Здоровьесберегающие технологии на занятиях Изостудии "Модерн"
учебно-методический материал на тему

Первухина Елена Юрьевна

В последнее время проблема сохранения здоровья детей занимает значительное место в жизни общества, становится приоритетной национальной проблемой.
Задача педагога – обучить ребенка сохранению своего здоровья, используя в своей педагогической деятельности правдивую, научно обоснованную и полезную информацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii_na_zanyatiyah_izo.docx26.61 КБ

Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

        

Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

На занятиях по программе «Школа творчества» используются три основных вида здоровьесберегающих технологий:

  • санитарно-гигиенические -это не только личная гигиена, но и обстановка и гигиенические условия в кабинете;
  • психолого-педагогические – это психологический климат на занятии. Эмоциональный комфорт, доброжелательная обстановка повышают работоспособность, помогают раскрыть способности каждого ребенка;
  • физкультурно-оздоровительные – это организация занятия с учетом моментов оздоровления, от которых во многом зависят функциональное состояние обучающихся в процессе деятельности, возможность длительно поддерживать умственную и физическую работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек, традиционно проводятся на занятиях. Игры - это хороший отдых между занятиями; они снимают чувство усталости, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность.

Режим проведения занятий по программе регламентируется расписанием занятий, в соответствии с требованиями Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02. Сбалансированное регулирование элементов режима улучшает возможности образовательного процесса.
При проведении  занятий  учитываются:

1) обстановка и гигиенические условия в кабинете: температура и свежесть воздуха (организуется периодическое проветривание кабинета на переменах), рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;

2) число видов учебной деятельности: опрос, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, практическая работа и др. Норма – 4-7 видов за занятие.

3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут;

4) число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;

5) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут;

6) наличие и выбор места на занятии методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);

7) место и длительность применения  ИКТ (в соответствии с гигиеническими нормами), умение педагога использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;

8) позы учащихся, чередование поз;

9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на занятии – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения;

10) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;

11) психологический климат на занятии;  -  наличие эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.;  

12) плотность занятия, т.е. количество времени, затраченного обучающимися на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %;

13) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;

14) темп и особенности окончания занятия: спокойное завершение: учащиеся имеют возможность задать педагогу вопросы;

Физминутка для улучшения мозгового кровообращения

Исходное положение (и. п.) — сидя на стуле. 1 — голову наклонить вправо; 2 — и. п.; 3 — голову наклонить влево; 4 — п.п.; 5 — голову наклонить вперед, плечи не поднимать; 6 — и. п. Повторить 3-4 раза. Темп медленный.

И. п. — сидя, руки на поясе. 1 — поворот головы направо; 2 — и.п.; 3 — поворот головы налево; 4 — и. п. Повторить 4-5 раз. Темп медленный.

Физминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук

И. п. — стоя, руки на поясе. 1 — правую руку вперед, левую вверх; 2 — переменить положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Затем повторить еще 3-4 раза. Темп средний.

И. п. — стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 — свести локти вперед, голову наклонить вперед; 3-4 — локти назад, прогнуться. Повторить 5-6 раз, затем руки вниз и потрясти ими расслабленно. Темп медленный.

3. И. п. — сидя, руки вверх. 1 — сжать кисти в кулак; 2 — раздать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

Физминутка для снятия напряжения с мышц туловища

И. п. — стойка, ноги врозь, руки за голову. 1-5 — круговые движения тазом в одну сторону; 4—6 — то же в другую сторону; 7-8 — руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

И. п. — стойка ноги врозь. 1-2 — наклон в сторону, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, согнуться, вдоль тела вверх; 3-4 — и. п.; 5-8 — то же в другую сторону. Повторить 5-6 раз. Темп средний.

восстановить силы на уроке. Они достаточно просты и эффективны, для их выполнения не требуется специальное оборудование, и поэтому их можно выполнять в классе, в программе физкультминутки.

Упражнение для глаз

Широко открыть глаза. Посмотреть до предела вверх, задержать взгляд на одну секунду. Затем перевести глаза до предела вправо, фиксировав это положение на секунду. Далее глаза до предела вниз, фиксировав на секунду, а затем до упора влево, также зафиксировав на секунду. Глаза держать широко открытыми. Выполнить упражнение 10 раз в направлении часовой стрелки и столько же раз — против часовой стрелки.

 Полезно по нескольку раз в час на несколько секунд прекратить работу и дать глазам отдых, т.е. закрыть их ладонями так, чтобы они отдохнули в полной темноте.

