Статья "Одарённые или обычные путешественники".
статья на тему

Михайлова Наталья Александровна

Статья о путешествиях, как о возможности отыскать в себе скрытые таланты и умения.

Затрагивается проблема одарённости детей.

Рассмотрена тема детского туризма и путешествий в целом, как способ узнать окружающий мир и сабя самого, а также самосовершенствования и самораскрытия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Одарённые или обычные путешественники.

Моя образовательная программа называется "Путешествие - дорога к себе самому". И это моё педагогическое кредо, так как я верю, что любой человек может раскрыться в путешествии, отыскать в себе что-то новое, открыть неизведанное и даже стать немного другим, а точнее стать чуть больше самим собой.

Я считаю, что человека нельзя научить гениальности, но помочь ему отыскать и реализовать свои скрытые способности и таланты можно. Путешествия - это способ уйти от стандартной жизни, выйти за рамки обыденного.

Путешествие - это ещё и приключение, а значит, испытание себя, проверка на прочность друзей, возможность сформировать своё мировоззрение.

Поход - это всегда честный взгляд на себя, на группу и на окружающий мир. Это возвращение к себе настоящему, ведь только в природе человек становится сам собой, когда нет социальных масок, условностей и денежной ценности всему вокруг.

Путешествие - это большой прорыв к себе. Нередко туристы начинают заново видеть, слышать, чувствовать, ощущать, обонять... Важно дать возможность это понять, не потерять это чувство, помочь запомнить нового себя.

Я считаю, что каждый человек, пройдя хотя бы один большой, многодневный поход, меняется. Он открывает себя и дарит себе себя обновлённого.

На фоне таких открытий часто случаются инсайты (озарения) и творческие прорывы. Это важно помнить и давать детям возможность пробовать именно в походах различные формы творчества: рисование, пение, театральные миниатюры, музицирование, сочинение прозы и поэзии. А также предлагать им пробовать фотографировать, снимать видео, вести походный дневник, фиксировать наблюдения за природой, собирать материал для исследования.

Очень часто в походах просыпаются творческие, организаторские, исследовательские способности. Я говорю "просыпаются", потому что они точно были и раньше. Поход позволил открыть дверь к той или иной способности, дару.

Важным моментом каждого путешествия является то, что в группе все свои. И это не просто одноклассники. Любая походная группа - это почти семья, ведь все испытания, трудности маршрута, радости от новых мест она проходит вместе. очень велико значение доверия друг другу. А если человек доверяет окружающим, чувствует себя "в своей тарелке", то заметно снижается закомплексованность, боязнь быть непонятым. Отсюда меньше страхи и тревоги. Значит, и больше возможность выразить себя, сказать и сделать именно то, что нравится и думается тебе, не боясь наткнуться на осуждение или непонимание.

Могу точно сказать, что в путешествиях все люди обретают "коммуникативный дар".

В современном мире научить общаться детей очень сложно. То есть всё общение всецело скатывается на электронное. Чаще всего социальные сети, он-лайн игры, чаты, форумы. Человеческое общение, да ещё и задушевное почти отсутствует.

В походе общение начинается с малого: договориться о дежурстве и пропорциях каши и молока, предупреждать о препятствиях на маршруте, вместе подклеить карту или залатать байдарочную прореху. Потом рассказать, как прошёл день, что было трудно, а что порадовало, поблагодарить тех, кто помогал, высказать пожелания на следующий поход. Здесь же попутно формируется важное умение - слушать, а вместе с ним и уверенность в себе, что меня выслушают, что моё мнение важно.

Коммуникативные способности необходимы и в байдарке, чтобы не сесть на мель, и на соревнованиях, чтобы собрать носилки и донести их без поломок, и на ночном ориентировании, и в зимних походах, когда строишь огромную снежную стену.

Научившись общаться, говорить, обсуждать, у ребят возникает потребность в общении. И они до самой ночи сидят у костра и не могут наговориться. Оказывается столько всего надо рассказать. И так важна живая реакция, улыбка, ответ, молчание... Как раз тогда и появляются закадычные друзья и круг тех людей, с кем интересно поговорить, обсудить, поделиться, выслушать.

Каждое путешествие развивает и многие другие таланты. Конечно, если они есть у человека.

Когда дети приходят в наше объединение по туризму впервые, все они - школьники, это их неизменная роль. Они тянут руку, шумят, требуя внимание. Одна из задач - дать им понять, что школа - не единственная форма жизни. Потихоньку вводя их в курс туристского дела, можно дать им испытать себя и дать возможность проявить те качества, которые ранее никогда не требовались.

Например, чтобы завязать самые простые узлы, необходимо пространственное мышление. Оно же понадобится при ориентировании (некоторые ребята настолько быстро схватывают идею ориентирования, что создаётся впечатление, что они "компас проглотили").

Когда дело доходит до тренингов по оказанию первой помощи, некоторые ребята впадают в ступор, а некоторые, как заправские фельдшеры накладывают повязку, сооружают носилки и не паникуют.

Походный дневник - неотъемлемая составляющая каждого путешествия. Кто-то вносит туда сухие факты, а кто-то пишет самые настоящие литературные опусы, зачастую с иллюстрациями и стихами.

Возможно, эти дети и не станут писателями, учёными, геологами,метеорологами, сотрудниками МЧС или врачами, но они точно будут уверены в себе, самодостаточны и будут обладать прекрасным опытом.

Путешествие - это возможность испытать себя, попробовать многое, чтобы найти своё. Свою одарённость.

