Модифицированная программа дополнительного образования "Цветовой круг"
рабочая программа

Никольская Екатерина Евгеньевна

Модифицированная программа дополнительного образования "Цветовой круг" для среднего школьного возраста используется ежегодно в работе учителя в системе дополнительного образования и актуальна на 2019/2020 учебный год. Результаты обучающихся свидетельствуют об успешной реализации программы.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_tsvetovoy_krug.doc567.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОДИФИЦИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ

ПРОГРАММА


дополнительного образования детей

на 2015/2016 учебный год

«Цветовой круг»

для обучающихся среднего школьного возраста (10-13 лет)

Срок реализации программы: 1 год (72 часа)

Автор программы:                                    Никольская Е.Е., к.п.н., учитель изобразительного                                                

                                                                         искусства высшей квалификационной категории

                                                                         ГБОУ ЦО №1483

                                                                         

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

к  образовательной программе дополнительного образования детей «Цветовой круг»,

педагога дополнительного Никольской Е.Е.

1.

Наименование образовательного учреждения, реализующего образовательную программу

Государственное бюджетное образовательное учреждение Центр образования №1483

2.

Адрес учреждения

105043 г. Москва, ул.7-ая Парковая, дом 1а, тел. 8(499)367-79-54

3.

Должность и ФИО ответственного работника, утвердившего образовательную программу

Директор ГБОУ ЦО № 1484 Кузнецов А.В.

4.

Полное название программы

Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «Цветовой круг».

5.

Возраст детей, на которых рассчитана образовательная программа

Средний школьный возраст

6.

Срок реализации программы

1 год

7.

Количество учебных групп, занимающихся по программе

1 учебная группа (2015/2016 учебный год)

8.

Сведения об авторе (ФИО, год рождения, домашний адрес, телефон, сведения об образовании, уровень квалификации, должность)

Никольская Екатерина Евгеньевна, 1982 г.р.; домашний адрес: г. Москва, ул. Гурьянова д.43, кв. 189, +7(985)128-51-41

Образование высшее профессиональное, Московский государственный открытый университет им. М.А. Шолохова, 2006 год,

специальность: изобразительное искусство,

квалификация: учитель изобразительного искусства.

должность: учитель изобразительного искусства и технологии высшей квалификационной категории,

Наличие ученой степени: кандидат педагогических наук по специальности 00.02 (теория и методика обучения и воспитания (изобразительное искусство), 2009 год.

9.

Характеристика программы

- по типовому признаку

Программа дополнительного образования детей  «Мастерская цвета» является модифицированной, разработанной на основе авторской программы педагога дополнительного образования  МОУ ДОД «Центр детского творчества» г. Надыма ЯНАО Сахаутдиновой Г.Г.

- по основной направленности

Программа имеет художественно–эстетическую направленность, так как ориентирована на развитие устойчивого интереса к изобразительному искусству и эмоциональной сферы обучающихся, воспитание художественного вкуса, активизацию творческого потенциала обучающихся, их мировосприятия.

Практическая направленность программы способствует раскрытию творческого потенциала обучающихся, приобретению практических творческих навыков. Реализация программы предполагает использование активных форм обучения, таких как игры, круглые столы, мастер-классы, учебно-познавательные экскурсии в музеи города, пленэры.

- по уровню освоения

Модифицированная программа дополнительного образования детей «Цветовой круг» имеет  три уровня освоения:

1 триместр - познавательный уровень, в результате освоения которого развивается интерес к изобразительному искусству;

2 триместр – развивающий уровень, который предполагает формирование практических умений и навыков в изобразительном искусстве;

3 триместр – углубленный уровень предусматривает повышение уровня специальных компетентностей обучающихся, достижение высоких показателей обученности по теории и практике изобразительного искусства.

Ожидаемые результаты

В ходе реализации образовательной программы у обучающихся формируются следующие компетенции:

Специальные:

овладение знаниями тематической профессиональной лексики и практическими навыками по изобразительному искусству.

Ключевые:

-учебно-познавательные: навыки целеполагания, планирования, анализа, рефлексии и самооценки своей деятельности; умение самостоятельно разрабатывать алгоритм познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

-информационные -  владение навыками работы с различными источниками информации;

-личностного самосовершенствования – готовность к постоянному самосовершенствованию, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию;

-социально-коммуникативные – обретение многообразной палитры психологических позиций, средств, которые помогут самовыражению в социуме, готовность и умение строить контакт в различных психологических ситуациях, возможность справляться с различными  жизненными ситуациями и работать в группе;

ценностно-смысловые - умения ставить цели, определять пути их достижения, принимать решения.

Пояснительная записка

Сегодня общество испытывает потребность в развитии личности нового типа, сочетающей в себе творческую активность со свободой мысли, так как именно творческая личность способна не только адаптироваться к изменениям, но и целесообразно, созидательно и конструктивно взаимодействовать с другими людьми, видеть проблемы и находить способы их разрешения, анализировать и планировать свою деятельность.

Специфика современной системы образования состоит в том, что она должна быть способна не только вооружать обучающегося знаниями, но и формировать у него потребность в непрерывном самостоятельном и творческом саморазвитии.

Интерес значительной части школьников к занятиям изобразительным искусством обусловил необходимость в разработке данной программы.

Появление различных программ, в том числе авторских, учебных пособий по изобразительному искусству для школ и учреждений дополнительного образования, несмотря на определенную противоречивость и непоследовательность, – результат осознания роли искусства в формировании личности ребенка, свидетельство понимания актуальности проблемы эмоционально-художественного развития детей в современном обществе: обществу необходимы творческие личности.

Разработка программ по направлению «Изобразительное искусство» создает прекрасные возможности для разностороннего развития детей, их нравственного и эстетического воспитания. Рисование развивает и умственно, и эстетически, помогает познать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать форму предметов. Оно развивает зрительную память, пространственное и ассоциативно-образное мышление, способность связывать в своем сознании далекие друг от друга явления, видеть их общность. Эти способности в сложной, быстро меняющейся действительности позволяют ребенку быстрее адаптироваться в новых условиях.

На сегодняшний день в системе дополнительного образования детей по направлению «Изобразительное искусство» нет полного программного обеспечения. Это дает возможность для поиска новых творческих идей, исследования современных эффективных методов и приемов работы с детьми.

            В условиях дополнительного образования дети могут развивать творческий потенциал, удовлетворять  индивидуальные потребности обучающихся.

Анализ содержания существующих программ по изобразительному искусству показал, что на занятиях не в полном объеме используются нетрадиционные техники рисования и художественные материалы, применение которых помогло бы детям более полно выразить свои способности и освоить новые возможности для творчества.

