Вибрато - неотъемлемая часть детского пения
методическая разработка на тему

Кендзерская Татьяна Николаевна

В данной методической рекомендации вы найдете разъяснения значения приема вибрато. Здесь дается описание его дефектов в детском голосе. Предлагается комплекс упражнений по выработке

вибрато и устранению его дефектов.Комплекс упражнений  разработан  В. Емельяновым.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon buklet_vibrato.doc135 КБ

Предварительный просмотр:

Тезисы:

В данной методической рекомендации вы найдете

разъяснения значения приема вибрато.

Здесь дается описание его дефектов в детском голосе.

Предлагается комплекс упражнений по выработке

вибрато и устранению его дефектов.

Комплекс упражнений  разработан  В. Емельяновым.

Актуальность:

Знание особенностей развития голоса учащихся - это первое, что требуется от педагога, так как задачи, которые преподаватель ставит перед детьми, должны всегда соответствовать их возрастным и физиологическим возможностям. Учителю необходимы ясные представления о звукообразовании. Тогда обладая такими знаниями, он сможет верно оценивать звучание, сознательно и вполне объективно исправлять недостатки в пении учеников.

Педагог Кендзерская Т.Н.

В пении вибрато характеризуется, как результат периодического изменения силы, высоты и тембра. Оно встречается не  только в певческом голосе. Драматические актеры прибегают к вибрато с целью выражения сильных эмоциональных переживаний. С той же целью музыканты-виолончелисты, скрипачи, трубачи - сознательно пытаются придать звуку своих инструментов вибрирующий характер, сходный с вибрато певческого голоса. И не напрасно: этот прием заметно оживляет игру на музыкальных инструментах, делает ее более выразительной в художественном и эмоциональном отношении. Вибрато - очень важное украшение звука, придающее теплый, льющийся характер голосу, наделяя его индивидуальным тембром.

Если прислушаться к голосу опытного певца, то можно услышать, что он слегка колеблется, как бы пульсирует ритмично и плавно с частотой примерно 5-7 пульсаций в секунду. Движения эти нередко можно наблюдать визуально, а если во время пения приложить руку к гортани поющего, на его грудную клетку или на брюшной пресс, то пульсация вибрато обнаружится совершенно определенно.

С акустической точки зрения вибрато создает наилучшие условия для тонкого регулирования параметров голоса. В качестве авторегулятора в этом случае выступает центральная нервная система человека с ее многочисленными органами чувств.        

Несмотря на то, что глубина изменений частоты основного тона доходит до четверти и даже до полутона, периодического колебания высоты звука в процессе образования нормального вибрато мы не замечаем, *и звук голоса кажется на слух совершенно ровным по высоте и тембру. Таким образом, вибрато придает звуку певческого голоса ровность и уверенность.

Акустические свойства детского голоса свидетельствуют об определенных ограничениях, которые накладывают на голосовую функцию ребенка его возраст.

Сила голоса, звуковысотный диапазон, динамический диапазон у детей младшего возраста значительно ограничены, недостаточно развиты они и у детей старшего возраста и только у взрослых достигают наибольшего развития.

Вибрато мастеров пения отличается приятной, ласкающей слух плавностью. Выражено оно не сильно, и поэтому создается впечатление, что звук голоса «льется непрерывной струей», лишь слегка пульсирующей. Эти пульсации вибрато делает голос живым и одухотворенным.

Помимо красоты, вибрато придает звуку важнейшие технические качества, например помехоустойчивость. Совершенно незаметны в звуке с вибрато неточности интонации и небольшие по интенсивности неровности звука. Оно как бы скрадывает все эти погрешности.

При пении без вибрато, то есть, строго фиксированным звуком по высоте, силе и тембру, мышцы голосового аппарата выполняют   утомительную   статическую   работу:    поддержание гортани, дыхательной системы и резонаторов в строго неизменном, и фиксированном состоянии. При пении с вибрато все мышцы ритмически колеблются в такт с ним, таким образом, производя небольшую ритмическую работу. Это облегчает процесс пения в чисто физиологическом смысле.

Также, удельный вес вибрационных ощущений в пении максимально активизирует все системы голосового аппарата и значительно увеличивает мощность певческого голоса. В связи с этим вибрационные раздражения в пении возрастают по силе и распространению на большое количество участков тела, входя в компонент певческой опоры. По этому поводу Э. Карузо в своей книге «Как надо петь» писал: «...необходимо ощущать звучание всем своим существом, иначе в звуке не будет чувства волнения и силы».

К сожалению, в детском пении вибрато встречается довольно редко, а если даже присутствует, то, скорее всего в резкой и грубой форме, что является отклонением от нормативного вибрато.

Вопрос дефектов вибрато наиболее полно рассматривает в своей работе В. Емельянов. Он утверждает, что дефекты являются отклонением частоты пульсаций в большую или меньшую сторону от эталонной, а также отклонением пульсаций по высоте за предел примерно четверти тона в одну и другую сторону. Если скорость пульсаций становится меньше 5 колебаний, а амплитуда превышает пол тона, то такой голос называется «воче баламенте» - голос  качающийся. А при увеличенной скорости пульсаций с превышением 8-9 Гц - голос тремолирующий или же «воче тремула».