Упражнения для снятия утомления

  • Сложить ладони перед грудью, пальцами вверх, не дышать, давить изо всех сил основания ладоней. Напряжены мускулы плеч грудь. Втянуть живот и подняться вверх, как будто, опираясь на руки, выглядываете из окна. Всего 10—15 минут — и стало жарко. Повторить три раза.
  • Сложить руки в замок, обхватить ими затылок, направить локти вперед. Потянуть голову к локтям, не сопротивляться, вытягивать шейный отдел позвоночника. Тянуть ровно — так, чтобы было приятно,10-15 секунд.
  • Растереть ладонями уши — вначале только мочки, а затем вес ухо целиком: вверх-вниз, вперед-назад. При этом «поцокать» языком, как лошадка (15-20 секунд).
  • «Ворона». Произносить «Ка-аа-аа-аар!», при этом стараясь поднять как можно выше мягкое небо и маленький язычок (6 раз). Затем попробовать сделать это беззвучно, с закрытым ртом.
  • «Колечко». С усилием направляя кончик языка назад по верхнему небу, постараться дотронуться языком до маленького язычка.Попробовать сделать это беззвучно, с закрытым ртом. Легче, быстрее, еще быстрее! (10-15 секунд.)
  • «Лев». Дотянуться языком до подбородка. Еще дальше! (Повторить 6 раз.)

Упражнения для улучшения мозгового кровообращения:

  • и.п. — сидя, руки на поясе;
  • 1 — поворот головы направо;
  • 2 — и.п.;
  • 3 — поворот головы налево;
  • 4 — и.п.;
  • 5 — голову наклонить вперед;
  • 6 — и.п.

Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти:

  • и.п. — сидя, руки подняты вверх;
  • 1 — сжать кисти в кулак;
  • 2 — разжать кисти.

Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

Упражнение для снятия утомления с мышц туловища:

  • и.п. — стойка, ноги врозь, руки на поясе;
  • 1 — повернуть туловище направо;
  • 2 — повернуть туловище налево.

Повторить 4-6 раз. Темп средний.

Упражнение для мобилизации внимания:

  • и. п. — стоя, руки вдоль туловища;
  • 1 — правую руку на пояс;
  • 2 — левую руку на пояс;
  • 3 — правую руку на плечо;
  • 4 — левую руку на плечо;
  • 5 — правую руку вверх;
  • 6 — левую руку вверх;
  • 7-8 — хлопки руками над головой;
  • 9 —опустить левую руку на плечо;
  • 10 —правую руку на плечо;
  • 11 —левую руку на пояс;
  • 12 — правую руку на пояс;
  • 13-14 —хлопки руками по бедрам.

Повторить 4-6 раз. Темп — 1 раз медленный; 2-3 раза — средний; 3-4 — быстрый; 1-2 — медленный.

Гимнастика для глаз по методу Г.А. Шичко

Пальминг

Центр ладони должен быть над центром глазного яблока. Основание мизинца (и правой, и левой руки) – на переносице, как мостик очков. Ладошки на глазах должны лежать так, чтобы ни единой дырочки не было, чтобы глаза находились кромешной тьме. Локти поставить на стол, сесть поудобнее. Спина прямая, Глову не наклонять. Под ладошками темно. Можно представить себе приятную картину. В какое-то мгновение начнет казаться. Что кто-то вас раскачивает, значит, пальминг можно заканчивать.

Верх-вниз, влево-вправо

Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

Круг

Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

Квадрат

Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

Покорчим рожи

Учитель предлагает изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей. Гримасочка ежика – губки вытянуты вперед – влево – вправо – вверх-вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону. (Затем изобразить кикимору, Бабу-ягу, бульдога, волка, мартышку и т.д.)

Рисование носом

Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку. (Учитель может конкретизировать задание в соответствии с темой урока).

Расширение поля зрения

Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причем за каждым пальчиком следит свой глаз: за правым пальцем – правый глаз, за левым – левый. Развести пальчики в стороны и свести вместе. Свести их и направить в противоположные стороны на чужие места: правый пальчик (и с ним правый глаз) в левую сторону, а левый пальчик (и с ним левый глаз) в правую сторону. Вернуться на свои места.

Часики

Развести пальчики и начать вращать. Левый пальчик – по часовой стрелке, а правый – против часовой стрелки. Следить глазами за своими пальчиками. Потом вращение в обратную сторону. Поочередно проследить за движением указательного пальца левой руки, а затем – правой.

Гимнастика для улучшения слуха

  • Пригибаем верхнюю часть уха вниз. Разгибаем, пригибаем, словно бы раскатывая и скатывая ушко. Ушки должны стать теплыми.
  • Найдите ямочку возле козелка. Нажали на ямочку сразу обоих ушек – отпустили, нажали, отпустили.
  • Нажали пальчиками на мочки, помассировали, отпустили.
  • Массируем круговыми движениями все ухо, в одну сторону, в другую сторону. Массировать нужно одновременно оба уха.
  • Сделали веточку из безымянного и указательного пальцев, засунули туда свои ушли и – вверх-вниз, вверх-вниз – так, чтобы передняя и задняя стороны ваших ушек хорошенько массировались.
  • Начинаем дергать себя за ушки – сначала 20 раз вниз, а потом беремся за серединку и дергаем вверх тоже 20 раз.
  • Снова возьмитесь за мочку уха и хорошенько ее помассируйте.
  • Потяните ушки в стороны – снова 20 раз.
  • Теперь выгибаем их вперед, а затем в обратную сторону (20 раз).

Упражнения для позвоночника

Ходьба:

  • на месте;
  • на носках, руки вверх;
  • на пятках, руки за голову.

«Мы проверили осанку

И свели лопатки.

