Программа элективного курса по ПДД « Знай правила движения, как таблицу умножения!!!» для учащихся 5-6 классов.
элективный курс (5, 6 класс) на тему

Якушева Татьяна Сергеевна

Курс создан на основе примерной программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности. 1–11классы. Для учащихся государственных учебных общеобразовательных заведений РФ» (Б. И. Мишин, М.: Дрофа, 2005. Рекомендовано МО и МЧС РФ.) и предназначен для ознакомления учащихся с ПДД, а также для приобретения ими знаний и умений по адекватному поведению в опасных ситуациях на дороге.

Теоретическая часть содержит минимум необходимых сведений по правилам безопасного поведения на дорогах по каждой теме, предусмотрено изучение видов транспортных средств, дорожных знаков, сигналов светофоров и регулировщика. Рассмотрены опасные и чрезвычайные ситуации на дороге, основные правила поведения пешехода и пассажира, приобретаются практические навыки по велотехнике, оказанию первой медицинской помощи себе и другим.

Особенность программы заключается в создании условий для формирования безопасного образовательного пространства при взаимодействии с сотрудниками ГИБДД, которое подразумевает обучение детей и подростков безопасному поведению в повседневной жизни и рациональным действиям в возможных опасных и чрезвычайных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_po_pdd_na_2011-2012_uch.god_.docx29.86 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ Г. МОСКВЫ

ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

” ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ № 1488 ”

УТВЕРЖДАЮ 

Директор ГОУ ЦО № 1488

Старкова В.П.
«__»__________2011 г.

____________________
___________________________

Программа элективного курса по ПДД

« Знай правила движения, как таблицу умножения!!!»

для учащихся 5-6 классов.

 

                                                                                                              Курс разработан

                                                                                              зам.директора по соц.защите

                                                                                                                      Якушевой Т.С.

Курс рассчитан на 1 год,

Возраст 10-12 лет

Москва

2011 г.

Пояснительная записка

     В современных условиях уделяется большое внимание ускоренному развитию транспорта и дорожного строительства. Поэтому намечено проведение мероприятий по дальнейшему повышению безопасности движения. Это еще раз подтверждает, что проблема профилактики аварий, предупреждения несчастных случаев с людьми, и особенно с детьми, на дорогах, выдвинутая на первый план в результате бурного развития автомобильной промышленности, ныне приобрела общегосударственное значение.

     Для того чтобы обеспечить правильное поведение водителей и пешеходов на улицах и дорогах, установлены правила дорожного движения. Но без действенной и целенаправленной их пропаганды среди населения, особенно среди детей, добиться решительных сдвигов в предупреждении дорожно-транспортных происшествий трудно. Чтобы обеспечить безопасность детей на улицах, необходимо в полной мере использовать все формы и методы педагогического и идеологического воздействия, способствующие воспитанию пешехода, уважающего законы улицы и дорог.

     Причиной несчастных случаев с детьми является не только безответственность некоторых водителей, но и невыполнение детьми на улицах элементарных правил дорожного движения, а также незнание ими истин азбуки дорожной грамоты. Все это в комплексе обязывает взрослых обратить особое внимание на обучение дорожной грамоте с раннего возраста.

    Курс создан на основе примерной программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности. 1–11классы. Для учащихся государственных учебных общеобразовательных заведений РФ» (Б. И. Мишин, М.: Дрофа, 2005. Рекомендовано МО и МЧС РФ.) и предназначен для ознакомления учащихся с ПДД, а также для приобретения ими знаний и умений по адекватному поведению в опасных ситуациях на дороге.

    Теоретическая часть содержит минимум необходимых сведений по правилам безопасного поведения на дорогах по каждой теме, предусмотрено изучение видов транспортных средств, дорожных знаков, сигналов светофоров и регулировщика. Рассмотрены опасные и чрезвычайные ситуации на дороге, основные правила поведения пешехода и пассажира, приобретаются практические навыки по велотехнике, оказанию первой медицинской помощи себе и другим.

