда для стола, но не изменялись заповеди гостеприимства – всегда во все времена гостей встречали хлебом-солью и добрым отношением.
В народном творчестве по этому поводу множество пословиц. Какие вы знаете пословицы о русском гостеприимстве?

Дети зачитывают пословицы, подобранные дома.

– «Гостю почет — хозяину честь».
– «Хоть не богат, а гостям рад».
– «Гость в дом – радость в дом».

Согласно древнему обычаю не полагалось расспрашивать гостя даже об имени, не накормив его. Это видно из русских народных сказок.
Вы все знаете очень вредную Бабу-Ягу. Но даже она вынуждена была подчиниться правилам гостеприимства. В одной из сказок Иван-Царевич, зайдя в дремучие леса, встречает избушку на курьих ножках, в которой сидит Баба-Яга – костяная нога.

Дети инсценируют фрагмент сказки:

Баба-Яга. Что, добрый молодец, от дела лытаешь* или дела пытаешь?

Иван Царевич. Не ты бы говорила, не я бы слушал. Ты прежде меня напои-накорми, да тогда и спрашивай!

У. И Баба-Яга повинуется обычаю: накормила-напоила его, вести выспросила. После этого ей трудно оставаться враждебной, она смягчается и даже дает своего крылатого коня для дальнейшего путешествия.
Как вы думаете, почему Баба-Яга стала добрее?

Д. Может быть, потому, что, выпив чая, невозможно оставаться злым?

У. Что же это за напиток такой – чай? Почему он пользуется такой популярностью? Знаете ли вы, какая страна является родиной чая?

Д. Китай.

У. Однажды очень-очень давно, много веков назад, когда китайскому императору кипятили воду, в сосуд упало несколько лепестков с чайного куста – и вода потемнела, от нее начал исходить тонкий приятный аромат. Настой попробовали – и восхитились. Это было первое в мире чаепитие.
Чайная церемония родилась в Китае. (
Учитель показывает на карте местонахождение Китая.) Сейчас этот обряд соблюдается в Японии (показывает на карте), где есть специальные чайные домики для чаепития. Входя в домик, человек оставляет все свои заботы за его стенами и остается только с добрыми мыслями. За чаепитием ведут беседы. Человеку, побывавшему в чайном домике, кажется, что он побывал в другом мире.
А какой была судьба чая в других странах?
В России (
показывает на карте) чай появился впервые в 1638 году. Монгольский хан вручил пакеты с чаем русскому послу Василию Старкову в качестве подарка русскому царю. Чай царю очень понравился. Вначале его использовали как лекарство.
Беднякам он был недоступен, так как стоил очень дорого, поэтому крестьяне не имели представления, как его заваривать: вспомните стихотворение, которое прозвучало в начале нашей встречи.

Только намного позже чай становится доступен всем. И в каждой семье любили вечером почаевничать.
А из чего в старину пили чай? Отгадайте:

  • «Четыре ноги да ухо, один нос да брюхо».
  • «Никогда не ест, а только пьет, а как зашумит, всех приманит». Догадались?

Д. Это самовар.

IV. Конкурсная программа

У. И нам пора ставить самовары. Предлагаю вам конкурс «Наливаем самовар». На столах перед вами стоят пустые самовары и тазики с водой. Вы должны перелить стаканами воду из тазика в самовары. Выигрывает та команда, которая быстрее справится с заданием и не прольет ни капли.

Дети выполняют задание конкурса.

– Ну вот, самовары налиты, а теперь их надо вскипятить. Это теперь: включил в розетку – и кипяток готов.
А что надо было сделать раньше? Надо было идти в лес и набрать под елками...

Что под елками найдешь,
Если к елкам ты придешь
Жарким летом, и весною,
И осеннею порою?

Д. Шишки.

У. 

Ну, считайте, вы в лесу,
Вот вам шишки, вот вам елки.
Ну-ка, кто здесь не трусишка?
Кто собрать захочет шишки?
Я глаза вам завяжу,
Сама в сторонке посижу.

Следующий конкурс – «Собери шишки».
Выходят четверо желающих. Игрокам предстоит с завязанными глазами собирать шишки. Затем подсчитывают, для чьего самовара удалось собрать больше.
Дети выполняют задание конкурса.

– После того как шишки собраны, их закладывают в трубу самовара, предварительно закрыв крышкой отверстие для залива воды.

Вот теперь раздуем жар –
И запышет самовар.

А пока самовары закипают, мы продолжим отгадывать загадки:

Жил в лесу и зеленел
И под ветром все шумел.
В печь попал – вдруг покраснел,
А остыл – и почернел...
А теперь им для красы
Можно рисовать усы.

Д. Уголь.

У.

Наша толстая Федора
Наедается не скоро,
А зато, когда сыта,
От Федоры – теплота.

