Занятие по теме : Роспиь в технике БАТИК
план-конспект на тему

Кудрина Ольга Петровна

На этом занятии вы сможете познакомиться с техникой росписи по ткани - БАТИК

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_batik.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия

Роспись по ткани в технике БАТИК

Цели:

  1. Познакомить учащихся с техникой росписи ткани – батиком, с его возникновением, технологией изготовления.
  2. Научить расписывать ткань в технике холодного батика.
  3. Развивать фантазию, эстетический вкус, творческие способности.
  4. Воспитывать аккуратность, усидчивость.

Демонстрации и наглядные пособия:

Специализированная литература, видеофильм, ноутбук, монитор, выставка панно.

Раздаточный материал:

Инструкционные карты.

Материалы и инструменты:

Палитра и пипетки для смешивания красок, краски по батику, резервирующий состав, ткань (шёлк), пяльца и кнопки для натягивания ткани, бумажная клейкая лента , натуральные кисти разных размеров, соль, карандаш ТМ , фен,  рамка, утюг, фартуки.

Форма работы: индивидуальная.

План занятия: 

           I. Часть занятия теоретическая:

  1. Организационный момент.
  2. Приветствие и знакомство с темой и историй возникновения батика.
  3. Сообщение сведений о материалах и инструментах для техники   «Холодный батик»
  4. Вводный инструктаж по выполнению практической работы
  5. Видеофильм ,,Узелковый и холодный батик”.

II. Часть занятия практическая:

  1. Техника безопасности.
  2. Практическая работа: 1. часть: Изготовление панно в технике холодного батика. Нанесение резервирующего раствора на ткань учащимися.

2 часть: Окрашивание (заливка) панно акриловыми красками.

  1.  Выводы по теме холодный батик
  2. Поведение итогов
  3. Уборка рабочего места

Ход занятия:

  I. Часть занятия теоретическая:

  1. Организационный момент.
  2. Приветствие и знакомство с темой и историй возникновения батика.                                               Здравствуйте ребята. Сегодняшнее занятие будет состоять из двух частей: теоретической и практической. Но прежде чем начать занятие я хочу вас спросить: вы любите рисовать на бумаге? (вопрос к учащимся)

   Если вам надоело рисовать на бумаге, что еще можно использовать, на чем рисовать?» (вопрос к учащимся).

  «Сегодня я предлагаю Вам заняться творчеством, которое принесет несомненное удовольствие. Роспись по шелку, а именно о ней идет речь, тем и хороша, что чем глубже ее узнаешь, тем больше радости она доставляет. Художественные приемы этого вида росписи настолько разнообразны, что Вы наверняка найдете себе технику по душе (вопрос к учащимся).

Искусство ручной росписи ткани очень древнее. Зародилось оно в Индонезии на острове Ява. Еще до производства первых тканей малайцы наносили на предметы, в частности на кору, снятую с дерева, узоры с помощью расплавленного воска диких пчел, а затем окрашивали оставшиеся места растительными красителями.

Когда появились ткани, основы этого метода – нанесение рисунка расплавленным воском – стали применяться для их оформления. Дело в том, что воск, будучи нанесенным, на ткань, не пропускает через себя краситель, т.е. механически резервирует ткань, которую затем можно окрашивать. На этом свойстве воска и был основан один из древнейших методов оформления тканей – способ «батик».

Слово "батик” в переводе с яванского означает «рисование горячим воском», отсюда и название техники – «горячий батик».

В батике есть возможность создавать множество различных эффектов путем удаления воска или пасты с окрашенной ткани. Дело в том, что воск не пропускает краску, поэтому участок, который вы покрыли воском, будет светлее другого.

Батик был довольно развит в Египте. В Африке знания о батике передаются от поколения к поколению, и одни из лучших ручных изделий, изготовленных племенами, были созданы с помощью этой техники. Батик является одним из самых выразительных способов воплощения искусства в жизнь. Африка может похвастаться созданием удивительного текстильного дизайна.

