Рабочая программа "Чудо-мастера" -тестопластика.
рабочая программа на тему

Ципина Александра Ильинична

Программа разработана для формирования у младших школьников навыков работы с различными прикладными материалами, способствует развитию мелкой моторики, и художественно-эстетического вкуса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_22chudo-mastera22_2015.odt34.32 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

 

Рабочая программа

кружка по тестопластике

«Чудо-мастера»

Ципиной А.И.

педагога дополнительного образования,

учитель Изо и черчения,

составлена на основе авторской программы

Киселёвой А.А. «Когда творим мы чудеса»

2015

Пояснительная записка

 

Отличительными особенностями программы являются:

работа с различными пластичными материалами-пластилин, соленое тесто.

уровневая дифференциация обучения  - 2 года – базовый уровень обучения.

Уровень реализации программы: начальное образование - 1, 2, 3  классы

Возраст обучающихся: 6-10 лет

Состав: 12-15

Набор – свободный.

Форма занятий – групповая, индивидуальная.

Срок реализации – 2 года.

Реализация программы — 72 часов.

Количество занятий в год – 36  часов.

Количество занятий в неделю – 1 часа.

Автор: Киселёва Анастасия Александровна

        Лепить из соленого теста большое удовольствие и радость. Данный вид искусства имеет маленькие затраты и очень большие возможности, т.к. все необходимые материалы легко доступны, а результаты порой поражают ожидания.

Соленое тесто – экологически чистый материал, поэтому его можно смело доверять любому малышу, и не беда, если маленький исследователь попробует его на вкус. Лепка ведет к развитию у детей мелкой моторики, формирует слаженность работы рук и глаз, развивает образное и интеллектуальное мышление.

В связи с отсутствием типовых образовательных программ  по курсу тестопластика, возникла необходимость в создании авторской образовательной программы с учётом образовательных компетенций.

Данная программа является авторской, её содержание – это совокупность предлагаемых средств решения проблем в образовании, отличающихся новизной и актуальностью.

        Тестолепка подразумевает обучение детей различным видам декоративно-прикладного творчества, вопросы гармоничного развития  и творческой самореализации находят своё решение в условии студии, открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребёнку реализовать себя в учёбе, творчестве, в общении с окружающими.

Одним из направлений - является лепка из солёного теста.

Программа рассчитана на три года обучения.

Руководящими принципами построения программы являются: реалистичность, реализуемость, управляемость.

        По направлению деятельности программа является художественно-эстетической и профессионально-прикладной, по форме образовательного процесса – сквозной, по уровню освоения – общеразвивающей, по цели познавательной и профессионально-прикладной.

Содержание отражает опыт и интересы педагога-автора программы с учетом способностей детей. Работа по данной программе предоставляет возможность детям в условиях детского объединения дополнительного образования в полной мере реализовать все свои творческие способности и в дальнейшем их использовать в повседневной жизни.

Актуальность программы:

•        Развитие личностных качеств: толерантности, коммуникативности, креативности;

•        Социализация выпускников в обществе;

•        Развитие интеллектуальных умений, инструментальных способностей и образного мышления;

 ▪  Существенное снижение знаний по  народному промыслу и  традициям   России;

•        Доступность для детей разного уровня развития и возможностей;

•        Возможность развивать художественную одаренность ребенка по выстроенной образовательной траектории.

Новизна и оригинальность:

1. Интеграция со смежными дисциплинами – историей, литературой, географией, основами композиции, основами цветоведения – значительно расширяет кругозор учащихся и способствует углублению знаний по предметам, то есть способствует профилизации выпускников.

2. Ведущим в обучении является метод реализации творческого потенциала участием в выставках, ярмарках, конкурсах, благотворительных акциях и в других мероприятиях.

3. В работе с детьми применяется деятельностный подход, который учит применять в быту навыки изготовления изделий из соленого теста - подарки к праздникам, сувенирные украшения для дома на продажу и т.д.

4. В структуру программы включен самостоятельный компонент «Индивидуальная траектория одаренного ребенка» для развития и поддержки одаренных детей и обеспечение их личностной, социальной, творческой самореализации с учетом их одаренности и образовательных потребностей.