Д. Печка.

У. 

Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают?

Д. Блины.

У. 

Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье –
Ну и объеденье!

Д. Бублик, баранка.

У. 

Из горячего колодца
Через нос водица льется.

Д. Чайник.

У. 

Бурлит, пыхтит, шипит, кипит,
К столу приглашает
Да всех угощает.

Д. Самовар.

У. 

Мнут и катают,
В печи закаляют,
А потом за столом
Нарезают ножом.

Д. Хлеб.

У. Продолжаем нашу конкурсную программу. Вам предстоит конкурс эрудитов.

Учитель прикрепляет на доску написанное на листе бумаги слово «самоварчик».

– Из букв этого слова за минуту надо составить всевозможные слова. Какая команда больше составит слов, та и победит в этом конкурсе. Итак, внимание, приступайте!

Дети выполняют задание конкурса.

– У каждого народа, знающего этот напиток, имеется много пословиц, поговорок о чае, которые нам надо сегодня вспомнить. Какие пословицы вы подобрали дома?

Д. Самовар кипит – уходить не велит.
– Пей чай – удовольствие получай...

У. Ну вот, наши самовары вскипели. Что будем делать дальше?

Д. Начнем пить чай.

У. Да, но его еще надо заварить. Как это сделать?

Заранее подготовленный ученик рассказывает:

Ученик 1. Заваривать чай следует свежевскипяченной водой, однако кипяток не должен бурно кипеть — такая вода способна убить аромат самого лучшего чая! Воду следует снимать с огня в тот момент, когда со дна начнут подниматься пузырьки и она побелеет, то есть закипит белым ключом.
Водопроводную хлорированную воду желательно отстаивать несколько часов. Если заварить чай вторично вскипяченной водой, он будет невкусен.
Чайник для заварки, желательно фарфоровый, споласкивают кипятком; всыпав чай, заливают кипятком на две трети, закрывают крышкой, настаивают 3–5 минут, затем чайник доливают кипятком.
Если при заварке выделяется пена – значит, чай заварен правильно. Снимать пенку не следует – такой чай самый ароматный. Самый лучший чай после первого настроя.

Ученик 2.

В прежние годы чай любили,
С сахаром да медком пили –
И вприкуску, и внакладку,
А бывало – и вприглядку.

Ученик 3. 

Речи долгие ведем,
Сами-то чайку попьем!
Все к столу!

У. В Японии во время чаепития не разговаривают – размышляют о смысле жизни, а в России за чаем общаются, поют чайные частушки. И следующим у нас будет конкурс частушек.

Дети исполняют частушки, подготовленные дома:

На столе у нас пирог,
Пышки да ватрушки.
Так споем же под чаек
Чайные частушки!

В пляске не жалей ботинки!
Предлагай-ка чай друзьям.
Если в чашке есть чаинки –
Значит, письма пишут нам.

Самовар кипит, блестя,
Чай в нем так и пенится!
Погляди-ка на себя –
Ну и отраженьице!

У. Но за чаем пели не только частушки. Посмотрите, сколько нас сегодня за столом у самовара. А какие у всех разные имена! Давайте вспомним песни, где встречаются имена людей. Какая команда больше вспомнит, та и выиграет.

Дети вспоминают песни.

– Молодцы! Вы хорошо исполняли частушки и песни. А теперь посмотрим, какими вы можете быть художниками. Следующий конкурс – «Веселые художники».

Участвуют пять человек от каждой команды.

– Перед вами листы ватмана, фломастеры. Вы должны нарисовать чайник. Рисуйте по очереди:

  • 1-й участник – основную часть;
  • 2-й участник – ручку;
  • 3-й участник – носик;
  • 4-й участник – крышку;
  • 5-й участник – раскрашивает чайник.

Приступайте!

Дети выполняют задание конкурса.
Призами для участников являются бублики и карандаши.

V. Итог праздника «Подружимся за чашечкой чая»

У. Мы с вами познакомились с историей чая, узнали, как проходили чаепития на Руси, как надо заваривать чай. Что же осталось сделать?

Д. Пригласить гостей на чаепитие.

У. Правильно. Столы у нас накрыты, чай вскипел и заварен. Приглашайте гостей!

Праздник заканчивается чаепитием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»

Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...

Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).

-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием   школьников   -развивать у детей мотивацию к занятию спортом   - формирование спортивных к...

Приложение "За чашечкой чая"

Презентация к театрализованному классному часу в начальной школе...

технологическая карта изготовления поделки из вторичного сырья Парящая чашечка"

Для изготовления изделия парящая чашечка была использована старая чайная пара, стальная проволока, "жидкие гвозди". Для декорирования поделки использованы зёрна кофе....


 

Комментарии

Логинова Валентина Петровна

Спасибо за Вашу разработку к чаепитию!