В Китае и Японии также широко использовался батик – это многоцветная художественная роспись по шёлку (холодный батик). А в Индии используется технология бандан (узелковый батик, жгутовый).

История, связанная с искусством батика, очень длинна и детальна, она передается от поколения к поколению, тем самым сохраняясь.

В начале ХХ века в России изобрели резервирующий состав, не требующий нагревания. Это сделало нашу страну родиной «холодного батика». Эта техника в сочетании со свободной росписью, достаточно проста в исполнении, но в тоже время содержит некоторые технические приемы, позволяющие создавать уникальные работы

В «холодном» батике существует несколько основных техник, не овладев которыми вы не сумеете сделать красивую роспись. Холодный батик можно разделить на две крупные составляющие: – роспись с применением резерва и – свободная роспись.

Можно сделать занавеску, картину, панно, расписать шелковую блузку или ее деталь. Так что возможности неограниченны».

1. «Что бы вы выбрали сюжетом своей работы?» (вопрос к учащимся)

2. «Какие цвета вас больше привлекают: холодные или теплые?» (вопрос к учащимся)

3. «Что вам нравится больше? Работать с жанровой композицией или плоскостной?» (вопрос к учащимся)

4. Если то и другое, то нам предстоит работа в двух жанрах – как с плоскостной так и с пространственной композицией, но лист бумаги мы сегодня заменим тканью.

3. Сообщение сведений о материалах и инструментах для техники   «Холодный батик»

Учитель: «Сегодня на уроке нам понадобятся: палитра и пипетки для смешивания красок, краски по батику, резервирующий состав, ткань (шёлк), пяльца и кнопки для натягивания ткани, бумажная клейкая лента (ее приклеивают на раму, чтобы не испачкать ее краской), натуральные кисти разных размеров, соль, карандаш ТМ (для прорисовки контура), фен, (для сушки ткани)

Шелк надо обязательно выстирать – это позволит очистить его от возможных загрязнений и застрахует от пятен, образующихся на шелке при попадании на него капелек воды во время работы. Кроме того, если необходимо изделие определенного размера, важно знать, что после стирки шелк дает усадку – примерно 2–3 см на 1 погонный метр. После стирки шелк надо отутюжить и натянуть.

Вам необходимо закрепить ткань. Делается это очень легко: начинается натягивание ткани с левой кромочной стороны кнопками с расстоянием в   10-12 см. Затем натягиваем противоположную сторону. Заканчиваем процесс натягиванием двух других сторон тем же способом.

Во избежание окраски самой деревянной рамы, лучше на поверхность дерева наклеить скотч.

После того, как вы выполнили подготовительную работу, можно приступать к процессу создания вашей картины».

4. Вводный инструктаж по выполнению практической работы

Учитель: «Если вы взяли для росписи тонкий, прозрачный шелк, то рисунок можно не переводить на ткань, а наносить резерв по контурам рисунка на просвет.

Если вести трубочку с резервом по ткани слишком быстро и неаккуратно, резерв не успеет проникнуть в ткань и останется на поверхности. При росписи краска в этих местах проникнет по изнанке за контур.

Если вы проверите наводку резерва с обратной стороны ткани, то увидите, где необходимо снова нанести состав. Линии резерва с обеих сторон ткани должны совпасть.

Если капля резерва упала на ткань, ее можно растворить бензином.

Если вы затеяли большую роспись, терпеливо проработали все контуры, потратив на это не один час, а потом начали наносить краски, и,

о ужас, тут протекло, и там протекло, и здесь…Не теряйтесь. Скорее берите вновь в руки резерв и исправляйте все огрехи.

Если по ткани провести мокрой ватой, резервные линии будут хорошо видны, а краска будет лучше растекаться, но окажется менее насыщенной

Сюжет, естественно, придумывается не на ходу. На ткань нанесите задуманные контуры специальным карандашом, который после стирки сойдет.