        Отличительная особенность данной образовательной программы заключается в возможности детей, продолжать обучение по программе «Индивидуальная образовательная траектория одаренного ребенка», которая рассчитана на развитие творческих способностей наиболее успешных, одарённых детей, освоивших программу «Тестолепка»

Организация образовательного nроцесса

        В зависимости от поставленных задач на занятиях используют ся различные методы обучения. Как правило, сочетаются словес ные, наглядные и практические методы работы.

Каждое занятие по темам программы включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведе ния - это объяснение нового материала, информация познаватель ного характера по выполняемой теме. Практическое задание объяс няется доступно, четко формулируется цель и задачи занятия. Объяснение закрепляется показом наглядного материала.

        Теоретический материал дается в начале занятия в форме беседы и сопровождается вопросами к детям. Объясняется технологи ческий процесс изготовления работы, её особенности. В практи ческой части занятия дети подготавливают материал для работы. Практика является естественным продолжением и закреплением теоретических сведе ний, полученных учащимися. Опора на практические действия вызывает у ребенка желание выполнить задание, способствует формированию соответствующих навыков и умений, а также самоконтролю на основе правил задания.

Для преодоления учащимися затруднений в процессе работы педагог оказывает в зависимости от интеллектуально-эмоциональ ных возможностей детей и разные виды помощи. Это:

  • стимулирующая помощь (воздействие взрослого направлено на активизацию собственных возможностей ребенка для преодо ления трудностей);
  •  эмоционально-регулирующая помощь (оценочные суждения взрослого, одобряющие или порицающие действия ребенка);

- направляющая помощь (организация умственной деятель ности ребенка, при которой все ее компоненты осуществляются им самостоятельно, взрослый лишь направляет действия ребенка).

        В конце работы ребенок получает определенный вещественный результат. Создается благоприятная обстановка для того, чтобы научить детей оценивать свою собственную работу, сравнивать полученный результат с заданным образцом или работами других детей.

        Для поддержания постоянного интереса учащихся к занятиям учитываются возрастные особенности детей, степень их подготовленности, имеющиеся знания и навыки.

        Младшие школьники быстро утомляются. Чем младше ребе нок, тем больше времени отводится выполнению практических заданий. Отдельные части занятия не должны быть затянуты по времени.

        Методы обучения в начале учебного года с учетом знаний, практических навыков, получаемых на занятиях, отличаются от методических приемов, используемых в конце периода обучения.

        В начале года педагог дает основы технологии изготовления простых работ из соленого теста, направляет деятельность учащих ся на правильное выполнение различных операций, следит за их качеством.

Постепенно ребята приучаются выполнять работу самостоя тельно, используя накопленные знания, проявляя свою выдумку, фантазию и воображение. В поделке должно ощущаться авторство самого ребенка.

Постоянно развивая интерес учащихся, педагог стремится выбирать такую форму занятий, при которой предоставляется возможность самостоятельного творческого подхода к переработке моделей или созданию новых образцов.

Выполнение заданий в группе иногда проходит неравномерно. Поэтому руководитель проводит индивидуальную работу с учащи мися, дополнительно объясняя задание, помогая его выполнить.

Цели и задачи программы

Цель программы: 

Создание условий для раскрытия и развития потенциальных творческих способностей и возможностей  ребенка средствами декоративно-прикладного искусства  через практическое освоение  технологии изготовления изделий из соленого теста в студии декоративно-прикладного творчества «Синтез»

Задачи программы:

          I.     Образовательные задачи:

1. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.

2. Обучить технологии  изготовления изделий из солёного теста.

        II.     Воспитательные задачи:

1. Воспитать стремление к разумной организации своего свободного времени, помочь детям в их желании сделать свою работу общественно значимой.

2. Воспитывать  усидчивость, аккуратность, трудолюбие, дисциплинированность, прививать навыки работы в коллективе.

      III.     Развивающие задачи:

1. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение и внимание.

2. Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, походов на природу.

 

 

Программа способствует:

ü Раскрытию и развитию  потенциальных способностей и возможностей ребёнка;

ü Формированию интереса к художественной деятельности;

ü Формированию эстетического вкуса;

ü Развитию пространственного воображения и мышления;

ü Развитию мелкой моторики рук;

ü Формированию умения планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его;

ü Умению видеть, чувствовать, оценивать, и создавать по законам красоты;

ü Освоению основных навыков лепки из солёного теста с возможностью в дальнейшем использовать их самостоятельно.