Владение разнообразными художественными материалами и техниками, позволяет ребенку иначе воспринимать произведения искусства, как бы «изнутри» понимать оправданность тех или иных способов изображения. Пропустив многие проблемы «через кончики пальцев», ребенок научится видеть и красоту случайных цветовых пятен и подтёков краски, штрих, наложенный особенно изящно, плавность и упругость линий, ассоциировать увиденные предметы с той или иной техникой, «мыслить в материале».

Актуальность дополнительной образовательной программы «Цветовой круг» состоит в том, что она расширяет возможности в развитии креативных способностей детей, вариативности техник рисования, стимулирует их познавательную деятельность в области современного искусства, а также в ее практической направленности.

Дополнительная образовательная программа «Цветовой круг» имеет ряд существенных отличий от типовых программ  «Изобразительное искусство», «Юный художник» для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ, одобренных Министерством образования РФ и других программ изобразительного направления.

Дополнительная образовательная программа «Цветовой круг» разработана в соответствии с Примерными требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки от 11 декабря 2006г. №06-1844).

Педагогическая целесообразность программы заключается в развитии полихудожественных способностей детей младшего школьного возраста посредством знакомства с новыми для них нетрадиционными техниками рисования и вызывающими стабильный интерес к изобразительному искусству.  

Программа составлена по принципу последовательного усложнения материала, обеспечения перспективы развития художественного творчества обучающихся. Наблюдения окружающей действительности, наброски и зарисовки с натуры помогают освоить основы реалистического изображения при выполнении заданий по памяти и воображению.

Новизна программы. В содержание данной программы включены творческие задания для детей среднего школьного возраста, которые отличаются от имеющихся на сегодняшний день заданий в учебно-методических пособиях по изобразительному искусству, насыщенных схематизмом и сухостью, меньшим интересом к решению художественно-образных задач.

Программа имеет художественно–эстетическую направленность, так как ориентирована на развитие устойчивого интереса к изобразительному искусству и эмоциональной сферы обучающихся, воспитание художественного вкуса, активизацию творческого потенциала обучающихся, их мировосприятия.

Цель программы – художественно-эстетическое развитие личности детей средствами изобразительного искусства.

Задачи программы:

Обучающие:

  • формирование у обучающихся знаний элементарных основ реалистического рисунка;
  • обучение приемам и навыкам рисования с натуры, по памяти, по представлению с использованием  нетрадиционных техник рисования и материалов;
  • ознакомление с теорией изобразительного искусства, основными терминами и понятиями;
  • овладение умениями интегрировать и синтезировать полученную информацию для преобразования ее в оригинальный художественный образ.

Развивающие:

  • развитие у обучающихся изобразительных способностей, развитие художественного вкуса, творческого воображения, пространственного и абстрактного  мышления;
  • формирование особого стиля мышления, направленного на преобразование окружающей среды, понимание основных критериев гармонической вещи, чувства стиля.

Воспитывающие:

  • приобщение к наследию отечественного и мирового искусства;
  • воспитание интереса обучающихся к художественной культуре;
  • воспитание активного эстетического отношения к действительности, миру вещей, искусству, любви к родному краю,  обеспечение содружества студийцев.

Занятия по изобразительному искусству способствуют формированию и развитию таких качеств личности, как старательность, трудолюбие, наблюдательность, целеустремленность,  эмоциональность, самокритичность, настойчивость, пытливость.

            Программа разработана с учетом возрастных особенностей обучающихся, что позволяет в полном объеме удовлетворять индивидуальные потребности каждого ребенка в процессе занятий изобразительным искусством, в развитии их творческих способностей.

           Срок реализации программы - 1 год.

Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки обучающихся с учетом санитарных норм и правил, утвержденных Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 03.04.2003г. №27 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03, СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача от 29.12.2010г .№189.

Единицей измерения учебного времени и основной формой организации учебно-воспитательного процесса является учебное занятие. Форма занятий групповая. Состав групп постоянный.

Режим реализации занятий:

1 час - два раза в неделю (среда 16.00-17.00; пятница 16.00-17.00) с учетом каникулярного времени 72 часа в год.

        Группы формируются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей без конкурсного отбора на основании заявлений родителей (законных представителей).  Наполняемость в группах – 15 человек.

Образовательный процесс осуществляется на основе личностно-ориентированного подхода и основных дидактических принципов:

  • принцип доступности;
  • принцип связи педагогического процесса с жизнью и практической деятельностью;
  • принцип научности;
  • принцип сознательности и активности;
  • принцип систематизации (последовательное усложнение материала);
  • принцип наглядности;
  • принцип единства воспитания, образования, обучения и творческой деятельности;
  • принцип интеграции.

В ходе реализации программы «Цветовой круг» предполагается использование различных форм и методов обучения: индивидуальной, парной, групповой, коллективной форм работы, работы над проектами и их презентация.

На занятиях используются следующие методы обучения:

  • словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция);
  • наглядные  (наглядные пособия, схемы, таблицы, рисунки, иллюстрации, репродукции картин, модели, просмотр  документальных и художественный фильмов);
  • практические (выполнение практических работ).

Методика занятий предусматривает проведение консультаций, собеседования, практикумов, самостоятельной работы, тестирования, предпроектных работ.

Репродуктивный метод обучения используется на стадии освоения правил работы, новых приемов и техник рисования.

С целью активизации мыслительной деятельности обучающихся на занятиях активно используется проблемное изложение материала, частично-поисковые (эвристические) и несложные проектно-исследовательские задания, направленные на активное развитие ассоциативного мышления младшего школьника, формирование умения импровизировать. Мотивация познавательной активности обучающихся инициируется через практическую направленность занятий.

Занятия строятся на основе межпредметных связей изобразительного искусства с технологией, математикой, окружающим миром и другими дисциплинами.

В образовательном процессе используются педагогические технологии:

  • личностно-ориентированного обучения;
  • развивающего обучения;
  • дифференцированного обучения;
  • самостоятельного проблемно-аналитического поиска решений.

Обучение по программе строится на основе деятельностного подхода к процессу обучения, позволяющего активно взаимодействовать в образовательном  процессе всем обучающимся. С этой целью используются следующие интерактивные методы и формы работы:

  • работа в парах,
  • работа в малых группах,
  • ролевые (деловые) игры,
  • «Дерево решений»,
  • «Мозговой штурм»
  • круглый стол
  • интерактивная лекция («обучающийся в роли педагога», «каждый учит каждого»)

В программе предусмотрены и внеаудиторные методы обучения (участие в творческих конкурсах и выставках).

Предполагаемый конечный  результат реализации программы

1. Начальный уровень сформированности ключевых образовательных компетенций обучающихся в области изобразительного искусства.

В ходе реализации дополнительной образовательной программы у обучающихся формируются следующие компетенции:

Специальные:

- овладение знаниями тематической профессиональной лексики и практическими навыками по искусству.