Мы походим на носках,

Мы идем на пятках.»

Котик

«Лучик котика коснулся.

Котик сладко потянулся.»

Самокоррекция

Раз – посмотреть налево; два – посмотреть направо. Подравняться.

«Смотрим прямо,

дышим ровно, глубоко.

Смотрим влево, смотрим вправо.

Спинка ровная у нас, А осанка – высший класс!»

Внизу на елочках – роса.»

Кузнечики

Спина прямая, руки на поясе.

«Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики!

Прыг-скок, прыг-скок!

Сели, травушку покушали,

Тишину послушали.

Выше, выше, высоко!

Прыгай на носках легко!»

Аист

Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене. И так же плавно опускают. Следить за спиной.

«Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу»

Аист отвечает:

«Топай правою ногою,

Топай левою ногою,

Снова – правою ногою,

Снова – левою ногою.

После – правою ногою,

После – левою ногою.

И тогда придешь домой»

Зимняя зарядка

Следить за положением туловища и рук.

«Чтобы сильным стать и ловким

Приступаем к тренировке.

Носом вдох, а выдох ртом.

Дышим глубже, а потом

Шаг на месте, не спеша.

Как погода хороша!

Не боимся мы пороши,

Ловим снег – хлопок в ладоши.

Руки в стороны, по швам.

Хватит снега нам и вам.

Мы теперь метатели,

Бьем по неприятелю.

Размахнись рукой – бросок!

Прямо в цель летит снежок»

В лесу

Ноги слегка расставить. Руки на поясе. Шаги на месте, следить за положением туловища. Присесть, касаясь руками пола, смотреть вперед.

«Мы шли, шли, шли.

Земляничку мы нашли.

Сели, поели и опять пошли»

Упражнение повторяется 3-4 раза, меняются только названия ягод (черника, голубика, ежевика и т.д.)

«Мы шли, шли, шли,

Наконец, домой пришли»

Гуси шипят

Исходное положение (и.п.) – ноги врозь, руки за спину. 1 – наклон вперед, голову поднять, сказать: «Ш-ш-ш». 2 – и.п. 3 – снова наклон, руки в стороны – назад. 4 - и.п. Упражнение повторить 5 раз.

Оглянись

И.п. – ноги слегка расставить, руки за голову. 1-2 – поворот вправо, хлопнуть по левой пятке правой рукой, сказать «хлоп». 3-4 – и.п. То же в другую сторону. Повторить 4 раза.

Равновесие

Учитель предлагает детям проверить свою осанку. Упражнение ожжет выполняться как сидя, так и стоя. Ребенок садится прямо, распрямляет плечи, кладет себе на голову дневник или тетрадь. Стараясь удержать предмет на голове, считает до десяти.

Аэробные упражнения:

  • И.п. – стоя, руки к плечам. 1-2 – подъем на носки, руки вверх, вдох. 3-4 – и.п., выдох При выполнении тянуться вверх.
  • И.п. – стоя, руки на поясе 1-2 – отвести руки назад, соединяя лопатки, вдох. 3-4 – и.п., выдох. При выполнении напрягать мышцы спины.
  • И.п. – стоя, руки в стороны, ладони вверх 1 – поочередное сгибание ног, касаясь локтем противоположного колена, вдох. 2 – и.п., выдох Следить за сохранением прямого положения корпуса, руки не опускать, опорную ногу не сгибать.

Ехали

Упражнение выполняется сидя. Спина прижата к спинке стула. С помощью рук дети изображают транспорт, на котором едут.

«На лошадке ехали,

До угла доехали.

Сели на машину,

Налили бензину.

На машине ехали,

До реки доехали.

Трр! Стоп! Разворот!

На реке – пароход.

Пароходом ехали,

До горы доехали.

Пароход не везет,

Надо сесть в самолет.

Самолет летит,

В нем мотор гудит: «У-у-у!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии на занятиях декоративно-прикладным творчеством

Автор разработки с 2009 года является участником временной творческой группы, внедряющей инновационный проект программы развития МОУ ДОД Детско-юношеского центра "Сатурн" г. Томска - "Формирование нав...

Индивидуальный план самообразования на 2010 – 2013 г.г. по теме: «Использование новейших здоровьесберегающих технологий на занятиях оздоровительной физической культуры»

Цель индивидуального плана самообразования направлена на повышение  профессиональной  подготовленности в области здоровьесберегающих технологий на занятиях оздоровительной физическ...

Здоровьесберегающие технологии на занятиях хорового пения (статья)

В данной статье я описываю здоровьесберегающие технологии, которые постоянно использую на своих занятиях хорового пения.В результате такой работы учащиеся лучше осваивают музыкальный материал, наблюда...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ ХОРЕОГРАФИИ

"Забота о здоровье - это важнейший труд педагога. От здоровья и жизнедеятельности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы".В.А. Сухомлинский....

Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях декоративно-прикладным творчеством

Обобщение опыта о  здоровьесберегающих методах и приемах, которые используются мною на занятиях по дополнительной общеобразовательной программе коллектива «Паутинка» «Секреты рукоделия»...