Педагогические принципы программы

Занятия построены на основных педагогических принципах:

• доступности (от простого, к сложному);

• межпредметных связей. Занятия по тестопластике должны быть тесно связаны с уроками чтения, развития речи, математики, рисования, коррекции;

• систематичности и последовательности;

• дифференцированного подхода к учащимся;

• гибкости и динамичности раздела в программе, обеспечивающего разностороннее, свободное и творческое развитие учащихся;

• учет региональных особенностей и национальных культурных традиций;

• учет требований гигиены и охраны труда;

• учет возможностей, интересов и способностей учащихся;

▪ принцип разнообразия форм обучения;

▪ принцип учёта индивидуальных  особенностей учащихся.

 

Механизм  реализации

дополнительной   образовательной программы

Учебная деятельность

Вопросы гармоничного развития и творческой самореализации находят свое разрешение в условиях кружка. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с окружающими.

Данная программа предназначена для детей в возрасте от 6 до 11 лет и реализуется в свободное от занятий время.

Продолжительность  обучения рассчитана на два года. Для каждого года обучения поставлены конкретные цели, задачи и определенные прогнозируемые результаты, которые позволяют осуществлять контроль динамики роста профессионального уровня учащихся.

Занятия в группе первого года обучения проходят 1 раза в неделю по 1 часа.

Программа предусматривает учебное расписание, при котором учебная нагрузка предполагает 36 часов в год.

В группу первого года принимаются все желающие, специального отбора не производится, учитываются лишь результаты входящей диагностики ребёнка.

В группу второго года могут поступать как вновь прибывшие после специального тестирования и опроса при наличии определённого уровня общего развития и интереса, или дети, прошедшие курс первого года обучения.

Занятие проводится в составе группы от 12 до 15 человек.

Количественный состав группы выбран не случайно, исходя из опыта работы и наличия оборудования в студии и в связи с индивидуальным подходом обучения учащихся, преследуя цель в достижении лучших результатов.

 Формы и методы работы:

        Занятия проводятся в любой форме по выбору педагога и желанию (возможностью) учащихся (лекция, объяснение с привлечением детей, постановка и проведение экспериментов и т.д.)

        Используется словесный метод: беседа, рассказ, обсуждение, игра. Практическая работа является основной формой проведения занятия.

 Используется наглядный метод - демонстрация образцов изделий на всевозможных выставках, конкурсах. Промежуточным и конечным итогом работы является  занятие «творческая мастерская», где учащиеся  выполняют индивидуальную, творческую работу.

      Образовательный процесс включает в себя традиционные методы обучения:

- репродуктивный (воспроизводящий);

- иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

- проблемный;

- эвристический.

В проведении занятий используются как индивидуальные, так и коллективные формы работы.

Теоретическая часть даётся в форме бесед с просмотром иллюстративного и наглядного материалов и закрепляется практическим освоением темы.

Постоянный поиск новых форм и методов организации учебно-воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.

Программный материал подобран так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей.

Воспитывающая деятельность

Воспитательный процесс  включает в себя основные формы деятельности:

         - сотрудничество с родителями;

         - проведение бесед, посвященных ЗОЖ, профилактике правонарушений;

         - организация игр на переменах;

         - организация прогулок в рощу, игровую площадку, цветник;

         - участие в выставках и выставках-распродажах;

         - участие в делах и мероприятиях ЦДОД;

         - анкетирование, наблюдение, психолого-педагогические тренинги;

             - беседы на тему «Нормы поведения», «Вандализм», правила поведения на      

         улице с незнакомыми людьми;

         - цикл бесед «Диалоги о главном» - анализ жизненных ситуаций и 

         конструктивное их решение;

         - мастер-класс.

Работа по воспитательной деятельности делится по следующим разделам:

1.     Психолого-педагогическое сопровождение;

2.     Спортивно-оздоровительный;

3.     Культурно-досуговой;

4.     Работа с родителями;

5.     Художественно-эстетический;

6.     Нравственный.

                                     

 

  Работа с родителями

Тяга к творчеству, добру и красоте не возникает в ребенке сама по себе, а рождается благодаря чутким рукам родителей.

Как воспитательный фактор семья занимает значительно более высокое место, чем школа или другие общественные институты формирования личности.