Для росписи холодным резервом наиболее удобны непрерывные плавные линии. Например, для первых опытов лучше выбрать растительный мотив, где точность рисунка не столь важна.

После высыхания резерва расписывается каждый отдельный элемент рисунка.

Роспись получится более нежной и мягкой по тону, если предварительно каждый элемент рисунка смачивать водой.

Как и в любой технике батика, роспись надо вести от светлого к темному, тогда можно будет внести необходимые коррективы, например, очень светлый участок сделать более темным, пройдясь по нему еще раз краской.

Темный цвет осветлить уже никак не удастся».

5. Учитель: А теперь я хочу познакомить вас с видами батика. Различаются они своей технологией изготовления.

А) Для того, чтобы сделать свободную роспись надо грунтовать ткань. Сама техника напоминает живопись. Это делается для того, чтобы краски не растекались по ткани. Для грунтовки ткани используют желатин, солевой раствор, отвар из рисовой муки с добавлением желатина, крахмал. После того как загрунтованная ткань высохла, ее начинают расписывать.

Б) В технике холодного батика в качестве резерва используют резервирующую жидкость, состоящую  из бензина, резинового клея, парафина.

Чтобы начать работать резервирующим составом, баночку с ним необходимо как следуем потрясти, чтобы густой резерв, нередко дающий осадок, равномерно перемешался. Затем резерв надо набрать в специальную стеклянную трубочку с загнутым кончиком.
Для этого тонкий загнутый кончик трубочки окунаем в резерв, а верхний кончик берем в рот и осторожно втягиваем в себя, внимательно глядя на резервуар трубочки. Тянуть надо медленно и осторожно, чтобы случайно не набрать резерва в рот – это неопасно, но крайне неприятно.
Как только резервуар наполовину заполнится, надо вынуть трубочку и вытереть кончик. Трубочку можно положить на стол, но только обернув тонкий рабочий кончик тряпочкой, и строго горизонтально, чтобы резерв не вытекал ни из одного конца. Не забудьте закрыть баночку с резервом!
Можно воспользоваться для втягивания резерва в трубочку и аптечной спринцовкой. Спринцовка должна быть без пластиковой насадки, тогда ее кончик легко вставится в верхнее отверстие трубочки. Пользуясь спринцовкой, следует действовать особенно осторожно, так как регулировать силу втягивания сложнее и легко можно наполнить резервом (как всю трубочку, так и спринцовку) и всю трубочку и саму спринцовку…
Наполненной резервом трубочкой мы можем рисовать так же как карандашом по бумаге. Хотя конечно резерв в трубочке мало похож на карандашный графит. Он жидкий, может вытекать и капать.
Чтобы резерв не капал, а линии получались ровные и аккуратные, нужна тренировка. Именно поэтому сегодня на занятии мы с вами не будем использовать трубочку для нанесения резерва, а воспользуемся обычной тонкой кистью.

Для чего же нужен резерв? Резерв нужен для того, чтобы краски между собой не смешивались.   После нанесения на ткань резерв сохнет в течение 40 мин., после чего ткань можно расписывать красками. Мы же воспользуемся феном, чтобы сократить время высыхания резервирующего состава.

После того как все краски нанесены, ткань нужно запарить в автоклаве, а в домашних условиях в кастрюле. Техника запаривания сложна, а результат запаривания неизвестен. Для нашей работы воспользуемя батиком с пометкой «акрил», после того, как работы будут завершены нужно будет просто прогладить их утюгом для закрепления краски.

В) Горячий батик: в качестве резерва используют горячий воск. Его наносят на ткань в качестве контура или покрытия отдельных участков. По окончании росписи резерв удаляется с помощью утюга.

 Г) О технике узелкового батика я предлагаю вам посмотреть небольшой видеофильм.