Именно поэтому в моей образовательной программе учтён творческий, краеведческий, спортивный компонент. Мы путешествуем круглый год: пешком, на лыжах, на велосипедах, на байдарках. Мы не забываем об экологической составляющей путешествий. Пробуем скалолазание, рафтинг, лазертаг. Мы регулярно пишем отчёты, выступаем на районных мероприятиях "Клуб путешественников", снимаем фильмы, собираем фотоотчёты, пишем стихи и прозу, собираемся шумной компанией, чтобы поиграть в настольные игры или посмотреть кино, ходим в театры и на выставки.

Человек, который путешествует, одарён знанием о том, что он уникален и самодостаточен (ведь в походах самооценка формируется и растёт), что он может творить, быть самостоятельным, анализировать и решать проблемы грамотно, находя лучшие решения, что в мире есть друзья.

Путешествующий человек обладает даром удивляться и удивлять.

Путешествующий человек одарён крепким моральным стержнем и не по наслышке знаком с терминами :добро, честность, доверие, помощь, радость, понимание. А кроме того любой турист ориентирован на здоровый образ жизни и на экологичное поведение.

Нельзя питать иллюзий относительно универсальности обнаружения одарённостей у детей путём отправления их в поход. Не каждый пойдёт в поход и не каждый пройдёт поход. Видимо, в этом тоже есть какая-то одарённость путешественника.

Любой человек рождается с огромным багажом "встроенных" данных. Развить какие-то умения и навыки можно у любого, но открыть то, чего нет никогда не получится. К сожалению, программы по обучению талантам нет.

Иногда в туризме мы сталкиваемся с проблемой слабого здоровья. Это данность. И, хотя, моя программа не насыщена спортивными мероприятиям, но и она предполагает относительно здоровых воспитанников. Но даже в этом случае есть короткие выезды, прогулки, экскурсии. Хотя и десяток прогулок не заменит одного недельного похода.

Одна из проблем - неблагополучные семьи. И финансовая сторона вопроса - самая ничтожная из всех. Ребёнка очень сложно вытащить хотя бы на самый средний коммуникативный  и социальный уровень.

Как ни странно, одна из проблем - родители и их страхи отпустить ребёнка "бог знает куда, бог знает с кем", "ведь он там не выживет". Это вполне понятный родительский страх,но оставляя ребёнка дома, взрослые подвергают его большей опасности, чем отпуская в лес или в горы. Интернет-зависимость, социальная среда в городе, просто гипер-опека вряд ли приведёт к чему-то хорошему. Ребёнок не научиться выбирать и решать за себя, не сможет сформулировать и отстаивать собственное мнение, не научится быть самостоятельным. Особенно, если в конечном итоге походы заменяются сидением дома в одиночестве, в компании телевизора или компьютера.

Конечно, семь бывают очень разные. Во многих ребёнок развивается и растёт самодостаточным. Но, в последнее время, таких семей немного. И я не говорю о неблагополучных семьях. Но чаще всего мы встречаемся с такой ситуацией: родители работают все дни напролёт (кризис как-никак), ребёнок дома за компьютером или шатается по дворам (если ему разрешено гулять одному). Встречи и общение с родителями сводятся к ужину, не всегда совместному, походам по магазинам раз в месяц, возможно совместному просмотру телевизионных программ. И это ещё хорошо, если друзья - просто компьютерные тихони, и основное общение происходит дома он-лайн. А ведь можно, с огромной вероятностью, попасть в неблагополучную компанию. дальнейший путь, к сожалению, до боли известен...

Можно ли в таких условиях отыскать в себе потаённые таланты? Можно ли стать самим собой?

Говорят, одарённый человек одарён во всём. Я соглашусь. Но так же и продолжу. Каждый человек хоть чем-то одарён. Шить пёстрые юбки, готовить морошковое варенье, подражать голосам птиц, вырезать кораблики из коры, утешать, смешить, удивлять, радоваться новому дню. В нас многое заложено с рождения. Говорят, мы используем свои возможности в лучшем случае на 1,5%, а то и меньше. В детстве мы все очень талантливы, но часто потом забываем о своих волшебных способностях.

Но есть и такие люди, которые не забывают, как быть детьми, хранят в себе этот талант, а к нему добавляют всё новые и новые открытия себя самого. С самого детства важно сохранять и беречь в себе эти маленькие таланты.

В путешествиях человек постигает сложную, но простую истину - он понимает, что живёт. Осознаёт, что жизнь - главный дар, который у него есть; он одарён жизнью. И только он может использовать этот дар, только  ему открывать себя и мир вокруг, только ему решать, выбирать, чувствовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Необычные свойства обычной воды

Урок по теме "Необычные свойства обычной воды" В 4 классе по УМК Вахрушева А.А. и др.Данная презентация демонстрируется на этапе открытия знаний и способствует более осознанному пониманию данной темы...

Внеклассное мероприятие "Тайна обычной соли"

Материал, собранный по данной теме, знакомит с таким   обычным,  на первый взгляд, веществом, как поваренная соль. В результате совместной работы обучающиеся получат много познавательно...

Статья "Необычный подход к обычному уроку. Цвет в интерьере жилого дома."

Материал, предложенный в данной статье будет интересе не только преподавателям технологии и рисования, но и всем тем кто когда либо сталкивался проблемами создания интерьера своими руками. А практичес...

О методах и формах работы с одаренными детьми в условиях обычной общеобразовательной школы

Презентация об опыте работы по выявлению одаренных детей и методах работы с ними.     Полностью презентацию можно посмотреть по ссылкеhttp://teachers.jinr.ru/archive/doc/cat_v...

Урок по химии на тему: « Все о меде. Удивительное в обычном».

Мед – это чудесный дар природы, удивительное творение пчел и цветов, это сладкое и вкуснейшее угощение. А как создается мед?...

Патриотическое восприятие обычно основывается на исторической памяти.

Классное мероприятие о ратниках  земли Владимирсой в Отечественной войне 1812 года....