Ключевые:

  • учебно-познавательные: навыки целеполагания, планирования, анализа, рефлексии и самооценки своей деятельности; развитие умения самостоятельно разрабатывать алгоритм познавательной деятельности для решения задач творческого характера;
  • информационные -  владение навыками работы с различными источниками информации;
  • личностного самосовершенствования – готовность к постоянному самосовершенствованию, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала;
  • социально-коммуникативные – готовность и умение строить контакт в различных психологических ситуациях, возможность справляться с различными жизненными ситуациями и работать в группе;
  • ценностно-смысловые - умения ставить цели, определять пути их достижения, принимать решения.

2. В результате освоения программы у обучающихся формируются:

  • устойчивая потребность в занятиях изобразительным искусством;
  • креативное мышление;
  • самостоятельность в достижении поставленной цели, ответственность;
  • культура коллективного общения со сверстниками и взрослыми.

3. Результативное участие в конкурсах, выставках различного уровня.

Механизм промежуточный и итоговой аттестации

 в ходе  реализации  программы

Механизмом промежуточной и итоговой оценки результатов обучающихся в ходе реализации данной программы является контроль знаний, умений и навыков.

Начальный контроль -  в начале освоения программы (I триместр) с 10 по 20 сентября.

Промежуточная аттестация – в конце каждого триместра.

Итоговая аттестация  – в конце года с 20 мая.

           В начале освоения образовательной программы оцениваются способности ребенка к образному мышлению, развитость воображения, желание и готовность к художественному процессу.  

На основании наблюдения и анализа детских творческих работ обучающихся «условно» можно разделить на 3 группы:

  • первая  группа -  обучающиеся с базовым (школьным) уровнем подготовки в области изобразительного искусства;
  • вторая группа – обучающиеся, демонстрирующие средний уровень подготовки, имеющие способности, а также некоторые умения и навыки в изобразительной деятельности, их работы не имеют грубых ошибок, но поставленные задачи преподавателем, выполняются не всегда;
  • третья группа -  обучающиеся с высоким уровнем подготовки (способные и талантливые дети, обучающиеся в системе дополнительного образования изобразительному искусству ранее).

        Таким образом, проектируются индивидуальные подходы и альтернативные маршруты для обучающихся с разными способностями и возможностями.  

Первый вариант: для нахождения общего равновесия во время самостоятельной практической работы используются дополнительные задания для второй и третьей группы, организуется индивидуальная работа с первой группой. Второй вариант:  после объявления темы занятия третья группа работает самостоятельно, а с первой и второй группой работа ведется по подгруппам или индивидуально. Для третьей группы обучающихся, наряду с заданиями повышенной сложности, могут быть предложены работы исследовательского характера.

Для третьей группы обучающихся с высоким уровнем развития творческих способностей проектируются точки роста, т.е. демонстрация достижений в конкурсах различного уровня, организация индивидуальных выставок, освоение дополнительных тем вне учебного плана, общение в сообществах с целью обмена знаниями и приобретением опыта.

Критериями оценки результатов обучения являются:

  • самостоятельная творческая деятельность;
  • композиционное построение (выбор размера рисунка, расположения изображения в формате);
  • передача пространственных соотношений предметов (ближе - дальше, ниже - выше);
  • выразительность цветового решения, (гармоничные цветовые сочетания);
  • характер формы предметов, передача пропорций, объема;
  • колористическое решение (гармоничные цветовые сочетания);
  • владение техникой исполнения (владение художественными инструментами и материалами, способами изображения).

       Контроль ЗУН проводится в следующих формах: выставки, конкурсы, практическое занятие.

Для контроля ЗУН используются следующие методы: практическая работа с творческим заданием, самостоятельная работа, наблюдение, тестирование.

         Форма  итоговой аттестации – просмотр творческих работ.

 Критерии оценивания:

  • цельность, законченность композиции;
  • характер формы предметов, передача пропорций, объема;
  • пространственное решение;
  • колористическое решение;
  • владение техникой исполнения.

        Проверка сформированности теоретических знаний осуществляется с помощью тестирования        

         Критерии оценивания теоретических знаний:

  • соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям.

Условия реализации программы

  1. Материально-техническое обеспечение.

Кабинет для занятий полифункционален и обеспечивает атмосферу художественной мастерской, выставочного зала, лектория.  Кабинет оборудован партами, стульями в соответствии с государственными стандартами. При организации занятий соблюдаются гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для ведения образовательного процесса.

В кабинете 34 посадочных места. Имеется: меловая доска с дополнительным освещением, интерактивная доска, ноутбук, сканер, принтер, мультимедийное оборудование.

Необходимые материалы и инструменты: акварельная бумага, ватман, бумага для пастели, картон, шелк для батика, акварельные, гуашевые, акриловые краски для батика, резервы по шелку, пастель сухая и масляная, уголь, сангина, тушь, простые, цветные, масляные, акварельные карандаши, восковые мелки, кисти (щетина, белка, колонок, синтетика), перья, пластилин, цветная бумага, клей, ножницы, мыло, свеча, соль, губка  т.д.

  1. Методическое обеспечение:
  • учебно-методический комплекс, в который входит:

- словарь терминов и понятий;

- перечень расходных материалов;

- каталог аудио- и видеоматериалов;

- каталог учебного оборудования;

- каталог специальной литературы;

- каталог наглядно-демонстрационного материала (дидактический материал, таблицы, раздаточный материал, плакаты и т.д.).

  • календарно – тематическое планирование.
  • диагностический инструментарий (тестовые материалы).
  • разработки педагога информационного характера (беседы, рефераты по темам программы, викторины, кроссворды и т.д.).
  • разработки открытых учебных занятий, конспекты воспитательных мероприятий.
  • инструкции по ТБ.
  1. Дидактическое обеспечение:

- электронные, мультимедийные источники по изобразительному искусству, научно-популярные журналы по изобразительному искусству.

Образовательный процесс в кабинете изобразительного искусства №401  возможен при наличии необходимых средств обучения, обеспечивающих проведение следующих видов занятий: рисование с натуры (гипсовые фигуры, предметы быта (вазы, чайники, кувшины), цветные ткани, муляжи фруктов и овощей и т.д.), занятия декоративно-прикладным искусством, пластикой; проектирование и изготовление несложных макетов.  

Воспитательная работа.

В рамках программы предусмотрены беседы о искусстве, современных материалах, проведение конкурсов, экскурсий, посещение выставок, работа над эстетизацией предметной среды ГБОУ ЦО №1483 и т.д. Эти знания являются основой для дальнейших формообразований, разработок, работ над различными творческими проектами.

Для воспитательного  пространства характерно:

  • наличие благоприятного духовно-нравственного и эмоционально-психологического климата;
  • построение работы по принципу доверия и поддержки между всеми участниками педагогического процесса.