Путь к творчеству поможет ребенку активно преобразовывать действительность, легко адаптироваться к любым условиям и жить полной и счастливой жизнью. Этот долгий путь начинается с раннего детства. Поэтому немаловажно поддержать родителям своих детей в младшем школьном возрасте, когда они еще могут оказывать существенное влияние на формирование личности ребенка, слово и мнение их пользуется авторитетом у детей.

        В процессе реализации  программы учитывается психологические особенности детей младшего школьного возраста и поэтому родители обучающихся постоянно привлекаются к организации учебно-воспитательного процесса. Члены семьи  приглашаются на организованные выставки, мастер-классы и конкурсы в объединении, привлекаются в качестве жюри. Систематически проводятся индивидуальные консультации, даются рекомендации. По желанию родители могут присутствовать на занятии. Особенно важен полноценный контакт педагога и родителей тех обучающихся, которые начинают заниматься исследовательской деятельностью. В этом возрасте особенно необходимо для ребенка получить эмоциональную поддержку от родителей. Ввиду своего возраста ребенок порой еще не может самостоятельно посещать библиотеку, правильно выбрать литературу, хорошо подготовить выступление. Во всем этом в семье должны помочь и поддержать начинающего исследователя.

Большинству родителей хочется видеть своего ребенка художественно одаренным, эстетически тонким и воспитанным.

Успешному эстетическому развитию способствует богатство сенсорной культуры (наличие музыкального слуха, чувство цвета, ритма, развитость обоняния и др.), умение мыслить образами, эмоционально реагировать на эстетическую ценность предметов и явлений окружающего мира и т.д. Педагог, используя потенциал своей программы, стремится создавать условия для эстетического развития  своих обучающихся. Это систематические экскурсии и прогулки на свежем воздухе, на которых дети учатся понимать, ценить и беречь родную природу, этические беседы о культуре поведения в объединении, дома, на улице; обучение правильному  общению с книгой; при изготовлении поделок, макетов, моделей большое внимание на занятии уделяется  аккуратности, гармоничности, развитию чувство красоты. Этому же способствует совместное обсуждение с детьми лучшей модели, поделки по вышесказанным параметрам.

 

Развивающая деятельность

- посещение выставок;

- посещение краеведческого музея;

- беседы о народных умельцах родного края;

           - изготовление поделок на выставки и выставки – распродажи.

 

 

Структура занятий:

Структура теоретического занятия

1. Организационная часть: мотивация, актуализация знаний. Фронтально.

2. Изложение нового материала: лекция учителя или сообщения учеников.

3. Закрепление материала: беседа по вопросам.

4. Усвоение материала: работа в группах и индивидуально.                               

5. Подведение итогов. Рефлексия.

 

 

Структура практического занятия

1. Организационная часть: подготовка рабочих мест и оборудования.

2. Мотивационный этап: сообщение темы и цели, вводный инструктаж, указания и рекомендации по осуществлению самоконтроля.

3. Самостоятельная практическая работа учащихся.  Наставничество.

4.  Итоговая часть: подведение итогов практической работы, анализ ошибок, рекомендации, уборка рабочих мест.

 

Ожидаемые результаты

     В ходе реализации данной программы учащиеся успешно овладевают предметными образовательными компетенциями, которые позволят в дальнейшем получить социальный опыт, навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.

 

Общекультурные компетенции:

Знают:

  1. Историю лепки,
  2.  Современное использование пластических материалов,
  3. Морально-эстетические нормы поведения в коллективе.

 

Учебно - познавательные компетенции:

Умеют:

  1. Правильно изготавливать рабочий материал.
  2. Составлять простые композиции на определенную тематику.
  3. Стилизовать простые формы.
  4. Самостоятельно разрабатывать эскиз к своей идее и воплощать ее в жизнь.
  5. Декорировать свою работу и использовать в качестве дополнительного декора подручные материалы.

6.    Инструменты и материалы,  используемые при работе с тестом,

7.    Технику безопасности при работе с инструментами и материалами,

8.    Основные принципы стилизации и построения простых композиций,

9.  Возможности использования работ из теста в оформлении современных интерьеров,

 

Коммуникативные компетенции:

Умеют:

  1. Анализировать и давать оценку своей работе и работе своих товарищей, помогать и принимать помощь от других.

      2. Самостоятельно представлять вид своей деятельности, свободно вести дискуссию.