       Особенность программы заключается в создании условий для формирования безопасного образовательного пространства при взаимодействии с сотрудниками ГИБДД, которое подразумевает обучение детей и подростков безопасному поведению в повседневной жизни и рациональным действиям в возможных опасных и чрезвычайных ситуациях.

Основными целями программы являются:

  • последовательное системное изучение Правил дорожного движения учащимися с учётом их возрастных особенностей;
  • формирование транспортной культуры поведения, которая зависит от общественного, умственного и нравственного развития человека;
  • воспитание у учащихся вежливого, доброжелательного и уважительного отношения к окружающим людям, что способствует повышению уровня безопасности дорожного движения.

Задачи программы:

  • обеспечение системного подхода к обучению учащихся безопасному поведению на дорогах и улицах;
  • расширение и углубление знаний по Правилам дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
  • повышение интереса школьников к регулярному соблюдению и изучению ПДД;
  • формирование сознательного и ответственного отношения к собственному здоровью;
  • формирование у учащихся следующих умений:

     - анализировать и оценивать опасную обстановку, находясь на дороге в качестве  пешехода, пассажира или водителя;

    - не создавать условий для возникновения аварийных и опасных ситуаций в транспортном потоке;

  •  овладение умениями оказания первой доврачебной медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;
  • обучение грамотному вождению велосипеда.
  • развитие детской инициативы.

Структура курса и организация обучения

Курс рассчитан на один учебный год при трёх занятиях в неделю. 

Обучение основывается на следующих педагогических принципах:

  • личностно-ориентированного подхода (обращения к субъективному опыту обучающегося, то есть к опыту его собственной жизни; признание самобытности и уникальности каждого ученика);
  • природосообразности (учитывается возраст обучающегося, а также уровень его интеллектуальной физической и психологической подготовки, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности);
  • сознательного усвоения обучающимися учебного материала;
  • систематичности, последовательности и наглядности обучения; 
  • вариативности – многообразие форм работы, отдыха и развлечений, различные варианты технологии и содержания воспитания;
  • толерантности – терпимости к мнению других людей, другому образу жизни;
  • духовности – формирование у детей гуманистических духовных ориентаций, потребностей к присвоению общечеловеческих ценностей.

В процессе обучения используются следующие методы:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • деятельностный;
  • эвристический;
  • исследовательский.

В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий:

  • типовое занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение);
  • собеседование;
  • консультация;
  • практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определенных навыков;
  • самостоятельные тренировочные упражнения;
  • учебная игра.

Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:

  • вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;
  • текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме;
  • рубежный, который проводится после завершения изучения каждого блока;
  • итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.

Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет коллективный анализ. При этом отмечаются наиболее удачные решения, оригинальные подходы к выполнению заданий, разбираются характерные ошибки.

Контроль может осуществляться в следующих формах:

  • собеседование;
  • тест.

Знания по курсу учащиеся могут усваивать на трёх уровнях:

Первый уровень – знания-знакомства. На этом уровне учащиеся должны среди нескольких понятий, ситуаций правильно найти тот ответ, который предъявлен для опознания;

Второй уровень – знания-копии. Учащиеся должны воспроизвести сведения о тех или иных понятиях самостоятельно, без опоры, а также применять знания о них в стандартных (знакомых) ситуациях.

Третий уровень – знания-умения, навыки. Учащиеся должны уметь решать поставленную задачу в ситуациях, не всегда стандартных, за определенный промежуток времени.

Тематическое планирование:

Тема занятия

Кол-во часов

Город, в котором мы живём и возможные опасные ситуации. Для сего нужно знать и соблюдать Правила Дорожного Движения. История их возникновения: как было раньше и как сейчас.

