Работа над звуком в произведении кантиленного характера на начальном этапе (Разработка открытого урока)
методическая разработка на тему

Фадеева Наталья Александровна

Урок с ученицей 1 класса. Показаны упражнения для работы над звуком и работа над пьесой кантиленного характера. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 13._doc_1.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Работа над звуком в произведении  

кантиленного характера на начальном этапе

Разработка открытого урока

Автор: Фадеева Наталья Александровна

преподаватель МБОУК ДОД ДШИ № 68

Таштагольского муниципального района

                                                                                                    

                                                                                                     

ОТКРЫТЫЙ УРОК

Преподаватель

по классу фортепиано        Фадеева  Наталья Александровна        

Учащаяся:                          Никитина Аня – 1 класс, 7 лет

                                              изучаемое произведение:

                                               Е.Юцевич «Колыбельная»

Тема урока:                        «Работа над  звуком  в произведении

                                               кантиленного характера на начальном этапе ».

Цель:                                   Научить ребенка  звукоизвлечению, необходимому

                                              для исполнения кантилены, используя возможности    

                                              его аппарата и интонационно – слуховые    

                                              способности   ребенка; 

                                     

Задачи:                              1. Научить ребенка правильному прикосновению к  

                                                клавишам;

                                            2. Научить ребенка управлять своим аппаратом и

                                                следить за его свободой.

                                            3. Развить интонационно – слуховые способности.

                                            4. Научить ребенка  чувствовать музыку и

                                                сопереживать ей.

Форма работы:                 Индивидуальная.

Используемые методы:  Информационный: объяснение, показ.

Структура урока: 

  1. Организационный момент.

 2. Работа с ученицей 1 класса Никитиной Аней

          а) показ упражнений.

          б) работа над произведением Е. Юцевича

           «Колыбельная»:

            - проигрывание.

            - работа над звукоизвлечением.

         в) итоговое исполнение произведения.

 3. Подведение итогов работы на уроке.

           

Содержание урока

1. Организационный момент. Объявление темы урока.

     «Музыка – это искусство звука». Посредством звука мы передаем настроение и смысл исполняемого произведения. При помощи звука мы рассказываем о своих мыслях и чувствах, ожидая пробудить  эмоции и образы, возникающие у слушателей. Это может быть небольшой  музыкальный рассказ для маленьких слушателей  или серьезный музыкальный роман для взрослых.

Тема нашего урока: «Работа над звуком в произведении кантиленного характера на начальном этапе».

Что такое «кантилена»? Когда произносишь это слово, звуки как-будто плывут красиво в воздухе, потому что латинское слово «кантилена» означает «пение».

Кантиленой называют напевную мелодию.

   Сегодня на уроке мы попытаемся найти нужное для исполнения кантилены прикосновение и поработать над красивым, певучим звуком.

2. Работа с ученицей 1 класса Никитиной А.

 Работа над звуком – это синтез слухового восприятия, эмоциональности и правильно выбранного прикосновения. Проще говоря, если я, как учитель, не научу  ученика слушать и слышать все, что исходит из-под его пальцев, если я не раскрою его фантазию, не пробужу его глубинные душевные струны, если я  не научу его владеть в полной мере своими руками, то исполняемое им произведение будет чем-то  некрасивым, серым и безжизненным, состоящим из «толчков и столбиков». А звук должен быть похож на поющий человеческий голос.

Прежде всего мы должны добиться от ученика полной свободы  рук, поэтому  на начальном этапе работы с руками мы уделяем достаточно времени упражнениям.

Ученица показывает их:

В своей работе я использую некоторые упражнения  известного педагога-пианиста А. Артоболевской:

  1. «Шалтай – болтай» - руки хаотично болтаются, при этом ребенок постепенно наклоняется вниз, а затем плавно выпрямляется.
  2. «Бросок»- движение руки вперед, представляющее бросок мяча, с последующим «болтанием» внизу.
  3. «Маляр»- руки «красят» все, что угодно: стену, дверь и т.д., выполняя красивые, плавные движения вверх и вниз.
  4. «Птица, взмахивающая крыльями»- руки гибко взмахивают вверх и опускаются  вниз, как у большой птицы.