 

Ценностно-смысловые компетенции:

Умеют:

  1. Видеть и ценить прекрасное в природе, в человеке, в искусстве.
  2. Планировать и с пользой использовать своё свободное время.

 

       Форма фиксации результатов представлена в разделе «Мониторинг образовательных результатов» - индивидуальная карточка детских достижений (приложение № 2).

 

Первый год обучения

 

Предметные  образовательные компетентности:

Теоретические:

1. Компоненты, используемые при изготовлении солёного теста, без каких можно обойтись (сорта муки, виды соли).

2. Что такое деталь? Способы приклеивания деталей (в разных случаях).

3. Виды декоративно-прикладного творчества.

4. Типы кистей, используемые в случаях работы с тестом или раскрашивание высохшего изделия. Способы раскрашивания, виды используемых красок, меры безопасности при работе с лаком, клеем,  Технология сушки изделий, необходимые условия.

Практические:

1. Самостоятельно приготавливать солёное тесто, правильно его хранить и использовать.

2. Пользоваться инструментами и приспособлениями.

3. Исполнять простые композиции по образцу.

4. Декорировать работу, используя подручные материалы,

    покрывать лаком готовые изделия.

 

Учебно-тематический план занятий. 1-й год обучения

        Художественная деятельность, т.е. создание произведений графики, живописи, скульптуры, связана с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественными сторонами жизни человека, свойственной ему на различных ступенях развития, в ней находят отражения некоторые особенности его интеллекта и характера.

        Художественное воспитание в состоянии решать настолько важные задачи, связанные с необходимостью гармонического развития личности, что место, отводимое ему в современной системе воспитания, не может быть второстепенной.

        Пластическое искусство – наиболее эмоциональная сфера деятельности детей. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, помогает развить свои дарования.

        Программа по тестопластике сегодня актуальна, так как она помогает детям разного возраста и разных национальностей отражать свою неповторимую самобытность, помогает реализовать свой творческий потенциал и развить свои способности и возможности в декоративно-прикладной деятельности.

        Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое мышление, внимание, наблюдательность, воображение.

        Вопросы гармонического развития и творческой самореализации находят свое решение в условиях объединения «Чудо-мастера». Открытие в себе неповторяемой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении. Помочь в этих устремлениях призвана данная программа.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

развитие индивидуальных творческих способностей и интереса к искусству в целом в процессе занятий декоративно-прикладным творчеством.

  ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

  1. Познавательная задача:
  • Познакомить детей с различными видами декоративно-прикладного искусства, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними.
  1. Образовательная задача:
  • Формировать устойчивый интерес к художественной лепке.
  • Обучать специальным технологиям работы с пластическими материалами, закреплять приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения.

  1. Развивающая задача:
  • Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.

   4.   Воспитывающая задача:

  • Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе, доброжелательное отношение друг к другу.
  • Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
  • Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, вернисажей.

Большой интерес вызывают занятия, где для концентрации внимания и при подведении итогов привлекаются персонажи русских сказок – куклы.

  • С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве технологической разгрузки проводятся кроссворды, используются словесные игры и малые жанры устного творчества.
  • К каждому занятию подбирается такой учебно-дидактический материал, который поддерживает у детей постоянный интерес к занятиям.
  • Основной формой работы являются учебные занятия. Это могут быть занятия-вариации, занятия-импровизации, занятия-праздники, занятия-эксперименты.
  • Отчет о работе проходит в форме выставок, открытых занятий, конкурсов, фестивалей, массовых мероприятий.
  • Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения: объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала), репродуктивный, проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения), эвристический (проблема формируется детьми, ими предлагаются способы ее решения).

На первом году обучения значительное место занимает лепка овощей, фруктов, растений, которое осуществляется на основе сравнения формы конкретных предметов (яблоко большое и маленькое, яблоко и виноград и т.д.) и различия предметов по характеру и форме (яблоко и груша).

К концу второго года обучения дети должны  знать:

  1. различные виды декоративно-прикладного искусства;
  2. что такое пластическое искусство;
  3. виды пластического искусства;
  4. техники и технологии работы с пластичными материалами;
  5. основы композиции;
  6. основы цветоведения.

К концу второго года обучения дети должны уметь:

  1. выполнять эскизы работы;
  2. составлять свою композицию;
  3. намечать последовательность выполнения работы;
  4. выполнять работу аккуратно, эстетично.