6. Просмотр видеофильма  ,,Узелковый и холодный батик”.

 Д) Техника Сибори отличается от узелкового батика тем, что изделие или ткань складывают особым образом, а потом производят окрашивание. После окрашивания ткани в любой из данных техник производят запаривание ткани. Если изделие не требует стирки, можно вместо запаривания  прогладить утюгом через рыхлую бумагу.

Учитель:  Итак, я познакомила вас с разными техниками изготовления батика, а теперь мы переходим к практической работе.

Практическая работа:

     1. Разработка эскиза панно.

     2. Подбор материалов и инструментов.

     3. Инструктаж по охране труда, при работе с резервом, красителями, утюгом.

  1. 1 часть: Нанесение резервного роствора на тканью
  2. 2 часть: Окрашивание ткани.

7. Техника безопасности:

* У вас на столах находятся краски, кисти, ватные палочки и ткань, запяленная в пяльцы. На ней уже нанесен рисунок, который обработан резервом по контору.

* Вам остается лишь аккуратно раскрасить рисунок, но прежде чем мы приступим к работе, я расскажу вам о правилах безопасности.

* Контур рисунка мы наносили резервом, который находится в стеклянной трубочке, ей нужно пользоваться осторожно, не нажимать на нее, т.к. она может лопнуть от нажима. Резерв изготовлен на основе бензина, резинового клея, парафина, поэтому работу нужно производить вдали от огня, в хорошо проветриваемом помещении.

* Промывают резервуар уайтспиритом, поэтому работу нужно производить вдали от огня, в хорошо проветриваемом помещении.

* А теперь давайте приступим к работе.

* Выполнение практической работы учащимися.

Учитель: Практическая работа закончена. Нам остается просушить роспись, прогладить ее утюгом и оформить ее в рамку.

8. Выводы по теме холодный батик 

Учитель: «Данная техника настолько доступна, что позволяет работать в любом формате на любой плоскости. Эту технику отличает особое колористическое благородство. Прежде всего поражает сколь бесчисленное множество сочетании оттеночных смешении красок можно использовать. И все же при таком обилии сочетаний цвета рисунков, можно классифицировать в три основные группы. Это – геометрические, растительные, фигуративные и иные изобразительные мотивы.

Роспись в данной технике максимально достижима и живописные эффекты могут получится у любого трудолюбивого и творческого человека. Практическая значимость техники холодного батика многофункциональна (картина, платок, шторы, наволочка, блуза, платье)».

9. Поведение итогов

По окончанию урока проводится выставка и анализ детских работ по 3-м направлениям:

  1. Уровень овладения приемами декоративной росписи;

2. Выразительность придуманной композиции;

3. Аккуратность в выполнении работы.

10. Уборка рабочего места

Урок закончен.

До свидания.

                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект занятия на тему: Рисование в технике гуашь «Голубь»

Закрепляем  знания о свойствах гуаши, способах работы с ней....

Методическая разработка открытого занятия на тему: «Роспись салфетки в стиле Мезенской росписи»

ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКАПРЕДМЕТ: ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО...

Конспект открытого занятия по теме: «Елочка в технике изонить»

Задачи:-       формирование навыков заполнения угла в технике изонити,-       создание елочки из углов. Необходимые материалы:-...

Конспект занятия по теме: «Работа над техникой исполнения прыжков в классическом танце и акробатике»

Возраст обучающихся :13-14лет, 8 –й год обученияМесто занятия в программе: Январь, 8-ой год обучения, занятие длится 3 академических часа.Цель: совершенствование техники исполнения больших прыжков в к...

Разработка занятия по теме "Натюрморт в технике пуантилизм"

Разработка занятия  "Натюрморт в технике пуантилизм" для 2-го года обучения   изостудии....

Занятие на тему "Роспись Рождественского сувенира"

Конспект к занятию "Роспись Рождественского сувенира"  в комплекте с презентацией с таким же названием....