А также:

  1. Для наиболее лучшего ощущения прикосновения  используем упражнение А. Артоболевской «Поцелуйчик с карандашом». Палец подушечкой приземляется на сторону, противоположную носику карандаша.
  2. «Поглаживание». Ученик садится за инструмент, рука кладется на клавиатуру. С закрытыми глазами ученик слегка   поглаживает подушечками пальцев клавиши. При этом, я задаю вопрос: «Почувствуй, может быть, на клавишах есть бугорки или ямочки?» И ученик  начинает «прислушиваться» к чувствительности подушечек своих пальцев.

Во время начальных упражнений работы на клавиатуре сразу ставим задачи: дослушивания звука до конца и его дальнейшего движения.

  1. Упражнение «Пчелка»  (non legato). Пчелка летала, летала, устала и села тяжело на цветочек.  Кончик пальчика погружается в клавишу, ощущая ее дно, ушки слушают звук.  Звук постепенно гаснет, значит пчелке пора лететь  дальше, на следующий цветочек». При этом кончик пальчика вытягивает звук и переносит его дальше, мысленно связывая со следующим звуком.

  1. Упражнение «Радуга» - аналогичный вариант, только палец переносится все время на октаву вверх или вниз.

Перенос руки в упражнениях осуществляется гибко, напоминая форму

 радуги.

Перед тем, как показать следующие упражнения,  объясняю ученице, что наши пальчики могут быть в  разном настроении и ступать по клавишам по-разному (использую показ): уверенно, четко, бойко, шутливо  и игриво. Они могут «надеть туфельки на каблучках» и грациозно вышагивать вверх и вниз по клавиатуре, а могут «надеть теплые, мягкие шерстяные носочки и  переступать медленно, никуда не торопясь с одного пальчика на другой».       « Когда ты играешь, старайся погружаться каждым пальчиком до дна клавиши»,- говорю я.  Некоторые дети правильно откликаются на ассоциации, когда я говорю, что пальчики «давят ягодки» – не спеша и обстоятельно.

  1. «Мама» - это упражнение на освоение штриха legato из 2-х звуков

или:  «Мамочка милая» legato из 3-х звуков. Игра этих упражнений сопровождается пением, что сделает игру не статичной, а придаст ей движение.

В дальнейшем это поможет ученику достигать певучего звука и     горизонтального движения  развития музыки в работе над музыкальным произведением.

Об игре legato мы будем еще говорить в работе над произведением, т.к. техника кантилены  предполагает владение  глубоким, певучим звуком.

Работа над  произведением Е. Юцевича «Колыбельная».

Ученица исполняет  произведение.

Поскольку  Аня  первоклассница, и ее пианистические навыки находятся в начальной стадии освоения, то работа даже над небольшим  произведением для нее  будет нелегкой и кропотливой. Работа эта  включает в себя много задач:  научиться слушать звук,  извлекать такой звук, какой   требует характер произведения, научиться владеть динамикой и выстраивать фразировку, кроме того, здесь есть мелодия и аккомпанемент, и нужно уметь выстраивать их по отдельности и вместе.

Мы обговариваем характер произведения, какие приемы используются в нем, какое движение в мелодии, что представляет собой аккомпанемент.

Начинаем работу. Первые две фразы мелодии строятся на восходящем движении, заканчивающимся  опеванием тоники.

Исполняем  первую фразу. Обращаю внимание ученицы на то, чтобы каждый предыдущий звук плавно вливался в последующий. Пальцы при этом ступают мягко, без толчков, хорошо поднимаясь и  глубоко и не спеша  опускаясь в клавиши, при этом отыгравший палец так же спокойно, не резко, поднимается вверх. На начальной ступени  обучения игре  легато все движения пальцев относительно клавиш и педагога, который делает показ,  и ребенка,  должны быть  бóльшими, чем у более опытных  пианистов.  На интервалах больше секунды, я прошу  «раскрывать ладошку». При этом рука очень свободна от плеча до запястья. Добиваемся в игре звуковой ровности и певучести. Чтобы ученице было легче вести плавный ряд звуков, мы придумываем слова, хорошо ложащиеся на мелодию. Применяем также динамические оттенки. Обговариваем куда, к какому звуку  стремится мелодия и как спокойно и чуть тише и  мягче  заканчивается фраза.