        Воспитательная работа имеет социально-ориентированную направленность и осуществляется в соответствии с ежегодно разрабатываемым комплексным планом воспитательной работы.

Работа с родителями.

Эффективно решить учебно-воспитательные задачи можно только в тесном сотрудничестве с родителями. В этой связи в начале учебного года с родителями подробно обсуждается содержание образовательной программы. При организации учебного процесса учитываются  интересы и увлечения ребенка.

Работа с родителями предусматривает:

  • индивидуальные консультации с целью разъяснения конкретных мер помощи ребенку в обучении;
  • обсуждение результатов продвижения ребенка в условиях педагогического воздействия.

Система показателей эффективности реализации программы

Для оценки эффективности реализации образовательной программы «Цветовой круг» определена система целевых индикаторов и показателей.

Критерий, показатель

Единица измерения

Инструментарий

1

Доля обучающихся с высоким уровнем обученности

%

Методика оценки и качества ЗУН обучающихся, методика оценки исследовательских умений и навыков

2

Доля обучающихся с высоким уровнем сформированности специальных и ключевых компетентностей

%

Мониторинг сформированности специальных и ключевых компетентностей

3

Доля обучающихся, вовлеченных в активную творческую деятельность (выставки, конкурсы, фестивали)

%

Банк  данных достижений обучающихся, портфолио.

4

Доля победителей и призеров творческих конкурсов различного уровня

%

Банк данных достижений обучающихся, портфолио.

5

Доля обучающихся с высоким и выше среднего уровнем личностного развития в процессе освоения образовательной программы

%

Мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы

6

Высокая сохранность контингента обучающихся

%

Изучение и анализ журналов учета рабочего времени педагога

Содержание разделов программы

п/п

Раздел

Количество часов

Всего

теория

Практика

1.

Организационное занятие, инструктаж по ТБ

1

1

-

2.

Рисунок

13

0.5

12,5

3.

Живопись

20,5

3

17,5

4.

Композиция

14,5

        0,5        

14

5.

Декоративно-прикладное искусство

21, 5

2,5

19

6.

Итоговое занятие. Выставка творческих работ.

1

1

7.

Итого:

72

7,5

64,5

Тематическое планирование

№ п/п

Раздел

Тема занятия

Количество часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Материалы и инструменты художника.

Инструктаж по ТБ, материалы и инструменты художника.

1

-

2.

Рисунок.

Выполнение линий разного характера (прямые, волнистые и пр.)

1

3.

Декоративно-прикладное искусство.

Орнаментальная композиция. Организация плоскости.

0,5

0,5

4.

Живопись.

Понятие тон. Тоновая растяжка.

1

5.

Живопись.

Натюрморт из трех предметов. Одноцветная живопись. Гризайль.

1

6.

Рисунок.

Рисующий свет. Трансформация плоскости в объем.

1

7.

Рисунок.

Организация пространственной среды. Карандаш. Бумага.

1

8.

Композиция.

Силуэт в изобразительном искусстве.

0,5

0,5

9.

Композиция.

Творческая работа «Силуэт» в технике аппликации.

1

10.

Живопись.

Художественно-выразительные средства живописи. Мир цвета.

0,5

0,5

11.

Живопись.

Основные, составные, родственные цвета. Упражнения.

1

12, 13.

Композиция.

«Осенний лес» с использованием основных и составных цветов.

2

14.

Живопись.

Цветовой и тоновой контрасты. Упражнения.

1

15.

Живопись.

Цветовой и тоновой контрасты «Луна в ночи».

1

16, 17.

Рисунок.

Линейная и воздушная перспектива «Городской пейзаж».

2

18.

Декоративно-прикладное искусство. Нетрадиционные техники рисования.

Техника выдувания.

1

19, 20.

Декоративно-прикладное искусство. Нетрадиционные техники рисования.

«Городской пейзаж» в технике выдувания.

2

21.

Живопись.

Техника гризайль.

1

22, 23.

Композиция.

Композиция на свободную тему в технике гризайль.

2

24.

Живопись.

Знакомство с творчеством Н. Рериха.

1

25, 26.

Живопись.

Место встречи неба и земли. Морской пейзаж.

2

27.

Живопись.

Воздушная перспектива горного пейзажа.

1

28, 29.

Декоративно-прикладное искусство.

Орнаментальная композиция «Зимние узоры».

0,5

1,5

30, 31.

Композиция.

Композиция «Новый год» (тонированная бумага).

2

32, 33.

Декоративно-прикладное искусство.

Знакомство с техникой квиллинг. Новогодняя открытка.

2

34.

Рисунок.

Изображение разных видов деревьев.

1

35.

Композиция.

Рисование по памяти «Могучий дуб».

1

36, 37.

Живопись.

Натюрморт с яблоками.

2

38, 39.

Композиция.

Рисование по представлению «Славный остров Гдетотам»

2

40, 41.

Рисунок.

Архитектурный пейзаж.

0,5

1,5

42.

Живопись.

Разноцветная вода. Отражение города в воде.

1

43.

Живопись.

Разноцветная вода. Отражение леса в воде.

1

44.

Живопись.

Разноцветная вода. Отражение гор в воде.

1

45, 46.

Живопись.

Разноцветная вода. Закат в море. Техника по-сырому.

2

47, 48.

Декоративно-прикладное рисование. Нетрадиционные техники рисования.

Монотипия «Аквариум».

2

49.

Декоративно-прикладное искусство. Нетрадиционные техники  рисования.

Краски под водой. Масляная пастель+акварель+соль.

1

50, 51.

Декоративно-прикладное искусство. Нетрадиционные техники  рисования.

Коллективный проект «Подводный мир». Масляная пастель+акварель+соль.

2

52.

Живопись.

Пруд в саду Моне. Знакомство с творчеством К. Моне.

1

53, 54.

Декоративно-прикладное искусство. Нетрадиционные техники рисования.

Пруд в саду Моне. «Водяные лилии» мелки+гуашь.

2

55.

Декоративно-прикладное искусство.

Техника выполнения витражей – клеевые картины.

1

56, 57.

Композиция.

Техника выполнения витражей. Коллективный проект «Здравствуй, Венеция»

2

58.

Живопись.

Знакомство с творчеством художника В. Серова.

1

59.

Рисунок

Портрет человека. Ракурсы. Зоны. Точки.

1

60, 61.

Живопись.

Женский портрет в живописи.

2

62, 63.

Рисунок.

Мужской портрет в рисунке.

2

64, 65.

Рисунок.

Автопортрет по фотографии.

2

66, 67, 68, 69, 70, 71.

Декоративно-прикладное искусство. Техника батик.

Роспись по ткани батик. Холодный, горячий, узелковый батик. Выполнение упражнений и несложных композиций.