Структура занятия состоит из нескольких этапов:

  • объявление цели и задач занятия;
  • объяснение нового материала, включающего в себя игровой момент;
  • физкультминутка для глаз;
  • повторение последовательности выполнения работы;
  • самостоятельная работа детей;
  • физкультминутка для тела;
  • продолжение работы;
  • итого работы; анализ качества, оценка стараний ребенка.

Ожидаемым результатом обучения является раскрытие и развитие творческих способностей, заложенных в ребенке, сформированное чувство самоценности, положительное эмоциональное самоощущение, позитивное отношение к обучению, познанию окружающего мира, себя. Повышение степени свободы ребенка, вера в свои силы, адаптация в социуме.

Результативность образовательного процесса отслеживается

по определенным критериям в начале и конце каждого учебного года.

По результатам мониторинга проводится анализ и корректировка работы с детьми.

Содержание программы 1-го обучения

Тема 1.

Вводное занятие. Определение базового  уровня знаний и умений учащихся. Знакомство с декоративно-прикладным искусством. Знакомство со свойствами материалов (гипс, глина, тесто). Изготовление с помощью шаблонов простейших форм, декорирование с помощью штампиков и декоративных форм. Знакомство с инструментами и техникой безопасности.

Тема 2.

Мелкие сувениры. Виды сувенирной продукции. Простейшие сувенирные медали. Выполнение эскизов. Понятия: эскиз, круг, овал, угол, рельеф, штамп, кисть, рабочая доска, стена, просушивание, окрашивание, цветное соленое тесто, белое тесто, орнамент. Изготовление мелких сувениров: «Медальон - улитка», «Букет», «Декоративная орнаментальная коса», «Ветка с новогодними игрушками».

Тема 3. Знакомство с животным и растительным миром. Среда обитания диких и домашних животных. Особенности поведения, строения тела, статичная поза, телодвижений. Гербарий. Трава, деревья, цветы. Особенности строения растений: стебель, листья, цветы. Особенности рельефа коры деревьев, формы листьев, плодов. Использование семян, растений. Просушивание. Раскрашивание гуашью. Изделия: панно «Корзина с розами», «Земляника», «Осьминог», «Ёжик», «Пчелёнок», «Пингвин», «Белка», «Бычок», «Зайчик», «Кошка».

Тема 4. Люди и сказочные персонажи и праздники. Рождество, Новый год, Пасха. Праздничные сувениры. Использование различных способов лепки: барельеф, горельеф, скульптура. Русский народный костюм. Знакомство с флористикой. Изделия: малая скульптура «Дед Мороз», «Снеговик», медальон «Ангелочек», талисман года, рождественский венок,  пасхальный зайчик, пасхальный венок, пасхальные яйца, жаворонок.

        

        Тема 5.

Итоговое занятие. Определение уровня образовательных результатов. Выставка детских работ. Награждения.

Учебно-тематический план

1-го года обучения

Тема

Количество заданий по темам

Количество часов на на выполнение занятий по темам

1.Вводное занятие.

1

1

2. Мелкие сувениры.

4

6

3. Знакомство с животными и растительным миром.

10

18

4. Люди и сказочные персонажи.

6

10

5. Итоговое занятие

1

1

Итого:

22

36 часов

Содержание программы 2-го года обучения

Тема 1.

Вводное занятие. Знакомство с новыми формами декоративно-прикладного искусства России: Гжель, Жостово, Дымка, украинская малевка, и стран ближнего зарубежья. Свойства материалов (камень, глина, дерево, тесто). Техника безопасности при работе с колюще-режущими инструментами. Изготовление простейших декоративных пластин.

Тема 2.

Знакомство с декоративным панно. Барельеф. Настенное панно, декоративные решетки, настольные композиции, настенные украшения, медальоны, лепка символов и инициалов, декоративных панно на темы русских праздников: Святки, Рождество, Новый год, Пасха. Праздничные сувениры. Изделия: «Новогодние украшения», «Талисман года», «Рождественские сувениры», «Пасхальные украшения», «Элементы патриотической символики», «Букет для мамы».

Тема 3.

Знакомство с интерьером  и убранством русской избы. Использование флористики для декорирования интерьера. Изделия: «Избушка», «За околицей».