Что касается терминологии в процессе  исполнения  кантилены, я всегда прошу ребенка не нажимать клавишу, а погружать в нее палец, брать звук, перед исполнением первой ноты  рука должна вздохнуть, в конце произведения или фразы, рука берет дыхание для того, чтобы звук полетел дальше, все движения руки должны быть плавными.

Работаем над  партией левой руки.  Здесь есть свои мелодические ходы, над которыми мы работаем так же, как и над  мелодией. Есть и интервалы, звуки  которых должны звучать одновременно и, учитывая  характер данного произведения  так же мягко, как и звуки мелодии.  Замах руки  на интервалах минимальный, пальцы  погружаются до дна клавиш.

Вторая половина Колыбельной – это  legato по 2 звука в обеих руках, напоминающие упражнение «Мама». Аккомпанемент здесь тоже запел вместе с мелодией. Музыка напоминает покачивания колыбельки. Мы решили, что интонационно на музыку  в этом  фрагменте ложатся слова «баю, баюшки, баю» с акцентом на первый слог.  Обе руки начинают с пятых пальцев, поэтому добиваемся хорошей опоры на мизинцы свободными, от плеча руками, и свободными, не прижатыми к корпусу локтями. Здесь нам помогают наши упражнения «Маляр» и «Птица», а точнее, ощущения во время их выполнения. И обязательно дослушиваем последний звук произведения, который  улетает и растворяется в воздухе, а  руки красиво опускаются на колени.

        В заключении ученица исполняет Колыбельную, стараясь выполнить все, о чем мы говорили на уроке.

3. Подведение итогов работы на уроке.

    Ученица имеет хорошие музыкальные данные, интеллектуально развита. У нее  развит внутренний слух и эмоционально-образное мышление, что позволяет ей правильно выполнять, поставленные  педагогом задачи, включать в рабочий процесс  свои эмоциональные, слуховые,  способности и, как результат, добиваться хорошего исполнения.

     В процессе подготовки к открытому уроку наряду с личным опытом работы педагога,  была использована следующая методическая литература:

  1. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. М.: Советский композитор,1992.
  2. Гат Й.  Техника фортепьянной игры. М.: Музыка, Будапешт: «Корвина», 1973.
  3. Либерман Е. Работа над фортепианной техникой. М.: Фигаро-центр, 1996.
  4. Тимакин Е. Воспитание пианиста. М.: Советский композитор, 1989.
  5. Хлудова Т. О педагогических принципах Г. Нейгауза/Вопросы фортепианного исполнительства. М.: Музыка, 1965.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Начальный этап обучения на уроках сольфеджио"

Первый год занятий по сольфеджио - формы и методы изучения предмета...

Методическая разработка открытого урока"Начальный этап работы над полифонией"

Полифония-вид многоголосья,получивший распространение в XVI-XVII веках и достиг наивысшего расцвета в творчестве И.С. Баха.Лишь тогда,когда каждый голос в своих повышениях и понижениях поёт самостояте...

"ФОРМИРОВАНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО АППАРАТА В РАБОТЕ НАД ПЬЕСАМИ" Научно-методическая разработка открытого урока (на примере пьес танцевального характера)

В процессе обучения игре на музыкальном инструменте создаются оптимальные условия для систематического пополнения багажа знаний учащегося, получения им самой широкой и разнохарактерной информации. Иск...

Методическая разработка открытого урока по биологии в 11 классе "Приспособленность организмов к среде обитания. Относительный характер приспособленности"

Классический урок по программе, предусматривает различные формы работы,используются карточки, таблица,схемы,прилагается два варианта тестирования по теме....

Разработка открытого урока английского языка по теме "Внешность и характер человека"

Разработка урока  английского языка «Внешность и характер человека»  включает план-конспект урока и презентацию.  Урок разработан по УМК «Английский в фокусе&raq...

Методическая разработка открытого урока по теме: "Работа в классе фольклорный ансамбль над основами вокально-хоровой работы в начальных классах"

Методическая разработка открытого урока по теме: "Работа в классе фольклорный ансамбль над основами вокально-хоровой работы в начальных классах. В работе содержаться такие разделы: пояснительная ...

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА. УЧИМСЯ РАБОТАТЬ С ФОРМУЛИРОВКАМИ ЗАДАНИЙ.

Основные виды функциональной граммотности на уроках иностранного языка, обучение детей работе с формулировками заданий для успешного достижения цели....