2 часа

Причины несчастных случаев на улицах и дорогах

2

Участники дорожного движения и регулировщик

2

Транспортные средства

2

Дорога и её элементы:

2

Обязанности водителей

1

Обязанности пешеходов

1

Обязанности пассажиров

1

Организация дорожного движения: светофорное регулирование

3

Сигналы регулировщика

2

Регулируемый и нерегулируемый перекресток

2

Виды пешеходных переходов:

  • подземный,
  • наземный,
  • надземный

1

Дорожные знаки: предупреждающие знаки

3

Знаки приоритета

3

Запрещающие знаки

3

Предписывающие знаки

3

Знаки особых предписаний

3

Информационные знаки

3

Знаки сервиса, знаки дополнительной информации

3

Дорожная разметка и её характеристики:

  • вертикальная;
  • горизонтальная (продольная и поперечная);
  • разметка для пешеходов на проезжей части;
  • временная дорожная разметка.

2

Скрытая опасность на дорогах-дорожные «ловушки»

1

Кто изобрёл велосипед?

1

Велосипед и безопасность движения

2

Устройство и снаряжение велосипеда: средства защиты и экипировка

2

Правила дорожного движения для велосипедистов:

  • этика и культура поведения велосипедистов;
  • выбор безопасных маршрутов;
  • предупредительные сигналы велосипедистов;
  • велосипедная дорожка;
  • светофоры для велосипедистов.

5

Железнодорожные переезды: правила поведения пешеходов и водителей

2

Спецтранспортные средства с проблесковыми маячками

1

Поведение учащихся при ДТП

2

Основы оказания первой доврачебной помощи

15

Практическое занятие: фигурное вождение велосипеда

10

Индивидуальное вождение  велосипеда с соблюдением правил дорожного движения

10

Итоговое занятие в виде тестирования учащихся

1

Список используемой литературы:

  1. Шумилова В.В., Е.Ф. Таркова .Профилактика детского-дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе. – Волгоград:Учитель, 2007. – 222 с.
  2. Мишин Б.И.Основы безопасности жизнедеятельности. 1–11классы. Для учащихся государственных учебных общеобразовательных заведений РФ.-М.: Дрофа, 2005. Рекомендовано МО и МЧС РФ.
  3. Фролов М.П. Безопасное поведение на дорогах. 5-10 классы: программы дополнительного образования для общеобразовательных учреждений.-М.:Дрофа, 2010. – 46 с.
  4. Рыбин А.Л., Маслов М.В. Обучение правилам дорожного движения: 5-9 классы: метод.пособие.-М.: Просвещение, 2008. – 32с.
  5. Лобашкина В.А., Яковлев Д.Е., Хренников Б.О., Маслов М.В. Безопасность дорожного движения: программы для системы допюобразования детей.-М.: Просвещение, 2009. – 47с.
  6. Амелина В.Е., Фастова О.Л. Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению Правил дорожного движения. – М.: Глобус, 2006. – 264с.
  7. Правила дорожного движения Российской Федерации. Иллюстрированное издание. – М.:ЩЩЩ «Мир Автокниг», 2010. – 64с., ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗНАЙ ПРАВИЛА ДВИЖЕНИЯ КАК ТАБЛИЦУ УМНОЖЕНИЯ!

сценарий проведения мероприятия, направленного на агитацию соблюдения правил дорожного движения и профилактику дорожного травматизма детей младшего школьного возраста «Светофорик» (1-4 классы)...

Проект "Знаем правила движения как таблицу умножения"

Транспортная среда – улицы и дороги, постоянно возрастающая интенсивность дорожного движения, требуют от всех участников этого процесса умения наблюдать: осм...

Знай правила движениья как таблицу умноженья

Методическая разработка  состоит  из 3игровых форм: Конкурс- игра  «Глаз как у орла»         Викторина «Железный друг» Конкурс «П...

"Знай правила движения, как таблицу умножения"

Мероприятие в виде игры-викторины по правилам дорожного движения....

Конкурс "Знай правила движенья как таблицу умноженья"

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 5 класса по ПДД....

Кл.час - викторина "Знай правила движения как таблицу умножения"

Классный час - викторина на тему "Знай правила движения как таблицу умножения"...

КВН по правилам дорожного движения "Знай правила движения, как таблицу умножения"

Материалы городского финала игры-конкурса ""Клуб веселых и находчивых" по тематике "Безопасность дорожного движения"...