1

5

72.

Итоговая выставка творческих работ, награждение активных участников конкурсов и выставок. Рефлексия творческой деятельности.

К концу  обучения обучающиеся знают:

• технику безопасности на занятиях при работе с художественными материалами, клеем, острыми и колющими предметами;

• последовательность рисования с натуры простого натюрморта, рисования по памяти и представлению;

• способы передачи объема и пространства в рисунке (характер светотени различных материалов, тоновые отношения; роль линии и штриха в передаче объема, материала и пространства);

• основные свойства цвета: цветовой оттенок, светлота, насыщенность. Их роль в работе цветовыми отношениями;

• закономерности построения композиций;

• особенности художественных материалов, технику работы ими и нетрадиционными материалами;

• особенности работы в хохломской и городецкой росписи, особенности составления орнамента;

умеют:

• рисовать с натуры, по памяти и по представлению, передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение;

• передавать цвет, объем предмета и его пространственное положение, линейную и воздушную перспективу;

• свободно работать карандашом, кистью и нетрадиционными материалами, путем смешивания красок акварели и гуаши получать нужные оттенки;

• правильно располагать лист бумаги в зависимости от характера и пространственного расположения изображаемого;

• создавать декоративные тематические композиции городецкой и хохломской росписи;

• создавать творческие работы с применением нетрадиционных техник рисования (теснение, набрызг, монотипия, граттаж, акватушь и пр.

Результаты развития личностной сферы обучающихся, опыт эмоционально-ценностных отношений:

  • выработка устойчивого интереса к занятиям изобразительным искусством;
  • развитие самостоятельности, аккуратности, трудолюбия;
  • развитие мелкой моторики рук.

Содержание программы.

Раздел  № 1 Организационное занятие

Теория:

Знакомство с обучающимися, поступившими в изостудию. Рассказ о профессии художника, демонстрация многообразия материалов, используемых в работе художника. Знакомство со значением искусства в жизни человека и видами искусства.

Форма организации занятия: групповая.

Методы и приёмы обучения: словесные (рассказ, беседа), наглядные. Применение игровых приемов для знакомства с обучающимися.

Дидактический и наглядно-демонстрационный материал: Репродукции картин известных художников И.Левитан “Золотая осень”; Ф.П.Толстой “Букет цветов, бабочка и птичка”; И.И.Шишкин “Перед грозой”; И.Е.Репин “Автопортрет” и т.д.

Материал и оборудование: мультимедийное оборудование.

Методы контроля: опрос (с элементами игры).

Раздел № 2. Рисунок

Теория:

Рисунок – вид графики. Общее понятие о строении формы и ее конструкции. Общие сведения о перспективе. Элементы линейной перспективы. Понятие о пропорциях. Перспектива геометрических тел. Средства выявления формы. Светотень и ее закономерности.

Практические занятия: 

Рисунок каркасных геометрических тел и фигур. Рисунок гипсовых моделей с натуры. Рисунок простых по форме предметов быта. Рисунок простого натюрморта из предметов быта. Рисунок гипсового слепка детали растения.  Рисунок драпировки, прикрепленной в одной опорной точке.

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.

Методы и приёмы обучения: объяснение, рассказ, познавательная беседа, наблюдение, демонстрация иллюстраций, таблиц, консультация, практическая работа.

Дидактический и наглядно-демонстрационный материал: схемы по правилам рисования предметов «со сквозной» прорисовкой конструкции, геометрических фигур, драпировки; таблицы по перспективе.

Материал и оборудование: натурный фонд: гипсовые геометрические тела, керамические изделия (вазы, кринки и т.д.), предметы быта (кувшин, вазы, кофейники, чайники), муляжи фруктов (комплект), овощей (комплект), драпировки и т.д., приборы освещения для постановок; ватман, альбом, простые карандаши различной твердости и мягкости.

Методы контроля: наблюдение, самостоятельная работа, беседа-опрос, анализ практических работ, выставление поурочного балла.

Раздел №2. Живопись

Рисование с натуры

Теория:

Краткие сведения из истории живописи. Виды и жанры живописи. Цвет поверхности предмета. Основы цветоведения. Живописные художественные материалы и техники работы. Последовательность изображения натюрморта из бытовых предметов. Гризайль.

Практические занятия:

Технические упражнения. Несложный натюрморт. Зарисовка овощей, фруктов, цветов. Натюрморт с цветами.

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.

Методы и приёмы обучения: объяснение, рассказ, познавательная беседа, наблюдение, демонстрация иллюстраций, таблиц, консультация, практическая работа.

Дидактический и наглядно-демонстрационный материал: мультимедийная презентация «Жанры живописи», таблицы по цветоведению, схемы последовательности рисования акварелью.

Материал и оборудование: натурный фонд: предметы быта (кофейники, бидоны, блюдо, самовары, подносы и др.), муляжи фруктов (комплект), овощей (комплект), драпировки и т.д.; приборы освещения для постановок; ватман, альбом, акварельные, гуашевые краски, восковые мелки, пастель, кисти, емкость для воды.

Методы контроля: наблюдение, самостоятельная работа, беседа-опрос, анализ практических работ, выставление поурочного балла.

Рисование пейзажей

Теория:

        Композиция в живописи. Последовательность изображения пейзажа акварелью, гуашью. Особенности изображения одного и того же пейзажного мотива в разное время суток. Цветовая палитра каждого времени года. Особенности изображения трав, цветов, ветвей. Секрет изображения цветов, листьев, ветвей, птиц.

Практические занятия:

Живописные этюды пейзажа в разное время суток, в разное время года, зарисовок объектов пейзажа (силуэтов деревьев, неба, облаков, воды, растений и т.д.), и т.д.

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.

Методы и приёмы обучения: объяснение, рассказ, познавательная беседа, наблюдение, демонстрация иллюстраций, таблиц, консультация, практическая работа.

Дидактический и наглядно-демонстрационный материал: мультимедийная презентация «Виды пейзажа», репродукции пейзажей «Грачи прилетели» А.К. Саврасова, «Оттепель» Ф.А. Васильева, «Рожь» И.И. Шишкина и т.д.

Материал и оборудование: мультимедийное оборудование, акварельная бумага, картон, живописные материалы: акварель, гуашь, пастель.

Методы контроля: наблюдение, самостоятельная работа, беседа-опрос, анализ практических работ, выставление поурочного балла.

Раздел № 3. Композиция

Основы композиции, тематическое рисование

Теория:

        Понятие композиция. Правила, приемы и средства композиции. Ритм. Выделение сюжетно-композиционного центра. Золотое сечение. Сущность понятия «Художественный образ». Законы композиции. Элементы композиции.

Практические занятия:

Рисование сюжетов к литературным произведениям, сказкам, изображение городских мотивов, создание фантастических образов в рисунках, выполнение панно, коллажей.