Дефекты вибрато обычно связаны с каким-либо нарушением равновесия основных голосообразующих факторов: выдоха, работа гортани, формы резонаторов. Тремоляция и прямой, жесткий безвибратный голос, как правило, связаны с перегрузкой гортани. Качание и безвибратный голос, как правило, имеют - причиной перегрузку дыхания, когда гортань не справляется с мощным давлением дыхания, а резонаторы рупора при этом не создают достаточного сопротивления, облегчающего работу гортани. Все это приводит к ослаблению голоса. Поэтому так необходимо устранить дефекты вибрато в детском возрасте, дав возможность дальнейшего нормального развития голосового аппарата.

В практике и литературе педагоги-вокалисты советуют начинать исправление дефектов с временного отказа от певческого тона в привычном его понимании, переходить на невыразительное пение с резким понижением тесситуры и общим снижением энергетических затрат. Также рекомендуется длительный отказ от репертуара, на котором действуют неверные стереотипы фонации.

Чаще всего проблемы с вибрато возникают у детей 12 - 15 лет. В их голосе вибрато выражено очень слабо и не на всех гласных имеется четкая периодичность пульсаций. Выяснено, что в период мутации голоса у мальчиков вибрато пропадает полностью, даже в том случае, если было довольно хорошо заметно в предмутационный период. В более младшем возрасте 7-9 лет вибрато, как правило, отсутствует. Поэтому преподаватель должен позаботится о его выработке механическим приемом.

При наличии у обучаемого осознанного слухового представления о звучании голоса с вибрато и желания достичь такого звучания - вполне достаточно фонетического и дыхательного способов развития, ярким примером которых являются упражнения изложенные В. Емельяновым в своей системе "Развитие голоса, координация и тренинг".

Начальный этап занятий по выработке вибрато включает в себя 2 программы:

Первая - автор предлагает ребятам порисовать предлагаемые картины голосом бронтозаврика. Изучается легкий высокий звук в фальцетном регистре на звуке У, повторяющийся 3 раза. Затем осуществляется нисходящее глиссандо в грудной регистр. У, У, У

Вторая программа называется "Пульсирующим упражнением".

Подготовительная стадия:

  1. Сидя, руки поставить на талию, произносить звук "К", контролируя расширение диафрагмы, как реакцию на звукообразование;
  2. Положить левую руку на талию, правую - на живот, произносить "К" контролируя одновременно расширение ребер и выдвижение вперед стенки живота как реакции на работу органов дыхания во время звукопроизношения;
  3. Повторить 1 и 2 задания со звуком "К - придыхательным".

Основная задача программы решается сидя, с наклоненным вперед туловищем, положив предплечья на бедра у коленей.

Во время исполнения упражнения необходимо концентрировать реакцию внешней мускулатуры на голосообразующие точки дыхания. Внимание концентрируется на ощущениях пульсации в нижней части туловища.

Следующий этап состоит из упражнений, выполняемых в фальцетном режиме.

Первая программа. Преподаватель предлагает задуть детям свечи на праздничном пироге. Исполняется на звуке "У" с выдуванием. Первый шаг - 5 свечей, второй  - 7, третий  - 11.

Первоначально дети могут "тушить" воображаемые свечи только дыханием, слушая исполнение попевки на фортепиано, затем, повторяя то же самое голосом. Весьма желателен контроль выдувания воздуха на ладони.

        Вторая программа исполняется в положении стоя, туловище наклонить вперед, не сгибая спины и шеи, пальцами рук упереться в нижнюю часть живота. При этом живот должен быть мягким и расслабленным. Необходимо производить легкие, но интенсивные толчки руками при фонации гласного "А".

  Третья   программа.   Устанавливается   ритм   толчков   на протяжной попевке.

      В темпе по метроному 120 четвертями восьмые триоли дадут частоту пульсаций 6 Гц, что является усредненной эталонной частотой певческого вибрато академического голоса. При затрудненной работе рук, непривычности и сложности предполагаемой координации, зажиме мышц стенки живота, в индивидуальной работе, толчки живота могут производиться рукою   педагога.   Преподаватель   должен  хорошо   представлять частоту   и   амплитуду   вибрато,   которые   он  хочет   вызвать  у обучаемого.

Используемая литература:

И.Тимакова. Роль занятий вокалом в процессе формирования личности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитательная работа в школе как неотъемлемая часть формирования духовно - нравственного сознания ребенка (из опыта работы)

Данная работа представляет собой фрагмент из представления  опыта работы классного руководителя по формированию духовно-нравственного сознания школьников....

Театральная деятельность - неотъемлемая часть воспитательного компонента в работе с девиантными подростками

Учитывая, что внутренний мир подростка, злоупотребляющего ПАВ сложен и противоречив, основная задача данного рода деятельности помочь воспитаннику увидеть, услышать, почувствовать и осознать всё много...

педсовет Комфортная школьная среда как неотъемлемая часть современной школьной инфраструктуры

Школа - это особый мир детства, где должны быть созданы благоприятные условия для роста и развития детей. Правильно организованная школьная среда позволяет каждому ребёнку найти занятие по душе, повер...

Чтение является неотъемлемой частью изучения иностранного языка.

Одной из основных целей обучения иностранному языку является формирование и развитие базовых коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности: говорения, чте...

речевая зарядка-неотъемлемая часть урока

методический материал по теме "Использование фонетической зарядке на уроках английского языка"...

Хоровое пение - неотъемлемая часть музыкального развития ребёнка

В данной статье размещена информация о роли хорового пения в личностном развитии школьников....