Тема 4.

Композиции с представителями флоры и фауны. Лучшие скульпторы и их творения. Характерные особенности фигур животных, пропорции тела. Тело в покое, в движении. Лепка шерсти животного с помощью специальных инструментов. Использование фольги, спичек, зубочисток для устойчивого крепления фигур. Изделия: «Кленовый лист», «Ветка рябины», «Мышка и сыр», «Гнездо», «Птички на ветке», «Из жизни кота Васьки», «Коровка на лугу», Ёжик с припасами», «Лесные друзья», «Аквариум».

        Тема 5.

Персонажи народных сказок. Русский народный костюм. Особенности строения тела, головы. Пропорции лица, формы глаз, бровей, щек, рта, носа, подбородка, ушей, шеи, плеч. Знакомство с художниками, скульпторами России. Изготовление малых скульптурных форм, сувенирной продукции: «Морозко», «Алёнушка», «Петрушка».

Тема 6.

Заключительное занятие. Определение уровня образовательных результатов за год. Чествование лучших учащихся. Игры-шутки, игры-забавы.

Учебно-тематический план

2-го года обучения

Тема

Количество заданий по темам

Количество часов на на выполнение занятий по темам

1. Вводное занятие.

1

1

2. Знакомство с декоративным панно

6

10

3. Знакомство с интерьером дома

2

2

4.Композиции с представителями флоры и фауны

10

16

5.Персонажи народных сказок

3

6

6.Итоговое занятие.

1

1

Итого:

23

36

Методическое обеспечение 1-го обучения

Тема программы

Формы занятий

Приемы и методы организации УВП

Материально-техническое обеспечение

Формы подведения итогов темы

Вводное занятие

беседа

иллюстративный, репродуктивный

соленое тесто, стек, зубочистки, доска,  шаблоны, штампы

беседа, выставки

Мелкие сувениры

занятие-игра, занятие-беседа

наглядно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, эвристический

соленое тесто, стек, зубочистки, доски, кисти, краски, шаблоны, штампики

анализ знаний в беседе

Знакомство с животным и  растительным миром

занятие-игра,

беседа

наглядно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный

соленое тесто, стеки, зубочистки, доски, кисти, краска гуашь, шаблоны, штампики

выставка

Люди и сказочные персонажи

занятие-беседа, импровизация

наглядно-иллюстративный, репродуктивный,

соленое тесто, стек, кисти, краски, штампики

выставка

Итоговое занятие

игра, беседа,

проблемный, эвристический

выставка

Методическое обеспечение 2-го обучения

Тема программы

Формы занятий

Приемы и методы организации УВП

Материально-техническое обеспечение

Формы подведения итогов темы

Вводное занятие

Беседа, игра

наглядно-иллюстративный, репродуктивный

тесто,глина, камень, дерево

выставка

Знакомство с декоративным панно

Беседа, занятие-импровизация

наглядно-иллюстративный, репродуктивный эвристический

тесто, стек, карандаш, краска

выставка

Знакомство с интерьером дома

Беседа, игра

наглядно-иллюстративный, репродуктивный проблемный

тесто,  природные материалы, краска

выставка

Знакомство с представителями флоры и фауны

Беседа, импровизация,  экскурсия  в зимний сад

наглядно-иллюстративный, проблемный, эвристический

тесто, природные материалы, стеки, зубочистки,  краски

выставка

Персонажи народных сказок

Беседа,  игра

наглядно-иллюстративный, проблемный, эвристический

тесто, природные материалы, краски, бусины, бисер

выставка

Итоговое занятие

Беседа, праздник

выставка

Библиография

  1. Горичева В.С.. Изделия из соленого теста.
  2. Ю.Б. Гомозова “Калейдоскоп чудесных ремесел” Ярославль 2011
  3. Данкевич Е.“Лепим из соленого теста”.
  4. Дубровская Н.В. Рисунки, спрятанные в пальчиках.- СПб, 2012.
  5. ЛежневаC/C/, И.И. Булатова “Сказка своими руками” Минск 2009.
  6. Лепка и тестопластика. 2010 год Карапуз
  7. О.С. Молотобарова “Кружок изготовления игрушек-сувениров” Москва 1990.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Техническое оснащение и организация рабочего места"

Рабочая программа учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС          по проф...

Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...