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.

Методы и приёмы обучения: объяснение, рассказ, познавательная беседа, демонстрация иллюстраций, таблиц, консультация, практическая работа.

Дидактический и наглядно-демонстрационный материал: схемы и таблицы «Виды изображений, содержащих художественный образ», «Законы композиции», «Элементы композиции», «Приемы композиции», «Средства изображения», репродукции: К. Брюллов «Последний день Помпеи», В. Серов «Портрет М.Н. Ермоловой», З. Серебрякова «За туалетом. автопортрет», В. Попков «Старость», П. Федотов «Сватовство майора», С. Краснов «Ода Взлетевшему острову», А. Буганин «Натюрморт», К. Петров-Водкин «Купание красного коня», Б. Кустодиев «Большевик» и т.д.

Материал и оборудование: мультимедийное оборудование, ватман, акварельные, гуашевые краски, простые и цветные карандаши, восковые мелки, пастель сухая и масляная, картофель, кисти, емкость для воды.

Методы контроля: наблюдение, самостоятельная работа, беседа-опрос, анализ практических работ, выставление поурочного балла.

Рисование по памяти и воображению на свободную тему

Теория:

Рисование на свободную тему предлагается рисование композиции на тему выбранную самим обучающимся и выполняемую самостоятельно.

Практические занятия:

Рисование сюжетов и событий из жизни, сказок, мифов, литературных произведений, фильмов, мультфильмов, а также семьи, друзей, пейзажей и т.д.

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.

Методы и приёмы обучения: беседа, практическая работа.

Материал и оборудование: материал на выбор обучающихся.

Методы контроля: наблюдение, анализ практических работ.

Раздел № 4. Декоративно-прикладное искусство

Теория: Знакомство с нетрадиционными техниками рисования с наглядным показом педагога.

Практические занятия: пальчиковое рисование, способы тиснения, овладение техникой пуантилизм с использованием картофеля, выполнение монотипий с последующей прорисовкой композиции, техника набрызга и печатание листьями, рисование на мятой бумаге и по-сырому, узелковая техника батика и холодный батик.

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.

Методы и приёмы обучения: объяснение, рассказ, познавательная беседа, демонстрация иллюстраций, таблиц, консультация, практическая работа.

Дидактический и наглядно-демонстрационный материал: Примеры творческих работ выполненные в нетрадиционных техниках рисования (выдувание, монотипия, граттаж, роспись по ткани – батик). Схемы с правилами и последовательностью рисования в различных нетрадиционных техниках.

Материал и оборудование: мультимедийное оборудование, альбомные листы для упражнений и эскизов, ватман, подрамники, цветная бумага, акварельные и гуашевые краски, акриловые краски, мыло, картофель, пастель сухая и масляная, емкости для воды, шелк, резервирующий состав, трубочки для резервирующего состава, соль крупная и мелкая, мочевина, свечи, тушь, кисти, зубная щетка.

восковые мелки, пастель, кисти, емкость для воды.

Методы контроля: наблюдение, самостоятельная работа, беседа-опрос, анализ практических работ, выставление поурочного балла.

Информационное обеспечение программы:

Список литературы для педагога

  1. Агеева И.Д. Занимательные материалы по изобразительному искусству. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – С. 160
  2. Балдано И.Ц. Мода XX века: Энциклопедия. М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2002. – С.400
  3. Вайдорф-Сысоева М.Е., Крившенко Л.П. Педагогика: Краткий курс лекций. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – С. 254  
  4. Грашин А.А. Методология дизайн-проектирования элементов предметной среды. Учеб. пос. М.: Архитектура - С, 2004. – С. 232
  5. Гильман Р.А Художественная роспись тканей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 2004. – С. 160  
  6.  Розенсон И. Основы теории дизайна. — СПб.: Питер, 2006. — С. 224 
  7. Дизайн: Основные положения. Виды дизайна. Особенности дизайн-проектирования. Мастера и теоретики. Илл. слов. - справ. Под общей ред. Г.Б. Минервина, В.Т. Шимко. М.: Архитектура - С, 2004. – С. 288
  8. Давыдов С.Г. Батик: Техника. Приемы. Изделия. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. – С. 184
  9. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.-граф.фак.пед.ин-тов -3-е изд., доп. И перераб. – М.: АГАР, 2000. – С. 256
  10. Минервин Г.В. Основные задачи и принципы художественного проектирования. Дизайн архитектурной среды. Уч. пос. М.: Архитектура - С, 2004. – С. 96  
  11. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись: Учебное пособие/Ю.М. Кирцер. -5-е изд., стер. – М.: Высшая школа, 2003. С. 272
  12. Ли Н.Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник. – М.: Эксмо, 2007. – С. 480
  13.  Николаев В.А. Ландшафтоведение. М., 2005. – С. 96
  14. . Photoshop. 100 простых приемов и советов/ Линетт Кент; Пер. с англ. Готлиб О. В. – М.: ДМК Пресс, 2010. – С. 256
  15. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2003. – С. 368
  16.  Устин В.Б. Учебник дизайна. Композиция, методика, практика. – М.:АСТ: Астрель, 2009.- С.-254
  17. Устин В.Б. Художественное проектирование интерьеров. Учебник/ В.Б. Устин. – М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010. –С.288
  18. Шимко В.Т. Основы дизайна и средовое проектирование. Уч. пос. М.: Архитектура - С, 2004. – С. 160  
  19.  Харрисон Х. Рисунок и живопись. Полный курс./ Пер. Е.Зайцевой. – М.: Эксмо, 2005. - С. 325
  20. Харрисон Х. Энциклопедия акварельных техник. Наглядное пошаговое руководство и вдохновляющая галерея законченных работ: пер. с англ. Герасиной О., Давыдовой А. – М.: Астрель, 2005. – С. 192
  21. http://www.designspb.ru/wp-content/uploads/2010/06/Medvedev_17-25.pdf
  22. http://photoshop.demiart.ru/
  23. http://www.photoshop-master.ru/
  24. http://festival.1september.ru

Рекомендуемая литература для детей и родителей:

  1.  Зайцева А.А. Модный декупаж. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА., 2009. – С. 80
  2.  Зайцева А.А. Роспись по стеклу. – М.: ЭКСМО, 2010. – С. 64
  3. Зайцева А.А. Папье маше: коллекция оригинальных идей. – М.: ЭКСМО, 2010. –

С. 64

  1. Зайцева А.А. Мозаика у вас дома: техники, идеи, решения. – М.: ЭКСМО, 2010. – С.64
  2. Лин, Майк В. Современный дизайн. Пошаговое руководство. Техника рисования…/ Пер. с англ. О. П. Бурмаковой. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – С. 199
  3. Уроки батика: шаг за шагом: пер. с анг. – М.:АСТ: Астрель, 2006. – С. 32
  4. Уотт Ф. Я умею рисовать/ Пер. с англ. О. Солодовниковой. – М.: РОСМЭН-ИЗДАТ, 2004. – С. 96
  5. Уотт Ф. Как научиться рисовать: Универсальное пособие для детей и взрослых/ Пер. с   англ. М.Д.Лахути. – М.: Росмен-Пресс, 2002. – С. 96
  6. Гуашь: шаг за шагом: пер. с англ. – М.: Астрель, 2005. - С. 126
  7. http://designbank.ru/photoshop-source/shablony/10263-shablon-dlya-fotoshopa-dlya-podrostka.html

Список аудио и видео материалов:

  1. Мировая художественная культура: Мультимедийное учебное пособие. – М.: Просвещение – МЕДИА, 2004
  2. Шедевры мировой культуры на СD-ROM. – М.: Просвещение – МЕДИА, 2004

(включает в себя диски - «Портрет», «Пейзаж», «55555 шедевров мировой живописи», «5000 шедевров рисунка», «5000 шедевров гравюры).

  1. РУССКИЙ МУЗЕЙ. 4 серии. — М., 1983
  2. МУЗЕЙ «ЭРМИТАЖ». 3 серии. — М., 1993
  3. ЧУДЕСА СВЯЩЕННЫЕ И ЗАГАДОЧНЫЕ. // Великие чудеса света. Ч. 3. — М.: «Ридерз Дайджест», 1997
  4. П.И. Чайковский «Времена года» Игорь Лазько (фортепиано) Запись 1983-84 гг.

 


Учебно-методический комплекс

(краткий словарь специальных терминов, инструкция по ТБ)

        

Краткий словарь специальных терминов

Абрис – линейные очертания изображаемой фигуры, ее контур.

Абстрактное искусство, абстракционизм (от лат. Abstractio - отвлечение). Одно из наиболее распространенных направлений в современном искусстве. Для него характерны отказ от изображения реальной действительности, предметов, человека, ликвидация художественной образности. Абстрактное искусство приходит к разрушению формы, отрицает рисунок, композицию, превращает картину в беспорядочное нагромождение пятен (отсюда ташизм, от франц. Tache - пятно) или линий. Скульптурные изображения подменяются хаосом случайно взятых предметов (гвозди, проволока и т.д.)

Авангард, авангардизм - стремление порвать с реалистическим искусством, создать нечто противоречащее установившимся нормам художественного вкуса и эстетическим понятиям. Модернистские установки - отрицание культурного наследия, преувеличение роли субъективного начала и формы в искусстве. Первым последовательно модернистским художественным направлением был кубизм, заменивший принцип познания действительности средствами искусства формальным экспериментаторством.

Автопортрет – портрет, в котором художник изображает самого себя.

Ахроматические цвета – белый, серый, черный; различаются только по светлоте и лишены цветового фона.

Бренд - дизайн, разработанный для определенного товара в стиле, отличающимся и выделяющий его на рынке сбыта, посредством упаковки, графических знаков, логотипов и мультимедиа технологий.

Верстка - действие от глагола верстать. Соединять отдельные части набора и разбивать их на равные полосы (страницы) определенного формата в той последовательности, в какой они должны быть даны в книге, газете и т.п.

Веб-дизайн [от англ. web design] - Это визуальное оформление веб-страниц. Он играет такую же роль для сайта, как полиграфический дизайн и верстка для бумажного издания. Часто «веб-дизайном» называют веб-разработку, то есть дело создания сайта вообще: проектирование структуры, навигации и иногда даже движков сайта.

Виньетка [фр. vignette] - Небольшое графическое изображение, являющееся элементом украшения печатной продукции. Виньетка может быть символической (эмблема), декоративной, сюжетной. Книжная виньетка, например, помещается в качестве заставки или концовки на обложке или как орнаментальное оформление буквицы, должна отличаться лаконичностью в средствах изображения, соответствовать характеру оформления книги и ее содержанию. Размер и положение виньетки устанавливается исходя из композиционных соображений.

Воздушная перспектива – изменение цвета, очертания и степени освещенности предметов, возникающее по мере удаления натуры от глаз наблюдателя, вследствие увеличения световоздушной прослойки между наблюдателем и предметом.

Гравюра – один из видов графики, позволяющий получать печатные оттиски художественных произведений, выполненных на твердом материале (дерево, металл, линолеум и т.д.). Существуют разновидности гравюры: эстамп, гравюра станковая и книжная, гравюра выпуклая и углубленная.

Графика – искусство рисования, письма и черчения; графика, или графические искусства, - группа изобразительных искусств (рисунок, гравюра), в которых, в отличие от живописи, основным средством изображения являются линия и штрих.

Граттаж – способ выполнения рисунка путем процарапывания бумаги пером или другим острым инструментом.  

Гризайль – 1) техника исполнения, 2) произведение,  выполненное кистью одной краской (преимущественно черной или коричневой), изображение создается на основе тональных отношений (тонов различной степени светлоты).

Декоративно-прикладное искусство – вид пластического искусства, тесно связанного с бытом народа и поэтому использующего народные традиции. Художественные средства обычно подчинены практическому назначению предмета и обусловлены особенностями материала и техники.

Дополнительные цвета – два цвета, дающие белый и при оптическом смешении (красный с голубовато-зеленым, оранжевый с голубым, желтый с синим, фиолетовый с зеленовато-желтым, зеленый с пурпурным). При смешении этих пар дополнительных цветов получаются оттенки с пониженной насыщенностью. дополнительные цвета нередко называют контрастными.

Дизайн – это проектирование объектов, в которых форма соответствует их назначению, соразмерна фигуре человека, экономична, удобна и при этом еще и красива.

Жанр – понятие, объединяющее произведения по признакам сходства тематики. В изобразительном искусстве различают жанр натюрморта, интерьера, пейзажа, портрета, сюжетной картины. Жанр бывает бытовой, исторический, батальный.  

Живопись - один из главных видов изобразительного искусства, передающий разнообразное многоцветие   окружающего мира. По технике исполнения живопись подразделяется на масляную, темперную, фресковую, восковую, мозаичную, витражную, акварельную, гуашевую, пастельную. По жанрам различают живопись станковую, монументальную, декоративную, театрально-декоративную, миниатюрную.

Живопись по сырому – технический прием масляной и акварельной живописи. При работе маслом необходимо окончить работу до подсыхания красок и исключить такие этапы, как подмалевок, лессировки и повторные прописки. В акварели перед началом работы по сырому бумагу равномерно смачивают водой. Когда вода впитается в бумагу и немного просохнет, начинают писать. Мазки краски, ложась на влажную поверхность, расплываются, сливаются друг с другом, создают плавные переходы. Так можно добиться мягкости в передаче очертаний предметов, воздушности и пространственности изображения.

Зарисовка – рисунок с натуры, выполненный преимущественно вне мастерской с целью собрания материала для более значительной работы или как упражнение.  В отличие от наброска исполнение зарисовки может быть очень детализированным.

Икебана — в переводе с японского языка означает «сохранение цветов во второй жизни» и является древним оригинальным искусством цветочной аранжировки в Японии.

Интерьер – внутренний вид, внутреннее пространство здания, любого помещения, а также изображение его в искусстве. Под интерьером понимается внутренне пространство со всеми его элементами: отделкой, драпировками, росписями, фресками, утварью и т.д.

Кашпо — декоративное устройство из керамики, пластмассы, дерева, лозы для размещения цветов в интерьере и на открытом воздухе.

Компью́терная гра́фика (также маши́нная гра́фика) — область деятельности, в которой компьютеры используются как инструмент для синтеза (создания) изображений, так и для обработки визуальной информации, полученной из реального мира. Также компьютерной графикой называют результат такой деятельности.

Клумба — группа деревьев и кустарников на открытой поляне в пейзажном парке, сформированная в виде круга или овала: с середины XIX в. клумбой называют цветник с геометрической формой плана, расположенный на пересечении дорожек, перед главным входом в здание, у пьедестала статуи. Клумба имеет значительно меньшую площадь, чем партер. Создают их из однолетних и двулетних цветочных растений.

Кулиса — группа деревьев или кустарников, ограничивающая вид на открытое пространство ландшафтного объекта или окружающая ландшафт.

Куртина — ландшафтное пространство, ограниченное дорожками.

Коллаж – с французского переводится как «приклеивание», «наклейка»- распространенная  в искусстве 20 века техника создания картины, состоящая в применении различных наклеек из плоских или объемных материалов.

Композиция – структура произведения, согласованность его частей, отвечающая его содержанию; поиски путей и средств создания художественного образа, поиски наилучшего воплощения замысла художника. К композиционному построению относится размещение  изображения в пространстве – реальном (в скульптуре) или на картинной плоскости (в живописи и графике) в соответствующих замыслу размере, формате и материалах.

Монотипия – вид печатной графики. Техника монотипии заключается в нанесении красок от руки на идеально гладкую поверхность печатной формы с последующим печатанием. Можно получить только один оттиск.

Набросок – рисунок небольшого размера, быстро и лаконично исполненный художником.

Натюрморт – жанр изобразительного искусства, который посвящен изображению окружающих человека вещей, размещенных, как правило, в реальной бытовой среде и композиционно организованных в единую группу.

Объем – изображение трехмерности формы на плоскости осуществляется правильным конструктивным и перспективным построением предмета. Другими важными средствами передачи объема на плоскости являются градации светотени, выраженные цветом: блик, свет, полутень, тень собственная и падающая, рефлекс.

Орнамент – с латинского переводится как «украшение» - узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении геометрических или изобразительных элементов.

Основные цвета, или главные цвета – цвета, которые не могут быть составлены из других. Это красный, синий и желтый.

Палитра- перечень красок, которыми пользуется художник.

Перспектива – происходит от латинского слова «ясно вижу»- система изображения на плоскости пространства и объемных тел, их удаления от наблюдателя.

Портрет – изображение человека с передачей его характерных особенностей и психологических характеристик.

Пропорция – мера частей, соотношение размеров частей друг к другу и к целому.

Пуантилизм – особая манера в живописи мелкими мазками имеющую форму точки, узкой полоски. Художественный критик Феликс Фенеон употребил термин пуантилизм (живопись точками) при описании знаменитой картины Сера «Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт», откуда и возник термин «пуантилизм».

Рисунок – какое-либо изображение, выполняемое от руки с помощью графических средств – контурной линии, штриха, пятна. Рисунок выполняется, как правило, одним цветом либо с более или менее ограниченным использованием разных цветов.

Сграффито, граффито – техника процарапывания, соскабливания металлическими инструментами нанесенных друг на друга двух-трех разноцветных слоев краски или тонкой штукатурки.

Скрапбукинг – это не только рукодельное творчество с бумагой (открытки, альбомы, странички и т.д.), это отдельное направление с дизайнерскими идеями в интерьере, одежде. Скрап-стиль - это удачное, со вкусом, стильное сочетание казалось бы, чужеродных, разных по фактуре, цвету и материалу вещей. Эксклюзивный блокнот или органайзер, упаковка для подарка, коллаж, часы, абажур, джинсы и… как утверждают увлекающиеся скрапбукингом творцы: «скрапить можно все!»

Кардмейкинг (изготовление открыток ручной работы) – это еще одно из направлений, которые мы предлагаем на мастер-классах.  

Симметрия – такое строение предмета или композиции произведения, при котором однородные части располагаются на одинаковом расстоянии от центральной оси любого объекта, занимающего центральное положение по отношению к ним. Нарушение симметричного строения у объектов, которым свойственно наличие симметрии, называется асимметрией.

Стилизация – обобщение схематическое изображение и условность рисунка, формы, цвета, объема; символическое представление одного из стилей прошлого; подражание какому-либо стилю.

Техника – мастерство, совокупность знаний, навыков, способов и приемов, с помощью которых выполняется художественное произведение (почерк, штрих).

Эскиз – подготовленный набросок к произведению, отражающий поиски наилучшего воплощения творческого замысла.

Этюд – небольшое художественное произведение вспомогательного характера, выполненное с натуры для тщательного ее изучения.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ В КАБИНЕТЕ ИЗО

Требования безопасности труда при работа с ножницами:

  • класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя
  • передавать ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями
  • не оставлять ножницы в закрытом виде
  • не резать ножницами на ходу. Не подходить к товарищу во время резания
  • не работать ножницами с ослабленным шарнирным креплением
  • не держать ножницы концами вверх
  • при работе следи за линией реза и за пальцами левой руки, поддерживающей обрабатываемый материал.

 Требования безопасности труда при работе чертежными инструментами

(циркулем, угольником, карандашом):

  • работу начинай с разрешения педагога
  • во время работы чертежные инструменты используй по назначению
  • не работай не исправными инструментами, ни в коем случае не бери их в рот
  • во время работы чертежными инструментами будь внимателен, не разговаривай и не отвлекайся
  • передавай циркуль товарищу тупым концом
  • не носи в карманах чертежные инструменты
  • не бросай товарищу треугольник, циркуль, карандаш. Передавай из рук в руки
  • завершении работы циркуль положить в специальный  футляр (упаковку, готовальню), линейку, карандаш в пенал.                                                      


 

Комментарии

Никольская Екатерина Евгеньевна

Результаты работы по программе представлены в разделе «Мое портфолио»